Остается неясной причина одной поездки Семена в Орду – в конце 1347–1348 г. («Того же лета (6855. – А.Г.) князь великии Семен ходил в Орду... В лето 6856 прииде изо Орды на Русь князь великии Семен Ивановичь с пожалованием, а с ним брать его князь Андреи») 426 . Известно, что в предшествующие два года умерли три князя – Василий Давыдович Ярославский (1345). Василий Ярославич Муромский (1345) и Константин Михайлович Тверской (1346) 427 . Но каких-либо данных о приращении владений московских князей за счет ярославских, муромских или тверских территорий для данного периода не существует. В то же время есть основания предполагать, что при Семене к великому княжеству Владимирскому был присоединен Юрьев-Польской. Последний раз самостоятельный юрьевский князь Иван Ярославич упоминается под 6747 г. в качестве участника ордынско-русского похода на Смоленск (зима 1339/40 г.) 428 . Не исключено, что поездка 1347–1348 гг. была связана именно с получением санкции на включение Юрьевского княжества в состав великого княжества Владимирского. Самая острая ситуация в отношениях Москвы с Ордой при Семене Ивановиче имела место в 1348 г. Тогда великий князь литовский Ольгерд «послал в Орду ко царю Чанибеку брата своего Корьяда и просил рати у царя себе в помочь. И то слышав князь великии Семен, погадав с своею братьею и с бояры, и посла в Орду Федора Глебовича, да Аминя, да Федора Шубачеева ко царю жаловатися на Олгерда. И слышав царь жалобу, оже Олгерд с своею братьею царев улус, а князя великаго отчину испустошил, и выдал царь Корьяда, Михаила и Семена Свислочьскаго, и Аикша киличеем князя великаго, и дал посла своего Тотуя, и посол Тотуи выдалъ Корьяда и дружину его князю великому» 429 . На следующий год Ольгерд «прислал послы свои к князю великому Семену Ивановичю бити челом за своего брата Корьяда и за бояр и за его дружину за Литву со многыми дары, просяще мира и живота своей братии. Князь же великы Семен Ивановичь многое серебро отложив и приа любовь и мир мног взем отпусти Корьяда и его дружину Литву восвояси. Того же лета прислал князь Люборт (брат Ольгерда. – А.Г.) из Велыня своих бояр к князю великому Семену бити челом о любви и испросити сестричну его за себя оу князя Костянтина Ростовьскаго. И князь великии Семенъ Ивановичь приял в любовь его челобитье, пожаловал и выдал свою сестричну въ Волынь. Того же лета князь литовськыи Олгорд прислал свои послы к князю великому Семену Ивановичю бити челом и просити за себе свести княжи Семеновы княжны Ульяны княжи дчери Александровы Михаиловича Тферьскаго. И князь великии Семен Ивановичь, доложа Фегнаста митрополита, и выда свою свесть за Олгорда князя Литовьскаго» 430 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По старшему списку в сборнике 1348 г. (F. I. 376) под заглавием «О письменехъ чръноризца Храбра» оно было напечатано К. Калайдовичем в его книге «Иоанн, эксарх болгарский», Москва, 1824. Калайдович расставил знаки препинания по смыслу, а имена собственные и другие, как-то бог и подобные, напечатаны с большой буквы. Надстрочные знаки и ударения им соблюдены с образцовой точностью, паерик местами имеет форму> , как и в других статьях сборника. Не соблюдено широкое в отличие от е узкого и со значком, имеющее значение дз. В некоторых местах надстрочные буквы внесены в текст и местами опущены ударения. Шафарик пометил этот текст, как Pfdavek в своей книге Devniho Bpisemnictvi Jihoslovanüv dil predchozi, V Praze, 1851 г., 2-е изд. 1873 г. (Okazky obanského pisemnictvi, v Praze 1870, str. 90–92). Он напечатал его, как и другие тексты, с раскрытием титл и постановкой знаков препинания по смыслу, без соблюдения надстрочных знаков и ударений. Несоблюдение ударений лишало его издание важных данных, отличающих рукопись 1348 г., уступая в этом изданию Калайдовича. Правописание среднеболгарского списка Шафариком не соблюдено, им восстановлены церковнославянские формы, что касается юсов и глухих. Числовые обозначения переданы за редкими исключениями не буквами, а полным их написанием. При счете букв Шафарик внес в текст встречающееся в некоторых списках перечисление букв, совпадающих с греческими и славянскими, чего в списке 1348 г. нет. Надо прибавить, что отрывки из Сказания были напечатана Шафарком в его книге Slowanské staroitnosti. V Praze, 1837 г. В них правописание отчасти также восстановлено, но местами среднеболгарские особенности сохранены. К тексту присоединены примечания из печатных изданий. После издания древнейшего списка Сказания Храбра Калайдовичем последовали находки новых списков и их издание. В 1843 г. Бодянский нашел в Бреславле список XVI в. с заглавием: ка състави сты Крй пимена противу зыку. Напечатан в Ж. М. Н. Пр., ч. 38. В 1848 г. И. И. Срезневский в том же журнале за этот год, ч. 59, издал список, найденный Прейсом и Срезневским во время их путешествия по Далмации в Монастыре св. Саввы, отчего он и получил название Саввинского. В статье И. И. Срезневского принят был во внимание очень важный список Сказания, сохранившийся в библиотеке Моск. Дух. Акад., полученный им от А. В. Горского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

обретены уже были мощи преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, и перенесены (может быть, по случаю нападения шведов на эту страну, которое действительно и случилось в 1164 г.) в Новгород при архиепископе Иоанне ; а в одной из рукописей XVI–XVII вв. содержится сказание о возвратном перенесении мощей новоявленных Валаамских чудотворцев из Новгорода на Валаам при том же Новгородском святителе Иоанне . Правда, всем представленным свидетельствам нельзя приписывать большой важности, но не находим причины и отвергать их как чистые выдумки. Напрасно указывают на свидетельство двух шведских писателей, что прежде договора, заключенного новгородцами с шведским королем Магнусом II в 1348 г., ни Ладожское озеро, ни берег Карелии, близ которого лежит остров Валаам, не принадлежали России и что, следовательно, на Валааме не могло быть русского монастыря; а с другой стороны — на свидетельство записок, из которых одна, найденная на дске древней Кормчей Новгородской Софийской библиотеки, гласит: «В лето 6837 (1329) нача жити на острове на Валаамском озере Ладожском старец Сергий», а в других замечено, что к этому старцу пришел в сожительство преподобный Герман в лето 7901 (1393) . Тут прежде всего бросается в глаза явная несообразность: по одному свидетельству, до 1348 г. Валаам не принадлежал России и там не могло быть русской обители, а по другому — старец Сергий стал подвизаться на Валааме еще в 1329 г.; по одной записке — Сергий был уже старец в 1329 г., а по другим — к этому старцу прибыл в сожительство преподобный Герман в 1393 г., т. е. чрез 64 года,— каких же лет был тогда Сергий? Во-вторых, свидетельство шведских писателей, будто Ладожское озеро с Валаамом не принадлежало России до 1348 г., несправедливо. Из подлинного Ореховского договора новгородцев с шведским королем Магнусом Смеком 10 сентября 1323 г. видно, что русские уступили тогда шведам часть западной Карелии, нынешнего Выборгского и Яскисского округа, лежащую по правую сторону реки Сестры, удержав за собою восточную Карелию с Кексгольмом, следовательно, и Ладожское озеро.

http://sedmitza.ru/lib/text/435801/

При обители периодически действовали испосницы Пресв. Богородицы, св. прор. Илии (XV-XVI вв.), 4 испосницы св. Гавриила Лесновского (в одной из них, испоснице Облов-Врв, были обретены его мощи), арх. Михаила (XIV в.) и скиты - Вознесенский, св. бессребреников Космы и Дамиана и вмч. Димитрия. Лит.: В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 169-173; О. Цркве и манастири на noдpyчjy nampujapшuje до 1683. г. Београд, 1984. С. 123-127; М. Enuckonuje и мumponoлuje Српске цркве у веку. Београд, 1985. С. 123-127; Српски jepapcu. С. 20, 224, 240, 497; Поп-Атанасов Велев И., М. Скрипторски центри во средновековна Makeдohuja. Ckonje, 1997. С. 145-170. Н. В. Радосавлевич Архитектура и росписи Ц. архангелов Михаила и Гавриила относится к крестово-купольному типу, сложена из тесаного камня (1341). Трехчастный алтарь оканчивается полуциркульной внутрицентральной апсидой, которая снаружи имеет 6-гранную форму; 2 боковые апсиды полукруглые, соответствуют диаконнику и жертвеннику. Купол опирается на 4 столба. В 1349 г. к наосу был пристроен притвор с куполом, в 1558 г. еще один притвор с 2-скатной крышей. Росписи наоса ц. архангелов Михаила и Гавриила, вероятно, были начаты в 1341 и закончены в 1346/48 гг. (годы, когда Йован Оливер носил титул севастократора); росписи притвора датируются 1349 г. Христос Пантократор. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Христос Пантократор. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Христос Архиерей. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. В скуфье купола храма помещен образ Христа Пантократора. Медальон, внутри к-рого находится оплечное изображение Христа, окружен лучистым сиянием, напоминая об образе Христа «Солнца Правды», который используется в песнопениях (тропарях) праздников Рождества Христова и Сретения. Медальон с изображением Христа несут, поднимая вверх, 8 ангелов. Ниже расположена композиция «Небесная литургия»: 10 ангелов в диаконских одеждах с богослужебными сосудами, тканями и свечами в руках образуют процессию, в которой также участвуют другие небесные силы: серафимы, тетраморфы и престолы.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

287; Тверская, стр. 469 и др.). Тверской князь Михаил Александрович внесён в число местных святых не канонизованных. У архиепископа Сергия, «Полный Месяцеслов Востока», т. II; у Барсукова, «Источники русской Агиографии», стр. 870–871; у архиепископа Леонида «Св. Русь», стр. 118 и др. (архиепископа Димитрия Месяцеслов русских святых, месяц август, выпуск 2, стр. 153). Общее поминовение всех Тверских князей в кафедральном Тверском соборе совершается 16 или 15 сентября (15 сентября 1325 г. был убит, по повелению хана Узбека, Великий князь Тверской Димитрий, прозванный «Грозные очи», старший сын св. Благоверного Великого князя Михаила Ярославича и его преемник по управлению Тверским княжеством; а 16 сентября 1261 г. скончался первый самостоятельный Тверской князь Ярослав Ярославич, сын Великого князя Всеволода (в крещении Димитрия) 3-го Юрьевича («Большое Гнездо»). Тверское княжество, как самостоятельное, стало известным с 1247 г. Ярослав Ярославич, отец св. Великого князя Михаила Ярославича. Он пред кончиной своей принял монашество с именем Афанасия, в основанном им монастыре в честь св. Афанасия Великого , в Твери, близ кафедрального собора. Оба князя (Ярослав Ярославич и Димитрий Михайлович) погребены в Тверском кафедральном соборе. Тверские князья: Имена Ярослав Ярославич 1247–1271 его брат Святослав Ярославич 1271–1282 св. благоверный Великий князь Михаил Ярославич 1282–1318 его сын Димитрий Михайлович 1318–1325 второй сын Михаила – Александр Михайлович (был убит в Орде с сыном Феодором) 1325–1339 третий сын св. Михаила Константин Михайлович 1339–1345 внук св. Великого князя Михаила Ярославича – Всеволод Александрович. В 1348 уступил Тверское княжество своему дяде Василию Михайловичу Кашинскому, а сам тогда же возвратился в свой удел Холм (но где это было княжество – не известно, так как в нынешней Тверской губернии до 10 сёл с названием Холма, или Красного Холма. Не нынешний ли заштатный город – Красный Холм в Весьегонском уезде? 1345–1348 Василий Михайлович (Кашинский) младший сын св. Великого князя Михаила Ярославича 1348–1368 Михаил Александрович (Микулинский, вышеупоминаемый), внук св. Великого князя Михаила Ярославича 1368–1399 Иоанн Михайлович, сын Михаила Александровича 1399–1425 Александр Иванович, сын Ивана Михайловича (скончался от морового поветрия в том же 1425 году, 25 октября) Юрий Александрович, сын Александра Ивановича, занимал Тверской княжеский престол только четыре недели с 25 октября 1425 г. по 20 ноября того же года († вероятно, от моровой язвы)

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

II//PG. 86a. Col. 1348, 1348); 4) с т. зр. Л. В., после воскресения человеческие тела не будут уничтожены, а наказание грешников будет вечным (Ibid. Col. 1337); 5) соединение Бога и Христа принципиально отличается от того, как соединяются с Богом остальные люди (Ibid. I//PG. 86a. Col. 1301), в то время как для оригениста этого различия не существует; 6) согласно Л. В., Слово соединяется не с предсуществующим человеком, но начало соединения Слова и человека совпадает с началом существования этого человека (Ibid. III//PG. 86a. Col. 1352-1353). Дейли приходится объяснять, почему он все же считает Л. В. тождественным Леонтию-оригенисту. Исследователь полагает, что Кирилл Скифопольский в изложении богословских аргументов своих персонажей следует скорее политической целесообразности: так, излагая концепции авторов V в. (напр., прп. Евфимия Великого ), он влагает в их уста терминологию V Вселенского Собора ( Daley. 1976. P. 362-363). Также необъективен Кирилл и в пересказе взглядов своих оппонентов (Ibid. P. 363-366). По мнению Дейли, «оригенизм» применительно к ситуации Палестины VI в.- это не обязательно принятие конкретных оригенистских концепций, но скорее стиль мышления, базирующийся на особенном внимании к трудам Оригена, Евагрия и Дидима Слепца (Ibid. P. 366-369). Тезисы Дейли получили развитие в монографии Д. Хомбергена, к-рый на основании анализа «Жития Саввы Освященного» заключил, что представленный в нем образ Л. В. напоминает карикатуру ( Hombergen. 2001. P. 253). Хомберген, однако, полагает, что следует различать доктринальный и духовный оригенизм: Л. В. не был оригенистом в первом смысле, но был им во втором. С т. зр. исследователя, «второй оригенизм» был не только богословским и политическим спором, но и спором о том, как должна выглядеть духовная жизнь, на каких принципах строится аскетика. «Оригенисты» предлагали более индивидуалистический, спиритуалистический и, следов., менее зависимый от церковно-гос. адм. аппарата способ строить духовную жизнь. «Несториане» (сторонники «Трех Глав») выступали за духовную жизнь на основе имперского православия и сильной монастырской общины (Ibid.

http://pravenc.ru/text/2463543.html

Мученичество сщмч. Климента, еп. Анкирского, и с ним пострадавших. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Мученичество сщмч. Климента, еп. Анкирского, и с ним пострадавших. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. К. устойчиво включается в состав святых на лицевых рукописных минеях под 23 янв. В мучении (усечение головы) вместе с мч. Агафангелом он изображен на миниатюрах в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 346. К-поль, 1-я четв. XI в.); таким же образом - в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского (Bodl. f. 1. Fol. 44v. Фессалоника, 1322-1340 гг.). Миниатюра в Императорском минологии на янв. (Walters. 521. Fol. 207v. К-поль, 2-я четв. XI в.) буквально следует тексту Мученичества - казнь К. совершается во время Евхаристии в алтаре, усеченная голова падает на престол, окропляя его кровью, за престолом - обезглавленные тела диаконов Христофора и Харитона. В рост вместе с мч. Агафангелом К. представлен в Синаксаре (Минеях) из Давидгареджийской пуст. (Кекел. А 648. Fol. 30v (60), Афон, 1030 г.), в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 295, К-поль, кон. XI в.), в Минологии, происходящем из монастыря прп. Саввы Освященного в окрестностях Иерусалима (Paris. gr. 1561. Fol. 95, XIII в.), в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов, под 23 янв. (РНБ. O.I.58. Л. 97, кон. XV в.; там же на Л. 157 есть еще один ростовой образ свт. Климента без уточняющей титулатуры, атрибутирован Л. М. Евсеевой как К., см.: Евсеева. С. 193). В соответствии с днем своей памяти он изображается под 23 янв. и в настенных минологиях балканских храмов; наиболее часто встречается сцена мученической кончины К. вместе с мч. Агафангелом. На фреске в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), оба святых стоят на коленях, над их головами занесены мечи, голова К. усечена. В росписи ц. Успения монастыря Трескавец близ Прилепа, Македония (между 1334 и 1343), воин, совершив судилище, вкладывает в ножны меч, у его ног обезглавленные тела стоящих на коленях К.

http://pravenc.ru/text/1841335.html

Правда, византийские тексты в начале и в конце рассматриваемого периода сходные в теме – при перечислении православных народов-союзников ромеев эти «каталоги» отличаются, однако, друг от друга. Сильвестр Сиропул, описывая события Ферраро-Флорентийского собора, передает речи византийского императора и патриарха, апеллировавших в 1348 г. к своим единоверцам «на востоке и западе» – иверам, черкесам, росам, влахам и сербам. В другом случае Сильвестр Сиропул несколько расширяет этот список, называя трапезундцев, иверов, черкесов, мингрел, готов, росов, влахов и сербов. Это позволило, по-видимому, уже самому императору Иоанну Кантакузину назвать самого себя в цитируемом им в «Истории» акте того же 1348 г. «василевсом эллинов, а также василевсом болгар, асанидов, влахов, росов и алан» – Ангелом Комнином Палеологом Кантакузином, добавляя к своему имени для вящего величия и все династические патронимы последних столетий. Тема содружества православных народов вновь возникает в Византии в последние десятилетия ее существования. Хиосский грек-италиец, магистр Иоанн Канавуца в Комментарии к Дионисию Галикарнасскому, составленном во второй трети XV в. (между 1431 и 1455 гг.), назидательно восклицает: «Мы все – христиане, имеем единую веру и единое крещение, – пусть с варварами, – как то болгарами, влахами, албанцами, русскими!» Наконец, в поствизантийской литературе, в поэмах, оплакивающих гибель Византии, вновь звучит тема христианского единства, причем не только православного содружества, но согласия всех христиан, как на востоке, так и на западе. В поэме Псевдо-Эммануила Георгилла, изданной Э. Леграном в серии народноязычной греческой литературы, 97 автор восклицает, что настал час, когда христиане – латиняне и ромеи, русские, влахи и угры, сербы и аламаны, все должны быть в согласии единомыслия, чтобы стать единым целым и чтобы все христиане были бы единогласны в своих мыслях. Защитники византийской столицы уповали на святейшего папу Римского и на кардиналов, и на королей Франкии, на всяческих дук, графов, князей и коммуны, на василевсов Аламании, на сербов и русских, влахов и угров, пеонцев, на деньги Венеции и корабли Генуи, на триеры и ливверы из Каталонии и из всей Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя Введения во храм Божьей Матери; 2) три КЕЛЬИ новые; 3) две ЖИТЕНКИ. Настоятелем был Строитель Иона и при нём дьячок; земли одиннадцать пустошей. При Штатах 1764 года было крестьян 98 душ и Настоятель Строитель Мельхиседек, монашествующих же не было. Этот монастырь иначе именовался Шкнятин. Сковородский Михайловский Новгородский монастырь 3 класса мужской, находится от Великого Новгорода к югу в 4 вёрстах на правом берегу реки Волхова, недалеко от её истока; построен в 1348 году Св. Моисеем, Архиепископом Новгородским, коего и мощи в этой обители почивают. Этот Святитель был уроженцем Новгородским, пострижеником Тверского Отроча монастыря. В 1324 году избран, а в 1325 году хиротонисан на Архиепископию Новгородскую. В 1329 году, посхимившись, отошёл на безмолвие в Троицкий Коломецкий монастырь при истоке реки Волхова. В 1348 году построил монастырь Сковородский и переселился в него. В 1352 году паки возведён на Архиепископию Новгородскую. В 1362 году, Января 25, преставился. Мощи его обретены в 1686 году, Апреля 19, и почивают поверх земли открыто между соборной и южной придельной церковью в арке. В 1782 году переложены в новую, бронзовую позолоченную раку Преосвященным Гавриилом, Митрополитом Новгородским. При переписи 1615 года написано: «монастырь на Сковородке, а в нём храм Архангела Михаила да Чудотворца Моисея владыки; да в трапезе храм деревянный Николая Чудотворца». При переписи 1620 года означено: «в Обонежской пятине, в Заонежкой половине в Деревяницком погосте монастырь Михайловский на Сковородке; в нём церковь чудо Архистратига Михаила каменная, а кельи выжгли воровские люди (Шведы); старец Сергий строится вновь после войны Немецких и Литовских людей». В настоящее же время здания в этой обители все каменные следующие: 1) посреди монастыря – ЦЕРКОВЬ соборная во имя Архистратига Михаила, сооружённая Св. Моисеем Архиепископом и возобновлённая в 1807 году Игуменом Моисеем; при этой церкви имеются два тёплых придела: а) с южной стороны – во имя Св. Архиепископа Моисея, построен в 1493 году и освящён Митрополитом Питиримом; в 1798 году возобновлён и освящён 12 Сентября Дионисием, Епископом Старорусским;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

413 Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. IV; Карам­зин Н. М. История государства Российского. T. IV. Прим. 117. Ркп. святцы: «прп. Отец Герасим, начальник Троицкого монастыря у Кайсарова ручья, преставился в л. 6686 месяца марта в 4 день. 415 Собр. л. 4, 45. 182. 5, 11; Карамзин Н. М. История государства Российского. T. IV. Прим. 193, 203. 418 «Сказание о св. иконописцах» в подлиннике графа Строганова; Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 2. 420 Акты исторические. Т. 3, 141 – две памяти от 1 апреля и 12 октября 1626 г. Здесь показания схимника Ионы, записанные духовником его Лукьяном. Здесь же грамота патр. Филарета с предписанием перенести мощи в Адрианову пустынь. 421 Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях. Ркп. святцы: «прпп. Адри­ан и Леонид; строитель Успенского монастыря, Адриан, убиен был от разбойников, у Троицы в Рябивкине пустыни положен. Был ученик Корнилия Комельского; а пере­несены мощи его декабря в 17 день». 424 Завещание напечатано в: Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. V. Но со списка весьма неисправно написанного, с ошибками и пропу­сками. Список Ундольского написан со старанием; но здесь текст завещания допол­нен вставками, да и не все здесь завещание. Первую половину завещания помещаем по тексту Ундольского, вторую – по списку иерархии. 425 По списку «Истории Российской иерархии» следуют слова темные, едва по­нятные. Читаем их так: «Я грешный послан из Царьграда епископом Василием с из­вещением о белом клобуке и явлении Ангела, также и с тем, чтобы ознакомиться ду­ховно с Василием епископом Новгородским». По списку Ундольского: «Патриарх Константинограда Филофей послал нас с епископом Евмением к Василию епископу Новгородскому с извещением о белом клобуке. Благополучно прибыв в Новгород, доставили мы владыке Василию все посланное с нами, белый клобук и послание. Он принял нас с великою честью, при стечении народа и с благодарностью к Богу. Спустя короткое время испросили мы отпуск. Святитель щедро одарил нас и с честью отпустил в Царьград. Молитвами святого епископа Василия мы спокойно совершили морской путь до Царьграда. Патр. Филофей рад был возвращению нашему». Но эта история о бе­лом клобуке – сочинение позднее. Завещание говорит, что в Новгороде пробыл Лазарь до смерти епископа Василия (f 1352 г.) четыре года. Следовательно, по распоряжению патр. Филофея был бы он в Новгороде не позже 1348 г., чего не могло быть. В 1348 г. патриархом был Исидор Бухира; а Филофей был тогда Ираклийским митрополитом и в первый раз был на патриаршей кафедре в 1353 г., т. е. уже по смерти Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010