Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Крепость в Арте [греч. ρδβλθυοτεΑρτα], г. в обл. Эпир (Греция) и митрополия Элладской Православной Церкви . Первоначально на этом месте располагалась коринфская колония Амвракия. В 295 г. до Р. Х. царь Эпира Пирр сделал этот город столицей своего гос-ва. В 189 г. до Р. Х. он был разрушен римлянами. Рим. имп. Август Октавиан в память о победе при Акции над Антонием и Клеопатрой VII (31 до Р. Х.) основал новый г. Никополь на расстоянии неск. километров от Амвракии. Упоминание города А. появляется в источниках в связи с войной имп. Алексея I Комнина против норманнов в 80-х гг. XI в. После того как в 1034 г. Никополь был разрушен болгарами, А. становится главным городом Эпира. В 1204 г. крестоносцы захватили К-поль, и Византийская империя распалась на неск. частей. На северо-западе Греции образовалось гос-во Эпирский деспотат со столицей в А. Первым эпирским деспотом стал Михаил II Дука Комнин , к-рый установил свое правление над сев.-зап. частью Греции и значительной частью Фессалии. В 1224 г. его брат и преемник Феодор смог отвоевать Фессалонику у латинян и был коронован там как император. К 1260 г. А. и большая часть Эпира подпали под власть Никейской империи . С 1264 до 1318 г. Эпиром вновь правили независимые деспоты. С 1318 по 1336 г. Эпир управлялся итал. семейством Орсини. Восстановленная в 1261 г. Византийская империя продолжила попытки завоевать А.: имп. Андроник II Палеолог (1259/60-1332) неудачно атаковал город, в 1338 г. А. была взята византийцами во главе с Андроником III Палеологом . В 1348 г. А. была захвачена сербами, затем непродолжительное время (1359-1374) здесь правили албан. князья, впосл. городом снова овладели сербы. С 1416 г. Эпирский деспотат перешел под контроль итал. семьи Токко, в это время А. была окончательно отвоевана у албанцев. В 1449 г. А. захватили турки-османы, и к этому времени весь Эпир стал частью Османской империи. В 1688 г. А. перешла под власть Венеции, затем, после краткого периода франц. владычества (1797-1798), снова оказалась под властью Османской империи. Жители А. сражались против тур. ига во время Греческого восстания 1821 г. , но после поражения греч. повстанцев под Петой в 1822 г. А. еще долго оставалась в тур. зависимости. Лишь в 1881 г. А. была окончательно освобождена от власти турок и перешла к Греции.

http://pravenc.ru/text/76342.html

Первую группу историографов этой эпохи составляют Георгий Пахимер, Никифор Григора и Иоанн Кантакузин . О доведенном до 1308 г. историческом труде Георгия Пахимера мы говорили в предыдущем разделе: для первого периода правления Андроника II этот труд столь же важен, как и для предшествующего царствования Михаила VIII. Среди прочего он повествует о йФксфении турками Малой Азии, о византийско-сербских отношениях во времена взлета сербского могущества при короле Милутине, содержит подробное описание авантюрных походов Каталанской компании, которое, впрочем, следует сравнить с противоположным в своей тенденции повествованием каталонца Мунтанера, одного из участников экспедиции 1069 . Еще большее значение имеет масштабный труд Никифора Григоры , который озаглавлен значимым для византийского государственного самосознания названием «Римская история» ( Ρωμακ ιστορα). Эта история в 37 книгах излагает события с 1204 по 1359 г.; период примерно до 1320 г. сведен в семь книг, в то время как эпоха, в которую действовал сам Григора, с нарастающей подробностью излагается в 30 книгах. Никифор Григора (1290/1291–1360) 1070 является одной из наиболее примечательных личностей XIV в. и одним из наиболее значительных и плодовитых византийских ученых, который оставил свой авторский след во всех областях знаний той эпохи 1071 . Его историческое сочинение изобилует важными сведениями и в ряде случаев позволяет прояснить некоторые обыкновенно упускаемые из виду в средневековой историографии вопросы государственного устройства, управления и экономики. Повествование его живо и в целом отличается большой достоверностью. Лишь при описании исихастского спора, в котором Григора в 50-е гг. XIV в. принимал участие в качестве ведущего противника исихастов, труд его полностью утрачивает объективный характер, превращаясь в растянутое и занудное повествование, тенденциозное и перегруженное цитатами из актов. Наряду с историческим трудом большое историческое значение в чрезвычайно обширном литературном наследии Никифора Григоры имеют прежде всего его письма 1072 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Стены г. Дидимотихона [греч. Ιερ Μητρπολις ιδυμοτεχου, Ορεστιδος κα Σουφλου], в составе Элладской Православной Церкви. Кафедра митрополии - г. Дидимотихо (ранее Дидимотихон) - расположен во Фракии, в 2,5 км от границы с Турцией, на берегу р. Эритропотамос (приток р. Эврос). Со II в. по Р. Х. недалеко от места, где затем возник Дидимотихон, существовал большой город Плотинополь, в к-ром находилась епископская кафедра (1-е упом. в 434-435), подчиненная митрополиту Адрианопольскому. Поскольку Плотинополь находился в долине и не был хорошо приспособлен для обороны, визант. имп. Юстиниан I построил на холме крепость Дидимотихон, получившую это название из-за двойного ряда оборонительных стен (ιδυμτειχον от δδυμον τεχος - двойная крепостная стена). К IX в. Плотинополь окончательно пришел в упадок. Первый епископ Дидимотихона Никифор упоминается в 879 г. В этот период епископия подчинялась Траянопольской митрополии. С кон. XII в. хорошо укрепленный Дидимотихон приобрел важное стратегическое значение. После захвата К-поля крестоносцами в 1204-1206 гг. здесь находилась резиденция К-польского патриарха Иоанна Х Каматира. Андроник III Палеолог во время военных действий против своего деда Андроника II объявил Дидимотихон своей столицей. Во время гражданской войны 1341-1347 гг. в Дидимотихоне находился штаб имп. Иоанна VI Кантакузина, и здесь он был коронован в ц. св. Георгия Палеокастрита. Епархия была возведена в ранг архиепископии в кон. XII в., в ранг митрополии - в XIII в. (ранее 1261, еще в период пребывания императоров в Никее). В 1359 г. город был временно занят турками и окончательно захвачен в нояб. 1361 г. Мурад I сделал Дидимотихон столицей своего гос-ва до подчинения османами Адрианополя. В списках епархий К-польского Патриархата Дидимотихская епархия при имп. Андронике II (1282-1328) занимала 54-е место, при Андронике III (1328-1341) - 44-е, в кон. XV в.- 34-е, в 1715 г.- 33-е, в 1855 г.- 17-е (митрополит носил титул «ипертим и экзарх Родопский»), в 1900 г.- 28-е место.

http://pravenc.ru/text/172000.html

Список Аквилейских Патриархов: ап. Марк (42?), св. Ермагор (42-70?), сщмч. Иларий (ок. 276-284), Хрисогон I (ок. 285), Хрисогон II (ок. 295), Феодор (ок. 308), Агапит (ок. 319), Бенедикт (ок. 332-337), Фортунациан (343-369?), св. Валериан (369-388), Хроматий (388-407), Августин (407-434), Максим (434-442), Януарий (ок. 442), Секунд (ок. 454), Никита (454-458), Марцеллиан (ок. 485), Марцеллин (ок. 500), Стефан (ок. 515), Македоний (ок. 539-554), Павлин I (Павел) (ок. 557-569), Пробин (569), Илия (571?), Север (ок. 586), Иоанн, Кандидиан (606), Епифаний (612), Киприан (613), Марциан (623), Фортунат (628), Максим (649), Феликс (649), Иоанн II (663), Стефан II (670), Агафон (679), Иоанн III (680), Христофор (685), Петр (698), Серен (711), Каллист (726), Сигвальд (762-776), св. Павлин II (776-804), Урс (805-810), Максенций (810-837), Андрей (844), Венанций (850), Теутмар (855), Луп (856), Вальперт (873-883), Фредерик (901-2.02.922), Лев (уб. 927), Урс II (928-931), Луп II (932-944), Энгельфред (944-963), Родоальд (963-984), Иоанн IV (984-1017; 1019), Поппо (1019-1044?), Эберхард (1045-1049), Готебольд (1049-1063), Равенгер (1068), Сигехард (1077), Генрих (1084), Фредерик II (1085), Удальрик (1088-1121), Герард (до 1128), Перегрин (ок. 1130-1161), Удальрик II (1161-1181), Годефред (1182-1194), Перегрин II (1195-1204), Вольхер (1204-1218), Бертольд де Меран (1218-1251), Григорий де Монтелунго (1251-1269), Раймондо делла Торре (1273-1299), Пьетро Герра (1299-1301), Оттобоно Рацци (1302-1313), Кастоне делла Торре (1317-1318), Пагано делла Торре (1319-1331), Бертран Сен-Женьезский (1334-1350), Николай Люксембургский (1350-1358), Лодовико делла Торре (1359-1365), Маркварт де Рандек (1365-1381), Иоанн III Собеслав (1388-1394), Антонио Гаэтано (1395), Антонио II Панчьера (1402-1408), Антонио III да Понте (1409), Луи де Тек (1411-1438), Лодовико II Скарампи Меццарота (1439-1465), Марко Барбо, кард. (1465-1491), Эрмолао Барбаро (1491-1493?), Николо Донати (1493-1497), Доминико Гримани, кард. (1497-1517), Марино Гримани (до 1529), Марко Гримани (до 1535), Марино Гримани (вторично, до 1545), Иоанн VI Гримани (до 1550), Франческо Барбаро (1593-1616), Даниеле II Дольфино (1734, с 1752 - титулярный).

http://pravenc.ru/text/63826.html

1113 Выступив сначала ярым противником калабрийского монаха Варлаама и постепенно по мере развития религиозной борьбы перейдя на сторону унии, Григора вынес за это немало тяжелых испытаний в виде преследования властей и сурового заточения. Закончил свою бурную жизнь Григора, по всей вероятности, в начале шестидесятых годов XIV века, оставив труды почти во всех областях византийской науки – богословии, философии, астрономии, истории, риторики, грамматики. Для нас в настоящем случае представляет наибольший интерес его большая “Римская история” в 37 книгах, охватывающая события с 1204 до 1359 г., то есть время Никейской и Латинской империй и эпоху первых четырех Палеологов и Иоанна Кантакузена. При этом надо иметь в виду, что события до 1320 г. 1114 изложены лишь в самых общих чертах, и настоящий подробный рассказ, преимущественно о догматических спорах эпохи, начинается лишь с этого года. Свои религиозные симпатии Григора, будучи одним из ведущих участников диспутов своего времени, перенес в свою “Историю,” которая поэтому является партийным, в прямом смысле слова, произведением. Может быть, ее даже лучше отнести к своего рода мемуарам, чем к истории. Его сочинение можно назвать “субъективно написанной картиной величественного церковного брожения умов.” 1115 Исследователи расходятся в его оценке. К. Крумбахер называл его “величайшим полигистором двух последних столетий существования Византии.” 1116 Г. Монтелатичи писал о нем как о “величайшем ученом своего времени.” 1117 Новейший биограф Григоры, Р. Гийан, не согласен с Крумбахером. Он писал: “Является ли Григора величайшим полигистором времени Палеологов, как Крумбахеру нравится называть его? Нет. Он является одним из самых известных византийских писателей XIV века, но он не является величайшим... Григора не является величайшим, но он – один из выдающихся писателей столетия, которое до сих пор слишком малоизвестно в плане значения в истории византийской цивилизации и даже европейской цивилизации.” 1118 В любом случае, однако, универсальность познаний Григоры поразительна, и трудно найти в Византии достойную параллель этому блистательному представителю византийского Возрождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

1) Появление в на месте неударенного у: 1367,34 взаконяюща; 1389,19 и 1389,24 взаконеных; 1418,40 вгаждати. 2) Появление ф на месте хв: 1215,8 фалитеся; 1217,13 фалишися. 3) Местоименный корень як- вместо как-: 1293,29, 1294,22, 1346,8 якь. Наконец, рукопись представляет не мало особенностей, свойственных малорусскому наречию: 1) Смешение ы и и: 1204,15 ниншняа (то же и 1224,39); 1208,19 нин; 1219,23 височайшим; 1221,18 сокрившем; 1225,2 ридати; 1249,30 ври; 1252,30 слави; 1276,39 закривающе; 1314,10 (то же и 1316,35); 1320,26 новооткрилося; 1353,8 тми; 1353,10 вми; 1354,15 тисящ; 1366,42 прикривающе; 1384,32 користем; 1394,17 ниншнем; 1208,34 созыдаю; 1212,35 привныидоша; 1221,30 бысера ; 1234,10 1252,17 взыраху; 1252,41 оправдытися; 1282,35 скрыжали; 1306,22 язычныки; 1307,9 лжеименытых; 1308,15 избыша; 1378,32 и 1431,24 быен;1394,41 покорым; 1396,37 покорытися; 1418,37 презырати; 1437,31 1441,10 словесы; 1441,31 ныхже. 2) Появление на месте и и обратно: 1253,4 смренныя; 1359,36 видти (вм. вдти); 1386,45 завст; 1388,22 1390,2 смряй. На основании этих особенностей орфографии, можно, кажется, несколько ограничить мнение Ундольского и полагать, что рукопись писана где-нибудь на границах белорусского и малорусского наречий; во всяком случае, её орфография свидетельствует о переходном говоре, в котором были не одни только белорусские особенности, но и малорусские. К тому же, Артемий называется старцем Острожским, по-видимому, по месту его жительства и деятельности. Хотя в рукописи заключаются послания, писанные им и в Московский период его жизни и в Литовский, однако разница в месте написания посланий не отразилась заметным образом на орфографии: рукопись Ундольского не оригинал, а копия, и, как таковая, подверглась влиянию говора переписчика. Вряд-ли, впрочем, и язык самого Артемия не подвергся влиянию государственного языка Литовско-Русского государства – белорусского наречия. С этой стороны, интересно отметить ряд полонизмов, как одну из характерных примет белорусского наречия уже в эту пору: 1250,31 владость (wladno); 1266,29 артикул (artyku); 1273,25 выклады, 1289,20 выкладаете (wykad, wykada); 1289,10–11 яко бы часу не мл; 1289,18 друковали, то же 1327,19 и 1425,23 (drukowa); 1289,32 и 1317,33 мусит; 1427,25 мушу (musie); 1306,27 (inszy); 1318,8 вмаш; 1321,8 приклад (przykad); 1322,19 шкода; 1425,28 нешкодныи (szkoda, szkodny); 1324,27 лист (письмо, list); 1333,27 свара (swar); 1351,36 скутовати (skutkowa); 1425,21, абы (aby) 2 ; 1425,24 кгрунтовныи (gruntowny); 1431,28–29 закон мои през уста твои.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Универсальный ученый Никифор Григора (1295–1359), о большом историческом сочинении которого, обнимающем период с 1204 по 1359 г., подробнее будет сказано в следующем разделе, сжато рассматривает период Никейской империи и первые десятилетия после византийской реставрации. Однако несмотря на то, что события этого периода он описывает не как современник и только в качестве введения, его сочинение даже в этих частях содержит чрезвычайно важный материал и существенно дополняет изложение Акрополита и Пахимера. Приведение западных исторических источников по эпохе латинского господства увело бы нас слишком далеко 969 . Впрочем, особо следует указать на «Морейскую хронику» , произведение эллинизированного франка, составленное в первой половине XIV в., которое сохранилось в двух стихотворных редакциях на народном греческом языке, а также во французской, итальянской и арагонской версиях. Оно содержит обильные сведения о положении на Пелопоннесе под франкским господством 970 . Наше знание о политических и особенно церковных отношениях начального периода существования Латинской империи в Константинополе и Византийской империи в Никее существенно дополняется сочинениями Николая Месарита ; особенно важными являются надгробная речь Иоанну Месариту (ум. 1207), переписка с императорской семьей, которой предшествовало избрание Михаила Авториана патриархом и венчание на царство Феодора Ласкаря в 1208 г., а также сообщения о переговорах с представителями Римской Церкви в 1206 и 1214–1215 гг. 971 Ученый Никифор Влеммид , учитель Георгия Акрополита и будущего императора Феодора II Ласкаря, оставил наряду с научно-теоретическими также несколько сочинений более злободневного характера, как, например, две составленные в 1264 и 1265 гг. автобиографии, которые хотя и представляют собой панегирик автора самому себе и мало заботятся об общеисторических событиях, тем не менее не лишены значения для истории церковных и придворных отношений того времени 972 . Заслуживают внимания и письма к Феодору II Ласкарю, а также посвященное этому императору сочинение об обязанностях правителя 973 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1359 Св. Христодул определил штат келлиотов в 12 человек. 1360 Иеромонах Нил, основатель Махера на Кипре, позволил строить келлии для подвижников в неограниченном числе, но с ведома игумена, в самых уединенных местах и с тем условием, чтобы келлиоты строго выполняли данные им игуменом предписания. 1361 Келлиотов больше всего было на св. Горе Афоне. Здесь в распоряжении каждого монастыря было несколько келлий. Одну из таких келлий в 1030 г. приобрел игумен монастыря Богородицы Ксилургу Феодул за 22 монеты от Димитрия Ковача. Феодул имел право распоряжаться этой келлией по своему усмотрению во всякое время. 1362 С ведома и согласия афонских игуменов можно было строить и новые келлии всякому желающему. Первый афонский устав 971 г. констатирует, что это право иногда приобреталось порабощением келлиотов своим игуменом. 1363 Келлиоты были не во всяком монастыре. По крайней мере составители некоторых монастырских уставов, относящихся к ΙΧ– ΧΙΙ вв., ни словом не обмолвились о них. 1364 Таким образом, келлиотское подвижничество было как бы семейной жизнью в монашеском мире, второй – после анахоретства – стадией в развитии византийской иноческой системы. Во главе киновии стояло одно лицо – игумен. Он был ближайшим начальником монастыря, его администратором. Весь монастырь обрекал себя на безусловную зависимость от него и должен был всецело подчиняться его воле. Игумен управлял монастырем на основании устава. Устав есть совокупность правил, по которым должна жить и управляться монастырская община, чтобы достигнуть своих целей. Византийские киновии руководились в своей жизни самыми разнообразными уставами. Известно, что первый монашеский устав был написан Пахомием Великим († 348). Вслед за Пахомием Василий Великий († 379) начертал правила для монашеской жизни в соединении с обстоятельным теоретико-дидактическим руководством к ней. После этих отцов монашества уставы писались очень многими, так как основателям и покровителям монастырей в Византии было предоставлено право давать этим учреждениям особые уставы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

39. Echos d " Orient, Kadikoë, Paris, 1897-1939. 40. Every G., The Byzantine Patriarchate, 451-1204, 2nd ed., London, 1962. 41. Pailler Α., La déposition du patriarche Calliste I (1353). REB, 13 (1973). 42. Failler A., Nouvelle note sur la chronologie de Jean VI Can-tacuzène. REB, 34 (1976). 43. Failler A., Le séjour d " Athanase II d " Alexandrie à Constantinople. REB, 35 (1977). 44. Fedotov G. P., A Treasury of Russian Spirituality. N. Y., 1950. 45. Fedotov G. P., The Russian Religious Mind, I, II. Cambridge, Mass., 1946, 1966. 46. Fennel J. L., The Emergence of Moscow, 1304-1359. Berkeley, Calif., 1968. 47. The Festal Menaion. Mother Mary and K. Ware trans., London, 1969. 48. From Florence to Brest (1439-1596). Rome, 1958. 49. Gay J., Le pape Clément VI et les affaires d " Orient. Paris, 1904. 50. Geanakoplos D. G., Emperor Michael Paleologus and the West. Cambridge, Mass., 1959. 51. Geizer H., Beiträge zur russischen Kirchengeschichte aus griechischen Quellen. Zeitschrift für Kirchengeschichte, XIII, 1892. 52. Geizer H., Ungedrückte und ungenügend veröffentlichte Texte der Notitiae episcopatum. München, Akademie der Wissenschaften, Hist., l, Abhandlungen, XXI, 1900, Bd. Ill, ABTH. 53. Gianelli C., E Francesco Petrarca e un altro Francesco, e quale, il destinatorio del «De primátu papae» di Barlaam Calabro? In: Scripta Minora. (Studi bizantini e neoellenici, 10), Rome, 1963. 54. Gibb Η. Α., The travels of the Ibn Batutta, AD 1325-1354, II. Cambridge, 1962. 55. Gill J., Byzantium and the Papacy, 1198-1400. Rutgers University, New Brunswick, N. J., 1978. 56. Gill J., The council of Florence. Cambridge, 1980. 57. Gnegel-Waitschies G., Bischof Albert von Riga. Hamburg, 1958. 58. Gouillard J., Le Synodikon de l " Orthodoxie, Travaux et Mémoires, 2, Paris, 1967. 59. Grabar Α., The artistic climate in Byzantium during the Paleologian period. In: P. A. Underwood, The Kariye Djami, IV, Princeton, 1975. 60. Gregora Niceforo. Fiorenzo o intorno alla sapienza. Naples, 1975, P. L. M. Leone, ed.

http://sedmitza.ru/lib/text/438258/

о василевсе Льве Армянине) (см.: Симеон Метафраст ); в XI в. – Феодосий Мелитинский, чья всемирная хроника сохранилась в отрывках до 948 г.; философ и государственный деятель Михаил Пселл , рассказавший в «Хронографии» о василевсах, правивших с 976 по 1077 гг.; адвокат и судья на ипподроме – Михаил Атталиат, описавший события 1043–1079 гг.; Иоанн Скилица, продолживший рассказ Феофана Исповедника , доведенный анонимным автором до 1078 г.; Никифор Вриенний, зять Алексея I Комнина (1081–1118 гг.), затронувший период 1070–1079 гг.; в XII в. – Анна Комнина, описавшая в середине столетия историю своего отца, Алексея Комнина; Георгий Кедрин, компилятор Феофана Исповедника и Иоанна Скилицы, доведший изложение до 1057 г.; Константин Манасси (ум. ок. 1187 г.), написавший стихотворную хронику, доведенную до событий 1081 г.; Иоанн Зонара (ум. ок. 1150 г), ушедший в монахи высокопоставленный чиновник, составивший хронику событий от сотворения мира до 1118 г.; Михаил Глика, автор всемирной хроники до 1118 г.; Иоанн Киннам, написавший историю 1118–1176 гг.; архиепископ Евстафий Фессалоникийский – о падении Фессалоники в 1185 г. под ударом норманнов; Михаил Сириец, написавший свою «Хронику» о событиях до конца XII в.; в XIII в. – Никита Хониат , оста- вивиший подробный рассказ о событиях 1118–1206 гг.; Георгий Акрополит, описавший эпоху Никейской империи (1203–1261 гг.); анонимный составитель стихотворной «Хроники Мореи» о франкском правлении в Пелопоннесе с 1204 г. и до конца столетия; Феодор Кизикский, доведший изложение до 1261 г.; Георгий Пахимер, затронувший историю 12551308 гг.; в XIV в. – Ефрем, сочинивший стихотворную историю начиная с Юлия Цезаря и до 1261 г.; Никифор Григора, написавший объемную «Римскую историю» (о 1204–1359 гг.); Иоанн Кантакузин с его четырьмя книгами «Историй» (1320–1356 гг.); в XV в. – Дука Фокейский, первый историк турецкого владычества (1341–1462 гг.); Георгий Сфрандзи с острова Корфу, рассказавший о событиях 1258–1477 гг.; Лаоник Халкокондил из Афин, описавший 1298–1463 гг.; Михаил (?) Критовул с острова Имвроса, написавший панегерическое сочинение о захвате Константинополя султаном Мехметом II в 1453 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010