Исследователи связывают с М. М. включение в ростовскую летопись рассказа о мученической смерти ее мужа от рук захватчиков (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 465-467); это повествование вошло в т. н. свод княгини Марьи ( Лихачев. 1947. С. 282-288; Рудаков В. Н. Монголо-татары глазами древнерус. книжников сер. XIII-XV вв. М., 2009. С. 50). М. М. была инициатором местного почитания в Ростове памяти своего отца и его боярина Феодора, принявшего вместе с ним смерть в Орде. По всей видимости, по поручению М. М. была составлена одна из ранних редакций Жития св. блгв. вел. кн. Михаила Всеволодовича. Об этом свидетельствуют тексты нек-рых списков Пространной редакции древнерусского Пролога под 20 сент. В древнейшем тексте этого Жития, известного по спискам со 2-й пол. XIV - 1-й четв. (нач.?) XV в., отмечается, что «вложи Бог в сердце благочестивым правоверным князем внукома его Борису и Глебу, и матери их Марьи» создать церковь во имя св. блгв. вел. кн. мч. Михаила Всеволодовича и установить день его памяти 20 сент. ( Лосева. 2009. С. 296). Осенью 1258 г. вместе с еп. Кириллом II М. М. встретила в Ростове вернувшегося из Орды своего старшего сына кн. Бориса Васильковича, а также младшего - кн. Глеба Васильковича и его молодую жену, бывшую знатную монголку, нареченную в 1257 г. Феодорой († 20 дек. 1273). По этому случаю в Успенском соборе было проведено торжественное богослужение. В 1259 г. вся ростовская княжеская семья во главе с М. М. принимала в Ростове возвращавшегося из Новгорода Владимирского св. блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского, к-рый заезжал к ним помолиться в Успенском соборе у мощей свт. Леонтия Ростовского и принять благословение у еп. Кирилла II. М. М. и ее дети «чтиша Олександра с великою любовью», а он в ответ «въздасть им честь и дары многи» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 475; Вып. 2. Стб. 524; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 114). Почти полное отсутствие упоминаний о М. в источниках между 1259 и 1269 гг. косвенно свидетельствует в пользу того, что в те годы она могла прекратить политическую опеку над своими детьми и уйти для пострижения в основанную ею (по примеру прп. кнж. Евфросинии Полоцкой или св. блгв. вел. кнг. Марии Шварновны ) вблизи города обитель. К югу в 1 км от Ростова на зап. берегу оз. Неро на средства М. М. был построен ростовский Княгинин в честь Преображения Господня жен. мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2562150.html

Филипп Бардан 711–715. Анастасий II 713–715. Феодосий III 715–716. Лев III Хазар 716–741. Константин V (VI) Копроним 741–775. Лев IV Хазар 775–780. Константин VI (VII) Порфирородный 780–797. Ирина 797–802. Никифорх I 802–811. Ставракий 2 мес. и 6 дней. Михаил I Рангав 811– 813. Лев V Армянин 813–820. Михаил II Косноязычный 820–829. Феофил 829–842. Св. Феодора 842–855. Михаил III Пьяный 855–867. Василий I Македонянин 867–886. Лев VI Мудрый 886–911. Александр 886–912. Константин VII (VIII) Порфирородный 912–959. Роман I Лакапен 919–944 (945). Роман II 957–963. Никифор II Фока 968–969. Иоанн Цимисхий 969–976. Василий II Порфирородный 976–1025. Константин VIII (IX) Порфирородный 979–1028. Роман III Аргир 1028–1034. Михаил IV Пафлагонянин 1034–1041. Михаил V Калафат 1041–1042. Константин IX (X) Мономах 1042–1054. Феодора 1054–1056. Михаил VI Стратиотик 1056–1057. Исаак I Комнен 1057–1059. Константин X (XI) Дука 1059–1067. Евдокия 1067–1068. Роман IV Диоген 1068–1071. Михаил VII Дука 1071–1078. Никифор III Ботаниат 1078–1081. Алексий I Комнен 1081–1118. Иоанн II (Кало-Иоанн) Комнен 1118–1143. Мануил Комнен 1143–1180. Алексий II Комнен 1180–1183. Андроник 1183–1185. Исаак II Ангел 1185–1195. Алексий III Ангел 1195–1203. Алексий IV и (вторично) его отец Исаак II 1203–1204 Алексий V Муцуфул 1204 Крестоносцы в Царьграде 1204–1261. В Никее Феодор I Ласкарь 1204–1222. Иоанн III Ватац 1222–1254. Феодор II Ласкарь 1254–1254. Иоанн IV Ласкарь 1258–1259. Михаил VIII Палеолог 1259–1261. В Царьграде с 1261 г. Михаил VIII Палеолог 1261–1282. Андроник II Палеолог 1282–1328. Андроник III Палеолог 1328–1341. Иоанн V Палеолог 1341–1376. Иоанн VI Кантакузен 1341–1355. Матвей Кантакузен 1355–1357. Андроник IV Палеолог 1376–1379. Иоанн V Палеолог (вторично) 1379–1391. Мануил II Палеолог 1391–1425. Иоанн VII Палеолог 1425–1448. Константин XI (XII) Палеолог 1448–1453. Б. Константинопольские патриархи Епископы: Св. Андрей ап. из 12 † ок. 37 г. Св. Стахий ап. из 70 † ок. 38–54. Онисим † 51–68. Поликарп † 70.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Однако не только сват Бэлы IV, но и сын не поддержали замыслы Михаила. Замечу, что Ростислав отказал отцу не по доброте душевной (мол, жалко обрушивать на родную землю мадьярские мечи), а потому, что видел в нем конкурента. В 1245 году он сам с венгерским воинством двинулся походом на Русь, но был разбит Даниилом Галицким. Через некоторое время Ростислав опять вторгся в Галицкие земли - на сей раз не только с венграми, но и с поляками. В битве под городом Ярославлем на реке Сан это войско потерпело сокрушительное поражение, причем Даниил Галицкий велел казнить часть венгерских пленников и всех русских изменников. После разгрома на берегах Сана Ростислав Михайлович навсегда забыл дорогу на Русь. Бэла произвел его в сербские баны (бан - наместник венгерского короля в какой-либо провинции). В 1258 году дочь Ростислава вышла замуж за болгарского царя Михаила Асеня. Сестра же последнего Мария стала женой Михаила, сына Ростислава Михайловича. В 1259 году Михаил Асень был убит собственным братом Коломаном. Тогда Ростислав повел венгерское войско на Болгарию и провозгласил ее царем своего Михаила. В течение двух лет (1259-1260) внук князя Михаила Черниговского являлся болгарским монархом. Любопытно, что еще одну дочь, Кунигуду, Ростислав Михайлович выдал за уже известного нам чешского королевича Оттокара. В итоге Роман, сын Даниила Галицкого, так и не смог основать австрийскую династию, зато королевой Чехии и герцогиней Австрии стала внучка другого русского князя Михаила Черниговского. http://nvo.ng.ru/notes/2006-12-08/8_princes.html Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

епископа. Но вскоре Кастория была включена во владения Стреза († 1214, племянника болг. царей Иоанна I Асеня и Калояна), центром к-рых был г. Просек. В 1215/16 г. Касторию завоевал эпирский деспот Феодор Комнин Дука Ангел. Т. к. нек-рые епархии Охридской архиепископии были переведены болгарами в юрисдикцию Тырновского архиепископа и греч. архиереи заменены болгарскими, то после присоединения этих территорий к Эпирскому деспотату возник спор об их каноничности. По распоряжению деспота Феодора между 1217 и 1220 гг. был созван архиерейский Собор в Охриде под председательством архиеп. Димитрия II Хоматиана . На Соборе греч. духовенство возглавлял не названный по имени Касторийский епископ, а болгарское - Могленский (Меглинский). Собор вынес примирительное решение: поставленные в Болгарии епископы будут заменены, но рукоположенные ими священники и диаконы продолжат служение, однако на них будет наложена епитимия. После возвращения Кастории под власть болг. царя Иоанна II Асеня (1218-1241) Касторийская епископия осталась в юрисдикции Охридской архиепископии, поскольку ее нет среди перечисленных в Синодике Болгарской Церкви епархий, напрямую подчинявшихся Тырновскому патриарху. Вскоре после смерти Иоанна II Асеня Кастория вошла в состав Эпирского деспотата, но присутствие болгар в городе засвидетельствовано ктиторскими портретами болг. царя Михаила I Асеня (1246-1256/57) и его матери Ирины, дочери эпирского деспота Феодора, на зап. наружной стене ц. св. Таксиархов у Митрополии. Ок. 1252 г. Кастория была взята никейским имп. Иоанном III Ватацем, но ок. 1257 г. отвоевана эпирским деспотом Михаилом II. В 1259 г. армия Михаила VIII Палеолога, выиграв битву на Пелагонийской равнине недалеко от Кастории против альянса войск Михаила II, ахейского кн. Вильгельма II Виллардуэна и правителя Сицилии Манфреда, осадила город и присоединила его к визант. владениям. Как полагают исследователи, с этим событием связано создание композиции (1259-1264) с изображением имп. Михаила VIII на юж. фасаде ц.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Сделав исчисления, определяющие все подробности этого затмения, он почитает его тем самым, о котором упоминает Пахимер, и своими исследованиями проясняет все обстоятельства, которые у Пахимера так темны и запутаны. Тут, во-первых, становится несомненным, что затмение солнца в Никейском горизонте было 30 декабря 1255 года, следовательно, относилось не к смерти Феодора Ласкариса, случившейся в августе, к осени 1259, а к торжественному его коронованию, которое совершено в конце 1255 года. Притом, в никейском горизонте, по вычислениям, оно было в третьем часу пополудни, и видимое его начало не переходило и двумя минутами за три часа. Если же это затмение, действительно, то самое, о котором говорит Пахимер, и если оно относится ко времени не смерти, а коронации Феодора; то, соображая слова Пахимера, что оно произошло в шестой день, мы не можем более сомневаться, что эти дни историк считал от дня коронации нового царя, и что, если затмение было 30 декабря 1255 года, то коронация совершена 25 декабря в том же году, то есть, в день Рождества Христова. II. ВРЕМЯ СМЕРТИ ФЕОДОРА ЛАСКАРИСА. КОРОНОВАНИЕ ПАЛЕОЛОГА И ОСЛЕПЛЕНИЕ ОТРОКА ИОАННА, I. О времени царствования и смерти Феодора Ласкариса Акрополит (Hist. p. 85 en. Reg.) пишет следующее: «Жив, таким образом, он не процарствовал и полных четырех лет; потому что начал царствовать в ноябре, а умер в августе». Поэтому яснее солнца, что смерть его случилась в 1259 году. Не противоречит этому и Пахимер, говоря, что державный умер к осени, – το χρν πρEQ o( ς τEQ o( φθινοπορινEQ o( ν EQ o( α;’) ποκλνοντος, то есть хотя и летом, но уже тогда, как наступала осень; а это и есть время августа. Потом в девятый день по смерти Феодора в Сосандрском храме Магнезии совершилось убийство Музалонов, о чем согласно говорят – и Акрополит, и Григора, и Пахимер. Затем пошли совещания об опеке над царем-отроком, о возведении его по степеням достоинств – сперва в достоинство великого дукса, потом деспота и, наконец, товарища царю. Все эти занятия государственного совета, все сопровождавшие их интриги преданных Палеологу ласкателей, все меры, которые придумывала каждая партия, чтобы сообщить своим представлениям больше силы и действовать на мнение духовенства и патриарха, требовали не меньше трех месяцев; так что не прежде, как под конец декабря государственные чины, духовенство и народ могли, наконец, согласиться – провозгласить Палеолога царем в следующем январе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В царствование Михаила III усилилось движение павликиан, основавших город Тефрику вне пределов империи и вторгшихся в Византию в союзе с арабами в 860 г. Не менее напряженной была обстановка и в Константинополе. Обострение борьбы между правительством кесаря Варды и столичной знатью, недовольной усилением провинциальной аристократии, стало причиной убийства кесаря фаворитом Михаила III Василием, вскоре провозгласившим себя императором. Михаил III был зарезан во время пира в загородной резиденции на Босфоре. Через несколько лет, в первый год правления Льва VI (886 г.), тело Михаила III в саркофаге из кипарисового дерева было перевезено в Константинополь. Михаил VIII Палеолог (годы правления 12591282) – уроженец Никеи, сын великого доместика Андроника Палеолога, получивший титул деспота и ставший соправителем малолетнего императора Uoahha IV в 1258 г. В 1259 г. он был коронован императором, основав палеологовскую династию. Uoahha IV ослепили и удалили от двора под надзор близких Михаилу людей. В знак протеста патриарх Арсений отлучил императора от церкви и оставил патриарший престол. Объединив под своей властью всех противников латинян византийскую знать, духовенство, купечество – и применив тактику партизанской войны, Михаил VIII одержал победу в решающем сражении с латинянами (1259 г.), взял их крепость вблизи Константинополя (1260 г.) и 15 августа 1261 г. вступил в город через Золотые ворота. Он был вторично коронован в Константинополе и назван «Новым Константином» за отвоевание столицы у крестоносцев. Умный и дальновидный политик, Михаил VIII умело использовал противоречия между генуэзцами и венецианцами, между Манфредом Сицилийским и Карлом Анжуйским, готовившим новый крестовый поход против Византии в союзе с Кастилией, сербами, венграми и болгарами. Однако огромные траты на восстановление Константинополя, византийской армии и флота, на содержание многочисленных чиновников, сокращение поступления налогов и таможенных пошлин в связи с увеличением феодальных привилегий и беспошлинной торговли генуэцев (с 1262 г.) и венецианцев (с 1265 г.) истощили казну. Перед лицом новой угрозы Карла Анжуйского, одержавшего победу над Манфредом в 1268 г., Михаил VIII начал переговоры с римским папой об унии восточной и западной церквей. В 1274 г. на соборе в Лионе уния была принята. В обмен на помощь в борьбе с врагами Византии ромеи вынуждены были согласиться на верховенство римского папы в христианской церкви. Монашество, духовенство, часть знати выступили против унии, что обострило положение внутри страны. Михаил VIII попытался использовать восстание на Сицилии против Карла Анжуйского, чтобы организовать новый поход против латинян. Он сам возглавил войско, но умер во Фракии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Агиос-Стратигос в Ано-Буларии на п-ове Мани, XII в., со св. женами - в притворе Пантелеимоновской ц. в Бояне (1259, иногда атрибуируется как образ прп. Параскевы (Петки) Тырновской), в росписях 1332 г. в нартексе ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр. Чин св. жен на стенах нартексов и боковых нефов мог быть многочислен, напр. в Софийских соборах Охрида, Киева, монастырском кафоликоне Осиос Лукас 30-40-х гг. XI в., поэтому их фигуры не всегда могут быть точно соотнесены с конкретными святыми. В минейном цикле П. как жена в красном мафории, с крестом появляется в лицевой рукописи Евангелия с Минологием 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 244v). Как персонификацию Великой Пятницы или 5-го дня церковной седмицы ее продолжали изображать, при этом помещая полуфигуру или фигуру в медальон рядом с др. подобными медальонами: в росписи Спасской ц. в Цаленджихе (1384-1396) ( Царевская. 2007. С. 165), в руках св. Кириакии (Недели) на фреске Архангельской ц. в Педуласе, Кипр (1474). Вместе со св. Неделей П. изображали на иконах в Болгарии и в поствизант. время. В иконах, исполненных под влиянием католич. произведений, ее могли писать как деву с непокрытой головой - на волынской иконе 1-й пол. XVII в. из Церковно-археол. музея правосл. братства г. Холма (ныне в НКПИКЗ); на написанной в Нежине иконе с частицами мощей св. кн. Александра Невского и вмц. Варвары (1692, НКПИКЗ). В поздне- и поствизант. период атрибуты святой меняются. В руках помимо мученического креста П. держит небольшой сосуд для масла, как на поясной иконе из Георгиевской ц. на р. Свиди Хотеновской вол. Каргопольского у. (2-я пол. XV в., ВГИАХМЗ). С поднятым в руках крестом П. изображали в рост и особенно часто в поясном варианте, напр. на греч. иконе XVII в. в мон-ре Хиландар. Связь с темой Страстей Господних нашла отражение в такой детали, как небольшая икона Христа в руках святой, на которой Спаситель изображен как страдалец (в древнерусском искусстве этот извод носит название «Не рыдай Мене, Мати»), напр.

http://pravenc.ru/text/2578998.html

X. Возвращение Империи в Константинополь. Монгольская империя и конец государств крестоносцев. Правление Михаила VIII и Андроника II Палеологов Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Papadakis; Obolensky, The Byzantine Commonwealth; Obolensky, Byzantium and the Slavs; Runciman, Crusades; Runciman Steven, Sicilian Vespers. Cambridge, 1982; Runciman, Fall of Constantinople; Runciman, The Great Church; Дворкин А. Роль Византийско-Арагонского тайного союза в подготовке «Сицилийской Вечерни»//Альфа и Омега, 1984; Head C. Imperial Twilight. Chicago, 1977; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Vasiliev; Walker. 1. Итак, в первой трети XIII в. разделение Церквей было осознано как реальность каждым византийцем. Но вместе с тем Константинопольский патриархат выдвинулся на лидирующее место в восточном христианстве, став символом единого Православия. К 1240 г. уже стало очевидным, что лидером в борьбе с латинянами была Никейская империя, возглавляемая талантливым правителем Иоанном Дукой Ватацем - св. Иоанном Милостивым. Ее владения окружали Константинополь со всех сторон. Император Иоанн объединил большую часть византийских земель и создал крепкое жизнеспособное процветающее государство, которого византийцы не знали уже долгие годы. Во время краткого правления его сына Феодора II Ласкариса (1254-1258) Никея стала, несомненно, крупнейшим культурным центром мира. Феодор II был ученым и писателем. Он окружил себя людьми, составлявшими цвет культуры, науки и искусства своего времени. Интеллектуальная атмосфера в столице была такова, что Никею сравнивали с древними Афинами. В 1258 г. Феодор II скончался. Ему наследовал 7-летний Иоанн IV. Его регентом и соправителем - вторым императором - стал самый видный военачальник Империи, представитель одной из ведущих аристократических семей, Михаил Палеолог (1259-1282) . Михаил был способным полководцем и выдающимся государственным деятелем, но главное - необыкновенно талантливым, изворотливым и коварным дипломатом.

http://sedmitza.ru/lib/text/434817/

1248 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. 1249 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, 1250 день пролетит как мякина – доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней. 1251 Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня. 1252 достанется этот край остаткам дома Иудина, и будут пасти там, и в домах Аскалона будут вечером отдыхать, ибо Господь Бог их посетит их и возвратит плен их. 1253 Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною. 1255 Как он стал развалиною, логовищем для зверей! Всякий, проходя мимо него, посвищет и махнет рукою. 1256 Господь праведен посреди него, не делает неправды, каждое утро являет суд Свой неизменно; но беззаконник не знает стыда. 1257 Итак ждите Меня, говорит Господь,.. ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое. 1259 Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они… сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш перед глазами вашими, говорит Господь. 1260 ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего. 1261 В то время приведу вас и тогда же соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш перед глазами вашими, говорит Господь. Читать далее Источник: Обозрение пророческих книг Ветхого Завета : по утвержденной программе/Сост. А. Хергозерский. – изд. 4-е, испр. - СПб. : Изд. книгопрод. И.Л. Тузова, 1899. 235 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Долгие переговоры с синайскими отцами завершились в 1869 г. подписанием акта о подношении Синайского кодекса России. За это Александр I пожаловал монастырю 9 000 рублей. Ныне Синайский кодекс (почти полностью) находится в Британском музее в Лондоне (в 1933 г. Советский Союз продал его за 100 тыс. фунтов стерлингов). 1259 См.: Иконы Синайской и Афонской коллекций преосв. Порфирия, издаваемые в лично им подготовленных 23 таблицах/Объясн. текст Н.П. Кондакова . СПб., 1902; Список образчиков книжной живописи, собранных покойным преосвященным епископом Порфирием, почетным членом С.–Петербургской Духовной Академиии, и поступивших в церковно–археологическую коллекцию при названной Академии. [СПб.], 1889; Петров Н.И. Коллекция древних восточных икон и обращиков древней книжной живописи, завещанные преосвященным Порфирием (Успенским) Церковно–археологическому обществу при Киевской Духовной Академии. Киев, 1886; он же. Альбом достопримечательностей церковно–археологического музея при Киевской Духовной Академии. Вып. 1. Коллекция синайских и афонских икон преосвященного Порфирия Успенского . Киев, 1912. 1260 Первым исследователем библиотеки монастыря был архимандрит Порфирий (Успенский ) . См. его: Восток христианский: Египет и Синай. СПб., 1857; Второе путешествие в Синайский монастырь в 1850 г. СПб., 1856; Описание греческих рукописей монастыря св. Екатерины на Синае/Под ред. и с доп. В.Н. Бенешевича . СПб., 1911–1917; [ Бенешевич В.Н. Описание греческих рукописей монастыря св. Екатерины на Синае. Т. 1. Замечательные рукописи в библиотеке Синайского монастыря и Синае–джуванийского подворья (в Каире), описанные архимандритом Порфирием Успенским . СПб., 1911; Т. П1. Вып. 1. Рукописи 1224–2150. Пг., 1917]; Poifirii (Uspenskii) . Catalogus codicum manuscriptorum Graecorum qui in monasterio Sanctae Catharinae in Monte Sinai asservantur/[Ed.] 5. Benesevic. Hildesheim, 1965. Начиная c 1845 г. он несколько раз приезжал на Синай. Во время первого посещения обители монахи подарили ему псалтирь 862 г., известную ныне в научном мире как Псалтирь Успенского [см.: Порфирий ( Успенский), епископ. Книга бытия моего. Т. 8. СПб., 1902. С. 47–48; он же. Псалмы (76–150): Пер. с греч. рукописной Псалтири 862 года. Киев, 1875; Псалтирь в русском переводе с греческого епископа Порфирия. СПб., 1893; см. также: он же. Четыре книги Маккавейские: Пер. с греч. подлинника, изд. в Москве в 1821 г. ... Киев, 1973]. Тогда же он обнаружил ставший впоследствии знаменитым Синайский кодекс – почти полную рукописную Библию 4 в., уступающую по древности лишь Ватиканскому кодексу ( «рукопись, содержащая Ветхий Завет неполный и весь Новый Завет с посланием апостола Варнавы и книгой Ермы, писана на тончайшем белом пергамине в четвертую долю длинного и широкого листа» – Порфирий ( Успенский), архим. Первое путешествие. С. 225).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010