В статье 988 г., рассказывающей о взятии Корсуня и крещении св. Владимира, говорится о распределении столов между его сыновьями. Нужно учитывать, что эта дата условна, и на самом деле раздел мог состояться в начале 990-х гг. Сразу после крещения Вышеслав, сын чехини, сел в Новгороде; старший сын Рогнед Изяслав – в Полоцке; Святополк Ярополчич, усыновленный Владимиром, владел Туровским княжеством, непосредственно граничившим с Киевской землей; второй сын Рогнед Ярослав сел в Ростове. Логично предположить, что в этих городах еще при жизни св. Владимира тоже были учреждены и епископии. 761 В поздних Туровских грамотах XIV в. сказано, что епархия была учреждена в 6513 (1005) г. и первым епископом был Фома. 762 Туровская волость в X в. была намного обширнее Турово-Пинского княжества конца XII в. В нее кроме земли дреговичей и Погорынья несомненно входили Древлянская земля и, очевидно, Волынь. 763 Существовала насущная необходимость учредить там епископию. Полоцкая кафедра не упоминается вплоть до начала XII в. Я. Н. Щапов предполагает, что она появилась при Владимире, но более вероятно ее создание во времена Всеслава Брячеславича после 1044 г. 764 Сложнее всего ситуация с Ростовской епископией. Лаврентьевская (Ростово-Суздальская) и Ипатьевская (Киевская) летописи сообщают, что в 1160 г. в Ростове сгорела деревянная церковь Богородицы, названная «дивной и великой». В Ростовском своде 1534 г., сохранившемся в составе Тверского сборника, сказано, что она простояла 168 лет, следовательно, была построена в 992 г. В этом памятнике наряду с подлинными уникальными сведениями есть обыкновенные ошибки, но указанную дату строительства церкви нет оснований подвергать сомнению. Иначе обстоит дело с сообщением об основании епископии в Ростове во времена св. Владимира. Такое утверждение появляется впервые в послании Владимирского епископа Симона (1214–1226) монаху Поликарпу. Симон был настолован после разделения в 1214 г. надвое прежде единой Ростово-Суздальской епархии. Поликарп добивался рукоположения на одну из вакантных в 1224 г. епископских кафедр. Переписка и сочинения двух пострижеников Печерского монастыря легли в основу Киево-Печерского патерика. Симон называет святителя Леонтия Ростовского мучеником, третьим по счету после варягов. В качестве источника этих сведений он указывает «Житие св. Антония Печерского»: «От того, брате, Печерьскаго монастыря пречистыа Богоматере мнози поставлени быша, якоже от самого Христа... Пръвый – Леонтий, епископ Ростовъскый, великий святитель, его же Богъ прослави нетл ниемь. И се бысть пръвый престолникъ, его же нев рнии много мучивше и бивше, – и се третий гражанинъ бысть Рускаго мира, съ онема варягома в нчася от Христа, его же ради пострада. Илариона же митрополита, и самъ челъ еси в “Житии святаго Антониа”, яко от того постриженъ бысть, тако священства сподобленъ». 765

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зимой 1207/08 г. вел. кн. Всеволод Юрьевич перевел К. В. с Новгородского княжения на Ростовское, присоединив к территории княжества «5 городов» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 434) - Ярославль, Мологу, Угличе Поле, Белоозеро и Устюг ( Кучкин. 1984. С. 98-100; Кузьмин. 2014. Т. 1. С. 200). В Ростове К. В. построил «на дворе своем» ц. арх. Михаила, которая была освящена 25 нояб. 1207 г. (Там же. Стб. 433). Зимой 1208/09 г. по приказу отца К. В. участвовал в походе из Ростова на Торжок для оказания помощи родным братьям, боровшимся против торопецкого блгв. кн. Мстислава (Феодора) Мстиславича Удатного, взявшего в плен блгв. вел. кн. Святослава (Гавриила) Всеволодовича. В 1211 г., опираясь на поддержку бояр, К. В. отказался подчиниться воле тяжело заболевшего отца и перейти с Ростовского княжения во Владимир, к-рый теперь считался старейшим городом Сев.-Вост. Руси, «хотя взяти Володимерь к Ростову» (ПСРЛ. Т. 26. С. 108). За этот политический демарш Всеволод Большое Гнездо не лишил своего старшего сына отчины, но был вынужден при поддержке Ростовского еп. Иоанна собрать знатных людей во Владимире и заключить с ними «ряд», утверждавший Владимирское великое княжество и старейшинство среди сыновей за кн. Георгием Всеволодовичем, к-рому присягнули представители всех городов и волостей. В 1212-1216 гг. с переменным успехом К. В. вел борьбу за великое княжение. Первоначально на его стороне выступил лишь блгв. кн. Владимир (Димитрий) Всеволодович . Между тем Георгий Всеволодович с союзными ему князьями в первые годы имел перевес в междоусобной борьбе и дважды предпринимал походы на Ростов. В 1214 г. оставил кафедру еп. Иоанн, который «отписася епископьи всея земля Ростовьскыя». В 1214/15 г. в результате соглашения К. В. и блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича эта епархия была разделена на 2 части: на Ростовскую кафедру был поставлен игум. Пахомий , «духовный отец» К. В., на Владимирскую и Суздальскую - св. Симон . В кон. марта - нач. апр. (до 9 апр.) 1216 г. К. В. заключил союз со смоленскими князьями и с новгородским кн. Мстиславом Мстиславичем. 20-21 апр. 1216 г. в битве на р. Липице под Юрьевом-Польским вместе с новгородско-псковско-смоленской ратью войска К. В. приняли участие в разгроме сил князей Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель во главе с блгв. вел. князьями Георгием и Ярославом Всеволодовичами. В результате этой победы правитель Ростовского княжества вместе с союзниками подошел к Владимиру-на-Клязьме, где заключил «ряд» (договор) с его жителями и братом Георгием Всеволодовичем. В результате этого соглашения последний уступил К. В. старейший стол и удалился на княжение в Городец-Радилов на Волге. Вместе с ним Владимир покинул и еп. Симон. Объединив под своей властью Владимирское, Суздальское и Ростовское княжества, К. В. тем не менее был вынужден сохранить первенствующее положение Владимира как политического центра Сев.-Вост. Руси. Вместе с ним во Владимире остался Ростовский еп. Пахомий.

http://pravenc.ru/text/2057066.html

15 апр. 1212 г. кн. Всеволод Большое Гнездо скончался. Его смерть означала владельческое и политическое дробление прежде единого Владимирского княжества. Собственно Владимирское княжество оказалось в руках Юрия Всеволодовича. В состав княжества помимо стольного Владимира вошли Суздаль, Москва, Городец-Радилов, Кострома, Соль Великая, Боголюбов. В руках 3-го сына Всеволода Большое Гнездо - блгв. вел. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича - оказались Переяславль Залесский, Нерехта, Дмитров, Тверь, Кснятин, Зубцов, Шоша, Дубна, владимирские части Торжка и Волока Ламского; 4-й сын - блгв. кн. Владимир (Димитрий) Всеволодович - получил Юрьев-Польской, но с 1217 г. стал править в Стародубе-на-Клязьме; 5-й сын - блгв. вел. кн. Святослав (Гавриил) Всеволодович - через полгода после смерти Всеволода Большое Гнездо получил от брата Георгия княжение в Юрьеве-Польском. Владение 6-го из братьев - кн. Иоанна - неизвестно, но в 1238 г. за ним в вотчину был закреплен Стародуб-на-Клязьме. Старший из Всеволодовичей - Константин - остался правителем выделенного ему отцом Ростовского княжества. После смерти Всеволода Юрьевича между его детьми началась междоусобная борьба. Она шла за главный стол Владимирского княжества между Юрием и Константином. Первого из них твердо поддерживали братья Ярослав и Иоанн. Менее стойкими оказались Владимир и Святослав. Владимир, сначала принявший сторону Юрия, затем перешел в лагерь Константина. Святослав, наоборот, от ростовского князя ушел в стан Юрия. Каждая из сторон стремилась использовать в своих интересах Церковь. Это привело к тому, что в 1214 г. Ростовский еп. св. Иоанн был вынужден оставить свою кафедру. Новым епископом стал духовник кн. Константина Пахомий . В 1214/15 г. Юрий Всеволодович поставил на Суздаль и Владимир собственного епископа - бывш. игум. владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря свт. Симона . Т. о., политическое дробление в недавнем прошлом единого Владимирского княжества вызвало разделение Ростовской епархии. Затяжная вражда сыновей Всеволода Большое Гнездо привела к кровопролитной битве 21 апр. 1216 г. на Липицком поле у Юрьева-Польского, в к-рой Юрий, его братья Ярослав, Святослав и Иоанн вместе с союзниками потерпели сокрушительное поражение от войск блгв. кн. новгородского Мстислава (Феодора) Мстиславича , его псковских и смоленских союзников, ростовских дружин кн. Константина. Последний вскоре занял владимирский стол, а Юрий вместе с семьей, дружиной и Суздальским еп. Симоном был сослан в пограничный с мордов. землями Городец-Радилов.

http://pravenc.ru/text/154987.html

истор. библиот.», II, 290, 102 (расходн. книга м-ря 1585–86 г.; подписали игумен Георгий, быв. игум. Симеон и быв. духовный игум. Иоасаф). 671. Борисоглебский, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Дмитрове, Московской губ. Основан в 1388 г. кн. Дмитровским Юрием Владимировичем Долгоруковым, от которого получил грамоту на вотчины и угодья. Об украшении храма, в м-ре заботился особенно патр. Никон, по просьбе которого в 1652 – 64 год. м-рь и приписан к архиер. дому. Указом 1682 г. приписан к Заиконоспасскому м-рю для содержания Академии. “Ист. Росс. Иер.», III, 415; Ратшин, 231; Проценко, “М-ри в России», 13; “Опис. монаст.», 1817 г., 15; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.», 1787 г., 205; Калайдович, “Ист. и топограф. опис. монаст. св чуд. Николая, что на Пешноше», 48; “Город. посел.», т. VI, 330; Бакмейстер, “Топограф. извест.», 1771 г., 29; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1842 г., 96 (надел. лесом); “Прибавл. к Церковн. ведом.», 1888 г., 20, 543 (500-летие Борисоглеб. м-ря в г. Дмитрове); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 202, 21; “Дополн. к Акт. истор.», XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 1 руб.); “Временник Общ. ист. и древн.», 1852 г., XIII, 33, 39, 40, 59, 61 (Расход. книга 1652 г. митр. Новгор. Никона); 1856 г., смесь, 19, 20 (Сотная выпись гор. Дмитрова в 1624 г.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1859 г., II, смесь, 23 (Семинария в Троиц. Данилове м-ре; с 1785 – 88 г. ректором был игум. Никандр, а на содержание семинарии давалось с 1214 душ 30 руб.); 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел 1214 душ. крест.); 1874 г., I, смесь, 193 (архим. Платон Березин 1822 – 28 г.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 345 (в 1700 г. имел крестьян 156 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 222 (дело 1721 г. об еписк. Игнатие, который перевел сюда игум. Никол. Угреш. м-ря); II, ч. 2, 405 (в вотчине м-ря значится 1722 г. село Веретеи); VI, 1726 г., 60 (прошение крестьян м-ря о неспрашивании с них излишних сборов); VII, 1727 г., 215 (архим. Мельхиседек переведен в Воскресн. Истрин. м-рь, а архим. Киприан этого м-ря определен на его место); VIII, 1728 т., прилож., XII (список вещей отобранн. от м-ря архиеп. Новгород. Федосием); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1773 г., II, 211 (в 1682 г. приписан к Заиконоспасс. м-рю для содерж. Академии).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Генрих взял на себя обязательство принять участие в крестовом походе. В 1173 г. Фома Бекет был объявлен католич. Церковью мучеником и причислен к лику святых. Возникновение социально-политического кризиса в В. при Иоанне Безземельном (1199-1216) во многом было связано с тем, что еще в 1205 г. Иоанн вступил в конфликт с Римским папой Иннокентием III по поводу замещения Кентерберийской кафедры после смерти архиеп. Хьюберта Уолтера. И король, и духовенство Кентерберийской митрополии выставили каждый своего кандидата и отправили в Рим посольства хлопотать об их утверждении. Однако Иннокентий III не утвердил ни того ни др. кандидата, вручив в июне 1207 г. паллиум одному из своих кардиналов - англичанину Стефану Ленгтону. Кор. Иоанн отказался его принять, и тогда в марте 1208 г. папа наложил на страну интердикт. В ответ король забрал церковные земли и послал своих шерифов собирать с них доходы. В кон. 1209 г. Иннокентий III отлучил кор. Иоанна от Церкви, а последний, по словам Матфея Парижского, «в каком-то помрачении» (miro modo turbatus) приказал конфисковать в пользу короны все владения Церкви. В 1211 г. папа назвал кор. Иоанна лишенным престола и объявил против него крестовый поход. Иоанн вынужден был капитулировать и признать Стефана Ленгтона архиепископом (прибыв в Англию в 1213, тот снял папский интердикт), а также обязался вернуть Церкви отобранную у нее собственность. Он отдал свое королевство и Нормандию папскому Престолу, получив их назад уже в качестве лена с обязательством уплаты папе ежегодной подати. 3 окт. 1213 г. кор. Иоанн на торжественной церемонии в Лондоне принес присягу папскому легату. Военные неудачи в войне с Францией (поражение в битвах при Бувине и Ла-рош-о-Муане в 1214) усугубляли всеобщее недовольство в стране. Поддержанные архиеп. Ленгтоном бароны начали открытые вооруженные действия против короля, принудив его 15 июня 1215 г. принять их требования, получившие впосл. название Великой хартии вольностей (Magna Carta Libertatum). Из 63 статей Великой хартии непосредственное отношение к Церкви имели 1-я и последняя. Ст. 1 гарантирует англ. Церкви свободу, права и вольности, одновременно подтверждая уже изданную кор. Иоанном в нояб. 1214 г. хартию о правилах церковных выборов, буквально повторявшую компромисс 1107 г. В последнем параграфе король вновь утверждал свое желание видеть англ. Церковь свободной, что не помешало ему уже в 1216 г. начать созывать войска для продолжения борьбы с баронами, его должностные лица вновь приступили к сбору податей на церковных землях. Только смерть кор. Иоанна в том же году положила конец конфликту.

http://pravenc.ru/text/150119.html

Мощи его обретены при заложении в Ростове новой Соборной церкви В. К. Андреем Боголюбским 1164 года, Мая 23; и почивают под спудом в приделе Соборной церкви, куда перенесены оне 1231 года, Февраля 2, из Церкви Св. Иоанна 149 . 2 . Исаия, Святой, постриженик Печерский, поставлен из Игуменов обители Св. Димитрия 150 , в 1077 г. присутствовал при чудесном освящении Печерской церкви 151 . Преставился 1089 года Мая 15. Мощи его обретены вместе с Леонтьевыми и почивают в Соборной церкви в южной стороне, открытые. 3 . Ефрем I, был современником В. К. Владимира Мономаха 152 в послании Еп. Симона к блаженному Поликарпу именуется Суздальским. 4 . Нестор, поставлен около 1150, изгнан Андреем Боголюбским в 1156 153 ; впрочем, чрез несколько времени принят Суздальцами и в 1164 году находился при установлении праздника 1 Августа 154 . 5 . Леон, посвящен в 1158 году. Выгнан из Суздаля в 1159 и из Ростова в 1162, за лихоимство, а по Троицкой летописи за ересь 155 . После него опять возвратился Нестор и пробыл до 1164 г. 156 . 6 . Феодор I, по прозванию Калугер, посвящен в Константинополе в 1170 году; лишен сана в 1172, за неслыханныя жестокости, и по суду Митрополита казнен отсечением правой руки, отрезанием языка и ослеплением 157 . 7 . Лука, посвящен из Игуменов Спасского Берестовского монастыря в 1185 году, Марта 11; по уверению летописца 158 , молчаливый, милостивый к убогим, ласковый ко всякому, кроткий речью и делом. Скончался во Владимире 1189, Ноября 10, и погребен в тамошней Соборной церкви. 8 . Иоанн I, посвящен в 1190 году, Генваря 23, быв прежде духовником В. К. Всеволода; в 1196 году венчал во Владимире сына его Князя Константина; оставил Епархию и принял схиму в 1214 году 159 , в Суздальском Козмо-Дамиановском монастыре, где и погребен. 9 . Пахомий, постриженник Печерский, Игумен какого-то, совершенно неизвестного нам, Ростовского Петровского монастыря, духовник Великого Князя Константина Всеволодовича, по желанию его посвящен в 1214 году. Князь Владимирский Георгий, враждуя с братом, захотел иметь особого Епископа во Владимире и, по желанию его, в 1215 году, Симон Игумен Рожественский, посвящен в этот сан.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

87 По соображениям Ив. Дмитриевского («О начале Владимира что на Клязьме»... Спб. 1802, стр. 27), рождение Симона «полагать должно около 1174 года: посвящен он в 1214 г. А как в тогдашнее время не уповательно, чтоб молодые люди производимы были в архиереи, да и ныне редко то случается; то можно думать, что Симон не прежде сорока лет возведен на Епископство»... По Мартынову, «quo anno lucem aspexerit, quove genere sit natus, certo definiri nequit; conjicere tamen fas est cum intra annum 1160 et 1170 primum lucem vidisse, ut ex reliqua vitae serie probabile videbitur» .. (AA. SS. Octob. X, 877). Из жизнеописания св. Симона, помещенного в Печерск. Патерике Иосифа Тризны (л. 265, видно, что· « блаженный симон.., быть черноризець печерского мнтр при архимандрите акнидине, негоже и чинъ восприимь».. 88 См. Иоасаф. Церк.–историч. описание Владимирск. достопамятностей. Владим. 1857; К. Тихонравов. Владимирск. Рождеств. мон. XII в. 1869; Зверинский. Матер, для истор.–топографич. исследования о правосл. мон. в Рос. Имп. Спб. 1892. II, 1120; Голубинский. Ист. р. ц. I–2, 278. Нет ничего невероятного в предположении (AA. SS. Oct. X, 878), что Симон был первым игуменом этого монастыря, т. е. с 1197 г, когда « свщена бысть церкы Рожвство свтое Богородици, юже создалъ вел. кн. Всеволодъ, мсца октбр въ 27 день, на памть свтое мученици Капетолины»... (Лаврент. л. под 1197 г.). Что он был настоятелем этого монастыря в 1206 г. – ясно из летописного рассказа о пострижении его духовной дочери, великой княгини. (Лавр. л. 3, 403). 90 Карамзин. Ист. Гос. Рос. III. 183 (по изд. 1830 г.); Голубинский, Ист. р. д. I–Í, 576. 558. В летоп. Переяславля Суздал. замечено « Володимирци съ кнземъ своимъ Гюрьемъ изгнаша изъ епископства, зане не право творше»... (Времен. IX, 112). 91 Русск. летоп. по Никонову сп. Спб. 1768. Ч. II, 317–8. Ср. Лавр. лет. под 1214 г.; Летоп. Львова. I, 374; Воскресенск. летоп. (Спб. 1793–4), II, 156. 92 Никон, летоп. (II, 335–6): « Кн. вел. Костнтинъ Всеволод. посла на градецъ Радиловъ по брата своего Юрь Всевол., и пришедшу же к нему сотвориста любовь велию меж собою, и одари его много, и епископа его Симона, н кнгиню его, и дти его, и даде сму по своем живот Суздаль н Ср. Лаврент. д. под 1217 г. и Тверск. (П. С. Р. Л. XV, 326).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Хотя на этот раз Герсик и не опустел, но в 1214 г. он подвергся новому опустошению от немцев. Герсикский князь Всеволод был убит и город разрушен. С 1214 г. герсикский замок не был возобновляем, и самое имя Герсика с XIV ст. уже нигде не упоминается в документах. 13 Вот как описывается в Ливонской хронике вторичное опустошение Герсика немцами. «Кукейносские рыцари Мейнард, Иоган, Иордан и другие обвиняли Висевальда, короля Гсрсикского, в том, что он не только не является в течение уже многих лет к епископу, своему отцу, от которого он получил (в 1209 г.) свое королевство, но помогает летонам и советом, и делом, и часто его приглашали и требовали удовлетворения. Тот не слушал их и сам не приходил и посла не присылал. Тогда рыцари, получив согласие епископа, собрались со своими слугами и леттами и пошли вверх по Двине. Приблизившись к замку Герсика, они схватили одного русского и, связав его, повлекли ночью к замку. Русский перелез чрез ров, как ему было приказано, начал говорить с часовым, а за русским шли прочие одни за одним. И часовой думал, что идут свои, находившиеся в отсутствии. И так все поодиночке поднимались вверх, пока, наконец, взлезли на бруствер укрепления. Тогда все собрались и начали стеречь, чтобы никто из русских до света не вышел из замка. Когда начало светать, то они сошли с вала и пограбили все, что там было, и взяли многих в плен и дозволили другим спастись бегством. Забрав много добычи и оставив замок, они воротились домой и разделили между собой то, что принесли с собой». 14 IV Распространение православия среди латышей. Церковь в Герсике. – Веротерпимость русских князей по отношению к покоренным народцам и племенам. – Свидетельство об этом Генриха Латыша в Ливонской хронике. – Свидетельство Генриха Латыша о распространении православия среди латышей русскими из Пскова. – Случаи перехода православных латышей в католичество Подобно тому, как власть и влияние русских полоцких князей утвердились среди латышско-литовских народцев значительно ранее прихода в Ливонию немецких завоевателей, так и православие стало распространяться среди латышей еще до появления среди них воинственного католицизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

община была восстановлена и существовала в Й. до изгнания евреев из Англии (1290). Большое значение для кафедры Й. имела деятельность архиеп. Уолтера де Грея (1214-1255), бывш. канцлера кор. Иоанна Безземельного. Он утвердил новые статуты капитула (1221), в 1241-1255 гг. провел неск. провинциальных Соборов, направленных на реализацию постановлений Латеранского IV Собора (1215) и Лондонского Собора (1237): о введении целибата, борьбе с симонией, об упорядочении практики назначения приходских викариев, о регулировании деятельности орденов и мон-рей и т. д. Архиепископ начал перестройку кафедрального собора в Й. в готическом стиле (к 50-м гг. XIII в. завершены трансепт и центральная башня; строительство продолжалось до XV в.). В 1236 г. в Й. был основан доминиканский монастырь. В 1265 г. архиепископом Й. был избран богослов католич. св. Бонавентура , однако он отказался от кафедры и не был рукоположен. Архиеп. Джон ле Ромейн (1286-1296) продолжил строительные работы в соборе и зданиях капитула, а также расширил кафедральную школу. Из-за конфликтов с кор. Эдуардом I (1272-1307) и Даремским еп. Энтони Беком (1283-1311) он нек-рое время провел в заключении (1293). В кон. XIII - 1-й пол. XIV в. в ходе англо-шотландских войн Й. неоднократно становился временной столицей Англии (1298-1304, 1319-1320, 1322-1323, окт.-дек. 1327, 1333-1338), местом заседаний парламента. Йоркский архиеп. Джон из Торсби (1352-1373; с 1361 кардинал) провел масштабные реформы по упорядочению управления архиеп-ством и упрочению церковной дисциплины после эпидемии чумы (1348-1349). Архиепископ составил на латыни краткий катехизис, в 1357 г. переведенный на английский язык и получивший широкую известность в Англии, а также способствовал распространению театрализованных постановок на религ. сюжеты. В 1354 г. папа Римский Иннокентий VI в споре между кафедрами Кентербери и Й. отдал первенство и титул «примаса всей Англии» архиепископу Кентерберийскому, архиепископ Йоркский сохранил титул «примаса Англии».

http://pravenc.ru/text/1238027.html

20 . Матфей стал киевским митрополитом до 1210 г. и скончался 19 августа 1220 г. Он был преемником Никифора, вероятно скончавшегося вскоре после 1201 г. В таком случае он мог быть посвящен еще патриархом Иоанном X Каматером, который после падения Константинополя в 1204 г. и до самой своей кончины в начале 1206 г. имел местопребывание во Фракии. С другой стороны, вполне допустимо предположение, что вследствие крушения Византии киевская кафедра несколько лет пустовала 1300 . Если так, то Матфей мог быть поставлен только новым никейским патриархом Михаилом IV Авторианом, вступившим на престол весной 1208 г., и прибыл в Киев не ранее 1209 г. В историографии иногда встречается ошибочное мнение, будто Матфей был назначен великим князем Всеволодом Большое Гнездо, хотя это предположение опирается только на слова В.Н. Татищева. Как бы то ни было, в 1210 г. Матфей по поручению Ольговичей прибыл в качестве посредника во Владимир-на-Клязьме, где был почтен богатыми дарами. Благодаря состоявшемуся тогда примирению Всеволод Большое Гнездо был признан старшим среди русских князей. Всеволод Чермный, из рода Ольговичей, смог вновь занять киевский стол, а его дочь 15 мая 1211 г. вышла замуж за Юрия, сына Всеволода Большое Гнездо. Вскоре по окончании этой миссии, весной 1211 г., Матфей рукоположил нового новгородского архиепископа Антония на место Митрофана, смещенного 23 января 1211 г. князем Мстиславом Удалым и новгородцами. После смерти в 1212 г. великого князя Всеволода Большое Гнездо и раздела княжества между его сыновьями старое Ростовское епископство было поделено на два: 10 ноября 1213 г. Матфей посвятил в ростовские епископы Пахомия, до тех пор настоятеля Петровского монастыря в Ростове, а в начале 1214 г. рукоположил на новообразованную владимиро-суздальскую кафедру игумена Симона, некогда монаха Киево-Печерского монастыря. После смерти Пахомия в начале 1216 г. ростовским епископом стал Кирилл. В конце жизни Матфею пришлось еще раз заниматься новгородскими делами. В результате политических пертурбаций в Новгородской республике смещенный ранее Митрофан вернулся в Новгород и в конце 1219 г. снова оказался на кафедре в новгородской Софии. Однако архиепископ Антоний вовсе не собирался добровольно уступать свой пост, и поэтому в Новгороде решили отправить обоих архиепископов в Киев, предоставив выбор митрополиту. Матфей восстановил Митрофана, который вернулся в Новгород 17 марта 1220 г., но Антонию Матфей также оказал “честь”, поставив его епископом в Перемышль. Тем самым основание перемышльской кафедры, прежде входившей в состав Галицкой епархии, надо рассматривать как результат договоренности между митрополитом и галицким князем Мстиславом Удалым (с 1219 г.), покровительствовавшим Антонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010