Ослепнув от старости и горя, Андроник II Палеолог принял монашеский постриг под именем Антоний, а под давлением патриарха Исаии отказался от всяких притязаний на царскую власть. Архиерей, вновь взошедший на столичный престол, отравлял Андронику II Палеологу последние дни, то угрожая смертью, то составляя такую унизительную формулу величания бывшего царя, что ее не осмелились привести и современники. Столичный архиерей донимал Андроника III Младшего требованиями ужесточить содержание деда и кое в чем преуспел. По крайней мере под конец жизни монах Антоний безнадежно пытался достать в зимнее время шубу, чтобы согреть свое старое тело. Воду ему запретили употреблять врачи, а духовник по приказу патриарха воспретил бывшему василевсу употребление вина; пришлось перейти на египетский щербет, который стоил больших денег. Как говорят, бывший царь не без труда добывал 3–4 золотые монеты, чтобы обеспечить свой рацион питания. Но когда его бывший слуга оказался в затруднительном положении, Андроник II Палеолог тут же отдал ему свои последние средства 555 . 13 февраля 1332 г. Андроник II Палеолог скончался на 72-м году жизни. Ровно через месяц, 13 марта 1332 г., в монастыре Хора умер его друг и товарищ Феодор Метохит 556 . Похоронили Андроника II Палеолога в монастыре Лива, который восстановила его мать царица Феодора. Андроник II Палеолог ушел, и его уход ознаменовал собой начало новой, увядающей эпохи – последней в истории Византийской империи. Западную экспансию удалось локализовать Балканами и областями Греции, но уже встал у границ страшный враг, через столетие похоронивший великую Римскую империю, – турки-османы. Не только Андронику II, но и его преемникам по власти останется только бессильно взирать на то, как одни за другими будут отходить цветущие области Малой Азии, навсегда потерянные для христианской государственности. Личность и плоды 46-летнего царствования Андроника II Палеолога оцениваются не очень высоко, и, возможно, безосновательно. Легко сказать, как это нередко бывает, что византийцы «привыкли» к Палеологам, а потому василевс царствовал долго и относительно спокойно. Едва ли только «привычкой» можно объяснить его многолетнее правление в очень беспокойные дни, где внутренние опасности зачастую превосходили внешние. При всех просчетах и ошибках императора народ чувствовал в нем своего защитника, главу, настоящего Божьего избранника, тихо и незаметно несущего крест власти. А потому и многое прощал василевсу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛИСЕЙ Преподобные Елисей Радонежский и Максим Грек. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИХМЗ) Преподобные Елисей Радонежский и Максим Грек. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИХМЗ) (род. ранее 1332, Ростов?), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского. Единственным источником сведений о Е. является Житие прп. Сергия, написанное Епифанием Премудрым ок. 1418-1419 гг. Житие не содержит точных дат, поэтому факты биографии Е. восстанавливаются благодаря косвенным сведениям. Согласно Житию, в нач. 30-х гг. XIV в. (по-видимому, после голода 1332) в Московское великое княжество из Ростова переселилась большая группа его жителей, в т. ч. «болярин» Кирилл и его дядя, отец Е. Анисим, переехавший в Радонеж вместе с тысяцким Протасием. В Житии отмечено, что мн. переселенцы прибыли с «родом си» из Ростова, откуда Анисим, не указано. В числе переселенцев имя Е. не фигурирует, поэтому можно предположить, что Анисим переехал один, а сын его остался в Ростове и оказался в Троице-Сергиевом мон-ре позднее, после того как в обители поселился его отец. Житие упоминает отца Е. в числе первых 12 насельников Троице-Сергиева мон-ря, собравшихся на Маковце до поставления в 1354 г. прп. Сергия в игумены. При этом агиограф поясняет, что входивший в их число Анисим «бе диакон, диаконов отець Иелесеа глаголемаго» ( Клосс. 1998. С. 321). По сведениям архим. Леонида (Кавелина) , Е. был похоронен под монастырским Троицким собором ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142-143). В «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.) Е. наряду со своим отцом Анисимом и Иаковом Якутой назван учеником прп. Сергия (С. 79). В данном сочинении отразилась поздняя агиографическая традиция, сложившаяся в Троице-Сергиевом мон-ре к нач.

http://pravenc.ru/text/189859.html

В 13 веке церковные мелодии сочиняли: греческий цар Иоанн Ватаци (12221255), а в конце этого века – монах Даниил Ахрада и, особенно, знаменитый песнотворец протопсалт Иоанн Гликис, учитель И. Кукузеля и К. Корони, славных мелодических творцов 14 века. Известны его стихиры доброгласны (καλοφωνικ), акафист Богоматери, „Достойно есть“ и мелодии одиннадцати утренних песнопений Льва Мудрого . В 13 же веке жили песнотворцы: Каллист (отец историка Никифора Каллиста) и Герасим Ксанфопул. Кроме того в Ватопедском Стихираре 1292 г. и в Синайском Ирмологе 1332 г. перечисляются еще следующие песнотворцы по их старшинству: 1) Латрин, 2) Феодор Катакалон, 3) Михаил Анеот, 4) Кампани, оба старше Иоанна Гликия, 5) Никифор Ифик, подражавший Анеоту и Гликису в нотном положении акафиста Богоматери, 6) Клова и 7) Васиот, оба раньше Иоанна Кукузеля, 8) Мануира и 9) Даласин. оба ранее Кондопетрия, 10) Кондопетри и 11) сын его Михаил, упомянутые в рукописи 1292 г., 12) Кукума и 13) Никодим Петропул, поименованные в Ирмологе 1332 г., 14) Михаил Влеммид, написавший толкование певческих знамений. Период пятый греческого церковного пения от 14 до 18 века. В начале этого периода мы видим преобразования церковного пения в разных христианских церквах Востока и Запада. В Римско-католической церкви, как выше сказано, 442 с ослаблением песнотворческого вдохновения, развивается формальная сторона гармонического пения в виде контра-пункта, при помощи которого мотивы народных, иногда даже непристойных песней, применяются к священным песнопениям; с 17 же века проникают в церковь театральные мотивы. Народные же мотивы положены затем в основание и духовного пения протестантских обществ. Болгарские напевы, образовавшиеся около этого же времени и затем в 17 веке перешедшие в Россию, имеют также характер народных славянских напевов. В Русской церкви это время обозначается забвением кондакарного знамени, преобразованием древней столповой нотописи, а вероятно, и напевов. В Греции церковное песнотворчество не только не ослабевает, но в начале же 14 века (или даже в конце 13 в.) развивается быстро и широко. Оно отличается обилием и искусственностью мелодий, художественностью исполнения, сложностью нотации.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ [Гавала Мануил; греч. Ματθαος] (ок. 1271/72, Филадельфия, Лидия - между 1355 и 1360, К-поль), митр. Эфесский (1329-1351), писатель. Ученик свт. Феолипта , митр. Филадельфийского, чтец, затем протонатарий в Филадельфии. Был послан в К-поль в 1309 г., вошел в круг выдающихся интеллектуалов эпохи Никифора Хумна и Феодора Метохита. На знакомство М. с античной философией указывают его маргиналии в кодексах сочинений Платона Vat. gr. 225 и 226 ( De Gregorio, Prato. 2003. S. 83, 89-90). По возвращении в Филадельфию в 1310 г. вступил в конфликт с Феолиптом из-за разногласий относительно преодоления арсенитского раскола. В 1312 г. умерла жена М., оставив на его попечение малолетнего сына. В 1315-1317 гг. М. жил в К-поле, пользовался покровительством патриарха Иоанна XIII Глики (1315-1319). Вскоре М. примирился с Феолиптом, был рукоположен во иерея, назначен хартофилаксом и принял монашеский постриг. После кончины Феолипта в кон. 1322 г. из-за конфликта с правителем Филадельфии Мануилом Тагарисом вновь перебрался в столицу. Во 2-й пол. 20-х гг. XIV в., возможно, занимался преподаванием ( Browning. 1992. P. 28). В те годы М. сблизился с ученым и богословом Никифором Григорой, вел с ним оживленную переписку и обменивался сочинениями ( Beyer. 1976. S. 31-35). В 1329 г. стал митрополитом Эфеса (упоминание М. в этом качестве относится к декабрю: RegPatr, N 2153; Hunger. Register. N 100. S. 562), к-рый находился во власти турок. М. сумел посетить свою кафедру лишь однажды и в основном жил в К-поле и во Врисисе во Фракии (ныне Пынархисар, Турция), епископом которого он был также поставлен в 1332 г. В 1331-1332 гг. М. побывал на Руси по приглашению митр. Киевского свт. Феогноста ( Κουροσης. 1972. Σ. 248-252). Из переписки М. (послания 54, 55, 57) известно, что, посетив Эфес, М. был разочарован. В 1339 г. М. прибыл в Смирну, но эмир Айдина Умур отказался пустить его в Эфес и принять послания императора, к-рые должен был передать М.

http://pravenc.ru/text/2562674.html

Наконец, присутствие генуэзцев в Черном море зависело от византийцев и татар, и итальянские купцы служили постоянными и заинтересованными посредниками между Константинополем и Сараем, причем Византия заботливо оберегала и укрепляла это посредничество. Примечательно, что каждый из первых трех императоров династии Палеологов выдавал свою побочную дочь за татарского хана: Евфросиния, дочь Михаила VIII, стала женой хана Ногая,   Мария, дочь Андроника II, вышла замуж за Тохту,   и Ибн Батута рассказывает, что около 1332 года в гареме Узбека находилась дочь константинопольского императора (возможно, еще одна побочная дочь Андроника), что в Сарае при ней были греческие слуги и что она ездила в Константинополь, чтобы родить там своего первого ребенка.   Связь Константинополя и Золотой Орды имела непосредственный отклик на Руси. Русь подвергалась политическому и военному контролю ханов, а церковью ее управлял византийский патриархат, и они часто действовали согласованно. Выше мы говорили о дипломатической роли митрополита Киевского и епископа Саранского в более ранний период татарского господства. Источники свидетельствуют о продолжающейся активной дипломатической деятельности византийской церкви и в позднейшую эпоху. На съездах, где русским князьям диктовалась воля хана, присутствовали представители церкви и ханские послы: епископ Саранский Измаил посетил съезд во Владимире (1296 год),   а греческий митрополит Максим был с князьями на съезде в Переяславле в 1304 году.   Более того, через Сарай проходили и официальные документы, такие, например, как русские рекомендации Константинополю относительно кандидатов на митрополичий престол.   Византийские чиновники, приезжавшие на Русь, были хорошо осведомлены о местных политических проблемах, касавшихся отношений русских князей и татар. Это мы можем видеть на примере переписки Мануила Гавалы, который впоследствии, под именем Матфея, стал митрополитом Эфесским. В 1331–1332 годах он был на Руси с дипломатической миссией и в письмах, адресованных константинопольскому «философу» (возможно, Никифору Григоре, который был знаком с митрополитом Киевским Феогностом), вспоминал о кровавой войне Ивана I Московского и Александра Тверского — причем создается впечатление, что события хорошо знакомы его корреспонденту   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Но вернемся к «проблеме» потомков Александра Невского. Хотя и принято считать, что и Юрий, и Иван Даниловичи «прислуживались» к ордынским ханам и, с другой стороны, вызывали у них особое сочувствие, на деле в течение почти трех десятилетий им не предоставлялось великое княжение Владимирское - за исключением одного краткого периода (как уже сказано, в 1317 году Юрий получил сей титул, но уже в 1322-м хан Узбек, по-видимому, счел свое решение ошибкой и передал верховную власть Дмитрию - сыну казненного четыре года назад Михаила Тверского). Бунт 1327 года, так сказать, дискредитировал князей Тверских, оказавшихся неспособными обеспечить «порядок», но Владимирский престол все же не был отдан Ивану Московскому,- хотя во многих сочинениях историков (и, увы, в энциклопедиях) ошибочно утверждается, что-де Иван Калита уже в 1328 году стал великим князем Владимирским (то есть «всея Руси»). В действительности Иван - в связи со значительным ростом Московского княжества к этому времени - стал называться в 1328 году «великим князем Московским» (подобно тому, как еще значительно ранее, с конца 1280-х годов, Михаил звался «великим князем Тверским»). А на владимирский престол был возведен тогда князь Суздальский Александр Васильевич - внук младшего брата Александра Невского, Андрея Ярославича. Надо подчеркнуть, что он - как внук младшего брата Александра Невского - имел меньше прав на верховную власть, чем Иван Данилович. И все-таки лишь после смерти Александра Васильевича, в 1332 году, Иван Данилович Калита стал великим князем Владимирским. Из вышеизложенного естественно сделать вывод, что потомки Александра Невского - вопреки мнению многих историков - вовсе не были такими уж «любимцами» Орды. И обретение Иваном Даниловичем в 1332 году верховной власти явилось закономерным итогом, плодом многолетней деятельности самого Ивана и его старшего брата Юрия, а вовсе не «подарком» хана Золотой Орды. Как уже сказано, к 1305 году ушли из жизни все сыновья и внуки Александра Невского - кроме сыновей младшего Александровича, Даниила. И именно они продолжили историческое творчество своего великого деда. Это, например, ясно выразилось в их взаимоотношениях с Церковью. Выше шла речь о том, что Александр Невский сумел, в сущности, «перетянуть» из Киева во Владимир тогдашнего главу русской Церкви - митрополита Киевского (с конца 1240-х до 1281 года) Кирила II. С 1252 года и до конца жизни Кирил чаще пребывал во Владимирской, чем в Киевской земле, а его преемник, митрополит Максим (1283-1305), уже сделал Владимир своей резиденцией

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/04/...

В К-поле калабрийский философ, сочетавший широкую образованность с ораторским талантом и прекрасной памятью, обратил на себя внимание ученой публики и двора, снискав покровительство недавно вступившего на престол имп. Андроника III Палеолога и буд. имп. Иоанна VI Кантакузина (впосл. его противника). Позднее Никифор Григора упрекал за сердечный прием заезжего мудреца своего бывш. патрона Иоанна Кантакузина ( Niceph. Greg. Byz. hist. T. 1. P. 555; T. 2. P. 919), что тот и не оспаривал ( Ioan. Cantacuz. Hist. T. 4. P. 179). Вскоре В. К. начал преподавать логику и диалектику Аристотеля и платоновскую философию, а главное - был признан офиц. толкователем корпуса Ареопагитик , к-рые изучал уже в Фессалонике. Впосл. он стал игуменом к-польского мон-ря Спасителя Акаталепта. Калабрийский философ быстро вошел в высший придворный круг и в силу этого стал одним из приближенных К-польского Патриарха ( Weiss. 1969). Зимой 1331/32 г. в доме Иоанна Кантакузина состоялся публичный философский диспут между В. К. и Никифором Григорой, ревностно относившимся к его успехам. Летом и зимой 1332 г. появились новые диалоги Григоры против В. К., «Филоматис» («Любитель учености») и «Флорентий, или О мудрости». В последнем диалоге, излагающем ход полемики в доме Кантакузина, сообщается, что калабрийский философ, потерпев поражение в состязании с Григорой, вернулся в Фессалонику и занялся преподаванием (1332). Это, впрочем, не умалило славы В. К. и не изменило благосклонного отношения к нему высоких покровителей. Кроме того, он активно пополнял свои знания, гл. обр. в области астрономии, по записям слушателей Григоры, к неудовольствию последнего ( Niceph. Greg. Fiorenzo. P. 127). В 1334-1335 гг. В. К. по поручению императора выступил на защиту правосл. догмы в полемике с посланцами папы по вопросу о возможном объединении Церквей. В 1336 г. один из антилат. трактатов В. К., посвященный проблеме силлогизмов, попал к свт. Григорию Паламе, что послужило началом их длительной богословской полемики. В это время авторитет В. К. как философа укрепился, и кипр. ученый Георгий Лапиф во 2-й пол. 1336 г. обращался к нему «как к учителю» за разрешением нек-рых апорий аристотелевской философии.

http://pravenc.ru/text/Варлаам ...

Время происхождения этого устава определяется следующими данными: диакон, читая, по освящении Даров, диптихи живых, поминает следующие лица: ες πραρ χ Αθανασιου τχ τον δειν α . το γω ττ κα ρικουμενικου πραρχ· εσ επισκο π νφον ος το πανιερο ττ επσκο π μων δειν· κα υπερ το προσκομζοντος τα για δωρα κω τω Θω μων ιωαννκου ιερομοναχου το τιμιου πρεσβυτεριου περ στριας (σωτηρας) κρατους νικης... τν εσεβστατων κα θεοφλακτων βασιλων μων νδρονκου κα ειρη (ερνης) φ. 29 оборот 30. В сугубой ектенье содержится следующее прошение: ετι δεομεθα περ τν εσεβεστατων κα φιλοχριστων βασιλεων μων νδρονικου κα ερνης (φ. 32). Т. е.: помяни Господи «в патриархах Афанасия, или кого случится другого, имярек, святейшего и вселенского патриарха, в епископах Нифонта преосвященнейшего епископа нашего, имярек; и об Иоанникие иеромонахе приносящем святые дары Господу Богу нашему, о честном пресвитерстве... о спасении, державе, победе... благочестивейших и богохранимых царей наших Андроника и Ирины». Патриарх Константинопольский Афанасий, преемник Григория Кипрского , вступил на престол 1289 года и отрёкся от него 1293, после четырёхлетнего управления, нажив себе недоброжелателей, благодаря крутым мерам, с которыми он принялся за исправление тогдашнего расшатанного духовенства и монашества. Преемником его был Иоанн XII. Затем вторично занимал патриаршую кафедру от 1304 по 1311 год. После вторичного отречения, она перешла к Нифонту 301 . Какого же из двух Андроников – старшего или младшего разуметь в данном случае, ясно не видно, тем более что и тот и другой имели в супружестве Ирин. Андроник старший (1281–1332) вступил во второй брак с Ириной, дочерью Вильгельма VI Монфортского, в 1285 г (Du Cang. Famil. Byzant. p. 235), a Андроник III младший (1332–1341) был женат первым браком на Ирине, западной уроженке (1318 год супруж., † 1324). Судя по упоминанию патриарха Афанасия, естественнее разуметь Андроника старшего. А отсюда открывается, что устав написан в конце XIII или начале XIV b., а не в XV, как сказано в указателе преосвященного Саввы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Значит: в 1700 году греческие песнопевцы верили в чудесное событие с Кукузелем. В этом же собрании моём есть и другая картина, перерисованная из нотного обихода XIV века: тут изображён придворный Протопсалт Иоанн Гликис, обучающий пению Ксеноса Корони и Иоанна Кукузеля. Итак, в 14 веке Кукузель считался учеником Гликиса. Но сей век состоит из ста лет. В какие же десятки этого столетия учился и славился Кукузель? Да и не ранее ли сего времени жил и трудился он? Ответы на эти вопросы дают две нотные рукописи, особенно Афоно-Ватопедский Стихирарь, написанный на пергамине монахом Даниилом Ахрада 16 декабря 1299 года в царствование Андроника старшего, и Синайский Ирмолог, писанный на хлопчатой бумаге in 4−o Антонием иеромонахом в 1332 году. В первой рукописи поименованы весьма многие сочинители церковных песнопений, начиная с патриархов, Анатолия Константинопольского (449−458 г.) и Софрония Иерусалимского (636 г.) и оканчивая Ефремом Карийским и самим Даниилом Ахрада; но Иоанна Кукузеля между ними нет. А во второй рукописи, после краткой теории пения, помещены образцовые песнопения Кукузеля. Следовательно, сей пресловутый певец в 1299 году не отличался мастерством своим, а в 1332-м был уже известен, как образцовый композитор. В этом году царствовал Андроник младший, Кукузель был любимец его. А так как этот государь кончил жизнь свою в 1341 году; то и надо полагать, что Кукузель ушёл на Афон ранее сего года. Куда девалась данная ему Богоматерью златица: не знаю. Взамен сего же незнания, спешу сказать несколько слов о стенной живописи в той церкви, в которой чествуется икона Кукузелиссы. Эту церковь расписал Дамаскин. Кисть его не завидна. Лучше расписан тут литийный притвор Давидом Авлонитом, но как-то странно. Рассматривая его изображение псалма, в котором вся природа и все люди хвалят Бога, я увидел тут кроме Давида, бряцающего на арфе, кто-то наяривает Турецкий барабан, а под звуки его пляшут (sic) женщины и девицы в кисейных воротеньках и в шароварах, монахи же с подскоком тащат на плечах своих церковь ; увидел это и улыбнулся, но не осудил простодушных лавриотов, которые едва ли и смотрят на стенопись увеселительного Авлонита.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

(ок. 520–7.02.535…537) Феодосии I, монофизит (с 535…537) Гайна (Гайан), монофизит (с 535…537) Павел Тавеннисиот (ок. 539–540/41) (ок. 541 – июль 551) свт. Аполлинарий (551 – ок. 568) Иоанн IV (ок. 569 – ок. 579) свт. Евлогий (ок. 580–13.02.607/08, пам.13 февр.) Феодор (Феодосии) Скрибон (607/08–3.12. 609) свт. Иоанн V Милостивый (609/10–619/20,пам. 12 нояб.) Георгий I ((ок. 621-ок. 630) Кир, монофелит ((630/31–642…644) Петр IV (642…644–651…654) вдовство кафедры Иоанн VI Евтихий Петр VI (?) (кон. VII b.) Косма I (727…731-после 767) Политиан (до 787-ок. 801) Евстафий (ок. 801-ок. 805) Афанасий II Христофор I (ок. 805–836…841) Софроний I (836…841–17.11.859) Михаил I (Сиаил) (кон. 859–871/72) Михаил II (871/72–21.08.903) Иоанн VII Майюма Христодул (Абд аль-Масих) (17.06.907–21.11.932) Евтихий II (Сайд) (6 или 7.02.933–11 или12.05.940) Софроний II (авг. или сент. 941–954) Иов (Иаков) (ок. 954–7.09.960) свт. Uлuя I (июнь или июль 964-нач. 972) Илия II (после 972–12.05.1000) свт. Арсений I (17.06.1000–4.07.1010) Феофил II (Филофей) (1010?-1020?) Георгий II (2.04.1021–1036 или 1052) Леонтий (1052–1059) Александр II (1059–1062) Иоанн VIII Кодонат (1062–1100) (после 1100–1122) Феодосии П (1122–1137) Кирилл II Евлогий II Софроний III (упом. в 1166) Илия III (ок.1171-ок. 1175) Елевферий (Альфтер) (ок. 1175–1180) (ок. 1180–1209) Николай I (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243) Григорий I (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263) Николай II (ок. 1243 или 1263–1276) Афанасий III Синаит (1276-ок. 1308 или 1316) Григорий II (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354) Григорий III (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366) Нифонт (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385) (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389) Николай III (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98) Григорий IV (ок. 1397/98-ок. 1412) Николай IV (ок.1412-ок. 1417) Афанасий IV (ок. 1417-ок. 1425 или 1428) (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437) Филофей I (Феофил) ((ок. 1435 или 1437- ок. 1459) (1459-ок. 1484) Григорий V (1484-ок. 1486) Иоаким I Афинянин (6.08.1487–1565 или 1567, с перерывом)

http://azbyka.ru/shemy/aleksandrijskie_p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010