Тронхейма) и реформировать там монашескую дисциплину в соответствии с нормами бенедиктинского устава. Возможно, впрочем, что М. П. был призван не только как опытный монах, но и как эксперт по финансовым вопросам, чтобы помочь норвежским монахам разобраться с долгами, которые оставил бывший аббат, бравший деньги от имени монастыря у ростовщиков из Кагора (Юж. Франция). Рассказ об этом путешествии М. П. включил не только в «Большую хронику», но и в позднейшие сочинения, добавляя детали, призванные подчеркнуть собственную значимость: в «Истории англов» он утверждал уже, что ему было поручено реформировать все бенедиктинские монастыри Норвегии, а в «Сокращении хроник» - что франц. кор. Людовик IX Святой обратился к нему с просьбой доставить послание норвежскому кор. Хокону IV ( Weiler. 2012). За исключением достаточно редких поездок, М. П. провел всю жизнь в Сент-Олбансе, где в его обязанности прежде всего входила работа в скриптории. Идентифицированы 18 рукописей, содержащих его почерк и рисунки. Их анализ позволил исследователям проследить эволюцию М. П. как писца и миниатюриста. Карта Британии. Миниатюра из «Истории англов». 1250–1259 гг. (Lond. Brit. Lib. Royal 14. C VII. Fol. 5v) Карта Британии. Миниатюра из «Истории англов». 1250–1259 гг. (Lond. Brit. Lib. Royal 14. C VII. Fol. 5v) Крупнейшее сочинение М. П.- «Большая хроника», в к-рой изложены события мировой истории от сотворения мира до 1259 г. (в наст. время рукопись-автограф разделена на 3 кодекса: рукописи Cantabr. Corp. Christ. 26, 16 и Lond. Brit. Lib. Royal. 14 C VII). Ее начальная часть основана гл. обр. на «Цветах историй» Роджера Уэндоверского, хотя и содержит многочисленные изменения и дополнения. М. П. использовал также сочинения ряда англ. и континентальных авторов ( Уильяма из Малмсбери , Генриха Хантингдонского, Гальфрида Монмутского, Петра Ломбардского, Петра Коместора и др.). С 1234 или 1235 г. М. П. начал писать оригинальный текст, над которым он трудился до самой смерти, хотя и с перерывами (в частности, установлено, что рассказ о событиях по 1250 г.

http://pravenc.ru/text/2562564.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДРЕВО ИЕССЕЕВО» [«Корень Иессеев», «Лоза Иессеева»], композиция с изображением родословного древа Иисуса Христа; сложилась в IX в. и получила широкое распространение в христ. искусстве. Древо Иессеево. Роспись ц. Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция. 1259 - 1265 гг. Древо Иессеево. Роспись ц. Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция. 1259 - 1265 гг. Лит. основой изображения являются тексты ВЗ и НЗ и гимнография. В Евангелиях о прав. Иосифе сказано: «...из дома Давидова» (Лк 1. 27), ангел обращается к нему: «Иосиф, сын Давидов» (Мф 1. 20). В Апокалипсисе Иисус назван «корень и потомок Давида» (Откр 22. 16), пророчество Исаии приводит ап. Павел: «...будет корень Иессеев» (Рим 15. 12). В НЗ исполняются пророчества Исаии (Ис 7. 14; 11. 1; 53) и Валаама (Числ 24. 17). Евангелист Матфей (Мф 1. 1) приводит родословие Иисуса Христа, «Сына Давидова». Раннехрист. писатели, начиная с Оригена и Тертуллиана, называют род Давидов «Корень Иессеев», Деву Марию - «Лоза из Корня», а Ее Сына - «Цветок Лозы». Согласно свт. Кириллу Александрийскому, Лоза Иессеева является знаком Царства Христа. Эта тема нашла развитие в лат. гимнах: Venantius Fortunatus (Рождество Христово), в песнопениях Павла Диакона (Варнефрида) на Вознесение Богородицы, еп. Фульберта Шартрского на Рождество Богородицы, Адама Сен-Викторского и др. По мнению ряда исследователей, иконография «Д. И.» сложилась в западноевроп. искусстве ( M â le E. L " art du XII siècle en France. P., 1924). В. Н. Лазарев и др. считают, что тема получила развитие параллельно в искусстве Запада и Востока. Первые примеры изображения родословия Христа известны по памятникам западноевроп. искусства, напр. по изображениям в лицевых Евангелиях как иллюстрация текста Мф 1. 1-16 (Codex Aureus из Лорша, 810 г.) и в иллюстрированных комментариях на Апокалипсис Беата Лиебанского (X в.). В соответствии с различными текстами существуют многочисленные варианты композиции.

http://pravenc.ru/text/180450.html

После чтения начиналась исповедь: брат, стоя перед иконостасом, исповедовал всей братии свои согрешения. «…Таковой приходит пред иконостас. Первие творит поклон ко святым иконам со смирением. Таж обратитца ко отцу и братии творит стих. И падает на лицы своем посреди, исповедуя злая своя, имиже есть удержан и прося прощения и молитв отца и братии, еже помолитися о нем избавитис ему от таковых страстей молитвами их. И тако по исповедании и наказании ж от отца просит прощение. И востав отходит на место свое» (РНБ. Соф. собр., 1519, л. 21–21 об.). Чтение писаний и исповедь продолжались два-три часа. На скитской службе почти все читалось, некоторые песнопения из обычной службы опускались: «точию чтением и бдением трезвимся», – говорится в правиле скитской службы (РНБ. Соф. собр., 1519, л. 22 об.). Некоторые исследователи ( А.С. Архангельский , из современных – Д. Феннел, Ф. Лилиенфельд) высказывали мнение, что преподобный Нил Сорский отрицал эстетическую сторону литургии – торжественное пение, что отличало его скит от русских монастырей 77 . При этом они не учитывали, что такова общая особенность богослужения всех скитов. Эта особенность оговорена в «Уставе скитскаго жития», который был составлен еще в начале XV в., задолго до Сорского подвижника 78 . В скитском патерике неоднократно приводятся высказывания святых отцов, объясняющие, почему недопустимо на скитских службах торжественное пение. Так, в патерике есть рассказ, как подвижник скита Памва послал своего ученика в Александрию продать рукоделие. Ученик вынужден был ночевать на церковной паперти, «и видев уряд весь соборныя церкве», вернулся смущенным: «глагола брат старцу въистину авва леностию прелщаемь дни своя в пустыни сей ниже каноны ниже тропаря поем... видех чины церковныя како поют и в мнозе скръбием почто убо и мы не поем каноны и тропаря…» (РНБ. Кир.-Бел., 20/1259, л. 108 об.). На это старец ответил ученику, что неподобно инокам «воздвигать гласы свои, якоже волове, ибо не изыдоша иноцы в пустыню сию предстояти Богу глумляши и пети песни, и исчитающе возношениа гласом и трясти и рукы и ногы предлагати но сице должни есмы со страхом многым и трепетом слезами же и вождыханми благословением умилением и смеренным гласом молитвы Богу приносити» (РНБ. Кир.-Бел., 20/1259, л. 109).

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Александр II, наместник на Кавказе кн. А. И. Барятинский, экзарх Грузии митр. Исидор, а также указано, что восстановление храма было осуществлено архитектором полка Чулковым при «ревностном содействии» 13-го лейб-гренадерского Эриванского полка под командованием полковника Ф. Х. Де-Саже. Работу проводили не подготовленные к реставрации мастера, что привело к бессистемной кладке фасадного камня, уничтожению части надписей и орнаментов, добавлению к фасадам несоответствующих элементов. 14 сент. 1858 г. на куполе церкви был воздвигнут крест, в том же году был устроен позолоченный иконостас. В 1862 г. кафоликон М. был причислен к штабу 13-го лейб-гренадерского Эриванского полка и обращен в кладбищенскую церковь. На пожертвования офицеров и нижних чинов был восстановлен зап. портик и сооружена колокольня. Сохранилась русскоязычная эпиграфика (слева от царских врат, на зап. портике, над аркой под колокольню), передающая историю восстановления различных частей храма ( Бобровский. 1898. Ч. 5. С. 11, 335-336; Сливицкий. 1902. С. 53-54; Такаишвили. 1913. С. 141-142; Двали. 1974. С. 45). 9 июня 1862 г. экзарх Грузии архиеп. Евсевий (Ильинский ; 1 марта 1858 - 8 дек. 1877) торжественно освятил храм М. В храме М. хранились значимые общехрист. святыни - подножие и гвозди (по др. источникам, гвоздь) Креста Господня. Во время персид. похода визант. имп. Ираклий I (610-641) пошел на Картли и «забрал из Манглиси и Эрушети подножные доски и гвозди Господа нашего Иисуса Христа, что были даны Мириану Константином» ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 227-228; Он же. 2008. С. 107). Предположительно эти святыни были возвращены в Грузию в XI в. в связи с бракосочетанием царя Грузии Баграта IV (1027-1072) и визант. царевны Елены. При царице Русудан (1223-1245) гвоздь был вставлен в специально изготовленную для этого митру манглели ( Иоселиани. 1866. С. 147). По приказу Давида VI Нарина (царь Грузии в 1247-1259, царь Зап. Грузии в 1259-1293) для хранения митры был сооружен серебряный чеканный ларец с надписью: «Царь всея Грузии Давид, сын Русудан, соорудил вместилище для святого гвоздя» (Древности Российского гос-ва.

http://pravenc.ru/text/2561814.html

Спустя неск. дней после смерти Феодора II Михаил Палеолог организовал расправу с кланом Музалонов, к-рые были перебиты в Сосандрском мон-ре близ Нимфея. Палеолог был назначен великим дукой и регентом при Иоанне IV; 1 янв. 1259 г. провозглашен императором в Никее. Параллельно с политической борьбой имп. Михаил активизировал наступление на Латинскую империю, к этому времени потерявшую почти все владения и не имевшую перспектив развития в будущем. В 1259 г. он осаждал и штурмовал Галату, хотя и безуспешно, вел переговоры с имп. Балдуином II о сдаче К-поля, захватил Силимврию (Силиврию, ныне Силиври). 25 июля 1261 г. в отсутствие главных сил рыцарей в К-поле никейский отряд кесаря Алексея Стратигопула неожиданно и без боя занял визант. столицу. 15 авг. имп. Михаил совершил триумфальный въезд в К-поль и был вторично коронован в соборе Св. Софии как император ромеев. Византийская империя была воссоздана, а Н. и. вошла в ее состав. В дек. 1261 г. имп. Михаил приказал ослепить Иоанна IV и отправить его в крепость. А. Волкофф, Э. П. Г. Церковь и государство Распад Византийской империи в 1204 г. создал реальную угрозу распада и для К-польской Церкви, для самого существования единого правосл. мира. Источниками угрозы оставались как обострившаяся борьба среди гос-в, претендовавших на наследие Византии, так и резко возросшее влияние Римско-католической Церкви на положение христиан в бывш. визант. владениях. Спустя несколько лет после падения К-поля Н. и. (наряду с Эпирским гос-вом) оказалась среди главных центров сопротивления лат. экспансии, к-рая была опасна не столько в политическом, сколько в церковном отношении. В документах Собора, проходившего в Никее в 1208 г., впервые в истории правосл. Церкви появились элементы идеологии священной войны, возникшие скорее всего под влиянием крестоносцев (RegPatr, N 1205-1206). Ведущая роль Н. и. в этой борьбе с латинянами определилась в 1208 г., после того как официально признанный престол К-польского Патриархата был воссоздан в Никее и избранный патриарх Михаил IV Авториан короновал 1-го императора Н.

http://pravenc.ru/text/2565332.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИОНСКАЯ УНИЯ Соглашение об объединении Римско-католической и К-польской Православной Церквей, заключенное на Лионском II Соборе (1274). Исторический контекст После того как К-поль был занят войсками Никейской империи (25 июля 1261), а лат. имп. Балдуин II (1240-1273) и лат. патриарх К-поля Панталеоне Джустиниани (1253-1286) бежали из города, у власти утвердилась визант. династия Палеологов. Ее основатель никейский имп. Михаил VIII Палеолог был повторно коронован как император возрожденной Византийской империи в соборе Св. Софии (15 авг. 1261). К этому времени власть визант. императора была ослаблена рядом внутренних и внешних факторов, прежде всего непрекращающимися попытками зап. аристократии восстановить Латинскую империю . Имп. Балдуин II, первоначально находившийся на о-ве Эвбея, вскоре встретился с кор. Сицилии Манфредом (1258-1266), а затем посетил Венецию и Рим, где нашел поддержку Папского престола. Сразу после имп. коронации Михаила VIII папа Римский Урбан IV (1261-1264) начал проповедь нового крестового похода, целями к-рого были отвоевание К-поля и восстановление на престоле Балдуина II, однако большая часть зап. рыцарства не откликнулась на этот призыв. Единственным правителем, заинтересованным в экспедиции, был Манфред, кор. Сицилии. Еще в 1257/58 г. он заключил союз с деспотом Эпира Михаилом II Комнином Дукой (ок. 1230-1266/68), а также с правителем Ахейского (Морейского) княжества Гийомом II Виллардуэном (1246-1278) против Никейской империи; 2 июня 1259 г. Манфред женился на дочери Михаила II. В битве при Пелагонии (сент. 1259) войска Морейского княжества и Эпирского деспотата были разбиты, кн. Гийом II взят в плен. Имп. Михаил VIII обещал ему свободу в обмен на возвращение Византии Юж. Пелопоннеса, и в 1261 г. князь торжественно пообещал передать императору Мистру и Монемвасию, а также стал восприемником одного из сыновей Михаила VIII. Восстановление контроля византийцев над этими территориями могло стать основой для постепенного отвоевания визант. армией земель, занятых латинянами, болгарами и сербами. Чтобы предотвратить такую ситуацию, папа Урбан IV спустя нек-рое время освободил Гийома II от клятвы, данной визант. императору.

http://pravenc.ru/text/2110516.html

Полемическое сочинение того же Евстратия, направленное против Армян, бесспорно принадлежит к числу лучших православных полемических произведений в этом роде. Первые семь из изданных о. Андроником трактатов Николая Мефонского знакомят нас с теми недоуменными богословскими вопросами, которые занимали мыслящих людей Византии во второй половине XII в. и отчасти волновали общественное спокойствие, и дают нам самые точные обстоятельные на них ответы. Рассмотрению вопросов, представлявших общественный интерес, посвящено два из помещенных в сборнике о. Димитракопула трактата, – именно трактат «об иерархии» и «опровержение Сотириха Пантевгена». Первый был написан по случаю церковных смут, вызванных противоканоническим, как казалось некоторым, возведением на патриарший престол бывшого архиепископа кипрского, Николая Музалон, на место низложенного в 1147 г. Косьмы Аттика 8 . Николай Мефонский берет под свою защиту это распоряжение правительства, стараясь доказать, что оно совершенно согласно и с церковными канонами, и с предшествовавшею практикою церкви по этому предмету, и наконец с самым существом иерархии. «Опровержение Сотириха» написано Николаем в ответ на упомянутый выше «Диалог» его. Потерпевши неудачу на константинопольском соборе 1156 г., 9 Сотирих перенес спор на литературную почву и написал в защиту своего мнения указанный нами диалог. Николай Мефонский , бывший одним из главных его противников, поднял брошенную перчатку и в своем «Опровержении наносит своему противнику последний решительный удар. Изданные о. Андроником два небольших рассказа, из воспонинаний знаменитого учителя императора Феодора Ласкариса Младшего (1255–1259), Никифора Влеммида († 1272), и «Слово» не менее знаменитого канцлера императора Михаила Палеолога (1259–1282), Георгия Акрополита († 1281), представляют не столько догматико-полемический интерес, сколько исторический. В православную полемику с латинянами, по вопросу об исхождении Св. Духа, о котором оба они трактуют в своих сочинениях, они вносят весьма мало нового: первый ограничивается передачею двух случаев ученых диспутов с латинянами, диспутов, на которые он был вызван императором Иоанном Вататци (1222–1255) и патриархом Мануилом II (1240–1255) и на которых обменялся с своими противниками лишь несколькими силлогизмам 10 ; второй видоизменяет лишь нисколько доводы, выработанные православною полемикою прежнего времени, так что с этой стороны не было особых побуждений по крайней мере спешить печатанием их сочинений в 1 томе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

Князя – огорчение от сына! К счастью, на этот раз дело с Татарами повершилось, хотя не окончательно, без особенных тревог и неприятностей. Численники оказались довольно сговорчивыми: удовольствовавшись на первый раз видимою покорностью Новгородцев и дарами Хану, они выехали из Новгорода 184 . Довольные исходом дела, Новгородцы удержали у себя св. Александра на несколько времени, стараясь, вероятно, в сознании своей вины пред ним, почтить его, сколько можно более 185 . Князь в это время вызвал из Пскова своего ослушного сына, чтобы отослать его в наказание в Суздальскую землю, наказал сообщников его и отправился во Владимир 186 . Это было в начале 1259 г. На возвратном пути из Новгорода, в среду Страстной недели, он был в Ростове, принес молитву свою Заступнице рода Христианского, принял благословение от уважаемого им Епископа Кирилла, и, после свидания с Князьями Ростовскими Борисом и Глебом и матерью их, Кн. Мариею, возвратился во Владимир 187 .Но и теперь ему привелось пробыть во Владимире только до осени или до начала зимы того же года 188 . Со времени отъезда численников из Новгорода в конце 1258 г. о Татарах не было слышно до самой осени 1259 г. Но в это время, после какого-то знамения в луне, вдруг пришла в Новгород весть, что Татары уже на низовской земле и готовы нагрянуть на Новгород, если он не покорится Хану и не примет численников. Пораженные страхом, Новгородцы беспрекословно согласились на перепись. Зимою явились в Новгород и чиновники Ханские 189 ; a вместе с ними, или в след за ними, и Великий Князь, присутствие которого, как показали последствия, было необходимо. Скоро открылся в Новгороде мятеж. Правда, виною его были притеснения со стороны чиновников Ханских, которые, еще не приступая к переписи, стали с наглостью собирать дань в окрестностях Новгорода. Но, тогда как народ видел только притеснения, Князь понимал, что усилившийся мятеж, разгневав Хана, мог повести к последствиям гораздо худшим, чем перепись, и что народ становится смелее потому особенно, что при численниках не было Татарского войска, – и решился прекратить мятеж в самом начале.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

228 Говоря о возрасте Константина XI, Сфрандзи считает текущий год как целый (см.: Schreiner P.Op. cit., s.289–290). При этом историк сам называет дату рождения Константина – 8 февраля 1405 г. Следовательно ему только шел 49-й год. 229 Династия Палеологов правила с 1259 г.: Михаил VIII (1259–1282), Андроник II (1282–1328), сын и соправитель Андроника II Михаил IX (1295–1320), Андроник III (1328–1341), Иоанн V (1341–1391), Мануил II (1391–1425), Иоанн  VIII (1425–1448), Константин XI (1448/49–1453). 232 Идея соотношения тела и его частей традиционна для византийской литературы (см.: Поляковская М. А. Понимание социальных проблем византийскими авторами XIV в. – ВВ, 1979, 40. с. 20). 233 О переговорах между правительством Константина и Венецией см. Dolger F. Regesten, 3539, 3541, 3548, 3552. 234 Глава русской делегации на Ферраро-Флорентнйском соборе митрополит Исидор, грек по национальности, подписал акт об унии церквей, после чего был назначен папой легатом для Литвы, Лифляндии и России, а в 1439 г. сделался кардиналом (см. Казакова Н. А. Указ. соч., с. 8). Был прислан в осажденный Константинополь для  повторного заключения унии (Dolger F. Regesten, 3534). 236 По всей вероятности, имеется в виду мамлюкский султан ад-Захир Сайф ад-дин Ахмед (1438–1453) (см.: Босворт К. Э. Указ. соч., с. 100). 237 О попытках византийского правительства найти союзников накануне падения Константинополя см.: Guilland R Les appels de Constantin XI Paleologue a Rome et a Venise pour sauver Constantinople (1452–1453). BS, XIV, 1953, p. 226–244. 238 Прославленный венгерский полководец, воевода Трансильвании Ян Гуниади (см.: Moravcsik Gy. Ungarisch-byzanminische Beziehungen zur Zeit des Falles von Byzanz. – Acta antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae. Budapest, 1954, s. 350–360). 239 Альфонс V Арагонский, король Сицилии и Неаполя  (о посольствах к нему см.: Dolger F. Regesten, 3546, 3549, 3551). 242 Когда мальчик... с ним – это предложение в греческом тексте может быть понято еще следующим образом: «...будто когда замышлял сделать это с мальчиком» (см. также Pertusi А. Ор. cit., р. 424, 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никейский император Михаил VIII Палеолог (1259–1282 гг.) при содействии генуэзцев отнял у латинян Константинополь и восстановил Византийскую империю. Но положение восстановленной империи и ее государя было весьма затруднительное. Последний латинский император в Константинополе Балдуин II по падении империи отправился на Запад и умолял папу и государей помочь ему возвратить потерянный престол. Папа Урбан IV, потерявший с завоеванием греками Константинополя не менее Балдуи­на, принял его сторону, отлучил от Церкви генуэзцев за союз с Палеологом и начал делать воззвания к новому крестовому походу против Константинополя. Тесть Бал­дуина, Карл Анжуйский, овладевший тогда Неаполем и Сицилией, действительно стал готовиться к войне с Па­леологом. В то же время против Палеолога вооружались болгары, а латинские князьки Ахайи и Пелопоннеса, оставшиеся независимыми по падении Латинской империи, начали наступательные движения против Константинополя. Волнения внутри империи довершали запутанность дел. Михаил Палеолог вступил на императорский престол незаконным образом. По смерти (в 1259 г.) никейского императора Феодора II Ласкариса престол должен был занять его малолетний сын Иоанн. Но Палеолог хитростью и насилиями отстранил Иоанна от престола, а спустя немного времени даже ослепил его. Такое злодеяние восстановило против него патриарха Арсения и народ. Хотя Палеолог низложил и сослал в ссылку Арсения после того, как тот отлучил его от Церкви, но недовольство против него не ослабевало. Новый патриарх Герман вследствие народного ропота должен был оставить кафедру. Когда же затем поставлен был патриархом царский духовник Иосиф, снявший с Палеолога отлучение, многие из духовных и мирян дошли до такого негодования, что не хотели признавать Иосифа патриархом и образовали сильную партию сторонников Арсения. Народ вступился даже за несчастного Иоанна Ласкариса. В никейской области нашелся слепой юноша, которого жители Никеи признали за Иоанна Ласкариса и провозгласили своим царем. Палеолог должен был силой оружия отстранять нового претендента на престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010