1171 Савва 1858,186; Горский, Невоструев 1859, 288 – 307 155); Покровский 1916, 126; Щепкина и др 1965. 153. Грибов 2002, 106 – 107. 1173 Савва 1858, 188; Горский, Невоструев 1859, 193 – 205 141); Покровский 1916, 129; Щепкина и др 1965, 194. 1177 «Две книги Иоанна описателя Лествицы, писаны в десть», «Книга Лествица писмяная в полдесть в досках», «Книга Лественник в десть», «Книга Иоанна Лествичника в десть», две «книги Лествицы в полъдесть», «Книга Лествичник с толкованием в полъдесть на харатье», «Книга Лествичник в десть на харатье», «Книга третья Иоанна Лествичника в десть», «Книга Предзръние Святые Лествицы в полдесть», «Книга Лествичник с толкованием в десть», «Книга Иоанна Лествичника в полъдесть» – Беляев 1852, 11, 121, 122, 125, 126, 128, 129, 130, 132. 1182 Савва 1858, 218; Срезневский 1876, 50 – 110; Смирнов 1917, 296; Щепкина и др. 1965, 140; Протасьева 1973, 39 – 40, Грибов, Юхименко 2002, 100. 1184 Среди присланных книг значилась и «Книга Патерик Скитцкой в десть» – Беляев 1852, 10, 118, 128, 130. 1187 Горбунова. Лукьянова 2003, 92 – 93, 96 – 97, 100 – 101, 104 – 106; Поздеева 2004, 424 – 426, 428 – 432. 1190 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 306 – 314 Покровский 1916, 111, 124 – 125; Щепкина и др. 1965, 206 – 207. 1192 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 276 383); Покровский 1916, 124 – 125; Щепкина и др 1965, 199. 1198 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 259 Покровский 1916, 124 – 125; Щепкина и др. 1965, 152. 1199 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 288 – 302 385); Покровский 1916,129; Щепкина и др. 1965, 214. 1204 Флоринский 1880; Барсов 1883; Змеев 1896; Груздев 1974, 343; Колесов 1990; Коткова 1991, 173 – 195; Соболева 1990, 75 – 83; Панич 1992, 17 – 28. 1208 Демин 1978, 22; Лаврентьев 1989, 164 – 178; Лаврентьев 1993, 283. После того, как в 1674 г. библиотека Воскресенского монастыря была перевезена в Москву, книги, собранные патриархом Никоном по русской и всемирной истории, привлекли внимание прежде всего патриарха Иоакима. В описи домовой казны патриарха Иоакима 1677 г. (РГАДА, ф. 396, оп. 2, д. 1171) на л. 212 числится книга «летописная в десть в переплете, писана скорописью с прописными красными словами, а на ней по листам сначало подписано на 19 листе: Лета 7169-го сию книгу положил в дом святого живоносного Воскресения Христова Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Нового Иеросалима смиренный Никон, Божиею милостию патриарх и проч.» – Володихин 1993, 175.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1175. Книга Апостольское Соборное паслание толковое, письменное. Из Суздаля Всемилостивого Спаса Εβφиμиεβα монастыря. Выписано из отписных книг 144 года. 1176. Псалтырь, в полдесть, толковая, оболочена кожею. 1177. Псалтырь Знаменная, писана на харатье, в десть, оболочена кожею. 1178. Устав, писан на бумаге, в десть, оболочен кожею, жуки и застежки медные. 1179. Апостол толковый, писан в десть, оболочен кожею. 1180–1184. Пять Соборников, писаны в десть, оболочены кожею. 1185–1189. Пять Соборников, в полдесть, оболочены кожею. 1191–1199. Десять Миней разных месяцев, письменных, оболочены кожею. 1191–1201. Две книги Василия Великого, в полдесть. 1202–1204. Три книги Григория Богослова толковые, оболочены кожею красною. 1205. Книга Златоструй, в десть. 1206–1208. Три книги Исмарагд, в полдесть, оболочены кожею. 1209. Книга Дионисия Ареопагита, в десть, оболочена кожею, застежки медные. 1210. Книга Иосафа Царевича в десть, оболочена кожею. 1211. Книга Патерик Иерусалимский, в десть, оболочены кожею. 1212. Книга Патерик Скитский, в десть, в затылке. 1213.Две книги Патерик Печерский, оболочены кожею. 1214. Книга житие преподобного Феодосия Печерского , в десть, в затылке. 1215–1216. Две книги Зерцало, в полдесть, оболочены кожею. 1217. Книга Козма Индикоплов, в десть, оболочена кожею. 1218. Книга Летописец, в полдесть, оболочена кожею. 1219–1220. Две книги Григория Амиритского, в полдесть. 1221. Книга Исак Сирин, в полдесть, оболочена кожею. 1222. Книга Григория Акраганского, в полдесть. 1223. Книга Феодора Студитск ого, в полдесть оболочена кожею. 1224. Книга Григорий Арменский, в четверть, в затылке. 1225. Книга Паремейник, в десть, оболочена кожею. 1226. Книга Афанасия Александрийского в полдесть, оболочена кожею. 1227. Книга житие Соловецких чудотворцев, в полдесть. 1228. Книга житие Печерских чудотворцев, в полдесть. 1229. Книга в четверть Александра Свирского , оболочена кожею белою. 1230. Книга Киприяна и Устины в четверть, оболочена кожею. 1231. Книга Златая четь (sic!), в четверть, в затылке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

1182 Fr.Seraphim Rose. A Prologue of Orthodox Saints in the West//The Orthodox Word. 1975. Р.177; also in: Vita Patrum. Р.15. 1184 Fr.Seraphim Rose. A Prologue of Orthodox Saints in the West//The Orthodox Word. 1975. Р.183; also in: Vita Patrum. Р.20. 1185 Fr.Seraphim Rose. A Prologue of Orthodox Saints in the West//The Orthodox Word. 1975. Р.181–182; also in: Vita Patrum. Р.17–18. 1187 Fr.Seraphim Rose. Orthodoxy in 5th and 6th Century Gaul//The Orthodox Word. 1977. Р.35; also in: Vita Patrum. Р.90. 1189 Daniel Olson. A Pilgrimage to the Jura Mountains//The Orthodox Word. 1977. Р.133; also in: Vita Patrum. Р.153. 1190 Fr.Seraphim Rose. Orthodoxy in 5th and 6th Century Gaul//The Orthodox Word. 1977. Р.36; also in: Vita Patrum. Р.91. 1193 Fr.Seraphim Rose. A Prologue of Orthodox Saints in the West. Р.209; also in: Vita Patrum. Р.26. 1195 In Bishop Sava of Edmonton. Blessed John: The Chronicle of the Veneration of Archbishop John Maximovitch. Platina, 1979. Р.154; also in: The Orthodox Word. 1985. Р.167. 1197 Fr.Seraphim Rose. Orthodox Monasdcism Today in the Light of Orthodox Monastic Gaul. Р.146; also in: Vita Patrum. Р.159. 1198 Fr.Seraphim Rose. Orthodox Monasticism Today in the Light of Orthodox Monastic Gaul. Р.146–147; also in: Vita Patrum. Р.159–160. 1199 Речь идет о св.Анаклете, пале Римском (память 26 апр.); св.Каллисте, папе Римском († 218–222, память 14 апр.); св.Юлии, папе Римском († 352, память 12 апр.); прп.Схоластике Нурсийской (сестре прп.Венедикта Нурсийского) († 543, память 10 февр.); св.Евгении, епископе Карфагенском († 505, память 13 июля); св. мч.Урсуле Британской (III в., память 21 окт.) и св.Елигии, еп.Нойонском († 659, память 1 дек.). 1203 Письмо о. Алексия Янга автору данной книги от 1 авг. 1991г. Частично взято из статьи о.Алексия Янга «Personal Reminiscences of Fr.Seraphim» (The Orthodox Word. 2002. Р.238; см. также: Letters from Fr.Seraphim. R.211). 1204 После выхода этой книги в 1988г. некоторые из житий святых, включенных в нее, были переведены на греческий язык и изданы афонским монастырем Ксиропотам (см.: Agioretiki Martyria (June – November, 1991). P.205–208). В полном объеме книга вышла на румынском языке в Бухаресте в 2004г. и на русском языке в Москве в 2005 г. Братство прп.Германа Аляскинского планирует выпустить новое издание этой книги под названием «Православное наследие Запада».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

1183. Рим. 13. 7. 1184. Слово 14. 1185. Слово 14. 1186. Слово 14. 1187. Слово 15. 1188. Слово 16. 1189.  …видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном… Вокруг Него стояли Серафимы (Ис. 6. 1–2). 1190. Деян. 2. 17. 1191.  …излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать (Иоил. 2. 28). 1192. Добротолюбие. Ч. 1. Извлечение из жизни преподобного Максима Капсокаливи. 1193. Втор. 31. 1194. Нав. 1. 2. 1195. Слово 16. 1196. То есть ни о чем не помышляет. 1197. 2 Кор. 12. 2. 1198. Слово 16. 1199. Состояние духовного видения, будучи плодом молитвы, называется иногда духовною молитвою, в отличие от душевной молитвы, которая может быть очень возвышенною, но находится во власти молящегося. 1200. Слово 15. 1201.  …в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят… терние и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3. 19, 18). 1202.  …не открыт путь во святилище (Евр. 9. 8). 1203.  В последние дни (Евр. 1. 2). 1204. При весьма внимательной молитве бывает у подвижников и пот, не только когда они утруждают тело поклонами, но и когда совершают молитву стоя или сидя. Пот является при особенном внимании, при особенном сокрушении духа. Так, преподобный Пахомий Великий при келейных молитвах своих обливался слезами и потом (житие преподобного, Четьи-Минеи мая в 15 день). — Святейший Каллист, патриарх Константинопольский, говорит: «Иногда бывает в пришедших в такое состояние (в стяжавших сердечную молитву) и пот от великой теплоты, появляющейся в теле» (Добротолюбие. Ч. 4). 1205.  …из которой взят (Быт. 3. 19). 1206. Слово 19. 1207. Гл. 52. Слово о безмолвии и молитве Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Добротолюбие. Ч. 2. 1208. Рим. 8. 26. 1209. Слово 21. 1210. Выше объяснено, что разумеют аскетические Отцы под словом память Божия. 1211. Слово 21. 1212. Гал. 5.19. 1213. Проникнутое ощущениями греховными. Таковым обыкновенно соделывается тело от неги, покоя, обильного питания и рассеянной, невнимательной жизни. 1214. Слово 22. 1215.  Осуществление (Евр. 11. 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1184 В Стоглавнике: „суть преже нас по законом и правилом святых отец, христианскими цари и князи и во всех христианских людех и царю и князю”... 1185 В Стоглавнике: „вступатися, и аз то все дал есмь по первых царей уряженью и до вселенских святитель великих, князю и бояром и судиам не прощено есть от закона Божиа вступатися в те суды. Аще же кто”... 1186 У Карамзина произвольная поправка: «царей», а в Дополнениях к Актам Истории ошибочно: «царев». 1193 „Мерила” – меры протяжения, аршины, сажени; „спуды” – меры вместимости, четверики, так называемые малёнки; „звесы” – весы; „ставила” – гири. 1196 Никоновская Кормчая гл. 45 л. 364 об. Ни в Греции, ни у нас епископы никогда не заведовали торговыми мерами и весами. Но в Греции было узаконено императором Юстинианом, чтобы образцовые или „казённые” весы и меры, по которым поверялись бы частные весы и меры, хранились по городам в церквах, – новелла 128, гл. 15. А у нас если не всегда это так было, то иногда бывало, – Карамзин к III т. прим. 244, col. 98 sub fin. sqq, и прим. 248, col. 102, §28. 1198 В Стоглавнике: «черница, понамарь, прощеник, баба вдовица, задушный человек, прикланде (sic, нужно: прикладень), сторонник»... О прощениках мы говорили выше. «Задушный человек» может быть понимаемо двояко: или в смысле холопа, челядинца, пожертвованного кем-нибудь в церковь или монастырь для спасения души (за душу, – что в Стоглавнике прикладень: у Сербов «задушие – legatum in animae salutem, – Речник Даничича, у Чехов dušnik – pro anima datus, – Ербена Regesta Bohemiae, ч. I, Glossarium); или холопа, вообще отпущенного на волю при смерти, в каковом смысле употреблялось у Греков слово ψυχικς νθρωπος, см. Дюканжа Gloss. Graecit. сл. ψυχικν. «Стороник» – странник. 1199 В Стоглавнике вместо «гостинницы» – «пустынницы». Эту замену одного слова другим (или эту поправку), как кажется, должно обяснять тем, что редактор устава, помещённого в Стоглавнике, недоумевал: что могут значить гостинницы. И мы со своей стороны точно также недоумеваем, что они значат. Автор устава, переносящий в своём воображении к нам на Русь порядки греческие, предоставляет ведению епископов богоугодные заведения (которых у нас не было). Как богоугодное заведение, гостиница может значить только дом и учреждение для принятия бедных странников, – то, что по-гречески называлось ξενοδοχον; но эти учреждения или эти ксенодохии разумеются у него под странноприимницами, которые стоят у него рядом с гостиницами. Вероятно, дело должно понимать так, что автор устава встречал в рукописях двоякий перевод греческого ξενοδοχον – словом гостиница и словом странноприимница и что два названия одного и того же учреждения и принял за два особые учреждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

19 . Никифор II стал киевским митрополитом не позднее 1183 г. и пребывал на кафедре не менее двадцати лет. Первые сведения о его деятельности датируются 29 июля или 5 августа 1183 г., когда Никифор совершил постриг в монашество священника Василия, новоизбранного настоятеля киевского Печерского монастыря. Незадолго до того на ростовскую кафедру, на место скончавшегося Леона, он рукоположил грека Николая, из-за чего испортились его отношения с могущественным владимиро-суздальским князем Всеволодом Большое Гнездо, который требовал от митрополита утвердить избранника от “людей земли нашея”, т.е. одобрить кандидатуру, предложенную князем. Никифор вначале воспротивился этому, но в конце концов уступил нажиму со стороны киевского князя Святослава и 11 марта 1184 г. рукоположил новым ростовским епископом Всеволодова кандидата Луку, игумена монастыря Св. Спаса на Берестове. Лишившийся ростовской кафедры, грек Николай в том же году получил Полоцкую епархию, где как раз скончался епископ Дионисий. Этот опыт помог Никифору разобраться в ситуации в митрополии и установить взаимопонимание с наиболее влиятельными князьями. В 1194 г. Никифор возглавлял церемонию возведения на киевский стол Рюрика Ростиславича, происходившую в Софийском соборе. Никифор умело примирял между собою князей, и в ходе одного такого примирения между Всеволодом и черниговским князем в 1190-е годы ему удалось, при поддержке киевского князя, учредить новое, двенадцатое по счету, епископство в Рязани. В 1189 г. Никифор сумел сплотить русских князей для отпора венгерскому вмешательству в галицкие дела. Кроме того, Никифор, вероятно, был тем русским архипастырем, который, по свидетельству Никиты Хониата , в 1201/1202 г. склонял русских князей к походу против разорявших Византию половцев. По ходатайству Всеволода в 1190 г. Никифор рукоположил ростово-суздальского епископа Иоанна, в 1197 г. – переяславского епископа Павла, а еще ранее, в 1189 г., он хиротонисал белгородского епископа Андриана. Кроме того, Никифором были рукоположены новгородские епископы Гавриил (29 марта 1187 г.), Мартирий (12 декабря 1193 г.) и Митрофан (3 июня 1201 г.). В сообщении об этой последней церемонии митрополит не назван по имени, но, так как Киевской летописью в 1198 г., а Новгородской в 1199 г. Никифор засвидетельствован на киевской кафедре, можно предполагать, что он продолжал ее возглавлять и в 1201 г. Сохранилась большая свинцовая печать, на которой Никифор, как и его предшественники, именует себя “архипастырем всея Руси” (ποιμενρχης " Ρωσας πσης). Ему (или его тезке Никифору I) принадлежит дошедшее до нас пастырское послание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

244 Греческие дела 7201 г. 13. Эта грамота прислана была в Москву гетманом Мазепою только 7 января 1693 г., так как везший ее грек-купец дорогою умер и она после найдена была между его товарами. 246 Рукописный сборник Санкт-Петербургской Синодальной библиотеки 473, лл. 404–408. Рукописный незанумерованный сборник библиотеки Московской Духовной Академии. 247 На лампадах были такие надписи: на золотой, что ко Гробу Христову: «Твоя от Твоих Тебе Христе Царю приносим, нас ради во Гробе сем погребенному, лампаду сию верные царие Иоанн и Петр Алексеевичи, России всеа самодержцы; Ты убо родителей наших упокой и нас и царство сохрани, победы даяй на супостаты. Лета 1693 году». На серебряной, что на Голгофу: «Свет невечерний сый Христе, свет Ти приносим – лампаду сию на лобном месте распятому, Тобою избраннные, Тобою скиптры российские правящие царие Иоанн и Петр Алексеевичи самодержцы; Ты же родителей наших упокой и царство наше соблюди от всякого обстояния. Лета 1693 году». На серебряной, что на Снятие со Креста: «Что Ти принесем, Христе Царю, иже по снятии со Креста от Иосифа погребенному, токмо непреступному свету свет чрез сию лампаду, Тобою царствующие Иоанн и Петр Алексеевичи, всеа России самодержцы, моляще на супротивныя победы и православному жительству приращения и соблюдения. Лета 1693 году». На серебряное, что к вифлеемской Пещере: «Иже в пещере рождыпемуся Ти, Христе Царю, и свет пастырем, светило же волхвам новоявленное возсиявшему, светило аще и малое приносим, на Тя уповающия верные цари и самодержцы всеа России Иоанн и Петр Алексеевичи; Ты же Твоим рабом подай тишину и здравие и христолюбивому жительству утвержение. Лета 1693 году». 250 Турецкие статейные списки 27 (статейный список посла Украинцева), лл. 279 – 282, 787–788, 827–829, 1047–1052, 1064 об. – 1065, 1081–1082, 1091 об., 1176 об. – 1178, 1182–1184, 1193–1199, 1220, 1232,1250–1252. 259 Донесение патриаршего иерусалимского наместника, которое прислал Досифей и на которое он ссылается в грамоте государю от 5 сентября, очень любопытно, так как ярко рисует те злоупотребления, какие дозволяли себе иногда турецкие чиновники в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

В 1172 г. была заложена ц. св. Иакова на Яковлевой ул., о ее освящении сведений в летописях нет. В 1179 г. архиеп. свт. Иоанн (Илия) со своим братом Гавриилом за один сезон построили Благовещенскую ц. в Благовещенском мон-ре на оз. Мячино. Далее с 80 гг. и до конца XII в. строительство в Н. велось практически без перерывов, при этом мн. храмы строили за 1–2 сезона. К этой эпохе относится возведение надвратной ц. Богоявления в Благовещенском мон-ре на оз. Мячино (1180–1182), перестройка ц. св. Иоанна Предтечи на Опоках (1184), строительство церквей апостолов Петра и Павла на Сильнище (1185–1192), Вознесения на Прусской ул. (1185–1191), Успения в Аркажском мон-ре (1188–1189), Преображения Господня Хутынского мон-ря (1192), Положения Ризы и Пояса Богородицы на воротах Детинца (1195), Воскресения на Мячине (1195–1196), Кирилла (1196), Преображения в Ст. Русе (1198), Преображения Господня на Нередице (1198), св. Илии Пророка на Славне (1198–1202), Сорока мучеников (1199–1211), вмц. Параскевы на Торгу (1207), вмч. Пантелеимона (1207). Заказчиками храмов были как церковные иерархи, так и частные лица, князь. Многие из этих храмов сохранились или изучены археологически. В 10–30-е гг. XIII в. сообщения о новом строительстве носят нерегулярный характер: в 1211 г. новый архиеп. Антоний «створи полату Митрофаню церковь в имя святого Антония» (НПЛ. С. 52), однако характер этих работ не вполне понятен; в 1218 г. владыка заложил ц. вмц. Варвары в Варварине мон-ре, в 1219 г. Твердислав и Феодор заложили ц. арх. Михаила на Прусской ул. (освящена в 1224), в 1224 г. Семен Борисович построил ц. ап. Павла с приделами прав. Симеона Богоприимца и равноапостольных Константина и Елены, в 1226 г. заложили ц. св. Иакова на Яковлевой ул. (очевидно, на месте храма 1172 г.), в 1233 г.— ц. св. Феодора на воротах Детинца от Неревского конца. К данному периоду, вероятно, относится единственный сохранившийся памятник — ц. Рождества Пресв. Богородицы в Перыни, не имеющая летописной даты. Из всех этих построек помимо Перынской ц. изучен только храм арх. Михаила на Прусской ул. (исследования В. А. Булкина), об остальных сооружениях пока сведений нет.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Важным этапом на пути формирования республиканских политических институтов в Н. р. и соответствующего самосознания новгородцев стали 80–90-е гг. XII в. В течение большей части этого времени новгородским князем был Ярослав Владимирович (1181–1184, 1187–1196, 1197–1199) — правнук Владимира Мономаха, но при этом свойственник и ставленник кн. владимирского (Владимира-на-Клязьме) Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо (существует мнение об относительной самостоятельности политики Ярослава: Гиппиус. 2005. С. 11–25). Между 1185 и 1191 гг. должность тысяцкого — прежде служилого человека новгородского князя — становится республиканской магистратурой, а сами тысяцкие отныне, как и посадники и архиепископы, избираются на вече (Янин. 2003. С. 158; Leuschner. 1980. S. 89; Кучкин. 2017. С. 9–11; ср.: Бассалыго. 2008). В историографии господствует обоснованное Яниным представление о том, что первоначально тысяцкие почти всегда избирались из представителей небоярского населения (Янин. 1977. С. 228), но высказывалось и мнение о том, что и первые республиканские тысяцкие могли быть боярами (Leuschner. 1980. S. 91–93; Мартышин.1992. С. 205–206; Кучкин. 2017). Под контролем Новгорода оказалась вся децимальная (десятичная) орг-ция с ее разнообразными функциями и подведомственным ей сотенным населением, на к-рую ранее оказывал влияние князь. Возможно, именно в 90-х гг. XII в. (или несколько позже) возникла должность архимандрита Новгородского, главы организации черного духовенства, являвшегося одновременно настоятелем Юрьева новгородского мужского монастыря. Как и владыка, он избирался на вече (1-е упоминание о таком избрании — под 1226) (степень зависимости новгородских архимандритов от владык — вопрос дискуссионный, см.: Мартышин. 1992. С. 215–217). Т. о., оформляется верхний уровень новгородской администрации, представленный архиепископом, посадником, тысяцким и архимандритом (см. об этом: Кучкин. 2017; Янин. 2008. С. 164–176). Важнейшую роль среди них играл посадник. Он был высшим должностным лицом Новгорода, возглавлял городскую власть и войско, заключал договор с князем, вел дипломатические переговоры, вместе с князем вершил суд. Тысяцкий представлял в городском управлении торгово-ремесленное население, ведал судом по торговым делам, отвечал за отношения с нем. купечеством.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

До средних веков действовал принцип, согласно которому еретиков следовало не истреблять, а убеждать. Начиная с этого времени церковники должны были выступать против еретиков, даже не предъявляя им обвинения в служебном порядке (ex officio). Теологи и правоведы разработали принцип о том, что ересь тождественна оскорблению высшей власти (оскорблению величества) и поэтому подлежит наказанию государством. В 1184 году на соборе в Вероне Луций III издал декрет, начинающийся со слов «Ad abolendam», направленный против еретиков. Духовенству вменялось в обязанность не только выдвигать обвинения в ереси в случаях, ставших им известными, но и проводить процесс расследования (inquisitio). Присутствовавший на соборе император Фридрих I возвел церковное проклятие еретикам в имперский закон; тем самым еретики подлежали преследованию и со стороны государства. Светская власть объединилась с церковной инквизицией против общего врага. Расследование вели церковники, судебные процессы против еретиков организовывала также церковь, но допрос и исполнение приговоров - грязная работа - возлагались на светскую власть. Впервые в соответствии с кодексом законов от 1197 года короля Арагона Педру II было установлено, что еретиков надлежит сжигать на кострах. А Иннокентий III, подтверждая в 1199 году ранее упомянутый декрет папы Луция, дополнил его словами о том, что ересь в соответствии с римским правом тождественна оскорблению величества и, как таковая, наказуема смертью на костре. Согласно другому объяснению еретика сжигали на костре потому, что первоначально ересь сравнивали с чумой. Ересь - это чума души, смертельный враг истинной веры, и она так же быстро распространяется, как и настоящая чума. Единственным способом остановить чуму и воспрепятствовать дальнейшему заражению считалось сожжение трупов умерших от чумы и принадлежавших им вещей. Поэтому и против ереси это был единственный способ врачевания. В 3-м каноне IV Латеранского вселенского собора постановление Иннокентия было канонизировано, а император Фридрих II в 1224 году сделал его имперским законом.

http://sedmitza.ru/lib/text/441614/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010