и от истечений 1207 ю крепко удержают. Теплота им свойственна, да хлад истребляют 1208 . иже в вере, и любовь теплу соблюдают. Светлозрачны же велми. да светлыя плоды изводят, достойныя горния породы 1209 . 15 Юноша некто сердцем сокрушися. отцу духовному 1210 слезен представися. Написав грехи, хотяше являти, за плачь же велий не може читати. Видя презвитер то сокрушение: Даждь ми. рек 1211 , да чту грехов списание. Даде юноша, он хотя читати, нача в хартию прилежно глядати. Но ни же писмя 1212 на ней обретеся 1213 , силою Бога дочиста 1214 сотреся Во знамение грехов прощения, за покаянных слез источения. Плачите убо. братие, о гресех. да, омывшеся. будете в небесех. Не всегда отец духовный случится. покаяния 1215 тайна 1216 да 1217 свершится. Слезы же выну возможно точити 1218 . тако надеждным 1219 спасения быти. Слезы за грехи Александр Великий слезы изливаше. яко един мир им побежден не бяше Мы злобы едины что не побеждаем, праведно, да слезы 1220 горки изливаем. Слезы епископския Жена некая во граде живяше, красная лицем и богата бяше. Ту видя некто епископ грядущу. в светлыя ризы облеченну сущу. Пад лицем низу, начал есть ридати, премноги слезы из очес пущати. Тогда людие, иже при нем быша, воздвигше. вины плача вопросиша. Он отвеща им: О сем аз ридаю, яко жену ту умом усмотряю, Вящше тщащуся миру угодити, неже аз тщуся 1221 Богу послужити. И шед во дом свой, о жене плакате, молитвы теплы к Богу возсылаше, Яже Бог внушив, милость Си явил есть, от неверия жену обратил есть. Епископ паки елма почиваше, во видении будущее зряше. Виде черную птицу, прилетевшу во руце его и смиренно седшу, Юже прием он, в воду погрузил есть. и тако черность в белость преложил есть. Черную бывшу в воду погружаше, белу из воды тужде восприяше. Воспрянув отец, сонию дивися, но яве делом оно исполнися. Утру бо бывшу. жена со слезами оная приде, паде пред ногами, Нача умилно онаго просити, да бы, ю прием, изволил крестити. Епископ сердцем в радость разрешися. яко та жена к Богу обратися. Потщася ону по чину крестити,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Наследием человеческой 1204 природы, издревле безрассудно отпавшей от божественных благ, стали многострастнейшая жизнь и конец в виде тлетворной смерти. Вследствие этого ведь погибельное отступничество от сущей Благости и переступление 1205 в раю священной заповеди предали пребывавшего под животворящим ярмом человека, возбужденного собственными склонностями 1206 и прельстительными 1207 пагубными обманами супротивника, тому, что противоположно божественным благам. И с тех пор он жалким образом променял вечное на смертное. Имея же собственное начало в тленных рождениях, она, человеческая природа, по справедливости была ведена к соответствующему началу 1208 концу 1209 . А добровольно отпав от божественной и возводящей 1210 вверх жизни, она была приведена к противоположной крайности – к многострастнейшему изменению 1211 . Сбиваясь же с прямого пути, ведущего к поистине сущему Богу, и покоряясь губительным и злодеющим множествам, она ошиблась, угождая не богам и не друзьям, а неприятелям 1212 . Когда же они начали по свойственной им немилостивое™ обращаться с ней беспощадно, она плачевным образом впала в опасность небытия 1213 и погибели. Безмернейшее же человеколюбие 1214 богоначальной Благости благоподобно не прекратило действие Своего о нас промысла 1215 , но безгрешно став истинным причастником всего свойственного нам и соединив наше смирение с совершенно неслитным и неповреждаемым собственным свойством 1216 , даровало нам как единородным приобщение к Нему и сделало нас причастниками собственных красот. И, как говорит тайное предание, разрушив власть над нами отступнического множества не силой 1217 , как бы осилив, но, согласно тайно нам переданному Речению, посредством суда и справедливости (ср. Пс.96:2 ), а все свойственное нам благодетельно перестроив к противоположному, несветлость нашего ума Оно наполнило великим 1218 божественнейшим светом, безвидное украсило боговидными красотами 1219 , жилище же души, в той мере, в какой наша сущность еще не пала, освободило совершенным спасением от скверных 1220 страстей и тлетворных мерзостей, показав нам как доступное сверхмирное восхождение и божественное жительство при нашем священном, насколько возможно, уподоблении Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Перепечатано в Париже в 1927 году в журнале «Версты» Полного собрания сочинений Розанова не имеется. Отметим работы о Розанове: Голлербах, Розанов. Личность и творчество. Курдюмов, Розанов (Париж 1929). Волжский, Мистический пантеизм Розанова (в книге «Из мира литературных исканий»). См. также роман Н. Н. Русова. «Золотое счастье», где выведен Розанов. Чуковский, Книга о современных писателях. Бердяев в ранних религиозно–философских статьях. См. мою книгу «Русские мыслители и Европа» (гл. VIII). 1207 Образчик такой резкой полемики с Розановым представляет статья о нем Вл. Соловьева (т. VI). По поводу статьи Розанова о Л. Толстом, написанной в довольно «неудобном» тоне и вызвавшей острое возмущение Розановым в литературных и общественных кругах, П. Б. Струве предлагал «исключить Розанова из литературы». Из Религиозно–Филос. Общества в Петербурге Розанова исключили тоже за его острые высказывания по еврейскому вопросу… 1208 Розанов, Религия и культура. (Изд. 1901 г., стр. 64). 1209  Ibid., стр. 65, 66. 1210 Ibid., стр. 243. 1211 В сборнике «В мире неясного и нерешенного» (Изд. 1901 года), стр. 47. 1212 Ibid., стр. 267. 1213 Ibid., стр. 103. 1214 Ibid., стр. 57. 1215 Ibid., стр. 61. 1216 «Около церковных стен» (1906 г.). Т. 1, стр. 15. 1217 Ibid., стр. 18. 1218 «Около церковных стен», т. II (1906), стр. 446. 1219 «Уединенное» (Петерб. 1912), стр. 213. 1220 См. особенно статью Волжского «Мистический пантеизм» (это лучшее, что было написано о Розанове) в сборнике «Из мира литературных исканий». 1221 «Около церковных стен», т. 1. стр. 12. 1222 Ibid., стр. 77–79. 1223 Сборник статей «Семейный вопрос в России» (1903), т. II, стр. 53. 1224 «Семейный вопрос», т. 1, стр. 54. 1225 «Литературные изгнанники», стр. 243 (примеч. к письму Страхова к Розанову). 1226 Рус. Вестник 1892 (VIII), стр. 196. 1227 Волжский. Из мира литературных исканий, стр. 363. 1228 Сборник «Религия и культура», стр. 21. 1229 «В мире неясного и нерешенного», стр. 7. 1230 «Люди лунного света» (1911), стр. 71. 1231

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Посошков. Книга о скудости и богатстве, в: Памятники русской истории. М., 1911. 8. С. 10. 1207 Юшков. Ук. соч. С. 43 и след.; Знаменский. Приходское духовенство, в: Прав. соб. 1872. 3. С. 189–194, 196, 199–201; Шпачинский. С. 351 и след. О разнообразии договоров между приходами и священниками пишет, например, Псковский митрополит Маркелл (1681–1690) (АИ. 5. 122); ср.: ПСЗ. 2. 700, 832. 1208 Посошков. Ук. соч. С. 10. 1209 Духовный регламент. Ч. 3. Пункты 13, 22; ПСПиР. 1. 596. Ст. 3, 22, 23; 2. 452. Ст. 27; ПСЗ. 6. 4009. Ст. 14. 1210 ПСЗ. 6. 3910; 7. 4549; ПСПиР. 2. 419, 486; 4. 1344. 1211 Волынский А. П. Генеральное рассуждение о поправлении внутренних государственных дел, в: Чтения. 1858. 2. Смесь. С. 155. 1212 Цит. по кн.: Соловьев. 20. С. 269. 1213 Сборник. 43. С. 230. Наказ города Крапивны, в разработке которого принимало участие городское духовенство, см.: Сборник. 93. С. 491–492. Духовенство города Углича, напротив, высказывалось за обеспечение землей (там же. С. 541–548). 1214 ПСЗ. 11. 8625; повторено в 1756 (14. 10780) и в 1818 гг. (25. 27405). 1215 Ист. — стат. Петербург. 5. Раздел 2. С. 29, 44 и след.; применительно к Московской епархии: Розанов. 2. 1. С. 171 (о доходах от треб, которые были здесь значительно выше, чем в Петербурге); Голубев. Сыскной приказ, в: ОАМЮ. 4; о ситуации на Украине в 40–50–е гг. см.: Шпачинский. С. 351 и след., 365–367. 1216 Сборник. 43. С. 430–433. В том же духе высказывалось в своих «пунктах» и приходское духовенство Киевской епархии: там же. С. 444–447; Арсений Мацеевич, в: Чтения. 1862. 2. С. 31. 1217 Размеры платы за требы были определены Комиссией по церковным имениям, утверждены Екатериной II и опубликованы в форме указов Синода и Сената (ПСПиР. Е. II. 1. 225; ПСЗ. 17. 12378). Однако указ от 18 апреля 1765 г. исполнялся не везде. В Москве приходские священники еще в 1774 г. брали за требы значительно больше, чем предусматривалось указом, например, за крестины — 25–30 коп. вместо положенных 3 коп., за погребение — 50–80 коп. вместо 10 коп. Выплачивались ли эти суммы добровольно или же таково было требование священников, сказать трудно (Розанов. 2. 1. С. 337). 1218

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Примирение толкования св. Ефрема с Арм. текстом возможно только в том случае, если допустить, что или в ту же ночь или позднее Статоника сделалась христианкою. 1199 В Армянском тексте названы имена двух диаконов Коринфских: Ферепт и Тих, коим поручено было переправить послание Коринфян к Апостолу в Филиппы. О двух ревностнейших диаконах, с коими Коринфяне отправили свое послание к Апостолу, упоминает и св. Ефрем, хотя он и не называет имен их (см. конец предисловия к толкованию апокрифа). 1200 Поставленное в скобах отделение или есть позднейшая вставка и не принадлежит св. Ефрему, так как представляет отрицание предыдущего указания на то, что Коринфские послы прибыли в Филиппы в описанное в Деян.16:12–40 время, – или же мы имеем здесь испорченный текст. 1205 Em. утверждают, что есть другое чтение; machinamenta – козни. Мехитаристы вероятно разумеют чтение Армяно-библейского текста. 1206 Канайянц опускает: Коринфян(?), а Цан ошибочно относит к тексту апокрифа, принадлежащее св. Ефрему, слово: так. 1207 Относить написание апокрифа к Филиппийским узам Апостола, описанным в Деян.16:12–14 , невозможно по двум основаниям. Одно указано уже в толковании самим ли св. Ефремом или же глоссатором, именно: Апостол Павел и Сила, на Деян.16:25 дал., были освобождены от уз в туже ночь Второе то, что описанные в Деян.16:12–40 узы Апостола были до первого посещения им Коринфа, след. до основания Коринфской церкви и до написании 1-го и 2-го посланий к Коринфянам, после коих написан апокриф, как полагает экзегет (см. предисловие), согласно показаниям самого апокрифа (I, 2. 4. 5, – III, 4). 1215 Лат.: Поскольку Господь мой Иисус ускоренным пришествие Свое соделает, уловляя тех, кои извращают слово Его. 1216 Лат.: Ибо я от начала предал вам то, что и принял я и предано мне от Господа и тех, кои прежде меня суть апостолы (сделались апостолами) и были во всё время со Христом Иисусом. 1217 Ek: не как небесное тело, но Em и L: плоть. На основании L выражение: с плотию или телом должно считать принадлежащим тексту апокрифа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разумеется, прокурорский надзор возрадовался, 1205 враги славянского дела возликовали. Хотя форм(альное) следствие, назначенное надо мною, и не может добыть ни единой данной при самых возмутительных натяжках, тем не менее литературные и не литературные враги славянского дела торжествуют. Израсходовав не только пожертвованные через меня деньги, но и часть своих, на 1206 помощь болгарской агитации, 1207 добровольцам в Сербии и т. д., я, разумеется, частию не брал, частию не сохранил оправдательных документов, против чего 1208 я был в принципе. Великую 1209 услугу оказали бы Вы не только лично мне, но и славянскому делу, на пользу которого посвящал и намерен посвящать свои силы, если бы Вы потрудились припомнить, не слыхали ли Вы от кого-либо из бывших под Вашим командованием добровольцев, от кого-либо из медиков, болгарских агитаторов или вообще от кого-либо из деятелей славного 1876 года о тех затратах, которые в той или другой форме делались 1210 мною на славянское дело. Слово Черняева, которого знает вся Россия, легло бы тяжелою гирею на весах правосудия, если бы, разумеется, дело дошло до суда. 1211 В статье, которую Вы сегодня прочитаете, упоминается о доносе. Донос принадлежит той даме, которая занималась иностранными известиями 1215 и отсутствие которой Вы заметили в посещение меня в 1877 году. Я тогда сказал Вам, что она больна и, по-видимому, близка к умственному расстройству. По-видимому, я не совсем ошибался, но психическое расстройство ее произошло от того, что она связалась с студентом, который занимался у меня в редакции и который презрительно ее бросил. 1216 Подробности я узнал 1217 едва ли не после того, как Вас видел, но, вникая в дело, узнал еще такие обстоятельства, что у меня волосы стали дыбом. Я узнал, что был жертвою самой гнусной эксплуатации, услышал притом из уст самой героини, что она 1218 растлила моего сына!!! 1219 (Это между нами, достоуважаемый князь.) Понятно, я прогнал ее, впрочем сохраняя еще к ней сожаление, приписывая физической болезни чудовищное ее поведение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Расширение территории Владимире-Суздальской земли в последней четверти XII – начале XIII века, увеличение её людских и материальных ресурсов дали возможность Всеволоду Большое Гнездо выделить на Северо-Востоке части всем своим сыновьям. Но в условиях натурального хозяйства владельческое дробление земли быстро превращалось в дробление политическое. Еще в 1207 году Всеволод Большое Гнездо передал Ростов своему старшему сыну Константину и «инех 5 городов да ему к Ростову». А. В. Экземплярский полагал, что 5 городов – это Кснятин, Углич, Молога, Ярославль и Белоозеро. Поправку в предложенный А. В. Экземплярским перечень внёс А.Н. Насонов. Он установил, что Кснятин не принадлежал к владениям Константина; его городом был Устюг. Всеволод видел в Константине своего преемника, но последний хотел, чтобы стольным городом земли земли был не Владимир, а Ростов. Трения привели к тому, что великим князем Владимирским стал второй сын Всеволода Юрий. Помимо Владимира в руках у Юрия оказались Боголюбов, Суздаль, Москва, Городец Радилов, Соль Великая и Кострома. Очевидно, земли по нижней Клязьме и Унже также входили в состав территории великого княжества Владимирского. Третий Всеволодович, Ярослав, до 1238 года владел Переяславским княжеством. Территория последнего включала Переяславль Залесский, Дмитров, Тверь, Зубцов, Кснятин и Нерехту. Ярославу должны были принадлежать также города Шоша и Дубна, и, вероятно, владимирские части в Торжке и Волоке-Ламском. Четвёртый сын Всеволода, Владимир, получил Юрьев. В итоге некогда единая ростовская земля распалась на ряд владений. Но эти новые политические образования не были устойчивыми. Междоусобная борьба братьев привела к тому, что великим князем Владимирским после победы на Липецком поле под городом Юрьевым в 1216 году стал старший Константин, соединивший в своих руках Ростовское и Владимирское княжества. Побеждённому Юрию был выделен Городец Радилов, пребывание Юрия в котором продолжалось около полутора лет. Осенью 1217 года по соглашению с Константином Юрий сел в Суздале.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Религиозный перелом не оторвал его от мира, а сам определялся (во всяком случае в значительной степени) потребностью глубже понять мир и проникнуть в его сокровенную жизнь, сокровенный смысл. Булгакову чужд «соблазн божественности мира» 1207 , во всяком случае различение Абсолюта и космоса во всей силе сохранялось у него до конца (несмотря на то, что в своем богословии Булгаков принимает метафизическое их единство), – и самую их идею «всеединства» он долго относит только к космосу. Это очень важно утвердить в самом начале при изучении построений Булгакова, которого не соблазняет «маска вещности» 1208 , лежащая на природе, создающая «непроницаемую» оболочку мира. В софиологии, о которой идет речь уже в «Философии хозяйства», Булгакова интересует прежде всего ее «космический аспект» 1209 . «Тварь есть всеединство», – утверждает Булгаков в «Свете Невечернем» 1210 : она есть «единое – многое», все, «ей принадлежит положительное всеединство» 1211 . Дальше читаем: «Онтологическая основа мира заключается в сплошной, метафизически непрерывной софийности его основы» 1212 . Исходя из этого существенного, ничем не стираемого различия между Абсолютом и космосом, Булгаков следует в его осмыслении за тем построением, которое впервые установил Филон, стоявший перед такой же антитезой. София как идеальная основа мира стоит между Абсолютом и космосом («metaxu»), как некое «третье бытие», соединяющее в себе и божественную, и тварную природу... Даже и тогда, когда Булгаков перешел к учению о метафизическом единосущии Абсолюта и мира, он не терял никогда из виду их различия и говорил о «двух неравных реальностях» (Бога и мира) 1213 . «Хотя и вызванное к бытию из ничего, – пишет тут же Булгаков 1214 , – творение не есть ничто перед Богом, потому что имеет... так сказать, свою собственную божественность (которая есть тварная София)... имеет в себе собственную метафизическую упругость... Эта самостоятельность осуществляется в душе мира, как всеобщей связи, всеединстве тварного бытия». Булгаков упрекает, например, томизм в том, что у него «нет места различению Бога и мира» 1215 , считает теокосмизм (который мы видели, например, у Франка) «нехристианским учением» 1216 , так как «здесь нет самостоятельного места для мира в его реальности»: «Мир принадлежит самому себе...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Т.е. от Бога. 1206 Или «возбуждения». 1207 Ср. Евр.5:7. 1208 Букв. «от силы радости». 1209 Букв. «они весьма сокровенны в сердце». 1210 Или «точности». 1211 Букв. «молитвы знания». 1212 Букв. «тот поймет указания на эти две упомянутые формы молитвы». 1213 Букв. «с целью молитвы». 1214 Букв. «царства». 1215 Рукопись Bodleian syr.e.7 в этом месте содержит схолию на полях: «Это Слово написано в Первой части». Имеется в виду Слово 22 из 1–й части (в рус. пер. Слово 16). 1216 Букв. «об образе жизни молитвы». 1217 Т.е. молитвы. Букв. «о видах, соединенных с чистотой и нечистотой ее». 1218 Букв. «в духовности». 1219 Букв. «от изменений целей Писаний». 1220 Или «путешествующий в безмолвии». 1221 Букв. «А от сравнения». 1222 Букв. «упражнения и смирения». 1223 Или «Промыслу». 1224 Букв. «словам». 1225 Букв. «получил от этих много опытов (большую опытность)». 1226 Букв. «различениями (puršane)» 1227 Букв. «которые милосердием Божиим даются тем». 1228 Букв. «малость сознания». 1229 Букв. «с таким сердцем». 1230 Букв. «не обретет себя в перенесении». 1231 Ср. Пс.125:5. 1232 Т.е. внутренняя радость, которую получает человек, не зависит от его собственной мысли, но от Бога. 1233 Букв. «поднят разум его превыше соединения с чем–либо». 1234 Т.е. ум. 1235 Выражение naggiruta d–re " yana (букв. «растягивание разума»), по–видимому, является синонимом выражения naggiruta ruha (долготерпение, терпение в страданиях; букв. «растягивание духа»). 1236 Или «сущность» (букв. «чтойность»). 1237 Букв. «но только». 1238 Букв. «из–за собеседования размышления». 1239 Или «добродетель». 1240 Букв. «в оскудение надежды». 1241 Букв. «с хитрой мудростью». 1242 Букв. «положит он себе надежду на то, что скоро (близко)». 1243 Букв. «помыслы, которые о надежде». 1244 Или «в человеке». 1245 Здесь и далее преп. Исаак пользуется образом ныряльщика, добывающего устриц в морских глубинах. Будучи родом из провинции Катар на берегу Красного моря, преп. Исаак в детстве, несомненно, наблюдал за тем, как добывают устриц, а может быть и сам этим занимался. 1246

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Такова природа конкретного синтеза. Он слагает всегда некое «синтетическое единство», 1203 «истинное», 1204 «положительное», 1205 «внутреннее», 1206 «живое» и «конкретное». 1207 Это «первоначальное и абсолютное единство», 1208 полное содержания, 1209 являет собою «живой образ», 1210 внутренне спаянный «нераздельною непрерывностью» 1211 и абсолютною текучестью. 1212 Он есть совершенный организм, предающийся «спокойному» 1213 и «гармоническому» 1214 «самонаслаждению» 1215 и пронизывающий биением своего пульса все кровеносные пути своих органов. 1216 Всегда равный себе, всегда обращенный на себя, 1217 он заставляет свои части вести «совместную и богатую жизнь» 1218 и сливаться в творческое функциональное единство. Поэтому жизнь его может быть описана как замкнутое пульсирование самоутверждающейся абсолютной индивидуальности; или как замкнутая система, ведущая свое «живое движение» 1219 во многих сросшихся системах; или как реальная цель, творящая в себе богатство конкретного содержания; или, наконец, как самоопределяющая сила мысли. Именно этой силе мысли присуща способность «исцелять» диалектические раны так, чтобы «не оставалось шрамов»; 1220 приводить противоположности к «живой связи», 1221 к «внутреннему тождеству», 1222 к качественной индифференции 1223 и спокойному равновесию. 1224 И эта способность к слиянию и сращению не покидает Понятия на всем протяжении его восходящего пути. Всюду, где живет мысль – творятся её законы, осуществляется её способ жизни, обнаруживается её ритм. Но, так как мысль есть сама реальность, 1225 живая субстанция всего сущего, то все сущее творит в своей жизни её закон и обнаруживает подчиненность её ритму. А это означает, что все сущее должно быть причастно диалектическому разложению и спекулятивному синтезу. По Гегелю, это так и есть на самом деле. Вот почему он говорит: «Истинное конкретно», 1226 или, иначе, «все истинное конкретно». 1227 «В каждом содержании, так как оно конкретно, определение может быть понято как определенная противоположность и тем самым как противоречие». 1228 Но вершина и достижение не в противоречии: «содержание спекулятивной идеи состоит в примирении» 1229 и сущность философского знания – в постижении единства. 1230 Ибо все «разумное» 1231 и «все духовное» 1232 конкретно, как и само «абсолютное Понятие». 1233

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010