При первых халифах династии Омейядов было предпринято неск. попыток вновь отстроить и заселить прибрежные города Сирии и Палестины. В целом при арабах уменьшается объем морской торговли. К. П., по всей видимости, оставалась небольшим городом в районе древнего порта. Значительная часть порта была засыпана, на месте внутренней гавани иродианского времени устроено городское кладбище. На главной храмовой платформе К. П. построена мечеть. Начиная с кон. VII в. визант. армия несколько раз нападала на города палестинского побережья, а в 975 г. визант. имп. Иоанн I Цимисхий ненадолго вернул город под визант. правление. В нач. XI в., при фатимидских правителях, на богатые города неоднократно нападали отряды кочевников-бедуинов. Все это вынуждало араб. правителей укрепить город. В раннее средневековье о К. П. писали мусульм. путешественники: арабский историк аль-Мукаддаси (985) и персидский путешественник Насир Хосров (1004 - после 1072). Перед началом крестовых походов торговое и военное значение города выросло, особенно оживленной была торговля с Амальфи и Венецией. В нач. XII в. К. П. была захвачена крестоносцами. В 1100 г., пытаясь спасти город от разграбления, жители обязались платить дань Готфриду Бульонскому , однако уже через год Балдуин I осадил город. При крестоносцах на храмовой платформе был заново возведен кафедральный собор и построены еще несколько церквей. Известно о кварталах госпитальеров (см. Мальтийский орден ) и тевтонцев (см. Тевтонский (Немецкий) орден св. Девы Марии ); возможно, существовал генуэзский квартал. Франц. историк Жак де Витри в кон. XII в. отмечал неудобство гавани К. П., обеспеченность города водой и наличие множества садов и рощ. Согласно Вениамину Тудельскому (1173), кроме христиан в городе жили неск. сот евреев и самаритян. В 1187 г. К. П. была захвачена войсками Салах-ад-Дина , разрушившего городские стены; затем неоднократно переходила из рук в руки. В 1251-1252 гг. при кор. Людовике IX Святом построили новые укрепления К. П. В 1265 г. войска мамлюкского султана Бейбарса I окончательно разрушили город.

http://pravenc.ru/text/1684275.html

75 Михаил Палеолог (1224–1282), с 1252 г. – император в Нике, с 1264 г. – в Константинополе. Уничтожил Латинскую империю, созданную западными властителями на руинах разрушенного крестоносцами Константинополя. Однако, император, ведя многочисленные войны, стремился получить поддержку у Рима. По его настоянию была заключена уния Православной Церкви с Римским престолом в 1274 г. Император низложил патриарха Иосифа I за отказ подписать унию. С помощью латинян он огнём насаждал унию в Византии. Его называли «вторым Юлианом». Особенно сильное сопротивление уния встретила на Святой Горе Афон. (См.: Афонский патерик. Повесть о нашествии латинян на Святую Гору Афон, а также повесть о мучениках монастыря Зограф.) Не сумев преодолеть сопротивление Православной Церкви, в 1280 г. Император прекратил насаждать унию, за что римский папа отлучил его от своей церкви. 81 Кармирис И. Догматические и символические памятники Православной Церкви. Афины, 1953. Т. 2. С. 560. 83 См.: Ware Timothy. Eusratios Argenti. P. 74. (Автор книги в настоящее время – епископ Константинопольского Патриархата Каллист. – Пер.) 97 Как пишет Иоанн Кармирис, «известные латинские положения о монархическом абсолютизме папы, несмотря на исследование их группой епископов на Втором Ватиканском соборе, не только не были ослаблены, но, напротив, ещё более развиты, так что папа теперь без колебаний упоминает их по поводу и без повода с большим пафосом». (Указ. соч. Т. 2. С.162). 99 Муратидос К. Отношения Церкви и государства. Т. 1. Афины, 1965. С. 168–169.Ср.: Кармирис И.Православие и католицизм. Т. 3. С. 129–130. 104 Как говорит митрополит Пантелеимон Родопулос, « Второй Ватиканский собор, который год назад завершил свою работу, попытался положить конец отчуждению Римской Церкви от других Церквей и от мира. Достиг ли он этого? В словах любви, смирения и общего духа благородства – да. А в большинстве официальных текстов – нет. (См. журнал « Григорий Палама », 584–585. С. 23–24). 106 См.: Калогерос Иоанн. Второй Ватиканский генеральный римокатолический собор и его экуменические усилия с православной точки зрения. Фессалоники, 1965. С. 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

В монастырях вводил он все лучшее, что видел на востоке. Для устроения и украшения храмов вызывал с востока лучших иконописцев и мастеров мраморной работы29). В грамате своей святитель писал: «Спаситель нам сказал: славящих Меня прославлю; кто исповедует Меня пред людьми, о том возвещу и Я пред Отцем Моим небесным. Христолюбивый Иларион, священный епископ зетский, последуя словам Спасителя, поднял много трудов в своем святительстве. Поставленный мною в святителя зетской области, он прежде всего старался учить людей божественному закону. Потом достроил в м. Вранине дом Божий, храм в честь преподобного отца нашего Николая, поселил там черноризцев для славословий Богу и отдал святое место под мою защиту. – Я, архиепископ сербской земли, даю заповедь именем Господа Вседержителя и именем смирения моего: пусть при преемниках моих архиепископах святое то место не обращается в метохию (подворье) архиепископа или на другое работное назначение… Пусть братия сами избирают себе старейшину и только получают благословение архиепископа»30).   28) Письма с востока 1, 114. 29) Никон. л. 2, 282. 285. Гласник Х, 259. 30) Грамата 1233 г., не совсем сохранившаяся, напечатана в Изв. акад. VII, 207. 208. Не бесплодна была заботливость св. Саввы о зетской кафедре. В 1252 г. старанием «епископа всея зетския области кир Неофита, восполняющаго все недостающее из святых писателей в св. церкви арх. Михаила на месте Иловице», переведен был вновь номоканон с полными правилами и толкованиями (у Григоровича стр. 182. 183), перешед в 1270 г. в Россию. Народ сербский назвал св. Савву просветителем Сербии. И не напрасно. Путешествуя по стране сербской, святый насадил в ней благочестие, которое пережило в народе бури веков. Биограф св. Стефана Лазаревича пишет о современных ему сербах: «с юного возраста все, от малого до старого, приучены посещать храм Божий дважды в день». И поныне еще в сербском народе остается много благочестивых, истинно христианских обычаев, насажденных просветителем Сербии. Грешно было бы для серба обещать что-нибудь, не прибавив: «если Господу угодно».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Между тем, в это время, кроме Новгородской области, вся Россия представляла одни развалины сел и городов – следы Батыевых походов. Новгородцы еще не испытали его зверства и считали себя неподвластными монголам. Батый слышал о достоинстве и знаменитых подвигах Александра Невского, и чрез своих посланных приказал сказать ему: «Князь Новгородский! Известно ли тебе, что мне покорились многие царства и народы: ты ли один будешь независимьм? Но если хочешь соблюсти землю твою целою и невредимою, приди и отдай мне честь, как прочие князья русские, за что и власть свою воспирияли, и честь большую от меня получили. Я наслышан о тебе, что ты разумен, храбр и великовозрастен». 56 Зная, сколь опасны и воинственны монголы и опасаясь отказом навлечь бедствие и на свои удел, Александр вслед за братом своим Андреем, в 1246 г., поехал в стан Батыев к устью Волги, а оттуда в далекую Татарию, чрез обширные степи, к великому Хану. Обласканный Ханом, он счастливо возвратился в отечество, получив в управление Киев со всею южною Россией, где господствовали баскаки монгольские, a в 1252 г. признан Батыем в достоинстве Великого Князя Владимирского. Быв Князем удельным, Александр бесстрашно громил врагов отечества: шведов, ливонцев и литовцев; получив же престол Великокняжеский, переменил политику: смирился пред грозным могуществом монголов, и старался облегчать цепи рабства угождением Батыю и сыну его Сартаку, считая это средство единстненным путем к спасению России от конечной погибели. Для этой цели он неоднократно ездил в Орду, ласкал ханских вельмож, одаривал Ханов, исправно платил подать. Вообще, всеми возможньми способами старался успокоить врагов отечества, предоставляя борьбу с ними более благоприятному времени. И его области, при всей тяжести поголовного сбора, наслаждались, по крайней мире, безопасностью от лютых хищников. Видели мы Александра Невского, как храброго воина и мудрого политика, теперь отрадно посмотреть на него, как на твердого исповедника и защитника православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

За проповедь христианства были убиты нек-рые католич. миссионеры, в основном францисканцы, посещавшие мусульм. земли начиная с XIII в. (см.: Ryan. 2004). К лику М. причисляли также церковных иерархов и благочестивых правителей, погибших в политической борьбе. Среди правителей-М. были бургундский кор. Сигизмунд , англосакс. кор. Освальд , чешские кн. Вячеслав (Вацлав) и кнг. мц. Людмила , дат. кор. Кнуд IV (II) , норвеж. кор. Олав II Святой. Во время нападений викингов погибли почитавшиеся в Англии кор. Эдмунд и Эльфхеах, архиеп. Кентерберийский. В Меровингской Галлии жертвами кровавых интриг были епископы Дезидерий Вьеннский, Леодегарий Августодунский (Отёнский) и Прейект Арвернский (Клермонский). Особым почитанием в средневек. Европе были отмечены церковные иерархи, убитые по приказу правителей-тиранов,- Фома Бекет , Станислав Краковский, Иоанн Непомуцкий. Противниками григорианской реформы был убит миланский диак. Ариальд († 1066), еретиками - инквизиторы Петр Веронский († 1252) и Педро де Арбуэс († 1485). Т. о., в католич. традиции М. почитались не только те, кто приняли смерть за веру, но и те, кто по примеру Христа жертвовали собой ради др. людей (см. Ин 15. 13). Так, Фома Аквинский считал мученичество высшим проявлением любви, способности к полному самоотречению ради Христа ( Thom. Aquin. Sum. th. 2. 2. q. 124. a. 2-4). В эпоху Реформации (XVI-XVII вв.) на Западе начался новый этап в истории мученичества, связанный с ожесточенными религ. конфликтами. С т. зр. протестантов, «мучеником», пострадавшим за религ. убеждения, отличные от офиц. политики католич. Церкви, был Ян Гус. Впосл. для сторонников Реформации, подвергавшихся преследованиям со стороны гос. власти, претерпеваемые ими страдания являлись важным свидетельством того, что они продолжают традиции ранней Церкви. М. Лютер рассматривал наличие М.-протестантов как признак возрождения истинной Церкви, как доказательство духовной преемственности между ранними христианами и реформаторами. Первыми протестант. М.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

Александр Невский – мыслитель, философ, стратег, святой Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. 11 сентября, 2012 Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. Александр Ярославич Невский (1220 — 14 ноября 1263), князь Новгородский, Переяславский, великий князь Киевский (с 1249), великий князь Владимирский (с 1252). Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Память 6 декабря и 12 сентября по новому стилю (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 — лавра) 30 августа 1724 года). Александр Невский : только факты (Журнал «Фома» январь 2009) — Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году и скончался в 1263 году. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского. — Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. — Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-mysl...

«Главы о подвижничестве и безмолвии» (Добротолюбие. Т. 1. С. 464-466; Capitula de religiosa exercitatione et quiete//PG. 40. Col. 1205-1212. CPG, N 5555. 5). «Наставления святого Марка, извлеченные из других его слов» (Добротолюбие. Т. 1. С. 485-519; Opuscula. 3, 4, 6-8//PG. 65. Col. 965-1028, 1053-1109 - в сокращении). При переводе этих слов свт. Феофан кроме текстов из PG. 65 использовал рукопись из «монастыря св. Саввы в Палестине, которая полнее и точнее других» (Добротолюбие. Т. 1. С. 468). При этом он опирался на имевшийся рус. перевод Оптиной пуст. (М., 1858), из к-рого нек-рые места были позаимствованы дословно, др. перефразированы или опущены. «Главы о деятельной жизни к Анатолию» (Добротолюбие. Т. 1. С. 569-584; Capita practica ad Anatolium//PG. 40. Col. 1220-1244. CPG, N 2430). «Евагрия монаха - о деятельной жизни сто глав» (Добротолюбие. Т. 1. С. 584-590; Liber practicus, capita 100//PG. 40. Col. 1244-1252. CPGS, N 2430). «Его же - другие изречения» (Добротолюбие. Т. 1. С. 602-603; Capitula XXXIII: Aliae sententiae//PG. 40. Col. 1264-1268, 1269. CPG, N 2442). «Его же - изречения о духовной жизни, по алфавиту» (Добротолюбие. Т. 1. С. 601-602; Spiritales sententiae per alphabetum dispositae, et aliae sententiae//PG. 40. Col. 1268-1269. CPG, N 2444). «Об осьми помыслах к Анатолию» (Добротолюбие. Т. 1. С. 603-605; De octo vitiosis cogitationibus//PG. 40. Col. 1272-1276. CPG, N 2430). «Наставления братиям, живущим в киновиях и странноприимницах» (Добротолюбие. Т. 1. С. 608-614; Sententiae ad eos qui in coenobiis et xenodochiis habitant fratres//PG. 40. Col. 1277-1282. CPGS, N 2435). «Его же - наставления девственницам» (Добротолюбие. Т. 1. С. 614-617; Sententiae ad virginem//PG. 40. Col. 1283-1286. CPGS, N 2436). «Евагрия монаха - Изречения» (Добротолюбие. Т. 1. С. 636-638). Судя по примечанию свт. Феофана о том, что он извлек данные изречения из «Достопамятных сказаний», «Сборника» (имеется в виду «Отечник») свт. Игнатия (Брянчанинова) и «Алфавитного Патерика» (Добротолюбие. Т. 1. С. 636. Примеч.), он опирался на уже имевшийся рус. или слав. текст.

http://pravenc.ru/text/178682.html

В ходе приведения обновленческим синодом церковных границ в соответствие с гражданским административно-территориальным делением обновленческие приходы Мензелинского и Челнинского кантонов в нач. июня 1924 г. перешли в ведение Казанского ЕУ. Центром раскола стало Челнинское кантонное церковное управление, поставившее перед Казанью вопрос об учреждении при Николаевском соборе с. Набережные Челны (ныне город) кафедры «самостоятельного епископа». Однако ни в 1924 г., ни позднее обновленцам не удалось возобновить викарную кафедру на территории бывш. М. в. Арх.: Архив УФСБ РФ по Свердловской обл. Д. П-18284; РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 1. Л. 15; Д. 209. Л. 3-8 об.; Д. 218. Л. 132-134 об., 158, 236-237, 326-335; Д. 272. Л. 164-164 об., 165; Д. 273. Л. 3-4 об.; НАРТ. Ф. Р-1172. Оп. 3. Д. 1113. Л. 10, 11-12, 59, 63; ЦГИА Респ. Башкортостан. Ф. Р-1252. Оп. 1. Д. 54. Л. 39-39 об., 42 об.- 43, 58, 59, 65-67, 92, 96-99; Д. 266. Л. 47. Ист.: Постановления Уфимского Епарх. Собрания августовской сессии 1918 г. Уфа, 1918. С. 1, 2, 21-22, 94; Краткие сведения о епископах правосл. Церкви, состоящих в ведении Свящ. Синода//ВССПРЦ. 1926. 12/13. С. 8; Акты свт. Тихона. С. 319, 933, 976, 977. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 385, Т. 4. С. 55-56; Лавринов В. В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екат., 2001. С. 39, 143; он же. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 294, 304-305, 401, 408; Из истории рос. иерархии: Ст. и док-ты. М., 2002. С. 195; «Обновленческий раскол». С. 785-786; Губонин. Ист. иерархии. С. 289-290, 688, 698, 881; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 338-339; Зимина Н. П. Стояние в вере: временная автокефалия Уфимской правосл. епархии в период заключения Святейшего Патриарха Тихона (нояб. 1922 г.- авг. 1923 г.)//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История, история РПЦ. 2007. Вып. 3(24). С. 79-117; она же. Полуобновленчество в РПЦ в сер. 1920-х гг.: К вопросу об оценке церк. политики еп. Елабужского Иринея (Шульмина) и еп. Сарапульского Алексия (Кузнецова)//Там же. 2013. 3(52). С. 17-39; она же. Нижнетагильская автокефалия (канонич. основания, тактика, ист. значение)//Гос-во, общество, церковь в истории России ХХ в.: Мат-лы XII Междунар. науч. конф. Иваново, 2013. Ч. 1. С. 164-171.

http://pravenc.ru/text/2562982.html

В этом находится звено, соединяющее его цивилизаторские мероприятия с церковной реформой, в этом цель и смысл последней. В русской исторической литературе обыкновенно высказывается тот взгляд, что петровская церковная реформа вызвана была тем неудовлетворительным состоянием церковных дел, которое было до неё, и желанием преобразователя ввести в них порядок 1245 . Может быть, это отчасти так и было. Нужду в то время в церковной реформе отрицать, конечно, нельзя 1246 . Церковная жизнь того времени представляла много тёмных сторон 1247 . И, может быть, Петру не чуждо было стремление устранить некоторый церковные настроения 1248 . Но основная цель, дух и направление этой реформы всецело были определены девизом всей вообще преобразовательной деятельности Петра – государственным благом 1249 . Было немало точек соприкосновения, где реформаторская деятельность Петра, направленная к государственному благу, должна была стать лицом к лицу со старым церковным укладом и так или иначе преобразовать его. Так, Петру в его реформаторской деятельности сочувствовало только меньшинство русского люда. Масса же была на стороне старины и не хотела отказываться от неё в пользу новых порядков. Между тем, духовенство в своём большинстве и сам патриарх стояли на стороне народной массы и, таким образом, естественно могли поддерживать в ней отрицательное отношение к мероприятиям преобразователя 1250 . Так, Петру для своего государственного дела нужны были знающие иностранцы. Но для того, чтобы привлечь их в Россию и заставить усердно служить русскому государственному делу, нужно было доставить им разные удобства и, между прочим, свободу отправления своих культов. Между тем церковная власть противилась этому вторжению иностранцев, считая их рассадниками ересей, и хотела строго расправляться со свободомыслящими, часто очень нужными Петру, людьми 1251 . Петру настоятельно нужны были деньги: государственная казна их не имела. Но у церкви были имущества 1252 . Таковы были обстоятельства. И при них Пётр не мог не желать и не стремиться к тому, чтобы духовенство или по крайней мере высшая церковная власть служила его делу 1253 . А для этого нужно было подчинить церковь государству и церковную власть власти государственной и в этом духе провести реформы в церковном строе 1254 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

84 Война Езекии с Сеннахиримом – Сеннахирим (Синахериб) (716–687 гг. до н. э.) – ассирийский царь, завоевавший окрестные царства и направившийся войной на Иудею. Езекия, царь Иудейский, признал его власть и платил ему дань. Но Сеннахириму показалось это недостаточным. Тогда Езекия противостал превосходящему во много раз войску. В стане ассирийцев вспыхнула эпидемия, и Сеннахирим вынужден был бесславно отступить. 86 «...как в древности Моисею против Амалика...» – имеются в виду события, связанные с военными действиями израильтян под предводительством пророка Моисея, против вождя племени амаликитян, одного из кочевых племен. События описаны в книге Исхода, гл. 17, стихи 8–16. 87 «...как Иисуса Навина у Иерихона»... – после смерти пророка Моисея военачальник Иисус Навин продолжил его дело. Израильтяне вошли в Палестину и начали ее завоевание. Одним из первых палестинских городов пал Иерихон, вокруг которого несколько раз обошли израильские воины, громко трубя в трубы. Стены города рухнули (Книга Иисуса Навина, гл. 6). 88 «...то уподобитесь евреям, которых Господь питал в пустыне манной...» – эти и другие события описаны в книге Исхода. 89 Иоанн де Плано Карпини – современник князя Ярослава, отца Александра Невского, посол папы римского в ставке хана. 90 «...карательная экспедиция Неврюя» – нашествие монголо-татарского полководца Неврюя на Владимиро-Суздальскую землю произошло в 1252 г. Ханом Золотой Орды в это время был Сартак. 91 «...на нижней Волге и в Сарае была учреждена православная епископия» – как в столице монголо-татар, так и на их территории, строились православные храмы, поскольку много русских находилось в плену. Епископией управлял епископ. Благодаря стараниям Александра Невского и установлению епископии православие распространялось и среди монголо-татар. Читать далее Источник: Жизнеописания достопамятных людей земли Русской, X-XX вв. : [Сборник/Сост. С. С. Бычков]. - М. : Моск. рабочий, 1992. - 333 с. (Клуб любителей истории Отечества. КЛИО). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010