С., как и ряду др. Соборов католической Церкви XII-XIII вв., католич. богословы и канонисты стали приписывать лишь в раннее Новое время. Как вселенский Собор католич. Церкви рассматривали Л. С. католич. св. Антонино Пьероцци, архиеп. Флоренции († 1459), в соч. «Сумма теологии» (изд. в 1477) и кард. Доменико Джакобацци († 1528) в «Трактате о Соборе» (изд. в 1538). Во 2-й пол. XVI в. в связи со спорами о статусе Тридентского Собора (1545-1563) и его решений широкое распространение получила практика составления ретроспективных перечней Соборов. Франц. эрудит Арно де Понтак, еп. Базаса († 1605), в составленном им списке Соборов в соч. «Хронография» (P., 1567) впервые обозначил Л. С. как XI вселенский Собор католич. Церкви. В 1595 г. в Риме была образована Конгрегация по изданию актов Соборов (Congregatio super editione concilorum generalium), силами которой в 1608-1612 гг. было опубликовано собрание материалов Соборов (в т. ч. и Л. С.), признаваемых вселенскими Соборами Римско-католической Церкви (т. н. Editio Romana). Ист.: Mansi. T. 22. Col. 210-248; PL. 200. Col. 1184-1185; Jaff é . RPR. T. 2. P. 339-341; Albertus Stadensis. Annales//MGH. SS. T. 16. P. 348-349; Arnoldus Lubecensis. Chronica Slavorum//MGH. SS. T. 21. P. 132; Matthaei Parisiensis... Historia Anglorum, sive… Historia minor/Ed. F. Madden. L., 1866. Vol. 1. P. 411-414; Gesta regis Henrici secundi Benedicti abbatis/Ed. W. Stubbs. L., 1867. Vol. 1. P. 222-238; Chronica magistri Rogeri de Houedene/Ed. W. Stubbs. L., 1869. Vol. 2. P. 173-189; Radulfi de Diceto decani Lundoniensis Орега historica/Ed. W. Stubbs. L., 1876. Vol. 1. P. 430; Gervase of Canterbury. The Historical Works/Ed. W. Stubbs. L., 1879. Vol. 1. P. 278-292; William of Newburgh. Historia rerum Anglicarum/Ed. R. G. Howlett//Chronicles of the Reigns of Stephen, Henry II, and Richard I. L., 1884. Vol. 1. P. 206-223; LP. Т. 2. P. 397-446; Morin G. Le discours d " ouverture du concile général de Latran (1179) et l " œuvre litteraire de maître Rufin, évèque d " Assise//Atti della Pontificia academia romana di archeologia.

http://pravenc.ru/text/2463163.html

Цель работы духовна, поскольку такова цель Провидения и человеческой жизни. Иоанн Златоуст перечисляет различные аспекты этого всеобщего призвания к работе. Оно есть фактор единства между людьми 1181 . Оно связано с самыми конкретными проявлениями любви, прежде всего с помощью бедным 1182 . Будучи естественной деятельностью, независимо от греха, работа была εργασα, теперь она стала πνος, старанием 1183 . Но даже страдание, связанное с трудом, есть лечебное средство, φρμακον 1184 , успокаивающее страсти 1185 . Идеальным образцом является труд монахов, облегчающий молитву; непосредственно сопровождаемый молитвами, он сам становится молитвой, поскольку душа монаха в этот момент подвигаема любовью 1186 . Благотворительность в люнастырях В серии Малых правил Василий перечисляет расположения ума, необходимые для того, чтобы братская любовь была действенной и искренней 1187 . Человек действия практичен в своем обучении. Любовь к ближнему, с одной стороны, выражается через добрый пример и молитву, с другой стороны – через ручной труд, педагогическую деятельность и гостеприимство. Все указания Правил, касающиеся производства и продажи товаров, сделанных в монастыре 1188 , заботы о больных и путешествующих в богодельнях 1189 , ухода за сиротами, обучения и воспитания мальчиков, принятых в монастырскую школу 1190 , достаточно показывают, что Василий хочет, чтобы его монахи осуществляли активную благотворительность. Когда говорят, что основной целью монашеской жизни является созерцание 1191 , это не означает, что под предлогом созерцания в восточных монастырях отрицалась благотворительная и апостольская деятельность. Каковыми бы ни были установки законодателей и реформаторов или же общая практика в данную эпоху 1192 . Апостольское служение монахов Собор предписывает монахам оставаться в своих кельях и совершенствовать созерцание и молитву 1193 . Именно в этом духе русские монахи прошлого века ответили западному путешественнику, спросившему их об апостолате и проповеди Слова Божия: «Призвание монахов не заключается ни в учебе, ни в другой работе; они призваны к пению часов служб, к жизни для спасения души и для совершения покаяния за весь мир» 1194 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

1001 Никон. л. 7, 130. По писцовой книге 1687 г., каменный храм, где «лежат Муром­ские чудотворцы кн. Петр и кн. Феврония», строен был царем Иоанном Васильевичем, «образ Муромских чудотворцев на золоте», обложенный серебром и каменьями, – приношение того же царя (Владимирский сборник. Материалы для статистики). 1004 Собр. л. 1, 186. 2, 19. Догадка, будто старец Мартин разумел Пинского князя Ярослава Георгиевича, известного в 1184 г. (Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. II, прим. 415. Т. III, прим. 64) вовсе не «всего естественнее» (Мака­рий (Булгаков), митр. История Русской церкви. Т. 3). Напротив вовсе непримирима со временем епископа Иоакима, тогда как Ярослав Юрьевич с 1148/1149 г. князь Туровский и епископ Иоаким 1144–1147 г. точно современники в Турове. 1005 «Слово о Мартине мнисе», помещенное в прологе Румянцева XV в. 321 под 27 июня, напечатано у преосвящ. Макария ( Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви. Т. 3). Здесь в вариантах напечатан и другой текст, из Макариевской минеи; но последний текст во многом переделан против древнего. Русский перевод следует первому тексту. 1006 Повесть о блаж. Мартине из пролога 27 июня перенесена в повествование о чудесах св. князей, помещенное в минее под 2 мая. Так видим ее и в минее св. Ди­митрия под 2 мая. 1007 Сведения о блаж. Серапионе извлеченные из рукописи в статье: «Кожеозерский монастырь», помещенной в «Московских ведомостях» (1852. 83). 1008 О Ельякше см.: Никон. л. 7, 235. Туртасово или Турчасов погост в грамоте 1549 г. (Акты исторические. Т.1) и в грамоте 1536 г. (Акты, собранные Археографи­ческою экспедициею. Т. 1). 1011 Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. IV. В 1582 г. в Ксенофонтовой пустыни были два храма, из них один каменный, – в 6 келлиях на­стоятель с 5 братьями, а 8 келлий пустые (Неволин К.А. О пятинах и погостах). По От- енскому списку святцев, «прп. Ксенофонт, ученик прп. Варлаама Хутынского, строи­тель Троицкого монастыря, иже на Робьи реке от Новгорода 16 поприщ, преставился в л. 6770 (1262) июня в 28 день; мощи под спудом; службы нет, тропарь и кондак есть».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Церковные иерархи несомненно были ревностными защитниками национального единства и в этом смысле помогали грузинским правителям. Однако католикос сохранил контроль над церковными делами и администрацией и даже формально считался духовным царем народа 279 . Кроме того, католикос и все главные епископы и игумены приравнивались к светским князьям и наряду с феодалами заседали в государственном совете, или дарбази. Из сохранившихся источников также известно, что пост великого канцлера всегда занимал архиепископ Чхондиди (в Западной Грузии). Безусловно, участие церкви в грузинской феодальной структуре не всегда шло на пользу монархии. Союз светской и церковной знати, как правило, выступал в качестве центробежной силы по отношению к национальной власти царя 280 . Деятельность дарбази отчасти была попыткой полунезависимой грузинской аристократии ограничить царскую политику централизации. Конечно, твердые и решительные монархи могли сместить неудобного иерарха и даже, если приложить некоторые усилия, повлиять на ход церковных выборов. Наиболее значительными представителями правящей кавказской династии Багратидов несомненно были царь Давид II (1089–1125) и царица Тамара (1184–1212). Оба этих правителя в итоге были причислены к лику святых Грузинской православной церкви. Распространив власть Грузии далеко за пределы ее исторических границ, они в результате установили грузинскую гегемонию не только над собственным народом, но и над мусульманами и армянами. Современники заслуженно нарекли Давида II Восстановителем или Строителем (Агмагитебели). За политику преобразований и территориального расширения вкупе с впечатляющими военными успехами его даже отождествляли с мифическим пресвитером Иоанном. Правление Давида считается подлинно «героическим» периодом в истории средневековой Грузии 281 . Особенно важными были победы царя над мусульманами, поскольку они проложили путь к созданию многонациональной закавказской империи, которой будут управлять его потомки. В 1122 году Давид завладел Тифлисом, который в течение нескольких веков был исламским городом, и перенес туда столицу государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Этапной для греческой науки стала личность Панайотиса Брациотиса, автора множества исследований на ветхозаветные и литургические темы. Наиболее известно его обширное «Введение в Ветхий Завет ». Брациотис – последовательный сторонник позитивизма, поэтому он старался «подогнать» святоотеческое и литургическое живое предание к строгим научным схемам. В послевоенный период число работ по исторической литургике в Греции значительно увеличивается. В 50-х гг. появились первые работы по литургике и церковной музыке митрополита Дионисия Псарианоса. С 1957 г. он издавал еженедельный епархиальный журнал Οικοδομ, в котором выступал с последовательной критикой богословия внецерковных организаций. Митрополит Дионисий сотрудничал с молодыми богословами и регулярно участвовал в богословских конференциях, став одним из самых активных пишущих греческих иерархов. Важнейшим событием, вызвавшим повышенный интерес к изучению православного богослужения, стала публикация в 1963 г. братством теологов «Жизнь» двухтомника «Наша Литургия», где содержались три исследования на эту тему – И. Мастрояннопулоса, А. Шмемана и О. Клемана (два последних были переведены Кутрумбисом). Из современных трудов, так или иначе связанных с христианским богослужением, наиболее интересны работы таких авторов, как Родопулос 1183 , Филиас 1184 и особенно митрополит Иоанн Зизиулас 1185 , Фундулис 1186 и Людовикос 1187 . Многие из этих исследований выходят за рамки историографии и фактически могут считаться источниками. Исследование К. Караисаридиса «Святой Никодим Святогорец и его литургическое наследие» представляет собой адаптированный автором греческий перевод диссертации, защищенной на румынском языке в 1987 г. Ученый претендует на воссоздание «целостной картины жизни Никодима Святогорца и его писательской деятельности» 1188 , но особое внимание при этом уделяет его пастырским и литургическим произведениям. «Святой Никодим и его литургическое наследие» – один из характерных примеров фундаментальной работы высокого уровня в греческой историографии последних лет. Караисаридису также принадлежит интересная монография «Христианский храм " 1189 , в которой автор рассматривает историю богослужения и храмового строительства. Сходной тематике посвящен и труд Д. Кокориса 1190 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

д. Мы также увидели, что они рождают страх и печаль. Следует отметить, что они могут производить в душе равным образом гнев 1164 и различные виды насилия 1165 , а также леность 1166 , гордость 1167 , тщеславие 1168 и такие сопутствующие последним двум страсти, как самоуверенность 1169 , дух превосходства 1170 , презрение к ближнему 1171 , непочтительность 1172 , дерзость и высокомерие 1173 . В заключение скажем о том, что благоприятствует развитию сребролюбия и любостяжания. Преподобный Максим Исповедник учит: «Сребролюбие имеет три причины: сластолюбие, тщеславие и неверие. Сильнее же двух первых неверие» 1174 . Святитель Иоанн Златоуст , в свою очередь, приводит такие доводы: «Желание взять верх над другими в обладании материальными благами происходит не от чего иного, как от охлаждения любви к ближнему. Алчность не имеет иной причины, кроме гордыни, человеконенавистничества и презрения» 1175 . Глава 6. Печаль Пребывая в раю, человек не знал печали (λπη) 1176 . Она появилась лишь после грехопадения прародителей 1177 . Эта страсть связана с падшим состоянием человека и поэтому представляет собой поведение; не свойственное первоначальной и основной его природе 1178 . Тем не менее, хотя печаль и является следствием грехопадения Адама; она ipso facto 1179 не относится к разряду порочных страстей и тем более не предстает чуждой естеству человека. В действительности следует различать два вида печали 1180 . Первый имеет отношение к тому, что святые отцы называют «страстями естественными и безупречными» 1181 , которые вошли в природу человека вследствие первородного греха. Эти страсти, хотя и свидетельствуют о падении человека в сравнении с первоначальным состоянием совершенства, не являются порочными 1182 . Печаль, как часть естественных страстей, не только «безупречна», но еще может и должна служить основой такой добродетели, как печаль ради Бога ( 2Кор. 7:10 ) 1183 , которая позволяет человеку сокрушаться о состоянии падения, оплакивать свои грехи, печалиться об утрате первоначального совершенства, страдать из-за удаления от Бога 1184 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Андроник Лапард был схвачен соглядатаем царя Кефом в Аттрамитии и ослеплен. Весной 1184 г. Андроник I передислоцировал армию Врана из-под Браничева, где она уже 2 года воевала с армией Венгерского короля Беллы III (1172–1196), в Лаподион, к Никее. Началась осада этого города, защищаемого Алексеем Ангелом. Желая вселить в сердца никейцев страх, Андроник I приказал привязать к тарану, которым проламывали городскую стену, мать Алексея Ангела Ефросинью (!). Но достиг обратного результата – ночью никейцы сделали вылазку и освободили несчастную женщину. Взять город Андронику I помог счастливый случай – во время одной из вылазок командующий восставшими Феодор Кантакузен упал с лошади и был буквально изрезан на куски солдатами императорской армии. Дух защитников города упал и, посовещавшись со своим епископом, они сдали Никею в надежде на милость царя. Ее, однако, не последовало – Андроник I оставил в живых только Исаака Ангела, а всех сановников и знатных людей Никеи казнил. Турок, сражавшихся на стороне никейцев, посадили на кол, рядовых греков сбросили с крепостной стены 763 . Летом 1184 г. Андронику I сдался город Пруса, жителям которого он обещал сохранение жизни, но, как обычно, слова не сдержал. Феодор Ангел был ослеплен и выброшен на дорогу на произвол судьбы, Мануил Лахан, Лев Синезий и 40 городских сановников – повешены на деревьях, другие приговорены к ампутации конечностей или ослеплены. Жителей Лаподиона ждала та же участь. К середине 1184 г. все восставшие были разгромлены 764 . Андронику I хватало ума и политического опыта понять, что в глазах византийцев его власти не хватает легитимности. Поэтому следующим шагом он потребовал от послушного его воле патриарха и синода освободить себя и других от клятвы верности, данной еще Мануилу I и Алексею II, пообещав взамен привилегии епископам. Когда его просьба была удовлетворена, Андроник I тут же отозвал свое слово о привилегиях, банально всех обманув. Но и теперь, как оказалось, далеко не все византийцы считали его власть легитимной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1184–1198, 1568 гг. Башня Ла-Хиральда в Севилье. 1184–1198, 1568 гг. В готическую эпоху итал. К. мало изменились. Предпочтительными оставались К. квадратные в плане, разделенные на ярусы, с плоскими крышами. Наиболее выразительны колокольня собора в Сиене (1220-1377) с горизонтальными зелено-белыми полосами кладки, учащающимися кверху аркадами и островерхой кровлей и колокольня Флорентийского собора (начата в 1334; архит. Джотто) с огромными стрельчатыми окнами верхнего этажа и богатой мраморной инкрустацией фасадов. Ренессансная К. Сан-Марко в Венеции (1514; воссоздана в 10-х гг. XX в.) развивает тип романских К.; отличается причудливым завершением в виде открытого фонаря с аркадой и шатровой крышей. В Испании на архитектуру К. оказало сильное влияние распространение на территории страны ислама. Нередко в качестве К. после Реконкисты использовали бывш. мусульм. минареты, напр. квадратная в мавританском стиле башня Ла-Хиральда у собора в Севилье (1184-1198; надстроена в 1568; архит. Э. Руис). В средневек. Германии и Франции К. обычно строили вместе с собором. Высокие и часто островерхие они стали основой архитектурного образа средневек. храмов Сев. Европы. С каролингской эпохи развивался тип многобашенных базилик с вестверком (букв.- западная постройка). Наиболее ранний образец - аббатство Сен-Рикье (709-799; не сохр.) с 4 цилиндрическими башнями (у вестверка и трансепта) и 2 более крупными башнями над средокрестиями. В оттоновский период были построены ц. в Гернроде (961-991) с 2 цилиндрическими башнями у вестверка и базилика Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1010-1033) с 6 башнями (2 квадратных над средокрестиями и по 2 круглых с боков трансепта и вестверка). Этот тип получил распространение в романскую эпоху в имп. 6-башенных соборах в Шпайере (1030-1103) с 4 квадратными боковыми башнями и 2 8-гранными над средокрестиями, в Вормсе (1171-1234) с цилиндрическими боковыми башнями, в Майнце (начало строительства в 975) и в аббатстве Мария Лаах (1093-1200). Во Франции развивался тип 2-башенного зап.

http://pravenc.ru/text/1841778.html

После смерти Мономаха процесс феодального дробления Киевского государства усилился, и половцы начали регулярно совершать набеги на южные и юго-восточные земли Руси. Это заставило южнорусских князей принять срочные меры по борьбе со степными кочевниками. В 1170 г. состоялся съезд князей, на котором Мстислав Изяславич говорил: «Половцы отнимают Греческий путь (по Днепру), Соляной (по Дону) и Залозный (по Дунаю)». Святославу Всеволодовичу, великому князю киевскому, удалось в 1183 г. создать небольшую коалицию южнорусских князей, которые приняли участие в летнем походе против половцев 1184 г. Поход прошел успешно: половцы были разбиты, хан Кобяк захвачен в плен. Успех окрылил князей, и Святослав стал готовиться к летнему походу 1185 г. В походе 1184 г. должны были принять участие новгород-северские князья во главе с Игорем Святославичем. Однако дружина Игоря не могла поспеть вовремя из-за гололедицы. Выступая весной 1185 г. в поход против степных кочевников, новгород-северский князь понадеялся на удачу, мечтая о своей собственной славе и желая, возможно, поискать древнего Тмутараканя, которым некогда владели черниговские князья, и в частности дед Игоря Олег. Однако поход закончился страшным разгромом русских войск. Впервые в истории военных столкновений с половцами русские князья были захвачены в плен, а из всего войска остались в живых лишь 16 человек. Исторические события, связанные с походом и поражением северских князей – Игоря Святославича, его брата Всеволода из Курска, сына Владимира из Путивля и племянника Святослава Ольговича из Рыльска, – и легли в основу «Слова о полку Игореве». Описанию похода Игоря посвящены две дошедшие до нас исторические повести: одна – в составе севернорусской Лаврентьевской, другая – южнорусской Ипатьевской летописи. Историческая повесть о походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в Ипатьевской летописи отличается подробным последовательным описанием событий. Изложение проникнуто горячим сочувствием к участникам похода, их поражению. Летописная повесть не лишена художественности: ей присущи драматизм, образность и выразительность отдельных мест, живость повествования. Автором ее был либо непосредственный участник событий, либо человек, стоящий близко к новгород-северскому князю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жены ваши в церквах да молчат. . . 14:37 . . . тот пусть узнает. . . . . . тот да разумеет. . . Мы видим, что спустя более полувека перевод РБО подвергается не модернизации (как можно было бы ожидать), а архаизации 14 . Редакторы синодальной версии Нового завета правили текст в том же направлении, в каком Афанасий Стойкович правил сербский перевод Нового завета, осуществленный Вуком Караджичем. Таким образом, говоря об осуществленных при поддержке РБО переводах Писания на национальные языки, следует учитывать историю становления этих языков и анализировать деятельность переводчиков в контексте языковой и литературной полемики эпохи, и четко осознавать, кому адресован тот или иной перевод. Библиография Рукописные источники Дело о присылке Библий Российский государственный архив древних актов (Москва), ф. 1184, Оп. 2/3 (годы 1806–1816), 2826, Дело о присылке по требованиям в Московский и Петербургский комитеты РБО книг Библий и Новых Заветов (1813–1820). О напечатании Российский государственный архив древних актов (Москва), ф. 1184, Оп. 2/1 (годы 1788–1806), 1411, О напечатании церковных молитв, символа веры , десятисловия и катехизиса, переведенных с русского на татарский, черемисский, чувашский и мордовский церковными литерами. Литература и опубликованные источники Алексеев 2013 Алексеев А.А., Очерки и этюды по истории литературного языка в России, С.-Петербург, 2013. Греч 2002 Греч Н.И., Записки о моей жизни, Москва, 2002. Кравецкий 1993 Кравецкий А.Г., “Дискуссии о церковнославянском языке (1917–1943)”, Славяноведение, 5, 1993, 116–135. ––– 1999 Кравецкий А.Г., “Литургический язык как предмет этнографии”, Славянские этюды. Сборник к юбилею С. М. Толстой , Москва, 1999, 228–242. ––– 2011 Кравецкий А.Г., “Экстралингвистические факторы в нормализации языка и текста Славянской Библии”, Вопросы культуры речи, Москва, 2011, 403–408. Кравецкий и Плетнева 2001 Кравецкий А.Г., Плетнева А.А., История церковнославянского языка в России (конец XIX–XX вв.), Москва, 2001. НЗ 1824

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010