Духа не отделилось [от него]» ( Sym. Thessal. Expositio de divino templo. 94//PG. 155. Col. 741). Др. крупнейший визант. литургист, св. Николай Кавасила (XIV в.), напротив, понимает теплоту как знак сошествия Св. Духа на Церковь ( Nicol. Cabas. Expl. Div. liturg. 37). Со временем меняется также и формула благословения теплоты. М. М. Бернацкий Константинопольские споры XII в. о богословии Е. Причащение апостолов. Фрагмент росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) в Ники-тари, Кипр. 1332/33 гг. Причащение апостолов. Фрагмент росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) в Ники-тари, Кипр. 1332/33 гг. В сочинениях визант. авторов XII в. тема Е. чаще всего обсуждалась в контексте критики лат. обычая совершения Е. на опресноках. Но в эту эпоху в К-поле разгорелись и 2 независимых от этой полемики спора, в ходе к-рых были затронуты вопросы богословия Е.: 1-й - в сер. XII в., в связи с мнениями Сотириха Пантевгена; 2-й - в кон. XII в., по поводу учения Михаила Сикидита (см.: Успенский. 2001. С. 174-203; Jugie. 1930. T. 3. P. 317-325; Ермилов П. В. Проблематика богословских споров в Византии XI-XII вв.: Ересь Сотириха Пантевгена: Дисс./ПСТГУ. М., 2005. Ркп.). Эти евхаристические споры, различные по содержанию, имеют в своем основании сходную проблематику. Полемика 1156-1157 гг. Поводом к началу полемики послужило то, что клирик к-польского храма Св. Софии диак. Василий, исполнявший служение проповедника, в одной из проповедей сказал, что Христос Сам принял ту Жертву, к-рую принес за грехи всего мира. Эта мысль была воспринята нек-рыми из к-польцев негативно. Несогласные с мнением Василия, среди к-рых были и некоторые епископы и заслуженные клирики, обвинили его в несторианстве, утверждая, что Христос не может быть одновременно и «Приносящим», и «Принимающим» Жертву, так что слова: Σ γρ ε προσφρων κα προσφερμενος κα προσδεχμενος κα διαδιδμενος, Χριστ Θες μν (                          ), содержащиеся в молитве Божественной литургии Οδες ξιος (    ) не следует понимать буквально (молитва Οδες ξιος имеет нек-польское происхождение и окончательно вошла в чин литургии свт. Иоанна Златоуста только к XI в. (в чине литургии свт. Василия Великого она выписывалась с VIII в.), но в XII в. она уже воспринималась как неотъемлемая часть к-польской литургической традиции; см.: Taft. Great Entrance. P. 121-134). В подтверждение своего мнения они ссылались на высказывание свт. Григория Богослова из его «Слова на Св. Пасху»: «Разве не очевидно, что Жертву принял Отец?» ( Greg. Nazianz. Or. 45. 22//PG. 36. Col. 653).

http://pravenc.ru/text/351651.html

520-7.02.535... 537) Феодосий I, монофизит (с 535...537, см. Коптская Церковь ) Гайна (Гайан), монофизит (с 535...537, см. Юлианисты) Павел Тавеннисиот (ок. 539-540/41) Зоил (ок. 541 - июль 551) свт. Аполлинарий (551 - ок. 568) Иоанн IV (ок. 569-ок. 579) свт. Евлогий (ок. 580-13.02.607/08, пам. 13 февр.) Феодор (Феодосий) Скрибон (607/08-3.12. 609) свт. Иоанн V Милостивый (610-619/20, пам. 12 нояб.) Георгий I (ок. 621-ок. 630) Кир, монофелит (630/31-642...644) Петр IV (642...644-651...654) вдовство кафедры Иоанн VI (?) Евтихий (?) Петр V (?) Петр VI (?) (кон. VII в.) Косма I (727...731-после 767) Политиан (до 787-ок. 801) Евстафий (ок. 801-ок. 805) Афанасий II (?) Христофор I (ок. 805-836...841) Софроний I (836...841-17.11.859) Михаил I (Сиаил) (кон. 859-871/72) Михаил II (871/72-21.08.903) Иоанн VII Майюма (?) Христодул (Абд аль-Масих) (17.06.907-21.11.932) Евтихий II (Саид) (6 или 7.02.933-11 или 12.05.940) Софроний II (?) Исаак (авг. или сент. 941-954) Иов (Иаков) (ок. 954-7.09.960) свт. Илия I (июнь или июль 964-12. 05. 1000) свт. Арсений I (17.06.1000-4.07.1010) Феофил II (Филофей) (1010?-1020?) Георгий II (2.04.1021-1036 или 1052) Леонтий (1052-1059) Александр II (1059-1062) Иоанн VIII Кодонат (1062-1100) Савва (после 1100-1122) Феодосий II (1122-1137) Кирилл II (?-?) Евлогий II (?-?) Софроний III (упом. в 1166 ) Елевферий (Альфтер) (ок. 1175-1180) Илия II (ок. 1180) Марк III (ок. 1180-1209) Николай I (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243) Григорий I (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263) Николай II (ок. 1243 или 1263-1276) Афанасий III Синаит (1276-ок. 1308 или 1316) Григорий II (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354) Григорий III (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366) Нифонт (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385) Марк IV (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389) Николай III (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98) Григорий IV (ок. 1397/98-ок. 1412) Николай IV (ок. 1412-ок. 1417) Афанасий IV (ок. 1417-ок. 1425 или 1428) Марк V (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437) Филофей I (Феофил) (ок.

http://pravenc.ru/text/82070.html

16) Стефан Шишман, сын предшествующего от первой жены его, дочери сербского короля Стефана Милутина или Уроша 2-го; возведенный на престол дядей, названным выше Стефаном Дечанским, и управлявши недолго под опекой матери, был прогнан болгарами (в 1332 г. См. Животи кральева, изд. Данич., стр. 195 sqq, Memor. рор. II, 840 sqq, 852 fin. sqq). 17) Иоанн – Александр, племянник Михаила 2-го, сын деспота (вероятно, также виддинского) Срацимира (Memor. рор. II, 842 и в помянутом выше синодике Бориса стр. 13), возведенный на престол, после изгнания предшествующего, в 1332 г. (ibid.), возвратил от греков утраченное болгарами после смерти Михаила (ibid. § 435 fin.) и владел северной Фракией по Филиппополь включительно (Ibid. 866 § 465); был жив в 1359 г, и умер, как кажется, после 1364 г., именно, если верить одному довольно вероятному показанию, в 1371 году 19 . 18) Иоанн Шишман и Иоанн Срацимир, сыновья Иоанна – Александра, последние болгарские цари, управлявшие разделенною на двое страной одновременно и владевшие – первый Терновом и восточной Болгарией с остававшеюся за государством частью Фракии, – второй Виддином и Болгарией западной 20 . Не задолго перед тем явившиеся в Европе турки быстро совершали свое завоевание Балканского полуострова, и болгарскому царству первому суждено было пасть под ударами их оружия, что и случилось при сейчас названных государях. Ближайший к занятой турками средней Фракии, Иоанн Шишман впервые подвергся их нападению при самом начале своего правления (в 1371–72 г.). Успев на этот первый раз спасти себя от них тем, что уступил им часть своих владений, признал себя их подручником и отдал в замужество султану (Амурату) свою сестру; он держался было потом на престоле более двадцати лет 21 . Но наконец он снова привлек на себя страшное оружие, и в 1393–94 г., после взятия столицы государства Тернова и низложения его самого, царство его окончательно прекратило свое существование 22 . Область Срацимира, загороженная дотоле владениями Шишмана, была покорена в непродолжительном времени после сих последних; именно – Виддин был взят султаном в 1398 г., т. е. на четвертый или на пятый год после взятия Тернова 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 7-м Антирритике против Акиндина (ΓΠΣ. T. 3. Σ . 505) Г. П. рассказывает, как уже через неск. дней практики в чистой молитве Акиндин сообщил ему, что удостоился видения света, изнутри которого виднелось некое человеческое лицо. Г. П. расценил этот духовный опыт ученика как «страшную прелесть и забаву сатанинскую» и решил взять Акиндина под опеку, дабы спасти его. Но какое-то время спустя, когда Акиндин уже жил в Лавре, некоторые монахи, узнав об этом эпизоде, не позволили игумену принять его окончательно. Ок. 1332 г . Г. П. начал писать. Первым его сочинением стало «Житие прп. Петра Афонского» (ок. 1332), затем он написал полемическую гомилию «О введении во храм Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» против тех, кто отрицали историчность этого события (Гомилия 53; ок. 1333). В 1335/36 г. (Meyendorff. Introduction. P. 63; в 1333/34, по Синкевичу) афонскими властями Г. П. был назначен игуменом монастыря Эсфигмен, это служение продолжалось короткое время . Полемика с Варлаамом Калабрийским . В развитии спора Г. П. с Варлаамом Калабрийским, продолжавшегося 6 лет, с 1335 по 1341 г ., выделяются 2 этапа: 1335–1337 гг.— вероучительный конфликт и 1337–1341 гг.— полемика об исихазме. Синкевич следующим образом реконструирует последовательность событий , связанных с началом полемики ( Sinkewicz R. E . A new interpretation for the first episode in the controversy between Barlaam the Calabrian and Gregory Palamas//The Journal of Theological Studies. 1980 . Vol . 31:2. P . 489–500). В 1334–1335 гг. возобновились дискуссии с латинскими богословами о церковной унии . Весной 1335 г ., вскоре после переговоров с папскими легатами , Варлаам составляет свои, т. н. «греческие», речи — «О согласии» (De concordia) и «К Собору» (Ad Synodum) (именно на передатировке составления этих речей вслед за Даррузесом основана реконструкция Синкевича; аргументы в пользу более ранней датировки см.: Fyrigos A. Considerazioni per la datazione delle discussioni theologiche di Constantinopoli des 1334(–35) ( Niceph . Greg ., Hist . Byz ., X 8)// BollGrot . 1993. Vol . 47. P. 103–112 ). Речь «О согласии» была произнесена Варлаамом перед 2 латинскими епископами и императрицой Анной Савойской в имп. дворце. Некий Иосиф, один из друзей Г. П. ( возможно, это был Иосиф Калофет), прибыв на Афон, пересказал ему содержание этой речи.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205969...

[болг. Иван Александър] (нач. XIV в.- 17.02(?).1371), болг. царь (1331-1371). Выходец из высшей знати, старший сын деспота Срацимира и Керы Петрицы. В 20-х гг. XIV в. управлял областью с центром в г. Ловеч. После гибели в битве с сербами при Вельбужде (ныне Кюстендил) болг. царя Михаила III Шишмана (1323-1330) И. А., будучи связан родством как с основателями Второго Болгарского царства Иоанном и Петром Асенями, так и с правившими в Болгарии в посл. трети XIII - 1-й трети XIV в. семьями Тертеров и Шишманов, в результате династической борьбы вступил на престол. Воспользовавшись внутренними осложнениями в Сербии и Византии, он сумел не только свести к минимуму последствия неудачной болгаро-серб. войны, но и отбить у греков города на юж. границе Болгарии, закрепив отношения с соседними странами династическими браками сестры Елены с серб. кор. Стефаном IV Душаном (1332) и сына Михаила Асеня с дочерью визант. имп. Андроника III Палеолога Марией (Ириной) (сватовство состоялось в 1332, свадьба - в 1338 или в 1339). Подавив мятеж знати во главе с Белауром, братом Михаила III, И. А. почти 40 лет занимал болг. трон. В 1341-1344 гг. И. А. провел победоносную войну против Византии, поддерживавшей очередного кандидата из Шишманов на болг. престол, а впосл. активно вмешивался в династические конфликты в Византии, часто опираясь на тур. наемников. Несмотря на брак дочери Керацы Марии с визант. престолонаследником Андроником IV (1355), И. А. отверг предложение К-поля о военном союзе против османов, титуловался «царь болгар и греков» и продолжал привлекать турок к борьбе против Византии. Новая война с Византией в 1364 г. и отказ И. А. пропустить через Болгарию возвращавшегося из Венгрии Иоанна V Палеолога вызвали осложнения. Планировавшийся как антитурецкий поход Савойского гр. Амадея VI в 1365-1366 гг. был направлен против причерноморских городов Болгарии, а венг. войска заняли г. Бдин (ныне Видин) и Сев.-Зап. Болгарию, пленили видинского деспота Иоанна Срацимира, сына И. А., с семьей и принудили его и ок. 1/3 населения перейти в католичество. Конфликт был урегулирован в 1369 г. при посредничестве правителя Добруджанского княжества Добротицы (1360-1385), к-рый получил от И. А. титул деспота и крепости в Причерноморье, и валашского господаря Владислава Влайку (1364-1377). Однако Болгария в правление И. А. фактически разделилась на 3 самостоятельных государства - Тырновское, Видинское и Добруджанское.

http://pravenc.ru/text/469796.html

859-871/72)     Михаил II   (871/72-21.08.903)     Иоанн VII Майюма   (?)     Христодул (Абд аль-Масих)   (17.06.907-21.11.932)     Евтихий II (Сайд)   (6 или 7.02.933-11 или12.05.940)     Софроний II   (?)     Исаак   (авг. или сент. 941-954)     Иов (Иаков)   (ок. 954-7.09.960)     свт. Илия I   (июнь или июль 964-нач. 972)     Илия II   (после 972-12.05.1000)     свт. Арсений I    (17.06.1000-4.07.1010)     Феофил II (Филофей)   (1010?-1020?)     Георгий II   (2.04.1021-1036 или 1052)     Леонтий   (1052-1059)     Александр II   (1059-1062)     Иоанн VIII Кодонат   (1062-1100)     Савва   (после 1100-1122)     Феодосии П   (1122-1137)     Кирилл II   (?-?)     Евлогий II   (?-?)     Софроний III   (упом. в 1166)     Илия III   (ок.1171-ок. 1175)     Елевферий (Альфтер)    (ок. 1175-1180)     Марк III   (ок. 1180-1209)     Николай I   (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243)     Григорий I   (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263)     Николай II   (ок. 1243 или 1263-1276)     Афанасий III Синаит    (1276-ок. 1308 или 1316)     Григорий II   (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354)     Григорий III   (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366)     Нифонт   (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385)     Марк IV   (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389)     Николай III    (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98)     Григорий IV   (ок. 1397/98-ок. 1412)     Николай IV   (ок.1412-ок. 1417)     Афанасий IV   (ок. 1417-ок. 1425 или 1428)     Марк V   (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437)     Филофей I (Феофил)   ((ок. 1435 или 1437- ок. 1459)     Марк VI   (1459-ок. 1484)     Григорий V   (1484-ок. 1486)     Иоаким I Афинянин   (6.08.1487-1565 или 1567, с перерывом)     Филофей II   (упом. в 1523)   VI   (?)     Сильвестр Критянин   (12.04.1569-июль 1590)     Мелетий I Пигас   (5.08.1590-13.09.1601)     Кирилл III Лукарис    (1601/02-4.11.1620)     Герасим I Спарталиот   (30.11.1620-30.07.1636)     Митрофан Критопул   (сент. 1636-20.05.1639)     Никифор Кларонцан   (кон. мая 1639-апр.1645)     Иоанникий Киприот   (9.06.1645-15.09.1657)     Паисий   (15.10.1657-ок.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

2011). Риторические Риторические сочинения Н. Г. представлены прежде всего речами, обращенными к императорам, и надгробными словами. По большей части они были созданы до того, как Н. Г. вступил в исихастские споры. Особенно интересны 2 ранние похвальные речи (1-я на аттическом, 2-я на ионийском диалекте) в адрес имп. Андроника II Палеолога, в которых Н. Г. прославлял монарха за его любовь к Платону и доказывал, что Андроник правит гос-вом в полном соответствии с учением античного философа ( Leone. 1971). Примечательно, что нек-рые речи Н. Г. через неск. лет после произнесения были включены (иногда с изменениями) в 1-ю часть «Ромейской истории» ( Dieten. 1975. S. 140-142, 162-181): похвала мудрости Андроника II (1322), эпитафии Андронику II († 12/13 февр. 1332), Андронику III Палеологу († 15 июня 1341), матери Андроника III († лето 1333), Феодору Метохиту († 13 марта 1332). Также Н. Г. принадлежит опубликованный в XVII в. под именем визант. филолога Фомы Магистра Энкомий кор. Кипра Гуго IV Лузиньяну (1324-1359). Энкомий был написан Н. Г. в заточении в мон-ре Хора в кон. 1351 - нач. 1352 г. ( Leone. 1971; Сметанин. 1987). Неск. надгробных слов Н. Г. создано в поэтической форме: эпитафия Михаилу Асану от имени его вдовы Ирины в 25 элегических дистихах, эпитафия Феодору Метохиту на ионийском диалекте ( Mercati S. G. Collectanea byzantina. R., 1970. P. 144-153). Ораторское мастерство Н. Г. высоко ценилось: ему заказывали образцы надгробных речей, прооймии (риторизованные вступления) к имп. хрисовулам, патриаршим сигиллиям, личным завещаниям и прошениям частных лиц к императору ( Leone. 1970/1971). Богословская полемика Н. Г. с паламитами (см.: Laurent. 1931. Col. 457-461; Paparozzi. Appunti. 1973. P. 942-950; Beyer. 1976. S. 20-24, 76-116; Μσχος. 1998; Бирюков. 2009. С. 550-562). Основным предметом противоречий между Н. Г. и свт. Григорием Паламой был вопрос о божественных энергиях, в т. ч. о соотношении понятий «энергия» (νργεια) и «сущность» (οσα). Свт. Григорий различал в Боге сущность, к к-рой относятся все апофатические характеристики и которая не может быть причаствуема людьми, и нетварную энергию, т. е. Его действие в тварном мире, обозначая их соответственно как «высшее божество» (περκειμνη θετης) и «низшее божество» (φειμνη θετης). Опираясь на сочинения святителя, Н. Г. передает его т. зр. следующим образом: «Не пребывает, говорит он, целое божество, то есть сама божественная природа (ο παρεναι λον τ θεον γουν τν θεαν φσιν ατν), во святых и не освящает их, но другое божество, также нетварное, бесконечно низшее по отношению к божественной природе, не имеющее своей сущности (λλ λλην θετητα κα ατν κα φειμνην τς θεας φσεως πειρκις περως κα νοσιον) и видимое посредством телесных очей духовными мужами и чистыми сердцем» ( Niceph. Greg. Antirrh. I 1. 8. 2).

http://pravenc.ru/text/2565528.html

Л. 4–10. Псалмы, евангельские чтения, молитва. Л. 11. «Излияние сердца» [частично опубликовано: Запальский. 2010: 116–119]. Л. 89. «Записки для моей грешной, окаянной и слабой памяти» [опубликовано: Запальский. 2010: 119–121]. 2. Сим-30 – ОР РГБ. Ф. 886 (Собрание рукописных книг Симонова монастыря). 30. Автограф. 4°, 24 л., 40-е гг. XIX в. Л. 9–24 об. написаны Иларионом (Ремезовым). Л. 1. II. О духовной сухости [совпадает с II письмом из «Писем о внутреннем духовном услаждении, о сухости духовной и о возбуждении ко внутренней молитве»: Муз-9265. Л. 433 об. – 435]. Л. 4. III. О возбуждении к молитве [совпадает с III письмом: Там же. Л. 435–435 об.]. Л. 6. IV. О средствах для внутреннего мира [совпадает с IV письмом: Там же. Л. 405–408]. Л. 11. Повесть о пустыннике и царе Феодосии Константинопольском. Л. 14. Размышление, извлеченное из четырех предыдущих примеров. Л. 16. Бог открывает подвижникам для уничижения их самомнения, кому они равны. III. Авторизованные копии 1. Арс-1332 – ОР РГБ. Ф. 14 (собрание В. С. Арсеньева). 1332. 4°, 314 л., переплет картонный с кожаным корешком. Л. 2. Подвижнический сборник, или Ручная книжка, содержащая выписки из Святых Отцов, в десяти частях. Том первый. Учение внутренней молитве. Л. 3. Вступление. Л. 6. Введение. Л. 10. Учение внутренней Иисусовой молитве, изложенное Святыми Отцами Церкви (экстракт из Добротолюбия). Л. 27 об. Наставление Святых Отцов, каким образом погружаться внутрь себя, то есть вводить ум в сердце и держать в нем внимание, для того, чтобы непрестанно молиться сердцем во Имя Иисуса Христа и достигнуть святой сладости во внутренней молитве. Л. 122. Общий взгляд на способы ко внутренней молитве, изложенные в предшествующих наставлениях Святых Отцев. Л. 127 об. Свод отеческих учений о внутренней молитве и общее положение. Л. 129 об. Общий взгляд на предшествовавшие изложения. Л. 137 об. Опыты приемов и умственного вхождения в сердце со вдыхаемым воздухом. Л. 140 об. Прибавление отечественных писателей о внутренней Иисусовой молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

рукоположен 6.04.1396. Севастиан рукоположен в 1411 г.; упом. на Соборе 15.11.1415. Герасим (в 1414 г.– еп. Владимиро-Волынский) 1428 г.; в 1433 г. возведен на митрополию Киевскую, оставаясь в Смоленске; сожжен в 1431 г. в Витебске. Тверские епископы Свт. Симеон (бывший еп. Полоцкий) упом. в 1272,1285 и 1287 гг.; † 3.02.1289. Андрей рукоположен в 1289 г.; в 1315 г. оставил епархию; † 1323. Варсонофий рукоположен в 1315 г.; † 1328. Феодор I рукоположен в 1330 г.; † 1342. Свт. Феодор II (Добрый) упом. с 1344 г.; в 1360 г. оставил епархию; † 20.03.1367. Василий рукоположен в 1361 г.; † 1372. Евфимий (Вислень) рукоположен 9.03.1374; в июле 1390 г. лишен епархии; † 1392. Свт. Арсений рукоположен 24.07.1390; † 2.03.1409. Антоний рукоположен 2.02.1411; упом. в 1415–1417 гг. рукоположен ок. 1435 г.; упом. в 1437, 1438, 1442, 1451 гг. Туровские епископы Стефан упом. в 1328 г. Феодосии рукоположен в 1390 г. Антоний в 1405 г. заключен в Симонов монастырь. Ефимий рукоположен 8.09.1411; упом. 15.11.1415. Черниговские и брянские епископы Павел рукоположен в апреле 1332 г. рукоположен 19.09.1335; упом. в 1345 г. Нафанаил упом. после 1356 г. Григорий упом. в 1377 г. Исаакий 1389–1415. Холмские епископы Кирилл упом. в 1242–1249 гг. Иоанн I упом. в 1250–1280 гг. Григорий упом. в 1328–1332, 1335 гг. Иоанн II упом. в 1330–1347 гг. Каллист упом. в 1376 г. Феодосии I (схимник) Стефан (схимник) Нестор Сильвестр упом. в 1392 г. Иоасаф II упом. до 1414 г. Павел (Червенский) упом. в 1415 г. Харитон упом. с 15.11.1415 до 1428 г. Григорий упом. в 1432–1468 гг. XIII в., после 1240 г. После 1250 г. Витебский Заполотский на Лучне мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. 1260 (?) Вологодский Спасо-Каменный мужской монастырь в честь Преображения Господня. 1261–1288 Ростово-Ярославский Петровский на Поле мужской монастырь в честь свв. апп. Петра и Павла. Ранее 1262 г. Новгородский Ксенофонтов Робейский мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы. Ранее 1262 г. Лаврашевский мужской монастырь в честь Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

эпидемий, голодных и неурожайных годов в Сев.-Вост. Руси в 1-й трети XIV в. (Там же. С. 303). О бедности семьи ярко свидетельствует эпизод из Жития прп. Сергия. Однажды К. послал разыскивать пропавших жеребят («клюсят») не слугу, а своего среднего сына Варфоломея. Преподобный встретил некоего старца, к-рый чудесным образом наставил юношу в изучении грамоты. К. и М. пригласили старца к себе (в связи с этим упом. бывшая на их дворе часовня), долго беседовали с ним, приняли «благословение и словеса его положиша на сердци своем» (Там же. С. 298-301). По-видимому, К. должен был сопровождать ростовских князей во время их поездок к ханскому двору (известна поездка к хану Узбеку в 1316 ростовского кн. Василия Константиновича, в Орде в 1307 скончался ростовский кн. Константин Борисович). Летописи подтверждают слова Епифания Премудрого о том, что для населения Ростова и окрестных сел весьма разорительными были частые приезды ордынских послов, грабивших ростовцев. Эти события имели место в 1315, 1316, 1318, 1320 гг. и, по-видимому, в 1322 г. В 1-й пол. XIV в. в Сев.-Вост. Руси эпидемии, неурожайные и голодные годы пришлись на 1302, 1304, 1308, 1321, 1330 и 1332 гг. ( Пашуто В. Т. Русь. Прибалтика. Папство: Избр. ст. М., 2010. С. 312-314. (ДГВЕ, 2008)). Особенно сильный мор случился в 1332 г., когда была «меженина», «глад хлебный» и «скудота всякого жита» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 531; Т. 18. С. 91; Т. 23. С. 104; Т. 24. С. 116; Т. 25. С. 170). Вероятно, именно этот голод стал решающей причиной, к-рая подтолкнула семью К. и его родственников к переселению из Ростова в Радонеж в Московском княжестве. Икона рода Сергиева. 1994 г. Иконописец А. В. Зданович Икона рода Сергиева. 1994 г. Иконописец А. В. Зданович Епифаний отмечает, что материальное положение К. и М., как и мн. ростовчан, особенно ухудшилось вслед. монголо-татар. набегов на Сев.-Вост. Русь зимой 1327/28 г. («Федорчукова», «Туралыкова» рати), после к-рых ярлык на Владимирское вел. княжение в Орде получил московский кн. Иоанн Калита.

http://pravenc.ru/text/Кирилл и ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010