Тбилиси, 1959; Цховребов Н. И. История Юго-Осетии в док-тах и мат-лах. Цхинвали, 1961. Т. 2; Грекулов Е. Ф. Церковь, самодержавие, народ. М., 1969; Киквидзе А. История Грузии, 1801-1890 гг. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Бендианишвили А. Национальный вопрос в Грузии в 1861-1921 гг. Тбилиси, 1980; Тартарашвили В. Церковные миссионерские деяния царизма в Саингило//История, об-во, география в школе. Тбилиси, 1982. 2 (на груз. яз.); Саришвили Т. Вопросы нар. образования в дореволюционной груз. большевистской прессе: 1901-1921. Тбилиси, 1986. С. 29-31 (на груз. яз.); Хуцишвили М. Социально-полит. позиция Груз. Церкви. Тбилиси, 1987 (на груз. яз.); Тадумадзе М. Социально-экономическое положение церк. крестьян в 1-й пол. XIX в. Тбилиси, 1993; Келенджеридзе М. Правда об автокефалии Груз. Церкви. Кутаиси, 1995; Павлиашвили К. Грузинский Экзархат, 1900-1917. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.); она же. Грузинская Правосл. Церковь в 1917-1927 гг. Тбилиси, 2000; Бакурадзе И. Тбилисская духовная семинария, история обучения-воспитания в Грузии: Сб. мат-лов. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.); Рогава Г. Христианская религия и Церковь в Грузии: 1801-1917 гг. Тбилиси, 1997; Макаркин А. Владыка умирал героем//Сегодня. 2000. 125, 10 июня; Бубулашвили Э. Грузинские церк. песнопения в период Экзархата//Нация и традиция. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); он же. Церк. политика царизма в Грузии и ее результаты: 2-я пол. XIX в.//Религия. Тбилиси, 2003. 4, 5, 6 (на груз. яз.); Вардосанидзе С. Грузинская Правосл. автокефальная Церковь, 1917-1952 гг. Тбилиси, 2001; Щеглов Г. Э. Церковь и первая мировая война//Ступени. Минск, 2005. 1(17). С. 33-35. Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ЕЛИЗАВЕТПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кавказского Экзархата РПЦ (1917 - не ранее 1919), с центром в Елизаветполе (ныне Гянджа, Азербайджан) и затем в Тифлисе (ныне Тбилиси) ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ

http://pravenc.ru/text/168201.html

То, что в критический момент истории патриархат находился в руках монашеской партии, привело к важным политическим и идеологическим последствиям. Влияние монашества было связано не только с победой исихастов в 1347 году, но и с реакцией общественного мнения на деспотическую политику императора Михаила VIII (1259–1282 гг.), который поставил патриархом «униата» Иоанна Векка и таким образом косвенно способствовал росту нравственного престижа монашеской партии, сопротивлявшейся этому назначению.   Во всяком случае, именно личность патриарха Афанасия I (1289–1293, 1303–1309 гг.) показывает возросшее влияние монашества в жизни византийского общества, с одной стороны, и служит образцом исихастских патриархов конца того же столетия, с другой.   Суровый аскет, Афанасий взошел на патриарший престол с целой программой реформ, которые сделали его непопулярным в некоторых кругах, но обнаружили личную ревность патриарха в защите бедноты, устоев церкви и нравственных принципов в социальном поведении. Целиком разделяя монашеский идеал духовности, он усилил дисциплину в монастырях и насаждал нестяжание. Строго следя за церковным порядком, он заставил вернуться в свои епархии многих епископов, которые под разными предлогами прозябали в столице.   К сожалению, мы мало знаем о его русской и балканской политике, потому что реестр актов его патриаршества не сохранился, известно, однако, что в его правление была пересмотрена иерархия митрополичьих кафедр и созданы новые кафедры, в том числе отдельная Галицкая митрополия, не зависящая от «Киева и всея Руси».   Но точные причины и обстоятельства этого события неизвестны. Более того, принимая политическую идеологию империи и выражая величайшее почтение к «божественному величию» Андроника II, не отрицая традиционной власти императора в сфере церковного управления, патриарх Афанасий потребовал от него прямого исполнения велений православия и повиновения церкви. Возвратившись на патриарший престол в сентябре 1303 года, он заставил Андроника подписать обещание «не только охранять совершенную независимость и свободу церкви, но и рабски повиноваться ей, подчиняться каждому ее справедливому и богоугодному требованию».   Афанасий, человек во многих отношениях твердый и непреклонный, не был «экстремистом»: будучи ярым противником «арсенитов» — «ревнителей» из монахов, которые не признавали низложения патриарха Арсения и отрицали всех его преемников как поставленных незаконно, — он выражал симпатию не только самому Арсению, но и Григорию Кипрскому (1263–1289 гг.), «гуманистические» порывы которого были общеизвестны.  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

193 Некий положительный возглас, происхождение и буквальный смысл которого остается неясным. Здесь употреблен с сарказмом. 197 Греческие акты вкладывают основные идеи этой речи в уста самого папы. См.: Gill J. Acta. P. 422–424. 198 Коккий – двадцать четвертая часть иперпира, который, в свою очередь, является третьей частью флорина. 200 Иоанн Векк, Патриарх Константинопольский (1375–1382). Участник Лионского собора (1374 г.) и сторонник унии. Низложен и умер в ссылке. 201 Проуниатские тексты Схолария см.: (Euvres Compltes de Gennade Scholarius/Publiées pour la première fois Mgr Petit L., Sideridès X. A., Jugie M. Paris, 1928–1936. Vol. I. P. 296–372. 202 Речь вдет о Михаиле VIII Палеологе (1259–1282), основателе династии, который отвоевал у латинян Константинополь, но заключил Лионскую унию (1274), за что и был лишен церковного погребения. 206 Итальянский морской термин, обозначающий веревку (в венецианском и тосканском диалектах): σουλα (σγουλα) – sagola (sagora). 207 Позиция императора и здесь сводилась к попытке избежать богословских дискуссий на поставленные латинянами вопросы. 208 Речь не идет о подлинном количестве рукописей в распоряжении латинской и греческой делегаций, да и цифры не стоит воспринимать буквально. 211 Тем не менее, позже император будет вынуждать и «светских» участников Собора поставить свои подписи. 212 Речь идет о соборном томосе, принятом против Патриарха Векка в 1285 г. при Патриархе Григории Кипрском (1283–1289). Опубликован в PG. Т. CXLII. Col. 233 А – 246 В, подписи с комментарием В. Лорана опубликованы в журнале ЕО, XXVI, 1927. Р. 143–149. Неудивительно, что во время Ферраро-Флорентийского собора многими сторонниками унии пересматривалось отношение к прежним латинофилам и их противникам. 213 Исповедник эпохи иконоборчества. История с эпархом рассказывается в Житии св. Феодора Начертанного (PG. Т. CXVI. Col. 677). 216 Плифон и Схоларий, будучи мирянами, могли легче других получить разрешение императора, так как не должны были подписывать орос. Вопрос, действительно ли Схоларий ушел из Флоренции заранее, чтобы не оставаться на провозглашении объединения, остается открытым. Но по возвращении в Константинополь он все еще оставался на проуниатских позициях. Возможно, он покинул Флоренцию раньше из осторожности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

41 Высокочтимые благоверные святые мученики, принявшие смерть ради хри­стианской веры и спасения Грузии от разорения. О царях Арчиле и Луарсабе см. примеч. 18 в материале С. Вардосанизе. Димитрий II Самопожертвователь (1259–1289), искусный дипломат, пытаясь сдержать нашествие врага, также сам отправился в ставку персидского шаха, чье войско подошло к границам Кахетии. Ему предложили выбор: или он перейдет в ислам, и тогда персы не тронут Грузию, или смерть. Царь выбрал смерть. Он был казнен. По сведениям средневековых историков, после его кончины случилось солнечное затмение, персы истолковали его как знамение и отошли от границ Грузии. О князьях Аргветских и царице Кетеван см. примеч. 12 в материале С. Вардосанидзе. 42 Антоний I (Багратиони, 1720–1788) – вступил на патриарший престол вскоре после более чем двадцатилетней оккупации Грузии турками и персами. Активно занялся восстановлением страны. За тесные контакты с католиками, чья система образования его привлекала, был осужден церковным судом как еретик, лишен сана и заключен в крепость, где провел более полутора лет. Уехал в Россию, предстал перед судом РПЦ и был оправдан. Некоторое время служил в России, затем возвратился в Грузию, где ему вернули сан и патриаршее достоинство. Сделал очень много для развития духовного образования в Грузии. Был одним из инициаторов Георгиевского трактата – договора с Россией. Ефрем Философ, или Ефрем Мцире (ок. 1025–1101) – церковный писатель, историк, философ. Получил образование в Константинополе. Перевел и прокомментировал сочинения Иоанна Дамаскина , Ефрема Сирина , Василия Великого . Написал комментарии к Псалтири и Посланиям апостолов. Иоаннэ Петрици (XI–XII вв.), также учился в Константинополе, был близок кругу Иоанна Итала и Михаила Пселла . После их осуждения скрылся в грузинском Петрицонском монастыре в Болгарии. Поэт и гимнограф, философ-неоплатоник, перевел на грузинский язык сочинения Аристотеля, Прокла, Немесия Эмесского и сопроводил их обширными комментариями. Эти комментарии дали толчок общекультурной эволюции и развитию философской мысли в Грузии и повлияли, в частности, на Шота Руставели. Бека и Бешкен Опизари – знаменитые мастера грузинской чеканки по металлу XII– XIII вв. Выполненные ими иконы и оклады икон считаются вершиной грузинского чеканного искусства. Болнисский Сиони – трехнефная базилика конца V в. недалеко от г. Болниси, самый древний из сохранившихся грузинских храмов. Восьмистрочная надпись на восточном фасаде не только указывает точную дату сооружения храма, но и является старейшим, хорошо сохранившимся образцом древнегрузинского письма. Храм известен также особым типом креста, высеченного на фасаде и получившего название «болнисский».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Apologia, 1009–20. De libris suis, 1019–28. Testamentum, 1027–32. Notitia FH.,. 9–14. JOANNES VIII XIPHILINUS CP. patr., 1065–75, 120. Orationes in dominica (1–5 Matthæi, 6 Gretser, 7 Mingarelli). 1 .    Tertia Lucæ, 1201–10 (in filium viduæ). 2 .  Duodecima Matthæi, 1209–20 (in juvenem divitem). 3 .    Quinta Lucæ, 1219–36 (in Lazarum et divitem). 4 .    Tertia Matthæi, 1235–46 (Lucerna corporis). 5 .  Sexta Matthæi, 1245–58 (in paralyticum Capharnaum). 6 . In 3 hebdomadem jejuniorum et crucis adorationem, 1259–88. 7 . In Dominica omnium sanctorum (in Massalianos), 1289–92. Decreta de matrimonio (Leunclavius), 119, 755–762, 855–60. Notitia, 120, 1201–2. JOANNES ZONARAS, s. XII, 134–35. Annalium, lib. 1–18 (Du Cange notæ in imis paginis), 134, 135–326. Argumenta græce, 135, 333–388. Chronologia, 327–32. H. Wolfii præfamio,134, 27–40. Du Cange præfatio, 9–26. – ad notas, 25–28. – de hebdomo СР., 135. 387–414. Index analyticus, 135. 1061–1144. Canon in Deiparam (Cotelerius), , 135, 413–22. Expositio canonum Damasceni (M.), 421–28. De matrimonio sobrinorum (Cotelerius), 429–38; 119, 711–2. De fluxu seminis (Leunclavius), 119, 1011–32. Epistolarum fg, B. Vulcanius in notis ad Cyrilli Alex. Adversus anthropomorphitas: 76, 1069–74; 32, 1073–76; 10», 1121–24. Commentaria in SS. Canones, 137–38. Cf. THEODORUS BALSAMON. JOANNICIUS, monachus, s. XIV. Attestatio (inter acta Joannis Glycis n. 15), græce, 152, 1107. JOBIUS, episcopus apollinarista, s. V, 86, II. Professio fidei (M.), 3319–20. JOBIUS MONACHUS, s. VI, 86, II. Quæstio quare Filius incarnatus non autem Pater aut Spiritus Sanctus (М.), 3312–20. Notitia F., 3313–4. JOBIUS MONACHUS, s. XII, 127. Vita S. Theodoræ, reginæ (Mingarelli), 903–8. JOBIUS MONACHUS HAMARTOLUS, 158. Proo_emium commentarii in Psalmos (Pasini) 1053–6. JOEL, chronographus, s. XIII, 139. Chronographia (ex editione Paris, 1651), 223–88. Notitia Oudin, 223–4. Index analyticus, 140, 1567–70. JOSEPH II, CP. patr., 1416–39. 158. Confessio fidei (Mansi), 1051–2.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В греческой рукописи в середину рассказа о Маркиане вставлены текст об Иове и притча о «10 драхмах», в которой подчеркивается, что 9 драхм - это ангельские чины, а 10-я - люди. Рассказ «О праведном Иове» содержит перечисление похвал М. как помощнику человека во мн. бедах. Но его лейтмотивом является утверждение, что М.- это главный ангел Апокалипсиса, к-рый вострубит в Судный день, призывая мертвых предстать пред Судией. Слав. перевод, вероятно, представляет собой одну из многочисленных поздних редакций «Собрания чудес Михаила» диак. Панталеона, потому что «Чудо в Хонех» могло быть изъято из него с намерением поместить текст под 6 сент. (день празднования события); т. о., работа с текстом происходила на стадии формирования какого-то минологического собрания. «Собрание чудес Михаила» диак. Панталеона окончательно закрепляет в лит. традиции отождествление безымянного Ангела Господня, действующего в Свящ. Писании, с М. Одним из первых богословов, закрепивших это отождествление на основании древней апокрифической традиции, был Ориген (III в.) (в комментариях на Книгу Иисуса Навина - Orig. Selecta in Jesum Nave//PG. 12. Col. 821), позже эту традицию приняли и др. богословы и отцы Церкви. Диак. Панталеон также автор Энкомия, посвященного М. (BHG, N 1289 - греч. текст ( Афиногенова О. Н. Энкомий арх. Михаилу Панталеона Диакона//Θεοδολος: Сб. ст. памяти И. С. Чичурова. М., 2012. С. 45-52); лат. перевод - PG. 98. Col. 1259-1266). Этот текст, посвященный празднику 8 нояб., о чем свидетельствует и упоминание Гавриила, названного соархангелом (συναρχγγελος), возможно, был произнесен как проповедь, вероятно, в церкви в квартале Евсевия. Основная часть - рассказ о ветхозаветных чудесах М.; упомянуты все сюжеты, к-рые присутствовали в «Собрании чудес Михаила» и исключены все упоминания о чудесах христ. времени, кроме Чуда в Хонех. Текст Энкомия почти не содержит особо интересных деталей - вероятно, он предшествовал «Собранию чудес». Второе собрание чудес М. было составлено визант.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

В это же время папе пришлось разбирать вопрос о соч. «Liber introductorius in Evangelium aeternum» (Введение в Евангелие вечное), автор к-рого долго оставался неизвестным, в наст. время установлено, что им был францисканец Герард (или Герардин) из Борго-Сан-Доннино (ныне Фиденца) († 1276), студент теологического фак-та Парижского ун-та и друг Иоанна Пармского († 1289), в то время генерала ордена францисканцев. Сразу после выхода книги парижские богословы во главе с магистром Вильгельмом из Сент-Амура († 1272) осудили ее как еретическую. Папская комиссия подтвердила выдвинутые обвинения, и сочинение было запрещено (подробнее см. ст. «Евангелие вечное» ). Однако Вильгельм из Сент-Амура использовал это как повод для критики членов всех Н. о. В ряде сочинений, особенно в «Tractatus brevis de periculis novissimorum temporum» (Краткий трактат об опасностях новейших времен, 1256), он обвинил их не только в лицемерии и ереси, но и в разрушении установленного с апостольских времен церковного устройства. Против Вильгельма из Сент-Амура выступили крупные католич. богословы, принадлежавшие к Н. о.: Бонавентура († 1274), Фома Аквинский († 1274) и др. После неудачной попытки оправдаться на суде в Риме франц. кор. Людовик IX Святой (1226-1270) по настоянию понтифика изгнал Вильгельма из Сент-Амура из королевства. В 1259-1260 гг. члены Н. о. были полностью восстановлены в ун-те. Позднее, в 1268-1271 гг., парижские клирики, сторонники Вильгельма из Сент-Амура (напр., Герард из Абвиля († 1272)), продолжили борьбу с Н. о. Буллой «Ad fructus uberes» от 13 дек. 1281 г. папа Римский Мартин IV (1281-1285) подтвердил разрешение членам Н. о. читать проповеди и принимать исповедь, не обращаясь за разрешением к местному епископу и приходскому священнику. Хотя булла сохраняла обязательную ежегодную исповедь приходскому священнику перед Пасхой, вопрос о том, нужно ли при этом повторно исповедовать те грехи, к-рые были отпущены на исповеди у священников из Н. о., остался открытым. Против этого решения выступили франц. епископы, а богословские аргументы против буллы привел фламанд. богослов и философ Генрих Гентский († 1293).

http://pravenc.ru/text/2577745.html

владений вновь, как и во времена Салах-ад-Дина, были полностью окружены неприятелем. Мамлюкский султан Кутуз (1259-1260) был убит вскоре после битвы при Айн-Джалуте. Глава заговорщиков Бейбарс I (1260-1277), объявленный новым султаном, не замедлил развернуть военную кампанию против оставшихся территорий Иерусалимского королевства. В 1265 г. пали Кесария, Хайфа и переданный в 1261 г. госпитальерам Арсуф. В 1266 г. христиане потеряли Галилею. В 1267 г. мамлюки предприняли 1-ю попытку овладеть Акрой. В 1268 г. пали Яффа и Антиохия (ныне Антакья, Турция). В 1271 г. султан Бейбарс I осадил замок Крак-де-Шевалье. После месячной осады гарнизон крепости был вынужден капитулировать с правом свободного отхода. Султан Калаун (1279-1290) вскоре возобновил войну против крестоносцев. В 1285 г. он осадил Маргат - последнюю мощную крепость госпитальеров - и взял ее после месячной осады. Гарнизону было позволено беспрепятственно отступить из замка. В 1287 г. Калаун захватил Латакию, а в 1289 г.- Триполи (город обороняли госпитальеры). В нач. апр. 1291 г. султан аль-Ашраф (1290-1293) осадил Акру, где с войсками находился магистр ордена госпитальеров Жан де Вилье (1285-1293/94). Оборона города продолжалась до 18 мая 1291 г., когда мамлюкам удалось прорваться в Акру. Тамплиеры удерживали свой замок в городе до конца мая. Лишь тяжело раненному в бою магистру Жану де Вилье и 7 госпитальерам удалось эвакуироваться на Кипр, куда прибыли все уцелевшие беженцы. Новым центром ордена св. Иоанна стал Лимасол. Внутреннее устройство ордена Организация и иерархия ордена св. Иоанна оформились к посл. трети XII в. Вместе с завершением процесса милитаризации руководящая роль отошла к братьям-рыцарям (milites, fratres armorum) - мирянам, приносившим перед вступлением в орден 3 монашеских обета: бедности (нестяжания), послушания и целомудрия. Братья-священники (sacerdotes) отвечали за пастырскую, душепопечительскую и госпитальную деятельность ордена. В ордене имелись служащие братья (сержанты - servientes armorum, servientes officii) и сестры (sorores), а также связанные с орденом донаты (donati, donatae - букв.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

Захоронения в аркосолиях назывались также погребениями «в стене» (запись о погребении князя Михаила Ярославина в Успенском соборе Владимира в 1248 г.) 1251 . Каменный гроб, вероятно, могли изготавливать прямо на месте: об этом говорит «Слово о князьях» в рассказе о погребении черниговского князя Давида Святославича (1123 г.). Гроб князя не был докончен к заходу солнца, но солнце остановило свое движение и только когда «камень сровнаша и князя вложиша в граб, тогда солнце заидет» 1252 . Гроб мог в некоторых случаях оставаться покрытым крышкой, но с не промазанными известью швами: тело умершего в 1289 г. волынского князя Владимира Васильковича лежало в гробе «не замазано» с декабря по апрель месяц из-за того, что княгиня не могла утолить свое горе 1253 . Каменный гроб мог быть изготовлен до погребения и «ожидать» своего часа: в 1175 г. тело убитого князя Андрея Боголюбского клирошане приносят в «божницю» (то ли в главный храм Боголюбова, то ли в какой-то придел) и кладут в «гроб камен» 1254 , который к моменту неожиданного убийства князя уже был готов. Каменный гроб для обретенных в 1170 г. мощей святого Леонтия Ростовского прислал в Ростов князь Андрей Боголюбский 1255 . Этот «гроб каменный», как видим, подходит как для погребения князя, так и для мощей святителя. Погребения в кафедральных и городских соборах В Киеве княжеская усыпальница поначалу располагалась в Десятинной церкви, которая была кафедральным храмом до постройки Софии при Ярославе Мудром. В Десятинной церкви был погребен в 1015 г. ее строитель, князь Владимир, а 1021 г. – его жена Анна. Сюда же князь Владимир перенес тело своей бабки, святой княгини Ольги, которое покоилось в храме в каменном гробу с «оконцем» вверху, через которое можно было «видеть честное тело ея... лежащу телу не разрушемуся» 1256 . Мощи прославленной святой, как видим, соседствовали с погребениями ее потомков из рода Рюриковичей. Сын князя Владимира Изяслав, умерший в 1101 г., и сын последнего, князь Всеслав Изяславич, скончавшийся в 1003 г. в 1107 г. были положены в Десятинной церкви 1257 . Погребения в Десятинной церкви совершались и после строительства Софийского собора в Киеве: в 1078 г. в Десятинной был похоронен Изяслав Ярославич, погибший в битве при Нежатиной ниве 1258 , а в 1093 г. здесь же был погребен его внук, князь Ростислав Мстиславич 1259 . Однако система княжеских погребений в этом важнейшем храме Киева не восстанавливается ни по письменным источникам, ни по археологическим данным, и мы можем представить ее только по аналогии с несколько более поздними Софийскими соборами Киева и Новгорода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Киевский и всея Руси свт. Кирилл (с 1243 г. нареченный митрополит) 1257–1259 Волнения в Новгороде, Суздале и Рязани против татар Изгнание крестоносцев из Константинополя. Восстановление Византийской империи Учреждение Сарайской епископской кафедры Восстания в Ростове, Суздале, Ярославле, Владимире против татарских сборщиков дани 1264–1271 Великий кн. владимирский Ярослав Ярославич 1264–1301 Великий кн. галицко-волынский Лев Данилович Первый достоверно известный ярлык ханов Золотой Орды Русской Церкви, утверждавший неприкосновенность веры и духовенства ок.1271 г. Учреждение Тверской епархии в пределах Тверского княжества 1273 (или 1274) Митрополит Кирилл созвал Собор в Киеве 3001 (?) для устранения неисправностей в богослужебной практике, введена в употребление новая редакция Кормчей книги 1276–1303 Первый московский князь св. блгв. Даниил Александрович (родился в 1261 г.) до 1280 г. При владимирском Рождественском монастыре, вероятно при участии свт. Кирилла II(III), создано житие св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского Собор в Константинополе, где после смерти византийского имп. Михаила VIII Палеолога были низложены многие епископы за усердие к Лионской унии 1285–1289 В Твери построен каменный храм в честь Преображения Господня 1285–1305 Нашествие татар под предводительством Тудана («Дюденева рать»), разорение многих городов Северо-Восточной Руси Митр. Киевский и всея Руси свт. Максим 1299 (1300) Переезд свт. Максима во Владимир Суздальский ок. 1300 г. Св. блгв. кн. Даниил Александрович основал в Москве монастырь в честь поп. Даниила Столпника (Свято-Данилов) Присоединение к Москве Коломны Свт. Максим присутствовал на Соборе в Константинополе ок.1303 г. Кн. московский св. блгв. Даниил Александрович получил в наследство Переяславское княжество после прекращения местной династии Первое выделение Галицкой епархии в митрополию (упразднена в 1305 г.) 1303–1325 Московский кн. Юрий Данилович Присоединение к Москве Можайска Создание великокняжеского летописного свода (сохранился в составе Лаврентьевской летописи)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010