Не признали власти Иоанна VI Кантакузена и Фессалоники. Жители города публично сжигали на кострах царские указы, не признали низложения патриарха Иоанна Калеки и избрание Исидора. Когда на смену умершему Фессалоникийскому митрополиту Иакинфу в 1347 г. правительство прислало св. Григория Паламу , того просто не пустили в город. Однако окруженные со всех сторон врагами, Фессалоники были обречены, и вопрос о взятии города правительственными войсками касался лишь конкретных сроков 681 . Первоначальные мероприятия Иоанна VI Кантакузена сводились, собственно говоря, к решению двух проблем – обеспечению целостности Византийской империи и ликвидации последствий Гражданской войны; и в пополнении совершенно истощенных финансов государства. Но налоговая политика императора, предусматривавшая лишь установление новых сборов, не вызвала, конечно, сочувствия у населения. И идея василевса покончить с феодальным раздроблением Империи путем передачи земельных наделов в собственность членам семьи Кантакузенов-Палеологов также привела к негативным последствиям. Кантакузена невзлюбили крупные аристократы и даже собственные дети. Например, сын Иоанна VI Мануил, получивший в 1348 г. в собственность Морею, вскоре начал проводить автономную политику, направленную на обеспечение своей независимости от Константинополя. Племянник Кантакузена Иоанн Ангел закрепился в Фессалии, сын императора Иоанна VI Матфей получил в собственность обширную область во Фракии от Дидимотиха до Христополя; свой надел получил и император Иоанн V Палеолог. Флот, который мечтал возродить Иоанн VI Кантакузен, строился очень медленно из-за отсутствия денежных средств 682 . Пользуясь слабостью Византии, ее продолжали добивать враги. В 1347–1348 гг. Стефан Душан завоевал Янину, южную часть Эпира, Акарнанию, Этолию и Фессалию. Он настолько вошел в роль «царя ромеев и сербов», что решил взять под свое покровительство Святую Афонскую гору. Сербский король неоднократно посещал Афон, а в конце 1347 г. провел там более 4 месяцев, щедро одаривая монахов деньгами и льготами по налогам – Афон к тому времени уже отошел к его владениям. Нет сомнений в том, что таким способом Стефан III надеялся поколебать авторитет Византийского императора как «благочестивейшего и святого царя всех христиан» на Балканах и утвердить симпатии авторитетных старцев Святой горы к Сербскому патриарху и к себе лично 683 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Theodore Vladimiriou seems to have been Slavic-speaking. But his Slavic surname is not quite typical for a person of Slavic origin born in Halkidiki, since in that region the prevailing variant of the name Vladimir is usually Vlado. 154 Our conclusion, therefore, is that Vladimiriou could have been a military officer of the Serbian Tsar Stefan Dušan, whose property in the vicinity of Mount Athos was probably acquired during the Serbian military expansion in eastern Macedonia in 1345–55. Eminent Bulgarian Churchmen on Athos during the Fourteenth Century In 1348 the Patriarch of Bulgaria, Theodosios of Trnovo, donated to the monastery of Zographou two books, which are currently kept in Russian collections. A note he had added to one of them reveals that he was a former monk of Zographou. 155 The identity of the Bulgarian Patriarch Theodosios, however, is problematic. During the last decades of the nineteenth century the prevailing opinion was that of the Russian scholar P. Syrku, who considered that in the mid-fourteenth century there was only one eminent Bulgarian churchman and patriarch named Theodosios who had ruled the Bulgarian Church from 1337 to about 1360–2. This Theodosios was a supporter of the hesychast movement and founder of the famous Kilifarevo monastery near the Bulgarian capital of Trnovo. 156 In 1948 A. Burmov, on the basis of the medieval Synodikon of the Bulgarian Church 157 and the Introduction to the Law Code of Stefan Dušan, 158 argued that from 1346 to 1348 the patriarch of Bulgaria was a certain Symeon, who took part in Dušan’s coronation as a tsar in Skopje at Easter, 16 April 1346. Burmov’s final conclusion was that the Theodosios of the aforesaid note was not the Bulgarian hesychast leader, but another, little-known, and rather obscure person with the same name, whom he labelled Theodosios II. 159 Burmov’s interpretation was accepted by V. Gjuzelev, 160 but was rejected by E. Trapp and I. Boilov who spoke of only one Theodosios. 161 Burmov’s arguments against the conjecture that Theodosios might have been appointed to the Bulgarian patriarchal throne twice are not very convincing: he simply stated that there was no evidence of such a practice in the Bulgarian Church. At this point special attention must be given to a text written by the Constantinopolitan Patriarch Kallistos I. This text reveals that in his youth Theodosios of Trnovo had spent some time on Athos, but was finally compelled to return to Bulgaria because of the Turkish incursions on Athos. 162

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

Сковородский Михайловский, 3-го класса, мужеский монастырь находится от Новгорода к югу в 4-х верстах 1423 на правом берегу реки Волхова, не далеко от истока оного за ручьем Шиловкою и Новгородской области, в Обонежской пятине, в Заонежской половине, в Деревяницком погосте 1424 . Наименование монастыря Сковородским объясняют различно 1425 ; но достовернее то, что местность, на которой построен монастырь, по своему углублению, отлогой высоте, плоскости и круглоте, зависящей от окружающих его холмов и вод, имеет вид сковороды. Основание монастыря, по сказанию Истории Российской Иерархии, относится к 1348 году 1426 , а по летописям к 1355 году. Если 1348-й год принять временем основания монастыря, то должно положить, что в этом году построена в нем первоначальная деревянная церковь , как большею частию и бывало при основании монастырей; а в 1355 году построена каменная церковь , о которой записано и в летописях. Основателем монастыря был ревностный святитель Моисей, уроженец новгородский 1427 , а постриженник Тверского-Отроча монастыря. Возвратившись в Новгород, он поселился на Колмове у пр. Макария, а после того был архимандритом новгородского Юрьева монастыря, и отсюда отшел на покой в близ лежавший Троицкий Коломецкий (па Ильмене) монастырь 1428 . Из этого монастыря Моисей в 1324 году был избран во архиепископа новгородского и хиротонисан в 1325 году св. митрополитом московским Петром 1429 . Но чрез пять лет в 1329 году, оставив епархию, принял на себя схиму и удалился опять на Коломцы (Колмово), а потом в Деревяницы 1430 . Здесь в схиме прожил он 13 лет; но по смерти преемника своего Василия, упрошенный Новгородцами и получивши благословение от св. митрополита московского Алексия, вторично принял кормило правления, продолжавшегося 8 лет 1431 . В это время (1354) ему пожалованы были от императора константинопольского Иоанна Палеолога и патриарха Филофея крестчатые ризы 1432 . В 1360 году св. Моисей, предчувствуя близкую кончину, оставил управление и удалился в Сковородский монастырь, где преставился и погребен владыкою Алексием 25 генваря 1362 года 1433 . Мощи его чудесным образом среди церкви обретены в этом монастыре 19 апреля 1686 года и положены на северной стороне под среднею аркою, и с этого времени открыто почивают тут между соборною и южною придельною церквами; в 1782 году митрополитом Гавриилом они переложены в бронзовую позолоченную раку 1434 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

формульных оборотов с визант. прототипами. Сравнительные исследования визант. и древнерус. формульности позволяют сделать вывод о родственной связи и нередко о близости мелодического контура в песнопениях обеих традиций (см.: Velimirovi . 1960; Floros. 1970; Strunk. 1977; Schkolnik M. 1997, 1999; Schkolnik I. 1999). Однако уже в древнейших нотированных списках заметны признаки переработки визант. мелоса и форм записи напевов: сохранившиеся древнерус. рукописи имеют очевидные отличия от визант. аналогов в фиксации как формульных, так и в особенности неформульных участков, что не допускает реконструкции песнопений без учета более поздней традиции З. р. (см.: Школьник. 1996). В З. р. набор формул каждого гласа в отдельности, своего рода лексикон, обладал также характерными ладовыми особенностями - свойственным ему комплексом опорных и заключительных тонов, определявшим «грамматику» гласового мелоса - структуру гласового звукоряда и закономерности соединения формул. Ладовая структура древнерусского осмогласия тесно связана с византийской, но имеет и существенные отличия в конкретной реализации ладовых закономерностей, обусловленные переинтонированием мелодических формул в древнерус. традиции, а иногда, вероятно, следованием архаичным визант. образцам, не совпадающим с «классической» ладовой структурой; временные координаты и последовательность происходивших изменений пока недостаточно изучены. В богослужебных книгах древнейшего периода представлены все основные стилевые разновидности З. р.- силлабическая, невматическая, мелизматическая и переходные формы. Ирмологий. 1-я пол. XV в. (ГИМ. Барс. 1348. Л. 133) Ирмологий. 1-я пол. XV в. (ГИМ. Барс. 1348. Л. 133) Простейшая по мелосу силлабическая разновидность З. р. с соотношением 1-2 звука на слог текста, фиксировавшаяся крайне редко, характерна в первую очередь для осмогласного пения псалмов вечерни и утрени. Мелодические формулы-полустишия для пения псалмов по монашескому чину (псалмовые тоны, или аллилуиарии прп. Феодора Студита) по 9 (для 3 «слав» (антифонов) 3 кафизм) в каждом из 8 гласов выписаны в качестве певч.

http://pravenc.ru/text/199937.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРКИАН И МАРТИРИЙ Мученики Маркиан и Мартирий. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. Ок. 1348 г. Мученики Маркиан и Мартирий. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. Ок. 1348 г. [Греч. Μαρκιανς κα Μαρτριος] († 343 или ок. 355), мученики К-польские (пам. 25 окт.). Обстоятельства мучения этих святых изложены в «Церковной истории» Созомена ( Sozom. Hist. eccl. IV 3). Они были приближенными сщмч. Павла I , архиеп. К-польского. Созомен называет Маркиана иподиаконом, а Мартирия - певцом (псалтом) и чтецом (анагностом). После изгнания сщмч. Павла и его мученической смерти К-польский архиеп. Македоний I стал расправляться с его сторонниками. Он отдал М. и М. на суд префекту Филиппу, возложив на них ответственность за народное возмущение в К-поле, во время которого был убит магистр конницы Ермоген (342), и за противодействие Македонию. М. и М. были приговорены к казни и обезглавлены. Они были похоронены за стеной К-поля. К этому месту люди боялись приближаться из-за появлявшихся привидений, но после погребения мучеников страхования там прекратились, а возле гробницы М. и М. стали происходить исцеления от недугов и беснования. Свт. Иоанн Златоуст начал строить над их гробницей храм, а завершил строительство архиеп. К-польский Сисиний (соч. Patria Constantinopoleos приписывает возведение этого храма имп. Феодосию II - Patria CP. III 188. T. 2. P. 275). Мученичество Маркиана и Мартирия. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 137) Мученичество Маркиана и Мартирия. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 137) Агиографическая традиция сохранила Мученичество М. и М. в 2 версиях: пространной и краткой. В обеих дается предыстория мученической кончины святых: церковная борьба в К-поле в правление императора-арианина Констанция II , начавшаяся после смерти свт. Александра I , архиеп. К-польского, ход к-рой изложен на основе «Безглавой истории» IV в.

http://pravenc.ru/text/2562354.html

136 ...роди мужеск пол... Димитрием нарекоша... – Димитрий Михайлович Грозные Очи (1299–1325), старший сын Михаила Ярославича и Анны, наследовал отцу на тверском княжении, 21 ноября 1324 г. убил в Орде князя Юрия Даниловича Московского, погубившего его отца, и был казнен по велению хана. 137 ...еще родити три сына, Александра, Константина и Василия. – Александр Михайлович (1301–1339) – второй сын Михаила и Анны; после убийства в Орде Юрия Даниловича получил ярлык на великое княжение, т. е. наследовал на великом княжении своему старшему брату; в 1337 г. получил ярлык на тверское княжение; так же как старший брат, окончил свою жизнь – был казнен в Орде по приказу хана 28 октября 1339 г. вместе со своим сыном Федором. Константин Михайлович (1306/07–1348) – третий сын Михаила и Анны; наследовал брату Александру иа тверском княжении; умер в Орде. Василий Михайлович (1309–1368) – младший сын Михаила и Анны; в 1348 г. стал великим князем Тверским, хотя ярлык получил лишь в 1352 г.; в начале 60-х гг. уступает своему племяннику Михаилу Александровичу, который и становится великим князем Тверским, а сам последние годы проводит в своем уделе, в Кашине. 140 От сего Александра... цари же и князи... – Среди потомков Александра Михайловича наиболее знамениты были его сын Михаил Александрович (1333–1399) и праправнук Борис Александрович (род. после 1398–1461), которому посвящено «Инока Фомы слово похвальное» (см. наст. изд. Т. 7). 141 ...Константин же бысть... по отцевскому наследию. – Если тверское княжение действительно являлось наследием Михаила Ярославича, то Анна, будучи ростовской княжной, никакого отношения к кашинскому княжеству не имела, а в Кашине оказалась лишь в конце своей жизни, когда там стал княжить ее младший сын. 143 ...еже бы создати великолепную каменную церковь во имя Святаго Спасова Преображения на том месте, идеже прежде древянная Святых чудотворцев Космы и Дамиана бе... – Закладка каменного Спасо-Преображенского кафедрального собора в Твери состоялась в 1285 г. Строительство было завершено в 1290 г., в 1292 г. собор был расписан. Строительство этого собора было значимым событием в жизни Владимиро-Суздальской Руси: оно было отмечено в подавляющем большинстве летописей. Космодемьянская церковь , в которой был погребен отец князя Михаила Ярославича Ярослав Ярославич (см. коммент. выше), скорее всего, сгорела в пожаре 1276 г., в результате которого в Твери осталась лишь одна церковь , коей никакие могла быть церковь Космы и Дамиана. Вероятно, церковь была отстроена заново и получила то же посвящение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

θφρων von aufrechter Gesinnung, aufrichtig: HolobTreu 550,16.– L, (PHI). καντοι, o „die Befähigten“; von Nikephoros I. gegründete Elitegarde in Kpl: VIgnat 492B. DujChron 8. Mansi XVI 309D (a.869/70). OikList 53,2; 57,8; 63,24 etc. DeThem V 7. SynaxCpl 156,57; 158,20 etc. DeCerV I 56,21; 61,27. TheophCont 20,5; 395,20. Bas В 3748, 24. τ -ον TheophCont 389,5; 881,10. JoScyl 203,88. -ος (=δομστικος τν -ων) Kommandant der Hikanatoi: DeAdmImp 50,122. KonstPorphMil С 91.478.560.663.– Soph, TLG, Duc + App I, Psaltes 303.307, ODB 647, (PB, PLP); vgl. καντισσα JaninCpl 357, LexPsel. κανω ausreichen, genügen: ThStudCatM 12 (p.77). 80 (p.559). NeophSyng I E 2,1 cod.; 8,17 cod.– L, TLG, AndrArch, LexPont, Karan. κανοδοτω als Kompensation geben: AIv 52, 10.26.42 (a.1104). APant 3,40 (a.1142).– LS, RBLG. κανοδτης, Bürge: PsChrysPG 59,489.– LS. κανοδτησις, Kompensation: AIv 52,38. 57 (a.1104).– Vgl. κανοδοσα LS, LSSup. κανολγος geschickt im Reden, eloquent: νυμφος PourDioscHell 50, А 4. κανπλοος zur Seefahrt befähigt: MM V 156 (a.1301).– Kr. κανοποιω Genüge tun, (in den Ansprüchen) befriedigen: PRK 5,98 (a.1315); 151,94 (a.1348). AEsph App. В 87 (a.1315). ADion 2,33; 41 (a.1347). ADoch 26,4.7 (a.1349) LS, LSSup, Car, Somav. κανοποησις, Befriedigung (der Ansprüche), Genugtuung, Kompensation: PRK 151,133 (a.1348). MM III 148 (a.1406). 181 (a.1431). SalConst 52,4.– Tgl, Somav, Stam, Dem. κανοποια, Genugtuung: Mansi XXII 1001 (a.1215). κανχρειος zufriedenstellend, nützlich: ThMetLuk 11,2. κανω fähig (geeignet) sein: PitAn I 643 β. Kinnam 288,23. als Kompensation leisten: AIv 52,17.21.29 (a.1104).– (LS, L, Car), Kr, AndrArch. κνωσις, Genugtuung, Kompensation, Befriedigung, Wiedergutmachung: Bas А 28.57,7 app.; В 1869,17; В 2411,10. Peira 28,6. PselPoem 8,821. EclBas 425,21; 430,10. DecrIsAng 153,185. Ausgleichung (von Grundbesitz und Steuer): DöBeitr 115,2.11; 1.17,18 etc. ALavra 56,20.43 (a.1104). AIv 52,7.32.63 etc.(a.1104). Hinlänglichkeil, Angemessenheit: Hesych λ 1542. Cusa 69 (a.1143). SidEpit 250,17 (Th. Met.). ThMetLuk 1,12; 5,16 – Tgl, TLG, Kr, ODB 931, DöBeitr 132–4.158.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Фабула апокрифических Мученичеств такая же: К. и И. принимают мученическую кончину от игемона Александра, но 3-летний К. действует и говорит, как взрослый. Святые остаются невредимыми после неимоверных мучений, воскресают и творят чудеса. В темнице К. является сатана. Впосл. ему удается «войти в сердце Иулитты» и поколебать ее решимость быть стойкой в вере при виде кипящего котла, но благодаря Кирику она преодолевает искушение. В нек-рые версии (греческую, сирийскую, арабскую, коптскую, но не в латинскую) включена т. н. молитва К. (скорее апокалиптические видения города-болота, Вавилона, железных порога и ворот), созданная, по мнению большинства исследователей, под влиянием гностицизма, а согласно Х. Грессману, она имеет иудейское происхождение. А. Дильман, Х. Штокс и Грессман считали, что молитва К. связана с «Песней жемчужины» из «Деяний ап. Фомы». В новейшем исследовании на эту тему А. Мастрочинкве высказывает предположение, что источником и молитвы К., и «Песни жемчужины» является Апокалипсис ( Mastrocinque A. From Jewish Magic to Gnosticism. Tüb., 2005). Почитание К. и И. в Византии и на Руси О раннем почитании К. на Св. земле известно благодаря каменной плите V в. из Антипатриды с надписью: «Святой великомученик Кирик» и посвященной этому святому церкви в Фасилаиде близ Иерихона, к-рая упомянута в «Луге духовном» Иоанна Мосха (PG. 87c. Col. 2949). Мон-рь во имя К. существовал в К-поле и упоминается в документах 536 и 787 гг. ( Janin. Églises et monastères. P. 293). Антоний Новгородец в 1200 г. писал, что мощи К. и И. хранились в К-поле «за Пятерицей», т. е. в квартале Петрий (Книга Паломник. С. 31). Рус. паломник диак. Зосима (1419) упоминает находившийся в Св. Софии «гроб Кирика трехлетнаго» ( Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 183). Мц. Иулитта. Роспись наоса ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Мц. Иулитта. Роспись наоса ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Значительное число частей мощей К.

http://pravenc.ru/text/1840247.html

Иоанна, отождествившим этот псевдоним св. Григория Паламы с Констасом Каламарисом, разделившим со св. Григорием ужасы плена (Introduction. 377 ), ибо тот не был святогорцем (да и форма имени не совпадает), и предлагает соотнести его или с игуменом Костамонитского монастыря Константием, или со святогорцем Константием, духовником серрской Пантанассы в 1365 г.; впрочем, по его мнению, это и не столь важно, ибо ясно, что это литературная выдумка автора. Что касается причин «псевдонимии», то, во–первых, это было ответом на аналогичный прием Григоры; во–вторых, давало преимущества для самозащиты; в–третьих, поощряемый Кантакузином к опровержению своего противника, митрополит Фессалоникийский не хочет показать Палеологу, что все еще верен экс–императору (P. K. Cristou//GPS IV. 176–177). — И. М.]. 120 Похвальное слово, 114//562.1–10 ; св. Филофей утверждает даже, что четыре трактата Против Григоры были написаны по его просьбе, что сомнительно, так как только Против Григоры III обращен к патриарху (par? tAj sAj ?giOthtoj: GPS IV. 322.6); IV трактат является его продолжением. Дружеские отношения, который св. Григорий поддерживал со св. Филофеем, вовсе не значат, что он не признавал святителя Каллиста, который также принимал его богословие, и с которым он сослужил в Константинополе (Против Григоры. I//GPS IV. 240.11–14). 121 Как показал Р. Синкевич, предложенная здесь датировка проповеди неверна. Троекратное «мы», употребленное здесь в связи с болезнью, нужно отнести не к лицу проповедника, а к пастве, которую постигла какая–то особо сильная болезнь (эпидемия). В то же время, данная беседа (31–я) имеет текстуальные пересечения с трактатом К Ксении, написанном в 1345–1346 гг. Если учесть, что вскоре после написания последнего трактата, а именно, в 1348 г., действительно, имела место эпидемия, то именно 1348 г. нужно датировать данную беседу (R. E. Sinkewicz. Introduction//Saint Gregory Palamas, The One Hundred and Fifty Chapters. A critical edition, translation and study/R. E. Sinkewicz.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Петра началась у нас обличительная проповедь против существовавшего у нас, в след за Грециею, обычая взимания епископами платы за постановления в церковные степени. В правление митр. Феогноста проповедь продолжалась. Известен в настоящее время сборник, составленный при Иване Даниловиче († 1340), который надписывается: «Книга, нарицаемая Власфимия, рекше хула на еретики, – —238— главы различныя от евангелия и от канон святых отец, в нихже обличения Богом ненавистных злочестивых духопродажных ересей». В сборнике, состоящем из 67 глав, сведены в одно место канонические постановления церкви и неканонические писания отцов против симонии или поставления на мзде. Цель сборника, как это ясно из его содержания, состоит в том, чтобы дать в нем противникам взимания платы за поставления паноплию или всеоружие для борьбы против обычая и против его защитников. К сожалению, мы не можем сообщить о сборнике ближайших сведений, потому что он известен нам только по весьма краткому описанию. 293 В правление митр. Феогноста, в 1348 г., как сообщают наши летописи, Русские наши богословы были вызываемы на международный диспут с богословами латинскими. Соседняя с нами Швеция, бывшая чрезвычайно преданною католичеству, в следствие возбуждений, деланных из Рима, решалась на такие попытки, как покорение нас-Русских латинству силою оружия. Мы говорили выше, что поход Шведов на Новгород 1240 г., в котором они потерпели страшное поражение от Александра Ярославича Невского, был ни чем иным, как крестовым их походом на нас, предпринятым с сейчас указанною целию. Через столетие с четвертью после этого поражения Шведы надумали предпринять новый крестовый поход против России. Но на сей раз, как рассказывают наши летописи, прежде чем обращаться к оружию, они вызывали наших богословов на диспут с их богословами. В Новгородской летописи под 1348 г. читаем: «Магнушь, король Свейской земли, прислал к Новогородцем, рек: пошлете на съезд свой философ, (а) аз послю свой философ, дажь поговорят (чтобы поговорили) про веру; а аз то хощу слышеть, коя будет вера лучши; а иже (если) ваша будеть вера лучши, ино аз иду в вашу веру, или паки аще наша вера лучши, и вы поидете в нашу веру, и будем вси за един чело-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010