Аналогичным образом, по-видимому, обстояло дело и со священниками отдельных церквей. В 1228 г. Никейский патриарх Герман I осуждал существовавший на Руси обычай ставить священниками, «к епископом сих приводяще», собственных холопов, не освободив их предварительно от рабства . В конце XIII в. такая практика осуждалась правилами Владимирского Собора . Долгое время епископы были вынуждены мириться с нарушениями норм канонического права патронами церквей при поставлении священников к храмам. Можно не сомневаться, что не менее широкими правами, чем патроны, обладал Ярослав Мудрый по отношению к тем церквам, которые он «ставляше по градом и по местом, поставляя попы и дая им от именья своего урок, веля им учити люди» . Замещение церковной вакансии тем или иным лицом практически зависело от князя, соответственно князь мог и лишить неугодное лицо его церковного статуса. После того как Ростовский епископ Леон «поча учити» Андрея Боголюбского «не ести мяс в господскыя праздникы», он был выгнан из своей епархии и позднее смог вернуться лишь после долгого разбирательства в Киеве и Византии и личного вмешательства Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга . По аналогичной причине черниговский князь Святослав «изверже... из епископьи» Черниговского епископа Антония, хотя, как видно из летописного рассказа, в этом вопросе глава Русской Церкви Киевский митрополит поддерживал епископа . В 1214 г. «володимерци с князем своим Юрьем изгнаша Иоанна из епископства, зане неправо творяше» . В данном случае дело было связано не с богословскими разногласиями, а с борьбой за власть между сыновьями Всеволода Большое Гнездо. Лояльность епископа вызывала сомнения у князя Юрия, и он заменил его преданным себе лицом . Если такие инциденты происходили с епископами, то сместить нижестоящих священнослужителей было, вероятно, еще легче. Так известно, что критиковавший киевского князя Святополка игумен Киево-Печерского монастыря Иоанн поплатился за это ссылкой в Туров и заточением . Большой материал об основании князьями во 2-й половине XI — начале XII в.

http://sedmitza.ru/lib/text/442907/

Кроме того, прямо и непосредственно как мученики могли почитаться и военнопленные, убитые иноверцами за отказ отречься от Христа, В целях увековечения памяти воинов, павших на полях сражений, а также для подъема боевого духа сражающихся император Фока +969) пожелал приравнять их по статусу к святым мученикам – эта идея была широко распространена в массовом сознании и риторике - император лишь стремился догматически ее закрепить. Для этого он организовал созыв специального собора, однако намерение императора встретило отпор со стороны ряда архиереев во главе с патриархом Полиевктом, указавших на 13-е правило святителя Василия Великого , которое рекомендует участникам любых сражений, как осквернившим руки пролитием крови, 3 года воздерживаться от церковных таинств. Впоследствии подобные инициативы не предпринимались. Во время патриаршества Михаила IV Авториана (1208–1214) после Четвертого крестового похода, когда латиняне завоевали Константинополь и создали Латинскую империю, патриархат был вынужден отправиться в изгнание в Никею. В этих новых и изменяющихся политических обстоятельствах патриарх Михаил IV Авториан предпринял радикальный шаг, пообещав отпущение грехов никейским солдатам, погибшим в бою в контексте сражений против латинских крестоносцев. Другой пример: прп. Симеон Солунский (XV век) заявил, что отлучит от Церкви тех, кто хотя бы помыслит добровольно сдаться в плен туркам, а те, кто погибнут во время войны, будут уподоблены мученикам за веру. (3) Таким образом, вопрос о возможности канонизации павших воинов в Византийской империи не получил в рамках Церкви положительного решения. Концепция священной войны мусульман – «джихада», однозначно провозглашала, что наградой павшим в сражениях «на пути аллаха» (т.е. за веру) будет прощение грехов, сами они вознесутся в рай, чтобы там блаженствовать в вечной радости: »Тем, что сражались ради Меня и были убиты, Я непременно отпущу прегрешения и введу их в сады, где текут ручьи…». (Коран 3;195) Предание в одном из хадисов рассказывает: «Один человек спросил Мухаммада, где я окажусь, если меня убьют (в сражении за веру)? В раю, ответил он».(4) При этом, выражение «павшие на пути аллаха» не относится к тем, кто пошел на священную войну с целью удовлетворить свое тщеславие или по материальным соображениям.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/26/...

По его словам, соборный сторож Кузнецов первый начал звонить; его же, пономаря, заставил звонить стряпчий двора, Протопопов, и ударил в шею, сказав, что приказала звонить царица и что это приказано при Григории Нагом. Нагой показал, что Протопопов при нем не давал приказания, а сам пономарь говорил ему о приказании Протопопова и о том, что «прибегал к нему (пономарю) Михайла Битяговский и он заперся, на колокольню его не пустил». Протопопов показал, что Михайла Нагой, приехав на двор, приказал ему звонить в колокола, и он приказал пономарю. Но На­гие повторяли, что они сами прибежали на звон колокола. И это вполне несомненно. К тому же, если по словам пономаря звон уже происходил – уже звонил сторож Кузнецов, то не для чего было Протопопову толкать пономаря в шею и заставлять звонить. Следователи, не обратив внимания на путаницу в показаниях, не потребовали даже Кузнецова к ответам. Так и здесь само дело оправдывает показание летописей, что пономарь сам видел убийство и поспешил ударить в набат. 817 Грамота царя в «Собрании государственных грамот и договоров» (Ч. 2. 147). Грамота царицы в «Собрании государственных грамот и договоров» (Ч. 2. 148). То же в рукописи Филарета (КарамзинН. М. История государства Российского. Т. II, прим. 23–25). Шапочка царевича, суконная, с жемчугом и каменьями, в Архангельском соборе (Древности Российского государства. Отд. II). 818 Те же грамоты в «Собрании государственных грамот и договоров» (Ч. 2. 147, 148); рукопись Филарета (Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. XII, прим. 25); Новый летописец, составленный в царствование Михаила Феодоровича/Издан по списку князя Оболенского. М., 1853. Служба св. царевичу на 15 мая (у Тол­стого 2. 190). Празднования 3 июня и 19 октября отменены в 1768 г. (Православное обозрение. 1861. I). 821 Переслав. л. 107. 108. В печатном патерике сказано, что Симон из Печерской обители взят в епископа Владимирского. Это неточность. 822 Собр. л. 7, 119; Переслав. л. 112. Иные упорно хотят следовать мнению Суз­дальского ключаря Анании и Симона, писателя житий, отделяют от Симона еписко­па 1214–1226 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Об этом я пишу вместе с сим и Высокопреосвященнейшему Митрополиту Исидору, прося у Его Высокопреосвященства милости не разлучать меня с Харьковскою паствою. Убедительнейше прошу и Вас, Милостивейший Архипастырь, оказать Ваше милостивое содействие к удовлетворению моей всепокорнейшей просьбы. Поручая себя Вашему архипастырскому благовниманию и святым молитвам, с глубочайшим высокопочитанием и сыновнею преданностию имею честь быть». Между тем, как Митрополит Киевский, по своей крайней осторожности, медлил своим ответом, Владыка Новгородский поспешил дать мне ответ, и вот что он писал мне от 7-го числа: «Преосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь, Воистину Христос воскресе! Братским взаимным целованием приветствую Вас с пресветлым праздником Воскресения Христа Бога нашего, и молитвенно желаю, чтобы Воскресший Спаситель, обещавший ученикам пребыть с ними во вся дни до скончания века, соприсутствовал Вам во вся дни жизни, облегчая бремя служения Вашего и подкрепляя силы Ваши на многия лета во благо вверенной Вам паствы. Поручая себя молитвам Вашим, с совершенным почтением и преданностию честь имею быть Вашего Преосвященства покорнейшим слугою». Эти слова написаны рукою писца; но далее на обороте листа сделана Его Высокопреосвященством собственноручная приписка следующего содержания: «P.S. Всеподданнейший доклад Св. Синода о перемещении Вас в Тверь уже передан Обер-Прокурору для представления Его Величеству, и на днях, вероятно, уже утвержден, а потому невозможно изменить его. Св. Синод избрал Вас во уважение достоинств и заслуг Ваших, и вместе желая почтить старейшую кафедру, на которой восседали Филарет 1213 , Григорий 1214 и Филофей 1215 Митрополиты. После этих администраторов, напрасно Вы опасаетесь встретить в Тверской епархии много беспорядков. Было в виду и то, что из Твери удобнее вызывать для присутствования в Св. Синоде, когда в том будет нужда. С упованием на Господа, идите, куда Промысл Божий указывает, и свою волю покоряйте в послушание Христово». После сего ничего не оставалось более, как покориться в послушание Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1-й том). В кон. XVII в. подчинение Ирландии англ. короне и введение дискриминационных законов против католиков привели к маргинализации, а затем к исчезновению традиц. лит-ры. Сочинений Ж. л. в Шотландии сохранилось крайне мало. Наиболее древним центром агиографического творчества на территории совр. Шотландии был ирл. мон-рь Иона. Известен краткий рассказ прп. Беды Достопочтенного в «Церковной истории народа англов» о свт. Ниниане, легендарном просветителе пиктов, а также англосакс. поэма о чудесах Ниниана (VIII в.). Между X и XII вв. было составлено Житие св. Сервана, в к-ром заметно влияние ирл. саг. К XII в. относится краткий рассказ на ирл. языке о прп. Дростане, основателе мон-ря Дир, в «Книге из Дира». Др. сохранившиеся тексты, посвященные древним святым, созданы в эпоху англо-франц. влияния. Среди трудов св. Алреда, аббата мон-ря Риво в совр. графстве Норт-Йоркшир (1147-1167), есть Житие свт. Ниниана, в основе к-рого лежит несохранившийся источник, вероятно англосакс. происхождения. По заказу Джоселина, еп. Глазго (1174-1199), цистерцианский мон. Джоселин из Фернесса († после 1214) составил Житие св. Кентигерна, к-рое стало одним из аргументов в юрисдикционных спорах между шотл. прелатами и архиепископом Йоркским. Джоселин составил также Житие св. Вальтеофа († 1159), аббата мон-ря Мелроз на англо-шотл. пограничье. Шотл. Ж. л. XII в. отличалась высокопарным и усложненным языком, она находилась под влиянием псевдоисторических «реконструкций» (ср. творчество Гальфрида Монмутского в Уэльсе). Житие св. кор. Маргариты († 1093), составленное Турготом (Тюрго), архиеп. Сент-Андруса (1107-1115), близко к франц. традиции. Из Ж. л. на англо-шотл. языке (скотс) сохранилась поэма о жизни и чудесах свт. Ниниана (Sanct Niniane, XIV-XV вв.). Утерянные ныне агиографические памятники были использованы в сочинениях позднесредневек. шотл. авторов, в т. ч. в «Хронике шотландского народа» (завершена ок. 1360) пресв. Иоанна Фордунского (Джона Фордуна), «История шотландского народа» (1527) Гектора Боэция (Бойса) и др.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Иногда учреждение новых кафедр было связано с перенесением княжеской столицы из одного города в другой. Так в 1214 году, при перенесении великим князем Юрием Всеволодовичем своей столицы из Суздаля во Владимир на Клязьме, была образована Владимирская епископия. В 1219 году учреждена епископия в новой столице князя Даниила Галицко-Угровске. Всего В Русской Церкви к концу XI столетия существовало, не считая Киевской митрополичьей кафедры, 10 епископских кафедр: Новгородская, Полоцкая, Черниговская, Белгородская, Туровская, Переяславская, Юрьевская, Ростовская, Владимиро-Волынская, Тмутараканская. К концу XII столетия прибавилось еще три епархии – Смоленская, Галицкая, Рязанская, но, после гибели Тмутараканского княжества, перестала существовать епископия в Тмутаракани. К концу Киевского периода (1240 г.) в Русской Церкви к числу упомянутых епархий добавились Владимиро-Суздальская, Перемышльская, Угровская. §2. Иерархия Русской Православной Церкви в киевский период Сведения о иерархии Русской Церкви в первые полвека после принятия Русью христианства в русских источниках почти совершенно отсутствуют. Первое упоминание о Киевской митрополии встречается в Повести временных лет в записях под 1037 г., где говорится о том, что князь Ярослав Мудрый « Церковь святую заложи камяну и устави митрополию.» Под 1039 г. говорится о митрополите-греке Феопемпте, прибывшем в Киев из Константинополя. На этом основании некоторые историки построили предположение о том, что до 1037 г. митрополии в Киеве вообще не было. Академик М.Д.Приселков и профессор А.В.Карташев считали, что свое иерархическое устроение Русская Церковь получила не от Греческой Церкви, а от болгарской Охридской автокефальной архиепископии. Только после завоевания Болгарии Византией и ликвидации ее церковной автокефалии в двадцатые годы XI века Русская Церковь стала митрополией Константинопольского патриархата, причем митрополиты-греки уничтожили все свидетельства о первой русской иерархии. Однако, современное исследование списков епархий Константинопольского патриархата доказывает, что Русская митрополия была учреждена не позднее 998 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

631 Владимира летопись не называет Волынским, а просто Владимиром. Но в другом Владимире – Кляземском, хотя бы он и был основан Владимиром Святым (а не Мономахом), что, впрочем, весьма сомнительно, епископская кафедра учреждена только уже в 1214 году. 632 Минской губернии, Мозырского уезда, на р. Припяти, на половине расстояния между Мозырью и Пинском. 633 В 1024г., после неудачной попытки занять престол великокняжеский, он отнял у Ярослава заднепровскую Русь и сел в Чернигове. 634 Собственно, мы думаем, хотя и сносим свои мысли под черту, что епархия Тмутараканская существовала ещё до Владимира. Тмутаракань, как это со всей вероятностью следует думать, составляла часть той Руси Азовско-Таврической, о которой мы говорили выше, по каковой именно причине Киевские Русские, завоевав её, и удержали её за собой в виде колонии. Таврическим Русским дал епископа патриарх Фотий, и этот-то епископ, как у нас есть решительная наклонность полагать, и есть наш позднейший Тмутараканский епископ. Усвояя открытие епархии Тмутараканской Владимиру, мы будем иметь перед собой вопрос, на который нельзя ответить совершенно ничего сколько-нибудь удовлетворительного, именно – зачем Владимир открыл эту епархию? 635 О митрополите Михаиле Никоновская летопись говорит, что он привёл с собой от патриарха Фотия шесть епископов (1, 103). Если принимать, что эти слова должны быть перенесены с Михаила на Леона, то это будет значить, что при самом первом учреждении кафедр их было учреждено шесть и что остальные две, которые с вероятностью должны быть относимы ко времени Владимира, были открыты при нём, но не при первом учреждении кафедр, а впоследствии времени. 636 Пихлер в своей Geschichte der kirchlichen Trennung, – II, 502, ссылаясь на Ренодота, которого мы не имеем под руками, говорит, будто у Египетских Коптов в XII веке принималось, что 10 епископов могут сами поставить себе патриарха. Если бы думать, что это принималось и у Греков в X веке, то можно было бы подозревать, что сами они сначала не хотели открывать у нас бóльшего количества епархий, нежели какое было открыто.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Поняли ли вы из сих немногих слов, какому беззаконию научаются те, которые прилежат математике? Услышь и остальные слова Матвея, и исцелись умом, и перестань нас укорять, как возбраняющих тебе учиться сему. Не возбраняем мы учиться, но советуем не скакать через пропасти и не внимать учениям сверх установленного святыми правилами, то есть, не мудрствовать, что дела нашего произволения совершаются планетами и чрез действие зодиака, и что ими направляется наша жизнь к добродетели или к порокам, к благоденствию или к злоключениям. И не называйте некоторые дни и часы добрыми, а другие злыми и такими, которых нужно остерегаться. Все это хулы, взводимые на Создателя нашего, дела которого все добра зело и сподобились Его благословения, как свидетельствует Божественное Писание. Не пытайтесь узнать будущее ни по голосу, ни по полету птиц: все это—ухищрения сатанинские и проклято святыми отцами, неповиновение учению которых есть явное отпадение от вечной жизни, ибо сказано: отметаяйся вас, Мене отметается (Лук. 10, 16). Страшно это слово, господин Феодор, и имеющим ум Христов надлежит помнить оное с величайшим тщанием. Но хотя небесные тела и служат, по словам блаженного Иоанна Дамаскина, предвестниками ветров и дождей, отчасти же и браней, то по этому не следует их бояться, как будто они виновны сего, и оставлять нужные дела, ибо они не всегда истинствуют, а большею частью погрешают. Но следует держаться сказанного, что любящим Бога вся поспешествуют во благое и, возложив упование на непобедимую силу Христову, делать с помощью Божиею необходимые свои дела. Благословен дом, сказал Соломон, который не внемлет соблюдениям, то есть, который не наблюдает дней и часов и не обращает внимания на голоса и полеты птиц. А тех, которые руководятся такими приметами, святые отцы предали анафеме. Так как Константин Великий спросил некоторого астролога, по имени Уалента, об участи созданного им города, то вы из этого заключаете, что астрологическая наука необходима для царей. На это отвечаем, что во-первых предсказание астролога оказалось ложным и неверным, ибо он предсказал пребывание города только в течете 606 лет; город же существует, если считать только время владычества в нем благочестивых царей,—1108 лет; если же прибавить к этому и время после занятия его измаильтянами, то окажется 1214 лет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Именовалась: Ростовская и Суздальская; с 1149 г. – Ростовская, Суздальская, Владимирская и Муромская; с 1164 (по др., 1172) г. – Ростовская и Муромская; с 1198 г. – Ростовская, Суздальская и Владимирская; с 1213 (1214) г. – Ростовская, Переславская и Ярославская (выделена Суздальская кафедра); с 1226 г. – Ростовская и Ярославская; с 1389 (1390) г. – Ростовская, Ярославская и Белозерская (По Н.Д. Иерархия... С. 340, «...некоторые из Ростовских иерархов в XIV и XV веке именовались «и Угличскими», другие же «и Моложскими»); с 26.01.1589 – Ростовская и Ярославская; с 16.10.1799 – Ярославская и Ростовская. Викарные кафедры: Угличская, Рыбинская, Викариатство Ярославской епархии, Ростовская, Любимская, Тутаевская, Переславль-Залесская. 991 (?!) 993(?) 08.06.1023 Св. Феодор Грек, паки (1010–1014) 29.11.1054 1070(1073;1077?) 15.05.1089 08.05.1090? 04.11.1119 06.12.1119 21.09.1130 09.05.1131 01.10.1146 20.07.1149 Леонтий III, паки Леонтий III, 3-й раз Нестор, паки 16.07.1170 08.05.1172 11.03.1185 10.11.1189 23.01.1190 1213(1214) 20.06.1214 10.11.1214 10.11.1214 16.06.1216 10.11.1216 16.09.1229 1229(1230) 06.04.1231 06.04.1231 Св. Кирилл II 19.09.1262 в/у Св. Игнатий 19.09.1262 28.05.1288 1288(1289) 07.09.1328 12.04.1356 20.12.1379 06.01.1382 07.11.1385 1389/1390 28.11.1394 17.12.1394 Арсений II 14.03.1396 03.05.1416 12.07.1418 18.10.1426 13.04.1427 29.03.1454 09.05.1461 13.05.1462 06.08.1467 13.12.1468 23.03.1481 22.07.1481 15.01.1489 15.01.1490 15.01.1503 15.01.1506 28.08.1515 17.01.1520 12.05.1525 11.03.1526 03.09.1537 02.03.1539 19.05.1542 25.02.1543 17.03.1549 25.09.1566 19.01.1567 07.03.1574 Корнилий 10.05.1574 17.08.1576 10.07.1578 06.12.1582 25.03.1583 07.11.1585 09.01.1586 11.12.1586 05.06.1587 25.03.1603 18.03.1605 04.1606 30.06.1606 22.06.1619 06.1611 07.05.1616 22.07.1619 06.02.1620 10.07.1620 09.07.1652 22.08.1652 05.07.1691 05.07.1691 10.11.1701 Иоасаф II Лазаревич 04.01.1702 28.10.1709 24.06.1711 27.02.1718 13.07.1718 03.10.1730 13.04.1731 25.12.1741 13.05.1742 14.04.1763

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРОССЕТЕСТ Гроссетест [Гростест; англ. Grosseteste; прозвище Большая Голова; англ. Greathead, лат. Grossum Caput] Роберт (ок. 1168 или 1175, Страдбрук, совр. графство Суффолк, Великобритания - 8/9.10.1253, Бакден, близ Хантингдона), еп. Линкольнский, богослов, философ, переводчик, фактический основатель Оксфордской школы и вдохновитель ее естественнонаучных традиций. Г. происходил из незнатной семьи, учился в Оксфорде, став к 1190 г. магистром искусств. Он был хорошо образован, кроме латыни прекрасно знал греч. язык ( Matthaeus Parisiensis. Chronica majora seu Historia major Angliae/Ed. H. Luard. L., 1872-1883. P. 407), что было большой редкостью. Сблизившись с еп. Херефорда Вильгельмом, Г. в 1190-1198 гг., вероятно, преподавал в херефордской епископальной школе, а в 1199 г.- на фак-те искусств в Оксфорде. Возможно, он учился также в Париже (1209-1214), став к 1214 г. д-ром теологии. После того как в 1214 г. Оксфорд официально получил статус ун-та, Г. до 1221 или 1231 г. был его, вероятно, 1-м канцлером, а между 1224 и 1229-1232 гг.- 1-м ректором оксфордского францисканского колледжа (при этом сам Г. никогда не состоял членом ордена францисканцев ). Г. прославился как ученый (оптик, математик, астроном), теоретик экспериментального естествознания, оказав особое влияние на Адама из Марша и Р. Бэкона . В 1214-1231 гг. Г. был архидиаконом последовательно в Честере, Нортгемптоне, Лестере. В 1235 г. избран епископом Линкольна. В 1237 г. принял участие в Лондонском Соборе под председательством папского легата Оттона. Критиковал злоупотребления духовной и светской властей, отстаивал право распоряжаться бенефициями и проводить инспекции в своем еп-стве. С 1239 г. Г. имел напряженные отношения с линкольнским и кентерберийским капитулами, королем Англии и Папским престолом. В 1244-1245 и в 1250 гг. он был вынужден совершить поездки в папскую резиденцию в Лионе, где в последний приезд им была произнесена речь «De corruptelis Ecclesiae» (О пороках Церкви). В 1251 г. папа Римский Иннокентий IV ненадолго отстранил его от занимаемой должности. Г. завещал свою б-ку францисканской общине Оксфорда. Похоронен в Линкольнском соборе. В 1287 и 1307 гг. предпринимались попытки провести его канонизацию.

http://pravenc.ru/text/168181.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010