Среди учеников Л. были буд. англ. прелаты Генрих из Сандфорда, еп. Рочестера (1227-1235), Александр из Стейнсби, еп. Ковентри и Личфилда (1224-1238), Ричард Пур, еп. Чичестера (1215-1217), Солсбери (1217-1228) и Дарема (1229-1237), Томас из Марлборо, аббат Ившема (1229-1236). Возможно, у Л. также учились Андерс Сунесен, архиеп. Лунда (1201-1224), и Бернард II, архиеп. Сантьяго-де-Компостела (1224-1237). Учеником Л. был и магистр Гварин, один из осужденных в 1210 г. еретиков-амальрикан (см. ст. Амальрик Бенский ). По свидетельству Цезария Гейстербахского, среди парижских богословов, участвовавших в выявлении этой ереси, был и некий «магистр Стефан», к-рого традиционно отождествляют с Л. ( Thijssen J. M. M. H. Master Amalric and the Amalricans: Inquisitorial Procedure and the Suppression of Heresy at the University of Paris//Speculum. Camb., 1996. Vol. 71. P. 55-57). По-видимому, уже в парижский период Л. стал известен как проповедник. От современников он получил прозвище Громовой Язык (лат. Lingua Tonante), основанное, вероятно, на созвучии с его родовым прозвищем ( Roberts. 1968). В 1206 г. папа Иннокентий III вызвал Л. в Рим и возвел его в достоинство кардинала-пресвитера с титулярным рим. храмом Сан-Кризогоно. О причинах возвышения Л. достоверно неизвестно. Папа Иннокентий III учился в Париже до сер. 80-х гг. XII в. и несомненно знал Л., но встречающиеся в лит-ре утверждения об их личной дружбе не имеют подтверждений в источниках. Возможно, Л. в Риме преподавал в школе, основанной Иннокентием III при базилике Сан-Джованни-ин-Латерано. Согласно др. гипотезе, получение Л. достоинства кардинала было частью плана по его возведению на кафедру Кентербери, остававшуюся вакантной после смерти архиеп. Губерта Вальтера (13 июля 1205). Выборы его преемника происходили в обстановке ожесточенного противостояния различных партий, избранные кандидатуры неск. раз отклонялись после апелляций в Рим. В кон. 1206 г. прибывшая к Папскому престолу небольшая делегация кентерберийских монахов по прямой рекомендации папы Иннокентия III избрала архиепископом Л. Его кандидатура вызвала резкое неприятие со стороны англ. кор. Иоанна Безземельного (1199-1216). В письме папе Римскому он указывал, что Л. неизвестен в Англии и слишком долго жил во владениях врага - франц. кор. Филиппа II Августа (1180-1223). Однако Иннокентий III отказался принять эти возражения и 17 июня 1207 г. совершил в Витербо епископскую хиротонию Л. В ответ кор. Иоанн Безземельный запретил Л. въезд в Англию и объявил изменником каждого, кто признавал его архиепископом. Репрессиям подверглась семья Л.: отец вынужден был бежать в Шотландию, где скончался, брат Вальтер, вероятно, тогда же отправился на континент.

http://pravenc.ru/text/2463093.html

Опиравшиеся в междоусобной княжеской борьбе на поддержку горожан Владимира и Суздаля братья Андрея Михалка (ум. 1176) и сменивший его Всеволод Большое Гнездо одержали верх. Тонкий дипломат и искусный политик Всеволод Большое Гнездо (1176–1212) продолжал политическую линию отца и брата, успешно борясь с сепаратизмом местной знати. Боярство было сильно обескровлено в междоусобной борьбе. В 1177 были разгромлены войска рязанских князей (битва на Прусовой горе). В результате походов 1180, 1187, 1207 годов было сломлено сопротивление Рязани. Борьба на восточных рубежах Владимире-Суздальского княжества против болгар подготавливала осуществленный позже выход к устью Оки. Длительные и первоначально успешные действия за подчинение Новгорода кончились восстанием новгородцев (1207) и выходом его из сферы владимирского влияния. В Южной Руси Всеволод усиливал свое влияние с помощью дипломатических интриг, вмешиваясь во внутренние дела князей, и ссорил их между собой, что привело к новому разгрому Киева (1203). Летописцы называли его «великим», князья – «господином». В 1211 году Всеволод созвал совещание представителей от всех городов княжества, которое утвердило передачу княжения его сыну Юрию. Но после смерти Всеволода (1212) ростовское боярство стало разжигать усобицы между его старшим сыном Константином и Юрием, в которую втянулись силы Новгорода, Пскова и Смоленска под руководством Мстислава Удалого. Константин хотел восстановить стольные права боярского Ростова, Мстислав – ослабить силы Владимиро-Суздальского княжества и ликвидировать его приоритет. Юрий и поддерживающий его брат Ярослав были разбиты новгородцами в Липецкой битве (1216). Заняв престол, Константин поделил княжество между братьями. Единство Владимиро-Суздальского княжества было нарушено, образовались княжества Ростовское, Ярославское, Переяславское. После смерти Константина в 1218 году Юрий вернулся на княжение, восстановил свое господствующее положение и авторитет Владимиро-Суздальского княжества. Он продолжал наступление на восток, нанес крупное поражение болгарам (1220) и основал в устье реки Оки Нижний Новгород (1221).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Издания: Herb. 18681 Р 704–769; Herb. 18682; Herb. 1974; Herb. 2005. S. 342–350. Переводы: На немецкий язык: Herb. 1869; Herb. 2005 (a latere); на английский язык: Herb. 1920; на русский язык: Петров 1883. С. 193–198; Линниченко 1884. С. 4–7 (славянской пагинации); Свердлов 2. С. 315–319 (во всех трех случаях – только фрагменты, касающиеся Руси). Литература: Кроме введений к указанным изданиям, см. также: Петров 1883; Liman 1975; Petersohn 1977. S. 546–559; Petersohn 1980. S. 3–27; Manitius 3. S. 596–598; RFHMAe 5. P. 446–447 (библиография). II, 1. [Описание местоположения Поморья 1205 , имеющего вид треугольника, больший угол которого направлен в сторону земли лютичей 1206 и Саксонии 1207 .] Итак, позади (post) 1208 Поморья в океане находятся Дания (Dacia) 1209 и Рюген (Rugia), остров маленький, но густонаселенный 1210 , а над ним (super se), то есть в правой части севера 1211 , находятся земля половцев (Flavia) 1212 , Пруссия (Pruscia) и Русь (Ruscia), перед ним (ante se) же, то есть к югу (versus aridam) 1213 , она обращена к границам Венгрии (Ungaria) и Моравии (Moravia), касающимся ее небольшим выступом 1214 , а затем с ней соседит Польша (Polonia), просторная и близкая, простирающаяся до пограничья с землей лютичей (Leuticia) и Саксонией (Saxonia). [Характер поморян и богатство их земли. 2. Автор переходит к предыстории событий, приведших польского князя Болеслава 1215 к мысли призвать бамбергского епископа Оттона для проповеди поморянам. Болеслав доблестно возвращает себе земли, отторгнутые от Польши при его предшественниках.] 3. Вот с кем он (Болеслав III. – Сост.) сражался по отдельности в разное время: с одной стороны Польши – с чехами (Bohemi), мораванами (Moravi), венграми (Ungari) 1216 , с другой – с русью (Rutheni), народом жестоким и грубым, который при всегдашней поддержке половцев (Flavi), пруссов (Prusci) и поморян (Pomerani) 1217 сопротивлялся ему наиболее стойко, непрерывно, долго, но тщетно, ибо, побежденные им и уничтоженные, в конце концов, после многих поражений, они со своим королем (гех) решили просить у него мира. Однако тот, хотя и был утомлен постоянными войнами и трудами, не сразу согласился на мирное отдохновение, а не прежде, чем получит в качестве удовлетворения какой-нибудь памятный почетный дар.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После смерти брата (февр. 1207) Н. М. возглавил делегацию, к-рая направилась к имп. Феодору I Ласкарю (1208-1221), основателю Никейской империи , с просьбой о помощи в восстановлении греч. К-польского Патриархата. В результате Н. М. стал референдарием нового патриарха Михаила IV Авториана (1208-1213/14), затем - митрополитом Эфеса и экзархом Асии. Сведения о деятельности Н. М. между 1207 и 1214 гг. особенно важны для изучения церковной политики и дипломатии Никейской и Латинской империй. Так, в кон. 1214 г., после заключения мирного договора между Феодором I Ласкарем и лат. имп. Генрихом I Фландрским (1206-1216), состоялись переговоры о возобновлении церковного общения между греч. и лат. делегациями, к-рые возглавляли соответственно Н. М. и папский легат кард. Пелагий. В данном контексте важно сочинение Н. М., посвященное избранию патриарха и коронации императора в Никее в 1208 г. (Ibid. S. 25-52), а также его отчет о политических и церковных событиях 1214 г. (Ibid. Bd. 3. S. 3-96); тексты этих сочинений сохранились лишь частично. Наконец, Н. М. составил эпитафию своему брату Иоанну (Ibid. Bd. 1. S. 3-75), в к-рой приведены сведения о захвате столицы Византийской империи крестоносцами, а также «Описание церкви святых Апостолов в Константинополе». Работы Н. М. отражают развитие визант. мировоззрения в свете беспрецедентных событий 1204 г. Н. М. совершил таинство брака над Ириной Ласкариной, старшей дочерью имп. Феодора I, и Андроником Палеологом. По всей видимости, данное событие следует датировать 1216 г. (подробнее см.: George Akropolites. The History/Transl., introd., comment.: R. Macrides. Oxf., 2007. P. 149-150). Точная дата смерти Н. М. неизвестна. Соч.: Heisenberg A. Neue Quellen z. Geschichte des lateinischen Kaisertums u. der Kirchenunion. Münch., 1923. 3 Bde; Description of the Church of the Holy Apostles at Constantinople/Ed., transl. G. Downey//TAPS. Phil., 1957. Vol. 47. N 6. P. 855-924. Лит.: Pargoire J. Nicolas Mésaritès, métropolite d " Ephèse//EO. 1904. Vol. 7. N 47. P. 219-226; Каждан А. П. Никифор Хрисоверг и Николай Месарит: Опыт сравнительной характеристики//ВВ. 1969. Вып. 30. С. 94-112; idem (Kazhdan A. P.). Mesarites Nicholas//ODB. 1991. Vol. 2. P. 1346; Spiteris G. I dialoghi di Nicolas Mesarites coi Latini: Opera storica o finzione letteraria?//OCA. 1977. Vol. 204. P. 181-186; Lambriniadis E. Die Brüder Ioannis u. Nikolaos Mesaritis, Verteidiger der Orthodoxie in den Unionsverhandlungen von 1204 bis 1214 (im historischen u. theologischen Rahmen der Epoche)//Κληρονομα. 1996. Τ. 28. Σ. 187-236; Daskas B. A Literary Self-Portrait of Nikolaos Mesarites//BMGS. 2016. Vol. 40. P. 151-169; Волкофф А. А. Феодор I Ласкарис (1174-1221): соц.-полит. исслед. его жизни и правления: Дис. М., 2017.

http://pravenc.ru/text/2566124.html

20 авг. 1206 г. М. короновал императором Генриха I Фландрского (1206-1216). Эта церемония стала поводом к обострению противостояния между М., греческим населением К-поля и венецианским подеста ( Wolff. 1948). Для церемонии коронации М. потребовал почитаемый образ Пресв. Богородицы «Одигитрии», находившийся в распоряжении лат. императора, но который могли еженедельно использовать для правосл. богослужения греки. После коронации М. отказался возвращать икону грекам, пока они не станут совершать его поминовение на литургии. Греки ответили отказом, и М. попытался запретить богослужение по греч. обряду по всему городу, но встретил сопротивление венецианского подеста Марино Дзено, который потребовал, чтобы между М. и православными была проведена богословская дискуссия. Диспут состоялся 30 авг. в резиденции М., с правосл. стороны выступал Николай Месарит, оставивший запись спора ( Heisenberg. 1923. S. 15-25). После диспута Дзено пожелал завладеть образом Пресв. Богородицы, из-за которого начался конфликт. М. ответил отказом, и тогда венецианцы ворвались в Св. Софию и, несмотря на то что сам М. в этот момент был в храме и подвергал их анафемам, похитили образ и перенесли его в находившийся в их ведении мон-рь Христа Пантократора. М. обратился с жалобой на действия венецианцев к папе, Иннокентий III 13 янв. 1207 г. признал его правоту и подтвердил анафемы похитителям (Urkunden. 1856. Bd. 2. S. 45-47), однако образ оставался в монастыре Пантократора до 1261 г. В этом году его торжественно выносили при въезде в отвоеванную столицу имп. Михаила VIII Палеолога . После смерти М. во время поездки в Фессалонику летом 1211 г. Патриарший престол оставался вакантным до нояб. 1215 г., когда на него был возведен архиеп. Гервасий (Жерве). Историк Никита Хониат описывает М. как необычайно тучного человека среднего роста, к-рый был всегда гладко выбрит, носил платье узкого покроя, перстень и иногда кожаные перчатки ( Nicet. Chon. Hist. P. 623, 647). Ист.: Urkunden zur älteren Handels- und Staatsgeschichte der Republik Venedig/Hrsg. G. L. Fr. Tafel, G. M. Thomas. W., 1856. Bd. 1-2; Heisenberg A. Neue Quellen zur Geschichte des lateinischen Kaisertums und der Kirchenunion. Münch., 1923. Bd. 2: Die Unionsverhandlungen vom 30. August 1206. Patriarchenwahl und Kaiserkrönung in Nikaia 1208.

http://pravenc.ru/text/2564172.html

После взятия К-поля крестоносцами (1204) в Европу было доставлено неск. реликвий, которые, как считалось, были К. с. или его фрагментами. Так, К-польский имп. Генрих I (1206-1216) передал аббатству Клерво неск. визант. реликвариев «из сокровищ св. Елены, захваченных в Константинополе»; в одном из них находилась частица К. с. (Exuviae sacrae Constantinopolitanae/Ed. P.-É.-D. Riant. Gen., 1878. Fasc. 2. P. 194). После закрытия монастыря во время Французской революции 1789-1799 гг. святыня хранилась в кафедральном соборе в Лангре. В XIX в. ее поместили в реликварий в виде фигуры ангела с копьем в руках (в 2011 частица К. с. была похищена из ризницы собора). Копье святое из мон-ря Гегард. VII в. (Эчмиадзин) Копье святое из мон-ря Гегард. VII в. (Эчмиадзин) Среди реликвий, доставленных в 1205 г. из К-поля в Суасон еп. Нивелоном (1175-1207), была «часть острия, которым пронзили Господа» (Ibid. 1877. Fasc. 1. P. 8). В Кливлендском музее искусств (США) хранится готический реликварий-ставротека, датированный 1214 г. (изготовлен скорее всего в рейнских землях). Согласно надписи, в числе находившихся в нем святынь была частица «копья Господня». Несмотря на распространение фрагментов К. с., хранившихся в церквах и мон-рях Европы с XIII в., считалось, что основная часть реликвии по-прежнему находилась в К-поле. С 1238 г. франц. кор. Людовик IX Святой выкупил у имп. Балдуина II значительную часть святынь, ранее хранившихся в Фаросской церкви, в т. ч. наконечник К. с. Акт передачи реликвий был подписан императором в июне 1247 г. (Ibid. 1878. Fasc. 2. P. 133-135). Перенесение святынь, среди к-рых наибольшее значение придавалось терновому венцу Христа, описано в ряде источников (напр.: Ibid. 1877. Fasc. 1. P. 45-56; 1878. Fasc. 2. P. 241-258; Journal des Savants. 1885. P. 295-302). Так, Матвей Парижский в «Великой хронике» уточнил, что доставленное в Париж К. с. представляло собой наконечник копья ( Matthaei Parisiensis Chronica majora/Ed. H. R. Luard. L., 1877. Vol. 4. P. 90-92). Для хранения святынь при королевском дворце в Париже была возведена Св. капелла (Сент-Шапель); празднование в честь хранившихся там реликвий совершалось 30 сент. (Exuviae sacrae Constantinopolitanae. 1878. Fasc. 2. P. 47-49). К. с. находилось в византийском реликварии в форме креста, инкрустированном по краям драгоценными камнями. В 1791 г. святыни из Св. капеллы перевезли в аббатство Сен-Дени ; в 1793 г. бóльшая часть реликвариев была переплавлена, но некоторые предметы передали в Кабинет медалей Национальной б-ки. Среди них было К. с., последнее свидетельство о котором относится к 1796 г. В 1804 г. терновый венец и др. уцелевшие реликвии были переданы в кафедральный собор Нотр-Дам, но К. С. признали утраченным ( [Gosselin J. E. A.] Notice historique et critique sur la sainte couronne d " épines de Notre Seigneur Jésus-Christ. P., 1828. P. 158-159, 161).

http://pravenc.ru/text/2057216.html

В 1206 или 1207 г. Гуго, аббат Э, в 3-й или 4-й раз обратился к папе Иннокентию III (1198-1216) с просьбой о канонизации Л. К его ходатайству были приложены письма архиеп. Готье из Кутанса, Дублинского архиеп. Джона Комина (1181-1212) и Евгения (Эхдонна Мак Гиллы Удира), архиеп. Арма (1206-1216), а также 2 ирл. прелатов, лично знавших Л.,- Альбина (Альбе О Маэл Муада), еп. Фернса (ок. 1186-1223), и Мариана (Марина О Бриана), еп. Корка (1206/07-1224). По свидетельству Комина, он присутствовал при исцелении, к-рое совершилось на могиле Л. Однако это обращение осталось без ответа, как и следующая попытка, предпринятая преемником Гуго, аббатом Гвидо (ок. 1214). По-видимому, вскоре после этого каноники обратились к Генриху Лондонскому, архиеп. Дублина (1213-1228), с просьбой прислать дополнительные материалы о жизни Л. Они получили текст Жития Л., в к-ром повествование не было доведено до его кончины (ркп.: Paris. Bibl. de l " Arsenal. 938). В 1224 г. аббат Гвидо доставил в Римскую курию материалы для канонизации Л. Папа Гонорий III (1216-1227) поручил возглавить процесс Николаю, кард.-еп. Тускула († 1227); были назначены комиссии для изучения обстоятельств жизни и кончины Л. в Ирландии и Нормандии (inquisitio in patribus). В окт. 1225 г. аббат Гвидо вновь прибыл к папскому двору, находившемуся в Риети. Материалы о святости Л. были зачитаны на консистории; 11 дек. папа Гонорий III издал буллу о канонизации Л. 6 мая 1226 г. Теобальд, архиеп. Руана (1222-1229), возглавил церемонию открытия мощей Л. Очевидно, вскоре после этого в аббатстве Э и было составлено Житие Л., сохранившееся в 2 редакциях. В 1426 и 1475 гг. церковь в Э пострадала от сильных пожаров, к нач. XVI в. она была восстановлена и перестроена в стиле пламенеющей готики. В 1625 г. на холме близ Э, на месте, где Л. якобы впервые увидел аббатство, была построена мемориальная капелла (перестраивалась в 1810 и 1876). После закрытия аббатства Э в годы Французской революции (1791) погребения в церкви были разорены, но мощи Л., как считается, удалось сохранить. В 1828 г. их поместили в раку, установленную над главным алтарем храма. В крипте церкви хранится статуя святого (XIII в.; повреждена в годы революции).

http://pravenc.ru/text/2462453.html

После основания сначала общей для всей Скандинавии митрополии с центром в Лунде (1104), а затем и самостоятельных архиеп-ств в Нидаросе (Тронхейме) (Норвегия, 1153) и Уппсале (Швеция, 1164) архиепископы Г.-Бремена лишились церковной юрисдикции над Скандинавскими странами. Несмотря на то что Латеранский IV Собор (1215) номинально сохранил подчинение сканд. архиеп-ств и еп-ств архиеп-ству Г.-Бремен, они фактически оставались независимыми. В XII в. продолжилось формирование территории архиеп-ства. Архиеп. Хартвиг I (1148-1168), будучи графом Штаде, отдал территорию графства в юрисдикцию Бремена. Его борьба с герц. Генрихом Львом († 1195) имела отрицательные последствия для архиеп-ства: в 1155 г. Бремен был захвачен и разграблен, а графство Штаде отошло под власть герцога. При Хартвиге I были сфальсифицированы папские привилегии архиеп-ству, возобновилось крупное строительство церквей в Г. Архиепископу также удалось восстановить еп-ства в слав. землях, утраченные в результате восстания 1066 г. После лишения Генриха Льва большинства владений (1180) архиеп. Зигфрид (1178-1184) утвердил власть Бремена над Штаде. Архиеп. Хартвиг II (1185-1207) основал неск. мон-рей; его попытки усилить свою власть привели к конфликту с имп. Генрихом VI (1190-1197) и восстаниям внутри архиеп-ства. После смерти Хартвига II начались долгие споры по поводу выбора его преемника. В Г. архиепископом был избран Бурхард Штампенхаузен, приор гамбургского кафедрального собора, бременский капитул избрал епископом Вальдемара Шлезвигского. Только смерть Бурхарда положила конец спорам. В 1210 г. обоими капитулами архиепископом был избран Герхард I Ольденбургский († 1219), однако он смог вступить в права только после 1216 г. При архиеп. Герхарде II (1219-1258) центр архиеп-ства был окончательно перемещен в Бремен (1223). После долгой борьбы удалось решить вопрос о принадлежности графства Штаде: часть его вошла в состав архиеп-ства. С сер. XIII в. политическая роль Г. стала в основном определяться его экономическим весом.

http://pravenc.ru/text/161614.html

Reg. bull. 5). У первых доминиканцев нищенство как наиболее яркое выражение бедности и смирения было подчинено основной цели ордена - проповеди католического учения (praedicatio). О том, что бедность и смирение самого проповедника являются главными условиями успешной проповеди в районах, охваченных альбигойской ересью, писал цистерцианец Диего де Асеведо, еп. Осмы (1201-1207) (Historia albigensium. 3//PL. 213. Col. 549-550; Acta canonizationis S. Dominici. 32-34//Monumenta historica sancti patris nostri Dominici. R., 1935. Vol. 2. P. 150-151). Эти условия, предложенные Диего де Асеведо только в качестве тактического приема, были восприняты св. Домиником как фундаментальное правило. Поскольку основанный им орден доминиканцев был изначально клерикальным (проповедники должны были быть клириками), то в соответствии с решениями IV Латеранского Собора за основу устава ордена в 1216 г. был принят Августина устав с дополнениями из конституций ордена премонстрантов . Вероятно, по этой причине ученики св. Доминика, посланные в разных направлениях с миссией проповедовать католическое вероучение и наставлять в евангельских заповедях, стали действовать подобно каноникам, а не подражая св. Доминику, т. е. приобретали или получали в дар для ордена земли и дома, что особенно было заметно в Тулузе, Париже и Болонье (от каноников же происходила противоречащая идеалу бедности практика предоставления каждому брату отдельной кельи, тогда как бенедиктинцы и др. монахи имели общие дормитории). При этом формально у доминиканцев, как и у францисканцев, действовал запрет на хранение к.-л. запасов (в 1239 генеральный капитул ордена доминиканцев разрешил делать запасы одежды и продуктов только на год вперед). В любом случае сбор подаяния у доминиканцев отошел на 2-й план и практиковался как временная мера для обустройства конвента на новом месте. Вполне естественным, как и у францисканцев, считалось получение пожертвований за проповедь и пастырскую деятельность. Появление новых Н. о. Явление миноритам католич. св. Франциска Ассизского во время проповеди Антония Падуанского. Роспись верх. ц. Сан-Франческо в Ассизи. 1297–1300 гг. Художник школы Джотто

http://pravenc.ru/text/2577745.html

Новый этап развития П. начался во 2-й пол. XI в., когда тюрки-сельджуки стали мигрировать в М. Азию. Фема Кивирреотов пришла в упадок. В сер. XI в. она была преобразована из морской в сухопутную ( Scyl. Hist. P. 342-343), а в последний раз упоминается в 1148 г. В 1056 г. тюрки впервые появились в П., а в 70-х гг. расселились в окрестностях Атталии, на памфилийско-писидийском пограничье и в долинах рек. В кон. XI в. в Вост. П. появились также армянские поселенцы из соседней Киликии. Часть П. была отвоевана византийцами, вероятно, в 1097/1098 г., а в 1104 г. полностью ( Ann. Comn. Alex. P. 349-350). В XII в. через П. неоднократно проходили армии крестоносцев (герм. кор. Конрад III в 1147; франц. кор. Людовик VII в 1148) и визант. императоров ( Иоанн II Комнин в 1120, 1137, 1142; Мануил I Комнин в 1158). В 1142 г. от эпидемии в П. умерли 2 старших сына Иоанна II Алексей и Андроник ( Nicet. Chon. Hist. P. 37-38). В эту же эпоху в морской торговле П., как и во всем Вост. Средиземноморье, постепенно возрастает роль итал. торговых республик. Венеция получает право свободной торговли в Атталии, но итальянских факторий в П. не было. В кон. XI в. церковная структура П. была нарушена. Имп. Алексею I Комнину после отвоевания области у тюрок пришлось возвращать епископов в Сиду и Семну (после 1097; Theoph. Bulg. Ep. 56, 61//PG. 126. Col. 474-477, 480). В XII в. в занятых тюрками внутренних районах П. на кафедрах, напр., в Андиде и Фогле оставались епископы. Кафедра Исинды, вероятно, была перенесена в Стен в подчинение митрополии Мир Ликийских (Das Register des Patriarchats von Konstantinopel/Ed. H. Hunger e. a. W., 1981. T. 1. N 8). Изменения принесло падение Византии в кон. XII - нач. XIII в. Правители Киликийской Армении не позже 1199 г. заняли территорию Вост. П. до Меласа. В 1205 г. по соглашению крестоносцев о разделе Византии Атталия была отдана тамплиерам, но в 1207 г. город захватил сельджукский султан Кай-Хосров I. В 1216 г. тюрки завоевали Атталию окончательно, в 1221 г.

http://pravenc.ru/text/2578772.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010