Заведующий отделом 1250 ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 691. Л. 22–22 об. Копия. Рукопись. VI. 36. Запрос народного комиссара юстиции Д. И. Курского в VIII отдел НКЮ РСФСР о темах атеистических лекций на фронте 9 декабря 1918 г. В скором времени отправляются в прифронтовую полосу литературно-инструкторский поезд имени т. Ленина, ставящий целью снабжение литературой, инструктирование, культурно-просветительную деятельность и агитацию. С этим поездом отправляется представитель Народного комиссариата юстиции. Предлагаю представить мне не позже среды 11-го сего декабря перечень вопросов, касающихся вашего отдела, которые нужно выяснить на месте. Народный комиссар ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 696. Л. 219–219 об. Копия. VI.37. Письмо заведующего VIII отделом НКЮ РСФСР П.А. Красикова народному комиссару юстиции Д. И. Курскому о чтении атеистических лекций на фронте 11 декабря 1918 г. По предметам, относящимся к ведению VIII отдела НКЮ, желательно было бы прочесть на фронте лекции на следующие темы: «Религия и коммунизм», «Буржуазное государство и программа коммунистов», « Церковь и буржуазное государство», «Церковь, религия и Советская власть». Пособиями для лекций могут служить следующие книги: Покровский «Очерк истории русской культуры» том 1 и 2, Плеханов «О Фейербахе», Богданов – статья «Авторитарное мышление», «Наука об общественном сознании» и др. книги того же автора, выписки из «Собрания узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства» за 18 и 62, брошюры Н.М. Лукина « Церковь и государство», Рейснера М.А. «Церковь и государство», Бухарина «Церковь и школа», Коллонтай «Пора покончить с черными гнездами» (Правда 243) 1251 . Если работа тов. Хмельницкого не ограничится только агитацией среди красноармейцев, а будет вестись и среди местного населения, то желательно выяснить, насколько проведен на местах в жизнь Декрет об отделении церкви от государства от 23 января 1918 года и Инструкция к этому декрету Народного комиссариата юстиции от 24 августа 1918 года по прилагаемой к настоящему анкете 1252 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

26 Константинопольские греческие церкви, например, за миро должны были уплачивать ежегодно латинскому патриарху 82 фунтов золота. Матфей монах говорит об usuris, justitiae venditioibus и разного рода enormitatibus римской церкви на Востоке (Matth. Paris. P. 778). 31 Десятин в греческой церкви не было; значит, мысль собора была следующая: «тогда Греки начнут платить десятины». 33 Именно – вассальную, подобно тому, как вассалы светские изъявляли покорность своим сеньорам, подавая им правую руку в знак покорности; лица равные, в знак верности и союза, подавали руки друг другу. 34 Именно, клирики, монахи и миряне говорили: «Да прославиться свят ваш пред человеками не только посредством дел, но и через самые слова, и пусть не таится в ваших определениях ничего неясного и прикровенного. Из претерпеваемого вами мы узнали лукавство Латинян; мы довольно с ними жили, много скорбей претерпели, темничное заключение, изгнание из отечества, урезание бород; мы знаем их хитрости. Они одно говорят, и другое имеют в мыслях. Требуют подавать руки, наши ихним, и утверждают, что это не заслуживает ни малейшего порицания или обличения. А между тем тут кроется предательство веры, полученной нами от предков, подготовка к церковному послушанию и ко всем бредням, обычным старому Риму. Миряне их и священники, все будучи воинами и хорошо зная воинские правила, считают подание руки знаком подчинения и всякого вида рабства, подобно как это обыкновенно делают побежденные в битвах. Для того просим ясно внести в священные определения, чтобы Кипряне не подавали рук Итальянцам, хоть и кажется это дело недостойным упоминания в священных канонах. А если сего не будет, то наступит иная опасность падения крепкого и непоколебимого созидания архиереев, твоих предшественников» … См. 1-е послание Германа на остров Кипр в собрании Котелерия – Monuments ecclesiae graecae, tom. 2. 36 Отрывок этот, заимствованный у Аллатия, см. во 2-м т. Cotelerii Monum. eccl. graecae, p. 684. 37 Об этом в сочинении Contra errores graecorum, помещен в 27 томе Bibliothecae Patrum. Этот трактат написан в 1252 году, в стенах Константинопольского доминиканского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Феодора Глеб и Михаил поступили с ним несправедливо: дали ему во владение из всего Смоленского княжества только небольшой город Можайск. Но святой не спорил и не гневался на братьев. Умный и добрый князь можайский сумел устроить небольшой городок свой, сделать его зажиточным и людным. И Господь, видя незлобие и чистое сердце святого князя, вскоре наградил его княжеством Ярославским. В 1249 г. скончался ярославский князь Василий Всеволодович, не оставив после себя сыновей. Некоторое время княжеством управляла жена его княгиня Ксения. Но управление княжеством в те тяжелые и тревожные времена татарского ига и княжеского произвола в руках женщины не могло пойти успешно. И действительно, в 1262 г. народ в Ярославле, выведенный из терпения насилием татарских сборщиков дани, убил такого сборщика Зосиму. Этот Зосима раньше был христианином и даже монахом, а потом в угоду татарам принял магометанство. Ругаясь над верой Христовой и хуже татар утесняя своих прежних братьев, Зосима так ожесточил граждан ярославских вымогательствами, поруганием и хулой христианской святыни, что они убили отступника и бросили его тело на съедение псам и воронам. Чтобы наказать взбунтовавшийся Ярославль и другие русские города, выгнавшие татарских сборщиков, хан Беркай (Берке) (1257–1266) уже стал собирать войско. В это тяжелое время великий князь св. Александр Невский (1252–1263; память 23 ноября/6 декабря и 30 августа/12 сентября) отправился в Орду и при помощи просьб и подарков хану и его приближенным вымолил пощаду Русской земле. Так как больше других городов провинился перед ханом Ярославль и ему грозила большая опасность разорения, то вдовствующая княгиня ярославская Ксения, вероятно, теперь ясно увидела, что для порядка в управлении княжеством нужна твердая мужская рука, и решила принять в дом к себе зятя. Со своей стороны молодой князь можайский Феодор не прочь был жениться на княжне ярославской Марии Васильевне. Он снесся с княгиней Ксенией и родственными ей князьями — ростовским Борисом Васильковичем († 1277 г.) и его братом Глебом Васильковичем белозерским († 1278 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Блаженство небесной и желаннейшей райской жизни будет возрастать еще больше, ибо там мы встретим и узнаем наших родных и друзей, скончавшихся в покаянии. Вопрос, который здесь часто лишает нас радости и усиливает скорбь: «Увижу ли я снова моих любимых? Встречу ли снова тех, с которыми вместе я жил и делил радость и печаль, тревогу и скорбь?» – там получит ответ. Там произойдет радостная встреча, которой жаждет наша душа. Там встретятся верные супруги, там снова процветет нежная улыбка, там раскроются объятия благочестивой матери навстречу своим боголюбивым детям и взаимно!... Потому что «жизнь вышней природы есть любовь», как отмечает святитель Григорий Нисский . 1252 Об этом у нас есть свидетельства в Богодухновенных Евангелиях. Из Святого Преображения Спасителя мы узнаем, что три ученика признали в тех, кто беседовал с Господом, Моисея и Илию ( Лк.9:30 ). Из притчи о богаче и Лазаре мы видим, что богач признал в загробной жизни и Авраама, и Лазаря ( Лк.16:23 ). Этой истине учил Господь, когда утешал Своих учеников. Он дал им «добрую надежду» на встречу и уверил, что снова придет во время Второго и славного Пришествия Своего, чтобы взять их с Собой, чтобы и они были там, где пребывает Он ( Ин.14:3 ). А Апостол Павел радуется, что фессалоникийцы, уверовавшие в евангельскую проповедь, были не только тогда его славой, радостью и венцом похвалы – они будут его радостью и венцом и в день Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа ( 1Фес.2:19–20 ). Конечно, любовь, которая соединит нас в раю, будет любовью святой, кристальной, свободной от болезненного сентиментализма. Эта любовь будет основана не на родственных узах, как между супругами или между родителями и детьми. Это будет высшая любовь, чисто духовная, любовь «о Господе». Поэтому радость, которую мы будем испытывать от той святой любви, совершенно не будет умаляться тем, что некоторые из здешних наших знакомых и близких, возможно, не окажутся в прекраснейшем раю. Ведь в той пресвятой жизни кровь и плоть, родственные узы по плоти, мирские знакомства и все подобного рода связи не будут иметь никакого значения. Новые, нерушимые, вечные связи соединят тогда всех между собой и со Спасителем Христом и двумя другими Лицами Пресвятой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

После описания чисто небесного видения, в 5 ст. Иоанн обращается своим взором к видению, тесно связанному с событиями на земле, которые и объясняются из предыдущего. Предыдущее видение говорило о положении святых, достигающих неба во время страданий антихристианского времени, а новое видение говорит уже о самых страданиях благочестивых, страданиях, которые для нечестивых будут казнями. Иоанн видит на небе открытый храм скинии. Подобное же видение описано 11:19, только там храм назван Божиим, и предметом созерцания указан ковчег завета. Скиния, это, очевидно, – тот походный храм еврейского народа, о котором сообщается в Исх. 29:10, 11, 32 . В 5 ст. говорится об открытии не скинии вообще с ее святилищем и двором; они были открыты и доступны всегда, но только храма скинии свидетельства, т.е. важнейшей части ее, которой и принадлежало значение свидетельства – откровения (το μαρτυπου) (ср. Исх. 25:22 ). Святое святых, где ковчег завета, служило для ветхозаветного человека самым священным местом источником откровения, и доступ туда был дозволен только одному первосвященнику и притом только однажды в год. И если в видении Апокалипсиса представляется открытым для всех доступ в Святое святых, к ковчегу откровения 1251 , то это должно, очевидно, означать последние моменты Божия откровения, последние явления Божьего суда над человеческим родом Небесный храм раскрылся настолько, что было видно Святое святых и ковчег с заповедями, как свидетель против грехов человечества. Нужно ожидать окончательного суда, суда грозного, каким был и мог только быть суд ветхозаветный, не знавший милости, ибо он не знал благодати 1252 . Из Святое святых, т.е. от самого престола Божия и как бы от Бога, вышли семь ангелов, те самые, о которых было упомянуто в 1 ст. Они назначены (χοντες – «имеющие») быть вестниками последних семи казней-язв. Как вестники, они были одеты в чистую и светлую льняную одежду и опоясаны по персям золотым поясом. Эта одежда напоминает несомненно собою одежду Сына человеческого (1:13) и говорит о том, что их миссия есть исполнение воли Иисуса Христа, как Судии мира 1253 . Чистота одежды ангелов соответствует праведности и истинности путей Божиих (ст. 3), светлость (λαμπρς) же – величию Божеств, всемогущества и дивности Его дел (ст. 3). Чистоте и светлости одежды соответствует своим блеском и драгоценностью золотой пояс (21:18).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Известен небольшой придел у северного фасада церкви Иоанна в Перемышле, сооруженной князем Володарем Ростиславичем. Исследования польских археологов показали, что прямоугольный в плане придел имел полукруглую апсиду и заключал в себе погребение князя, построившего храм и погребенного в нем в 1125 г. 1342 К той же традиции принадлежит и ныне не существующий, но известный по раскопкам Троицкий придел у Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, в котором в 1252 г. был погребен строитель храма князь Святослав Всеволодович 1343 . Придел располагался у северо-восточного угла собора между северным притвором и северной стеной наоса (рис. 9). Для погребения князя в специально созданном приделе был устроен аркосолий во внешней поверхности северной стены собора (ныне заложенный, он хорошо виден на фотографиях 1930-х гг.) (рис. 10). Реконструкции плана придела сильно рознятся между собой, но это достоверно был небольшой бесстолпный храмик, вероятнее всего, – типа «компактный вписанный крест» с угловыми пристенными столбами.  Следует подчеркнуть довольно большое распространение погребальных приделов в период феодальной раздробленности и, в особенности, в конце XII – начале XIII в. В византийской архитектуре погребальные приделы почти неизвестны, но свидетельством их существования может служить завершенный куполом придел (XIII в.), заканчивающий с востока северную погребальную галерею церкви Паммакаристос (Фетие Джами) в Константинополе 1344 , а также придельный храм с погребениями (XIV в.), оканчивающий с востока южную погребальную галерею церкви Кахрие Джами в Константинополе 1345 . По письменным источникам известны случаи погребения византийских императоров в особых приделах, евктирионах: в евктирионе Иоанна Предтечи при соборе монастыря св. Троицы в Константинополе был погребен император Ставракий, скончавшийся в заточении (812 г.) после кратковременного правления, и его жена. Два саркофага были и в евктирионе Иоанна Предтечи у монастыря Евморфу в Константинополе: здесь были погребены дочери императора Василия I и супруга императора Льва Мудрого 1346 . Подобные приделы с монашескими погребениями (возможно, что речь идет о прославленных иноках, преподобных) зафиксированы в храмах Каппадокии 1347 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1246 . Папа Иннокентий IV делает попытки склонить Даниила Галицкого к принятию католичества. 1248 . Седьмой крестовый поход (Людовика Святого). 1249 . Даниил Галицкий изгоняет архиепископа папского вместе с его патерами. 1252 . Крещение литовского князя Воишелга. 1257 . Основание г. Казани. 1261 . Михаил Палеолог восстановляет Византийскую империю. 1264 . Начало парламента в Англии. 1270 . Восьмой крестовый поход (Людовика Святого). 1273 . Рудольф, граф Габсбургский, избран в немецкие императоры и начинает династию Габсбургов. 1274 . Смерть Фомы Аквинского и Бонавентуры. 1282 . Начало владения Габсбургов в Австрии. Сицилийская вечерня. 1291 . Крестоносцы изгнаны из Сирии. Конец крестовых походов. 1305 . Основание г. Вильны. 1308 . Перенесение папского престола в Авиньон. Отпадение Швейцарии от Германии и основание Швейцарской республики. † Иоанн Дунс Скотт. 1313 . Митрополит Петр испрашивает у хана ярлык, подтверждающий права духовенства. 1321 . Смерть Данте. 1328 . Начало Московского государства (Иоанн Калита, 1-й вел. кн. московский). Филипп VI начинает во Франции династии Валуа. 1346 . Учреждение сербского патриаршества по повелению короля Стефана Душана. 1353 . Моровая язва в России. 1356 . Золотая булла. 1380 . Куликовская битва. 1382 . Нашествие Тохтамыша и разорение Москвы. 1384 . Завоевание Азии Тамерланом. Смерть Джона Виклефа. 1386 . Введение христианства в Литве. 1389 . Покорение южнославянских государств турками. 1395 . Нашествие Тамерлана на московское государство. 1397 . Кальмарская уния. 1408 . Нашествие Эдигея на Москву. 1415 . Сожжение Гусса и начало гусситских войн. 1416 . Смерть Иеронима Пражского. 1424 . Смерть Иоанна Жишки. 1428 . Начало употребления огнестрельного оружия в России (при осаде Порхова). 1429 . † Симеон Солунский . 1431 . Сожжение Иоанны д’Арк в Руане. 1438 . Основание Казанского царства. 1440 . Изобретение книгопечатания. 1450 . Основание храма св. Петра в Риме. 1453 . Взятие турками Константинополя и конец Византийской империи. 1454 . Предоставление восточными патриархами русским епископам права избирать и поставлять своего митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Прихожане занимаются хлебопашеством и отчасти скотоводством и овцеводством; но зажиточных мало. 21. Раденское – в степи, на север от Б. Копаней. Селение названо от фамилии первого переселенца, прибывшего сюда в 1810 г., Раденского. Церковь , деревянная, построена прихожанами в 1855 г. и освящена в честь Рождества Божией Матери, вместо прежней деревянной, построенной в 1815 г. и сгоревшей в 1852 г. Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 141 р. и от прихожан 120 д. земли. Священник живет в общественном доме, а псаломщик – в собственном. Приход – Раденское и деревня Чалбурда. Прихожан 1224+1252=2476. Дух. 9+8. 22. Каховка – местечко на почтовой дороге, известное своею ярмаркой. Земля под нею подарена была Императрицею Екатериною II генералу Каховскому, от фамилии которого она и получила свое название. Потом помещик Димитрий Матвеевич Куликовский купил эту землю и переселил сюда своих крестьян – великороссов и малороссов. Каменная церковь с такою же колокольнею построена тайным советником Николаем Николаевичем Овсянико-Куликовским в 1861 г. и освящена в честь Покрова Божией Матери. Это уже третья здесь церковь : первый храм построен был в 1791 г. и существовал до 1849 г.; потом – временный молитвенный дом в 1850 г. Метрические и исповедные книги хранятся с 1797 г. Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 125 р. и от помещика 120 д. земли. Приход – Каховка и деревня Малая Каховка. Прихожан 1307+1310=2616. Дух. 5+17. 23. Британь – в степи, в 15 верстах от Каховки, принадлежала прежде к Каховскому приходу. Молитвенный дом, каменный, с такою же колокольнею, построен прихожанами в 1869 г. и освящен в честь Введения во храм Божией Матери. Причт: священник и псаломщик. Содержание – от прихожан 400 р. и 22 дес. земли. Помещение в общественных домах. Приход – одно селение. Прихожан 553+528=1081. Духов. 1+4. 24. Новокиевка – степной, ровной местности. Так как здесь нет ни рек, ни озер, то у каждого почти домохозяина имеется во дворе колодец в 6–7 саж. глубины. Первоначально было здесь только несколько разбросанных хуторов, принадлежавших крестьянам с. Каланчака; но потом сюда же стали переселяться крестьяне сперва (с 1869 г.) из киевской губернии и назвали селение Новокиевкой, а затем (с 1871 г.) из каменец-подольской.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

10341 Unlike the immortals» ambrosia in Greek myth (Homer 17. 19.37–39; 23.184–187; another temporary expedient in 23.188–191). 10342 Spices would diminish the stench and could be sprinkled on the bier or burned during the funeral procession (Meyers and Strange, Archaeology, 97–98), but were not used as preservatives. For the use of spices at funerals, see Josephus Ant. 17.199; War 1.673; m. Ber. 8:6; Safrai, «Home,» 776. 10343 Cf. m. Sanh. 6:6; m. Pesah. 8:8; Móed Qat. 1:5; Meyers and Strange, Archaeology, 28. For a possible contrast between ossuaries and Christian reliquaries, see McCane, «Bones.» 10352 Pace ibid., 1252. To bury Jesus in his own tomb fits the situation of haste and location but also suggests a special love normally reserved for family members or those equally esteemed (1 Kgs 13:30–31; cf. Gen 23 ). 10355 For rabbinic regulations for new tombs, see b. Sanh. 47b. Καινς can often indicate «unused» (Barclay, «Man,» 76). 10356 Brown, Death, 1268–70. See also Josephus Ant. 9.227; 10.46, following 2 Kgs 21:18, 26 (κπος). 10360 Reicke, Era, 187; Yamauchi, Stones, 112; Anderson, Mark, 351; cf. m. c Erub. 1:7; Naz. 7:3; " Oha1. 2:4. So commonly did Judeans use caves that Jewish immigrants in Rome probably adapted this idea in carving their subterranean catacombs (Leon, Jews, 54–55). That John can mention the stone in 20without prior introduction may suggest his audiencés familiarity with the resurrection story (Blomberg, Reliability, 260); but it was also common on at least Judean tombs, though it might be less familiar in urban Asia Minor. 10363 Some later rabbis opined that this decomposition effected atonement (b. Sanh. 47b). The «year» period for mourning also appears in some probably unrelated cultures (Mbiti, Religions, 197–98). 10364 Hachlili, «Necropolis,» 239; idem, «Art and Architecture,» 127; Hachlili and Killebrew, «Customs,» suggest a window perhaps as narrow as 10–70 C.E. (cf. this older custom mentioned in p. Mo " ed Qat. 1:5, §§4–5). It is rare outside the Herodian and, irrelevant here, Chalcolithic periods (Silberman, «Ossuary»; Carmon, Inscriptions, 121); a major change occurred after the fall of Jerusalem (Goodenough, Symbols, 1:84–89; Safrai, «Home,» 780). But some evidence suggests a less significant use for more than a century later (Goodenough, Symbols, 1:114; cf. Rahmani, «Customs»; idem, «Remarks»). Palestinian Judaism in the Hasmonean period may have already borrowed the custom of ossuaries from Roman secondary burial (of ashes in urns or boxes; Levine, Hellenism, 67; McCane, «Burial Practices,» 174). For Jewish loculi in Rome, cf. Leon, Jews, 59; for a broader sweep of archaeological data on Jewish burial customs, cf. Puech, «Nécropoles»; Goodenough, Symbols, 12:22–39.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

1252 Работая над текстом Павлина, Беда постарался исключить те факты, которые могли вызвать недоумение у его читателей, ввести их в соблазн. Так, в составленное им житие не вошло имя Архелаиды, бедной вдовы, которая пользовалась большим уважением пресвитера и принадлежала к его пастве. Архелаида требовала от Феликса вернуть все его поместья с тем, чтобы раздать нищим, причем, как настоящая женщина, очень эмоционально, с криками и слезами. Феликс это кротко терпел. Павлин пишет (XVI, с. 275–278): «… он, ревностный ко всему благочестивым умом, смеялся над женской заботой, зная о себе, что ему самому достаточно небесных благ, которыми, как он знал, он был вознагражден за земные блага». В изображении Павлина Феликс как бы слегка отстранен, созерцателен. Беда создавал иной образ — человека с активной, четко сформулированной позицией, которому можно было бы подражать. Кроме того, вряд ли читателю жития было бы понятно, почему святой «смеялся над женской заботой», а, предположим, не объяснил женщине, что правильно и что неправильно. Поэтому Беда опускает все, что связано с Архелаидой. В результате англосаксонский читатель узнавал, что Феликс, на просьбы близких вернуть свое имущество, «никоим образом не соглашаясь сделать это, опровергал дерзновенными словами их речи». 1253 Югер, мера земельной площади, равная 2519 кв м. Большое поле Феликса имело площадь около 0,75 га. 2 Схолия Иоанна Новиомага (предположительно XI – начало XII в.); «Беда начинает с сотворения мира, ибо всем известно, что в начале был создан Богом мир, как написано в книге Бытия: " В начале создал Бог небо и землю " . “Однако в теологических исследованиях часто ставится вопрос о продолжительности творения, а именно, в течение какого времени Бог был занят творением, потому что книга Бытия повествует то как бы о моментальном творении, то о EXAMEROS (шестидневном). Чтобы Писание не показалось противоречивым, Беда перечисляет четыре вида Божественной деятельности, способствовавшие созданию мира, первый был присущ Богу от века.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010