Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУХОВНАЯ МУЗЫКА муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений - от богослужебной музыки различных религ. традиций до авторских концертных произведений, написанных на религ. темы или сюжеты; в этом случае в качестве синонимов используются также выражения «сакральная музыка» и «религиозная музыка». Тем не менее в европ. христ. традиции следует отделять Д. м. от музыки собственно церковной. Западная Европа Внелитургическая Д. м.- феномен, уходящий корнями в эпоху средневековья; к нему можно отнести, напр., бытовавшие в устной традиции песнопения христианского содержания, отражающие специфику «народной веры» (нем. народные песни о Деве Марии - Marienlieder), репертуар латиноязычных песенников («Кембриджские песни», «Алая книга» (Libre Vermell)), церемониальные мотеты , а также многотекстовые мотеты позднего средневековья, в к-рых одновременно вокализировались светские стихи на народных языках и духовные лат. тексты, испан. «Песнопения во славу Девы Марии» (Cantigas), приписываемые кор. Кастилии и Леона Альфонсу X Мудрому (1252-1284), и т. д. Однако до эпохи Реформации и католич. Контрреформации нет оснований противопоставлять собственно церковную музыку религиозному искусству за пределами богослужения и храмового пространства; более того, далеко не всегда (как, напр., в случае с произведениями позднесредневекового духовного театра: литургическими драмами , мистериями, мираклями) можно точно определить, где именно и при каких обстоятельствах исполнялась та или иная музыка. Более плодотворным представляется использовать понятие «Д. м.» по отношению к сочинениям религ. характера в рамках европ. концертной практики Нового времени, созданным в условиях свободы религ. мысли. XVII - нач. XIX в. Св. Филипп Нери. Гравюра из кн.: Bacci P. G. Vita del B. Filippo Neri. Venetia, 1645

http://pravenc.ru/text/180654.html

17 дек. 1261 г. папа Римский Урбан IV даровал Симону де Бриону достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Цецилии. Впосл. он был назначен папским легатом во Франции (1264-1269, 1274-1279). Принимал участие в ряде важных дипломатических миссий, в т. ч. в переговорах в 1264 г. об условиях передачи короны Сицилийского королевства Карлу Анжуйскому, брату Людовика IX, и в 1274-1275 гг. о предотвращении войны между Филиппом III, кор. Франции (1270-1285), и Альфонсо Х, кор. Кастилии и Леона (1252-1284). Кроме того, Симону де Бриону были поручены проповедь крестового похода и сбор средств для его проведения. Он также разбирал внутренние конфликты в Парижском ун-те, провел неск. провинциальных Соборов по вопросам церковной дисциплины (в т. ч. в 1276 в Бурже). После смерти папы Николая III (22 авг. 1280) на конклаве в Витербо основная борьба развернулась между сторонниками семьи Орсини, к к-рой принадлежал покойный понтифик, и франц. партией, вступившей в союз с влиятельным рим. кланом Аннибальди. Конклав продолжался ок. полугода. В февр. 1281 г. в результате вмешательства Риккардо Аннибальди, назначенного Карлом Анжуйским на должность подеста Витербо, 2 кардинала из рода Орсини были взяты под стражу, после чего удалось обеспечить избрание кандидата от франц. партии. 22 февр. 1281 г. на Папский престол был избран Симон де Брион, взявший себе имя Мартин в честь св. покровителя г. Тура, где он служил каноником. Поскольку в принятом в то время офиц. перечне Римских понтификов папы Марин I и Марин II ошибочно были указаны как Мартин II и Мартин III, новый папа получил порядковый номер IV. Из-за напряженной политической ситуации в Риме его епископское рукоположение и папская коронация состоялись 23 марта в соборе св. Андрея в Орвието. За время понтификата М. так и не посетил Рим; он жил в Орвието (до июня 1282, дек. 1282 - июнь 1284), Монтефьясконе (июнь-дек. 1282), Перудже (окт. 1284 - март 1285). М. сразу проявил себя как активный защитник интересов Франции и Карла Анжуйского. В апр.

http://pravenc.ru/text/Мартин IV.html

При новом главе ордена Гийеме де Басе († ок. 1270; исполнял должность с перерывами), также являвшемся братом-мирянином, М. стали вести свою деятельность в Кастилии (где конкуренцию им составили тринитарии и члены ордена Сантьяго , занимавшиеся аналогичной работой) и в Мурсии. Увеличилось количество представительств (энкомьенд) ордена на юге Франции (в Тулузе с 1258), в Арагоне и Каталонии (в Вике). В Валенсии в 1255-1259 гг. под упр. М. находился мон-рь св. Викентия. Орден получил от короля владения в недавно отвоеванных Севилье (1253) и Кордове (до 1263). Грамотами от 13 июня 1251 г. и от 12 марта 1255 г. М. были дарованы личная протекция кор. Хайме I, самоуправление (guidaticum) и разрешение на покупку или получение в дар королевской собственности (в нач. XIV в. привилегии были подтверждены кор. Хайме II Справедливым (1291-1327)). В Кастилии М. получили меньшую поддержку светской власти, однако и там им были дарованы королевские привилегии: в сохранившейся грамоте, данной в 1289 г. кор. Санчо IV Храбрым (1284-1295), упомянуты милости, оказанные М. кор. Альфонсо X Мудрым (1252-1284). К кон. XIII в. относится рост числа орденских представительств в Кастилии; энкомьенды М. появились в Бургосе, Гвадалахаре, Толедо, Вальядолиде. Кроме того, под патронат М. был передан ряд церквей и часовен. В 1286 г. на Менорке М. получили неск. строений в Сьюдаделе; позднее на острове орденом были построены церковь и часовня. В 1299 г. было основано 1-е представительство М. в Португалии (в Беже); вскоре к нему было добавлено еще 5. В сер. XIV в., во время эпидемии чумы («черная смерть»), энкомьенды опустели, а имущество М. было передано ордену тринитариев (М. удалось восстановить свое присутствие в Португалии лишь в XVII в.). В кон. XIII в. орден приобрел 1-ю энкомьенду в Наварре (в Памплоне). Весной 1272 г. в Лимузене под рук. нового главы ордена Пере д " Амера (кон. 1271-1301) были составлены орденские конституции, одобренные в мае того же года на общем собрании М. в Барселоне (изд. и текстологические исследования см.: Serratosa Queralt.

http://pravenc.ru/text/2563024.html

политику. Кор. Сицилии и Неаполя Карл I Анжуйский (1266-1285), приехавший принести вассальную клятву новому папе, вынужден был обещать, что в состав Неаполитанского королевства никогда не будут входить Тоскана и Ломбардия. Титулы сенатора Рима и викария Тосканы и Ломбардии, дарованные Карлу I папой Римским Иннокентием IV , так и не были подтверждены. Вместе с тем папа способствовал примирению Карла I Анжуйского с герм. кор. Рудольфом I Габсбургом (1273-1291). С последним велись переговоры о восстановлении папской светской власти над Равеннским экзархатом. От англ. кор. Эдуарда I Длинноногого (1272-1307) И. потребовал выплатить чинш (вассальный сбор), не поступавший в Рим с 1215 г., и освободить пленников - Элеонору, гр. де Монфор, и ее брата Амори, захваченных в ходе междоусобной распри. Попытка И. организовать крестовый поход провалилась из-за раздоров между кор. Франции Филиппом III (1270-1285) и кор. Кастилии Альфонсом X (1252-1284), оспаривавших королевство Наварра. В кон. 1276 г. папским легатам удалось временно уладить конфликт между королями, однако весной 1277 г. вновь начались приготовления к войне, к-рой удалось избежать лишь благодаря вмешательству папы. Важными для И. были отношения с Византийской империей. Заключенная на II Лионском Соборе уния Церквей (1274) и произнесенные от имени имп. Михаила VIII Палеолога визант. послом Георгием Акрополитом признание примата Римского папы и клятва верности папе требовали офиц. подтверждения визант. императором. Кроме того, посольство под рук. Георгия Метохита, прибывшее из Византии незадолго до смерти папы Григория X, ожидало ответов на вопросы, касавшиеся организации нового крестового похода, маршрута армии крестоносцев, а также того, в какой мере глава Римской Церкви намеревался поддерживать агрессивную политику Карла Анжуйского в отношении Византии. Посольство, отправленное в К-поль папой Иннокентием V, вернулось в Рим из Анконы после получения известий о смерти папы. Посольство в Византию, подготовкой к-рого занимался уже И., было отправлено в нояб.

http://pravenc.ru/text/469710.html

Управляя орденом, он продолжал выполнять различные папские поручения, как правило дипломатического характера. В мае 1276 г. он был переизбран генеральным министром ордена и вновь направлен в К-поль как посол папы Римского Иннокентия V , но доехал лишь до Анконы, т. к. был вынужден был прервать эту миссию из-за смерти папы (22 июня 1276). В окт. 1276 г. папа Римский Иоанн XXI (1276-1277) направил Джироламо да Асколи и Джованни да Верчелли, генерального магистра ордена доминиканцев, в качестве посредников для заключения мира между франц. кор. Филиппом III (1270-1285) и королем Кастилии и Леона Альфонсо Х (1252-1284). Полномочия Джироламо да Асколи как посредника на этих переговорах подтвердил и преемник Иоанна XXI, папа Римский Николай III (1277-1280). В мае 1277 г. на очередном генеральном капитуле францисканцев в Падуе Джироламо да Асколи попросил освободить его от обязанностей главы ордена, ссылаясь на то, что многочисленные дипломатические поручения не дают ему возможности должным образом руководить орденом. Однако его единогласно утвердили на новый срок на посту генерального министра ордена францисканцев. 12 марта 1278 г. папа Римский Николай III, покровительствовавший францисканцам, возвел Джироламо да Асколи в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Санта-Пуденциана, одновременно приказав ему оставаться на посту генерального министра ордена до капитула 1279 г. Джироламо да Асколи участвовал в подготовке папской буллы «Exiit qui seminat» (14 авг. 1279), призванной урегулировать внутренний конфликт в ордене францисканцев между конвентуалами (сторонниками ослабления запрета на владение движимым имуществом) и спиритуалами (сторонниками строгого соблюдения первоначальных францисканских идеалов бедности). Как генеральный министр ордена он одобрил включение рассказа о нескольких новых чудесах католич. св. Франциска Ассизского в его офиц. Житие (Legenda major), написанное Бонавентурой. Джироламо да Асколи призывал всех братьев по ордену собирать и записывать свидетельства о добродетельной жизни францисканцев и чудесах, совершённых членами ордена.

http://pravenc.ru/text/2566084.html

Еще б ольшие затруднения возникают при обращении к монархической форме правления, если мы попытаемся приложить к ней формулу «легальность порождает легитимность». Здесь обнаруживается невероятное множество различных прецедентов, с которыми связывалась легитимность власти монарха, не порожденная ни законом, ни правовым обычаем. Казалось бы, легитимность власти совершенно несовместима с государственным переворотом: попираются права на престол правящей династии и конкретного государя, нарушается установленный порядок преемственности власти и т.п. Однако в действительности мы знаем массу успешных насильственных попыток захвата верховной власти со «счастливым финалом». Так, франкский королевский род Фарамонда (V в.) был лишен власти, которая затем почивала на потомках короля Пипина Короткого (751-768) более 200 лет, а после была похищена Гуго Капетом (987-996) и его сыновьями. В 630 г., на Толедском соборе, был смещен законный король готов Флавий Свинтила (621-630), а новым королем объявлен Сисенад (631-636), и архиепископ Севильи св. Исидор (память 4 апреля), до того дня поддерживавший свергнутого короля, первым подписал соборный акт. Наследовавший в 1284 г. престол Альфонсо X Мудрый (1252-1284), король Кастилии и Леона, был отстранен от власти кортесами после 30-летнего властвования, новым венценосцем объявлен его сын Санчо IV Храбрый (1284-1295). В 1366 г. та же участь постигла Педро Жестокого (1350-1366), которого сменил Энрике II (1366-1367) незаконнорожденный сын короля Альфонсо XI Справедливого (1312-1350), ранее проживавший во Франции и при помощи французских рыцарей захвативший власть. Интересный прецедент имел место в Польше в 1573 г., когда Генрих III Валуа (1573-1574), ставший венценосцем этой страны, спустя три месяца без разрешения сейма покинул ее и отправился во Францию, дабы наследовать там королевский престол. В результате он был низложен, а новым королем Польши объявлен Стефан Баторий (1575-1586). Аналогичные картины происходили в Швеции, когда Эрик XIV Ваза (1560-1568), психически нездоровый человек, был смещен с престола своим братом Юханом III (1568-1582) и отправлен в тюрьму, где и скончался. В Дании король Христиан II (1513-1523) был насильственно лишен власти из-за плохого правления своим дядей Фредериком I (1524-1533), герцогом Голштинским. И народ признал узурпатора легитимным королем .

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

С победой христиан при Лас-Навас-де-Толоса начался период т. н. Великой Реконкисты, в ходе к-рого практически весь Пиренейский п-ов перешел в руки христ. государей. В 1230 г. кор. Кастилии Фернандо III Святой (1217-1252) унаследовал корону Леона и окончательно объединил 2 королевства. После подавления выступлений нек-рых знатных семейств, возглавляемых представителями рода де Лара, Фернандо III начал серию военных кампаний против мусульман и завоевал важнейшие центры Андалуса - Баэсу (1227), Убеду (1233), Кордову (1236), Хаэн (1245), Севилью (1248). Некоторые мусульм. эмиры признавали себя вассалами короля Кастилии, чтобы избежать военного вторжения. Так, в 1241 г. был заключен договор с эмиром Мурсии; после взятия Хаэна признал себя вассалом кастильского короля эмир Гранады, к-рый затем принял участие в осаде Севильи. После взятия Севильи христианам сдались сразу неск. крупных городов Юж. Андалусии. Кор. Альфонсо X Мудрый (1252-1284) продолжил расширять границы королевства Кастилия, прежде всего в юж. направлении (король пытался начать военные действия против мусульман в Сев. Африке и получил одобрение Римских пап Иннокентия IV (1243-1254) и Александра IV (1254-1261), но предпринятый в 1254-1255 поход оказался неудачным). При Альфонсо X были завоеваны Картахена (1245), Ньебла (1262), Кадис (1262). В 1264 г. в Андалусии (в городах Мурсия и Херес) вспыхнуло восстание мусульм. населения из-за частых нарушений условий капитуляций и притеснения христ. поселенцами. Эмир Гранады, получив поддержку из Сев. Африки, начал войну против христиан. Альфонсо X в союзе с королем Арагона Хайме I захватил Мурсию и Херес, восстание было подавлено, однако военные действия против мусульман продолжались до 1272 г. Королю Кастилии удалось отторгнуть от Гранадского эмирата часть земель, мусульмане были изгнаны из мн. юж. районов. В числе прочего это привело к уменьшению плотности населения, т. к. христиан, переселившихся на эти земли, было немного, они концентрировались в основном в крупнейших городах долины р. Гвадалквивир.

http://pravenc.ru/text/674995.html

1247 Мы не будем останавливаться на их содержании, поскольку данное исследование посвящено изучению рукописной традиции исповедных текстов; кроме того, содержание вопросников царям и патриархам было подробно рассмотрено А.И Алмазовым. См : Алмазов. Т. 1. С. 529–530. Опубл. Алмазов. Т. 3. С 174–175. 185–186. 1248 M-Q.I. 268: Q.I. 268, л. 2–6. Опубл : Алмазов. Т. 3. С. 156–159; М-Свир. 110: Ал.-Св. 110, л. 48–48 об. 1252 M-Q.I. 268: Q.I. 268, л. 2–6; М-Свир. 110: Ал.-Св. 110, л. 48–48 об., Ундол. 668, л. 52–73 об. Опубл.: Алмазов. Т. 3. С. 288–296. 1269 См. также: Корогодина М.В. Исповедь в старообрядческой рукописной традиции XIX в.//Историография и источниковедение отечественной истории: Сб. науч. статей. СПб., 2003. Вып. 3. С. 58–77. 1270 МСтарообр-Чуван 364: Чуван. Р-364, л. 35 об.–47; МСтарообр–Чуван. 134: Чуван. Р-134, л. 20–21. 1275 М-Чуван. 134: Чуван. Р-134, л. 21–28 об.; Ж-Чуван. 134: Чуван. Р-134, л. 34–41 об.; Смирнов 7, л. 37. Огоренки – игра, то же, что горелки. 1280 Чуван 134: Чуван. Р-134, л. 21–28 об.; Ж-Чуван. 134: Чуван. Р-134, л. 34–41 об.; Смирнов 7, л. 28-об. 29. 1282 Румянц. 373, л. 259–261 об. Опубл.: Востоков А.Л». Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 551–552; Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков. 1916. Т. 2. С. 92–95. См. также: Сперанский М.Н. Из истории отречённых книг. 1. Гадания но Псалтири//ОЛДП. Памятники древней письменности. СПб., 1899. Т. 129; Турилов А.А. Библейские книги в народной культуре восточных славян (К истории Псалтыри как гадательной и магической книги)//Jews and Slaves. Vol. 2; The Bible in a Thousand Years of Russian Literature Jerusalem. 199–1. C. 77–86. 1284 МСтарообр–Чуван. 364: Чуван. Р-364, л. 35 об.–47; М–Чуван. 134: Чуван. Р-134, л. 21–28 об.; Ж–Чуван. 134: Чуван. Р-134, л. 34–41 об.; МСтарообр-УЦилем. 314 Усть-Цилем. (Печорское) 314, л. 1 об.–9. 1286 Смирнов 7, л. 27; М-Чуван. 134: Чуван. Р-134, л. 21–28 об.; Ж-Чуван. 134: Чуван. Р-134, л. 34–41 об.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

12:23 И ли: душа. 1252 12:27 Или: на жертвенник. 1253 13:1 Букв.: знаке/ знамении; то же в ст. 3. 1254 а 13:4 И ли: Его бойтесь. 1255 б 13:4 Букв.: голосу. 1256 а 13:5 Букв.: из дома рабства; то же в ст. 11 . 1257 б 13:5 Или: выкупил. 1258 13:6 Букв.: жена лона твоего. 1259 14:1 И ли: дети. 1260 14:7 Даманы – животные, живущие в скалистых местах, по внешнему виду напоминающие бесхвостых сурков (см. Пс 104 (103):18). 1261 14:12 И ли: сипа белоголового. 1262 14:14 И ли: ворону. 1263 14:15 Или: ушастую сову. 1264 14:17 Или: сову. 1265 а 14:18 Или: кулика; или: зуйка. 1266 б 14:18 Летучие мыши относятся не к птицам, а к млекопитающим (отряд рукокрылые), но, поскольку обитают в «воздухе», отнесены к этому классу. 1267 14:20 См. Лев 11:21. 1268 14:21 Очевидно, этот запрет был реакцией на древний ханаанский и сирийский обычай. 1269 15:7 Букв.: не ожесточи сердца своего и не сожми руку свою. 1270 15:12 И ли: будет продан. 1271 15:15 Или: выкупил. 1272 16:1 С м. примеч. к Исх 12:43. 1273 16:3 Букв.: с ней ( с Пасхой). 1274 16:7 В отличие от первой в истории Израиля пасхальной трапезы, для которой мясо зажаривалось (см. Исх 12:8, 9), в последующие годы, согласно этому указанию, мясо пасхальной жертвы надо было варить. 1275 16:13 И ли: Шалашей. 1276 16:18 Или: справедливым. 1277 16:21 С м. примеч. к Исх 34:13. 1278 17:1 Букв.: мерзость, т. е. надругательство над богослужением. 1279 17:5 Судебное следствие проводилось в те времена у городских ворот; приговор к смерти приводился в исполнение в определенном месте за городской стеной (ср. Деян 7:58; Евр 13:12). 1280 17:15 Букв.: который не брат твой. 1281 17:16 Букв.: возвращать народ в Египет. 1282 17:17 Букв.: развратится/ отступит сердце его. 1283 17:18 Евр. Торы; друг. возм. пер.: Наставление или: Учение; то же и в ст. 19; см. примеч. к 1:5. 1284 17:20 Букв.: братьями. 1285 18:1 Е вр. ишше традиционно переводилось как жертва ( вознесенная) в огне, т. е. дар, принесенный Господу. В большинстве случаев в ВЗ этот термин относился к особого рода жертвоприношениям (частично или полностью сжигаемым на жертвеннике); здесь, как и в Исх 29:41; Лев 10:12; Числ 15:3, это в общем смысле «дар» или «приношение». 1286

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Нечего говорить, что чем дальше удалялись люди по времени и по духу от источников колыбели христианства, тем голоса их против Бога становились злее и хульнее (ср.: 2Тим. 3, 2 ; Откр. 13, 5; 9, 11, 21 ; 2Петр. 2, 12 ). Дидро, глава французских энциклопедистов, писавший одинаково свободно и похабные романы («Les bijoux indiscrets»), и философские трактаты, начав с веры в Бога, кончил такими воззрениями: «Как Бог, полный благости, может найти удовольствие в том, чтобы купаться в слезах?» 563 С еще большим кощунством и цинизмом выражался Вольтер, другое светило из того же лагеря, в своем философском словаре 564 . Я уже не говорю про наши времена. Но если и не в такой резкой форме, то все же мысль о примирении благой воли Творца с видимыми неустройствами и несовершенствами в физическом мире весьма не по-христиански оформлялась в пытливых и самолюбивых головах. Говорят, что король Кастилии Альфонс X Мудрый (1252–1284), пораженный сложностью мировой системы (по Птолемею), воскликнул не без кощунства: «Будь я при Господе Боге, когда Он творил мир, я посоветовал бы устроить его попроще!» 565 . Но эти вопросы посложнее системы Птолемея. Откуда физическое зло?Все из того же первого зла – греха, в данном случае человеческого. Не согрешил бы человек, Бог не проклял бы из-за него земли и всей твари на ней. Согрешил и услышал приговор: «Проклята земля за тебя... терния и волчцы произрастит она тебе» ( Быт. 3, 17, 18 ). Божественный апостол объясняет, что это проклятие надо понимать в более широком смысле, чем простое отъятие у земли ее плодородных качеств. Суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании, яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих. Вемы бо, яко вся тварь, с нами совоздыхает и сболезнует даже доныне ( Рим. 8, 20–22 ). Таким образом, вся тварь воздыхает, мучается, разрушается под действием этого проклятия. И чем дальше к концу мира дело идет, тем сильнее она ветшает ( Пс. 101, 27 ). Еще в 253 году святой священномученик Киприан, епископ Карфагенский, между прочим, писал к язычнику Деметриану 566 :

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010