«О хранении ума» философские познания никак не проявляются; 4) монофизитские воззрения, приписывавшиеся нек-рыми исследователями Исаии Газскому, не только не утверждаются в «О хранении ума», но в нек-рых случаях опровергаются; 5) с т. зр. Христу, «Аскетикон» является произведением не палестинского, а егип. подвижничества, и в особенности скитского (см.: Χρστου Π. Κ. Ελληνικ πατρολογα. Θεσσαλονκη, 1987. Τ. 3. Σ. 217–219). 3.  Евагрий Понтийский . «Наставления о монашеской жизни» («Наставления о подвижничестве») (в нек-рых рукописях Υποτπωσις), называемое также «Основы монашеской жизни» (Τν κατ μναχον πραγμτων τ ατια; Rerum monachalium rationes – CPG, N 2441. Изд.: PG. 40. Col. 1252–1264; Θιλοκαλα. 1782. P. 41–46. 1957. Τ. 1. Σ. 38–43. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 590–598), – 11 глав. «О лукавых помыслах» (De malignis cogitationibus. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 46–56. 1957. Τ. 1. Σ. 44–57; PG. 40. Col. 1240–1244; 79. Col. 1200–1233; SC. 438 – под именем Нила Синайского . Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 618–636). 5 кратких изречений из «Глав о трезвении» (Practicus. 29, 32, 91, 94, 15; Εκ τν νηπτικν κεφαλαων – CPGS, N 2430. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 56–57. 1957. Τ. 1. Σ. 58; SC. 171. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 584 – только 29-я гл.). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин . Гравюра. 50-е гг. ХХ в. 4. Прп.  Иоанн Кассиан Римлянин . «Послание к епископу Кастору о восьми вредных помыслах» (CPG, N 2266; CPL, N 513. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 61–76. 1957. Τ. 1. Σ. 61–80; PG. 28. Col. 872–905) – сокращенный перевод c лат. на греч. сочинения «О правилах общежительных монастырей» (Ioan. Cassian. De inst. coenob. V-XII). «К авве Леонтию о святых скитских отцах и о рассуждении» (CPL, N 513. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 77–87. 1957. Τ. 1. Σ. 81–93) – сокращенный перевод c лат. на греч. «Собеседований египетских подвижников» (Ioan. Cassian. Collat. I-II). Греч. переводы сочинений прп. Иоанна Кассиана , включенные в греч. «Д.», были выполнены по сокращенному варианту, составленному Евхерием (см.: CSEL.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

С этой формулой в качестве послов собора были отправлены на запад Евдоксий германикийский и три других восточных епископа 1248 . О судьбе этого посольства мы ничего не знаем. Можно только предположить, что миссия их прошла не без успеха. Единение между западом и востоком налаживалось. Во всяком случае по делу Фотина на западе пошли навстречу ориенталам. По словам Илария 1249 , миланский собор 345 года 1250 прямо осудил этого пресловутого ученика Маркелла. То же мирное расположение на востоке отражается на судьбе Афанасия и его приверженцев. Императорским указом было запрещено в Египте дальнейшее преследование последних, прячем многим из изгнанных было позволено вернуться на родину. Но сам Афанасий все еще медлит. Весь 344 г. он проводит в области Констанса, где около 15 апреля празднует пасху в Наиссе 1251 . Ту же осторожность мы наблюдаем и в следующем году. В первые месяцы 345 г. он приглашается Констансом в Аквилею 1252 . Личным влиянием он достиг того, что западный имератор решил энергично за него вступиться. Грозя войной, Констанс письмом потребовал от Констанция возвращения Афанасия 1253 . Констанций созвал собор и передал ему письмо Констанса. Восточные решили, что из-за Афанасия не стоит поднимать гражданской войны. Они высказались за его возвращение и это тем более, что дело облегчилось смертью Григория и наступившей вакантностью александрийской кафедры 1254 . Теперь Констанций решился 1255 подчиниться давлению брата. В дружественном письме из Едессы 1256 он приглашает Афанасия вернуться в Александрию 1257 . Одновременно с этим пишется ему второе послание, повторяющее первое 1258 . Получив эти два послания, Афанасий все еще медлит отъездом 1259 . Между тем раздор между Констанцием и Констансом продолжается до конца 345 года и не прекращается даже в следующем году. Это видно из консульских дат. Назначение Констанцием на 345 год консулами себя самою и Констанса не было признано на западе. Отсюда этот год означается на востоке: Constantio et Constante III а. а. conss. а на западе: post consulatum Amantii et Albini 1260 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Еще раз Иннокентий IV написал Д. Р. 22 янв. 1248 г., прося сообщать рыцарям Тевтонского ордена о перегруппировках ордынских войск. Папа, по-видимому, пытался создать военно-церковный союз (в к-рый должны были войти галицко-волынские князья, Владимирский вел. кн. Александр Невский, рыцари Тевтонского ордена, венг. ветвь ордена госпитальеров), способный предпринять крестовые походы против монголов. Впрочем, эти действия закончились провалом. Желая удержать Д. Р. в своем лагере, Иннокентий IV предложил ему королевскую корону. С этой целью на Русь были отправлены легаты - епископы Камня-Поморского и, по-видимому, Вероны. Миссия датируется 1252 г., хотя не исключено, что она имела место 4 годами ранее. Первоначально Д. Р. не принял корону, мотивируя отказ страхом перед Ордой и отсутствием помощи со стороны Рима. В кон. 1253 г. Д. Р. согласился короноваться, после того как его польск. союзники (князья краковский Болеслав Стыдливый и мазовецкий Земовит, а также польск. паны) подтвердили исходившие от папы обещания о помощи против ордынцев. Д. Р. встретил папского легата Опизона из Медзано летом 1253 г. в Кракове, но отказался принять корону на чужой земле. Коронация состоялась в Дорогичине, частью церемонии было признание Д. Р. папы «своим отцом». Оправдывая действия галицкого князя, летописец записал, что папа Иннокентий IV порицал тех, кто хулят «веру грецкую правоверную», и намеревался созвать Собор «о правой вере» и соединении Церквей. Коронация повысила престиж Д. Р. в глазах зап. соседей и укрепила его позиции в борьбе с Литвой, правитель к-рой Миндовг, приняв крещение по католич. обряду, вероятнее всего, осенью 1253 г., прежде Д. Р., получил от папы королевскую корону. Ни Иннокентий IV, ни его преемники не помогли Романовичам в борьбе против ордынцев. Не возымели действия буллы Иннокентия IV, призывавшие католич. соседей Галицко-Волынской Руси к крестовому походу против монголов (булла от 24 июня 1248, направленная в Венгрию, и булла от 19 мая 1254, адресованная архиепископу, епископам и др.

http://pravenc.ru/text/171312.html

Первая Новгородская летопись, говоря о кончине Александра Ярославича, заключает свой рассказ словами: «потрудися за Новгород и за всю Русьскую землю» 103 . Позднейшая история, зная последствия трудов Александровых, в праве сказать: Александр много потрудился для отечества и Бог благословил труды его; все заботы и попечения Александровы принесли богатейшие плоды. Государи Русские, идя по пути, им проложенному, не только успели отстоять все права России, выхлопотанные Александром у Монголов, но даже совершенно освободили отечество от зависимости иноплеменников и покорили всех врагов земли Русской. Д. Ч. И. Беляев 30 Ник. III, стр. 27. Новг. IV, стр. 37. Львов. II, стр. 23. Впрочем, Никоновская и Львовская летописи относят это приглашение ко времени по смерти Ярослава. 31 Соф. Вр. I, стр.256. Лавр. лет. стр. 201. Новг. I, стр. 53. Новг. IV, стр.37. Псков. I, стр. 179. 46 Лавр. стр. 202. По свидетельству Норвежских летописей, Александр в это время отправил посольство к Норвежскому королю Гакону, с предложением, чтобы он запретил своим подданным, жившим в соседстве с Новгородскими владениями, нападать на Новгородскую Лопь и Карелию. Есть даже свидетельство, что послам Александровым велено было узнать лично Гаконову дочь Хрисгану, на которой Александр хотел женить сына своего Василия. Ис. Г. Р. Т. IV, прим. 87. 48 Лавр. стр. 202. Татищев в своей Истории явно обвиняет Александра в Неврюевом нашествии и низвержении Андрея. У него, на 24 стр. IV книги сказано: 1252. «Иде Князь Александр во Орду к хану Сартаку, и прият его хан с честию, и жаловался Александр на брата своего В. К. Андрея, яко сольстил хана, взя великие княжение под ним яко старейшим, и грады отеческия ему поимал, и выходы и тамги хану платит не сполна. Хан же разгневася на Андрея, и повел Неврюю Султану идти на Андрея и привести его пред себя». Но подобных обвинений нет ни в одной из дошедших до нас летописей. Три первые Новгородские летописи не упоминают ни о Неврюевом походе, ни об отправлении Александра в Орду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/v...

Ж. Цейллер полагает, что в законченном виде митрополичьих провинций в Паннонии и Дакии в IV в. не существовало. В последней они сложились лишь к 20-м гг. V в. с центрами в Виминации, Ратиарии, Сердике и Скупии, 1249 о чем свидетельствует, по мнению исследователя, перечень адресатов послания к иллирийским епископам папы Целестина (422–433). 1250 В Паннонии митрополичьи округа не успели сформироваться до варварских вторжений, результатом которых было разрушение церковной организации региона. 1251 Впрочем, в IV в. благодаря своему статусу императорской резиденции и центра иллирийской префектуры особую роль в церковной жизни Паннонии, как полагает Ж. Цейллер, играл Сирмий. 1252 Однако о митрополичьем статусе этой кафедры Ж. Цейллер если и упоминает иногда, то с большими оговорками, 1253 указывая также на влияние в регионе Аквилеи и Медиолана. 1254 По мнению исследователя, в Иллирике фактически отсутствовала кафедра, которая выступала бы в роли связующего звена между отдельными епископиями и Римским престолом, осуществлявшим патриаршую власть на Западе. 1255 Изложенные выше суждения Ж. Цейллера фактически без изменений воспроизводит в своей работе « Церковь в Римской империи в IV-V вв.» Ж. Годме. 1256 Во втором томе многотомной «Истории Церкви» (данный раздел был подготовлен Ж. Р. Паланком) речь также идет об отсутствии развитой системы сверхепископальной организации в Паннонии и Дакии, однако о двух городах: о Сирмии (для Паннонии) 1257 и о Сердике (для Дакии), 1258 говорится как о митрополиях, хотя последняя мыслится как находящаяся в зависимости от Фессалоникийской кафедры – церковного центра соседней Македонии. Впрочем, и кафедры Дакии, и кафедры Паннонии Ж.-Р. Паланк считает находящимися в конце IV в. под влиянием Медиолана, который он даже именует «высшей митрополией итало-иллирийских епископий». Однако влияние Медиолана, в интерпретации исследователя, объяснялось исключительно личным авторитетом свт. Амвросия Медиоланского и сошло на нет при его преемниках. 1259 На наш взгляд, следует полностью согласиться с теми исследователями, которые полагают, что существование митрополий в том виде, в каком этот институт получил развитие на Востоке, никак не засвидетельствовано источниками относительно Паннонии (исключая, возможно, Далмацию, о чем будет сказано ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

—39— ским богам, соединявшееся с любодейством ( Иер.13:27 ). У пророка Иезекииля этим словом обозначаются идолы, сделанные из золота, или из серебра ( Иез.7:20 ), и, вообще, предметы языческого богослужения ( Иез.5:11; 11:18, 21; 20:7, 8 ), а также и самое идолослужение ( Иез.37:23 ). У пророка Исаии словом шекец называются идоложертвенные яства ( Ис.66:17 ). По словам пророка Осии, Израильтяне пошли к Ваал-Фегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими (шиккуцим), как те, которых возлюбили ( Ос.9:10 ). У пророка Наума ( Наум.3:6 ) шиккуцим означает идолов и, вообще, предметы языческого богослужения. Идолы и все предметы языческих культов, а равно, и само языческое богослужение с его совершителями и поклонниками, означаемые словом шиккуцим, оскверняют людей ( Ос.9:10 ), землю избранного народа ( Иер.2:7 ), святилище и, вообще, храм Господень ( 4Цар.23:4, 6, 7 ; Иез.5:11 ). Словоупотребление шиккуц, шиккуцим показывает, что это слово, как в древнейших, так и в позднейших, как в исторических, так и в пророческих книгах Ветхого Завета, означает предметы, состояния и действия, относящиеся исключительно к области религии, но не к области нравственной жизни и деятельности. Оно означает извращения религиозного чувства и преступления против законов истинной религии 1251 ; оно означает, также, вещи, хотя сами по себе ничтожные или безразличные, но из которых люди делали дурное и даже гнусное, в отношении к религии, употребление 1252 ; оно означает, наконец, и самих людей, не служивших истинному Богу, или перестававших служить Ему, а служивших идолам, и, через то, делавшихся общниками бесов ( 1Кор.10:20 ). Сказать подробнее – шиккуцим означает: языческих богов и изображения их или идолов, языческие храмы, жертвенники, священные рощи; жертвы, возлияния и курения богам и их идолам; служение небесным светилам и другим богам и идолам, состоявшее в принесении жертв, иногда и человеческих, в курениях, поклонении, а иногда и в —40— любодействах; жрецов, заклинателей, чародеев, вызывателей мертвецов и духов, прорицателей и т. п.; язычников и тех из Иудеев, которые впадали в язычество.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

14 . Nikolaos of Otranto. Tractatus de communione ca.]/Ed. Riant, 1878, vol. II, p. 233–234. 15 . Rigordus. Gesta Philippi Augusti ca.]/Ed. Riant, 1878. Vol. II, p. 235–236. 16 . Baldwin II, Latin Emperor of Constantinople. Letter to Louis IX of France/Ed. Riant 1878. Vol. II, p. 134–135. Relics Basin of the Washing Feet Christ’s belt Christ’s footprint Christ’s hair Christ’s Letter to King Abgar Christ’s saddlebag Christ’s sandals Christ’s shoelaces Christ’s side blood Elijah’s clamis Fragments of the Sepulchre Holy Bread Holy Chlamys Holy Cross(es) Holy Crown of Throns Holy Innocents’ relics Holy Keramidion Holy Lance Holy Mandylion Holy Nail(s) Holy Reed Holy Sepulchral Bands Holy Shroud/sudarium Holy Sponge Holy Tunic Holy Whip Icon of St. Demetrius Icon of the Mother of God John the Baptist’s clothes John the Baptist’s hair John the Baptist’s head John the Baptist’s right hand John the Baptist’s stick Pillow-stone of the Sepulchre Relics of several apostles Relics of several saints Sacred container or reliquary (vas) St. Andrew’s arm St. Andrew’s head St. Epimachus’ head St. George’s arm St. George’s tunic St. James’ arm St. James’ head St. Luke’s head St. Matthew’s head St. Paul’s chains St. Paul’s head St. Philip’s hand/body St. Simeon’s head St. Stephen’s hand St. Theodore Tiron’s relics St. Thomas’ bald hair St. Thomas’ finger St. Thomas’ head St. Zacharias’ head The Child’s napkins Towel of the Washing Feet Triumphal Cross Unidentified basin Virgin Mary’s belt Virgin Mary’s milk Virgin Mary’s palla Virgin Mary’s robe Virgin Mary’s sandals Virgin Mary’s stick Virgin Mary’s veil Appendix B. Leo Tuscus (1177 ca.) on the Pharos Chapel in the Great Palace of Constantinople Leo Tuscus, a cultivated layman from Pisa, lived at the Imperial Court of Constantinople from the 1160s to 1181 ca., under the reign of Manuel Comnenus (1143–1180). While his brother Hugo Etherianus became the Emperor’s personal advisor in the field of Latin theology, Leo worked as an official translator; among his works, the treatise On the haeresies and abuses of the Greeks has been preserved in the miscellaneous collection of texts selected by the Dominican Friars of Constantinople in 1252, which has been handed down to us under the title Contra Graecos (ed. PG 145, cols 487–574). Cf. Dondaine A. ‘ContraGraecos’. Premiers 6crits polémiques des Dominicains d’Orient//Archivum Fratrum Praedicatorum. 1951. Vol. 21, p. 320–446. Idem. Hugues Éthérien et Léon Toscan//Ar¬chives d’histoire doctrinale et littdraire du Moyen Âge. 1952. Vol. 19, p. 67–134.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > День памяти Святого благоверного Великого Князя Александра Невского Сегодня мы также вспоминаем ученого Н.И.Пирогова, славянофила Д.А.Валуева и адмирала Н.Г.Кузнецова 06.12.2022 467 Время на чтение 8 минут Сегодня Святая Церковь чтит память свт. Амфилохия, еп. Иконийского (после 394). Свт. Григория, еп. Акрагантийского (VI-VII). Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263). Свт. Митрофана, в схиме Макария, еп. Воронежского (1703). Сщмч. Сисиния, еп. Кизического (III), Мч. Феодора Антиохийского (после 363). Прп. Колумбана, игумена Люксейского (615). Прмч. Серафима (1931). Св. Иоанна исп (1932). Сщмч. Елеазара пресвитера и мч. Александра (1937). Сегодня Церковь почитает Святого благоверного Великого Князя Александра Невского, преставившегося ко Господу 14 ноября 1263 г. Он родился 30 мая 1220 г., был сыном Великого Князя Ярослава Всеволодовича, Великим Князем Владимирским стал в 1252 г. Почитание св. Александра во Владимире началось уже в 1280-х гг., официально же он был канонизирован в 1549 г. В 1710 г. в его честь была основана Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге, куда в 1724 г. Император Петр I повелел перевезти мощи св. князя. Тогда же был установлен праздник в память перенесения мощей св. блгв. Великого Князя Александра 30 августа - в день заключения победоносного Ништадтского мира со Швецией. В 1725 г. супруга Петра Великого Императрица Екатерина I учредила орден Св. Александра Невского, а дочь Петра Императрица Елизавета Петровна пожертвовала серебряную раку его мощам. + + + Обстоятельства, в которых ему пришлось княжить, требовали незаурядных способностей и качеств, по слову Писания: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). «Мудрость же и остроумие дадеся ему от Бога, яко Соломону, - свидетельствует о князе писатель его жития. - Вселися в сердце его страх Божий, еже соблюдати заповеди Господни и творити я во всем... Смиренномудрие вседушно держаше, воздержася и бдя, чистоту душевную и телесную соблюдаше, кротость же стяжа и от тщеславия отвращашеся... Во устех же беспрестанно бяху божественная словеса, услаждающа его паче меда и сота».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/06/et...

Инквизиционный процесс, получивший развитие в ряде папских декреталий 1198-1213 гг. (Liber Extra. III 12. 1; V 1. 17; 3. 31-32; 34. 10) и утвержденный в 1215 г. 8-м каноном Латеранского IV Собора ( Mansi. T. 22. Col. 994-995), рассматривался как дисциплинарный и был направлен против злоупотреблений прелатов, прежде всего против симонии (Иннокентий III настаивал на том, чтобы обвиняемым оставались открытыми все возможности для защиты, а наказания по суду носили в основном экономический или адм. характер, напр. перевод уличенного в злоупотреблении в монастырь с более строгим уставом, временный запрет на служение), и в этом смысле стал одним из инструментов в борьбе за укрепление папской власти в католической Церкви. Против еретиков его начали применять позже в сокращенном и измененном виде (суммарный процесс); для такого процесса были характерны смешение функций судьи, обвинения и защиты, презумпция виновности обвиняемого, тайный (в стенах судебных канцелярий) характер судопроизводства; дело решалось на основе письменных материалов предварительного следствия, часто даже в отсутствие обвиняемого, все действия судьи и показания также протоколировались ввиду возможности апелляции. Присущая этому типу судебного процесса система формальных доказательств, среди которых основным считалось признание обвиняемого, объясняла применение пыток (узаконены буллой «Ad extirpanda» (1252) папы Римского Иннокентия IV ); иногда пытке подвергались и свидетели. Инквизиционный процесс стал использоваться и в светском судопроизводстве (прежде всего в уголовном - см., напр.: Тогоева О. И. «Истинная правда»: Языки средневек. правосудия. М., 2006). Влияние инквизиционного процесса проявилось в Мельфийских конституциях (1231) имп. Фридриха II Штауфена, а потом распространилось в североитал. коммунах, затем на Пиренеях и во Франции. Лит.: Naz R. Inquisition//DDC. T. 5. Col. 1418-1426; Trusen W. Der Inquisitionprozess: Seine historischen Grundlagen und frühen Formen//ZSRG. K. 1988. Bd. 74. S. 168-230; idem. Vom Inquisitionsverfahren zum Ketzer- und Hexenprozess: Fragen der Abgrenzung und Beeinflussung//Staat, Kirche, Wissenschaft in einer pluralistichen Geselschaft: FS z. 65. Geburtstag v. P. Mikat. B., 1989. S. 435-489; idem. Inquisitionprozess//LexMA. Bd. 5. Sp. 441-442.

http://pravenc.ru/text/1788153.html

Убийство Туран-шаха положило начало противостоянию между мамлюками и сир. Айюбидами во главе с правителем Алеппо ан-Насиром (1236-1260), к-рый в июле 1250 г. захватил Дамаск. После того как войска Людовика IX заняли стратегически важную территорию между Каиром и Дамаском, враждующие стороны стали искать поддержку у франц. короля. Он счел более выгодными условия договора с мамлюками (заключен в 1252): король должен был поддержать вторжение егип. армии в Сирию в обмен на передачу Иерусалима, Вифлеема и большей части территорий на зап. берегу Иордана под власть крестоносцев; мамлюки также обязались освободить пленных крестоносцев после выплаты оставшейся части суммы, предусмотренной договором между Людовиком IX и Туран-шахом. Армия Людовика и егип. отряды должны были встретиться в мае между Яффой и Газой, к-рая вскоре была захвачена сир. армией. Франц. король в течение года был вынужден оставаться в Яффе. Отсутствие явного преимущества в борьбе между Египтом и Сирией вынудило Айюбидов и мамлюков заключить мирный договор, направленный против христиан (1 апр. 1253). Несмотря на то что Людовик IX потерял надежду на освобождение Иерусалима, принятые им меры по возведению укреплений на территории Иерусалимского королевства в целом оказались эффективными. В 1253 г. сир. армии не удалось захватить Яффу и Акру; Сидону, укрепления которого начали возводить незадолго до этого, был нанесен серьезный урон. В 1254 г. Людовик IX восстановил мир между Антиохийским княжеством и Киликийским королевством, содействовав браку кн. Боэмунда VI Антиохийского (1252-1268) и Сибиллы, дочери арм. кор. Хетума I (1226-1269). В том же году французский король заключил мирный договор с ан-Насиром сроком на 2 года, 6 месяцев и 40 дней. Людовик IX и Маргарита Прованская покинули Св. землю и отплыли во Францию (24 апр. 1254), где в 1252 г. умерла кор. Бланка Кастильская, мать короля, выполнявшая обязанности регентши. Несмотря на то что в 7-м крестовом походе кор. Людовику IX не удалось освободить Иерусалим, он значительно укрепил Иерусалимское королевство, сохранил мир между христ. гос-вами на Ближ. Востоке и добился заключения мирного договора с сир. Айюбидами. 8-й крестовый поход (1270)

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010