Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Есть несколько версий о происхождении топонима Орхей. По мнению Иоргу Иордан, название города происходит от венгерского vár + hely (крепость + место), что означает " место крепости " , или " место где была крепость " . Другие исследователи считают, что топоним Орхей происходит от тюркского " орга " что означает резиденция хана. Время основания города неизвестно. Он построен на месте дакийской крепости Петродава, известной теперь под именем Старого Орхея (молд. Orhei Vechi). Остатки крепости с подземными ходами сохранились до наших дней. Они находятся между сёлами Требужены и Бутучены. Здесь были найдены древние вещи и монеты. Запорожцы называли Оргеев Иргеевым и Игреевым; на Руси он был известен в старину под названием Орыга или Орыгова. Оргеев воспет в гайдукских песнях как край вольности. В 1223 году татарские орды пересекли Днестр, двигаясь вверх по реке Реут и разграбляя встречные деревени, и пришли на место нынешнего Старого Орхея. Захватчики не были здесь долгое время (4-6 десятилетия XIV-ro века), но им удалось дать местности восточный вид. Татары возвели мечеть, караван-сарай, роскошную общественную баню, мавзолей. На этом участке земли, на руинах города восточного типа в начале четырнадцатого столетия появился Старый Орхей, который стал частью молдавского феодального государства, основанного в 1359 году. Но первый документ г. Орхей датируется 1470 годом. В 1499 году, после вторжения татар, город и крепость были сожжены и разрушены. В 1533 году после двух крупных разрушительных набегов, население города Орхей переселилось в более спокойное место, отдаленное от торговых путей и татарских нападений. Первое документальное свидетельство о новым местоположением г. Орхей, датируется 1554 годом, во время господаря Александра Лэпушняну, в связи с ведением работ на плотине в месте слияния рек Кула и Реут. С 1599 года Орхей документируется в официальных документах как городок (târg).

http://drevo-info.ru/articles/13675617.h...

1300-1601). План типично каталонский: 3 нефа без трансепта, со встроенными между контрфорсами капеллами, перекрыты крестовыми сводами. Специфическим является решение вост. части собора, где главная выступающая капелла имеет прямоугольную, как в цистерцианских постройках, форму. Также в отличие от каталон. построек в этом храме резко выражен перепад высоты между центральным и боковым нефами, что в экстерьере делает более заметной конструктивную готическую систему с контрфорсами и аркбутанами. Использование прямоугольной формы завершения вост. части собора позволило разместить на вост. фасаде обычно характерную для зап. фасада огромную розу, одну из самых больших в истории европ. готической архитектуры. Основой ее геометрического рисунка является изображение 6-конечной звезды, символа мудрости, часто используемого в декорации цистерцианских храмов. Интерьер ц. Санта-Мария-дел-Мар в Барселоне. 1329–1383 гг. Интерьер ц. Санта-Мария-дел-Мар в Барселоне. 1329–1383 гг. Рост торговли и формирование новых муниципальных и гос. институтов потребовали создания новой типологии гражданских сооружений, что особенно активно происходило именно в каталон. областях Арагонского королевства. Здесь строились залы для аудиенций (Тинель в Королевском дворце в Барселоне; 1359-1370, Гильем Карбонель), для заседаний парламента (дворец Женералитат в Барселоне; 1410-1434, Марк Сафон), биржи (в Барселоне; 1384-1397, Пере Арвей; Пальме, 1426-1447, Гильем Сагрера; Валенсии, 1483-1498, Пере Комте), верфи (в Барселоне, 1283-1390) и т. д. Среди замков особое место занимает Бельвер (1300-1311, Пере Сальва) близ Пальмы на Мальорке, круглый план которого, возможно, возник под влиянием Кастель-дель-Монте (близ Андрии, обл. Апулия, Италия, 1240 - ок. 1250). Круглый двор в замке Бельвер, окруженный 2-ярусной аркадой,- уникальное для готической архитектуры решение, вероятно впосл. оказавшее влияние на создание дворца Карла V в Гранаде. Активное развитие архитектуры замков характерно и для И. в целом. В их эволюции заметен переход от оборонительной (Садаба, пров.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Усилия Дмитрия Ивановича по превращению великого княжества Владимирского в «отчину» московских князей увенчались успехом. Восемь лет, с 1374 по 1382 г., Дмитрий правил фактически независимо, в том числе шесть – с 1374 до 1380 – даже формально не признавал власти ордынского правителя, бывшего, по представлениям того времени, незаконным. Но идея верховенства законного и реально правящего в Орде хана – «царя», его более высокого в сравнении с великим князем владимирским статуса сомнению еще не подвергалась. Значение военных побед Дмитрия Донского над Ордой – в первую очередь на Куликовом поле – вышло далеко за рамки конкретных политических последствий (которые как раз были неоднозначны – разгром Мамая ускорил восстановление единства Орды, а понесенные русскими войсками потери не позволили эффективно противостоять Тохтамышу); Куликовская битва стала на века примером воинской доблести и вообще одним из ключевых пунктов исторического самосознания великорусской народности. Но, как это ни парадоксально, фактическое признание Ордой своей неспособности поколебать главенствующее положение Москвы в Северо-Восточной Руси стало результатом не Куликовской победы, а в целом неудачного для Дмитрия конфликта с Тохтамышем: законный «царь» был вынужден сделать то, что отказывались делать как прежние легитимные правители, так и Мамай – признать закрепление великого княжества Владимирского за московскими князьями. Дмитрию удалось обернуть военное поражение крупнейшей политической победой. 461 О ее социально-экономических и политических корнях см.: Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973. С. 145–153. 464 Там же. Т. 15, вып. 1. Стб. 69; Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 244–248,269. 465 ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 70–71. О перипетиях внутриордынской борьбы см.: Насонов А.Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940. С. 117–122; Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960. С. 112–122; Егоров В.Л. Золотая Орда перед Куликовской битвой//Куликовская битва.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все эти аргументы представляются несостоятельными. Гипотеза о вставках в Лаврентьевскую летопись сомнительна, скорее всего дошедший до нас текст рассказа о нашествии Батыя был уже в своде 1304 г. 554 Сарайка и его люди стреляли не только в Дионисия; к тому же для людей, пытающихся спасти или хотя бы дорого отдать свои жизни, естественно желание вывести из строя наиболее заметные фигуры противоположной стороны. Если Митяй и принял от Мамая ярлык, находясь в Орде (не исключено, что ярлык был выдан ранее поездки Митяя, в феврале 1379 г. 555 ), то это было вызвано его желанием освободиться от плена, никаких указаний на то, что он специально ехал к Мамаю с политической миссией, источники не содержат; после успеха на Воже у великого князя не было причин идти на уступки, отношения с Литвой не носили в начале 1379 г. угрожающего для Москвы характера. Летописное «вся земля Русская» не имеет никакого отношения к проблеме единства митрополии: еще со второй четверти XIV в. это понятие стало (в литературе Северо-Восточной Руси и Новгорода) прилагаться не ко всем землям, входившим до Батыева нашествия в Киевскую Русь, а только к территориям, находившимся под властью великого князя владимирского, т.е. к Северо-Восточной Руси и Новгородской земле 556 . Оснований для того, чтобы предполагать в период между сражением на Воже и Куликовской битвой два резких поворота в политике Дмитрия Ивановича – от противостояния Мамаю к признанию его власти и затем вновь к борьбе с Ордой – у нас нет. 30 августа 1379 г. в Москве был казнен Иван Васильевич Вельяминов 557 . По сообщению Никоновской летописи (источник которого неизвестен), Вельяминов был схвачен в том же году в Серпухове по пути из Орды 558 . Возможно, он был послан в Тверь с целью, как и в 1375 г., посеять рознь между русскими князьями 559 . Но нет оснований и полагать, что Митяй был сторонником активной борьбы с Ордой, а его противники склонялись к необходимости ей покориться. А.С. Хорошев ссылается на «Сказание о Мамаевом побоище», в котором митрополит Киприан советует Дмитрию умилостивить Мамая дарами 560 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очевидно, что в отношении ордынских «князей» великий князь московский действовал так же, как в отношении русских князей. Фактически он попытался как бы занять в отношении первых место, какое занимал правитель Орды. Однако видеть здесь стремление Дмитрия стать равным «царю» было бы рискованно – скорее подобными действиями великий князь ставил себя на один уровень с Мамаем, семью годами ранее приводившим Волжскую Булгарию к покорности. Летом того же года московско-нижегородское войско (московскую часть возглавляли воеводы, нижегородскую – Иван Дмитриевич), ожидая нападения пришедшего из Заволжья «царевича» Арабшаха (Арапши), пропустило удар татар из Мамаевой Орды и потерпело поражение на р. Пьяне (Иван Нижегородский погиб), вслед за чем ордынцы разорили Нижний Новгород. В том же году Арабшах повоевал Засурье 545 . Воодушевленный успехом, Мамай летом 1378 г. решил нанести удар непосредственно по Московскому княжеству, направив на Дмитрия Ивановича сильное войско под командованием Бегича. 11 августа на р. Воже, в пределах Рязанской земли, московско-рязанское войско нанесло Мамаевым татарам сокрушительное поражение. Несколько ранее, в конце июля, ордынцам вновь удалось разорить Нижний Новгород 546 . Остается, впрочем, неясным, были ли это татары из Мамаевой Орды 547 . В отместку за поражение на Воже Мамай напал в том же году на Рязанскую землю. Ее столица Переяславль-Рязанский был сожжен, а великий князь рязанский Олег Иванович спасся, бежав за Оку 548 . Летом 1379 г. Мамай «ял» проезжавшего через степь на поставленое в митрополиты в Константинополь Митяя – ставленника Дмитрия Ивановича. Вскоре, однако, Митяй был отпущен, причем Мамай (точнее, хан его «мыслию» 549 ) выдал ему ярлык по типу тех, что предоставлялись ханами прежним митрополитам 550 . Относительно недавно в отечественной историографии имела место дискуссия по поводу того, какие позиции в вопросе об отношениях с Ордой занимали церковные партии, вступившие в конфликт в связи с вопросом о новом митрополите. Г.М.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Современная ситуация в Сирии» Представляем видеозапись доклада Анатолия Степанова и его обсуждения на круглом столе Анатолий Степанов   Владимир Крупин   Алексей Сенин   Константин Новиков   Валентин Лебедев   Владимир Анищенков   Виктор Саулкин   Алексей Шорохов   Александр Горбатов   Священник Сергий Карамышев   Владимир Савичев   13:24 28.02.2013 1359 26 февраля в Москве в Международном фонде славянской письменности и культуры прошло очередное заседание Клуба национальной прессы. КНП, созданный по инициативе руководителей православно-патриотических СМИ, организует ежемесячно круглые столы, на которых обсуждаются важные вопросы идеологии, политической, церковной и общественной жизни. На этот раз круглый стол был посвящен теме: «Современная ситуация в Сирии. Впечатления очевидца».

http://ruskline.ru/rnl_tv/2015/06/25/sov...

В качестве решения проблемы, здесь, недалеко от Томска, в Новосибирске, создали установку под названием «токамак», в которой для разогреваемой плазмы создавалось особое изолированное пространство, причем изоляцию осуществляло магнитное поле, служившее невидимыми стенками. За счет изоляции разогревание могло достигать нужного диапазона температур. Аналогия очевидна: внимание, охраняющее «пространство молитвы», может быть уподоблено этим невидимым магнитным стенкам. В самом же процессуальном пространстве беспрепятственно совершается необычайная аккумуляция формостроительных антропологических энергий – до генерации нужных, следующих далее и далее антропологических ступеней, вплоть до порога онтологического трансцендирования, которое совершается уже не энергиями человека, а энергиями Инобытия, благодатью. Если внимание сумеет охранять процесс молитвы надлежаще надежно и надлежаще долго, то аккумуляция энергии будет двигать антропологический процесс дальше. Опять-таки на опыте было обнаружено, что начинается восхождение по ступеням, и эти ступени достигают уже таких стадий, когда человек начинает ощутимо меняться. Это означает, что практика сумела создать искомый «антропологический двигатель» – что и составляло главную задачу ее центрального этапа. Далее мы входим в следующую область духовного процесса, область высших его ступеней. Исторически, она оказалась в центре внимания духовной традиции в 13-14 веках. В истории исихазма, это – особый, кульминационный период, и со стороны внутренней жизни исихастской традиции, и со стороны ее положения в социуме. В аспекте внутреннем, аскетическая практика подошла к успешному завершению выработки своего органона, опыт ее достигал высших ступеней духовного восхождения, и она сумела дать их углубленное богословское рассмотрение, в трудах святителя Григория Паламы (1296-1359). В это же время, в середине 14 в., в итоге так наз. Исихастских споров о видениях Фаворского Света, необычайно возрастают ее известность и влияние в византийском обществе. Данный период обычно называется периодом Исихастского возрождения; главным очагом традиции был в ту пору – как и надолго в дальнейшем, вплоть до нашего времени – Афон. Что означал спор о видениях Фаворского света, которые получали подвижники? Он означал, что с теми, кто проходил практику, начинались кардинальные изменения, невозможные в обычном эмпирическом существовании. Именно поэтому у людей, настроенных скептически и рационалистически, возникали сомнения и возражения против исихастской практики. Они, естественно, заявляли, что подвижники либо получают какие-то обычные зрительные восприятия природного, физического света, либо же с ними происходят какие-то патологические явления; и совершенно неправомерно связывать с этим опытом ответственные богословские формулы, утверждая, что-де здесь совершается духовное восхождение и приближение к Божественному бытию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Богород.-Донской-Московский, II, 785. Богород.-Дунилова, Волог. г., II, 642. Богород.-Зачатиев.-Высоцкий-Серпуховский, II, 753. Богород.-Зачатей.-Добрый, Калуж. г., II, 784. Богород.-Знамен.-Елецкий, I, 200. Богород.-Знамен.-Курский, I, 201. Богород.-Знамен.-Обоянский, II, 810. Богород.-Иверский, Новг. г., II, 819. Богород.-Игрицкий-Песошенский, Костр. г., I, 211. Богород.-Казанский, I, 55. Богород.-Казан.-Жадовская, Симб. г., I, 240. Богород.-Казан.-Костромская, II, 847. Богород.-Казан. – Ломовский, Пенз. г., II, 651. Богород.-Казан.-Лысковский, Нижег. г., II, 855. Богород.-Казан.-Калужский, II, 854. Богород.-Казан.-Мокшанский, I, 56. Богород.-Казан.-Нижнеломов., II, 652. Богород.-Казан.-Сызранский, II, 650. Богород.-Казан.-Шатрищегорский, Калуж. г., II, 856. Богород.-Красногор., Арх. г., II, 888. Богород.-Одигитр.-Страстный – Московский, II, 1211. Богород. – Одигитр. – Успен. – Воронина, Новг. г., I, 130. Богород. – Одигитр. – Шерьинская или Шервинская, Перм. г., II, 1359. Богород.-Озерян., Харьк. г., II, 1022. Богород. за Оникиева, Волог. г., II, 715. Богород.-Оранская, Нижег. г., II, 1027. Богород. – Ордынская, Орденская или Арденская, Смол. г., II, 1028. Богород.-Пельшем., Волог. г., II, 909. Богород.-Перынский, Новгор. г., I, 351. Богород.-Площанс., Орл. г., II, 1057. Богород.-Покров.-Озерский, С. Петерб. г., II, 1067. Богород. – Пречист. -Успен.-Кассианова- Учемская, Яросл. г., II, 861. Богород.-Раифская или Раевская, Каз. г., II, 1110. Богород.-Рожд., Калуж. г., II, 1122. Богород. – Рожд. – Анастасов-Лихвинский, II, 614. Богород. – Рожд. Антония – Римлянина- Новгородский, II, 617. Богород. – Рожд.-Бобренев, Моск. г., I, 45. Богород.-Рожд.-Боголюбов, Влад. г., I, 47. Богород.-Рож.-Белгородский, II, 1123. Богород.-Рожд.-Владимирский, II, 1120. Богород. – Рожд.-Возмицкий-Волоколамский, II, 1002. Богород. – Рожд. – Воротиловская. Твер. г., II, 643. Богород. – Рожд.-Гамалеев.-Пустынно- Харлампиев., Черниг. г., I, 151. Богород.-Рожд.-Глин., Кур. г., II, 765. Богород. – Рожд. – Голубинская, Волог. г., II, 769.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Налоговый маневр: повышение цен на бензин неизбежно Михаил Ремизов   10:57 22.06.2018 1359 Правительство России приняло решение продолжить налоговую реформу в нефтяной отрасли, которая стимулирует поставки сырья на экспорт и смещает нагрузку на потребителей внутри страны. Доходы населения рухнули почти на 10% В России вновь зафиксировано снижение доходов населения. После нескольких месяцев роста в годовом выражении – с 4,4 до 5,7% – в мае реальные доходы российских граждан увеличились всего на 0,3%, сообщил Росстат. Относительно же апреля они рухнули сразу на 9,3%. «Роснефть» готова к глобальному дефициту нефти Сланцевая революция в США столкнулась с серьезными ограничениями, а возможности наращивать добычу на сланцевых формациях близки к исчерпанию. Об этом сегодня на годовом собрании акционеров " Роснефти " заявил глава компании Игорь Сечин. По его словам, реальность трудностей, которые возникли у сланцевой отрасли, наглядно проявилась в прошлом году.

http://ruskline.ru/video/2018/iyun/22/na...

Мар-Евгена// Дьяконов А. П. Иоанн Ефесский и его церк.-ист. труды. СПб., 2006. С. 639-646 [сир. текст], 647-654 [рус. пер.]. Лит.: Hoffmann G. Auszüge aus syrischen Akten persischer Märtyrer. Lpz., 1880. Nendeln, 1966r; Budge E. A. W. The Book of the Governors: The Historia Monastica of Thomas Bishop of Marga, A. D. 840. L., 1893. Vol. 1. P. CXXV sq.; Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 302-315; Peeters P. [Рец. на кн.:] Labourt J. Le Christianisme dans l " empire perse sous la dynastie sassanide//AnBoll. 1905. Vol. 24. P. 129-132; Duval. Littératures. P. 155, 179-181; Анатолий (Грисюк), сщмч. Исторический очерк сир. монашества до пол. VI в. К., 1911. С. 2-13; Baumstark. Geschichte. S. 122, 191, 235-236; V öö bus A. History of Ascetism in the Syrian Orient: A Contribution to the History of Culture in the Syrian Orient. Louvain, 1958. Vol. 1. P. 217-220. (CSCO; 184. Subs.; 14); Fiey J.-M. Aonès, Awun et Awgin (Eugène): Aux origines du monachisme mésopotamien//AnBoll. 1962. Vol. 80. P. 52-81; idem. Jalons pour une histoire de l " Église en Iraq. Louvain, 1970. P. 100-111. (CSCO; 310. Subs.; 36); idem. Nisibe, métropole syriaque orientale et ses suffragants, des origines à nos jours. Louvain, 1977. P. 134-141, 194-204. (CSCO; 388. Subs.; 54); Van Roey A. Eugène (11)//DHGE. Vol. 15. Col. 1359-1360; Sanders J. Het Klooster van Mar Awgen//Phoenix. Leiden, 1978. Bd. 24. P. 39-46; Morony M. G. Continuity and Change in the Administrative Geography of Late Sasanian and Early Islamic al-‘Ira  q//Iran: J. of the British Inst. of Persian Studies. L., 1982. Vol. 20. P. 1-9. Fig. 1-3; Habbi J. Awgen//Enciclopedia dei Santi: Le Chiese Orientali. R., 1998. Vol. 1. Col. 325-326; Johnson D. A. Monks of Mount Izla: Origins of Monasticism in Upper Mesopotamia in the 4th-6th Cent. S. l., 2004. P. 20-25; Дьяконов А. П. К истории сирийского сказания о св. Мар-Евгене// Он же. Иоанн Ефесский и его церк.-ист. труды. СПб., 2006. С. 581-639. А. И. Колесников, С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/186927.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010