ставити по всмъ градомъ, а самъ създа църковъ въ им 1215 свты 1216 Богородица, 1217 дививъ. 1218 нколико лтъ иача болти. къ Бог мсца ил 15. 1219 Тло го положиша въ цьркви свты Богородица, 1220 самъ създа. 1221 И плакас го множьство людии: ко отца, люди 1222 ко сироты ко помощнка, нищи вдовици ко 1223 Да 1224 како т по дъстонию 1225 похвалити, створшаго дло равно апостоломъ. Хвалить бо 1226 Римьска и Павла, Аси Богословца Марка, Антохиска Луку, Андр, 1227 вс Русьска кнжь 1228 ко Господн апостола. псньми 1229 памть твою похвальны внца 1230 прииосим ти, Радус, примыи рукы 1231 Бога! Радус, свта главо, вожю иашь, м тмы, свтъ Радус, самого Ра 1232 зрасти намъ свты лторасли, 1233 свта 1234 Бориса и Глба, 1235 нын русьсти насыщаютс, 1236 Радус, вры Христовы, 1237 льстно з Руси, взоравъ 1238 всю Русьскую 1239 свтым книгами, нихъ жнють русьсти руковти 1240 покань 1241 . Друзи 1242 дть 1243 пищю въ царствии сподобимс 1244 и мы, гршни 1245 о свохъ 1246 Проложное житие 1-го вида В тот святого и князя Владимира, Русскую. Этот Владимир был сын Святослава из рода варяжского. Сначала он истово поклонялся идолам по преданию отцов. Когда Бог пожелал избрать Себе новых людей, вдохнул в него благодать Святого Духа, и очнулся, как от сна, от лютого идолослужения, и послал ко всем народам узнать об их законе, как они веруют. 1247 И познав святую греческую веру, подобную свече на светильнике, сказал про себя: «Сделаю так, пойду в землю их и пленю города их, и найду учителей». 1248 Что задумал, то и сделал: пошел и взял город Корсунь и послал к греческому царю со словами: «Отдай за меня свою сестру. Если же не отдашь, то сделаю с твоим городом то же, что и с этим». Он же отвечал: «Нет здесь такого обычая, христиан отдавать замуж за язычников. А если крестишься, то и ее получишь, и больше этого – Царствие Небесное». И сказал Владимир: «Сделаю так. Пусть пришедшие от тебя с царицею крестят меня». 1249 В то время у Владимира заболели оба глаза. И сказала, послав к нему, царица: «Если не крестишься, не избавишься от этой болезни». Он же сказал: «Крестите меня, потому что для этого призвал вас». И когда его крестили, совершилось великое чудо: когда он вошел в святую купель, его глаза открылись, словно никогда и не было болезни. Прозрев, восхвалил всеобщего Бога и, просвещенный, радовался душой и телом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом же (1232) году, кажется, в первый раз привелось св. князю Александру испытать горечь разлуки с братом, с которым доселе он постоянно жил вместе. Великий князь Георгий II Всеволодович посылал тогда сына своего Всеволода против Мордвы. C Всеволодом, двоюродным братом своим, участвовал в походе и Феодор Ярославич, вместе с князьями Муромским и Рязанским 47 ... Непродолжительна, конечно, была эта разлука братьев – Феодора и Александра: в 1233 г. мы видим Феодора опять в Новгороде, где Александр оставался.. Но видно, промыслу Божию угодно было непродолжительною разлукою в предшествовавшем году только приготовить их к разлуке, более продолжительной и горькой. Феодор возвратился в Новгород, – но для того, чтобы навсегда почить в нем – сном смертным... Для него уже готова была невеста, – и гости собрались, и свадьба предстояла. Но не свадебным пиром кончились эти приготовления, а погребением: жених скончался! Жалость возбуждало это событие и в посторонних лицах 48 . Отца поразило оно такою горестью, что он не мог оставаться в Новгороде и уехал в Переяславль 49 .Можно же судить, каким тяжким испытанием было это для св. Александра... Теперь одиноким остался он в Новгороде. Последние годы своего княжения в Новгороде (1233–1236) Ярослав провел в борьбе с врагами. Св. Александр был свидетелем отправления его к Дерпту против Ливонских рыцарей, а потом против Литвы, напавшей на (старую) Русу 50 . Промыслу Божию, казалось, угодно было предварительно открыть будущему защитнику Новгорода и всей земли Русской все и внутренние неустройства, и внешние опасности края, где ему надлежало впоследствии действовать. И, как увидим, св. Александр наилучшим образом усвоил те уроки, какими Господь приготовлял его к трудному подвигу правительственного служения отечеству. Под влиянием разнообразных испытании и лишений, в юном Князе, с одной стороны, окрепли и утвердились посеянные еще с детства семена веры и благочестия, с ощутительною силою проявлявшихся во всех действиях последующей его жизни, – с другой, образовался всегда отличавший его характер твердого мужа-христианина, который в жизни видит труд, а не средство к самоуслаждению и покою, и готов на всякий подвиг, как бы ни был он тяжек, лишь бы только служил ко спасению души и к благу ближних. Бедствия Новгорода воспитали в Александре с ранних пор чувство сострадания – начало последующих бессмертных подвигов его во спасение отечества от насилия Татар; внутренние неустройства приучили к благоразумию, которое впоследствии пригодно было и для него самого, и для России, не менее самого чувства сострадания; внешние нападения на Новгород врагов окрестных заранее воспитали в Александре воинственный дух и храбрость, которую современники не знали, как ценить, и которой так много обязан особенно Новгород 51 … Но перейдем к событиям, которые говорят сами за себя. II. Княжение св. Александра в Новгороде (1236–1245)

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

Рюрик Ростиславич в пятый раз, 1206–1207 Всеволод Святославич Чермный во второй раз, 1207 Рюрик Ростиславич в шестой раз, 1207–1210 22. Матфей, упомин. с 1210, † 1220 Всеволод Святославич Чермный в третий раз, 1210–1214 3. Юрий Всеволодович, сын предыдущего, 1212–1217 1214. Учреждена епархия Владимиро-Кляземская 1220. В первый раз упоминается епархия Перемышльская Мстислав Романович Добрый или Старый, сын Р-на Ростиславича 1214–1223 (первый год Новгор. 1, второй Лавр.; Ип,– 1224) 4. Константин Всеволодович (Ростовский), старший брат предыдущего, 1217–1218 1227. Посольство от папы Гонория III. 1128. Послание патр. Германа к митрополиту о непоставлении во священники рабов, не освобождённых от рабства. 1228. Появление в Киеве Доминиканцев с целью пропаганды. 1231. Посольство от папы Григория IX. 1233. Изгнание из Киева Доминиканцев 5. Юрий Всеволодович второй раз. Зимой 1237г. пришли на Русь от восточных стран, через Рязанскую землю Татары: 8 Февраля они взяли Владимир, а 4 Марта погиб в битве с ними на р. Сити великий князь 23. Кирилл 2, 1224–1233 Владимир Рюрикович, сын Рюрика Ростиславича, 1223–1235 (первый год Акад. лет., второй Новгородская. 1 и Акад.) Изяслав Владимирович из Черниговских, правнук Олега Святославича, 1235–1236 (Новг. 1 и Акад.) Ярослав Всеволодович, сын В-да Юрьевича Владимирского,1236–37 (ibidd) 24. Иосиф, прибывший в 1237г. и более не упоминаемый Учреждена епархия Угровская Михаил Всеволодович, сын В-да Чермного, И. 1237–39 Ростислав Мстиславич, сын М-ва Доброго И. 1239. Не долго Даниил Романович Галичский, отнявший Киев у Ростислава в 1239 году, и посадивший в нём своего боярина Димитрия. При этом последнем Киев взят был Батыем 6 Декабря 1240г.,– Лавр. и И. 1388 Могут возразить нам, что Иларион, человек с совершенно исключительной натурой, представляет собой единичное исключение (подобное тем единичным исключениям, о которых говорим мы несколько ниже за последующее время), т. е. что он один успел получить научное образование у одного из Греков, находившихся в России, и что от его примера нет права делать общих заключений. Но и люди с исключительными натурами рвутся к просвещению, когда видят его перед собой или когда слышат о нём. Юность Илариона относится к такому раннему времени христианства у нас, что он ещё не мог быть наслышан о просвещении у Греков. Следовательно, необходимо думать, что он видел его, т. е. видел у себя дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Канонарь, находящийся в типографском уставе XII века, содержит 105 дней со святыми, воторым имеются вондаки и икосы, при пропуске одного листа в январе между 18 и 25 днями. Тогда как в синаксаре устава синодальной библиотеки 330) нет ни одной русской памяти, в кондакаре типографского списка имеется 24 июля память свв. Бориса и Глеба. Но в памятях он весьма сходствует с синаксарем синодального устава, кроме того, что в нем есть 12 памятей, которых нет в синаксаре синодального устава, в котором многие памяти показаны не прямо, например, чтение жития такого-то, слово похвальное такому-то и т. п. Поэтому синаксарь этого устава (Списка синодального) может считаться недостаточно определенным, например, в нем нет знаменитых святых: 22 дек. великомученицы Анастасии, 8 февр. св. великомуч. Феодора стратилата, 1 апреля Марии египетские, 9 мая пророка Исаии, 2 июня св. Никифора, патриарха Цареградского, 18 августа мучч. Флора и Лавра, 25 августа пренесения мощей св. ад. Варфоломея, которые находятся в конданаре типографского устава. Впрочем в кондакаре всего только 12 памятей излишних против синаксаря устава синодальной библиотеки. Кроме вышеозначенных трех экземпляров нам привелось видеть в библиотеках русских еще только три устава студийские: в синод. москов. библиотеке 333 устав, писанный черноризцем Иоанном в 1398 году и 905 устав XV века 167 , в библиотеке синод. типографии 1236 устав XIV-XV веков 168 . Они отличаются от древнейшего студийского устава XII в. 330) главным образом синаксарями, которые в 333 и 905 стоят пред триодным уставом, а в 330 и 1236 после него; синаксари в означенных трех уставах 333, 905 и 1236) имеют памяти на все дни года. Они весьма сходны по памятям святых со славянскими древнейшими прологами студийскими – редакциями месяцеслова императора Василия, а где не сходны с ними, там сходствуют со славянскими студийскими минеями XI века, с мстиславовым евангелием, с древнейшим уставом 330 так, что почти все содержание их объясняется из древних русских источников студийского происхождения и рождается вопрос: не составлены ли они в России по означенным и частию другим, нам неизвестным, источникам 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В его время литовские князья, пользуясь угнетением России от татар, нашедших в 1223 г, начали покорять себе западные княжества и завладели Новогродком, Полесьем, Гродном, Брестом, Дрогичином, Пинском, Туровом и Полотском. Но вместе с сими завоеваниями начали обращаться в христианскую веру восточного исповедания, с коим вошел ним в церковное и канцелярское употребление русский язык и письмо, продолжавшиеся до половины 16 века. 22 . КИРИЛЛ II. Грек, которого Московский каталог почитает за одного с предыдущим, а летописец Печерский и Коссов отличают. Последний посвящение его полагает в 1230 г. и говорит, что он искусен был в делах церковных. Киевский каталог кончину его относит к 1236 г. Палинодия приписывает ему встречу у Златых Врат Великого Князя Александра Ярославича, возвращавшегося из Орды. Но сие было уже в 1272 г. и не в Киеве, а во Владимире на Клязьме при митрополите Кирилле III, переселившемся тогда в Суздаль и Владимир. Есть ли сей митрополит жил до 1236 г., то в его время в 1235 г. Изяслав Мстиславич с половцами разорил и ограбил Киев. Около того же времени при Великом Князе Киевском Владимире Рюрлковиче польские писатели 93 полагают в Киеве основание католического Доминиканского Богородицкого монастыря на Оболоне, или в предместьи города на Подоле. Основателем оного был Иакинф или Яцек доминиканец, а первым приором Годин. Окольский пишет, якобы грамота на заведение сего монастыря, Иакинфу от русских князей данная, золотыми буквами писанная, сохранялась в Чернигове. В трех пергаментных, доныне при Киевском Доминиканском Костеле сохраняющихся грамотах Киевскому Доминиканскому Николаевскому (после разорения Батыем первоначального Богородицкого монастыря вновь устроенному на Подоле и переименованному), данных от польских королей Сигизмунда III 1614 г., Владислава IV 1633 г. и Иоанна Казимира 1649 г. 94 приписывается также основание сего монастыря Киевскому князю Владимиру Рюриковичу. Но ни подлинной его грамоты, ни списка при костеле уже не находится, и в Сигизмундовой грамоте сказано, что прежние грамоты погибли при нашествии татар, которые в 1240 г. при опустошении Киева совершенно разорили и сей Доминиканский монастырь, а начальник Иакинф унес только с собой статую Богородицы, которую доныне показывают во Львове. Ходыкевич пишет (стр. 237) что при сем татарском нашествии два старшие доминиканские брата, Алберт и Домник, и многие другие пленены, а 90 братов иные прострелены, иные прободены, иные сожжены. Но вопреки сему польский историк Длугош (Histor. Polon. lib. VI. pag. 649) говорит, что вышеупомянутый же князь Владимир Рюрикович (в 1233 г.) сам выгнал Мартина Сандомирского, приора сего монастыря, со всеми монахами и запретил им возвращаться, опасаясь от них заразы православным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Сл. 2, 92, 3–19; 94, 8–95, 9; 208–214=1.56–57. 551 Сл. 2, 110, 2–11, 5; 114, 1–12; 230–236=1.62–63. 552 Ср. Ин. 10:11. 553 Ср. Лк. 12:32. 554 Ср. Ин. 10:14. 555 Ср. Ин. 10:27. 556 Ср. Ин. 10:3–4. 557 Ср. Пс. 22:2. 558 Сл. 33, 15, 14–16, 4; SC 318, 190=1.490. Ср. Сл. 9, 3; SC 405, 306–308=1.190. 559 См. Сл. 2, 80–82; 194–198=1.53–54. 560 Об избрании епископов в древней Церкви см. Болотов. История III, 172–190. 561 Сл. 18, 33–34; PG 35, 1028–1029=1.281–282. 562 Сл. 18, 35; PG 35, 1032=1.283–284. 563 Уже Лаодикийский Собор 13–м правилом запрещал участие народных " " толп " " в избрании епископа. 564 Особенно в после–иконоборческую эпоху. 565 Ср. Евр. 9:7. 566 Сл. 21, 9, 2–21; SC 270, 126=1.309. 567 Иерем. 10:21. 568 Иерем. 12:10. 569 Сл. 21, 23, 4–24, 25; SC 270, 156–160=1.318. 570 Сл. 43, 26, 1–34; SC 384, 184–186=1.620–621. 571 Вариант перевода: " предпочтения по национальному (региональному) признаку " " . 572 Сл. 26, 15, 17–23; SC 284, 262–264=1.382. 573 PG 37, 1231=2.398. 574 Ср. 1 Кор.3:4. Григорий имеет в виду борьбу различных церковных партий на II Вселенском Соборе: мелетиан, павлиниан, восточных, западных и пр. 575 PG 37, 1238–1239=2.400. 576 Телу. 577 В древней Греции при обращении с просьбой к влиятельному лицу проситель в знак почтения прикасался к подбродку (бороде) собеседника. 578 Бриарей — в греческой мифологии чудовище с пятьюдесятью головами и сотней рук. 579 PG 37, 1266–1267=2.395–396. 580 PG 37, 1192–1193 (отсутствует в рус. пер.). 581 PG 37, 1195–1197 (отсутствует в рус. пер.). 582 PG 37, 1233–1236=2.398–399. 583 Ср. PG 37, 1233=2.398 (образ решетки, разделяющей два мира — постоянный и преходящий). 584 " Воронами " " , " галками " " и " " юнцами " " Григорий называет своих противников на II Вселенском Соборе. 585 PG 37, 1242–1243=2.401–402. 586 См. Гимн 58–й в SC 196, 278–308. 587 По мнению некоторых исследователей, именно Григорий Богослов ввел на Востоке раздельное празднование Рождества (25 декабря) и Богоявления (6 января), в согласии с традицией, существовавшей в Римской Церкви с конца III в. См. Usener. Untersuchungen, 260–269; Mossay. Fkemes, 34. Ср. Bernardi. Predication, 205. 588

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Так после продолжительной и страстной борьбы с суздальскими князьями Новгород, истомленный междоусобиями, голодом, мором, пожарами, пал окончательно и почти сделался простым уделом дома Ярослава. Теперь Ярослав Всеволодович мог распорядиться им по своей воле и отдать своему сыну, а тот – своему и т. д. Можно было в скором времени ожидать и в Новгороде полного торжества княжеской власти над старым вечевым устройством, и только неожиданный и страшный погром монгольский отвлек надолго внимание князей от дел новгородских в другую сторону. Около года прожил Ярослав Всеволодович в Новгороде и в 1236 году отправился в Киев для занятия киевского престола, оставив княжить в Новгороде сына своего Александра, потому что старшего его сына Феодора в живых уже не было 64 . В истории народов нередко приходится встречаться с событиями, в которых нельзя не видеть явного проявления Высшей Воли, направляющей течение их по Своему всеблагому усмотрению. Видно, при тех тяжких испытаниях, которые суждено было пережить русскому народу, во главе его должен был стоять не другой кто-нибудь, не старший брат Феодор, а именно Александр. В 1232 году великий князь Георгий Всеволодович, старший брат Ярослава, посылал в поход против Мордвы своего сына Всеволода. Федор Ярославич также принял участие в этом походе своего двоюродного брата, вместе с князьями рязанским и муромским 65 . Отсутствие Феодора из Новгорода на этот раз, однако, не было продолжительно: в следующем 1233 году он уже снова был в Новгороде, где родители готовились отпраздновать его свадьбу. Но вместо светлого брачного пира предстояло другое... Все приготовления к свадьбе были уже сделаны, как жених внезапно скончался, 5 июня 1233 года, и был погребен в Юрьеве монастыре. «Еще млад и кто не пожалует сего? Сватба пристроена, меды изварены, невеста приведена, князи позвани, и бысть в веселия место плач и сетование, за грехи наша; Господи, слава Тебе, Царю Небесный! Извольшю Ти тако» 66 . Можно представить себе неутешную скорбь родителей и Александра Ярославича! Ярослав Всеволодович не мог оставаться в Новгороде и уехал в Переяславль 67 . Несчастная мать до самого гроба не могла забыть сердечной раны. Прошло около 10 лет, и она, без сомнения, по собственному выбору, нашла себе место вечного покоя в том же монастыре «сторонь сына своего Феодора» 68 . Глубоко должно было поразить горестное событие и Александра Ярославича. Среди последних треволнений, без сомнения, не раз приходилось ему отводить душу в братской беседе с Феодором, поверять друг другу свои думы и чувства. И, наверное, в эти горькие минуты, приходили ему на память сетования другого брата, также в самое сердце пораженного подобной же утратой: «Увы мне, Господи! Лучше бы мне умереть вместе с братом, чем жить на этом свете! Дорогой брат и друг, уж не видать мне более твоего ангельского лица, не слыхать твоих ласковых речей»... Теперь он одиноким должен был оставаться в Новгороде.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

После Никифора митрополита у Татищева (История, часть III; стр. 328) упоминается Иоанн в 1198 г., а в Палинодии из Помянника Киевского митрополит Дионисий в 1205 г., но в иерархических каталогах их нет. 20 . МАТФЕЙ, грек, когда и кем посвящен неизвестно. Киевский каталог полагает его посвящение патриархом Иоанном Каматиром до взятия латинами Константинополя, то есть до 1204 г., при Великом Князе Киевском Рюрике Ростиславиче. А поскольку он посвятил в 1208 г. в Новгород архиепископа Митрофана, то вероятно в сем же или предыдущем году прибыл он и в Киев. Кончину его Московский каталог относит к 1211, Палинодия к 1221 г., а Татищев к 1219 г. В его время (1204 г.) Рюрик Ростиславич и князья Черниговские Ольговичи с половцами взяли приступом Киев, сожгли Подол, ограбили церкви Десятинную и Софийскую и монастыри. С сего времени Киевские Великие Князья от междоусобий начали ослабевать, а Галицкие усиливаться и присвоять себе Великое Княжение. После митрополита Матфея Коссов по Стырковскому полагает Никиту, а Селлий Дионисия с 1217 г. С 1213 г. Коломан, королевич венгерский, овладевший Галицким княжеством, привел туда с собой двух католических епископов, отдал им две православные церкви, выгнал православного епископа и старался обращать народ к римской вере, но в 1215 г. и сам, и епископы те выгнаны князем Мстиславом Мстиславичем. 21 . КИРИЛЛ I, в Московском каталоге и у Татищева именуемый греком, а в Палинодии и у Коссова россиянином, когда и где посвящен и когда скончался, о том пишут различно. Ташищев полагает посвящение его 1 ноября 1223 г. в Константинополе, а кончину в 1233 г. Но тогда не было уже в Константинополе православных греческих патриархов, а властвовали латинские. Новогородская летопись упоминает о нем только под 1230 г. по случаю посвящения им Новогородского архиепископа Спиридона, а о кончине его под 1233 г., и прибавляет, что родом грек, переведен бысть из Никеи. Пушкинский список Нестора под годом 1224 говорит: поставлен бысть митрополитом в св. Софии в Киеве блаженный митрополит Кирилл гречин месяца января 6. Палидония посвящение его полагает в 1228 г. Никонова летопись в 1224 г. января 6, и называет его гречином, а кончину в 1233 г. Коссов означает только поставление в 1225 г. Московский каталог в 1224 г., а кончину в 1229 году. Киевский каталог называет его философом и по Бозе жительствовавшим, а Коссов набожным и ученым.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

402 ...Володимера Киевьского...– Владимир Рюрикович (1184–1239), великий князь киевский, сын Рюрика Ростиславича, о нем см. также под 6736 (1228), 6738 (1230), 6741 (1233), 6742 (1234) и 6743 (1235) гг. 408 ...якоже изгна Богъ Каина... брата твоего...– Близкий к тексту пересказ стихов библейской Книги Бытие, где рассказывается о проклятии Богом Каина, убившего брата Авеля. 409 ...иде ко Изяславу...– Изяслав Мстиславич Смоленский – союзник Михаила Черниговского в борьбе против Даниила за Галич. В 6739 (1231) г. он воевал против Даниила вместе с венгерским королевичем Андреем, в 6741 (1233) г. в союзе с половцами помогал Даниилу завоевывать Киев, но сам и захватил город. В 6743 (1235) г. был изгнан из Киева Ярославом. 410 Б бо лукавый льстць... имения ради ложь.– Цитата из 2-й книги «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия, гл. 21.1 (см.: Мещерский Н. А. История Иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М.–Л., 1958, с. 287), где такая характеристика дана противнику Иосифа Флавия – Иоанну, сыну Левия. 411 ...вда дщерь свою меншую за королевича Андря...– Андрей – королевич Андрей, сын венгерского короля Андрея II, с 1226 по 1234 г. князь галицкий. Он вступил в борьбу за Галич сразу же после женитьбы на Марии Мстиславне (сестре жены Даниила Романовича, дочери Мстислава Удалого), участвовал в событиях 6737 (1229), 6739 (1231), 6741 (1233) и 6742 (1234) гг. В 6742 (1234) г., оказавшись в осаде в Галиче, «изнемогал от голода» и умер (есть мнение, что он был отравлен). 412 ...лестиваго Семьюнка Чермьнаго...– Семьюнко Чермный (может быть, Симеон Рыжий?) – галицкий боярин, связанный с провенгерской партией галицких бояр. О нем см. также 6737 (1229) и 6742 (1234) гг. 415 ...посласта люди своя к Бугу...– Исправлено; в рукописи было к брату; в П – к Богу, в X – к боу и исправлено на Бугу. 419 ...Черторыескъ...– Черторыйск (Черторыеск, Чарторыеск, Чорториск) – город в Волынской земле на реке Стыри, ныне Волынская обл. на Украине. 421 ...въ Жидичинъ...– Жидичин (Жидичев, Зудечев) – город в Волынской земле на реке Стыри. Там был монастырь св. Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ок. 1190 г., пользуясь ослаблением Византии, жупан Стефан Неманя добился полного суверенитета и основал в Сербии династию Неманичей. В 1196 г. Неманя отрекся от престола в пользу среднего сына Стефана и вскоре отправился на Афон, в русскую обитель Святого Пантелеимона, где пребывал его младший сын Савва (мирское имя Растко) (1169 – 1237) и там же принял монашеский постриг. С деятельностью Саввы связано окончательное оформление Сербской Церкви. Он стал ходатайствовать перед Константинопольским Патриархом, прося его о даровании самостоятельности Сербской Церкви. Учитывая тяжелое положение христианства в Сербии, вызванное католическим влиянием, Константинопольский Патриарх Мануил I (1215 – 1222) в 1219 г. рукоположил св. Савву в сан Архиепископа Сербского и одновременно признал автокефалию Сербской Православной Церкви. Святитель Савва, став Предстоятелем, на обратном пути в Сербию снова посещает Афон. Там из Хиландрского монастыря он взял несколько образованных иноков с намерением хиротонисать их во епископы новой самостоятельной Церкви. Св. Савва в период с 1219 по 1233 г. открыл 8 новых епархий, во главу которых он поставил епископов – подвижников Хиландара. Стали появляться монастыри, за основу жития в которых вводились афонские уставы. Он созвал в г. Жиче Поместный Собор, в деяниях которого участвовало все духовенство Сербии. Осудив ереси, он призвал всех участников Собора строго соблюдать православную веру. Также основатель Сербской Церкви стремился создать неразрывный союз между Церковью и Сербским государством во имя спасения Православия и сохранения сербов как нации. В этой связи в 1221 г. архиепископ Савва в Жиче торжественно короновал князя Стефана, получившем прозвище Первовенчанный. Этот акт имел большое государственное и церковное значение: коронация, несомненно, повышала авторитет православного Сербского королевства и укрепила саму династию Неманичей. В 1229 г. святитель Савва совершил паломническое путешествие в Палестину. Возвращаясь в 1230 г. в Сербию, он вновь посетил Афон. В 1233 г. он отказывается от святительского престола, стремясь к иноческой жизни. Преемником стал его ученик Арсений I (1233 – 1263). Безусловно, вклад святителя Саввы в организацию Церкви в Сербии огромен. Официальная канонизация святителя Саввы состоялась в 1775 г., хотя сербы почитали его с первых же дней кончины. Память святителя Саввы празднуется два раза в год – 14 января ст. ст. (этот день считается днем сербского просвещения) и 6 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010