Cross-cultural comparisons are strongest where the probabilities of contact and influence are the greatest. 1230 Thus, for instance, Indian Buddhist background to early Christianity 1231 is far less persuasive than a Palestinian or Diaspora Jewish context. Cross-cultural generalizations among widely diverse cultures can safely be made only after the function of purported parallels in their own cultural contexts has been analyzed. Even where influence is possible, «parallels» may be the result of an analogous response to a common milieu, 1232 rather than expressing direct dependence on one of the sources cited or on a particular common source. Thus many scholars have echoed Samuel Sandmel " s caution against «parallelomania.» 1233 Gentile Backgrounds in General A minority of scholars thinks that John s audience was primarily Gentile, thus necessitating his many explanatory asides. 1234 Such a proposal is, however, improbable. Diaspora Jews two decades after the temples destruction would need explanatory asides no less than «God-fearing» Gentiles, and emigrant Palestinian Jews probably constitute the core (albeit not necessarily or even probably the majority) audience who would teach from the Gospel and explain its message to others. The asides are not sufficient, however, for uninformed Gentiles to catch the Palestinian Jewish allusions without explanation, and would in some cases be missed by all but the core audience. In any case, it appears that Gentile members (of whom there may have been many) understood that they had converted to a form of Judaism, and would view themselves as Jewish in some sense (e.g., 3 John 7). Yet because Palestinian Judaism was part of the larger Greco-Roman world, it is helpful to examine even the most Palestinian documents in their broadest Mediterranean context. As early Christianity spread throughout the Mediterranean world, it adapted to its environment just as Diaspora Judaism had been doing for centuries. 1235 1. General Greek Background The Johannine Epistles move in the same circle as the Gospel, yet exhibit few explicitly Jewish features; 1236 the Gospel had to be at least partly intelligible within the broader framework of eastern Mediterranean thought.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 45. Ст. 10//Творения. ТСЛ, 1993. Т. 1. С. 412. 1225 Νικοδημου " Αγωρετου. ξομολογητριον. Βενετα, 1855. Σ. 218–219. 1226 Свт. Иоанн Златоуст. К Феодору падшему, 1, 11//PG. 47, 292. 1227 Свт. Кирилл Александрийский. Об исходе души…//PG. 77, 1081 А. 1228 Вл. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Гл. 11. М., 1991. С. 177. 1229 Свт. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. Гл. 1. Ст. 4. СПб., 1994. С. 27. 1230 Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 52. Ст. 1//Творения. ТСЛ, 1993. T. 1. С. 479. 1231 Νικοδημου γιορετου ξομολογητριον. Βενετα, 1855. Σ. 220. 1232 Свт. Григорий Богослов. Слово 15, говоренное безмолвствующему отцу: «И первые [сотворившие благо] наследуют неизреченный свет и созерцание Святой и Царственной Троицы, Которая будет сиять сильнее и чище, и всецело соединятся с всецелым умом, в чем едином и поставляю Царствие Небесное»//Творения. T. 1. С. 236–237. Эту же истину святой Григорий подчеркивает и в другом месте: «Я думаю, что оно (Царство Небесное) есть не что иное, как достижение чистейшего и совершеннейшего. А совершеннейшее из всего сущего есть ведение Бога. Но до тех пор, пока мы земные, то одно мы понимаем, а другое имеем, а частию да сберегаем для себя в тамошних сокровищницах, чтобы в награду за труды приять всецелое познание Святой Троицы, какова Она есть, и по качеству, и по количеству». (Сл. 20, о поставлении епископов//Там же. С. 305). Достойно внимания, что святой отец подчеркивает тот факт, что наследование Божественного сияния преподобной душой будет «жатвой», то есть достойным плодом боголюбивых трудов и браней на земле. 1233 Свт. Василий Великий. Посл. 8, 12//PG. 32, 265 ВС. 1234 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 27. М., 1992. С. 272. 1235 Π. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ τς " Ορθοδξου Καθολικς " Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 498. 1236 Блаж. Августин. О Граде Божием. Кн. 22. Гл. 30. Репринт. M., 1994. С. 399. 1237 Свт. Григорий Нисский. О жизни Моисея//PG. 44, 404 Д–405 А. 1238

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Отсюда, она хотела видеть в царе своего поборника и пособника в деле христианского воспитания общества, и она так действительно и смотрела на него 1231 . При этом защиту и попечение царя о церкви она признавала не только его правом, но и обязанностью. «Ему, – говорит о царе собор 1660 года, – о благочинии церковном, о боголенном православные церкви апостольские благостроение же опасно пещися и тщатися всегда подобает» 1232 . Это воззрение вполне разделяла и царская власть 1233 поскольку представители её мыслили себя истинными членами церкви. Попечение и заботу о церкви и о христианском воспитании общества наши цари считали одною из важнейших своих обязанностей 1234 , за неисполнение которой они дадут ответ Богу 1235 . Признание за собой таких обязанностей у светской власти вытекало ещё из того общего в описываемое время убеждения, что благосостояние церкви и православие и благочестие подданных – лучшая основа государственного благополучия и процветании, что, следовательно, между церковью и государством существует тесная связь 1236 . Это убеждение, понятно, должно было возбуждать ревность и заботу наших царей о чистоте веры и церкви. Соответственно своему воззрению на царя духовная власть в тех или других случаях обращалась к нему за поддержкой и защитой 1237 . Равным образом и светская власть поступала согласно изложенному её взгляду на свои обязанности пред церковью и на значение церкви для государства. Она действовала, «ревнуя по Бозе и обороняючи матерь свою церковь » 1238 . По просьбе или помимо просьбы духовной власти, цари подчиняли государство действию церковных законов, возводя их на степень законов государственных и требуя от всех своих подданных их исполнения под угрозой не только церковного суда и церковных наказаний, но и суда градского и внешних наказаний 1239 . И если наши благочестивые цари своим попечением о церкви глубоко входили в её жизнь, то пока это попечение соответствовало истинным церковным интересам и оставалось пока попечением, а не властным вторжением, духовной власти не было нужды протестовать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Георгий прибытие в Киев в 1062 г., упом. в 1072–1073 гг. Свт. Иоанн II до 1077/1078 г. – 1089. Иоанн III 1090 – 1091. Свт. Николай упом. в 1097–1101 гг. Никифор I прибытие в Киев 6.12.1104, настолование 18.12.1104 – 04.1121. Никита настолование 15.10.1122 – 9.03.1126. Михаил I 1130 –1145/1146. Климент Смолятич (признан не во всех епархиях). 27.07.1147 – 03.1159 (в 1155 – 12.1158 г. был изгнан из Киева). Свт. Константин I (не признан в Волынской и, возможно, Туровской епархиях). рукоположен в конце 1155 г., прибытие в Киев летом 1156 г.– 03.1159. Феодор 08.1160 – 1161/1162. Иоанн IV 1163–1166. Константин II упом. в 1167–1169 гг. Михаил II рукоположен до 24.03.1171, прибытие на Русь до 07.1171 (?). Никифор II упом. в 1183 – после 01.1198. Матфей о 07.1201 (вероятно, 1200) – 26 (19 ?). 08.1220. Кирилл I (II ?). рукоположен в 1224 г., настолование 6.01.1225 –1233. 1236-? Свт. Кирилл II (III ?). поставлен до 1242/1243 г., рукоположен ок. 1246/1247 г., на Руси упом. с 1250 г. – 1287. Белгородские епископы Никита I упом. в 1072 г. Свт. Лука упом. в 1088/1089 гг., † 22.08.1089/1091 (вероятнее всего, в 1090 г.) Никита II поставлен в 1113–1114 г., упом. в 1115 г. Феодор упом. в 1147–1148 гг. Максим упом. в 1187 г., 11189 (менее вероятно, в 1190 г.). Адриан (занимал одновременно и Юрьевскую кафедру) упом. в 1189 г. (менее вероятно, в 1190 г.) – 1198. Владимиро-волынские епископы Свт. Стефан упом. в 1091 г., † 27.04.1094. Свт. Амфилохий рукоположен 27.08.1105 –1122. Симеон рукоположен в 1123 г. – 1136. Феодор рукоположен в 1137 г., упом. в 1147 г. Иоасаф (впоследствии епископ Угровский) ? – до 1229. Василий, Никифор, Косма вместе с Иоасафом упоминаются как епископы в княжение Даниила и Василька Романовичей. Владимиро-суздальские епископы Свт. Симон 1214 – 22.05.1226. Свдмч. Митрофан 14.03.1227 – 7.02.1237. Галицкие епископы Косма рукоположен в 1156–1157 г., упом. в 1165 г. Артемий упом. в 1235 и 1241 гг. Новгородские епископы и архиепископы Свт. Иоаким Корсунянин ок. 989 г. – 1030/1031.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В качестве наиболее наглядного примера может быть назван Кипр, где, по данным лангобардского историка Павла Диакона (725/730–799 гг.), Феофана, Никифора, Константинопольского патриарха Николая Мистика (901–907 гг.), Константина Багрянородного и некоторых других источников, с 688 г. до середины X столетия продолжалось и византийское, и мусульманское присутствие 1233 . Ал-Масуди в своем сочинении «Золотые копи и россыпи самоцветов» отмечал по этому поводу, что жители Кипра признавали «...договор, который был заключен еще в начале ислама относительно того, что они не должны были помогать грекам против мусульман, ни мусульманам против греков, и что харадж острова [должен быть платим] наполовину мусульманами, наполовину греками» 1234 . Византийские власти представляли: сборщик налогов – диойкит, эк просопу – полномочный представитель императора с контролирующими и ревизионными функциями, эпарх-надзиратель за торговлей, ремеслами, благоустройством и архонт, а арабские – эмир (адмирал) и хаким (судья) 1235 . В данном случае положение эмира было очень близко положению хазарского тудуна. Известно также, что правитель Кавказской Албании, Вараз-Трдат, около 684 г. стал платить подати одновременно византийцам («грекам»), арабам («таджикам») и хазарам 1236 . В византийско-арабское соглашение 688/689 г. вошла клаузула о равно, общем распределении податей (kai ina echosikoina kata to ison tous phorous) c Кипра, Армении и Ивирии между Юстинианом II и халифом Абд ал-Маликом (685–705), причем магистрианом – дипломатом Павлом, посланным для утверждения соглашения, «это было прочно (навсегда) записано при свидетелях» (kai gegonen engraphos asphaleia meta martyron) 1237 . Следует подчеркнуть, что такого рода отношения не соответствовали содержанию клаузул известных «договоров мира и любви» Византии с соседними государствами или народами. В византийско-персидских соглашениях второй половины VI в., договоре торговцев североиталийского города Коммакьо с лангобардами в 715 г., договоре 716 г., заключенном василевсом Феодосием III и патриархом Германом с «владыкой» болгар Кермесием (Кормисошем), в византийско-лангобардском Pactum Sicardi 836 г., византийско-русских соглашениях 907, 911, 944–945 гг. всегда четко оговаривались условия, распространявшиеся конкретно на «римские» владения и особо на иноземцев и на иноземные территории, а также на «римлян», оказавшихся в этих землях 1238 . В случае же с Таврикой обращает на себя внимание несомненное одновременное присутствие здесь представителей обоих государств, Романии и Хазарского каганата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. Кордочкин Испано-мосарабскии календарь по рукописи Liber ordinum, Silos, Archivo Monasmico, cod. 4 (fol. L-3v) Условные обозначения: …                  – не читается в рукописи []                  – подразумевается, но отсутствует или не читается в рукописи ()                  – уточнения переводчика Курсив                  – написано между строк или на полях Полужирный            – памяти испанского происхождения ?                   – сведения вызывают сомнения (Л. 1) январь [месяц, дней] 31 1  Обрезание Господне 2  Пост на начало года ... на девятом [часе перед?] мессой 1230 ... 6  Явление Господа ... [нашего Иисуса Христа] 7  [Святых Ю]лиана и Василисы и [прочих] 8  Избиение (вифлеемских) младенцев 9  Святых сорока [мучеников] 10  Святой Серены 11  ... (святого Типасия?) 1231 14  Кончина Юлиана епископа, Толедо 15  Освящение кафедры епископа 16  Кончина епископа Кирика (Квирика) и кончина святого Марцелла (Маркелла) 17  [Престав]ление святого Антония анахо[рета] 18  ... (святого Сульпиция епископа?) 19  Святого Себастиана (Севастиана) и прочих 1232 20  Святой Агнесы и Эмеренцианы 21  Святого Фруктуоза ... Авгурия и Евлогия 22  (Святого Винцентия) из Валенсии 23  (Кончина Ильдефонса) епископа 24  Святого Вавилы епископа 26 Святой Павлы в Вифлееме 1233 ’ 28        Святого Тирса (Фирса)... Февраль месяц, дней 29 2      Очищение святой Девы Марии 5       [Святой А]гаты (Агафии) девы 7       [Святой Доро]теи (Дорофеи) девы 10  ... (?) и прочих 11  ... (?) 1234 12  ... (святой Евлалии девы) 14  Святого Валентина 15  Святого Онисима, ученика святого П[авла] 22  Кафедра святого апостола Петра 23  ... [Святого] Поли[карпа?] епископа 24  Обретение главы святого Иоанна [Крестителя] 25  Святой Перпетуи; пост месяца 1235 27        Святого... (?) (Л. 1, об.) Март месяц, дней 31 1  Святого Никифора 2  Прибавление луны в високосный год 3  Святых Эметерия и Келедония (Еметерия и Хелидония), Калагуррис 5        С этого дня и до четвертых апрельских нон родившаяся луна 1236 начинает пасхальный месяц, согласно латинянам

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священники еще во времена Эздры не оказались на надлежащей высоте своего призвания: к соблазну народа они первые вступают в брачные связи с язычницами-иноземками 1232 , и тем самым оскверняют себя, «порочат священство и завет священнический и левитский» 1233 ; они заключают союзы с врагами юного общества иудейского; они распоряжаются в храме, как в своем собственном доме, и отводят в нем помещение для иноземных родственников 1234 . Напротив, к исполнению своих религиозных обязанностей они относятся небрежно, неблагоговейно совершают богослужение, нарушают богослужебные порядки, приносят негодные жертвы и нерадят о прямой своей обязанности учить народ 1235 . Вообще, еще со времени Эздры, и чем дальше, тем больше, «рука знатнейших и главнейших была в разных беззакониях первою» 1236 , так что из всех представителей духовной власти означенной эпохи Иисус сын Сирахов нашел возможным прославить только Симона Праведного 1237 , который был единственным правителем из первосвященнической фамилии Садокитов, оставившим после себя славную память в потомстве. Уже один тот факт, что этот первосвященник, в отличие от своих предшественников и преемников, был назван Праведным, красноречиво свидетельствует о том, что священство второго храма вообще не пользовалось особенным уважением в глазах народа и что своим поведением оно не могло заслужить себе благодарную память в потомстве. И исторические факты вполне подтверждают это. Так, уже в истории иудейства от Эздры до Александра Великого, несмотря на то, что она крайне бедна внешними событиями, все же выплывает наружу один достопримечательный факт, с самой дурной стороны характеризующий нам высших представителей иудейского священства. При Артаксерксе II-м произошел спор между двумя кандидатами на первосвященство, братьями Иоанном и Иисусом, из которых последний был другом персидского вельможи Вагоза. Между соперниками произошла в храме ссора и дошла до того, что Иоанн в храме же убил брата своего, сделав преступление, «какого, по признанию Иосифа Флавия, ни у греков, ни у варваров никогда не видано было». Это дало Вагозу повод осквернить храм иерусалимский и наложить на него обременительную дань 1238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1216 Савва 1858, 258; Горский, Невоструев 1869, 128 371); Покровский 1916, 123; Щепкина и др. 1965, 213. 1217 Савва 1858, 214, Горский, Невоструев 1869, 448–454 412); Покровский 1916, 129, 155, 241; Щепкина 1916, 205. 1220 Амфилохий 1875, 3–4 (значится как Воскресенское собр. 1-перг.); Амфилохий 1877; Протасьева 1995, 44–46; Щепкина и др. 1965, 144; Столярова 2000, 72–73; Грибов, Юхименко 2002а, 102. 1233 Амфилохий 1875, 24–25; Костюхина 1962, 284; Щепкина и др. 1963, 173; Щепкина, Протасьева 1995, 25. 1236 Судя по характеристике патриарха Никона , некоторые богослужебные книги, имевшиеся в его личном пользовании, были на греческом языке: «книга Евангелие в десть; книга Октоих в десть; книга треб, постная и цвтная, в десть; шесть книг дванадесятых минй по дв книги вмсте в десть; книга Апостол в полдесть – вс на греческом язык» 21, л. 169). 1240 В домовой казне патриарха Никона числились: «Одиннадцать книг граммотикъ печатныхъ, в тетратехъ в полдесть». «Азбука печатная в доскахъ, ветха», «Сорок пять книгь печатныхъ грамматикъ», «Четыре граматики печатные на греческомъ язык, въ блыхъ кожахъ, вс въ четь», «Книга Лексикон по-гречески и по-латынски, въ десть», «Книга Грамматика въ четь на бумаг», «Книга грамматика Михаила къ монаху Иоанну Синайскому въ десть», «Книга Лексиконъ Кирилла Александрйскаго», «Книга Лексикон въ полъдесть», «Книга Алексиконъ въ полъдесть, греческий», «Книга Лексиконъ греческий въ полъдесть», «Книга Халепинъ, сирчь Лексиконъ, печатана греко-латински», «Книги Грамматики, печать Московская, в полъдесть, осмьнадесять», «Книга вторая Халепинъ, сирчь Лексикон, печатано греко-латински», «Книга лексикон печатана греко-латински» – Беляев 1852, 11, 14, 98, 99, 118, 125, 132, 134. 1261 В дальнейшем в описи 1676 г. выделю жирным шрифтом и курсивом наименования книг, которые совпадают с названиями требуемых Никоном в челобитной 1673 г. книг. 1265 К печатанию «Жезла правления» приступили 20 декабря 1666 г.: 21 августа следующего года цена на книгу была убавлена до 20 алтын; в 1667–1668 гг. оставшиеся на Печатном дворе нераспроданные книги по указу царя розданы «безденежно» патриарху Иоасафу, архиереям и неимущим иереям и дьяконам – всего 590 экз., что составило почти половину тиража: книгу издали в количестве 1200 экз. – Горбунова. Лукьянова 2003, 147.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Церковь рассматривается автором отрывка главным образом как сокровищница таинств. Понятие таинства у автора очень широкое. Μυστριον обозначает тайну, в смысле неизвестного намерения. Так, этим словом он называет суд Божий над Содомом, который Бог открыл Аврааму, как Своему другу ( Быт. 18:17 ): " Ποος φλος ο τως ποκαλπτει μυστρια φλ, ς Θες πεκλυψε τ βραμ?» [Кто так открывает тайны (своему) другу, как Бог открыл Аврааму?] 1232 . В более специальном смысле он употребляет μυστριον для обозначения действия или предмета, имеющего сокровенное действие. Так, например, он называет чудесное насыщение Христом народа в пустыне ( Мф. 14:19 ; 15:35 – 36 ; Мк. 6:38 ), потому что насыщение такого количества людей таким незначительным количеством хлебов является непонятным ( ο φρττεις τ μυστριον; οκ κπλττ π τ παραδξ, τι π πντε ρτων κα δο χθσων τοσατα πλθη κορσθη) [Ты не трепещешь перед сим таинством? Разве не поражает своей необычайностью, что такая толпа (народа) была накормлена пятью хлебами и двумя рыбами?] 1233 . В еще более специальном смысле автор отрывка говорит о Церкви и ее тайнах: «Мы соединяемся со Христом через Церковь и ее таинства» 1234 . «Полнейшей погибелью является отречение от веры и преподанных в Церкви тайн» ( Πντως κατλυςς στιν ταν τς τν πστιν, κα τ παραδοθντα ατς μυστρια ν τ κκλησρ το Θεο καταλεψη 1235 . κκλησα το Χριστο και τος γοις μυστηροις ατο)) 1236 . Итак, Церковь есть носительница таинств. Под ними разумеется всё совершаемое Церковью для спасения человека. Сюда он относит саму Церковь , Писания, оглашение, крещение, жертвенник, Тело Христово ( Μηδ γρ νομιζτωσαν χειν τι χριστιανο τοτο ρνομενοι· πντα γρ τ μυστρια τν χριστιανν τοτον ρτηται· κν κκλησας επ ς, κν γραφς, κν κατηχσεις, κν βπτισμα, κν θυσιατριον, κν ατ τ σμα νευ το α ματος οδν στι [...Отрицающие сие пускай не считают, что имеют нечто общее с христианством, ибо все таинства христиан связаны с этим, будь то Церковь , Писания, оглашение, крещение, жертвенник или Само Тело, которые без крови (Христа) суть ничто]) 1237 . Тайной служит и имя Христа, которым изгоняются демоны ( Δαμονες πακοοντες το νματος το Χριστο φρττουσι κα μ φροντες τ φοβερν το μυστηρου ποχωροσι [Демоны, слыша имя Христово, трепещут и, не вынося сего страшного таинства, бегут]) 1238 . Но главными таинствами, отречение от которых приносит решительную погибель, служит крещение и таинство Тела и Крови Христовой 1239 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Открыется человек беззакония, сын погибели, антихрист, который, яко сильный царь так будет царствовать в духовном Содоме, во Иерусалиме Иудейском, чтобы все прочие цари, яко слабые роги, сламывалися об него, не имели никакой власти при владычестве его; – что точно будет, как-то видел Пророк Даниил, и видев тако изъяснил: и се рог другий мал взыде пред ними; трие же рози преднии исторгнушася от лица его 1232 . К сему бо он всех людей чрез предыдущее, от него вдыхаемое отступление заблаговременно приуготовит. А ежели которые хотя мало захотят воспротивиться ему; то он с Гогом и Магогом, то есть, с силою, от служителей его собранною и ему действительно покорившеюся, победит и истребит всех таковых; о чем Иоанн Богослов во Откровении сице говорит: Егда скончается тысяща лет, разрешен будет сатана от темницы своея, и изыдет прельстити языки сущия на четырех углах земли, Гога и Магога, собрати их на брань, ихже число яко песок морский. И взыдут на широту земли, и обыдут Святых стан и град возлюбленный 1233 . Сей бо последний зверь, антихрист, десять рогов будет имети, то есть, десять царей, иже не приимут царства, но область яко цари на един час приимут со зверем. Сии едину волю имут, и силу и область свою зверю дадут. Сии все со Агнцем брань сотворят 1234 , и всех тех победят, которые не будут покоряться им. Открыется человек беззакония, сын погибели, антихрист, который, будучи существенная древняя гордыня, сядет, яко мерзость запустения, на месте святе, как-то Сам Христос прорек: узрите мерзость запустения реченную Даниилом Пророком, стоящую на месте святе: иже чтет, да разумеет 1235 . Сядет на месте святе, и будет требовать себе Божественного почитания и поклонения, по сему Павлову предречению: открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога или чтилища, якоже ему сести в Церкви Божией аки Богу, показующу себе, яко Бог есть 1236 . Сядет на месте святе, и будет требовать себе Божеского почитания, хуля и злословя самое Высочайшее Божество, яко противник оного; о чем Иоанн тако говорит во Откровении своем: и даны Быша ему уста глаголюща велика и хульна; и дана бысть ему область творити месяц четыредесять два.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010