Больше всего голосов набрали Эрик Дандоло, маркиз Монтфератский, и Балдуин, граф Фландрский, которого любили его солдаты и почитали даже греки. Ему и было предназначено стать Императором. 23 мая 1204 года Балдуин торжественно вступил в Святую Софию и получил порфиру из рук папского экзарха, который исполнял обязанности Патриарха. Только увенчавшись короной, новый Император разделил между своими союзниками главные должности Империи. Но графам и баронам не терпелось поделить и города и области, которые они ещё не завоевали. На совещании, на которое собрались двенадцать венецианских патрикиев и равное число французских рыцарей, вся Византийская Империя была поделена между двумя нациями. Пока бароны и графы делили все области и города Византии, тщеславие латинского клира не хотело ни в чём отставать от рвения рыцарей. Оно стремилось утвердить себя на обломках греческой Церкви. Все храмы были поделены между французами и венецианцами. Священство обеих наций поделило между собой православные алтари, и по Константинополю неслось эхо латинских молитв. После трёх лет правления Феодор II Ласкарис заболел и принял монашеский постриг, сменив царское облачение на монашескую рясу. Он раздал множеству людей все свои огромные средства ради спасения души. Почил он в возрасте тридцати шести лет в 1259 году, назначив регентов, так как его сыну Иоанну было только шесть лет. Этими регентами стали Патриарх Арсений и верный сотрудник его Георгий Музалон. Когда в присутствии умирающего Императора было во всеуслышание зачитано его завещание, то все поклялись, что будут хранить эти распоряжения неуклонно. Но через девять дней после кончины Императора, когда его похоронили, солдаты по наущению завистливых начальствующих безжалостно убили Музалона прямо в храме монастыря Сосандров, перед божественным священным алтарём. Тогда Михаил Палеолог, который «радовал взор, был чинен своим нравом, гибок в своих делах, наделён благородством», был назначен регентом, будучи сам великим дукой. Он стал льстить Патриарху, замышляя зло против Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Пространнее же всех описал сие Апостол Петр. Как тогдашний мир, сказал он, водою потоплен быв погибе: так и нынешняя небеса и земля, Словом Божиим составленная, темже Словом сокровена суть, огню блюдома на день суда и погибели нечестивых человек. Приидет бо день Господень, яко тать в нощи, в оньже небеса убо с шумом мимо пойдут, стихии сжигаемы разорятся, земля же, и яже на ней дела сгорят 1257 . Вот какое будет пришествие великого и страшного дня Господня! Вот какое будет приуготовление ко принятию Господа славы! Вот какое будет на земле и во всем мире очищние пред явлением небесной, вечной чистоты Иисуса Христа! А когда в неодушевленной, неразумной природе таковое будет очищение; когда сии все разорятся, изменятся и очистятся: то кацем, каким подобает быти нам во святых пребываниих и благочестиих, во внутреннем очищении? Без сомнения, усердным, прилежным и ревностным, чающим и скорее быти желающим пришествия Божияго дне, егоже ради небеса жегома разорятся, и стихии опаляеми растаются! Нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем, в нихже правда живет. Темже, возлюбленнии, сих чающе, потщимся нескверни и непорочни тому обрестися в мире; и Господа нашего долготерпение почитаим спасением своим! Вся сия, братие, предведяше, хранитеся, да не, лестию беззаконных сведени бывше, отпадете своего утверждения; но да растете во благодати и разуме Господа нашего и Спаса Иисуса Христа 1258 . К сему и Сам Спаситель наш Иисус Христос тако увещевает: внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той; яко сеть бо приидет на вся живущия на лице всея земли. Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся убежати всех сих хотящих быти, и стати пред Сыном человеческим! 1259 К сему убеждают нас и самые существенные Христианские должности наши. Господь наш Иисус Христос, отходя от мира сего, поставил всех нас над внутренним домом Своим, учинил всех нас строителями оной духовной скинии, строителями или своих только внутренних к общей скинии принадлежащих частей, или и всей духовной связи, всего великого здания Святейшего Христианства; и хощет, чтобы мы были верные и мудрые строители внутреннего храма, чтобы все мы во всякое время творили то, что сходно с волею высшего Владыки, всегда ожидая скорого пришествия Его, а не злые и неверные были рабы, которые бы, по ожесточению своему думая, что коснить Господин приити, что не приидет Господь, начали бити и погубляти клевретов своих, начали погубляти души их, нерадя о строении духовного дома их, а иногда и разоряя оный соблазнительными примерами жизни своей, начали сами жити развратно, ясти и пити с пияницами, ясти и пити из общей чаши с грешным и прелюбодейным родом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Есть основания думать, что «отличнейший монах, Игнатий не был отличнейшим патриархом». 1258 Ему не доставало такта в обращении с людьми; его справедливость очень часто выражалась в резкой форме, за что патриарха многие осу- —402— ждали; 1259 в его отношениях к людям иного образа мысли не было терпимости. По складу ума, взглядам и вкусам он всецело принадлежал к партии ригористов, 1260 и представителям умеренной партии очень скоро пришлось почувствовать на себе суровую руку нового пастыря. Едва-ли можно сомневаться, что при замещении патриаршей кафедры умеренная партия пыталась провести своего кандидата; но не поддержанная императрицей, она потерпела поражение и, конечно, была недовольна выборами. Во главе недовольных стоял Григорий Асбеста. 1261 По каким-то причинам – или вследствие оккупации Сицилии арабами, 1262 или по вызову своего земляка патр. Мефодия, с которым он был в наилучших отношениях, – Григорий, оставив свою сиракузскую паству, 1263 довольно давно проживал в К-поле и успел приобрести здесь влияние. На него-то и обрушился гнев нового патриарха. Произошло это при обстановке, которую не все могли признать удачно выбранной. По рассказу Никиты, 1264 Игнатий не позволил Григорию 1265 присутствовать при своём посвящении, предложив ему удалиться из церкви до окончательного расследования его дела. Предложение было равносильно временному запрещению священнодействия. Возмущенный оскорблением, Григорий бросил свечи, которые держал в руках, вслух —403— пред всем собранием духовенства и народа назвал Игнатия волком, вторгшимся в церковь , и ушел из храма. За ним последовали епископы Петр Сардийский, Евлампий Апамейский и некоторые другие клирики. Поступок патриарха вызвал осуждение многих. 1266 Не ясно, чем навлек неудовольствие Игнатия примирившийся с его избранием Григорий. Псевдо-Симеон сообщает, будто Асбеста за разные вины и между прочим за рукоположение без ведома патриарха и вне пределов своей епархии пресвитера Захарии в епископа Таорминского, был низложен еще Мефодием. 1267 Это известие безусловно ложно. Другие источники ничего не знают о разрыве патриарха с Асбестой; напротив, известно, что партия Григория относилась к памяти Мефодия с глубоким уважением, 1268 а сам Григорий даже написал биографию Мефодия. Некоторые исследователи 1269 отожествляли Асбесту с Григорием, сыном Льва Армянина, 1270 что давало-бы возможность предполагать в поступке Игнатия отражение естественной фамильной вражды, 1271 подкрепленной несочувствием тому направлению, представителем которого выступал Асбеста. Но тождество названных лиц установить с несомненностью невозможно. Гергенрётер 1272 делает предположение, что Григорий был посвящен Мефодием и был именно одним из тех лиц, за рукоположение которых против патриарха поднялось недовольство ригористов; 1273 к числу последних мог принадлежать и Игнатий, на что отчасти указывает обвинение его партией Асбесты в неуважении к постановлениям Мефодия. 1274 Предположение правдоподобно; но и при нём остается неясным,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ДИМИТРИЙ Иванович Троицкий (1905-1937), свящ., сщмч, (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Степанович Чистосердов (1861-1919), прот., сщмч. (пам. 26 дек.- в Соборе всех святых Эстонской земли и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Михайлович Шишокин (1879-1918), сщмч., свящ. (пам. 27 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ († авг. 1918), прмч. (пам. 25 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), инок Белогорского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря ДИМИТРИЙ Михайлович Вдовин (1883 - 1942), мч. (пам. 10 апр., в Соборе святых Биробиджанской епархии и в Соборе исповедников и новомучеников Российских) ДИМИТРИЙ Емельянович Власенков (1880-1942), мч. (пам. 22 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Иванович Волков (1871-1942), мч. (пам. 19 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Михайлович Воробьёв (1879 - 1937), мч. (пам. 4 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ДИМИТРИЙ Васильевич Казамацкий (1871-1938), псаломщик., мч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Михайлович Морозов (1875-1937), мч. (пам. 26 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Иванович Рудаков (1879-1937), мч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Спиридонович Спиридонов (1871-1938), мч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Крючков (1874-1952), свящ, священноисп. (пам. 27 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами) ДИМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ (не позднее 1483 - не позднее 1544), св. кн. угличский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий

http://pravenc.ru/rubrics/122338_18.html

Oxf., 1982; Cioffari G. Storia dei domenicani in Puglia (1221-1350). Bari, 1986; Vaini M. Dal comune alla signoria: Mantova dal 1200 al 1328. Mil., 1986; Baaken G. Ius Imperii ad Regnum: Königreich Sizilien, Imperium Romanum und Römisches Papsttum vom Tode Kaiser Heinrichs VI. bis zu den Verzichterklärungen Rudolfs von Habsburg. Köln, 1993; Friedrich II.: Tagung des Deutschen historischen Instituts in Rom im Gedenkjahr 1994/Hrsg. v. A. Esch, N. Kamp. Tüb., 1996; Paravicini Bagliani A. Il trono di Pietro: L " universalità del papato da Alessandro III a Bonifacio VIII. R., 1996; Storia di Torino/Ed. R. Comba. Torino, 1997. Vol. 2: Il basso Medioevo e la prima età moderna (1280-1536); Dunbabin J. Charles I of Anjou: Power, Kingship and State-Making in 13th-Cent. Europe. L., 1998; Federico II e la Sicilia/Ed. P. Toubert, A. Paravicini Bagliani. Palermo, 1998; Federico II e la civiltà comunale nell " Italia del Nord: Atti del conv. intern. promosso in occasione dell " VIII centenario della nascità di Federico di Svevia/Ed. C. D. Fonseca. R., 1999; Hermes R. Totius libertatis patrona: Die Kommune Mailand in Reich und Region während der ersten Hälfte des 13. Jh. Fr./M., 1999; Storia di Cuneo e delle sue valli. Cuneo, 1999. Vol. 2: Fra Asti e Milano: Origini e primi sviluppi di Cuneo comunale nel declino della potenza sveva, 1198-1259/Ed. G. Comba; Ortalli G. Venezia nel sec. di Federico II: Modelli statuali e politica mediterranea//Atti/Istituto Veneto di Scienze, Lettere ed Arti, Cl. di Scienze Morali, Lettere ed Arti. Venezia, 1999. Vol. 157. P. 409-447; Guidoni E., Zolla A. Progetti per una città: Bologna nei sec. XIII e XIV. R., 2000; Beccaria S. Associazioni laicali a enti monastici tra XI e XIII sec. in area subalpina: Conversi, oblati, renduti, prebendari, richieste di sepoltura e di partecipazione ai benefici monastici: Una ricerca sul campo. Torino, 2001; Bologna, Re Enzo e il suo mito: Atti della Giornata di studio (Bologna, 11.06.2000)/Ed. A. I. Pini, A. L. Trombetti Budriesi, F.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Most of the Byzantines regrouped in northwestern Asia Minor, in what they called the Empire of Nicea. They were led by the capable new Emperor Theodore I Laskaris (r. 1204–1222), who was succeeded by his saintly son-in-law, Emperor Saint John III Doukas Vatatzes (r. 1222–1254). By 1261, Emperor Michael VIII Paleologos (r. 1259–1282) was able to regain Constantinople from the Latins. Even though the Byzantine Empire lasted for almost another 200 years, she never fully recovered from the devastation of the Fourth Crusade and the 57 years of Latin rule in her capital city. The Second Council of Lyons In the early 1270s the Byzantines were threatened by the Serbs, the Bulgarians, and especially the Latin state of Achaia, in Greece, led by the Sicilian Norman, Charles of Anjou. And the Seljuk Turks, who had occupied most of Asia Minor in the previous two centuries, were an ongoing threat. In response to these pressures, Emperor Michael VIII appealed for support to Pope Gregory X (r. 1271–1276), who opposed Charles’ designs on Constantinople. Michael suggested that in return for military assistance, the Greek Church would accept the authority of the Papacy. The reunion of the Eastern and Western Churches, therefore, was the major issue discussed at the Second Council of Lyons, which met in 1274at Pope Gregory’s request. The Greek delegation brought letters accepting Papal authority and various Roman Catholic articles of faith, including the filioque clause in the Nicene Creed. It was at this council that for the first time the Western Church proclaimed that the filioque must be accepted as dogma. The Union agreement that restored communion between the two Churches stipulated that the Greeks could retain their liturgical rites and customs. The council also attempted to launch another Crusade to the Holy Land, and it established the practice of all the Roman cardinals meeting in a closed conclave during the entire process of electing a new pope. When Emperor Michael VIII attempted to impose the so-called Union of Lyons upon the Byzantine Church, it was met with great resistance. When Patriarch Joseph of Constantinople refused to sign the agreement, he was deposed and replaced with John Beccus, who was the head of the minority party in Constantinople that favored the Union. But after Michael died in 1282, Beccus was quickly deposed, Joseph was restored to the patriarchal throne, and the Union of Lyons was officially renounced. Popular opposition to Emperor Michael was so strong that he was denied a church burial.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/the...

Добавлено на опознание: 2014-03-05 14:34:47 Владелец: Roma Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона досталась моему отцу от его матери. С другой стороны иконы тоже есть изображение. Ответов: 1. Последний ответ: Вторая створка четырехстворчатого складня с иконами двунадесятых праздников: " Сретение Господне " , " Крещение Господне " , " Преображение Господне " и " Вход Господень в Иерусалим " . В верхней части изображение Святой Троицы Новозаветной с Архангелами и [...] Добавлено на опознание: 2014-03-02 20:32:53 Владелец: andrey19733 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите опознать. Осталась от прабабушки. Ответов: 1. Последний ответ: Святитель Николай архиепископ Мирликийский, чудотворец. http://pravicon.com/icon-2565 Икона конец 19 - нач. 20в.в. Добавлено на опознание: 2014-02-27 21:30:49 Владелец: sstasiktver Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Примерный размер 2,5 на 3 см. Скорее всего написана маслеными красками, имеет древесную фактуру. Ответов: 1. Последний ответ: Преподобный Ефрем Новоторжский и прп. Аркадий Новоторжский, Вяземский. http://pravicon.com/info-2342 http://pravicon.com/icon-1259 Скорее всего, это иконка для паломников из Новоторжского Борисоглебского монастыря. Конец 19 века. Добавлено на опознание: 2014-02-22 22:27:16 Владелец: GAROSSE Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2014-02-22 22:26:25 Владелец: GAROSSE Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2014-02-22 22:25:29 Владелец: GAROSSE Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2014-02-22 22:23:52 Владелец: GAROSSE Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Икона Распятие с предстоящими. А предстоят снизу: слева - св. великомученик Георгий Победоносец, справа - св. великомученик Димитрий Солунский. У поперечной перекладины вероятно: слева - Пресвятая Богородица, справа - св. апостол евангелист Иоан [...]

http://pravicon.com/unknown/58

С тех пор она вышла из борьбы за восстановление под своей эгидой В. и. Третье греч. гос-во - Эпирское царство - основал знатный греч. динат Михаил Ангел Дука. В 1204 г. он управлял фемой Пелопоннес, затем перешел на службу к Бонифацию Монферратскому и в конце 1204 г. воспользовался мятежом греч. архонтов в феме Никополь для захвата власти. Ему удалось овладеть большей частью Эпира, опираясь на родовые владения своей семьи в этой области. Захватив Зап. Фессалию, он смог изолировать Фессалоникийское королевство от лат. владений в Ср. и Юж. Греции. Его брат и наследник Феодор I Ангел в 1224 г. захватил Фессалонику и затем короновался императором. Обряд коронования совершил архиеп. Охридский Димитрий Хоматиан. Обострилось соперничество Никеи и Эпира в борьбе за К-поль, но в 1230 г. войска Феодора Ангела были разбиты в битве при Клокотнице болг. царем Иоанном Асенем II. Болгары овладели частью Фракии и Юж. Македонии. Эпирское гос-во распалось на две части - Фессалоникийскую империю, завоеванную затем Никеей в 1246 г., и собственно Эпирское царство со столицей в Арте. Византийская империя в XIII-XV вв. Византийская империя в XIII-XV вв. За счет рациональной организации собственных поместий, приносивших большие доходы, строительства нового флота и реформы войска никейский имп. Иоанн III Дука Ватац сосредоточил немалые ресурсы и перешел к решительному наступлению на владения крестоносцев, опираясь и на союз с герм. имп. Фридрихом II Штауфеном. Эпир уступил Никее ряд своих владений и признал ее суверенитет. Болгария попала в зависимость от монголо-татар. В 1259 г. никейские войска в битве при Пелагонии наголову разгромили морейского кн. Гийома II Виллардуэна и его эпирских союзников. Арта была взята никейскими войсками. Латинская империя переживала тяжелый экономический кризис. Единственным препятствием на пути к К-полю был венецианский флот. Никейский имп. Михаил VIII Палеолог в марте 1261 г. заключил союзный договор с соперниками венецианцев - генуэзцами, пообещав им права на беспошлинную торговлю в Чёрном м.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Мистико-созерцательные. Сочинения этой группы принесли Б. наибольшую популярность. 1. «Itinerarium mentis in Deum» (Путеводитель души к Богу, 1259) - самое известное сочинение Б., в к-ром кроме 6 ступеней озарения души Божественным Светом, или 6 ступеней богопознания, излагается учение о Боге, Его бытии, сущности, свойствах, о Св. Троице. Написано под впечатлением посещения г. Альверны (Ла-Верны), где св. Франциску было видение серафима с 6 крылами, сложенными наподобие распятия (Itin. Prol. 2). 2. «De triplici via» (О тройственном пути, ок. 1259). Здесь Б. говорит о 3 ступенях богопознания - размышлении (meditatio), молитве (oratio) и созерцании (contemplatio). 3. «Soliloquium» (Монолог, ок. 1259), является подражанием одноименному сочинению Гуго Сен-Викторского . 4. «Lignum vitae» (Древо жизни, ок. 1259), содержит 48 размышлений о кресте и страдании Господа. 5. «De perfectione vitae ad sorores» (К сестрам о совершенстве жизни), о высоких требованиях христ. совершенства. 6. «De sex alis Seraphim» (О шести крыльях Серафимов); 6 крыльев серафимов рассматриваются как символ 6 добродетелей: ревности к праведности, благочестия, терпения, образцовой жизни, скромности, преданности Богу. 7. «Vitis mystica» (Таинственная виноградная лоза), вслед за Бернардом Клервоским Б. развивает здесь образ Христа как истинной виноградной лозы. Исторические. 1. «Apologia pauperum» (Апология бедных, 1270), направлено на защиту идеалов нищенствующих орденов от нападок Герарда Аббевилльского, отраженных в книге последнего «Против врага христианского совершенства» (1269). 2. «Determinationes quaestionum circa regulam fratrum minorum» (Определения вопросов относительно устава «меньших братьев»); 2-я часть сочинения известна также как «Апология перед теми, кто выступает против ордена «меньших братьев»». 3. «Constitutiones Narbonnenses» (Нарбоннские постановления, 1260), т. е. постановления генерального капитула францисканского ордена, проведенного Б. в 1260 г. в Нарбонне. По всей вероятности, в приложении к сочинению помещены постановления позднейшего лионского генерального капитула. 4. «Legenda major de S. Francisci» (Большое житие св. Франциска). 5. «Legenda minor de S. Francisci» (Малое житие св. Франциска). 6. «Epistola de imitatione Christi» (Послание о подражании Христу), небольшое послание к братьям францисканского ордена.

http://pravenc.ru/text/Бонавентуры.html

В дальнейшем с призывами к организации проповеди крестового похода против монголов выступали: в 1253 году папа Иннокентий IV и в 1259 году папа Александр IV 89 . Благоверный князь Александр Ярославич в перспективе такой пропаганды мог еще дважды – в 1253 и 1259 годах – столкнуться с силами крестоносцев. К участию в крестовом походе монголов, с другой стороны, могла быть привлечена часть русских князей. По-видимому, это предполагалось в отношении участников антимонгольского восстания – Андрея и Ярослава Ярославичей. Но восстание было к моменту началу реальной пропаганды крестового похода уже подавлено. В качестве потенциальных участников крестового похода рассматривались также коронованный Иннокентием IV королем Даниил Галицкий и литовский князь Миндовг. Папа Александр IV выступил с призывом проповеди крестового похода против монголов после вторжения тех в Польшу в 1259 году под предводительством темника Бурундая. В ходе монгольского похода были взяты Сандомир и Краков, разграблено несколько монастырей. Большие жертвы среди польского населения являлись дополнительным катализатором проповеди крестового похода против монголов. На сторону крестоносцев мог потенциально перейти Даниил Галицкий, но он был принужден Бурундаем действовать в связке с монголами 90 . Эсхатологический миф о Тартарии Средневековое мировосприятие являлось мировосприятием эсхатологическим. Происходящие текущие события в мире воспринимались через призму апокалиптики. Любое явление и любой прецедент должны были подтверждать апокалипсические пророчества. Тем более это относилось к событиям реально значимых масштабов. Эсхатологическая призма не могла не быть применена и к монгольским завоеваниям. Одним из проявлений такого эсхатологизма явилось выдвижение концепта Тартарии. Тартария фонетически соотносилась с татарами и нашла в дальнейшем преломление в этнониме «монголо-татары». Само понятие «Тартария» связывалось с Тартаром – подземным царством, местом средоточия инфернальных сил. Эти силы должны были быть извергнуты из Ада и проявиться в мире в последние дни перед кончиной Мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010