1113 Выступив сначала ярым противником калабрийского монаха Варлаама и постепенно по мере развития религиозной борьбы перейдя на сторону унии, Григора вынес за это немало тяжелых испытаний в виде преследования властей и сурового заточения. Закончил свою бурную жизнь Григора, по всей вероятности, в начале шестидесятых годов XIV века, оставив труды почти во всех областях византийской науки – богословии, философии, астрономии, истории, риторики, грамматики. Для нас в настоящем случае представляет наибольший интерес его большая “Римская история” в 37 книгах, охватывающая события с 1204 до 1359 г., то есть время Никейской и Латинской империй и эпоху первых четырех Палеологов и Иоанна Кантакузена. При этом надо иметь в виду, что события до 1320 г. 1114 изложены лишь в самых общих чертах, и настоящий подробный рассказ, преимущественно о догматических спорах эпохи, начинается лишь с этого года. Свои религиозные симпатии Григора, будучи одним из ведущих участников диспутов своего времени, перенес в свою “Историю,” которая поэтому является партийным, в прямом смысле слова, произведением. Может быть, ее даже лучше отнести к своего рода мемуарам, чем к истории. Его сочинение можно назвать “субъективно написанной картиной величественного церковного брожения умов.” 1115 Исследователи расходятся в его оценке. К. Крумбахер называл его “величайшим полигистором двух последних столетий существования Византии.” 1116 Г. Монтелатичи писал о нем как о “величайшем ученом своего времени.” 1117 Новейший биограф Григоры, Р. Гийан, не согласен с Крумбахером. Он писал: “Является ли Григора величайшим полигистором времени Палеологов, как Крумбахеру нравится называть его? Нет. Он является одним из самых известных византийских писателей XIV века, но он не является величайшим... Григора не является величайшим, но он – один из выдающихся писателей столетия, которое до сих пор слишком малоизвестно в плане значения в истории византийской цивилизации и даже европейской цивилизации.” 1118 В любом случае, однако, универсальность познаний Григоры поразительна, и трудно найти в Византии достойную параллель этому блистательному представителю византийского Возрождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

В области естественных наук Никифору Григоре принадлежат два сочинения об астролябии угломере для измерения положения небесных тел, в которых он описал способ конструирования этого прибора, дал его расчеты и рассмотрел особенности практического применения. Ряд исследователей приписывает ученому составление четырёх карт частей света (Европа, Ливия, две карты Азии), имевших сетку параллелей и разделенных на географические зоны. Они дополняли региональные карты, приложенные к «Географии» Птолемея. Основываясь на точных астрономических расчетах, Никифор устранил путаницу в определении даты пасхи и предложил провести реформу календаря, предвосхитившую григорианскую реформу 1582 г. В поэтических произведениях – энкомиях, Никифор Григора создал идеализированные образы государя Кипра Гуго IV и византийского императора Андроника II. Эти правители, по его мнению, были способны излечить поражённые недугом общество и государство. В надгробном слове Феодору Метохиту поэт сравнил своего учителя с «божественным храмом», воплощавшим «искусство искусств» и «науку наук». Центральное место в литературном творчестве Никифора Григоры занимает «Ромейская история» в 37 книгах, освещавшая события от взятия Константинополя крестоносцами в 1204 г. до 1359 г. Рассматривая историю как «летопись действий и жестов человеческого ума», как хранительницу прошлого, позволяющую предвидеть будущее, автор видел свою главную задачу в том, чтобы «показать все, что служит во славу человеку». Первые семь книг представляют собой различные дополнения к событиям, описанным в хрониках Георгия Акрополита и Георгия Пахимера. В VIII и во всех последующих книгах повествуется о царствовании Андроника II, Андроника III, Иоанна Кантакузина , о борьбе с турками и об исихастских спорах. В рассказ о событиях Никифор Григора включает собственные воспоминания и наблюдения, беседы с Феодором Метохитом, различные по содержанию отступления (об афоризмах, о восстановлении монастыря Хора Феодором Метохитом), исторические и географические описания, рассуждения на богословские и философские темы, обширные речи «зерцало деяний» его исторических персонажей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Крепость в Арте [греч. ρδβλθυοτεΑρτα], г. в обл. Эпир (Греция) и митрополия Элладской Православной Церкви . Первоначально на этом месте располагалась коринфская колония Амвракия. В 295 г. до Р. Х. царь Эпира Пирр сделал этот город столицей своего гос-ва. В 189 г. до Р. Х. он был разрушен римлянами. Рим. имп. Август Октавиан в память о победе при Акции над Антонием и Клеопатрой VII (31 до Р. Х.) основал новый г. Никополь на расстоянии неск. километров от Амвракии. Упоминание города А. появляется в источниках в связи с войной имп. Алексея I Комнина против норманнов в 80-х гг. XI в. После того как в 1034 г. Никополь был разрушен болгарами, А. становится главным городом Эпира. В 1204 г. крестоносцы захватили К-поль, и Византийская империя распалась на неск. частей. На северо-западе Греции образовалось гос-во Эпирский деспотат со столицей в А. Первым эпирским деспотом стал Михаил II Дука Комнин , к-рый установил свое правление над сев.-зап. частью Греции и значительной частью Фессалии. В 1224 г. его брат и преемник Феодор смог отвоевать Фессалонику у латинян и был коронован там как император. К 1260 г. А. и большая часть Эпира подпали под власть Никейской империи . С 1264 до 1318 г. Эпиром вновь правили независимые деспоты. С 1318 по 1336 г. Эпир управлялся итал. семейством Орсини. Восстановленная в 1261 г. Византийская империя продолжила попытки завоевать А.: имп. Андроник II Палеолог (1259/60-1332) неудачно атаковал город, в 1338 г. А. была взята византийцами во главе с Андроником III Палеологом . В 1348 г. А. была захвачена сербами, затем непродолжительное время (1359-1374) здесь правили албан. князья, впосл. городом снова овладели сербы. С 1416 г. Эпирский деспотат перешел под контроль итал. семьи Токко, в это время А. была окончательно отвоевана у албанцев. В 1449 г. А. захватили турки-османы, и к этому времени весь Эпир стал частью Османской империи. В 1688 г. А. перешла под власть Венеции, затем, после краткого периода франц. владычества (1797-1798), снова оказалась под властью Османской империи. Жители А. сражались против тур. ига во время Греческого восстания 1821 г. , но после поражения греч. повстанцев под Петой в 1822 г. А. еще долго оставалась в тур. зависимости. Лишь в 1881 г. А. была окончательно освобождена от власти турок и перешла к Греции.

http://pravenc.ru/text/76342.html

Первую группу историографов этой эпохи составляют Георгий Пахимер, Никифор Григора и Иоанн Кантакузин . О доведенном до 1308 г. историческом труде Георгия Пахимера мы говорили в предыдущем разделе: для первого периода правления Андроника II этот труд столь же важен, как и для предшествующего царствования Михаила VIII. Среди прочего он повествует о йФксфении турками Малой Азии, о византийско-сербских отношениях во времена взлета сербского могущества при короле Милутине, содержит подробное описание авантюрных походов Каталанской компании, которое, впрочем, следует сравнить с противоположным в своей тенденции повествованием каталонца Мунтанера, одного из участников экспедиции 1069 . Еще большее значение имеет масштабный труд Никифора Григоры , который озаглавлен значимым для византийского государственного самосознания названием «Римская история» ( Ρωμακ ιστορα). Эта история в 37 книгах излагает события с 1204 по 1359 г.; период примерно до 1320 г. сведен в семь книг, в то время как эпоха, в которую действовал сам Григора, с нарастающей подробностью излагается в 30 книгах. Никифор Григора (1290/1291–1360) 1070 является одной из наиболее примечательных личностей XIV в. и одним из наиболее значительных и плодовитых византийских ученых, который оставил свой авторский след во всех областях знаний той эпохи 1071 . Его историческое сочинение изобилует важными сведениями и в ряде случаев позволяет прояснить некоторые обыкновенно упускаемые из виду в средневековой историографии вопросы государственного устройства, управления и экономики. Повествование его живо и в целом отличается большой достоверностью. Лишь при описании исихастского спора, в котором Григора в 50-е гг. XIV в. принимал участие в качестве ведущего противника исихастов, труд его полностью утрачивает объективный характер, превращаясь в растянутое и занудное повествование, тенденциозное и перегруженное цитатами из актов. Наряду с историческим трудом большое историческое значение в чрезвычайно обширном литературном наследии Никифора Григоры имеют прежде всего его письма 1072 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особое внимание византийская публицистическая литература уделяла полемике с павликианами. Основные полемические антипавликианские сочинения возникли уже во второй половине 9 в., они содержат и сведения, относящиеся к более раннему времени. Наиболее полным и древнейшим среди них является «Полезная история» Петра Сицилийского, написанная послом византийского правительства в павликианскую столицу Тефрику примерно в 869–871 гг. Петр рассказывает о возникновении ереси павликиан, начиная с первой половины 7 в., и связывает распространение этой ереси с традициями манихейства в Армении 106 . Кроме того, ранней истории павликиан посвящено краткое сочинение, приписываемое Петру Игумену, которое легло в основу версии о происхождении павликианства в хронике Георгия Монаха. После эфесского митрополита Николая Месарита (ум. ок. 1220), деятельность которого началась еще до 1204 г., крупнейшим византийским публицистом 13 в. был Никифор Влеммид (1197–1272), наставник никейского императора Феодора II Ласкариса (1254–1258) и основатель монастыря близ Эфеса. Влеммиду принадлежат многочисленные письма и богословские сочинения. Дошла также автобиография младшего современника Влеммида, Григория Кипрского , занимавшего патриарший престол в 1283–1289 гг. На рубеже 13–14 вв. активно писали видные политические деятели Никифор Хумн (ок. 1250/1255–1327), ученик Григория Кипрского , и великий логофет Феодор Метохит (1270–1332), первоначально – единомышленники, затем – защитники интересов разных аристократических группировок, остро полемизировавшие друг с другом по проблемам астрономии и стилистики, которые скрывали от непосвященных политический смысл полемики. Канонист и моралист 14 в. Алексий Макремволит критикует современные ему социальные порядки в «Диалоге богатых и бедных». Острую полемику вызвало движение зилотов в Фессалонике. Зилотская публицистика до нас не дошла, но сохранились антизилотские сочинения – в том числе написанные виднейшими риторами того времени Димитрием Кидонисом (ок. 1323/26–1397/1398) и Григорием Паламой (1296–1359) (обвинительная речь Николая Кавасилы , долго считавшаяся основным источником по истории зилотского движения, относится, по всей вероятности, к иным событиям) 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Характер богословской публицистики 14 в. на Востоке определяется преимущественно двумя явлениями: распространением мистицизма (исихазм), породившим полемику его приверженцев против рационалистических тенденций в схоластике, и борьбой вокруг унии. Сохранились произведения многочисленных богословов и философов, отстаивавших интересы различных общественных группировок. Наиболее значительными памятниками этих споров являются произведения великого мистика Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского 108 ; греческого митрополита, а затем католического кардинала Виссариона Никейского (1403–1472), получившего в 1463 г. от папы сан латинского патриарха Константинополя; его оппонента Марка Евгеника, митрополита Эфесского (1392–1444) 109 ; Георгия Схолария (ок. 1400 – ок. 1464), ставшего первым при турецких властях Вселенским патриархом (в 1454–1456 и 1463–1465 гг.) с именем Геннадия II 110 . К публицистическим произведениям примыкают письма. Много споров вызвали сохранившиеся в греческом переводе письма папы Григория II (715–731) императору Льву III Исавру (717–741): в 80–х гг. 19 в., когда было популярно гиперкритическое отношение к источникам и любая непоследовательность считалась признаком неподлинности, эти письма расценивались как подложные; сейчас их считают подлинными, но подвергшимися некоторым интерполяциям. Сохранилась обширная переписка императоров 14 в. (особенно важны послания Мануила II Палеолога), переписка историка и полемиста Никифора Григоры (между 1290 и 1295 – ок. 1360), автора «Истории ромеев» в 37 книгах, описывающей события 1204–1359 гг.; антипаламита и переводчика на греческий «Суммы теологии» Фомы Аквината Димитрия Киддниса и многих других лиц, иногда по другим источникам не известных. Значительное число писем и публицистических сочинений пока не опубликовано. § 2. Латинская историография Под греческим влиянием развивается самостоятельная латинская историография 111 . Первым латинским христианским историком был Лактанций (De mortibus persecutorum), за ним – Руфин, который перевел «Церковную историю» Евсевия и довел его изложение до 395 г. В это же время Аврелий Августин , епископ г. Гиппон (также – Иппон, Африка) Регий (354–430), написал сочинение «О граде Божьем» (De civitate Dei) – богословское осмысление

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Целестин II (1143–1144) Луций II (1144–1145) Евгений III (1145–1153) Анастасий IV (1153–1154) Адриан IV (1154–1159) Александр III (1159–1181) Виктор IV/V (1159), антипапа Пасхалий III (1164), антипапа Каликст III (1168), антипапа Иннокентий III (1179), антипапа Луций III (1181–1185) Урбан III (1185–1187) Григорий VIII (1187) Климент III (1187–1191) Целестин III (1191 – 1198) Иннокентий III (1198–1216) Гонорий III (1216–1227) Григорий IX (1127–1241) Целестин IV (1241) Иннокентий IV (1243–1254) Александр IV (1254–1261) Урбан IV (1261 – 1264) Климент IV (1265–1268) Григорий X (1271 –1276) Иннокентий V (1276) Адриан V (1276) Иоанн XXI (1276–1277) Николай III (1277–1280) Мартин IV (1281 –1285) Гонорий IV (1285–1287) Николай IV (1288–1292) Целестин V (1294) Бонифаций VIII (1294–1303) Бенедикт XI (1303–1304) Климент V (1305–1314) 1203 Иоанн XXII (1316–1334) Николай V (1328), антипапа Бенедикт XII (1334–1342) Климент VI (1342–1352) Иннокентий VI (1352–1362) Урбан V (1362–1370) Григорий XI (1370–1378) Урбан VI (1378–1389) Климент VII (1378), антипапа Бонифаций IX (1389–1404) Бенедикт XIII (1394), антипапа Иннокентий VII (1404–1406) Григорий XII (1406–1415) Климент VIII (1423), антипапа Бенедикт XIV (1423), антипапа Александр V (1409), антипапа Иоанн XXIII (1410), антипапа Мартин V (1417–1431) Евгений IV (1431–1447) Феликс V (1439), антипапа Николай V (1447–1455) Антиохийские патриархи XII-XV веков 1204 Иоанн IV (1092–1103) Феодосий III (1103–?) Аристарх Иоанн V (ум. в 1140) Сотирих (1155–1156) Афанасий I (1156–1170) Симеон II (1178) Феодор IV Вальсамон (1186–1203) Иоаким I Иерофей Симеон III 1205 Евфимий I (1254–1260) Феодосий IV Принкепс (1261 –1283) Арсений (1283–1286) Кирилл II Дионисий I Кирилл III Дионисий II Софроний Иоанн VI Mapk I Игнатий II (1344–1351) Пахомий I (1359–1386) Михаил I (1369–1374) Mapk II (1377–1378) Межпатриарш. (1379–1385) Пахомий II (1386–1387) Нил (1387–1395) Михаил II (1395–1400) Межпатриарш. (1400–1412) Пахомий III (1413–1414) Иоаким II (1415–1425)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

1359 Τυπικν τοι κανονικν το σ ου κα θεοφ ρου πατρς μν θανασ ου το ν τ θ. Μαν. Γεδε ν. θως. Σ. 263 ( ν Κωνσταντινουπ λει, 1885). 1360 ποτπωσις θεοφιλς γουν διταξις το σ ου πατρς μν. Χριστοδολου, ν διετξατο ν τ δ α ατο μον τ ο σ ν Πτμω τ ν σ πρς τος αυτο μαθητς. κολουθ α ερ το σ ου κα θεοφ ρου πατρς μν Χριστοδολου το θαυματουργο. 1361 Typicum monasterii sanctae Mariae Machaeradis in insula Cypro, editum ab hieromonacho Nilo, episcopo Tamassi, conditore coenobii. См.: Miklosich et Müller. T. V. P. 428. 1363 Πρτον τυπικν το γ ου ρους. См.: Порфирий. История Афона. Ч. III. § 18, 20. С. 272–273. 1365 Порфирий. История. Афона. Ч. III. С. 145; Флоринский Т. Афонские акты и фотографические снимки с них в собраниях П. И. Севастьянова//Записки историко-филологического факультета Имп. С.-Петерб. ун-та. Ч. V. СПб., 1880. С. 47. 1366 Imper. Nicephori Phocae de monasteriis novella XIX; Zachariae A. Jus graeco- romanum. Pars III. P. 296. – Впрочем, лаврами иногда назывались целые монастыри, напр. монастырь св. Афанасия на Афоне, Келливарский на горе Латре и т. д. 1368 Толкование Вальсамона на 1-е правило Двукратного собора. См.: λλη к α Πτλη. Σνταγμα. T. II. Σ. 650–651. 1369 Устав этот не издан. Подлинник его находится в б-ке Патмосского монастыря Иоанна Богослова. См.: Дмитриевский А. Рецензия на сочинение Мансветова: «Церковный устав (типик), его образование и судьба в Греческой церкви. М., 1885»//Христианское чтение. 1888. Кн. 9–10. С. 498. 1370 Житие преп. Павла Латрского. М., 1854. С. 19, 39; Miklosich et Müller. Acta et diplomata graeca. T. IV. P. 306. 1373 Περιγραφ τς ερ ς σεβασμ ας, κα βασιλικς μονς τς περαγ ας Θεοτ κου τς κα μγα χοσης τ αδσιμον, δι τν στορ σοντα ατν π στολον Λουκ ν τν Εαγγελ στην, το Κκκου πιφημιζομνης, κατ τν νσον Κπρον. Σ. 30. νετ ησιν. 1819. 1379 Τυπικν τς ερ ς κα σεβασμ ας βηρικς μονς τς τηλωμνης ες νομα το Κοιμ σεως τς περαγ ας Θεοτ κου, τς πονομαζομνης Πετριτζονιτ σσης. Σελ. 158; Georgius Musaeus. Γρηγ ριος Πακουριανς μγας δομεστικς τς δσεως, κα τ π ατο τυπικν τς μονς τς Θεοτ κου τς Πετριτζονιτ σσης. Dissertatio philologica. Lipsiae, 1888.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

1351 Макарий Египетский, 37, 3. 1352 Филофей Синаит, 20/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 311. 1353 «Каждый может ведать благодаря своему сердцу, какой готовности он достоин» (Макарий Египетский, 39, 1, 5). 1354 Нил Постник. Слово постническое/Добротолюбие славянское. Т. 2 С. 752; Исаия Отшельник, 18/Там же. С. 10. 1355 «Совершай житие свое сообразно с той целью, какую предположил себе пред Богом, в чем не осуждается совесть твоя» (Исаак Сирин, преподобный. Слово 54. С. 240). 1356 Марк Подвижник. О мнящихся, 28/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 63. 1357 «Пострада человек от безсовестия: люблением мipa изменил есть божественная начертания: состраданием к плоти непотребным содела образ» (Феолипт/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 334). 1358 Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 84 (на Пс.24:18, с отсылкой на Варсонофия Великого и Дорофея). 1359 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 6, 4, 3. Т. 1. С. 272. 1360 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 6, 4, 5. Т. 1. С. 273. 1361 Церковь называет царя-пророка Давида богоотцом потому, что он находится в чреде предков Христа по человечеству (см.: Мф.1:6; Лк.3:31). 1362 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 7.7.1. Т. 1. С. 345. 1363 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 7, 7, 3. Т. 1. С. 348—349. 1364 Феофилакт Болгарский на Мф.5:22. 1365 Феофилакт Болгарский на Мф.5:22. 1366 Феофилакт Болгарский на Мф.5:23—24. 1367 Феофилакт Болгарский на Мф.5:25—26. 1368 Добавление древнего переводчика «Благовестника» к: Феофилакт Болгарский на Мф.5:25—26. 1369 См.: Феофилакт Болгарский на Мф.5:28. 1370 Феофилакт Болгарский на Мф.5:29—30. 1371 Возглас на входе с кадилом на литургии Преждеосвященных Даров. 1372 Пс.50 (надписание этого псалма таково: «Начальнику хора. Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии»): «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

1355. Ин. 14. 21, 24. 1356. Беседа 18, гл. 6. 1357. Беседа 16, гл. 7. 1358. Беседа 6, гл. 5. 1359. Беседа 27, гл. 19. 1360. То есть, правдами плотского мудрования или ветхого человека, отверженными Богом. Богу благоугодна одна евангельская правда. 1361. Беседа 4, гл. 6. 1362. Беседа 28, гл. 2. 1363.  Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились (Пс. 148. 5). 1364.  Увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1. 31). 1365.  Приидет день Господень яко тать в нощи, воньже небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаеми разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят (Пет. 3. 10). 1366. Быт. 2. 5. 1367.  Терния и волчцы произрастит… тебе (Быт. 3. 18). 1368. Быт. 2. 5–6. 1369. Быт. 1. 30. 1370.  Проклята земля за тебя (Быт. 3. 17). 1371. Быт. 4. 4. 1372. Быт. 4. 8. 1373. Рим. 5. 12. 1374. 2 Пет. 3. 10; Откр. 6. 14. 1375. Мироздание описано в 1 и 2 главах Книги Бытия. 1376. Действие чувств в святых мужах, обновленных Святым Духом, гораздо обширнее, нежели у людей, пребывающих в области падения. Даже некоторые механические средства, каковы зрительные трубы, телескоп, микроскоп и другие, распространяют действие чувств и соделывают видимым то, что в обыкновенном состоянии нашем невидимо. 1377. Быт. 1. 14–15. 1378. Ин. 16. 12–13; 1 Кор. 2. 13–14. 1379. 1 Кор. 2. 16. 1380. 1 Кор. 7. 12; 2 Кор. 13. 3. 1381. 1 Кор 6. 17. 1382. Мф. 5 48. 1383. 2 Пет. 1. 4. 1384.  Я сказал: вы боги (Пс. 81. 6). 1385. Быт. 2. 24; Мф. 19. 4–5. 1386.  И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1. 26). 1387.  И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2. 18). 1388. Быт. 2. 15; 3. 22–24. 1389.  И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1. 27). 1390. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2. 7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010