При новом главе ордена Гийеме де Басе († ок. 1270; исполнял должность с перерывами), также являвшемся братом-мирянином, М. стали вести свою деятельность в Кастилии (где конкуренцию им составили тринитарии и члены ордена Сантьяго , занимавшиеся аналогичной работой) и в Мурсии. Увеличилось количество представительств (энкомьенд) ордена на юге Франции (в Тулузе с 1258), в Арагоне и Каталонии (в Вике). В Валенсии в 1255-1259 гг. под упр. М. находился мон-рь св. Викентия. Орден получил от короля владения в недавно отвоеванных Севилье (1253) и Кордове (до 1263). Грамотами от 13 июня 1251 г. и от 12 марта 1255 г. М. были дарованы личная протекция кор. Хайме I, самоуправление (guidaticum) и разрешение на покупку или получение в дар королевской собственности (в нач. XIV в. привилегии были подтверждены кор. Хайме II Справедливым (1291-1327)). В Кастилии М. получили меньшую поддержку светской власти, однако и там им были дарованы королевские привилегии: в сохранившейся грамоте, данной в 1289 г. кор. Санчо IV Храбрым (1284-1295), упомянуты милости, оказанные М. кор. Альфонсо X Мудрым (1252-1284). К кон. XIII в. относится рост числа орденских представительств в Кастилии; энкомьенды М. появились в Бургосе, Гвадалахаре, Толедо, Вальядолиде. Кроме того, под патронат М. был передан ряд церквей и часовен. В 1286 г. на Менорке М. получили неск. строений в Сьюдаделе; позднее на острове орденом были построены церковь и часовня. В 1299 г. было основано 1-е представительство М. в Португалии (в Беже); вскоре к нему было добавлено еще 5. В сер. XIV в., во время эпидемии чумы («черная смерть»), энкомьенды опустели, а имущество М. было передано ордену тринитариев (М. удалось восстановить свое присутствие в Португалии лишь в XVII в.). В кон. XIII в. орден приобрел 1-ю энкомьенду в Наварре (в Памплоне). Весной 1272 г. в Лимузене под рук. нового главы ордена Пере д " Амера (кон. 1271-1301) были составлены орденские конституции, одобренные в мае того же года на общем собрании М. в Барселоне (изд. и текстологические исследования см.: Serratosa Queralt. |
Пометы в рукописи, которая в настоящее время хранится в Матенадаране под номером 3710 , свидетельствуют, что она была сделана по приказанию архиепископа Иоанна, хорошо известного в армянской литературе. С учетом дат его жизни можно предположить, что данный экземпляр «Доказательства» был сделан в промежуток между 1259 (поставление Иоанна во епископа) и 1289 годами (дата его кончины). Однако ясно, что сам перевод был сделан раньше, возможно, переводчиками «школы эллинистов» в 6 веке . Издание текста, кроме предисловия архимандрита Карапета (датированного октябрем 1906 года), сопровождается также послесловием, примечаниями и указателем мест Священного Писания, составленными А. Гарнаком. Ему же принадлежит разбивка произведения (рукописный текст которого не содержит никаких признаков деления) на сто глав. Первый перевод, как уже было упомянуто, принадлежит издателям армянского текста: док. Карапету Тер-Мрктчяну и док. Ерванду Тер-Минасянцу. Свою лепту внес и А. Гарнак, который в своем кратком предисловии пишет, что, хотя он был полностью уверен в знаниях и мастерстве обоих издателей, все же для большей уверенности попросил своего коллегу, приват-доцента Финка, просмотреть текст и перевод. Последний внес только немногие изменения. Совместно с Финком А. Гарнак позволил также «осторожно изменить в некоторых местах стиль превосходного перевода» (S. VIII ). Однако ни старания издателей переводить, по их собственному признанию, максимально точно и буквально, ни усилия А. Гарнака в проверке точности не позволили избежать критики перевода, которая последовала в 1907 году со стороны английского ученого Ф. К. Конибира . Признавая в целом точность и тщательность немецкого перевода, знаток армянского языка, тем не менее, предлагает новые прочтения некоторых фрагментов. Следует отметить, что армянский текст местами объективно сложен для понимания, причиной чего не в последнюю очередь является его довольно плохая сохранность. Замечания Ф. К. Конибира были учтены в первую очередь Н. И. |
Бремя монг. ига, частые набеги и грабежи, междоусобица привели к нравственной деградации груз. общества. Особенно заметным и очевидным это стало во время правления молодого и неопытного царя св. Димитрия II Самопожертвователя , сына Давида VII, у к-рого, согласно монг. обычаям, было 3 жены. Также одновременно трижды был женат его главный везир Садун Манкабердели (3-й женой была сестра царя). Н. беспрерывно обличал представителей двора за безнравственный образ жизни, призывал царя и вельмож опомниться, не нарушать христ. устоев благочестия и жить и править, соблюдая христ. нравственные принципы. Однако, видя тщетность своих увещеваний, Н. сложил с себя сан католикоса-патриарха: «И удалился старец в вотчину свою (местонахождение неизв.- Авт.) и там пребывал во многих трудах, постах, ночных бдениях и в молитвах…» (Там же. С. 387). Его преемником стал католикос-патриарх Авраам I (1282/83-1310), который в 1289 г. сопровождал царя св. Димитрия II в Орду, был свидетелем его мученического подвига во имя спасения отечества и доставил его тело в Грузию. Сохранились 3 документа, заверенные Н. Купчая на крестьянина Кавтарери, выданная братией монастыря Шиомгвиме мсахуртухуцеси (министру двора по хозяйственной части) Григолу Сурамели, была составлена между 1247 и 1250 гг. (ПГП. 1965. Т. 2. С. 46). В грамоте пожертвований, данной мечурчлетухуцеси (главой гос. казны) Кахой Торели мон-рю Ркони (1259), сохранилась титулатура Н.: «Шестой после пяти патриархов (в т. ч. и Римского, поскольку в то время он еще упом. в диптихах Вселенской Церкви.- Авт.), патриарх хитона Господня и Столпа Животворящего и католикос всей Грузии» (Там же. С. 66). Третья грамота (1281-1282), сохранившая имя Н.,- дарственная, выданная католикосом-патриархом Арванбегу Сабаисдзе на дер. Шеубани, ранее принадлежавшую предкам Сабаисдзе (Там же. 1970. Т. 3. С. 169). Лит.: Абашидзе З. Николоз III//Католикосы-патриархи Грузии. Тб., 2000. С. 59-62 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) |
705-711 Иоанн VI 712-715 Герман I 715-730 Анастасий 730-754 Константин II 754-766 Никита 766-780 Павел IV 780-784 Тарасий 784-806 Никифор I 806-815 Феодот I 815-821 Антоний I 821-836 Иоанн VII Грамматик 836-843 Мефодий I 843-847 Игнатий I 847-858, 867-877 Фотий I Великий 858-867, 877-886 Стефан I 886-893 Антоний II 893-901 Николай I Мистик 901-907, 912-925 Евфимий I 907-912 Стефан II 925-928 Трифон 928-931 Феофилакт 933-956 Полиевкт 956-970 Василий I 970-974 Антоний III Студит 974-980 Николай II Хризоверг 984-996 Сисиний II 996-998 Сергий II 999-1019 Евстафий 1019-1025 Алексий I Студит 1025-1043 Михаил I Керуларий 1043-1058 Константин III Лихуд 1059-1063 Иоанн VIII Ксифилин 1064-1075 Козьма I 1075-1081 Евстафий Гарида 1081-1084 Николай III Грамматик 1084-1111 Иоанн IX Агапит 1111-1134 Лев 1134-1143 Михаил II 1143-1146 Козьма II Аттик 1146-1147 Николай IV Музалон 1147-1151 Феодот II 1151-1153 Неофит I 1153 Константин IV 1154-1156 Лука Хризоверг 1156-1169 Михаил III Анхиал 1170-1177 Харитон 1177-1178 Феодосий I Воррадиот 1179-1183 Василий II Каматир 1183-1186 Никита II Мунтан 1186-1189 Леонтий 1189-1190 Досифей 1190-1191 Георгий II Ксифилин 1191-1198 Иоанн X Каматир 1198-1206 Михаил IV 1207-1213 Феодор II 1213-1215 Максим II 1215 Мануил I Харитопул 1215-1222 Герман II 1222-1240 Мефодий II 1240 Мануил II 1244-1255 Арсений 1255-1259, 1261-1267 Никифор II 1260-1261 Герман III 1267 Иосиф I Галесиот 1267-1275 Иоанн XI Векк 1275-1282 Григорий II Киприот 1283-1289 Афанасий I 1289-1293, 1303-1309 Иоанн XII 1294-1303 Нифон I 1310-1314 Иоанн XIII Гликис 1315-1320 Герасим I |
Иоанн VII Грамматик 836-843 Мефодий I 843-847 Игнатий I 847-858, 867-877 Фотий I Великий 858-867, 877-886 Стефан I 886-893 Антоний II 893-901 Николай I Мистик 901-907, 912-925 Евфимий I 907-912 Стефан II 925-928 Трифон 928-931 Феофилакт 933-956 Полиевкт 956-970 Василий I 970-974 Антоний III Студит 974-980 Николай II Хризоверг 984-996 Сисиний II 996-998 Сергий II 999-1019 Евстафий 1019-1025 Алексий I Студит 1025-1043 Михаил I Керуларий 1043-1058 Константин III Лихуд 1059-1063 Иоанн VIII Ксифилин 1064-1075 Козьма I 1075-1081 Евстафий Гарида 1081-1084 Николай III Грамматик 1084-1111 Иоанн IX Агапит 1111-1134 Лев 1134-1143 Михаил II 1143-1146 Козьма II Аттик 1146-1147 Николай IV Музалон 1147-1151 Феодот II 1151-1153 Неофит I 1153 Константин IV 1154-1156 Лука Хризоверг 1156-1169 Михаил III Анхиал 1170-1177 Харитон 1177-1178 Феодосий I Воррадиот 1179-1183 Василий II Каматир 1183-1186 Никита II Мунтан 1186-1189 Леонтий 1189-1190 Досифей 1190-1191 Георгий II Ксифилин 1191-1198 Иоанн X Каматир 1198-1206 Михаил IV 1207-1213 Феодор II 1213-1215 Максим II 1215 Мануил I Харитопул 1215-1222 Герман II 1222-1240 Мефодий II 1240 Мануил II 1244-1255 Арсений 1255-1259, 1261-1267 Никифор II 1260-1261 Герман III 1267 Иосиф I Галесиот 1267-1275 Иоанн XI Векк 1275-1282 Григорий II Киприот 1283-1289 Афанасий I 1289-1293, 1303-1309 Иоанн XII 1294-1303 Нифон I 1310-1314 Иоанн XIII Гликис 1315-1320 Герасим I 1320-1321 Исаия 1323-1334 Иоанн XIV Калекас 1334-1347 Исидор 1347-1350 Каллист I 1350-1354, 1355-1363 Филофей Коккин 1354-1355, 1364-1376 Макарий 1376-1379, 1390-1391 Нил Керамевс 1379-1388 |
Образ царя сохранился также на монетах времени его правления. Так, на аверсе медной монеты, вычеканенной в 1123 г., помещено его фронтальное изображение во весь рост. Он облачен в дивитисий и хламиду, на голове увенчанная крестом стемма с пендулиями, в руках царские инсигнии - скипетр и держава. Предположительно Д. С. изображен в росписях Атени Сиони (кон. XI в.), ц. св. Георгия в Бочорме (1104-1125), в кафоликоне мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи (нач. XIII в.). Плохая сохранность росписей не позволяет судить об иконографических особенностях этих изображений царя. Лит.: Меписашвили Р. С. , Вирсаладзе Т. Б. Гелати: Архитектура, мозаика, фрески. Тбилиси, 1982. С. 24. Табл. 59-60; Абрамишвили Г. В. К идентификации ктиторов Атени Сиони//Сабчота хеловнеба (Сов. искусство). Тбилиси, 1982. 5. С. 86-100 (на груз. яз.); Eastmond A. Royal Imagery in Medieval Georgia. Univ. Park (Pa.), 1998. Р. 124-141; Dondua T. Review of Georgian Coins with Byzantine Iconography//Numismatica e antichità classiche. Lugano, 2000. Vol. 29. Р. 387-396. Pl. 2. Fig. 8; Mamaiashvili I. Porträts historischer Persönlichkeiten des 15-16 Jh. in der Muttergotteskirche des Klosters Gelati//Georgica, 2003. P. 176-183. Н. Чичинадзе Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ДАМИАН-ДИМИТРИЙ Дамиан (по др. источникам - Даниил), монах; († 1157), прп. (пам. 23 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), царь объединенной Грузии (Димитрий I Багратиони; 1125-1154/55) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый |
Однако, после тщательного обозрения рукописи он убедился, что в ней на первом месте находятся две последние книги известного противоеретического произведения Иринея, которое закончено правильною подписью: «обличение и опровержение лжеименного знания». И только затем, после повторенной надписи: «Доказательство апостольской проповеди», следует произведение того же автора, которое до настоящего времени считали утраченным. Служебные обязанности не позволили архимандриту Карапету тогда же заняться изданием и переводом этого произведения. Но через год представилась возможность исполнить эту работу вместе с Erw.Ter-Minassianmzeм и издать новооткрытый памятник в Армянском тексте и Немецком переводе. Рукопись, как показывают заметки на ней (одна из них напечатана в конце текста памятника), написана была по распоряжению хорошо известного в Армянской литературе архиепископа Иоанна, деятельность которого падает на вторую половину XIII века. Как учёный муж он называется Rabbun, а как брат царя Hetuma Киликийского (1226–1270 года), он в напечатанной заметке переписчика назван братом святого царя. Из имеющихся данных можно заключать, что он был большим любителем книг и владел очень богатой библиотекой, так как до настоящего времени сохранились ценные рукописи, переписанные или им самим, или по его заказу. В епископа он был посвящён в 1259-м году, умер в 1289-м году. Поскольку архиепископом он называется только в рукописях позднейшей даты – то из этого можно сделать вывод, что рукопись, заключающая произведения Иринея, написана в последние годы его жизни, так как переписчик ее называет получателем книги «Богоугодного и треблаженного господина архиепископа Иоанна». Кроме произведений Иринея, которые занимают почти две трети всей рукописи, она заключает в себе ещё несколько неизданных трактатов разного содержания, которые, по замечанию архимандрита Карапета, имеют значение в историко-критическом отношении; но, к сожалению, в настоящее время он не даёт никаких ближайших указаний, на основании которых можно было бы судить о ценности их; необходимо, следовательно, ожидать новых публикаций. |
После захвата города православный патриарх Иоанн Каматир бежал в Болгарию, где и умер в 1206 г. Его преемник Михаил Авториан был избран в Никее (1208), где его поддержала восстановленная там греческая империя. Этот патриарх, хотя и жил в изгнании, был признан законным во всем православном мире. Под его властью оставалась необъятная русская митрополия. От него, а не от его латинского конкурента, Болгарская церковь вновь получила свои права на церковную независимость вместе с восстановлением патриаршества в Тырново (1235). Именно с византийским правительством в Никее православные сербы также вели переговоры о создании собственной национальной церкви; их духовный вождь свт. Савва был поставлен автокефальным (независимым) архиепископом Сербии в 1219 г. Монгольское нашествие. Вторжение монголов на Русь стало бедствием для будущего русской цивилизации, но церковь выжила и как единственная объединяющая общественная институция, и как главная носительница византийского наследия. «Митрополит Киевский и всея Руси», назначаемый из Никеи или из Константинополя, был главной политической силой, признанной монгольскими ханами. Освобожденный от дани, которую платили монголам местные князья, и подотчетный лишь высшей по отношению к нему церковной власти (Вселенскому патриарху), глава Русской церкви – хотя и вынужденный оставить свою кафедру в опустошенном монголами Киеве – завоевал беспрецедентный нравственный авторитет. Он сохранял каноническую власть над огромными территориями от Карпатских гор до Волги, над вновь образованной епископской кафедрой в Сарае (близ Каспийского моря), столице монголов, и над западными княжествами бывшей Киевской Руси – даже после того, как те добились независимости (например, Галиция) или оказались под политическим контролем Литвы и Польши. Попытки восстановления церковного единства и богословское возрождение. В 1261 г. никейский император Михаил Палеолог освободил Константинополь из-под власти латинян, и православный патриарх вновь занял свою кафедру в Святой Софии. С 1261 по 1453 г. династия Палеологов правила империей, осаждаемой со всех сторон, раздираемой гражданскими войнами и постепенно сужающейся до границ собственно столицы. Церковь , однако, сохранила многое от своего прежнего авторитета, осуществляя юрисдикцию над неизмеримо большей территорией, включающей Русь, далекий Кавказ, часть Балкан и обширные регионы, захваченные турками. Несколько патриархов этого позднего периода – например, Арсений Авториан (1255–1259, 1261–1265), Афанасий I (1289–1293, 1303–1310), Иоанн Калека (1334–1347) и Филофей Коккин (1353–1354,1364–1376) – проявили большую независимость от имперской власти, хотя и оставались верны идее византийской ойкумены. |
св. блгв. Андрея Юрьевича Боголюбского. Вельможи Зап. и Юж. Грузии восстали против св. Тамары и намеревались возвести рус. княжича на престол. Из влиятельных лиц Зап. Грузии верность царице сохранил лишь архиеп. Антоний. Католикос-патриарх Грузии Феодор II и архиеп. Антоний вели переговоры с заговорщиками; летописец так писал об этом: «Она (царица Тамара.- Авт.) посылала узнать эту причину даже патриарха Феодора и Антония Кутатели, который, не без пролития своей крови, сумел остаться верным ей по ту сторону Лихских гор» (История и восхваление венценосцев. 2008. С. 264). В Книге агап Иверского мон-ря (агапа 156; пам. 15 янв.) упомянут еще один кутатели - архиеп. Павел (90-е гг. XII в.), пожертвовавший мон-рю 40 монет ( Метревели. 1998. С. 223). Он считается преемником архиеп. Антония. В 20-х гг. XIII в. в Закавказье вторглись монголы. В 1259 г. царь Давид VI Нарин перенес столицу царства в Кутаиси, перестал платить дань монголам и объявил Зап. Грузию независимой. Усиление роли Кутаиси стало положительным явлением для К. е. Интересные сведения о роли кутатели сохранились в памятнике XIV в. «Распорядок царского двора», где упоминается, что «посюсторонний Бедийский» и Кутаисский архиереи получили должности царских «могильничих» (т. е. имели право хоронить груз. царей и представителей царского дома в кафедральных соборах своих епархий), поэтому царь Грузии Георгий I (1014-1027) был упокоен в храме Баграта. Также эти архиереи получили право благословлять царей на царство. Когда они «благословили сперва Вахтанга (царь Грузии Вахтанг II (1289-1292).- Авт.), а потом Константина (царь Зап. Грузии (1293-1327).- Авт.), католикос Абхазии и Кутаисский [архиепископ] Иоанн стали тягаться. Кутаисский сказал так: «Коль ныне два-три раза в моем храме приняли благословение два царя, не имеете права не класть на хранение в моей церкви корону или скипетр»». Везири и «сплошь все воинство» поддержали кутатели, в результате чего «католикос Абхазии уступил ему» царские регалии (венец и скипетр), которые были перенесены из кафедрального собора в Бичвинте (центр Абхазского Католикосата, совр. |
См., в частности, 109. с. 249–256. 251 Второй Вселенский собор в Константинополе, 381 год правило 3 (149, II, с. 173). 252 149, II, с. 281. 253 Ср. 101, с. 97–153. Некоторые византийские антилатинские полемисты использовали легенду, по которой апостол Андрей Первозванный проповедовал в Византии. В русле этой традиции Константинополь расценивался как «апостольский» престол, равный (или даже превосходящий) престолам Рима, Антиохии, Иерусалима и т. д. (36, с. 138–299). У главных исихастских писателей этого периода мы этого взгляда не встретим. 254 149, II, с. 237. 258–259. 255 Это мнение комментатора XII века Зонары (149. II. с. 260): ср.: А. Павлов, «Теория восточного папизма в новейшей русской литературе канонического права», Православное Обозрение, 1879, ноябрь, декабрь. 256 149, II, с. 240. 257 См. библиографию в: 14, с. 487. 258 24, с. 222–224. 259 Иоанн Хила, митрополит Эфесский (XIV в.) — 24, с. 396; ср. также с. 389. 260 149, II, с. 224. 261 Ср. 112. с. 1–20 и 24. с. 42–88. 262 О кандидатах в патриархи в Византии см. 14, с. 482–486. Брейе отмечает преобладание монахов среди кандидатов на патриаршую кафедру в палеологовский период и относительно роста престижа монашества считает решающим моментом избрание монаха Афанасия I (1289 год). Можно, однако, возразить, что монах Арсений (1255–1259, 1260–1265 гг.) своей оппозицией Михаилу еще более утвердил престиж монашества. После 1289 года только два патриарха были не из монахов: Иоанн Гликис (1315–1319 гг.) и Иоанн Калека (1334–1347 гг.). 263 Сам Палама говорит об Афанасии как о святом и как об образце для исихастов (107, с. 99 и 109, с. 34, прим. 34). 264 О личности и творчестве Афанасия см. 174; ср. также 12 и недавние работы Н. Д. Барабанова. 265 См. выше, гл. 4. 266 88, с. 136. 267 Второе послание к императору. Изд. 174, с. 6. 268 Проповедь 45, изд. S. Oikonomos, Афины, 1861, с. 45–49: Кавасила, 149 (150), стлб. 728–794. 269 Ср. 149, CL I, стлб. 12Д, 16В и стлб. 292. 270 Cod. Athon. 229 (Chilend. 8), s.XV, pp. 126–130 271 |
| |