Несмотря на несогласие Забел, с благословения нового католикоса Константина I (1221–1267) ее выдали замуж за Хетума I (1226–1269), заключив тем самым союз между могущественным семейством последнего и династией Рубенидов. Хетум I оказался весьма дальновидным государем и вскоре стал одним из лучших полководцев своего времени на христианском Востоке. В середине XIII в., когда на Ближнем Востоке появились монголы, киликийские армяне вступили с ними в союз. В 1253 г. Хетум I отправился в Каракорум для заключения договора с Великим ханом Монгком (1251–1259), внуком Чингисхана. В дальнейшем войска монголов, армян и восточных франков под предводительством Хулагу-хана, брата Великого хана, овладели Багдадом (1258 г.), а затем городами Анатолии и Сирии (1260 г.). В 1260 г. в связи с кончиной брата Хулагу, оставив свои орды на Ближнем Востоке без предводителя, вернулся в Каракорум. Движение его войск, лишившихся единого командования, было остановлено египетскими мамелюками 52 . Мамелюки совершили несколько набегов на Киликию, в 1291 г. овладели Сирией, положив конец государствам крестоносцев и франкскому присутствию на Востоке. В результате Киликия оказалась в изоляции и стала одним из двух, помимо Кипрского 53 , христианских царств в этом регионе. После принятия ислама монголами в 1294 г. Киликия могла рассчитывать на военную помощь только со стороны Запада. Новый крестовый поход, на необходимости которого настаивали правители Киликии и к которому призывали европейские проповедники и папы, не состоялся, поскольку Европу поглотила Столетняя война. В правление Хетума II (1289–1305) Киликийское царство вступило в пору своего заката. В 1307 г. Хетум и его племянник, наследник Левона III, были убиты одним из монгольских военачальников. В последнее тридцатилетие существования Киликийского государства им правила династия Лузиньянов, которая на протяжении длительного времени управляла Кипром и была породнена с киликийским армянским двором. Открытость Киликийской Армении Западу и, следовательно, католическому миру, будучи отличительной чертой Новой Армении, стала одной из главных причин ее конца. Бесчисленные привилегии, которыми Лузиньяны жаловали своих франкских придворных, давление, оказываемое двором на церковь с целью принудить ее к более серьезным уступкам папству, привели к возникновению разногласий между киликийским клиром и духовенством исторической Армении. Жесткие требования папской курии уточнить теологические вопросы Армянской церкви, католический прозелитизм, принявший в Киликии весьма агрессивные формы, подрывали единство нации и веры, привели к расколу общества на сторонников и противников усиления латинского влияния на Армянскую церковь . Постепенно придворная жизнь Киликии превратилась в чреду интриг, заговоров и кровавых мятежей, которые продолжались вплоть до гибели царства под натиском египетских мамелюков в 1375 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Текст Симеона Метафраста значительно короче анонимного текста. Диалоги Архиппа с М., явившегося старцу в образе сияющего мужа, сокращены и даны в косвенной речи. Кроме того, в тексте отсутствуют важные строки, в к-рых М., пророчествуя о силе места, где произошло чудо, перечисляет главные аспекты своего культа. Вторым по значению и популярности после «Чуда в Хонех» является «Собрание чудес Михаила», написанное диак. Панталеоном (BHG, 1285-1288b). Греч. текст не опубликован, сокращенный лат. перевод XII в. издан в PG. 98 (Col. 1259-1289) (в нем отсутствуют чудеса визант. периода, кроме «Чуда о Маркиане-вощнике»). Слав. перевод опубликован в ВМЧ (Нояб., дни 1-12. Стб. 243-282), в нем опущены небольшие отрывки, которые сохранились в греч. тексте. В зап. традиции этот текст называют «Житие Михаила» (Vita Michaeli), т. к. по аналогии с Житиями святых события, в которых принимал участие М., излагаются в хронологическом порядке, начиная с изгнания сатаны. В греческом названии фигурирует слово διγησις, т. е. «рассказ, повесть». Из текста следует, что он создан между 843 и 867 гг., при имп. Михаиле III. Автор служил диаконом в церкви в к-польском квартале Евсевия и занимал важное место в клире Св. Софии. Он был высоко образован, знал не только Свящ. Писание, но и апокрифы, святоотеческие и др. богословские тексты (напр., во введении цитирует свт. Григория Богослова и «Ареопагитики»). Композиция сочинения циклическая. Автор начинает рассказ от сотворения мира, доводит изложение до своего времени и вновь возвращается к ВЗ. Сочинение можно разделить на 4 части: введение; библейскую часть; визант. часть; возвращение к Свящ. Писанию. Введение носит риторический характер, основным мотивом является похвала Михаилу как архистратигу. После рассказа о падении сатаны следует рассказ «Об Адаме», к-рый представляет собой рассуждения об отношении ангелов с людьми: Адам - как собирательный образ человека; ангелы - хранители людей от дурных поступков. Ангелы-покровители есть не только у человека, но и у отдельных народов. М.- покровитель Израиля, но он помогает не только людям ВЗ, но и христианам.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Marc., IV, 16,16. 1243 См.: Ис. 1:17. 1244 См.: Ос. 6:6. 1245 См.: Лк. 6:37—38. 1246 Ср.: Лк. 6:39. 1247 Конъектура Кройманна. В рукописи: «верят». 1248 См.: Лк. 6:40. 1249 Ср.: Лк. 6:41—42. 1250 Ср.: Лк. 6:43. 1251 Ср.: Лк. 6:45. 1252 Конъектура Кройманна. В рукописи: «сюда». 1253 По мнению Кройманна, в деле помещения где-либо в Евангелии иного бога. 1254 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Богом». 1255 См.: Лк. 6:46. 1256 Там же. 1257 См.: Ис. 29:13; Мф. 15:8; Мк. 7:6. 1258 Ср.: Лк. 7:2—9. 1259 Здесь Кройманн предполагает лакуну: «Он показал, что Он есть Тот, Которого касается вера Израиля». Согласно другому пониманию этого места: «говоря, что таковую веру , Он должен был найти в Израиле». 1260 Ср.: Лк. 7:12—15. 1261 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Господа». 1262 См.: Лк. 7:16. 1263 Ср.: Лк. 7:18—23. 1264 Ср.: Ис. 40:3; Мф. 3:3; Мк. 1:3; Лк. 3:4; Ин. 1:23. 1265 Вставка Кройманна. 1266 Конъектура Кройманна. В рукописи: «словно он усомнился». 1267 См.: Лк. 7:19. 1268 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1269 Ср.: Лк. 9:7. 1270 Конъектура Кройманна. В рукописи: «от которого отличен, т. е. более велик, а именно — Сам Господь, Чье пришествие ожидали». 1271 Конъектура Кройманна. В рукописи: «должны были узнать». 1272 Конъектура Кройманна. В рукописи: «посредством предсказанных деяний». 1273 Вставка Кройманна. 1274 Согласно другому пониманию: «Которого он должен был узнать из предсказанных деяний, как Господь возвестил Иоанну, что Он должен быть узнан благодаря этим самым деяниям». 1275 Ср.: Лк. 7:26. 1276 См.: Лк. 7:27. 1277 См.: Лк. 7:19. 1278 Ср.: Лк. 3:4; Ис. 40:3. 1279 Конъектура Кройманна. В рукописи: «служил большему». 1280 Конъектура Кройманна. В рукописи: «говорит ли Он о ком-либо малом вследствие смирения или о Себе Самом». 1281 См.: Лк. 7:24. 1282 Конъектура Кройманна. В рукописи: «одинаково и Творцу». 1283 Вставка Кройманна. 1284 Ср.: Лк. 7:38. 1285 Вставка Корссена. 1286 Ср.: Ос. 6:6. 1287 См.: Лк. 7:50. 1288 См.: Авв. 2:4. 1289 Ср.: Лк. 8:2—3. 1290 См.: Ис. 32:9.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Архиепископ Иоанн был известен в свое время как библиофил. Он владел обширной и богатой библиотекой, покупал рукописи у других лиц и сам занимался их перепиской. В епископа он поставлен был в 1259 г. Архиепископский же сан получил приблизительно около 1270 г. Наличие последнего титула в кодексе, содержащем «Доказательство апостольской проповеди», указывает, поэтому на последнюю четверть XIII в. (скончался Иоанн в 1289 г.), как время появления первого его списка. 1421 Голландский ученый Витен (Wieten), специально занимавшийся исследованием названного труда Иринея, доказал однако, что армянский текст рукописи плохо сохранился. 1422 Нужно поэтому думать, что имеющийся теперь есть, по крайней мере, третий список с первоначального оригинала. II. Первое печатное издание творений св. отца на латинском языке предпринял Дезидерий Эразм в 1526 г. (Basel), пользовавшийся тремя рукописями: одной римской и двумя другими, доставленными ему из монастырей. Издание его несколько раз перепечатывалось. В1570 г. появилось издание кальвиниста Галлазия (в Женеве), присоединившего к латинскому греческий текст из сочинения Епифания; а в 1571 г. кальвиниста же Гринея (в Базеле). В 1596 г. издает творения Ири-нея францисканец Фейарденций (Köln); издание это было перепечатано потом в 1639 г. В 1702 г. вышло издание Эрнеста Грабе (Oxoniae) по рукописям кодексов Vossianus и Arundelianus. В 1710 г. выпустил свое издание бенедиктинец Ренат Массюет (в Париже) по кодексам: Claromontanus и некоторым другим. Оно было перепечатано затем в Венеции в 1734 г. (в двух частях). Оно же вошло без перемен и в издание Миня (Migne. PG. 1857. Т. VII). В 1848–1853 гг. вышло издание Адольфа Штирена (Lipsiae), немецкого ученого (в двух томах), а спустя четыре года – одновременно с Миневским (в 1857 г.) – английского ученого В. Гарвея (в двух томах). XX век также не остался в долгу перед Иринеем. В 1907 г. предпринято 1423 было новое издание его творений итальянцем Убальдо Мануччи (Ubaldo Mannucci) в Риме. Большая часть названных изданий (исключая Эразма) имеет между собой много общего.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Но когда царица Русудан, изнемогая в борьбе с монголами, вторично, в 1238 году, стала просить папу Григория IX оказать ей военную помощь против монголов, за что обещалась, даже, вместе с народом, принять «римскую веру», – римский первосвященник, ссылаясь на своё собственное затруднительное положение, отказал царице в её просьбе и вместо военной помощи обещался прислать в Грузию доминиканских монахов. Последние, в числе 7 человек, не замедлили вскоре прибыть в Грузию для пропаганды католичества. Но все старания этих проповедников, за немногими исключениями, остались совершенно бесплодными – царица Русудан, не получив просимой ею от папы поддержки, отвергла и веру его 76 . Но не прошло и десяти лет после этих событий, как преемник Чингисхана, Гаюк-Хан наводнил полчищами своими всю Азию, и татары снова появляются в несчастной Грузии. Как Божий бич, прошли монголы через страну, налагая «слой монгольского варварства» на все народы и царства Кавказа. За Гаюк-ханом следовал страшный Батый, уже подчинивший Грузию правильному игу: он сделал перепись и обложил народ тяжёлою данью. К бедствиям монгольского нашествия присоединилось в 1259 году чреватое бедой, вызванное хитрой татарской политикой, первое разделение Грузии на два независимых друг от друга царства: собственно Грузию и Имеретию. Рабство скоро принесло свои обычные плоды: как некогда на Руси, худшие из царей, из личных своих видов в династических раздорах, жертвовали благом страны, лучшие, ратовавшие за дело отчизны, становились жертвами произвола ханов. Подобно русским князьям, замученным в орде, погиб и грузинский царь Димитрий, прозванный Самопожертвователем (1270–1289). Вследствие интриг, заподозрив его в неверности, хан Аргун, стоявший уже на границе Грузии с целью мстить народу за мнимую измену царя его, потребовал Димитрия к себе. Димитрий, зная причину ханского гнева и несправедливость клеветы, решился лучше пожертвовать собой, чем вызвать страшное нашествие на родину. Чтобы обезоружить подозрение хана, он взял с собой и малолетнего сына своего Давида. Но ничто не могло смягчить подозрительности деспота – Димитрий был заключён в тюрьму и обезглавлен (1289 г.). Бывшие с ним грузины ценой золота купили тело царственного мученика у стражей и тайно перевезли во Мцхет. Это была та же судьба, которую пришлось испытать и русскому народу. И потому-то «из всех национальностей, вошедших в круг русского отечества, – говорит М.Д. Попка – не найти нигде русскому человеку столь искренней и братской дружбы, как в сердце грузина. И Русь и Грузия подружились ещё в те дни общей скорби, когда с поникшим челом носили яссак в Золотую Орду, и там встречались. А дружба, завязанная в общем несчастье, глубока и несокрушима как братство» 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Николай III Кирдиниат Грамматик (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111 –1134) Лев Стип (1134–1143) Михаил II Куркуас (1143–1146) Косьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151 –1153) Неофит I (1153–1154) Константин IV Хлиарин (1154–1157) Лука Хрисоверг (1157–1169) Михаил III Анхиал (1170–1178) Харитон Евгенион (1178–1179) Феодосий I Ворадиот (1179–1183) Василий II Каматир (1183–1186) Никита II Мунтан (1186–1189) Досифей Иерусалимский (1189) Леонтий Феотокит (1189) Досифей Иерусалимский (1189–1191, 2–й раз) Георгий II Ксифилин (1191 –1198) Иоанн X Каматир (1198–1208) Михаил IV Авториан (1208–1214) Феодор II Ириник (1214–1216) Максим II (1216) Мануил I Сарантин (1217–1222) Герман II (1222–1240) Мефодий II (1240) Мануил II (1244–1254) Арсений Авториан (1256–1259) Никифор II (1260) Арсений Авториан (1261 –1265, 2–й раз) Герман III (1265–1267) Иосиф I (1267–1275) Иоанн XI Векк (1275–1282) Иосиф I (1282–1283, 2–й раз) Григорий II Кипрский (1283–1289) Афанасий I (1289–1293) Иоанн XII Косьма (1294–1303) Афанасий I (1303–1309, 2–й раз) Нифонт I (1309–1314) Иоанн XIII Глика (1315–1319) Герасим I (1320–1321) Исайя (1323–1332) Иоанн XIV Калека (1334–1347) Исидор I (1347–1349) Каллист I (1350–1353) Филофей Коккин (1353–1354) Каллист I (1354–1363, 2–й раз) Филофей Коккин (1363–1376, 2–й раз) Макарий (1376–1379) Нил (1379–1388) Антоний IV (1389–1390) Макарий (1390–1391, 2–й раз) Антоний IV (1391 –1397, 2–й раз) Каллист II Ксанфопул (1397) Матфей I (1397–1410) Евфимий II (1410–1416) Иосиф II (1416–1439) Митрофан II (1440–1443) Григорий III Мамм (1443–1453) Афанасий II (1450) Геннадий II Схоларий (1453–1456) Римские папы XII-XV веков 1202 Урбан II (1088–1099) Пасхалий II (1099–1118) Теодерих (1100), антипапа Альберт (1102), антипапа Сильвестр IV (1105), антипапа Геласий II (1118–1119) Григорий VIII (1118), антипапа Каликст II (1119–1124) Гонорий II (1124–1130) Целестин II (1124), антипапа Иннокентий II (1130–1143) Анаклет II (1130), антипапа Виктор IV (1138), антипапа

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Далее начато: Что я 1211 В подлиннике: на него. 1212 ув 1213 письма вашего. 1214 его 1215 сильно и хорошо 1216 не в том же духе 1217 Далее начато: Кто д 1218 так почти об этом и не нужно ему 1219 В подлиннике: есть ли 1220 что-нибудь есть 1221 носу 1222 выносить слишком сильного 1223 Далее начато: и 1224 но сохранить к ним по 1225 Потом что теперь 1226 дух времени 1227 потому что он 1228 разъятие ясное всего и облечение всего в простое слово 1229 с тех по 1230 в болезнь и в худшее состояние 1231 к концу 1232 вообще настроенному 1233 заключаю 1234 приготовлен в то время 1235 Сами твои 1236 что 1237 еха 1238 есть и ему 1239 распорядись таким образом 1240 в Рим 1241 глубины премудрости 1242 остаетесь на лето 1243 В подлиннике: рыскнули 1244 и на то, что не отвечаю 1245 Скажите, что, вместо ответа 1246 несмотря даже на настоятельный совет 1247 но вместе с тем 1248 и хотим для себя 1249 даже и 1250 Ч; в К обращение опущено. 1251 много Ч 1252 ваше ходатайство Ч 1253 одной только Ч 1254 Но мне сделалось в то же время грустно Ч 1255 сделанное Ч 1256 и легла добрая мысль Ч 1257 дурно, ничтожно, незрело Ч 1258 им Ч 1259 скорей извлекают из них извлеченья Ч 1260 души своей Ч 1261 о чем-либо Ч 1262 сказали бы мне Ч 1263 если будет выполнен Ч 1264 потому что Ч 1265 не чужд был Ч 1266 помышлений Ч 1267 Далее: как я знаю Ч 1268 о мне со временем так Ч 1269 Теперь Ч 1270 Было: перед Ч 1271 незначительней, чем прежде Ч 1272 сделать его Ч 1273 вместе с этим и Ч 1274 что нынешним письмом вашим вы Ч 1275 хотел сказать Ч 1276 А я Ч 1277 многое, сделанное вами в пользу а. всем нам б. наук Ч 1278 и Ч 1279 просвещения нашего Ч 1280 и как 1281 за личное добро мне Ч 1282 у Ч 1283 Далее начато: благодарность моя Ч 1284 то, что Ч 1285 будет походить Ч 1286 Далее начато: вот вам вместо того Ч 1287 вместо его Ч 1288 состояния душевного Ч 1289 другого Ч 1290 давно живя в удалении от него, я позабыл их вовсе Ч 1291 и искренно за то признательный Ч. 1292 Далее начато: буду 1293 приводится ими 1294 Далее начато: Почему знать, может быть 1295

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Первый флорилегий составлен из цитат следующих авторов: 1) свт. Василия Великого : из его посланий к Терентию, Амфилохию, соборного послания 1255 , из книг против Евномия 1256 ; 2) свт. Григория Назианзина 1257 , из послания к Кледонию 1258 1259 , из Апологии, из Слова на Пасху 1260 и о Сыне 1261 ; 3) свт. Прокла, патриарха Константинопольского 1262 ; 4) преп. Исидора Пелусиота 1263 ; 5) св. Иустина Мученика 1264 ; 6) еп. Иринея Лионского 1265 ; 7) св. Ипполита Римского 1266 ; 8) Петра Александрийского 1267 ; 9) Кириака Пафского 1268 ; 10) свт. Афанасия Александрийского : из книги о Троице 1269 ; против Аполлинария 1270 ; 11) свт. Григория Нисского : из книги против Аполлинария 1271 , против Евномия 1272 ; 12) Юлия Римского 1273 ; 13) свт. Илария Пиктавийского 1274 ; 14) свт. Амвросия Медиоланского 1275 ; 15) свт. Амфилохия Иконийского 1276 и из письма к Селевку 1277 ; 16) Геласия из Кесарии Палестинской 1278 ; 17) свт. Кирилла Иерусалимского 1279 ; 18) свт. Флавиана Антиохийского 1280 ; 19) Антиоха Птолемаидского 1281 ; 20) свт. Прокла Константинопольского 1282 ; 21) Павла Емесского 1283 ; 22) свт. Кирилла Александрийского : из книги о Троице 1284 , письма к Акакию 1285 , против Нестория 1286 , письма к Сукенсу 1287 ; из схолий 1288 ; из письма к Валериану 1289 , из 2-го письма к Сукенсу 1290 . Всего в первом флорилегии помещено 82 извлечения из 22 авторов 1291 . Второй флорилегий состоит из цитат следующих авторов: 1) Дионисия Ареопагита 1292 ; 2) св. Иустина Мученика 1293 ; 3) свт. Афанасия Александрийского 1294 ; его же из письма к Эпиктету 1295 ; 4) свт. Василия Великого 1296 ; 5) свт. Григория Назианзина 1297 ; 6) свт. Григория Нисского : из книги против Евномия 1298 и нигде не найденная цитата: quod est omnium – translatum est; 7) свт. Амвросия Медиоланского : из книги против Аполлинария 1299 ; 8) свт. Иоанна Златоуста 1300 ; 9) Ефрема Антиохийского (нигде не найденная цитата: incorrupt io... expul it); 10) свт. Кирилла Александрийского : нигде не найденная цитата: quia vero... patiendi 1301 ; из толкований на Матфея 1302 ; из толкования на послание к Евреям 1303 ; из письма к Сукенсу 1304 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЯНСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКОГО, ЦЕРКОВЬ Боянская церковь. Вид с юга. 1259 г. Боянская церковь. Вид с юга. 1259 г. находится на склоне горы Витоши, некогда в селе (ныне в одном из районов Софии, Болгария). относительно времени ее возникновения единого мнения нет; в наст. время принята широкая датировка от Х до XII в. Предполагается, что Б. ц. была построена на территории крепости Боянос (или Батиль), к-рая упоминается визант. хронистом Иоанном Скилицей и писателем Кекавменом в сер. XI в. К древней части Б. ц. относится наос. Первоначально церковь представляла в плане крест, вписанный в квадрат, имела притвор, к-рый был разрушен к моменту строительства в 1259 г. нового притвора с приделом на 2-м этаже во имя вмч. Пантелеимона; в сер. XIX в. был пристроен экзонартекс (внешний притвор). Указание, сохранившееся в ктиторской надписи 1259 г. на сев. стене притвора, на то, что Калоян, двоюродный брат царя и внук серб. кор. св. Стефана Первовенчанного, «воздвиг от земли» церковь, касается скорее всего постройки им притвора с придельной церковью во имя вмч. Пантелеимона, а не всего храма. Севастократор Калоян. Роспись Боянской церкви. 1259 г. Севастократор Калоян. Роспись Боянской церкви. 1259 г. При Калояне, о чем также сообщается в надписи, были украшены фресками притвор, придел и обновлена роспись наоса, где под живописью 1259 г. обнаружены следы 2 более древних слоев. Самый ранний только зафиксирован, от 2-го сохранились неск. фрагментов: «Поклонение жертве» - в апсиде, архидиак. св. Стефан - на юж. стене алтаря, фигуры мучеников и «Рождество Христово» - на юж. стене наоса, Распятие - на зап. стене, прп. Иоанн Дамаскин - на юж. своде зап. рукава креста, на вост. стене притвора, к северу от двери - фигура Иисуса Христа в рост, к югу - свт. Николая. Программа росписи 1259 г. в наосе в общих чертах повторяет программу более раннего слоя, но масштаб изображений меньше.

http://pravenc.ru/text/153291.html

Так и тут оказалась напрасной попытка патриарха Арсения связать регента клятвой, чтобы он сохранил корону для дома Ласкаря. Тогдашнее бурное время требовало на троне преисполненных сил воинов. Гарантия права на престол за детьми являлась вредом для империи. Уже 1 января 1259 года Михаил VIII Палеолог был торжественно коронован в соимператоры. В 1261 году несчастного Uoahha IV ослепили и заточили. Скоро обнаружилась необходимость сильной руки для империи ромеев. Неспокойный Михаил Эпирский, заключив союз с Манфредом Сицилийским и Вильгельмом Вилльардуином Ахейским, угрожал Солуни. Тогда Михаил Палеолог, формально вынужденный тем самым воевать, произвёл быстрое нападение. Летом 1259 года его полководцы завоевали Водену и отбросили эпиротов обратно за Касторию и Пинд. Македония стала никейской, даже Девол и Берат были взяты. Между тем подошли вспомогательные отряды из Апулии и Ахайи. В октябре 1259 года при Пелагонии закованные в броню рыцари были разбиты лёгкой конницей сельджуков, славян и куманов и вифинскими стрелками греческого императора. Деспот Великой Влахии Иоанн, внебрачный сын деспота Михаила, изменил собственному делу. Особенно тяжёлые потери понесли морейские франки. Князь Вильгельм попал в плен к грекам. Пелагонская битва имела большие последствия для империи. По миру 1262 года Михаил был ограничен своими родовыми землями. Вильгельма заставили уступить из пелопонесских владений Монемвасию, Мисифру и Маину и обещать ромеям продолжительный мир. Тем временем страстное желание ромейского народа, чтобы была взята столица, близилось к своему исполнению. В 1260 году Михаил перешёл Гелеспонт и вырвал у латинян их последние владения. На год он дал им перемирие, которым с величайшей ловкостью воспользовался сам для дипломатических ходов. Он вступил в дружбу с болгарами и всецело привлёк на свою сторону соперничавших с венецианцами генуэзцев. Венецианцы сильно запустили латинские интересы из-за своей бессердечной торговой политики. Теперь, когда уже было поздно, они стали вооружаться с лихорадочной поспешностью и призывали на помощь Запад.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010