Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУТРИНТИ [албан. Butrinti; греч. Βουθρωτς; лат. Buthrotum], античный и средневек. г. в Сев. Эпире, древняя епископия; расположен между прол. Керкира и оз. Бутринти на юге совр. Албании (к югу от Саранды, в 160 км от Тираны). Баптистерий. VI в. Баптистерий. VI в. Греч. колония Бутрот основана выходцами из Коринфа и с о-ва Керкира в кон. VII - нач. VI в. до Р. Х. на месте иллирийского городища, с гаванью и крепостью (в 5 км от совр. Б., в наст. время национальный археологический парк). Согласно Вергилию, город был воздвигнут сыном Приама Геленом как «подобие Трои великой - малый Пергам» (Энеида, III 292-505). В 168 г. до Р. Х. город включен в Римское гос-во. О раннем распространении христианства свидетельствуют захоронения II-III вв. С кон. III в. Бутрот входил в пров. Ст. Эпир с центром в Никополе, с 395 г.- в составе Вост. Римской империи. Город испытал нападение вандалов (474-475), был разрушен готами (551) и славянами (кон. VI-VII в.). с сер. V в. существовала Бутротская епископия в составе епархии Ст. Эпир (митрополия Никополь ); в VIII в. перешла под юрисдикцию К-польского Патриархата, с кон. IX в. подчинена митрополиту Навпакта . в X - нач. XI в. город находился на территории Болгарского гос-ва, позднее вновь присоединен к Византии; с 1018 г. кафедра подчинена Охридской архиепископии . В 80-х гг. XI в. подвергался захватам со стороны норманнов; в 1204-1259 гг. находился в составе Эпирского деспотата; с сер. XIII в. им попеременно владели сицилийские короли, деспоты Эпира, византийские императоры (1337-1348), короли Наварры, венецианцы (с 1386). В XV в. после захвата турками древний город прекратил существование. В 1797 г. крепость Б. была захвачена французами, в 1798 г.- Али-пашой Тепеленским, к-рый обновил ее в нач. XIX в. До 1912 г. Б. входил в Дельвинский санджак Янинского вилайета Османской империи. В наст. время небольшой город в Албании. Базилика Пресв. Богородицы. VI в. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГРИППИНА [лат. Agrippina] († 257 или 262), мц. Римская (пам. 23 июня). Мц. Агриппина. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мц. Агриппина. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Рим. дева, с юности воспитанная в благочестии и чистоте жизни, добровольно предала себя в руки язычников, претерпела избиение палками, заключение в оковы и приняла мученическую кончину через усечение головы в гонение при имп. Валериане . Позднее святые Васса , Павла и Агафоника захоронили останки мученицы в г. Минео (Сицилия), где могила А. прославилась многими чудесами; в нач. XI в. ее мощи были перенесены в К-поль. Сохранились отрывки из посвященной А. греч. службы (Paris. Gr. 345. Fol. 165; 1576. Fol. 72v; 1569. Fol. 129; Laur. 44. Fol. 194). Иконография Изображается как мученица в красном мафории, с крестом в правой руке: в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. Fol. 1. Fol. 44v); в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 118) - в рост; на минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА); в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- поясное изображение. В мучении - на фресках минологиев в нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. Ист.: BHL, N 173, suppl. 10; ActaSS. Jun. T. 4. P. 458-470; Oct. T. 11. P. 157-158; SynCP. P. 706, 763; ЖСв. Июнь. С. 499-500. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 230; Rouziè s U. Agrippine//DHGE. T. 1. Col. 1038; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 9-10; LTK. Bd. 1. Sp. 210. Иконогр.: Евсеева. Афонская книга. С. 311. 162; Менолог. С. 281, 339, 359. Сл. 226 (илл.). А. И. Макаров, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) ПАПИЙ, ДИОДОР, КОНОН И КЛАВДИАН мученики Памфилийские (Атталийские)(пам. 3 февр.; пам. греч. 4 февр., 25 окт.; пам. зап. 26 февр.), пострадали при имп. Деции (249-251) в г. Атталия (Памфилия) |
В 1204-1261 гг., когда К-поль находился в руках латинян, право поставления на Аланскую кафедру оспаривали иерархи Трапезунда - столицы империи Великих Комнинов . При Патриархе Иоанне Векке (1275-1282) к А. е. была номинально присоединена Зихийская епархия. В 1365 г. митрополит Алании «заступал место» митрополита Мелитинского. На рубеже XIV-XV вв. К-поль официально передал А. е. в юрисдикцию Трапезундской кафедры. После захвата Сотириуполя турками кафедра митрополита Алании на целое столетие переместилась в Трапезунд (1386-1461), а затем в Севастию (совр. Сивас). Аланские митрополиты, сталкиваясь с процветавшей в М. Азии работорговлей, не допускали продажи в рабство христиан. В 60-е гг. XIV в. А. е. принадлежали также храм Богородицы Афинской в Сотириуполе (т. н. Лазская ц.), ц. Богородицы Утешительницы в Трапезунде, подворье в Керасунте - на пути из Алании в Византию, а также «места около Алании, Кавкасии и Ахохии». Из митрополитов Алании известны: Николай (995-998); Климент (1032); Евстратий (?); Иоанн Монастириот (ок. 1105); Георгий (1170-1178); Феодор (1223-1226); Никита (ок. 1285); Лаврентий (1341-1347); Симеон (ок. 1348); Каллист (1363-1365); Феодор Панарет (ок. 1391); Мелетий († 1447, похоронен в Трапезундском мон-ре св. Саввы). Подпись Пахомия, архиеп. Алании, стоит под эдиктом К-польского Собора, утвердившего Патриаршество в России (май 1590). Позднее территория бывш. А. е. на Сев. Кавказе фактически перешла в юрисдикцию РПЦ, входя в разное время в состав Астраханской, Донской, Кавказской, а в наст. время Ставропольской епархий. Искусство и архитектура. Ареал распространения восточнохрист. церковно-археологических древностей на Сев. Кавказе примерно соответствует границам бывш. А. е. Нельзя исключать возможности отнесения нек-рых памятников христ. древности к периоду VI-IX вв., поскольку уже тогда предпринимались попытки христианизации алан. В памятниках монументального зодчества А. е. отражена сложная картина историко-политических коллизий Зап. Алании в X-XVI вв. |
О. Н. Афиногенова Гимнография Последование, посвященное исключительно В., неизвестно. Служба 11 нояб., когда отмечается память В., по студийским и иерусалимским Типиконам не содержит больших различий и посвящена в основном мч. Мине, с упоминанием в нек-рых песнопениях имени В. (напр.: в каноне Иоанна Монаха 4-го гласа, помещенном в совр. последовании 11 нояб., в 4-м тропаре 8-й песни и 2-м тропаре 9-й; в светильне, стихирах на «Слава» на «Господи, воззвах» и на стиховне). В рукописях встречаются и др. каноны, совместно прославляющие память мучеников Мины, Виктора и В. (а также мц. Стефаниды) (Ταμεον. Σ. 91; AHG. T. 3. P. 299-317), этих же мучеников вместе с прп. Феодором Студитом (AHG. T. 3. P. 318-330). Иконография В. обычно изображался как молодой безбородый мученик с темно-коричневыми вьющимися волосами, в хитоне и плаще; в правой руке держит крест. Эта иконография характерна для большинства памятников, однако, встречаются изображения В. как средовека с бородой, напр. в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), кон. X в. Реже святой представлен юным светловолосым диаконом с гуменцом на голове, в стихаре и с орарем: в Палатинской капелле в Палермо в Сицилии, 50-60-е гг. XII в.; в Чефалу в Сицилии, ок. 1148 г.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321 гг. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) о В. сказано: «Юный без бороды» (Ч. 3. § 10. 10). В визант. искусстве В. изображался в сцене мучения или реже единолично в рост; как правило, рядом со святыми Виктором Египетским и Миной Фригийским, память к-рых приходится на тот же день (фреска в ц. 6 в Гёреме, 1-я пол. X в.- только В.). Вместе святые представлены: в Куббели-килисе 3 в Соганлы (Каппадокия), 1-я пол. X в.; в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 174, 976-1025 гг.); в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме; в ц. Варвары в Соганлы, между 1006-1021 гг.; в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 266v, 3-я четв. XI в.- в рост); в ц. Карабаш-килисе в Соганлы 1060-1061 гг.; в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (в крипте, 30-е гг. XI в., и в наосе, где в XIX в. на месте утраченного образа был написан новый); в ц. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в.; в ц. Марторана в Палермо, в Сицилии, 1143 г.; в кафедральном соборе в Монреале в Сицилии, 1180-1190 гг.; в ц. ап. Андрея в Ливади на о-ве Китира, XIII в.; в ц. Николая Орфаноса в Фессалонике, 1309-1319 гг.; в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, 1348-1350 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 57, 94, XV в.). |
По греч. рукописям известен еще один канон Г. и Е., не вошедший в печатные издания, 2-го гласа, без акростиха, ирмос: ρδβλθυοτεΑτριπτον, συνθη ( ), нач.: Δδου μοι ν νοξει το στματς μου λγον, Χριστ (Дай мне во отверзение уст моих слово, Христе) (Ταμεον. Σ. 79). Евергетидский Типикон ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 307) на память Г. и Е. указывает помимо имеющейся в совр. книгах еще одну группу стихир подобнов. А . А . Лукашевич Иконография В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота нач. XVIII в. о святых сказано: «...были усечены мечом. Он молод, с бородою едва показавшеюся» (Ч. 3. § 22. 5 нояб.). Рус. иконописные подлинники сводной редакции (Большаковский, Филимоновский, XVIII в.) дублируют описания святых с небольшими дополнениями в отношении перстосложения по варианту Большаковского подлинника: «Галактион млад, риза преподобническая, испод вохра с белилом, в правой руке свиток, схима около шеи, а левая молебна вверх персты. У Епистимии на главе схима, риза преподобническая, мантия светлее Галактионовы, испод вохра с белилом дичь, в правой руке крест, а левая молебна вверх персты» (под 5 нояб.). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, описание облика святых изменено в соответствии с представлениями нач. XX в.: «Галактион - с очень малой бородкой, одежда власяница из белого волоса и короткая мантия; на головах оба святые имели клобуки, лица их худощавы от поста»; также предлагается изображать в руках святых хартии, в основу надписи на хартии Г. положен текст Пс 143. Г. и Е. представлены в основном в минейных циклах, где они изображаются, как правило, вместе, в мучении или единолично. Изображения - на миниатюрах в минологиях: Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 161, 976-1025 гг.), в минологии XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 264v - под 3 нояб., в рост), из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sinait. 500. Fol. 77r, XII в.), из Бодлианской б-ки (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 16r, 1327-1340 гг.); в минейных циклах в росписи храмов Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г., в притворе нартекса архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г.,- везде в мучении, вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье (Македония), 1376-1381 гг. (под 6 нояб.),- погрудно; в рус. минейных иконах, напр. из Иосифо-Волоколамского мон-ря, 1569 г. (ГТГ),- в рост. |
А. изображается как апостол (в хитоне с клавами и в гиматии), реже как епископ (в фелони, с омофором, с евангелием в руках) в миниатюрах следующих рукописей: Минологий Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 76, 976-1025 гг.) - в рост; Синаксарь Давидо-Гареджийской пуст. (Тбилиси. А 648. fol. 10v (20), 1030 г.) - в рост, с омофором; Минологий (Vind. hist. gr. 6. fol. 2v, 2-я пол. XI в.) - в рост; Служебное Евангелие с минологием (Vat. gr. 1156. fol. 255v, 3-я четв. XI в.) - в рост; Минологий (ГИМ. Греч. 175. Л. 1об., посл. четв. XI в.) - в рост; Минологий (Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 11v, 1327-1340 гг.) - по пояс; Погодинский Пролог (РНБ. Погод. 59, кон. XIV в.) - в омофоре (юным!); греко-груз. рукопись (РНБ. O. I. 58. Л. 80, 100об., XV в.) - в рост. В монументальной росписи: мозаика в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XII в.; настенный минологий ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 г.,- оплечно; настенный минологий ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг.,- оплечно; настенный минологий ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- в мучении; настенный минологий ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.,- в мучении; в ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. На минейной иконе кон. XI - нач. XII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ) представлен в мучении. Изображения А. имеются в рус. минейных иконах на октябрь посл. трети XVIII в. (ЦМиАР) и кон. XVIII в. (ЦМиАР); в гравированных святцах Г. П. Тепчегорского , 1713-1714 гг. (РНБ). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., предписывает в единоличных изображениях писать А. старцем с длинной, остроконечной бородой (Ч. 3. § 7. 7), а в сцене мучения указывает, что А. «был побит камнями» (§ 22. Окт. 1); в рус. иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., о нем сказано, что «сед, брада поменьши Афанасиевы, на нем амфор [омофор], риза багор светлой, испод лазорь, а в руце книга» (Большаков. С. 35). |
В Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) указано совершать память А., Иосифа и Аифала в «профитеоне св. прор. Елиссея» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88-89), зафиксирована она также в Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского и др. источниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 342). В Студийско-Алексиевском (XII в. ГИМ. Син. Греч. 330) и Мессинском Типиконах (Arranz. Typicon. P. 48) указана память мучеников, на утрене предписано читать их житие. По Типикону, принятому в РПЦ, в день памяти этих святых положено совершать службу двум святым без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), тогда как в первом рус. печатном Типиконе 1610 г. обозначена шестеричная служба вмч. Георгию с прибавлением последования А., Иосифу и Аифалу. Последование, используемое в рус. и греч. Церквах, зафиксировано уже в ранних рукописях студийской редакции (напр., XII в. Ath. Philoth. 28). В совр. греч. Минее помещен канон Иосифа Песнописца с акростихом «ρδβλθυοτεΑνθη τ τερπν μαρτρων παινσω», в рус.- анонимный (4-го гласа, «Троицы равночисленнии Пресвятыя всебогатии»). На вечерне на «Слава» поется стихира Ефрема Карийского . Из рукописей христ. Востока известны 2 канона А., не вошедшие в печатные Минеи,- поэта Киприана (Paris. gr. 1619. Fol. 143v-146v. XI-XII вв.) и анонимный (XIII в. Ath. Xeropot. 116. Fol. 66v-68, и XII в. Hieros. Sab. 10. F. 78-79 - Ταμεον. Σ. 106-108. N 79-285). Иконография Святые изображаются в соответствии с церковным служением каждого: А. в омофоре, с кодексом в руках, пресв. Иосиф в священнической фелони, диак. Аифал в далматике, все трое с бородами. Подобные образы мучеников имеются в минологии Служебного Евангелия (3-я четв. XI в. Vat. Gr. 1156. Fol. 248v); в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 85об.) - Иосиф изображен с кадилом и чашей в руках, Аифал - с кадилом и ладаницей; на фресках Каппадокии - Каранлык-килисе в Гёреме, XI в., и капелле 23, 1220 г.; в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в росписи трапезной Великой лавры на Афоне, 1512 г. На рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА) дано изображение одного А. На миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 157) представлено мученичество святых (А. отрубают голову, Иосиф и Аифал подвешены к кольцам головой вниз). Подобное изображение сохранилось на минейной иконе (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ), кон. XI - нач. XII в.; в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 15v); в настенных минологиях нартексов ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., говорится, что святые «скончались в различных мучениях», и указан их возраст: «Акепсим юн, Иосиф стар, Аифал с едва показавшеюся бородою» (Ч. 3. § 22. Нояб. 3. 3); отдельно отмечено, что Иосиф - «старец с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 8. 70), а Аифал - «юный, без бороды» (Ч. 3. § 9. 7). |
По Иерусалимским Типиконам и Минеям вплоть до используемого ныне в РПЦ, на память В. совершается будничная служба без тропаря. Служба не отмечается праздничным знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). Корпус песнопений В. включает кондак 2-го гласа, под. «Вышних ища» « » (отсутствует в греч. Минее); канон 8-го гласа (согласно греч. Минее и Евергетидскому Типикону - творение Феофана), ирмос: «Υγρν διοδεσας σε ξηρν» ( ), нач:. «Τ φραστος φς σοι κα τριλαμπς, ν τ σαλετ, βασιλε τν ορανν, ντειλε Πτερ» ( ) и 3 стихиры. Канон и стихиры зафиксированы уже в Евергетидском Типиконе. В совр. греч. Минее указан тропарь « », стихиры - иные. А. А. Лукашевич Иконография Единоличный образ В., в святительском облачении (фелонь, омофор) в рост, представлен: в миниатюрах Минологиев (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 35v, 1327-1340 гг.), в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 109 об., XV в.); в настенных минологиях церквей Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец близ Прилепа (Македония), между 1334-1343 гг. (погрудно), Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в притворе нартекса ц. архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г. (погрудно); на минейных иконах на апрель (напр., XVI в., ВГИАХМЗ; на годовой Минее нач. XIX в., Устюженский краеведческий музей). Образ В. (?) как небесного покровителя вел. кн. Василия III Иоанновича представлен на правой створке трехстворчатого складня с изображением Деисуса (1490, ГТГ); на нижней кайме шитой пелены «Богоматерь Владимирская, с избранными святыми», вложенной П. С. Строгановым в сольвычегодский собор Благовещения Пресв. Богородицы (1626, СИХМ). Прп. Василий, еп. Парийский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. 0.I.58.Л. 109 об.) Прп. Василий, еп. Парийский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. 0.I.58.Л. 109 об.) В иконописном подлиннике сводной редакции, XVIII в., об облике В. сказано: «Сед изжелта, брада Евфимиева или аки Власиева, подвоилася, ризы кресты черны, белилы прописаны, кудряв, амфор (омофор) и Евангелие» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 88). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, добавлено: «типа схожаго с сирийским... в руках икона Спасителя и хартия с надписью» (С. 246). |
“Не рыдай Мене, Мати”. Икона из диптиха. Кон. XIV в. “Не рыдай Мене, Мати”. Икона из диптиха. Кон. XIV в. В 1557 г. были построены трапезная, в к-рой сейчас размещается монастырский музей, и кухня, сохранившая свой средневек. облик, в 1572 г.- богадельня. В XVI-XVII вв. в мон-ре существовала книгописная мастерская. В нач. XVII в. к алтарной части с юж. стороны была пристроена часовня св. Иоанна Предтечи. В кон. XVIII - нач. XIX в. игуменом мон-ря был известный певчий и мелург Парфений Орфидис. При нем воздвигли храм во имя равноапостольных Константина и Елены (1789), соорудили резной иконостас в соборном храме (1790), построили новые кельи (1806). В 1882 г. игум. Поликарп Раммидис написал историю обители. В монастырский комплекс также входит ряд древних сооружений: пещера, где подвизался Афанасий Метеорский, костница, кладовая (сейчас этнографический музей), и совр. постройки: часовня св. Нектария, гостиница (1930), вост. корпус келий (1971). Свт. Николай Чудотворец. Икона. XIV–XV вв. Свт. Николай Чудотворец. Икона. XIV–XV вв. В б-ке хранятся 640 рукописей, старопечатные книги, актовые документы. Древнейшая рукопись - Беседы (толкования) свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (Meteor. Metamorph. 591) создана в 861/862 г. в мон-ре св. Анны в Вифинии (Мал. Азия). Апостол 1385/86 г. написан по заказу прп. Иоасафа (Meteor. Metamorph. 555). Замечательными миниатюрами украшены кодексы 540 и 552 (XI в.), 106 (XIII в.) и 298 (XV-XVI вв.). Рукописи, происходящие из мон-ря, оказались также в др. б-ках, напр. Четвероевангелие, принадлежавшее прп. Иоасафу, с его автографом (Athen. Bibl. Nat. 58). В мон-ре находятся хрисовулы визант. имп. Андроника III (1336), серб. царя Стефана Душана (1348), Симеона, правителя Фессалии (1359 и 1366), и др., послания деспины Марии (1386), митрополитов Ларисских Антония (до 1380) и Иоасафа (1392 и 1400) и др. Честные главы основателей мон-ря преподобных Афанасия и Иоасафа Метеорских Честные главы основателей мон-ря преподобных Афанасия и Иоасафа Метеорских |
По греч. рукописям известны еще 2 канона Ев. и Е.: канон, составленный гимнографом Германом, 1-го гласа, без акростиха, ирмос: Τ βοηθσαντι Θε ( ), нач.: Σμερον πντας συγκαλε τσιος μνμη (Днесь всех созывает ежегодная память); анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом: Τν σοφν Ελμπιον σν Ελαμπ δω (Мудрого Евлампия с Евлампией воспеваю), ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν ( ), нач.: Τν θεαν σου μνμην κα εκλε (Божественную твою память и славную) (Ταμεον. Σ. 57). Е. Е. Макаров Иконография Мученики Евлампий и Евлампия. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I.58.Л. 81) Мученики Евлампий и Евлампия. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I.58.Л. 81) Святые изображаются, как правило, вместе в мучении или единолично. В соответствии с мученическим чином прославления одна из их одежд, гиматий или хитон, обязательно красного цвета, в руках - крест; на голове Е.- плат, гиматий ее брата может быть украшен тавлионом - знаком воинской принадлежности. Оба молоды, Ев. темноволосый, с короткой или слегка пробивающейся бородой. Практически все известные изображения находятся в минейных циклах, как на миниатюрах рукописей, так и в иконных и настенных минеях. В мучении святые представлены: на миниатюре из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 103, 976-1025 гг.); на одной из икон т. н. Синайского гексаптиха (2-я пол. XI-1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); в нартексах церквей Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- под 9 окт. и Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350). Единоличные изображения: на миниатюрах Минологиев на окт. (ГИМ. Греч. 175. Fol. 62r, посл. четв. XI в.; Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.) - в рост и на год (Bodl. F. 1. Fol. 12v, 1327-1340 гг.) - по пояс, на миниатюре из греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 81) - в рост, в настенной росписи церквей вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- оплечно и Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в рост, на левой створке иконы-складня «Минея годовая» 2-й пол. XIX в., Палех (собрание В. А. Бондаренко), на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713) и И. К. Любецкого (1730) - везде в рост. Изображение (в рост) только Ев. представлено на иконе «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ). |
| |