Примечание. Известно, что в первых печатных Требниках московских хождение «по-солонь» назначалось только при совершении брака. Но в соловецком Требнике митрополита Макария 1085) и того нет. А в Служебнике, писанном в 7040 (1332) в Афонском монастыре, в чине освящения церкви, написано: «подобает и се вести, яко егда обходят церковь миросающе трижды, да не идут опако (на выворот, на отмашку, с поворотом на право, т. е. на север), якож латине еретики; но сице подобает, якож св. дары, одесню ся ити». § 24. б) В пении аллилуйя В 1419 г. митрополит Фотий писал в Псков грамоту о разных предметах Устава, где о пении аллилуйя так писал: «а еже аллилуйя на славах, сице глаголи: слава Отцу и Сыну и Св. Духу... аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже», и потом то же еще два раза. Наставление – коротко, и это показывает, что тогда в Пскове не было особого спора об аллилуйя, а разве не было ли сомнения, возбуждённого какой-либо рукописью? Содержание же правила, вместе с другими рукописями того же святителя, как равно и общий греческий Устав, показывают, какому правилу следовала тогда греческая, а за нею и русская Церковь , в пении аллилуйя. Если в известном повествовании Василия о преподобном Евфросине Псковском отделим верное от вымысла и вероятное от нелепого: то о пении аллилуйя найдем у Василия следующее: а) Около 1455 г. Евфросин ввел в основанной им обители петь дважды: аллилуйя, с прибавлением: слава Тебе, Боже. б) Новость Евфросина так мало согласовалась с общим обыкновением Пскова, что возбудила против себя общее неудовольствие. «Утвердися, пишет сам Василий, прежде сего обычай един всем псковичам, по мирским церквам и монастырям, всем троити аллилуйя». Пресвитер Иов, «муж смысленный, способный понимать священное писание, ревнитель благочестия и православия», диакон Филипп, «очень умный и с даром слова», особенно восставали против Евфросина. «Вся церкви Божия по всей земли нашей, говорили они, троят в законе аллилуйя и с ними весь Псков». в) Архиепископ Евфимий, к которому Евфросин обратился с жалобой на оскорбления, не запретил Евфросину новости его, предоставив обрядное дело совести его; но и псковитяне оставлены при их обыкновении, а еще менее архиепископ счел нужным вводить обычай Евфросина в Новгород, так как церковный обычай «всей земли» русской был против него, и «мнози, пишет Василий, в чудесех просияша и в великих знамениих, трояще божественное аллилуйя».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Теперь настала очередь Эпира, давно уже утратившего политическую самостоятельность и способность обеспечить собственные интересы. В 1336 г. деспот Иоанн был отравлен женой Анной, что привело данное государство к тяжелой междоусобной войне партий. В Южной Албании вспыхнули волнения против византийцев, а сербы в 1336 г. захватили Драч. Вступив в кратковременный союз с турками Османа, Андроник III Палеолог и Иоанн Кантакузен вместе с ними двинулись в Албанию и жестоко разорили страну. Затем византийцы направились в Эпир и, несмотря на все старания Анны, оставшейся правителем этого государства, захватили его, присоединив наконец к Византийской империи. В знак благодарности царь дал согласие на заключение брака дочери Иоанна Кантакузена с сыном Эпирской деспины Анны Никифором. Это был пик военного успеха Андроника III: ни его отец, ни дед не могли захватить Эпир, а ему это удалось! Но едва византийские войска покинули Эпир, как местная знать, привыкшая к феодальным вольницам и профинансированная Анжуйским домом, подняла восстание. Никифор был насильно увезен в Италию, где его женили на дочери Филиппа Тарентского и Екатерины Валуа, а затем с неаполитанскими войсками вернули в Эпир отвоевывать наследство. Но Андроник III и Иоанн Кантакузен вновь вернулись в Эпир, нанесли Никифору поражение, взяли Арту, а самого Никифора отправили в Фессалоники. Теперь вся Западная Греция была подчинена Византийской империи, а ее правителем был поставлен родственник Кантакузена Иоанн Ангел 621 . В этот момент императору выпала тяжелая доля убедиться в том, что его восточная политика слабо соображалась с реалиями. Султан Орхан, презрев мирный договор с греками, не собирался уступать Византии Малую Азию. В 1332 г. османы напали на Никомедию, подчинили себе сельджукское племя караси, жившее по руслу реки Риндаку и в 1337 г. взяли штурмом саму Никомедию, переименовав ее в Измир. Дошло до того, что в 1338 г. османы Орхана наводнили собой Фракию и даже пытались на кораблях взять штурмом Константинополь. Опасность для Римской империи погибнуть от турецкого меча, ранее казавшаяся малореальной, теперь встала во весь рост 622 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Савве (напр.: Sinait. gr. 1097, 1214 г. Fol. 90-90 об.; Sinait. gr. 1101, 1312 г. Fol. 147 об.). В позднейших редакциях Иерусалимского устава, включая принятый ныне в РПЦ Типикон, память Н. становится бденной. Память прп. Саввы также сохраняет статус бденной, но бесспорно уступает в популярности памяти Н. На уровне уставных особенностей преимущество службы 6 дек. проявляется в пении именно на праздник Н. ирмосов 1-го канона Рождества Христова в качестве катавасии, тогда как 5 дек. катавасией служат ирмосы 2-го рождественского канона. В нек-рых редакциях устава отражена традиция считать день памяти Н. переломным моментом в течение Рождественского поста , появившаяся не позднее XIV в. (об этом упоминает визант. Типикон мон-ря св. Иоанна Крестителя на горе Меникио 1332 г.- BMFD. P. 1598). Русские дониконовские издания «Ока церковного» предписывают после памяти Н. не вкушать рыбу в будние дни недели (с начала поста и до этой памяти вкушение рыбы дозволяется помимо суббот и воскресений, также по вторникам и четвергам; см. л. 85 об. в изд. «Ока церковного» 1610 г. и л. 77 в изд. 1641 г.; из последнего соответствующие указания перешли в распространенный в старообрядческой среде «Малый устав»). Однако последованием 6 дек. гимнография в честь Н. отнюдь не исчерпывается. В каждый из 8 гласов Октоиха для службы в четверг помимо проч. помещены: 3 стихиры, седален и полный канон Н., поскольку прославление Н. является 2-й литургической темой четверга в седмичном круге богослужения . Первая литургическая тема четверга - прославление апостолов, тогда как посвящение его также и Н. получило распространение уже в поздневизант. эпоху (на слав. материале это подробно показано в кн.: Йовчева. 2004. С. 142-155). Одно из первых свидетельств о еженедельном пении канонов Н. по четвергам - но не на утрене (как предписывает Октоих), а на повечерии - содержится в южноитал. Николо-Казолянском Типиконе XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 806; нужно учитывать, что этот памятник происходит из мон-ря, посвященного Н.).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

1516-1524), созданной для Луизы Савойской, регента Франции, в память о паломничестве в Прованс после 1516 г. в знак благодарности святой за победу в битве при Мариньяно. М. М. изображена как знатная дама, владелица г. Магдалы. Ее образ до встречи с Христом уподобляется образу блудного сына, иллюстрации восходят к аллегориям месяцев и морализаторским сюжетам о добродетели. Заключительные сюжеты цикла передают исторический облик мест почитания М. М. в Провансе (Fol. 60-66), обретение и перенесение ее мощей (Fol. 67-68). Художественное исполнение иллюстраций характерно для эпохи Сев. Возрождения и несет итал. влияние: каждая композиция, исполненная в технике гризайль, вписана в тондо. Рукопись также содержит вид реликвариев в храме на горе Сент-Бом: натуралистично исполненные ковчеги для лучевых костей (Fol. 69); готический табернакль-мощевик для главы, выполненный в форме жен. бюста (Fol. 71); лицевая часть бюста имела откидной механизм, благодаря чему открывался вид на целиком сохранившийся череп (Fol. 72). Находящийся в наст. время в этой церкви реликварий (XIX в., мастер А. Ревуаль) также имеет готический табернакль-киот в виде бюста святой (голова вмещает череп), окруженный фигурами молящихся ангелов. Вид бюста имеет реликварий для челюсти М. М. (1332, церковь бывш. бенедиктинского монастыря св. Марии, Задар). Распятие. Роспись нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи. Ок. 1320 г. Мастер Джотто Распятие. Роспись нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи. Ок. 1320 г. Мастер Джотто Как св. покровительницу, М. М. часто изображали на алтарях с заказчиками и их небесными патронами, многие созданы выдающимися художниками, напр. «Алтарь Портинари» Х. ван дер Гуса (ок. 1477-1478, Галерея Уффици, Флоренция). В итальянской живописи распространены изображения М. М. с основателями нищенствующих орденов, чаще со св. Франциском, реже со св. Домиником (с обоими - на алтаре нач. XIV в. в Пинакотеке Ваннуччи, Перуджа). Как покровительница государей Прованса из Анжуйской династии она изображена стоящей за спиной кор.

http://pravenc.ru/text/Мария ...

(находится in situ при саркофаге святого - Χατζηχριστοδλου . 2011. Σ. 21; The Veneration. 2013. P. 76. Il. 2), святых Варнавы и Илариона в Перистероне, XVI в. (The Veneration. 2013. Cat. 12), Панагии Хрисокурдалиотиссы в Курдали, XV в. ( Ηλιδης . 2012. P. 118-119. 72), Честного Креста в Пано-Лефкаре, XIX в. (с донатором - Χατζηχριστοδλου . 2008. Σ. 244-245. Ν 85). В ряде случаев в сегменте неба изображен Спаситель, благословляющий святого (напр.: роспись ц. Св. Креста (Ставрос-ту-Агиасмати); икона XVI в. из ц. св. Маманта в Морфу; икона XVII в. из той же церкви), или благословляющая десница Божия (иконы из Кораку и из Лимасола, кон. XV - нач. XVI в.- Sophokleous. 2006. Pl. 115). Так же могут быть изображены Спаситель, символы евангелистов и коронующий ангел (настенная роспись в дер. Гайдурас, 1-я пол. XX в.- Κπρος . 1985. Σ. 81. Εικ. 31; Cyprus. 1998. P. 31). На мраморном рельефе 1524 г. (в наст. время в католич. ц. Св. Креста в Никосии) М. изображен верхом на льве, с крестом, с пастушеским жезлом и ягненком, облачен в короткую тунику; его коронует ангел, а перед львом стоит западноевроп. донатор, сопровождаемый ангелом ( Χατζηχριστοδλου . 2010. Σ. 11; Πελεκανδου . 1973. Σ. 46. Πν. 108). Наивного стиля иконка на стекле (нач. ХХ в.) из Месаории представляет святого держащим пастушеский жезл и ягненка в левой руке, правая поднята, возможно, в ней должен был быть крест (рисунок креста не предполагается) ( Παπαδημιτρου. 2010. Σ. 16). К наиболее ранним примерам памятников 2-го типа принадлежит икона нач. XIV в. из мон-ря св. Маманта Куременоса в Амиантосе (Cyprus. 1998). Сохранность ранней фрески с образом М. в ц. Пресв. Богородицы Хриселеусы в Хлоракасе близ Пафоса (XII в.) не позволяет определенно судить об иконографии святого, чья фигура видна по пояс, поэтому неясно, восседает он на льве или представлен стоящим в рост, а также держит ли он ягненка. Известны житийная икона из ц. Богоматери в Мутуласе (нач. XIV в.), росписи в нартексе ц. Панагии Форвиотиссы (Асину) близ Никитари (1332/33; The Veneration.

http://pravenc.ru/text/2561776.html

Стародубские бояре положили тело своего князя в дубовую колоду-гроб и повезли его домой. Опасаясь нападения нижегородцев и мести татар, они поостереглись хоронить Федора Ивановича в его стольном городе Стародубе. Тело убитого князя погребли в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Алексине, которое тогда являлось самым значительным селением княжества после города Стародуба. Это случилось в 1329 или 1330 годах - в летописях нет единства по поводу данного сюжета. Как мученик за веру, Федор Стародубский получил в народе и в Церкви прозвание Благоверный. К его гробнице вплоть до XVIII столетия стекались богомольцы, причем не раз приложившись ко гробу местночтимого святого получали исцеление. Из всей стародубской княжеской династии он единственный, кто причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Виновнику гибели князя Федора Стародубского это черное дело не сошло с рук. В 1332 г. князь Александр Нижегородский неожиданно скончался, а его преемник князь Константин Васильевич не сумел удержать за собой то положение, которого достиг его старший брат. После гибели Федора I Стародубского, правящим князем в Стародубе стал его старший сын Дмитрий Федорович. Неизвестно, какие отношения у него были с московскими и тверскими великими князьями, но летописи не сохранили подробностей его 25-летнего правления. Во всяком случае, никаких покушений на независимость Стародубского княжества в это время не было. Возможно, Дмитрий Стародубский был в родстве с московской княжеской династией или с кем-то из первых московских бояр (например, из рода потомственных тысяцких Протасьевых). Имя супруги князя Дмитрия историки не смогли установить до сих пор. Но точно известно, что его сын князь Семен Дмитриевич позже находился в Москве на положении служилого князя. После смерти в 1355 г. князя Дмитрия Федоровича, на стародубский стол вступил его младший брат князь Иван III Федорович. Личность этого князя во многом остается загадкой для исследователей. Именно он спровоцировал кризис Стародубского княжества в конце 1350-х гг., и его гибель, как самостоятельного государственного образования.

http://sobory.ru/article/?object=01449

Свобода поиска духовных ценностей доходит до того, что Георгий Гемист Плифон предпринимает в XV b. попытку возрождения языческого культа на новом уровне религиозности. Верховный бог Зевс в культе Плифона наделяется трансцендентностью, характерной для Бога христиан . Особым вниманием пользуются сочинения энциклопедического типа, в которых обо всем говорится понемногу. Среди них можно указать на «Гномические заметки» Феодора Метохита (1260/61— 1332) или на большую энциклопедию Иосифа Ракендита (1280 — ок. 1330,), от которой сохранились только главы по риторике. Значение подобных сочинений хорошо определил сам Иосиф. Заглянув в мою книгу, не без гордости заявляет он, всякий без труда, без потери времени и сил быстро обретет необходимые ему знания по любому вопросу, как новые, так и «проверенные временем и опытом». Не оставит она «в неведении о прекрасном» и «поклонника красоты», но «легко и быстро доставит ему сокровища» (ПВЛ — II 344). Наряду с множеством самых разных предметов затрагивали гуманисты и эстетические проблемы. Энциклопедизм — главная тенденция антикизирующего направления поздней Византии. Гуманисты упивались количеством знаний, их собиранием, поэтому искать у них что-то принципиально новое, чего не было до них — дело почти что бесполезное. Больший смысл имеет, пожалуй, попытка проследить, что привлекало их особое внимание, и на этом основании выявить направленность их эстетического сознания. Оставляя здесь в стороне тему пристрастия византийских гуманистов к античной философии, необходимо отметить, что вслед за ней и в непосредственной связи с ней их привлекала античная эстетика слова и теория гармонии. Основные положения древней риторики, поэтики, филологии, как в чистом виде, так и отчасти переосмысленные их византийскими предшественниками, стоят в центре внимания многих гуманистов позднего периода. При этом большим авторитетом для них являются древние языческие авторы, которых они постоянно называют по именам. Своих же византийских предшественников гуманисты часто даже не упоминают, переписывая при этом нередко из их сочинений целые пассажи . Такой компилятивно-просветительский характер носят, в частности, сочинения о гармонии и гармоническом Максима Плануда, Мануила Вриенния, Георгия Пахимера. В них предпринята попытка реставрации музыкальной теории и " эстетики античности с учетом и средневековой музыкальной практики.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

1317 ...по которой, как сказано выше, некоторые другие нашли убежище... – Здесь имеются в виду граф города Бордо Гарахар, а также Бладаст, причастные к делу самозванца Гундовальда и нашедшие убежище в базилике блаженного Мартина. Видимо, Хульдерик был также замешан в этом деле. См. кн. VIII, гл. 6 и прим. 19 к кн. VIII. О праве убежища в церкви см. прим. 18 к кн. V. 1318 ...оставался по ту сторону реки Луары... – Т. е. по левую сторону реки, где также частично расположен Тур. 1319 ...был... изгнан... оттуда горожанами, главным образом Домигизилом. – Вероятно, речь идет о том самом Домигизиле, который упоминается в кн. VI (гл. 18, 45). 1320 ...область города... – Слово pagus («паг, область, район, округ») Григорий употребляет в двух значениях: в значении части территории (области) города и в значении всей территории (области) города, как в данном случае. 1321 ...за исключением тех женщин, на которых не может падать подозрение в прелюбодеянии... – Видимо, автор имеет в виду кровных родственников – мать, сестер. 1322 Собор низложил Фавстиана, рукоположенного по приказанию Гундовальда в епископы в город Дакс... – См. кн. VII, гл. 31. 1325 ...человек, сделанный из земли... – По Иерониму. (См.: Hieronimus Stridonensis. Liber de nominibus Hebraicis. P.. 1609. Р. 1447). 1328 Однако местами.. – В подлиннике: per loca – «местами». Р. Бухнер же переводит – «везде» (allerorten), что по смыслу лучше (Т. 2. С. 19). 1329 ...резня между слугами епископа Приска и герцога Леодегизила... – О герцоге Леодегизиле см. кн. VII, гл. 37, 39. О Приске см. кн. IV, гл. 36. 1332 ...собрались в вилле Беслинген... – Собрались для обсуждения разных дел, в том числе для осуждения неблаговидного поступка герцога Гунтрамна Бозона, пытавшегося похитить драгоценности с усопшей родственницы. Вилла Беслинген отождествляется с местечком Nieder-Besslingen в герцогстве Люксембург, округ Диекирх, кантон Серф. (См.: Бухнер Р. Т. 2. С. 190. Прим. 1). 1333 ...Ингунду до сих пор задерживают в Африке... – См. кн. VIII, гл. 18, 28 и прим. 154 к кн. VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

1326 А по другим, Волотова происходит от бывшего тут поклонения языческому идолу Ваалу. О господине Новгороде Вел. М. 1834 г. стр. 23, 24 и 34. 1329 Поли. Собр. Русск. лет. Т. II стр. 235. Ист. разг. о древн. В. Новг. стр. 7 и 8. В рукоп. летописце Николо-Дворищ. собора на л. 8 сказано о Гостомысле: «егда сей умре, тогда проводиша его честно всем В. Новым градом до места, нарицаемого Волотово, и ту погребоша его:» Могила Гостомысла была раскопана в марте 1821 года известным ученым 3. Я. Долугою-Ходаковским, и в ней найдены челюсти: две лошадиные, две собачьи и две неизвестного зверка, птичья голова, несколько пар птичьих ног, часть широкого ребра и сосновые уголья. Все это осталось, вероятно, после совершаемых некогда над могилою тризн. Трое суток в Новгороде С.-пб. 1842 года, стр. 82. 1330 Полн. Собр. Русск. лет. Т. II, стр. 235. Гостомысл был сын Буривоя, победителя Варягов. Средняя дочь Гостомысла Умила, жена князя Диона, была будто бы мать Рюрика, который, по совету умирающего Гостомысла, как внук его, и был призван новгородскими Славянами па княжение. Трое суток в Новгороде, стр. 81, в примечании. 1332 Слово: Волоты употреблялось в старину в смысле исполинов, гигантов, богатырей. Трое суток в Новгороде, стр. 81. Извест. Имп. Акад. Наук по II Отдел. за 1856 г. Т. V, вып. 5, в материал. для Словаря, стр. 92. 1336 Монастырь сей упоминается в числе сожженных самими Новгородцами при вступлении Д. И. Донского в новгородскую область 1386 года. Новг. IV лет. стр. 94. 1337 Грамота сия напечатана в Ист. Росс. Иерарх. ч. VI, стр. 474–481 и в Акт. Истор. Т. I. N 111-й. Из грамоты видно, что до 1500 года за монастырем были варницы в Старой Русе и вотчины в четырех погостах деревской пятины. 1339 Действительно; в начале XVII века окрестности Новгорода были разоряемы сначала Литовцами, а потом Шведами. 1340 Обе грамоты помещены в Ист. Росс. Иерарх. ч. VI стр. 481–486. «Успенский Болотовский монастырь, сказано в грамоте, для строения и оберегательства крестьян и бобылей и вотчинных земель и всяких того монастыря угодий от сторонних всяких обид приписан к Юрьеву монастырю».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Андреуччо из Ассизи, Николай из Банции, Ульрик Зайфридсдорф скончались в 1308 г. в Индии. Андрей из Перуджи, Герхард и Перегрин из Вильнёва прибыли в Даду в 1309-1310 гг. Они возвели И. из М. в сан архиепископа. Францисканец Вильгельм из Виллановы отложил отъезд и прибыл в Китай в 1311 г. вместе с миноритами Петром Флорентийским (в 1332-1362 занимал одну из епископских кафедр в Китае), Фомой и Иеронимом Каталонскими. В совр. католической историографии со ссылкой на письмо Андрея из Перуджи, адресованное общине францисканского мон-ря в Перудже, основание первых католич. еп-ств в Китае датируется 1318 г.- тогда было учреждено 3 кафедры в городах Цюаньчжоу (пров. Фуцзянь; в той же провинции был создан крупный миссионерский центр в гавани Сямынь), Ханчжоу (пров. Чжэцзян) и Янчжоу (пров. Цзянсу); на эти кафедры были поставлены прибывшие францисканцы. Открытие новых храмов в отдаленных провинциях страны требовало пополнения состава католич. миссии. С этой целью в Китай отправилась еще одна группа францисканцев, куда вошли Иаков Падуанский, Петр Сиенский, Фома из Толлентино и груз. мон. Димитрий из Тифлиса. Однако в Индии они были захвачены в плен мусульманами и убиты 9 апр. 1321 г. в г. Тхана (о-в Солсетт). Впосл. мощи Фомы из Толлентино были доставлены в Цюаньчжоу и захоронены там другим миссионером-францисканцем, Одориком из Порденоне , в 1323-1328 гг. находившимся в Китае. Одорик, вероятно, имел возможность общаться с И. из М., к-рый, по всей видимости, благословил его на обратном пути в Европу пройти через Тибет и Лхасу, что ранее не удавалось никому из европейцев. Во францисканском Мартирологе кончина И. из М. датируется 1328 г. По более позднему свидетельству Иоанна из Мариньолли, находившегося в Даду в 1342-1346 гг., похороны И. из М., «кого татары и аланы почитают святым», прошли торжественно, присутствовали представители христ. общины и язычники. В XIV и XV вв. предпринимались попытки канонизировать И. из М. 12 июня 1924 г., после обращения к папе Римскому Пию XI специально созванного католич.

http://pravenc.ru/text/471240.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010