В 1-й пол. 30-х гг. XIII в. конфликт Фридриха II и его сына Генриха отвлек императора от проблем в И., к их решению он вернулся лишь после подписания на сейме в Майнце «всеобщего мира» (1235). В 1236-1250 гг. обострилось противостояние императора, городов Ломбардии и Римских пап. Располагая большой армией и значительными материальными ресурсами, в 1236-1241 гг. Фридрих II удерживал инициативу в своих руках; после битвы при Кортенуова (1237) он почти полностью подчинил себе Ломбардию. В 1239 г. император заявил о намерении захватить Сардинию, поддержал римлян, восставших против папы, что привело к повторному отлучению Фридриха II от Церкви. В 1240 г. войска императора подошли к Риму, но отступили. Перелом в отношениях императора с выступавшей в союзе с Римскими папами Ломбардской лигой произошел в понтификат Иннокентия IV. Начатые с ним переговоры о мире не принесли результата. Опасаясь возобновления военных действий на территории Папской области, Иннокентий IV бежал в Лион. Лионский I Собор (1245) подтвердил отлучение императора от Церкви, что способствовало росту влияния в Германии соперников Фридриха II, в то время как на Сицилии началось восстание (1246). Императору удалось восстановить и укрепить свою власть, но его неожиданная смерть повлекла за собой ослабление позиций династии Штауфенов в И. Сын Фридриха II, кор. Конрад IV (1250-1254), подавил мятеж на юге И., но не смог добиться от папы признания за собой титула короля Сицилии. После смерти Конрада королевством управлял др. сын Фридриха II, Манфред: с 1254 г.- как регент при сыне Конрада IV, с 1258 г.- как король. Смерть Иннокентия IV и менее активная в отношении Сицилии политика папы Александра IV способствовали временной консолидации королевства. Манфред провел реформы, направленные на укрепление королевской власти, отменил привилегии городов, полученные при Конраде IV и в период относительного безвластия сразу после его смерти. Эти меры сочетались с активным поощрением торговли. В Апулии был основан порт Манфредония. Путем династической политики Манфред подчинил ряд островов и торговых форпостов у западного побережья Балканского п-ова - о-в Корфу, Дураццо и проч. Политика короля в Сев. Италии была традиционной для Штауфенов: опираясь на гибеллинские города, Манфред пытался распространить свое влияние в Ломбардии и Пьемонте. Сиенские гибеллины, выиграв при его поддержке битву при Монтаперти (1260), временно стали доминировать в Тоскане.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

При них во мн. городах Венгрии были воздвигнуты храмы, посвященные Е. (или Е. Венгерской). Св. Елизавета Тюрингская помогает бедным. Фрагмент реликвария св. Елизаветы. 1236-1249 гг. (ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан Св. Елизавета Тюрингская помогает бедным. Фрагмент реликвария св. Елизаветы. 1236-1249 гг. (ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан В 1539 г. ландгр. Гессена Филипп I Великодушный, перейдя в протестант. веру, решил прекратить паломничество к мощам Е., изъяв их. После поражения протестант. коалиции в Шмалькальденской войне (1546-1547) святыня (из мощей сохр. череп и неск. костей) была передана эрцгерц. Максимилиану (впосл. имп. Максимилиан II). В 1548 г. мощи поместили в резиденции магистра Тевтонского ордена в г. Мергентхайм (ныне Бад-Мергентхайм), а впосл. передали дочери имп. Максимилиана Елизавете, вдове франц. кор. Карла IX , к-рая жила в основанном ею мон-ре кларисс в Вене. В 1782 г. после упразднения мон-ря мощи были освидетельствованы и переданы в обитель Сестер св. Елизаветы (Госпиталь св. Елизаветы), где хранятся до наст. времени. Повторное освидетельствование мощей, включавшее анатомическое исследование, было проведено по указу кард. Фридриха Пиффля, архиеп. Венского (1913-1932). Несмотря на события, связанные с Реформацией, почитание Е. не прерывалось. В 1622 г. в Ахене был основан госпиталь, положивший начало конгрегации Сестер св. Елизаветы в составе Третьего ордена св. Франциска. В 1671 г. папа Климент X объявил 19 нояб., день погребения Е., общим празднованием памяти святой для всей Римско-католической Церкви. С сер. XIX в. в Германии, Италии и др. странах создается ряд орг-ций каритативного характера, носящих имя Е. В 1916 г. был создан англикан. монашеский орден св. Елизаветы Венгерской. Одна из дочерей Е., София, жена Генриха II, герц. Брабантского, была матерью Генриха I, родоначальника Гессенского ландграфского дома. Вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , принадлежавшая к дому герцогов Гессен-Дармштадтских, являлась, т. о., прямым потомком Е.

http://pravenc.ru/text/189793.html

Правитель Египта Салах-эд-Дин (1171-1193) после смерти Нуреддина в 1171 году соединил под своей властью Египет и Сирию, окружив, таким образом, Иерусалимское королевство со всех сторон. 5 июля 1187 года близ Тивериады между ним и крестоносцами произошло решающее сражение, в котором последние потерпели поражение. После этого один за другим были сданы все города Палестины. 2 октября 1187 г. был сдан и Иерусалим. Поражало человеколюбие захватчика: Салах-эд-Дин позволил всем покинуть город за плату, составлявшую 10 золотых для мужчин, 5 – для женщин и 2 – для детей. Неспособные заплатить попадали в рабство. Таковых оказалось 16 тысяч крестоносцев и более 100 тысяч жителей Иерусалима. Святой Город покинул и латинский патриарх, переселившись с остальным католическим клиром в Птолемаиду. Состояние Иерусалимского Патриархата к концу XIII в. Новый завоеватель разрушил много церквей и монастырей. Изумлявший своей красотой храм св. Анны в 1192 г. сменившие католиков мусульмане перестроили в арабскую школу, а патриарший дом – в мечеть. В храмах и обителях снова обосновался православный клир. Но несмотря на то, что все Святые Места были переданы православным, две апсиды в южно-западной части Святого Гроба и храм обретения Честного Креста Господня были отданы коптам и абиссинцам. Порядок в Патриархате наступил не сразу. Пребывание Иерусалимского патриарха в Константинополе было настолько естественным, что патриарх Досифей I (1191) одновременно занимал и Константинопольский престол. Его возвращение на Святоградский престол вызвало большие волнения, и ради сохранения церковного мира боголюбивый патриарх ушел на покой. В 1191 г. Иерусалимским патриархом стал Марк II, пребывавший на Святоградском престоле до начала XIII в. Его сменил Евфимий II (?-1223). Известно, что в 1236 г. на престоле ИПЦ был Афанасий II, а в 1236 от варваров пострадал Софроний III. После него патриаршествовали Григорий I (?-1298) и Фаддей (1298-?). К 1298 в Палестине не осталось ни одного крестоносца. Несмотря на изгнание католиков из Палестины, амбиции Римского папы не уменьшились, и он по-прежнему мечтал завладеть Святыми Местами и подчинить их своей власти. В 1219 г. в Птолемаиду прибыли первые монахи-францисканцы, которых в 1230 г. папа Григорий IX (1227-1241) нарек «кустодией Святого Гроба». Стремясь снова завладеть Иерусалимом, Рим предпринимает третий крестовый поход, который, к счастью, оказался безуспешным. Он прошел под предводительством Фридерика Барбароса (1152-1190), короля Франции Филиппа Августа (1180-1223) и короля Англии Ричарда Львиное Сердце (1189-1199). Под их предводительством крестоносцам в 1191 г. удалось взять Птолемаиду. Захватив Иоппи, Ричард Львиное Сердце заключил с сарацинами договор и в 1192 г. возвратился в Европу.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

1208.08.01 Битва императора Анри с болгарами у Филиппополя, победа латинян. 1209.01.16 Коронация  Димитрия Монферратского  королем Салоникского королевства. Смерть бывшего императора Алексея III. Война Никейской империи против Латинской. Союз императора Анри с болгарским царем Борилом. 1216.06.11 Смерть императора Латинской империи Анри в Салониках (1176). Предположительно отравлен. 1216.07.16 Смерть папы Иннокентия III. 1218–1241 В Болгарии правит сын Калояна Иван Асен II. Расцвет второго Болгарского Царства. 1221.10 Смерть Феодора I Ласкариса. Императором Никеи стал Иоанн III Дука Ватац, зять Феодора. Иоанн III одержал победу над крестоносцами, которыми руководили Алексей и Исаак Ласкарисы в Пиманине. Ласкарисы были схвачены и ослеплены. Эпирский правитель Феодор Ангел захватил Солунь (Фессалоника), провозгласил себя императором Солунской империи. Никейская империя отвоевала у крестоносцев почти всю территорию Малой Азии, кроме Никомидии. 1230.03 Победа болгар в союзе с крестоносцами над Феодором Ангелом у села Клокотница. Феодор Ангел взят в плен и ослеплен. Болгары захватили большую часть Фракии и Западную Македонию. Сербия фактически стала вассалом Болгарии. 1235–1236 Первая попытка союзных войск Ивана III и болгар захватить Константинополь, но помощь Венеции помогла устоять Латинской империи. Римский папа отлучил Асеня II от Церкви под редлогом терпимости к богомилам. Эпидемия в Болгарии. 1236–1237 Асен в союзе с крестоносцами выступил против Никейской империи, но неудачно. Мир Асена с Никеей. Собрав войско в Европе, Балдуин победил византийцев и болгар, взял Цурул. Смерть Асена, правителя Болгарии. Правителем стал Каломан. Иоанн III, овладев Рентином, осадил Солунь (Фессалоника). Правитель Фессалоники Иоанн Ангел вынужден был отказаться от императорского титула и стал вассалом Иоанна III . Татары, возвращаясь из похода в Венгрию и Чехию, опустошили Болгарию. Правитель Никеи Иоанн III вынужден был вернуться из похода. Иоанн III захватил у болгар почти все территории, которые они захватили у Солунской империи. Эмир владел только прибрежными районами Андриатики.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

1976. С. 146). В 1236 г. Ванакан вместе с нек-рыми учениками и К. Г. попал в плен к монголам. Вскоре Ванакан был выкуплен жителями крепости Гаг, а К. Г., который был переводчиком и писарем в ставке монг. хана, монголы не хотели освобождать даже за большой выкуп, предложенный Ванаканом; они обещали К. Г. за службу в монг. армии высокий пост и хорошее вознаграждение. Осенью 1236 г. К. Г. с другом бежал в разоренный монастырь Нор-Гетик (Там же. С. 158-162). Следует предполагать, что К. Г. знал иностранные языки, по крайней мере персидский, который ему пригодился у монголов, где он провел неск. месяцев и выучил монгольский. В 1243 г. К. Г. участвовал в церковном Соборе в Сисе (Киликия). В 1250 г. в Нор-Гетике он предал анафеме некоего мельника Давида, к-рый вдруг стал провидцем и чудотворцем и заявил, что Христос якобы явился ему и сказал: «Обрати страну сию и совершай исцеления» (Там же. С. 198-201). Вслед за Ванаканом, написавшим обличительное послание по этому поводу, К. Г. и еп. Амазасп Ахпатский составили обвинительные грамоты с угрозами и анафемой, требуя, чтобы Давид прекратил обманывать людей. В 1251 г. католикос Костандин I Бардзрабердци, получив от папы Римского Иннокентия IV письмо по поводу Символа веры и filioque, обратился к ученым мужам с просьбой высказаться по этому вопросу. К. Г. перечисляет имена деятелей Армянской Апостольской Церкви, мнение к-рых в то время считалось авторитетным для католикоса Костандина (Ванакан Вардапет, Вардан Аревелци, Овсеп и др.). В «Истории Армении» К. Г. приводит текст Символа веры армян и присоединяется к авторам послания католикосу (Там же. С. 97-111). Учитывая активную деятельность и большой авторитет К. Г., возможно, после смерти Ванакана Вардапета в 1251 г. он возглавил школу Нор-Гетика. В 1255 г. К. Г. встретился с королем Киликийской Армении Хетумом I, возвращавшимся после посещения ставок монг. ханов Батыя и Мункэ. Встреча произошла «в селении Варденис, в доме ишхана, к-рого прозывали Курдом, армянина по происхождению и христианина по вере» (Там же.

http://pravenc.ru/text/1840141.html

Разрыв отношений с Римом сделал еще более важным для И. Д. В. сотрудничество с Болгарией. В кон. 1234 г. был заключен военно-политический союз между Никеей и Болгарией. Тогда же сын И. Д. В. Феодор женился на дочери Иоанна Асеня Елене. Весной 1235 г. патриарх Герман II с согласия вост. патриархов признал автокефалию Болгарской Православной Церкви , а Тырновский архиеп. свт. Иоаким I получил титул патриарха. Грамоты с согласием вост. патриархов в Болгарию привез Сербский архиеп. свт. Савва I . В союзе с Болгарией И. Д. В. начал решительное наступление на Латинскую империю. Никейцы заняли Галлипольский п-ов и ряд крепостей в бассейне р. Марицы. Осенью 1235 г. объединенные никейско-болг. силы подошли к стенам К-поля и начали осаду, но успешная вылазка латинян во главе с Иоанном Бриеннием и приближение зимы заставили их отступить. В 1236 г. союзники возобновили осаду, но на этот раз объединенный итал. флот (венецианцы, генуэзцы и пизанцы) разбил флот И. Д. В. и вынудил его вернуться в анатолийские владения. После смерти в 1236/37 г. Иоанна Бриенния, общего противника И. Д. В. и Асеня, союз Болгарии и Никеи начал ослабевать. Асень потребовал возвращения дочери и не разрешил ей вернуться обратно к супругу в Никею, заключил союз с латинянами и половцами и осадил принадлежащую И. Д. В. крепость Цурул (ныне Чорлу). Однако во время осады в Тырново эпидемия чумы унесла множество жизней, в т. ч. супруги и сына Асеня. Посчитав это Божиим гневом, Асень снял осаду и вернулся в Болгарию, отправил в Никею дочь Елену и послов с просьбой возобновить союз. Между тем латиняне продолжали осаду Цурула и с помощью отряда рыцарей из Франции добились его сдачи. В 1238 г. свергнутый сыном Иоанном эпирский правитель Мануил Ангел был выслан в Атталию (ныне Анталья, Турция) и вскоре переехал ко двору И. Д. В. Поддержание междоусобицы в Эпирском деспотате было выгодно Никее, и в 1239 г. Мануил получил войско у И. Д. В., переправился в Европу и занял эпирские города Фарсал, Лариссу и Платамон. Однако Мануил помирился с братьями Феодором и Константином и разорвал союз с И. Д. В. Попытка И. Д. В. спровоцировать междоусобицу не удалась.

http://pravenc.ru/text/469756.html

Милешево. Милешевский Вознесенский монастырь. Манастир Милешева Карта и ближайшие объекты Милешево – один из самых известных и древних сербских монастырей, тесно связанных с историей сербского народа. Он находится недалеко от города Приеполье, рядом с которым проходит автомобильная и железнодорожная магистрали, связывающие Белград с Черногорией. В средние века эта дорога из Приморья вглубь страны проходила по правому берегу реки Милешевки, а сам город Приеполье возник из базара, находившегося вблизи монастыря. Обитель построена в 1218-1219 гг. по благословению Свт. Саввы его племянником сербским королевичем Св. Владиславом, в то время управлявшего окрестной жупой Чёрная стена, а впоследствии правившего Сербским королевством с 1234 по 1243 гг. Впоследствии Владислав был вынужден уступить королевский престол своему младшему брату Урошу I, а сам управлял Зетой. Умер основатель Милешево после 1267 г. и был похоронен в своей задушбине. Соборный храм Вознесения Господня был построен в 1218-1219 гг. Самые ранние и ценные фрески в этом храме были написаны в 1220-х гг. предположительно греческими мастерами из Солуни. Самая известная из фресок, шедевр сербской средневековой живописи – Белый Ангел на гробе Господнем – находится на южной стене храма. Под ней расположена ктиторская композиция, изображающая Св. Владислава с церковью в руках. На северной стене представлены святые из династии Неманичей: Симеон Мироточивый (Стефан Неманя), Савва I Сербский, Стефан Первовенчанный, Радослав и Владислав. В 1236 г. с запада к церкви пристроен внешний притвор с боковыми часовнями Св. Георгия Победоносца и Св. Димитрия Солунского. Фрески в часовнях написаны в том же 1236 г. В 1237 г. в Милешево из болгарской столицы Тырнова были перенесены мощи Святителя Саввы. Болгарский царь Иоанн II Асен, тесть и союзник, Св. Владислава, сначала не хотел отдавать мощи первого сербского архиепископа, но ниспосланное свыше ночное видение заставило царя внять просьбе Св. Владислава. Мощи св. Саввы были торжественно перенесены в Милешево и положены во гроб (память этого события – 6/19 мая). Но вскоре святой Савва явился одному из своих учеников и велел положить его тело открыто в церкви. Мощи святого были вынуты из гробницы и положены в деревянном ковчеге в монастырском храме.

http://sobory.ru/article/?object=48574

90 Woloschak, G. E. The origin of multicellular life: from sexually reproducing cells to a body plan. In: The Epic Creation: Scientific and Religious Perspectives on Our Origins, (T. Gilbert, K. Peters, Eds.) course syllabus, LSTC, 2004. Woloschak, G. E. The origin of multicellular life: from sexually reproducing cells to a body plan. In: The Epic Creation: Scientific and Religious Perspectives on Our Origins, (T. Gilbert, K. Peters, Eds.) course syllabus, LSTC, 2004. 91 Paunesku, T., Protic, M., and Woloschak, G.E. Sensitivity to low-dose radiation in radiosensitive “wasted” mice. Military Medicine. (2002) 167 (2): 42-44. Paunesku, T., Protic, M., and Woloschak, G.E. Sensitivity to low-dose radiation in radiosensitive “wasted” mice. Military Medicine. (2002) 167 (2): 42-44. 92 Lai, B., Maser, J., Paunesku, T., and Woloschak, G. E. Report on Workshop of Biological Applications of X-ray Microbeams. International Journal of Radiation Biology (2002) 78(8): 749-752. Lai, B., Maser, J., Paunesku, T., and Woloschak, G. E. Report on Workshop of Biological Applications of X-ray Microbeams. International Journal of Radiation Biology (2002) 78(8): 749-752. 93 Woloschak, G. E., Paunesku, T., and Protic. M. Deficient PCNA Expression in Radiation Sensitivity. Radiation and Homeostasis, edited by T. Sugahara, O. Nikaido, and O. Niwa, Elsevier Press, Excerpta Medica International Congress Series 1236, 2002, pp. 249-254. Woloschak, G. E., Paunesku, T., and Protic. M. Deficient PCNA Expression in Radiation Sensitivity. Radiation and Homeostasis, edited by T. Sugahara, O. Nikaido, and O. Niwa, Elsevier Press, Excerpta Medica International Congress Series 1236, 2002, pp. 249-254. 94 Woloschak, G. E. HIV: How science shaped the ethics, Zygon, 38: 163-167, 2003. Woloschak, G. E. HIV: How science shaped the ethics, Zygon, 38: 163-167, 2003. 95 Woloschak, G. E. Transplantation: Biomedical and ethical concerns raised by the cloning and stem cell debate. Zygon (2003) 38: 699-704. Woloschak, G. E. Transplantation: Biomedical and ethical concerns raised by the cloning and stem cell debate. Zygon (2003) 38: 699-704.

http://bogoslov.ru/person/2592277

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН БРИЕННИЙ [де Бриенн; франц. Jean de Brienne] (2-я пол. XII в.- 23.03.1236 или 1237, К-поль), кор. Иерусалимский (1210-1225, с 1212 регент при Изабелле (Иоланде) II), имп. Латинской империи (1231-1236/37, в качестве регента и соправителя при Балдуине II). Младший сын Эрарда II, гр. де Бриенн, и Агнессы де Монбейар. Отец готовил И. Б. к духовной карьере, но тот предпочел стать рыцарем. И. Б. был вовлечен в династическую войну за Сицилийское королевство, которую начал его брат Готье III де Бриенн. Готье III на основе родства жены Эльвиры, дочери гр. Танкреда ди Лечче, с последними королями Сицилии из династии Отвилей - Танкредом и Вильгельмом III оспаривал права Фридриха II Штауфена на сицилийский престол. Граф де Бриенн одержал ряд побед в Апулии, но через нек-рое время франц. союзники покинули его войско и направились в Сирию. Вероятно, И. Б. также порвал союз с братом и принял участие в 4-м крестовом походе и во взятии К-поля в 1204 г. После гибели Готье III в 1205 г. И. Б. не стал продолжать войну за его владения в Юж. Италии и вернулся во Францию с племянником Готье IV де Бриенном. Благодаря поддержке франц. кор. Филиппа II Августа И. Б. стал женихом 17-летней иерусалимской кор. Марии Монферратской. Согласно старофранцузской редакции «Истории деяний в заморских землях» Вильгельма Тирского, а также «Истории Ираклия», король остановил свой выбор на обычном рыцаре из Шампани потому, что хотел помешать связи И. Б. с вдовствующей графиней Бланкой Шампанской, удалив его от двора (L " Estoire de Eracles empereur. 1859. Р. 307). К тому моменту И. Б. уже исполнилось 40 или, по мнению нек-рых авторов, 60 лет (ср.: Brehier. 1938; Buckley. 1957). Свадьба состоялась 14 сент. 1210 г. 3 окт. И. Б. и Мария Монферратская были коронованы в соборе г. Тир. В иллюминированной рукописи «Истории деяний в заморских землях» Вильгельма Тирского (кон. XIII в.; Laurent. Plut. LXI. 10. Fol. 316r) сохранилась миниатюра с изображением коронации супругов.

http://pravenc.ru/text/469840.html

Глава 6. Великий князь. 1238–1246 годы В 1236 году Ярослав, оставив в городе своего сына Александра, покинул Новгород и с помощью новгородцев вокняжился в Киеве. Русский историк и архивист Д.Н. Бантыш-Каменский писал в своей книге «История Малой России», вышедшей в Санкт-Петербурге в 1822 году о периоде 1228–1236 годов: «Война возгорелась сначала в Галиции, где Мстислав Галицкий (вскоре скончавшийся) сдал правление зятю своему венгерскому королевичу Андрею, потом между Ярославом Всеволодовичем Новгородским и черниговским Михаилом; также между последним и Владимиром Рюриковичем киевским. Тогда половцы, помогавшие черниговцам, овладели Киевом и пленили самого князя, взяв значительный окуп с граждан. Изяслав, родственник Михаила Черниговского, вступил на киевский престол, а Михаил пошёл в Галицию, где, заняв столичный её город, отдал одну только Перемышльскую область сыну Романа Даниилу. Вскоре Владимир, выкупившийся из плена, изгнал Изяслава, но должен был уступить киевское княжение Ярославу Всеволодовичу. Начало княжения Ярослава Всеволодовича в Киеве и его сына Ярослава в Новгороде. Радзивиллова летопись. селился в разоренный Владимир, а Киев оставил Михаилу Черниговскому. С разорением Киева в 1240 году пало совершенно древнее сие княжение». «Большая история Украины с древнейших времен», вышедшая во Львове в 1935 году, так говорит о закате Киевского княжения: «Киев стал глухим провинциальным городом с одними только воспоминаниями о своём прошлом величии. Чёткую картину того, чем стала политическая жизнь Киевской державы в период последнего столетия ее существования (1146–1246 годы), могут нам послужит сухие числа: за одно столетие киевский стол переходил из рук в руки 46 раз. при этом тут княжило 24 князя из 7 линий и 3 династий. Один из князей княжил на киевском столе 7 раз, пятеро – по 3 раза, восемь – по 2 раза. Дольше всех, 13 лет, продержался один князь, один княжил 6 лет, двое – по 5, трое – по 3, семеро – по 2, 35 князей не княжили в Киеве дольше одного года, или меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010