св. Николая Каснициса в Кастории, посл. треть XII в.; в ц. св. Николая «тис Стегис» близ Какопетрии). Н. изображен и в нек-рых композициях ктиторского характера, где привычным является образ Христа. Так, напр., Н. показан возлагающим венец-стемму на голову короля Сицилии Рожера II на медной пластине с эмалью с фронтона алтарного кивория в соборе Бари (ок. 1132, по мнению М. Ваньони - 40-е гг. XII в., Музей при соборе Бари) - Н. в фелони, омофоре, правой рукой возлагает на голову стоящего рядом короля венец-стемму, в левой руке епископский посох; в иллюстрациях Чуда о трех стратилатах в росписях крипты ц. Санта-Мария-де-Олеария близ Майори, Кампанья, Н., подняв десницу, обращается к епарху и императору (ок. 1100 - нач. XII в.). Свт. Николай Чудотворец. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в Бояне. 1259 г. Свт. Николай Чудотворец. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в Бояне. 1259 г. Точных сведений о существовании в К-поле чтимых икон святого немного. Икона «Никола пробилоб», упомянутая архиеп. Антонием Новгородским, посетившим Царьград ок. 1200 г. (Книга Паломник. С. 37), почиталась в Моливотском мон-ре у Золотых ворот как чудотворная: образ Н., в к-рый ударил рассерженный брат, стал кровоточить (Энкомий Неофита, гл. 30). В XIV-XV вв. рус. паломники и европ. путешественники писали о существовании в К-поле церквей на местах, связанных с чудесами Н.: придел собора Св. Софии К-польской был устроен позади алтаря на месте дома спасенного из моря Димитрия («у Дмитреевы полаты, где посадил... выимя из моря... Дмитреа»); неназванная церковь рядом с Базиликой («Василкой») в квартале Галаты, где святитель, а точнее написанный на стене его образ, дал некоему христианину 100 «франкских монет чистого золота» ( Majeska. 1984. P. 137, 151, 354-355). Возможно, в Византии к XIII в. возник тип изображения Н., сидящего на престоле (известен по фрескам, напр. в ц. свт. Афанасия Великого в Гераки (Ераки), XII-XIII вв.). В XIII в. известны образы святителя в рост, с широко разведенными в стороны руками, напоминающие оранта или, точнее, служащего иерея, благословляющего правой рукой и держащего на левой Евангелие.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Калоян с супругой Демиславой. Ктиторская композиция в Боянской церкви. София. 1259 г. Калоян с супругой Демиславой. Ктиторская композиция в Боянской церкви. София. 1259 г. В то же время К., соблюдая условия мирного договора с визант. имп. Алексеем III, не признавал претензии его племянника Алексея V Мурзуфла, ставленника крестоносцев, на К-польский престол. Через К-польского патриарха Иоанна Х Каматира (1198-1206) император выразил готовность признать царское достоинство К. и возвести архиеп. Тырновского Василия в сан патриарха. Однако осада К-поля крестоносцами и бегство имп. Алексея III обесценили это предложение, и К. обратился к крестоносцам, обещая им предоставить 100-тысячную армию. Но совет баронов во главе с Балдуином (Бодуэном) Фландрским и Бонифацием Монферратским не принял предложение болгарского царя. В апр. 1204 г. визант. столица была взята и разграблена крестоносцами, а избранный имп. Бодуэн вторично отказался заключить мир с Болгарией. В окт. того же года папское посольство во главе с кардиналом Св. Креста пресв. Львом прибыло в Тырново, и 8 нояб. 1204 г. К. был торжественно коронован царской диадемой и получил от папы скипетр и знамя. Днем ранее архиеп. Василий был миропомазан по лат. обряду и возведен в сан примаса Болгарии, в свою очередь миропомазав 2 митрополитов и 4 епископов. Прежде таинство Миропомазания при хиротонии во епископа в Болгарии, как и в Византии, не совершалось, а Болгарская Церковь не имела права варить миро. В Рим были направлены для обучения 2 мальчика, один из которых, Вифлеем, был внебрачным сыном болг. царя. Добившись от папы подтверждения легитимности Болгарского царства и патриаршего статуса Тырновской архиепископии, К. при помощи половецких отрядов повел борьбу за главенство на Балканах против созданной крестоносцами Латинской империи. Его усилия были поддержаны выступлениями греч. населения городов Фракии против лат. завоевателей. 14 апр. 1205 г. под Адрианополем, сражаясь под знаменем, к-рое ему прислал папа, К. нанес поражение крестоносцам во главе с имп.

http://pravenc.ru/text/1320149.html

Прав. Евфимий Такаишвили и Д. К. Бердзенишвили отождествляли его с деятелем кон. XIII в. манглели Антонием (Наохребелис-дзе) ( Такаишвили. 1913. Вып. 4. С. 60; Бердзенишвили. 2014. С. 8, 52). Однако, поскольку в это время уже существовала Цалкская епархия, считается маловероятным, чтобы манглели возводил церковь на территории др. епархии. По сообщению грузинского историка XIX в. П. И. Иоселиани , Антоний (Туалаис-дзе) впосл. занимал Тбилисскую кафедру ( Иоселиани. 1866. С. 171). Видимо, его преемник упомянут в пространной надписи из с. Гохнари (муниципалитет Тетри-Цкаро), которую частично прочел и издал Такаишвили. Там сказано, что строительство церкви началось во время Липарита (IV) Багваши, завершилось при его сыновьях Рати и Иоанне; в надписи также упомянуты (по идентификации Такаишвили) католикос-патриарх всей Грузии Георгий III Таоэли (50-60-е гг. XI в.), супруга Рати и манглели, имя к-рого не прочитывается из-за повреждений ( Такаишвили. 1913. Вып. 4. С. 4-7). Прор. Давид. Роспись барабана кафоликона мон-ря Манглиси. 20-е гг. XI в. Прор. Давид. Роспись барабана кафоликона мон-ря Манглиси. 20-е гг. XI в. В нач. XII в. царь Грузии св. Давид IV Строитель (1089-1125) упразднил Клдекарское эриставство; бывш. сеньория была обращена в царский домен. Пров. Триалети была выделена из М. е., т. о. была образована новая Цалкская епархия. Согласно источнику XIII в. «Распорядок царского двора» («Освящение мира»), манглели при помазании царя единой Грузии на царство занимал 16-е место среди архиереев Лихт-Амери (Вост. Грузии): он сидел после эрушнели (Эрушетского архиерея) и перед цинцкароели (Цинцкаройским); среди епископов Квемо-Картли он числился первым (ПГП. 1965. Т. 2. С. 47-49; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 232-233). О культурной и политической жизни М. е. в XII в. почти ничего не известно. В XIII в., в царствование Русудан (1223-1245) и ее сына Давида VI (царь Грузии в 1247-1259, царь Зап. Грузии в 1259-1293), были изготовлены митра манглели и ковчег для гвоздя Креста Господня.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ АКРОПОЛИТ [греч. Γεργιος Ακροπολτης] (2-я пол. 1217, К-поль - 1282), визант. историк, ритор, поэт, богослов, гос. деятель, дипломат и военачальник. Из семьи, принадлежавшей к столичной гражданской знати. В К-поле окончил школу грамматики и 16-летним юношей был отправлен отцом ко двору никейского имп. Иоанна III Дуки Ватаца (1222-1254) для продолжения образования. Был хорошо принят и в числе др. 5 знатных юношей в 1234 г. поступил для продолжения обучения к ритору Феодору Эксаптеригу; изучал поэзию и риторику. После смерти ритора в 1237 г. Г. А. был отправлен в Эфес, к философу Никифору Влеммиду , к-рый обучал его арифметике, геометрии, оптике, астрономии, логике и медицине. Осенью 1239 г. Г. А. стал приближенным императора и получил титул великого логариаста. С этого времени и до конца жизни он находился на службе при имп. дворе. В 1243 г. он преподавал логику и философию Феодору Ласкарю, сыну императора. Не позднее 1246 г. Г. А. был удостоен титула логофета геникона и сопровождал имп. Иоанна III в походе против Болгарии, составляя грамоты для завоеванных городов и крепостей, участвовал в заключении мира с болгарами и в дек. 1246 г. был свидетелем присоединения Фессалоники к Никейской империи. В 1252 г. Г. А. возглавил посольство к эпирскому деспоту Михаилу II Ангелу, с к-рым в Лариссе был заключен мирный договор. Смерть Иоанна III 3 нояб. 1254 г. не изменила положения Г. А. при дворе. Имп. Феодор II Ласкарь, его друг и бывш. ученик, был благосклонен к учителю и осенью 1255 г. почтил его званием великого логофета. Однако через год отношения между Г. А. и Феодором II резко изменились. Оставленный в кон. 1256 г. на Балканах с титулом претора (наместника) и обладавший полномочной властью над военными и гражданскими лицами областей, Г. А. в 1257 г. был пленен деспотом Эпира Михаилом II. Находясь в плену, он не перешел на сторону эпирского правителя, как это сделали мн. никейские военачальники. Он не был свидетелем смерти Феодора II (16 авг. 1258). Летом 1259 г., после победы в Пелагонийской битве, никейское войско, взяв Арту, освободило Г. А. Он сразу же направился в Анатолию ко двору нового имп. Михаила VIII Палеолога (1259-1282), своего родственника.

http://pravenc.ru/text/164329.html

Прежде чем был сформулирован выше изложенный тезис, который был поддержан покойным профессором Иоаннисом Кармирисом (крупнейшим специалистом, в частности, по вопросам поствизантийского богословия), виднейшими богословами была сформулирована следующая точка зрения: «с I века имеет место использование термина пресуществление (μετουσωσις), в том числе и в Восточной Церкви, прежде использования этого термина Геннадием Схоларием » 5 . Эта точка зрения является, скорее всего, отзвуком мнения Константинопольского Собора 1691 года, согласно которому, древнейшим богословом, который использовал термин метусиосис, считается Геннадий Схоларий 6 . Кроме тех двух точек зрения, которые мы только что изложили, были сформулированы и следующие: а) До конца 17 века первым, кто использовал термин пресуществление (μετουσωσις) православном мире, считался Гавриил Севир. Андроникос Димитракопулос сообщает буквально следующее: «Англичанин Томас Смит (De graeciae Ecclesiae hodierno statu), и некоторые другие протестанты нападали на Севера, говоря, что он первым использовал в своём установлении 7 о Таинствах слово «метусиосис», какового слова никогда, как они утверждают, не имела в употреблении Греческая Церковь , но Север первым внёс его в своё установление, перенимая у латинян схоластиков папскую Transsubstantiatio» 8 . б) Впервые было использовано в греческом языке не слово μετουσωσις, но глагольная форма «пресуществляется (μετουσιοται)» в «послании» императора Михаила 8 Палеолога (1259 – 1282) к папе Григорию X (1259 – 1276) и Лионскому (1274 год) Собору: « хлеб истинно пресуществляется в Тело и вино в Кровь» 9 . в) В исповедании, которое отправил Патриарх Иоанн Веккос (1275 – 1282) папе Римскому Иоанну XXI (1276 – 1277), дважды встречается термин «μετουσιοσθαι – пресуществляться» 10 . Мы считаем целесообразным отметить здесь, что, хотя в 4 на Латеранском (1215) Соборе участвовали латинские клирики с Востока, и было впервые использовано латинское слово transsubstantiatio, это не привело к использованию соответствующего греческого слова пресуществление – μετουσωσις на православной почве. Это, безусловно, не помешало М. Jugie утверждать, что истоки греческого слова пресуществление – μετουσωσις находятся во фразе этого Собора: «transsubstantiatis pane in corpus et vino in sanguinem» 11 . Впрочем, греческого перевода этого текста так же не существует.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Архивольты окон выложены фигурным кирпичом, под венчающими их щипцами - поребрик. Восьмигранный барабан с 4 окнами украшен аркадой на керамических колонках. На гранях без окон поле тимпанов заполняет орнамент в виде зигзагов. По верху барабана и под всеми карнизами идет поребрик. Церковь вмч. Георгия Победоносца в дер. Оморфоклисья. XI в., 1259–1317 гг. Церковь вмч. Георгия Победоносца в дер. Оморфоклисья. XI в., 1259–1317 гг. Техника кладки, а также оформление торцов рукавов креста щипцами, поребрик и колонки на гранях барабана - черты, распространенные в церковной архитектуре Греции. Напротив, накладные аркады, доходящие до верха, и богатое украшение керамическими плитками апсиды и купола,- черты к-польской архитектуры, влияние к-рой было распространено по всей Греции (Фракия, Эпир, Македония). Поэтому попытки связать архитектуру ц. вмч. Георгия только с памятниками Эпира, предпринятые Д. Никол, были обоснованно отвергнуты Е. Стикасом. Ап. Петр. Роспись ц. вмч. Георгия Победоносца в дер. Оморфоклисья. 1295-1317 гг. Ап. Петр. Роспись ц. вмч. Георгия Победоносца в дер. Оморфоклисья. 1295-1317 гг. В кон. XIII или нач. XIV в. были пристроены близкие к первоначальному зданию по строительной технике 2 парекклисиона у сев.-вост. и юго-вост. углов храма, 4 открытых притвора со сводами (2 у боковых входов в наос и 2 по сторонам экзонартекса), между притворами - 2 прямоугольных помещения вдоль сев. и юж. сторон храма, экзонартекс и колокольня, поставленная по центральной оси у западного фасада, по высоте почти равна главному куполу. Последняя особенность встречается довольно редко, напр. среди памятников XII в. в Самарине в Месинии и в ц. Агиос-Стратигос в Ано-Булари на п-ове Мани, но более широкое распространение колокольни получили в XIII в., при франках. Поперечно ориентированный экзонартекс со вспарушенным сводом в центральной части имеет в торцах двойные окна, оформленные так же, как окна сев. и юж. рукавов креста. Маленькие окна в боковых галереях и большие в колокольне имеют выложенные кирпичом арочные завершения и тонкие мраморные колонки посередине.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Фактически это было началом политического курса, направленного на преодоление раздробленности русских земель. С опорой на Владимирское княжество формируется процесс строительства нового русского государства. Новгородское восстание против переписи Вероятно, наиболее социально напряженным моментом за все время княжения Александра Невского явилось сопротивление новгородцев переписи населения. Князь был вынужден действовать противоположно тому, чего желал, точнее – не желал, народ. Выражаясь современным языком, он не был популистом. Для выстраивания системы «ордынского выхода» объективно требовалось провести учет населения. На Руси такая перепись называлась «числом», а лица, организующие ее проведение, «численниками». Первым прецедентом проведения переписи стал учет населения Киева через три года после Батыева погрома – в 1245 году. При великом хане Мунке монголы пытались выстроить систему переписи в масштабах всей империи. Объективно это когда-то должно было произойти и начало активно реализовываться в 50-е годы XIII века. На Руси перепись стартовала в 1257 году. От учета при ее проведении освобождалась Церковь , что соотносилось с монгольской политикой религиозной терпимости. Сопротивление новгородцев переписи мотивировалось тем соображением, что монголы Новгород не брали, какого-либо формального акта капитуляции, признания монгольской зависимости не было. Такого рода взгляды усиливались эсхатологическим сознанием, в рамках которого «число» соотносилось с пророчествами о счислении народа Зверем во времена Апокалипсиса и присвоении каждому числа. Народ восстал, будучи поддержан властями. Принципиально усугубило положение то, что сидевший в Новгороде князь Василий, сын Александра Невского, солидаризировался с населением. Во время беспорядков оказался убит ставленник Александра в Новгороде посадник Михалко Степаныч. Владимирский князь вынужден был вмешаться, и перепись в Новгороде в 1259 году, с двухлетним запозданием, все же была проведена. В этой связи имели место и репрессии: Александр «овому носа урезаша, а иному очи выимаша». Но здесь важна оговорка, что это были репрессии не против народа, а против тех, «кто Василья на зло повел» 279 . К деталям организации переписи на Руси относилось прибытие в 1259–1260 годах от монголов неких «жен». На них возлагалась какая-то функция, связанная с переписной процедурой. Предполагается, что это были прорицательницы, служительницы культа, в задачу которых входило ритуальное сопровождение мероприятий и магическое обеспечение их успеха. Вряд ли такая деятельность монгольских «жен» вела к снятию напряженности среди православного населения. Шаманизм переписчиков мог только подтолкнуть протестные выступления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В аркосолиях на сев. и юж. стенах расположены композиции «Введение Богородицы во храм» и «Преполовение». В 1-м регистре представлены преподобные, святые жены, в юж. нише - самое раннее изображение болг. святого прп. Иоанна Рильского (напротив него св. Пахомий) и в сев. нише - св. Параскева (Петка) Тырновская (Эпиватская), особо почитаемая болгарами после перенесения ок. 1230 г. ее мощей в столицу царем Иоанном II Асенем. На зап. стене нартекса, по сторонам от двери, изображены великомученицы Варвара и Анастасия (Неделя) в позе орант, на юж. стене - вмц. Екатерина. На сев. и юж. стенах изображены преподобные Антоний Великий, Савва Освященный, Арсений Великий, Евфимий Великий, Феодор Студит и Ефрем Сирин. На нек-рые особенности иконографии композиций притвора Б. ц. обратил внимание А. Грабар, к-рый указал к-польские образцы для ряда изображений (Христос Евергет, Христос Халкитис, Чудо с ковром из цикла чудес свт. Николая) и на проявление зап. влияний, напр. в жесте Десиславы, а также в отдельных сценах цикла свт. Николая. Сошествие во ад. Роспись Боянской церкви. 1259 г. Сошествие во ад. Роспись Боянской церкви. 1259 г. В 1956 г. при проведении работ по укреплению здания было раскрыто неск. фрагментов живописи в приделе. В парусах и основании барабана сохранились небольшие фрагменты цикла вмч. Пантелеимона. В конхе апсиды изображен Деисус, в самой апсиде - «Поклонение жертве», в арке над конхой апсиды представлено «Благовещение», наверху арки -Христос Еммануил. На вост. стене изображен архиерей, вероятно свт. Николай, на своде перед апсидой - фрагмент композиции «Причащение апостолов». В 1-м регистре юж. стены - 2 архангела, на вост. стороне юж. дверного проема сохранился образ молодого святого, вероятно Иоанна Кущника. В 1-м регистре сев. стены остались фрагмент фигуры ктитора, к-рый преподносит модель придела вмч. Пантелеимону, и декорация цоколя (на белом плате надпись не читается). В тимпанах на сев. и юж. стенах расположены композиции «Распятие Христово» и «Сошествие во ад», к-рые доминируют в небольшом пространстве придела, определяя его мемориальный характер и связь с погребальным культом.

http://pravenc.ru/text/153291.html

Преемником Феодора II был несовершеннолетний сын его Иоанн IV (1258–1261), который не мог, даже при помощи назначенного регента, справиться со сложными государственными делами. В это время и сыграл решающую роль хитрый, обуреваемый честолюбивыми замыслами, “буйный интриган и бесчестный лицемер, но способный офицер,” 566 Михаил Палеолог, родственник Иоанна Ватаца, находившийся не раз в подозрении у него и Феодора II и, несмотря на это, занимавший ответственные посты, сумевший в опасные моменты скрываться, бежавший на некоторое время даже ко двору Иконийского султана. Бурное время требовало сильной власти. Михаил Палеолог сумел воспользоваться обстоятельствами и в 1259 году был коронован в императоры. Главная внешняя опасность для балканских владений Никейской империи грозила со стороны Эпирского деспота, которому удалось создать против империи союз из деспотата, Сицилийского короля, родственника деспота и побочного сына Фридриха II Манфреда, и Ахайского князя Вильгельма Виллардуэна. После ряда успешных военных действий Михаила Палеолога против коалиции решительная битва произошла в 1259 году в западной Македонии, на равнине Пелагонии, около города Кастории. В войске Михаила, кроме греков, участвовали турки, куманы, славяне. Пелагонийское, или Касторийское, сражение закончилось полным поражением союзников. Ахайский князь попал в плен. Хорошо вооруженное войско западных рыцарей бежало перед легко вооруженными вифинскими, славянскими и восточными отрядами. “Может быть, – читаем мы в одном из новейших трудов по истории Никейской империи, – случилось в первый раз, что турки сражались против греков на греческой земле и в данном случае на греческой службе.” 567 Современник сражения, Георгий Акрополит, дает такую оценку этой битве: “Наши при посредстве императорских советов одержали столь великую победу, что слава о ней обошла все концы земли: немного таких побед видело солнце.” 568 Михаил Палеолог по поводу этого сражения восклицает: “Вместе с ними [то есть с ромейскими изменниками, в данном случае с эпирским деспотом] 569 и их союзниками, имевшими при себе вождя в виде князя Ахайского, кого я победил? Аламанов, сицилийцев, итальянцев, пришедших из Апулии, из страны япигов и Брундузия, из Вифиния, Эвбеи и Пелопоннеса.” 570

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

В 1259 году на дороге из Новгорода благочестивый князь был в Ростове поклониться Богоматери и видеться, для совета, с князьями. Зимою, когда великий князь был во Владимире, пронесся слух до Новгорода, что хан приготовил грозное войско на Новгород, если не примет он численников его. Устрашенные Новгородцы приняли явившихся, вслед затем, ханских чиновников, с которыми прибыл в Новгород и великий князь. И, однако, дело не обошлось без мятежа. Виною его было и своеволие чиновников. Но великий князь понимал, что пред сильным всегда виноват слабый и что гнев хана может иметь грозные последствия; он решился неожиданною мерою привесть в себя мятежных. Вместе с чиновниками хана и с своею дружиною он выехал из Новгорода, давая понять, что после того против Новгорода – и хан и князь великий. Это сильно подействовало на буйный народ: скрепя сердце, согласился он на перепись. Впрочем, князь, любивший Новгородцев, с которыми так долго жил он, с которыми делил славу и труды, успел оставить за Новгородом преимущество, которым не пользовались другие города, оставил право доставлять дань или прямо к хану, или чрез великого князя, а не чрез баскаков 370 . Последним благодеянием св. князя для Новгорода был договор, заключенный им в 1259 году с послами Ганзейского союза о свободной торговле Новгородцев в городах Ганзы и Ганзейцев в Новгороде 371 . Последующие два года были годами отдыха душевного для св. князя. По всей вероятности, в это время построена им была во имя его ангела женская обитель в Суздале, где в 1262 году опочила княгиня Мария, в инокинях Марфа 372 . Еще предстоял ему один подвиг любви за отчизну и уже последний. Татары почему-то решились заменить в России своих сборщиков откупщиками-Хивинцами. За их жадность к корысти и жестокость, Русский народ прозвал их бесерменами. Ища своих выгод, раскладывали они подать по своему усмотрению и вымогали ее без всякого милосердия. Народ страдал и терпел, но потерял терпение. В 1262 году жители Владимира, Суздаля, Переяславля, Ростова, Ярославля, по звуку вечевых колоколов, восстали на бесчеловечных притеснителей своих и всех перебили, не думая о последствиях. Уже страшное полчище поднялось из Орды, чтобы пройти с огнем и мечем Русскую землю за бунт против хана. Великий князь поспешил в Орду ходатайствовать за народ, или положить там голову. Отправив сына Димитрия и брата Ярослава против Немцев к Дерпту, он поехал в Орду в 1262 году, а возвращался оттуда уже осенью 1263 года. Понятно, как много стоило трудов, просьб, подарков, поклонов, переговоров, чтобы умилостивить разгневанные Татарские власти. Успех превзошел ожидания. Благоверный князь успел выпросить не только прощение простодушному народу в его преступлении, но и свободу от обязанности воевать вместе с Монголами, которой выполнение для истощенного народа было бы тягостию невыносимою 373 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010