Ч. Скржинская высказывает свою точку зрения на этот памятник: «Несомненно, что это не византийская работа и поэтому не может быть одним из тех паллиев, которые Михаил Палеолог по Нимфейскому договору обязался посылать ежегодно в собор св. Лаврентия в Генуе». Далее, объясняя сцену в верхнем ряду изображений, сопровождаемую надписью «S. Laurentius inducens altissimum imperatorem grecorum dominum michaelem ducam angelum comnenum paleologum in ecclesiam ian(uensem)», подытоживает: «Эпизод 5 – в котором указан Михаил Дука Ангел Комнин Палеолог – исторический и определяющий этот памятник» (Оп. 1. Ед. хр. 95а. Л. 163–165). Е. Ч. Скржинская также проанализировала сочинения византийских историков XIV в. – «Историю ромеев» Никифора Григоры, «Историю» Георгия Пахимера, «Историю» Иоанна Кантакузина и не только выявила в них места, относящиеся к изучаемой ею теме, но взяла на себя труд сделать переводы 11 из 37 книг сочинения Григоры, 6 из 13 книг Пахимера и многих глав из Кантакузина, относящихся к византийско-генуэзским войнам первой половины века. Перевод сочинения Кантакузина датирован 1944–1946 гг., озаглавлен «Cantacuz. I мои стр. 1–112» и «Cantacuz. II мои стр. 113–76 (так в рукописи. – А. В., Л. К.) о войне между генуэзцами и Кантакузином в 1348 г.» и содержит выписанные из боннского издания соответствующие места по-гречески и их параллельный перевод на русский язык (Оп. 1. Ед. хр. 113). Текст перевода книги XVIII «Истории ромеев» Н. Григоры, в которой повествуется о войне 1348 г. между генуэзцами и византийцами, приложен к подборке материалов по соответствующей теме (см. также тетради с греческим и русским текстами «Истории ромеев» Никифора Григоры: Оп. 1. Ед. хр. 127). В одной папке с материалами к докладу «Позднесредневековый Крым и Константинополь» (Оп. 1. Ед. хр. 23) находятся также краткое изложение содержания двух публикаций и статей к ним и выписки на греческом и латинском языках, датированные «16 июня 1924 г., пон. Дух. день» (Там же. Л. 105–108 об.). Эти материалы касаются взаимоотношений Генуи и Византии, хотя и опосредованно – через личность папы Иннокентия IV, генуэзца из рода Фиески, графов Лаванья – и относятся к тексту четырех греческих писем императора Фридриха II (известных в копиях XIII в., которые находятся в Библиотеке Лауренциана во Флоренции, 2725).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5). Оплакивание Иисуса Христа. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1348 г. Оплакивание Иисуса Христа. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1348 г. Мотив невиновности Пилата - один из центральных в этом сочинении, он восходит к свидетельствам Евангелий (ср.: Мф 27. 13 сл.; Лк 23. 20 сл.). Пилат трижды провозглашает перед участниками суда невиновность Иисуса, побуждая иудеев отпустить Его согласно местным законам (главы 3-4, 9). Более того, он оказывается знатоком и истолкователем ветхозаветного откровения о действии Бога в истории евр. народа (гл. 9). В целом Пилат представлен как собирательный образ обращенного язычника, который в знамениях и чудесах Иисуса прозревает Его божественность, поэтому именуется «не обрезанным плотью, но обрезанным сердцем» (гл. 12). На фоне его невиновности особенно выделяется изображение иудейских наставников и властителей, к-рые трижды (главы 4, 9, 13) произносят слова из Мф 27. 25: «Кровь Его на нас и на детях наших!», тем самым принимая на себя и своих потомков вину за то, что приговорили Иисуса Христа к смерти. По ходу повествования отрицательная роль иудейских старейшин усиливается: они не только стремятся приговорить Иисуса к смерти, но и подкупают свидетелей воскресения и вознесения Господа (главы 13, 14), преследуют и заточают в темницу Его учеников, напр. Иосифа Аримафейского (гл. 12). В то же время, несмотря на резкую антииудейскую направленность сочинения, автор делает важное замечание: выходя к толпе, Пилат обнаруживает, что не все иудеи желают смерти Спасителя, но многие из них проливают слезы (гл. 4). Во 2-й части апокрифа, в главах 17-27, рассказ о «Сошествии во ад» изложен от лица чудесно воскрешенных Христом Харина и Лентия - сыновей прав. Симеона Богоприимца, передающих «таинственные события, совершенные Спасителем во аде» (гл. 18). Этот рассказ сопровождается беседой верующих - свидетелей воскресения Господа, к-рые собрались в доме Н. Иисус Христос провозглашается Царем Славы (гл. 21), Который нисходит в преисподнюю как ее победитель.

http://pravenc.ru/text/2565550.html

СКОВОРОДСКИЙ-МИХАЙЛОВСКИЙ, муж. 3 класса, в 4 верстах от Новгорода, на правом берегу Волхова; состоит под управлением архимандрита. Он основан в 1348 году св. Моисеем, архиепископом Новгородским, который, по сложении с себя сего сана, жил здесь на покое и, 1362, скончался. Здесь Соб. церковь Архистратига Михаила, воздвигнутая в одно время с обителью святителем Моисеем; возобновлена в 1807 году. При ней ныне два придела: с южной стороны – св. Моисея архиепископа, существующий с 1693 и возобновленный в 1798, а с северной – Рождества Христова, вновь устроенный в 1801 году. Между соборною и южною придельною церковью, в арке, почивают открыто мощи Святителя Моисея, обретенные 19 апреля 1686 года; бронзовая позолоченная рака для них устроена в 1782 году попечением Гавриила, митрополита Новгородского. ВОСКРЕСЕНСКИЙ-ДЕРЕВЯННИЦКИЙ, муж. 3 класса, близ Новгорода, при впадении речки Деревянницы в Волхов; находится под управлением архимандрита. Обитель эта основана еще за 14 лет до построения Сковородского монастыря, именно в 1334 году, тем же Святителем Моисеем. Здесь две древние церкви: 1) Соб. Воскресения Христова, с двумя приделами: Архангела Михаила и Николая Чудотворца, возобновленными первый в 1797, а последний в 1805 годах. Храм этот, сооруженный св. Моисеем и существующий в том же самом виде слишком пять столетий, украшен стенным писанием в 1348 году св. Василием, занявшим престол архиепископский в Новгороде после удаления св. Моисея. 2) Успения Богородицы, с приделом Великомученика Никиты; она в 1414 г. сгорела и после поправлена. В этой обители жил некоторое время, оставя добровольно паству свою архиепископ Новгородский Алексий, весьма любимый и уважаемый новгородцами; здесь же скончался другой архиепископ Иоанн, они оба погребены в паперти Соборной церкви. КЛОПСКИЙ, муж. 3 класса, в 15 верстах от Новгорода, на берегу речки Варяжи. О времени основания этой обители сведений нет; известно только, что она существовала еще в начале XV века: ибо св. Михаил, сродник великих князей московских, пришел сюда, юродствуя, в 1408 году, и игуменом Феодосием принят в число братства. – В 1614 году, шведы, при нападении на Новгородские приделы, разорили Клопский монастырь, который возобновлен уже в 1641 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Утвердившись в Галлиполи и пользуясь не прекращавшимися внутренними смутами в Византии и в славянских государствах Болгарии и Сербии, турки стали продолжать свои завоевания на Балканском полуострове. Преемник Урхана, султан Мурад I, после занятия целого ряда укрепленных городов в ближайших окрестностях Константинополя, овладел такими крупными центрами, как Адрианополь и Филиппополь и, двигаясь на запад, начал угрожать Фессалонике. В Адрианополь была перенесена столица турецкого государства. Константинополь постепенно окружался турецкими владениями. Император продолжал платить дань султану. Эти завоевания поставили Мурада лицом к лицу с Сербией и Болгарией, которые к тому времени уже потеряли свою былую силу благодаря внутренним раздорам. Мурад двинулся на Сербию. Навстречу ему выступил сербский князь Лазарь. Решительное сражение разыгралось летом 1389 г. в центре Сербии, на Коссовом поле. Вначале казалось, что победа была на стороне сербов. Рассказывают, что один из сербских храбрецов, Милош Обилич, или Кобилич, пробрался в турецкий лагерь, притворился перешедшим на сторону турок и, проникнув в шатер Мурада, убил его ударом отравленного кинжала. Возникшее после этого среди турок замешательство было быстро устранено сыном убитого Мурада Баязидом, который, окружив сербское войско, нанес ему полное поражение. Попавший в плен князь Лазарь был казнен. Год сражения на Коссовом поле может быть признан годом падения Сербии. Жалкие остатки сербского государства, продолжавшие еще существовать в продолжение семидесяти лет, не заслуживают названия государства. Сербия в 1389 г. подчинилась Турции. 877 Через четыре года (в 1393 г.), т.е. уже после смерти Иоанна V, столица Болгарии, Тырново, также была завоевана турками, а немного позднее вся болгарская территория вошла в состав Турецкой империи. Незадолго до смерти престарелому и уже больному Иоанну V пришлось вынести новое унижение, ускорившее его кончину. Перед опасностью для столицы от турок Иоанн приступил к исправлению городских стен и возведению укреплений. Узнав об этом, султан приказал ему разрушить построенное, угрожая в случае отказа ослепить сына императора и наследника Мануила, находившегося в то время при дворе Баязида. Иоанн вынужден был исполнить это требование. Константинополь вступил в критическую пору своего существования. Генуя, Черная смерть 1348 г. и венецианско-генуэзская война

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

637 . Соколов И. И. Иоанн XIV//ПБЭ. СПб. 1905. 6. 981–983. 638 . Dennis G. T. The deposition of the patriarch John Calecas//JÖBG 1960. 9. 51–55. Byzantium and the Franks 1350–1420. L. 1982. 3. (Collected Studies. 150). 639 . Kresten O. Der sogenannte «Absetzungsvermerk» des Patriarchen loannes XIV. Kalekas im Patriarchatsregister von Konstantinopel (Cod. Vind. Hist. Gr. 47, F. 116v)//Byzantios. Festschrift für Herbert Hunger zum 70. Geburtstag/Ed. Hörander W., Koder J., Kresten O., Trapp E. Wien 1984. 213–219. 640 . Tsamis D. ν τ κωδ. Vat. Gr. 704 πραγματεα//EEThSTh 1973. 18. 219–252. Варлаам Калабриец (Barlaam de Seminaria, Barlaam Hieracensis) CSGL 03981; PG 151; PMA; RF 2. 448–449; TLG 3159 (Barlaam Math., Theol. et Epist.: Calabrius, Constantinopolitanus); Beck 717–719; DHGE 6, 817–832; DThC 2. 407–410; PLP 2284 1290–1348. Калабрийский монах (1330), настоятель монастыря в КНП (1330–1341), иеромонах монастыря Илии в Калабрии (1342), учитель языков (magister linguarum) в Авиньоне (1342), епископ Герасский/Калабрийский (1342–1348). С 1335 начал выступать с резкой критикой исих. практики, вызвав возражения Паламы и став зачинщиком Исихастских споров; после осуждения на Соборе 1341 бежал из Византии. Антитомист. Сочинения Антилатинские соч. 641 . Barlaam Calabro. Opere contro i Latini./Introd., testo, trad. e note a cura di Fyrigos A. 2. Città del Vaticano 1998. [Из сод.: Contra Latinos (Tractatus B). 246–465 [=TLG 3159/5]. Legatus sive De spiritu sancto. 466–480 [=TLG 3159/7]. Confutatio epistulae legatorum papae. 482–490 [=TLG 3159/8]. Contra Latinos (Tractatus A): 498–624 [=TLG 3159/4]. [StT 348]. Syntagma de processione spiritus sancti. 630–666 [=TLG 3159/6]]. 642 . Barlaam the Calabrian. Three Treatises on Papal Primacy/Introd., ed., transl. KolbabaT.//REB 1995. 53. 41–115. [Adversus Latinos 7, 12, 21]. Письма 1335/6 (ср. Первую Триаду Паламы). 643 . Barlaam Calabro. Epistole greche; i primordi episodici e dottrinari delle lotte esicaste/Studio introduttivo e testi a cura di Schiró G. Palermo 1954. XVI, 360. (Istituto siciliano di studi bizantini e neogreci. Tfesti e monumenti pubblicati da Bruno Lavagnini. Testi. 1). [=TLG 3159/2].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Вскоре епископом для Корелии (Карелии), Ингрии (Ижорской земли) и Ватланда (Водской земли) стал пресв. Фридрих Газельдорф из Гамбурга, к-рый, однако, так и не смог выехать к своей пастве. Активная христианизация корел и ижорцев происходила в 1293-1348 гг. В 1293 г. в Выборгском замке еп. Вестеросским Петром Элавием была построена часовня св. Олава. Католическая церковь существовала в крепости Ландскрона, основанной Торгильсом Кнутссоном (1300) при впадении р. Охты в Неву, в черте совр. С.-Петербурга. Год спустя новгородцы уничтожили Ландскрону вместе с церковью. К 1351 г. относятся первые упоминания о приходе в Выборге. Первоначально церковь была деревянной, а затем отстроена в камне и носила имя Девы Марии и св. Олава. В 1392 г. в Выборгском замке был основан доминиканский монастырь Девы Марии и св. Ангелов, а в 1490 г. при нем была возведена каменная церковь. Под 1403 г. впервые упоминается о францисканском монастыре в Выборге. В окрестностях Выборга действовали сельские приходы: в Эуряпяа (совр. пос. Барышево Выборгского р-на; упом. с 1348) и в Йяаски (совр. пос. Лесогорский Выборгского р-на; упом. в 1415). Известны 2 церкви в Кивеннапа (совр. пос. Первомайское Выборгского р-на), церковь в Уусикиркко (совр. пос. Поляны Выборгского р-на). В 1530-1550 гг. в связи с Реформацией в Швеции деятельность католич. структур в Выборгском окр. прервалась. Новая история католичества на территории Л. о. началась с царствования Петра I, к-рый активно приглашал на службу иностранцев. Немалую часть приезжавших специалистов составляли католики, селившиеся не только в С.-Петербурге, но и в окрестных населенных пунктах. Значительную часть католич. общины составляли военные, для окормления к-рых в 1715 г. была открыта католич. часовня в Кронштадте. В 60-х гг. XVIII в. появился католич. приход в Ямбурге (ныне Кингисепп), состоящий из этнических немцев. Позднее была образована община в Изваре. На увеличении численности католиков и рост католических приходов на территории Л. о. существенным образом сказалось присоединение к России польских территорий (1772, 1793, 1795).

http://pravenc.ru/text/2463383.html

Особенно должна была сказаться нужда в священнослужителе в то время, когда над Русской землей разразилось тяжкое бедствие – моровая язва, известная в истории под именем «черной смерти». Она появилась в пределах России около 1348 года и опустошала ее в продолжение нескольких лет, переходя из края в край, из города в город. Справедливо говорит один историк: «Ангел смерти никогда не губил вдруг столько людей с самого Ноева потопа, сколько погибло их с 1348 по 1350 и в следующие годы». Страх и ужас объял всех и каждого, уныние распространилось повсюду. Ничем нельзя было остановить грозного шествия «черной смерти», не было от нее никакого спасения. В одном Китае легло в могилу до 13 миллионов народа; вымирали целые города, становились безлюдными целые области. В Киеве, Чернигове, Смоленске и Суздале едва уцелела одна третья часть населения; в Глухове и Белозерске не осталось ни одного человека. Не успевали хоронить умерших: отпевали по тридцать-сорок человек зараз. Клали по три-пять человек в один гроб... В короткое время умерли митрополит Феогност, два сына Великого князя и сам Великий князь Симеон Иванович. В эту тяжкую годину многие православные русские люди шли в монастыри: под благодатным кровом святых обителей не так страшно было и умереть, как в среде мирской суеты; здесь каждый мог с мирной душой совершенно предать себя в волю Божию и приготовиться к смерти по-христиански. Можно ли сомневаться, что и к преподобному Сергию в его пустынную обитель в это время особенно много приходило людей, искавших у сего благодатного инока-подвижника утешения в горестях жизни, в тяжкой потере близких сердцу, мирного приготовления к переходу в будущую жизнь? И мог ли он, любвеобильный отец, отвергать сих несчастных пришельцев? Но принимая их, он должен был заботиться и об удовлетворении их духовных нужд, о напутствии приготовляющихся к смерти таинствами Церкви. Так самые обстоятельства, а лучше сказать – Промысл Божий располагал эти обстоятельства к тому, чтобы в обители Сергиевой был свой совершитель таин Божиих, а с умножением братии и свой игумен.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Среди фресковых ансамблей этой эпохи самое существенное место принадлежит росписи храма Пантократора в монастыре Дечаны в Сербии. Построенный Стефаном Дечанским до 1335 г., храм расписан был до 1348 г., при царе Душане. Постройка сознательно ориентирована на местный тип храма (Студеница), и так же облицована мрамором, хотя возводил её зодчий, приглашённый из приморского Котора – фра Вит. С.Н Радойчич выдвинул гипотезу, что мастера, расписавшие церковь Пантократора, тоже имели западную ориентацию, с чем трудно согласиться. Система декора Дечан отличается усиленным энциклопедизмом. Огромное количество композиций, солидное число циклов (более пятнадцати) представляют своего рода антологию христианства. Программа росписи продиктована желанием охватить всю христианскую историю и выйти за её пределы. В стиле росписи академизация языка раннепалеологовского возрождения идёт рука об руку с новыми поисками. Особенно интересными выглядят в этом смысле сюжетные композиции. Зона пространственной активности сдвигается в них на самый передний край изображения. Преодолевая границы, персонажи обязательно переступают разгранки, а изображённое едва не «сваливается» за пределы композиции. Диагональные, острые построения обязательно направлены из глубины к зрителю, вслед за развитием пространства. Затруднённая организация движения, динамичная и застылая одновременно, вызывает намеренное подчёркивание контраста между объёмными и плоскими частями композиции. Фигуры часто повисают в воздухе перед плоскими архитектурными кулисами. Более того, каждой фигуре или группе фигур соответствует своя архитектурная кулиса, направляющая вектор движения к передней плоскости. Резкое сочетание профильной и фронтальной проекций, неожиданные ракурсы, манерное подчёркивание неожиданно оборванных движений почти повсюду заостряют рисунок контуров, приводят к застылости поз и жестов, фиксации очень крутых поворотов голов и «вытянутых» затылков. Преувеличенная жёсткость и динамичность линейного ритма возникает как результат целенаправленного выведения композиционных связей за отчётливо очерченные границы сценического пространства, как результат намеренного преодоления замкнутых границ сцены. В этом – характерный стилистический признак искусства 1330–1350-х гг., который можно было видеть и в композиционной организации миниатюр. Густому и тёмному цвету, акцентирующему замкнутость объёмов, противопоставлены энергичные, рассекающие цветовые поверхности яркие пробела. Особая одутловатость ликов, сумрачность карнации, рисунок складок находят аналогии в иконе «Благовещение» из ГМИИ, в более грубом виде – во фресках храма Михаила Архангела в Леснове, 1348 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Livlandische Reimchronik». Ed. L. Meyer. Paderborn. 1876. Русская Православная и Римско-Католическая Церкви в XIV в. В XIV в. православно-католические отношения оставались напряженным. В 1322 г. произошло крупное столкновение Руси со Швецией, когда московский князь Юрий Данилович совместно с новгородцами предпринял новый поход на Выборг, а затем для охраны пути в море распорядился построить город Орехов (позднее Шлиссельбург, ныне Петрокрепость), где, наконец, 12 августа 1323 г. был заключен со Швецией так называемый Ореховецкий договор о «вечном мире». Этот договор подтверждал предыдущие, не сохранившиеся до нашего времени соглашения. Поэтому в летописи сказано, что заключен он с «великими послами» шведского короля «по старой пошлине». 88 Очередная попытка богословского диалога была связана с усилением русско-шведского соперничества. В 1348 году шведский король Магнус Эриксон направился на Русь с очередным походом, причем, как и в прежние времена, одной из его целей было распространение католичества в русских землях. Он предложил новгородцам богословские прения с тем, чтобы то исповедание, которое окажется истинным, было принято обеими сторонами. Магнус настаивал, чтобы новгородцы прислали своих «княжих людей» участвовать в диспуте с католическими богословами. Но архиепископ Новгородский Василий после совета с посадником, тысяцким и всеми новгородцами ответил Магнусу: «Ежели хочешь уведать, которая вера лучше – наша или ваша, пошли в Царьград к патриарху, потому что мы приняли православную веру от грек, а с тобою о вере не спорим; а ежели есть какая обида между нами, то о том пошлем к тебе на съезд» 89 . Получив отказ, Магнус собрал значительное войско и летом 1348 года подошел к истокам Невы. Здесь он осадил и взял Орешек, после чего шведские миссионеры стали обращать православных жителей округи в католичество. Однако вскоре новгородцы справились со шведами и вытеснили их из Орешка 90 . Примечательно, что военно-политическое соперничество не приводило к конфессиональной вражде, и в церковном обиходе русские христиане охотно использовали товары, доставлявшиеся западными купцами. Так, использование заморского сукна для церковных потребностей было настолько широко распространено, что даже пришлось вводить некоторые ограничения. Так, в одной из грамот Снетогорского монастыря (XVI в.) говорится: «А одеяние потребно имати у игумена обычное, а не немечскых сукон» 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

XIV в.; более древние рукописи не образуют целостного комплекса и производят впечатление случайных по происхождению. Отсутствие в б-ке кодексов, к-рые были созданы до XIV в. и о к-рых точно известно, что они были написаны в З., а также средневек. вкладных болг. правителей, вельмож и иерархов указывает, возможно, на то, что собрание пострадало либо в 1275 г., согласно сведениям «Сказания о Зографских мучениках», либо позже в результате набегов каталонцев. Послание патриарха Феодосия братии Зографского мон-ря. Евангелие Толковое Феофилакта Болгарского. 1348 г. (ГИМ. Барс. 115. Л. 8) Послание патриарха Феодосия братии Зографского мон-ря. Евангелие Толковое Феофилакта Болгарского. 1348 г. (ГИМ. Барс. 115. Л. 8) Древнейшей рукописью являются глаголические «Зографские листки» (XI в.). К рубежу XII и XIII вв. относится болг. Апостол-апракос (Ath. Zogr. N 14), большинство почерков и оформление текста к-рого отражают влияние совр. ему рус. каллиграфии. Из памятников XIII в. с З. связаны (как с местом хранения, т. к. их происхождение неясно) гимнографические сборники, содержащие церковную поэзию IX-X вв. (службы слав. первоучителям, каноны еп. Климента Охридского), такие как Добрианова , Драганова и Одесская Минеи богато оформленная Радомирова Псалтирь . XIII - 1-я пол. XIV в. представлены в основном рукописями богослужебных книг (Псалтирь, Евангелие и Апостол), со 2-й четв. XIV в. увеличивается число четьих книг (патерики, богословские и аскетические сочинения). Это произошло благодаря деятельности старца Иоанна, мон. Гавриила, буд. патриархов Тырновских Феодосия II и Евфимия и болг. книжников, проживавших в др. афонских мон-рях,- старцев Иоанна и Иосифа из Великой Лавры, Закхея и др. Зографские рукописи (т. н. святогорского извода) очень ценились за точность, поэтому мон-рь стал одним из центров болг. литургической и лит. реформы XIV в. В 1360 г. Серрский митр. Иаков просил именно зографских монахов сделать список нового перевода Триоди, который позже подарил монахам-славянам из мон-ря вмц.

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010