1355. Ин. 14. 21, 24. 1356. Беседа 18, гл. 6. 1357. Беседа 16, гл. 7. 1358. Беседа 6, гл. 5. 1359. Беседа 27, гл. 19. 1360. То есть, правдами плотского мудрования или ветхого человека, отверженными Богом. Богу благоугодна одна евангельская правда. 1361. Беседа 4, гл. 6. 1362. Беседа 28, гл. 2. 1363. Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились (Пс. 148. 5). 1364. Увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1. 31). 1365. Приидет день Господень яко тать в нощи, воньже небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаеми разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят (Пет. 3. 10). 1366. Быт. 2. 5. 1367. Терния и волчцы произрастит… тебе (Быт. 3. 18). 1368. Быт. 2. 5–6. 1369. Быт. 1. 30. 1370. Проклята земля за тебя (Быт. 3. 17). 1371. Быт. 4. 4. 1372. Быт. 4. 8. 1373. Рим. 5. 12. 1374. 2 Пет. 3. 10; Откр. 6. 14. 1375. Мироздание описано в 1 и 2 главах Книги Бытия. 1376. Действие чувств в святых мужах, обновленных Святым Духом, гораздо обширнее, нежели у людей, пребывающих в области падения. Даже некоторые механические средства, каковы зрительные трубы, телескоп, микроскоп и другие, распространяют действие чувств и соделывают видимым то, что в обыкновенном состоянии нашем невидимо. 1377. Быт. 1. 14–15. 1378. Ин. 16. 12–13; 1 Кор. 2. 13–14. 1379. 1 Кор. 2. 16. 1380. 1 Кор. 7. 12; 2 Кор. 13. 3. 1381. 1 Кор 6. 17. 1382. Мф. 5 48. 1383. 2 Пет. 1. 4. 1384. Я сказал: вы боги (Пс. 81. 6). 1385. Быт. 2. 24; Мф. 19. 4–5. 1386. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1. 26). 1387. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2. 18). 1388. Быт. 2. 15; 3. 22–24. 1389. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1. 27). 1390. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2. 7).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

239 слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» ( Мф.23:26–27 ). 242 Григорий Палама (Γρηγριος Παλαμς, 1296–1359) – архиепископ Фессалоникийский, богослов и философ, один из основателей исихазма, отец и учитель Церкви. Ок. 1316 г. удалился на Святую Гору Афон, где предался подвижнической жизни и тайнозрительному богословию. Сохранилось богатое наследие Святого в сочинениях опровержительного, полемического, аскетического и богословского содержания, и четыре молитвы. Палама также был хорошим гимнографом. Память – 14 ноября по ст. ст., а также переходящее празднование во вторую Неделю (воскресенье) Великого поста. 245 Пафнутий, авва Пафнутий (ββας Παφνοτιος, IV в.) – пустынножитель, отшельник, подвизавшийся во внутренней Фиваидской пустыне в Египте. Будучи учеником прп. Онуфрия Великого, составил его «Житие», дав жизнеописание и других отшельников: прпп. Тимофея Пустынника, Иоанна, Андрея, Ираклемона (Ираклавмона), Феофила и иных. Настоящая история описана в «Древнем патерике» (Глава 9-я «О том, что должно остерегаться, чтобы никого не осуждать», ст. 13). Сведения об авве Пафнутии содержатся также в «Лавсаике, или повествовании о жизни святых и блаженных отцов». 251 человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор.12:2–4 ). Данное место послужило основанием ряда поздних сочинений, в т.ч. Хождения апостола Павла по мукам, восходящее к греческому оригиналу и известное как «Слово и видение апостола Павла». Читать далее Источник: Искусство спасения/Старец Ефрем, игумен монастыря Филофей на Святой горе Афон ; [пер. с новогреч. А.Л. Данилин]. - Москва : Святая гора, 2012-./Т. 1: Беседы. - 2012. - 479 с., л. цв. ил. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

539 «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим. 13:3–4 ). 540 В главе 13 Послания к Римлянам ап. Павла, из которой взяты приведенные в двух предшествующих примечаниях слова, речь идет о необходимости послушания земным властям и исполнения закона, в то время как Христос утверждал, что его Царствие «не от мира сего». 541 Между прочим, приводимые вами слова Спасителя сказаны Им апостолам, которые пытались защищать Его в Гефсиманском саду (См.: Мф. 26:52–53 (примеч. 2 и 3 к «Открытому письму» В. П. Соколова), и распространительное их толкование не соответствует контексту и так же произвольно, как если бы кто-либо для противоположной цели стал цитировать слова Спасителя о «двух мечах»: «Продай одежду и купи меч» ( Лк. 22:35–38 ). 542 Сергий Радонежский (ок. 1321–1391) – основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику князя Дмитрия Донского, к которому был близок. Благословил последнего на борьбу с татарами перед Куликовской битвой. Канонизирован Русской православной церковью. Дмитрий Донской (1350–1389) – великий князь московский (с 1359 г.) и владимирский (с 1362 г.), сын Ивана II. При нем в 1367 г. построен белокаменный кремль в Москве. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татар; руководил их разгромом в битве на р. Вожа (1378). В Куликовской битве 1380 г. (верховья Дона) проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение Василию I без санкции Золотой Орды. Канонизирован Русской православной церковью. 545 Экхарт (Eckhart) Иоганн (Майстер Экхарт) (ок. 1260–1327) – представитель немецкой средневековой мистики, приближавшийся к пантеизму; доминиканец, проповедовал на немецком языке. В учении об абсолюте выделял безосновное божественное ничто («бездну») как основу Бога и всего бытия. В 1329 г. папской буллой многие тезисы Экхарта объявлены еретическими.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

„Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?“ 1359 Познание Бога не есть работа только рассудка. Здесь недостаточно знания одной теории, логики и умозрений. Бог не отвлеченное какое либо начало, доступное лишь обсуждению людей; Он не первопричина всех причин, о которой можно только бесконечно рассуждать и спорить, не первая посылка всякой метафизики. Это не Богопознание, а негодное пустословие и прекословие лжеименного разума. Это лишь пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, „бабьи басни“, глупые и невежественные состязания 1360 . Страсть к словопрениям и состязаниям не только не приводит человека к вере, но даже отклоняет его от неё. Распри, зависть, злоречия, лукавые подозрения, – вот плоды этих словопрений. Здесь больше всего споров и меньше всего назидания в вере. „Они бесполезны и суетны“ 1361 . Вот почему малоазийских христиан еще св. Ап. Павел не раз предостерегал от увлечения „этими бабьими баснями“. „Глупых же состязаний и споров и распрей о законе удаляйся“, писал он Титу. „От глупых и невежественных состязаний уклоняйся“, писал он Тимофею. Он просил его увещевать христиан ефесских, чтобы они „не занимались баснями и родословиями бесконечными“. И христиан коллосских св. Апостол предостерегал: „Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением по преданию человеческому и по стихиям мира, а не по Христу“ 1362 . „Бог – Любовь“, говорит св. Апостол Иоанн 1363 . Познание Бога должно быть переживанием и ощущением в себе самом жизни Божественной, насколько это доступно человеку с его ограниченными силами. Познание Бога есть зрение жизни Божией в себе самом. Познание Бога есть Богообщение. Оно снискивается приобщением Его Самого; человек должен быть „Причастным Божественных благ“. Только тогда человек действительно познает Бога, когда сам ощутит Его непосредственно в своей душе, когда Бог перейдет внутрь человека и станет единственным началом всей его жизнедеятельности и всего жизнеустроения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Из поучений свт. Григория Паламы: «Помни будущий век и поучайся во всех заповедях и поучениях Господних» Если есть кто враждебно к тебе расположенный — отвечай любовью ему. Таким образом ты и его примиришь с собою и победишь благим злое, как повелевает тебе Христос. 10 марта, 2012 Если есть кто враждебно к тебе расположенный — отвечай любовью ему. Таким образом ты и его примиришь с собою и победишь благим злое, как повелевает тебе Христос. Предлагаем читателю познакомиться с поучениями одного из величайших богословов и проповедников Православной Церкви — святителя Григория Паламы (1296 — 1359), память которого совершается в этот день. Господь Бог твой, Господь един есть (Втор.6,4), во Отце и Сыне и Духе Святом познаваемый: во Отце не рождённом, в Сыне рождённом безначально, безвременно и бесстрастно, как Слово, Который помазав Собою принятое Им от нас, наименовался Христом, и в Духе Святом, так же из Отца не рожденно, но исходно происходящем. Сей единый есть Бог истинный, в Троице ипостасей – Господь един, естеством, волею, славою, силою, действом и всеми свойствами Божества не разделяемый. Его единого возлюби и Ему единому послужи, всем помышлением твоим, всем сердцем твоим и всею крепостию твоею; и да будут слова Его и заповеди Его в сердце Твоём, чтобы творить их и поучаться в них, и говорить о них сидя в доме твоём и идя дорогою, и ложась и вставая(Втор. 6,5-7). Всегда помни Господа Бога твоего и бойся Его единаго, и никогда не забывай Его и заповедей Его; и даст Он тебе силу творить волю Его. Ибо Он ничего другого не требует от тебя, как только бояться (оскорбить) Его, любить Его, и ходить всеми путями Его (Втор. 10,12). Святитель Григорий Палама Он хвала твоя, и Он Бог твой. Не дивись без меры бесстрастию и невидимости  премирных Ангелов, ни крайнему лукавству низпадших оттуда сил, их хитрости и злокозненности на прельщение нас, и не дерзай думать что в них есть что либо равночестное Богу. Не засматривайся на величие неба, ни на блеск солнца, ни на светлость луны, ни на сияние звёзд, ни на многополезность моря и земли. Ибо всё это Его творение, словом Его из небытия к бытию воззванное. Ибо Он сказал, — и сделалось: повелел, — и явилось (Пс.32, 9).

http://pravmir.ru/iz-pouchenij-svt-grigo...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Свет в иконе Говоря об иконах, нужно сказать и о " светоносной благодати Христа " . Здесь нашла свое выражение концепция, содержащаяся в исихазме - учении, принятом православием: Бог непознаваем в Своей сущности. Но Бог выявляется благодатью - божественной энергией, изливаемой Им в мир, Бог изливает в мир свет. Как учил великий идеолог исихазма Григорий Палама (1296-1359), Иисус Христос есть Свет, а Его учение есть просвещение людей. Светозарность Иисуса Христа непостижима и несказанна. Он - " неизреченно сияющий " . В возможной и доступной для человека форме этот божественный свет был показан Иисусом Христом ближайшим ученикам на горе Фавор. " ...взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явился им Моисей и Илия, с Ним беседующие " (Мф. ХУП,1-3). Фаворский свет Преображения, согласно исихазму, не был чувственным и тварным, а озаренные им апостолы сподобились нетелесного восприятия " паче-естественного света " . Свет в православии под влиянием исихазма приобрел совершенно исключительное значение и особый смысл. Все причастное к Богу пронизано божественным сиянием и светоносно. Сам же Бог в своей непостижимости и непознаваемости и по причине неприступности блеска Его сияния есть " сверхсветлая тьма " . Как показать такое даже языком символов? Как изобразить это " белое как свет сияние " в сцене Преображения? Иконописцы пытались сделать невозможное. Насколько им это удавалось, можно судить по дошедшим до нас образам " Преображения " ... Энергии Божии всколыхнули землю, и резче обозначились острые ребра иконных горок, " ...облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте " . И пали ошеломленные апостолы, прикрывая ладонями глаза. Фигура Христа источает непостижимый свет, который несет в мир благодать и духовное просвещение.

http://pravicon.com/text-23

Ложное чудо есть внешнее поразительное явление, производимое по попущению Бога диаволом через особую, ему самому доступную, комбинацию естественных сил с целью нанести этим вред человеку, но обращаемое Господом Богом к религиозно-нравственному его испытанию. Что такого рода чудеса могут совершаться диаволом и его бесами, в том нас уверяют многие свидетельства Священного Писания. Так, например, когда фарисеи в целях 1358 уничтожить 1359 впечатление на народ 1360 от чудес Христа Спасителя, обвиняли 1361 Его в том, что Он изгоняет бесов силой Веельзевула, князя бесовского, то Господь, не отрицая возможности со стороны диавола производить ложные чудеса, указывает фарисеям, что это по отношению к Нему 1362 неприложимо, ибо, параболически говоря, – всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит 1363 . Далее, Христос Спаситель прямо говорит, что »восстанут лжехристы и лжепророки и дадут 1364 великие знамения и чудеса« 1365 . Помимо этого св.апостол Павел пишет, что пришествие антихриста будет, «по действию сатаны, со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» 1366 . Из этих слов апостола ясно, что обозначаемые здесь признаки пришествия 1367 антихриста по своему разнообразному 1368 , необычному, сверхчеловеческому 1369 характеру имеют основную причину 1370 в диаволе. Уже поэтому 1371 они – ложные 1372 , исходящие от отца лжи 1373 , направляющиеся к расширению лжи 1374 как средство лжи 1375 и сами по себе ложные 1376 . И, наконец, возможность для диавола производить чудеса вытекает из тех мест посланий св.апостолов, где диавол и бесы представляются существами личными, т.е. имеющими разум и волю 1377 , и притом в более совершенном виде, чем даже человек. Диавол и его бесы, как бывшие ангелы, получили от Бога при сотворении их природу более совершенную, чем человек 1378 , а потому диавол и бесы сами могут комбинировать естественные силы природы в такой степени и форме, в каких не в состоянии сделать это человек.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Неудержимое стремление к невидимому, но возлюбленному Господу, которое порождается от самоотвращения, возжигает молитву, при которой ум уже не обращается к самому себе 1359 . Человеческий дух погружается в молитву ко Христу, которая очищает его от страстей и привязанности к материальным предметам 1360 . Он выходит за пределы тварного и ассимилируется с единым Богом 1361 . Скорбь разрушает узы его земного бытия и вводит человеческий дух в свободное пространство Небес. Дыхание вечности передает человеку опыт бесстрастия и чувство освящения всего его бытия 1362 . Крайнее напряжение покаяния превращается в молитву отчаяния. Страх вечной погибели преобразует всего человека в молитву 1363 . Эта молитва естественным образом приводит к духовной чистоте, при которой молящийся переживает светоносную действительность Святого Духа. В этом состоянии «и для Бога, и для самого себя он предстает в полной обнаженности своего существа» 1364 . Здесь описание опыта Старца совпадает с учением святого Максима Исповедника о первом предельном состоянии чистой молитвы, которого достигают только аскеты-делатели, не пришедшие еще в меру созерцателей. Они из страха и благой надежды освобождают ум от всех вещей мира и вводят его в чувство присутствия Божия. Предстоя перед Ним, они без отвлечения пребывают в молитве 1365 . Сообразуясь с волей Святого Бога, человек достигает чистоты ума, которая характеризует состояние чистой молитвы. В монашеской традиции монах освобождается от тяжелого груза земных попечений и входит в область божественной воли через подвиг послушания и отсечение собственной воли. Благодаря этому он познает неоценимый дар чистоты ума в Боге 1366 . Старец усматривает первое описание чистой молитвы в словах апостола Павла: «Знаю человека во Христе, который... восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» 1367 . Главными элементами этой молитвы являются отсутствие ощущения тела и, следовательно, материального мира, восхищение в бесконечность Небес и неописуемость состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Но отложим аллегорические выражения и скажем об истине явно. Начиная от Христа и от времен Апостольских, все верные на Востоке и Западе твердо и без сомнений верили, что в Евхаристии, то есть в предложенных в Жертву Богу Дарах, после должного освящения, под видом хлеба есть истинное Тело Христово, и под видом вина есть истинная Кровь Христова. Этому Догмату Православной веры тысячу лет от Рождества Христова никто не дерзал прекословить. После того, как прошла тысяча лет, из бездны адской вышел диавол и вселился в некоего Беренгария, первого ересиарха на Западе, не покорившегося этому Догмату. Он учил, что предложенные Дары, хлеб и вино и после освящения не становятся истинными Телом и Кровью Христа, а остаются только образами Тела и Крови Христа. Здесь уместно вспомнить известное видение из Апокалипсиса, о котором святой тайнозритель Иоанн пишет так: И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет, после же сего ему должно быть освобожденным на малое время ( Откр. 20, 1 ). У нас может возникнуть сомнение, не тот ли это сатана, связанный на тысячу лет и потом освобожденный, что вошел в этого ересеначальника Беренгариа, поскольку он начал засеивать свои бесовские плевелы как раз когда прошла тысяча лет, точнее, в 1004 году (смотри Барония, на 1004 год). Но этот ересиарх Беренгарий, который жил и прельщал на Западе, так и был проклят на западных Соборах и испустил свою душу. Минуло немало времени, и пришел некий Виклеф, в 1359 году, дышащий той же бесовской пагубностью, но и он погиб с шумом. Также в 1527 году, при Лютере, явился некий Звинглий, возобновив душепагубную ересь Беренгария и Виклефа, а после него пришли Кальвин, Буцер, Беза и прочие служители семиглавого змея, которые так укоренили эту проклятую ересь, что и доныне этот неизлечимый змеиный яд в различных царствах и провинциях поражает многих людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Полезна печаль и из-за страха геенны, чтобы не впасть в нее. Затем и в Святом Писании как о Вечной Жизни, так и о геенне сказано нам человеколюбивым Богом, чтобы мы избегали геенны, а Вечную Жизнь получили. Имеют и истинные христиане, и святые страх Суда Божия и геенны, но этот страх побеждают верой и молитвой, ибо Христос пришел, чтобы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» ( Евр. 2, 14 ). Но печалятся и сожалеют особенно потому, что из-за немощи плоти не могут угодить воле Божией так, как требует слово Божие. Поэтому вздыхают и молятся Небесному Отцу: «Остави нам долги наша» ( Мф. 6, 12 ) ( 104, 1934 ). Печаль по Боге должны иметь все те, кто согрешил перед Господом, но обратился и кается. Печалиться, повторяю, должны, что Бога, Который есть вечная Любовь и Благость, оскорбляли злыми делами. Должны были Его почитать, но бесчестили беззаконной жизнью. Должны были Его более всего любить, но не любили; должны были слушать, но не слушали. Такова истинная печаль по Боге, которую верная душа имеет не из страха мук, следующих за грехи, но из-за того, что она оскорбила Бога. И эта-то печаль есть печаль по Боге, которая «производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор. 7, 10 ). За эту печаль апостол хвалит коринфян и радуется о ней: «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога» ( 2Кор. 7, 9 ). Так опечалился апостол Петр, когда отрекся от Христа «и выйдя вон, плакал горько» ( Мф. 26, 75 ). «Петр, – говорит Златоуст, – когда отвергся Христа, не от страха муки плакал, но потому, что отрекся от Любимого, что было ему горше всякой муки» ( 104, 1359 ). Истинная христианская печаль – печаль о том, что христиане имеют высокое и небесное призвание, но не могут жить достойно этого призвания по немощи плоти; что называют Бога Отцом, но не могут так совершенно, как требует долг, любить Его и угодить ему; получают от Него неизреченные благодеяния и надеются в будущем веке получить их еще больше, но достойно отблагодарить Его не могут. «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» ( Пс. 115,3 ). Эта печаль им полезна и приятна Богу, ибо «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» ( Пс. 50, 19 ). Такая печаль нужна всякому христианину, ибо такой печалью исправляется и обновляется растленное естество ( 104, 1360 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010