Великим миротворцем был митр. Кирилл II (1224–33). По утверждению Голубинского, в продолжении первых 50 лет, кафедра митрополитов была не в Киеве, а в Переяславле, ныне Полтавском. Первое разделение Русской Церкви на епархии произведено было в 991 г. митрополитом Леонтием. Никоновская летопись называет, кроме Новгорода, еще следующие города, куда были поставлены епископы: Чернигов, Ростов, Владимир (Волынский) и Белгород (в настоящее время м. Белгородка, находящаяся в 23 вер. от Киева на р. Ирпени). Затем летописец прибавляет города: Туров (в наст. время местечко Минской г., Мозырского у., на р. Припети), Полоцк и Тмуторакань (на теперешнем полуострове Тамани). В последнем городе епархия существовала недолго. Потом открыты были до 1072 г. епархии в Переяславле Русском или Киевском, на соединении рек Альты и Трубежа (впосл. уездный город Полтавской г.) и в Юрьеве (на р. Роси, теперешняя Белая Церковь Киевской губ.). В 1137 г. открыта епархия Смоленская, в 1165 г. – Галичская (столицей Галичины с 907 г. при кн. Олеге вошедшей в состав Русского государства, сначала был Перемышль, с 1141 г., незадолго основанный, Галич), до 1207 г. – Рязанская, в 1214 г. – Владимиро-Кляземская или Суздальская, около 1220 г. – Перемышльская, незадолго до нашествия монголов – Угровская (Угровск или Угореск, при впадении р. Угер в зап. Буг, в позднейшей Люблинской г.). Последняя епархия кн. Даниилом Галицким была переведена в Холм. Иерархи, которым поручались епархии, назывались епископами. В одном только Новгороде в 1165 г. митр. Иоанн IV предоставил звание архиепископа Св. Иоанну, с предоставлением того же и его преемникам. Святитель был известен строгой, добродетельной жизнью. Новгород издавна выделялся из городов русских. Избрание епископа в удельном княжестве зависело от князя, как представителя народного голоса; а князь представлял избранного митрополиту. От воли князя зависело удалить епископа, но если это совершалось помимо духовного суда, то удаление считалось незаконным. Своевольные новгородцы, во время безурядий своих, иногда сами отказывали пастырям своим в управлении и заставляли даже лучших своих святителей терпеть неприятности и оскорбления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

147 Это утверждение заведомо неверно по крайней мере в отношении трех домонгольских епархий – Рязанской, Владимиро-Суздальской и Угровской, возникших в конце XII в., в 1213/1214 г. и в 20–30-е годы XI–XII в. соответственно, – что, впрочем, отражено и в справочных материалах А. Поппэ, помещенных на с. 443–445 настоящего тома. (А.Н.) 148 не был титулярной митрополией – он был титулярной архиепископией. Предполагаемая дата ее учреждения (1165 г.), которая распространена в историографии и которой придерживается в данном случае автор, достаточно условна: это дата поставления владыки Илии (Иоанна), с именем которого возникновение архиепископии связывает местная новгородская традиция (НПЛ. С.31–32:437). В действительности вопрос много сложнее, поскольку, с одной стороны, архиепископского сана уже были удостоены некоторые предшественники Илии (например, Иоанн, Нифонт) на новгородской кафедре, а с другой стороны, некоторые его преемники не были в него возведены (Янин В.Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. М., 1970. T.l. С.53–56; Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989. С.62–69). Необходимо учесть также и тот факт, что архиепископом титуловался и современник Илии ростовский епископ Леонт (Янин В.Л. Моливдовул ростовского архиепископа Леонтия//ВИД. 1994. Т.25. С.5–15). (А.Н.) 151 Там же. Стб.150 (под 1036 г.); НПЛ. С. 163, 181 (под 1050 г.), 473; см. также ниже, прим. 432–437. О новгородской культуре в целом см.: Лихачев Д.С. Новгород Великий·. Очерк истории культуры Новгорода XI–XVII вв. Л., 1945. Первая роспись новгородского Софийского собора состоялась около 1051 г.: Брюсова В.Г. О датировке древнейших фресок Софийского собора в Новгороде (XI–haчaлo XII в.)//СА. 1968. С. 103–114; она же. О времени освящения Новгородской Софии//Культура средневековой Руси. Л., 1974. С. 111–113; Медынцева А.А. Древнейшие надписи новгородского Софийского собора XI–XIV вв. Μ., 1978; Янин В.Л. Печать смоленского епископа Лазаря//RM. 1984. T.V/1. С.40–51 [литература по новгородскому Софийскому собору и Новгороду в целом огромна; см.: Гайдуков П.Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

J. Suaresii Dissertatio de operibus S. N., 1310–68. J. Suaresii Liber chronologicus de vita S. N., 1367–1434. Notitia Fessler, 9–24. Notitia Allatii, 25–56. Index anaiyticus, 1503–26. NILUS CABASILAS, Thessalonicensis, metr., s. XIV, 149. De dissidio ecclesiarum, lib. 1, 683–700. De primatu рарæ, lib. 2, 699–730. Notitia Allatii, 671–84. NILUS, CP. patr., 1379–87, 151. Encomium in Gregorium Palamam græce (editio Hieros., 1837), 655–78. NILUS DOXOPATRIUS, s. XII, 132. In Athanasium [contra Arium]. , 25, CCLXXVIII-XXX. Notitia Patriarchatuum (Le Moyne), 32,1083–1114. Notitia Oudin, 1073–84. NILUS EPARCHUS (­ Nilus abbas). Versus alphabetici (Boissonade), , 117, 1177–80. NONNUS abbas, s, V, 38. Collectio historiarum S. Gregorii Naz. in orationibus 4, 5, 43 et 39 (Montagu), 36, 985–1072. NONNUS PANOPOLITANUS episc, s. V, 43. Paraphrasis in Joannem, , 749–4120 [cum textu evangelico in imis paginis) (Heinsius). Index græcitatis, 921–42. D. Heinsii exercitationes, 941–1200, quarum Index græcitatis, 1199–1214. latinitatis, 1213–28. Dionysiacorum argumenta (gallice), 1227–32. Fragmenta (græce-gallice), 1231–84. Comitis a Marcello præfatio gallica de Nonno et Dionysiacis, 679–748. Notitia FH., 664–78. NOTARA. Vide LUCAS N. O O_ECUMENIUS Triccæ ep., s. X, 118–119. Commentarii (Donatus-Hentenius). In Acta Apostolorum, 118, 43–308. In Romanos, 307–636. In I Cor., 635–906. In II Cor., 905–1088. In Gal., 1089–1166. In Eph,, 1165–1256. In Philip., 1255–1326. In Coloss., 119, 9–56. In I Thess., 57–106. In II Thess., 105–134. In I Tim., 133–196. In II Tim., 195–240. In Tit., 241–262. In Philem., 261–272. In Hebr., 271–452. In Jacob., 451–510. In I Petr., 509–578. In II Petr., 577–618. In I Joan., 617–684. In II Joan., 683–696. In III Joan., 697–704. In Jud., 703–722. Anonymi ex o_ecumenio in Apoc. (Montfaucon), 721–726. Donati Veronensis epistola, 118, 9–12. Præatio Hentenii, 11–26. Notitia Oudin, 9–10. Index anaiyticus, 119, 1301–10 mutatione facta ab ima col. 1301]. OLYMPIODORUS, s. VII, 93.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Аминь. Святаго благовернаго князя Феодора Ярославича Владимирскаго († 30 сентября 1246) Тропарь, глас 8: В жизни сей утвердися верою,/в заповедех Господних пребываше непреклонен,/благоугодих Тому, яко благочестив самодержец/Емуже подобяся о врученных ти христоименитых людех,/душу свою положити потщався,/в землю идяше всезлую и безбожную/ и тамо, пред нечестивым мучителем Христа дерзновенно исповедав,/мученический венец прият,/темже, премудре Феодоре Ярославиче,/Избавителя моли избавити от бед отечество твое и люди,/да тя вси непрестанно почитаем. Кондак, глас 3: Ревностию Божественною разжегся,/оплевав царство и славу тлеющую,/изволи за Христа умрети,/нежели кроме Христа жити,/нечестивых закону не подчинился/ и сего ради за Христову веру венчався,/кровию прият венец нетленный,/Феодоре Ярославиче. Собор Владимирских святых Собор святых, в земле Владимирской просиявших, установлен в 1982 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери – 23 июня/6 июля. Собор Владимирских святых. Святители: митрополиты: Максим († 1305), Алексий († 1378), Иона († 1461), Иларион († 1707), архиепископы: Дионисий († 1385), Арсений († 1627), епископы: Феодор († 1023), Симон († пол. XII в.), Иоанн († 1214), Симон († 1226), Серапион († 1275), Феодор († 1286), Василий Рязанский († 1295), Кирилл Ростовский († 1384), Софроний († 1654), Митрофан Воронежский († 1703). Благоверные князья: Глеб († 1015), Константин († 1129), Михаил и Феодор (XII) Муромские, Борис Туровский († ок. 1160), Изяслав († 1165), Мстислав † 1172), Андрей Боголюбский († 1174), Глеб († 1174), Михаил († 1176), Петр Муромский († 1228), Георгий († 1238), Василько Ростовский († 1238), Всеволод, Мстислав, Владимир, Димитрий († 1238), Феодор († 1246), Святослав († 1253), Александр Невский († 1263), Димитрий († 1269), Димитрий († 1294), Феодор Стародубский († 1330). Благоверные княгини: Ирина († ок. 1129), Феврония († 1228), Агафия, Феодора, Мария и Христина († 1238), Евдокия (XIV).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вот это место: «Петр переменил образ своего обращения по двум причинам: чтобы не привести в соблазн верующих из иудеев и чтобы Павлу доставить благовидный случай к обличению». (Цит. твор., стр. 76). 1165 Это обличение, лично обращенное к св. Ап. Петру, имеет исключительной целью его личное назидание: поставить на вид и разъяснить ему его ошибку. А дальше начинается наставление и тем, которые вместе со св. Петром были слушателями этой речи. Но св. Иоанн Златоуст усматривает назидание иудеохристианам, исполнявшим закон, и в словах, лично обращенных к св. Петру. «Иудеи, пишет св. отец, сильно привязаны были к закону; потому Павел так сильно обличает Петра, чтобы совершенно искоренить укоренившееся в них предубеждение. Ибо, если бы Павел обратил свое обличение на самих верующих из иудеев, они с презрением и негодованием отвергли бы его обличение, ибо еще не научились много уважать его... Аще ты иудей сый, язычески, а не иудейски живеши, почто языки нудиши иудейски житель­ст­вовати... Итак, что же он имеет ввиду, говоря сие? Хочет сделать более удобоприемлемым и выносимым свое обличение..., почти так говоря: вы подражаете своему учителю, а и сам он, будучи иудеем, живет по-язычески». Св. Иоанн Златоуст . Цит. Соч. Стрр. 79–81. 1166 Феодор Мопсуестский в своем толковании на 15-й стих пишет: «Usque in hunc locum de se Paulus satisfacere sub specie referentis properavit: omnia quidem, quae sna fuerant, comprobans, omnia vero, quae ab adversariis dicta de se fuerant, falsa esse ostendens... Incipit vero hinc ipsa dogmata examinare et ostendere, quia nulla ratione justum est, post fidem, quam in Christo acceperant, ultra Legi inservire. Bene exillis sermonibus, quos ad Petrum fecisse videtur, principium dogmatum et examinis sumsit». Cf. Reithmayr. Op. cit. 8. 172 1176 Meyer. Op. cit. S. 91. – Впрочем Estius " а Reithmayr относит к разряду первых толкователей, замечая при этом, что у него мысль о самостоятельности отрывка проводится в двух местах. Reithmayr. Op. cit. S. 172. 1213 Usteri. Op. cit. S. 68. – Архиеп. Филарет, Цит. соч. Стр. 59. – Архим. Агафангел. Цит. соч. Стр. 105. 1214 Wieseler (Op. cit. S. 172) и по этому поводу делает такое же странное замечание, что будто «из слов νητοι Γαλται ( Гал.3:1 ), которые при том и употреблены-то не ради перехода, а ради νητοι, ничего не следует, кроме того, что перед 3 главой должно мыслить паузу и отнюдь не то, чтобы в предшествующем не было речи к Галатам». Даже допустив, что Γαλται употреблено ради точного указания: к кому относится эпитет νητοι, и тогда надо признать, что оно служит указанием на перемену речи, если бы обращение к Галатам началось с 15 стиха, то пояснительное Γαλται к νητοι было бы совершенно лишним.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Георгий прибытие в Киев в 1062 г., упом. в 1072–1073 гг. Свт. Иоанн II до 1077/1078 г. – 1089. Иоанн III 1090 – 1091. Свт. Николай упом. в 1097–1101 гг. Никифор I прибытие в Киев 6.12.1104, настолование 18.12.1104 – 04.1121. Никита настолование 15.10.1122 – 9.03.1126. Михаил I 1130 –1145/1146. Климент Смолятич (признан не во всех епархиях). 27.07.1147 – 03.1159 (в 1155 – 12.1158 г. был изгнан из Киева). Свт. Константин I (не признан в Волынской и, возможно, Туровской епархиях). рукоположен в конце 1155 г., прибытие в Киев летом 1156 г.– 03.1159. Феодор 08.1160 – 1161/1162. Иоанн IV 1163–1166. Константин II упом. в 1167–1169 гг. Михаил II рукоположен до 24.03.1171, прибытие на Русь до 07.1171 (?). Никифор II упом. в 1183 – после 01.1198. Матфей о 07.1201 (вероятно, 1200) – 26 (19 ?). 08.1220. Кирилл I (II ?). рукоположен в 1224 г., настолование 6.01.1225 –1233. 1236-? Свт. Кирилл II (III ?). поставлен до 1242/1243 г., рукоположен ок. 1246/1247 г., на Руси упом. с 1250 г. – 1287. Белгородские епископы Никита I упом. в 1072 г. Свт. Лука упом. в 1088/1089 гг., † 22.08.1089/1091 (вероятнее всего, в 1090 г.) Никита II поставлен в 1113–1114 г., упом. в 1115 г. Феодор упом. в 1147–1148 гг. Максим упом. в 1187 г., 11189 (менее вероятно, в 1190 г.). Адриан (занимал одновременно и Юрьевскую кафедру) упом. в 1189 г. (менее вероятно, в 1190 г.) – 1198. Владимиро-волынские епископы Свт. Стефан упом. в 1091 г., † 27.04.1094. Свт. Амфилохий рукоположен 27.08.1105 –1122. Симеон рукоположен в 1123 г. – 1136. Феодор рукоположен в 1137 г., упом. в 1147 г. Иоасаф (впоследствии епископ Угровский) ? – до 1229. Василий, Никифор, Косма вместе с Иоасафом упоминаются как епископы в княжение Даниила и Василька Романовичей. Владимиро-суздальские епископы Свт. Симон 1214 – 22.05.1226. Свдмч. Митрофан 14.03.1227 – 7.02.1237. Галицкие епископы Косма рукоположен в 1156–1157 г., упом. в 1165 г. Артемий упом. в 1235 и 1241 гг. Новгородские епископы и архиепископы Свт. Иоаким Корсунянин ок. 989 г. – 1030/1031.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Известно, что Поликарп одно время игуменствовал в Козмодемьянском монастыре, скорее всего, не в Киеве, а в Суздале, хотел «игуменити у Святаго Дмитриа» и мечтал о епископской кафедре, поддерживаемый княгиней Верхуславой, вдовой князя Ростислава Рюриковича, и ее братом – князем Юрием Всеволодичем. Видимо, с просьбой о содействии в поставлении на епископию Поликарп обратился и к Симону. Имея власть над Поликарпом (как старший в роде, или духовный учитель, или церковный иерарх), Симон в Послании осуждает его желание чести и славы, призывает к смирению. Из текста произведения известно, что Поликарп встречался с Симоном, от него слышал рассказы о святых Киево-Печерского монастыря. Он продолжил труд Симона по созданию Патерика, написав Послание к печерскому архимандриту Акиндину и рассказы о Никите, Лаврентии, Агапите, Григории, Иоанне, Моисее Угрине, Прохоре, Марке, Феодоре и Василии, Спиридоне и Алимпии, Пимене. Вопрос о датировке сочинений Поликарпа относится к числу дискуссионных: они могли быть написаны либо в период с 1214 по 1226 г., во время епископства Симона, либо в конце первой трети XIII в. В связи с канонизацией святых Киево-Печерского монастыря в XVII в. создается Житие Поликарпа, которое входит в состав печатного Патерика 1661 г.; здесь Поликарп назван родственником Симона и отождествлен с печерским архимандритом Поликарпом (1164/1165–1182/1183). 49 Начало Послания Симона к Поликарпу, по мнению Д.И. Абрамовича , восходит к «Паренесису» Ефрема Сирина , популярному на Руси сборнику слов, преимущественно назидательного характера. Он был переведен с греческого языка в древнейший период славянской письменности, скорее всего, в Болгарии еще в X в. Есть свидетельства распространения «Паренесиса» в Древней Руси вв. (см. Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. вв. М., 1984). 50 Псалтирь – одна из книг Ветхого Завета, относящаяся к разряду учительных. Состоит из 150 (151 – в греческой и славянской Библии ) псалмов, песен, восхваляющих Бога, авторство которых приписывается израильско-иудейскому царю Давиду (конец XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Итальянская легенда», см. Лев Марсикан (Остийский) Иштван (Стефан) I Святой, кор. венгерский (997–1038) II, V, 57–58, 88, 107–108, 108, 133, 137, 297, 350, 350–351, 366 Иштван (Стефан) II, кор. венгерский (1114/6–1131) IV, V, 200, 240, 240, 310, 363, 363, 365–366, 365, 367 Иштван (Стефан) III, кор. венгерский (1162–1172) V, 252, 370–371, 371 Иштван (Стефан) IV, (анти)кор. венгерский (1163–1165) V, 252, 370, 370 Иштван V, кор. венгерский (1270–1272) V Кадлубек, см. Винцентий Кадлубек Каждан А. П. (Kazhdan А.) 198 Казимир I Восстановитель, кн. польский (ок. 1038/9–1058) IV, VI, IXa, 81, 99, 99, 110, 112, 137, 173, 173–174, 229, 229–230, 300–301, 300–301, 344–345, 345, 351 Казимир II Справедливый, кн. польский (1177–1194) IV, VI, IXa, 200, 250–251, 250–251, 296, 306, 308, 310–319, 310–322, 322, 345–346, 345–346 Каллист (Каликст) II, п. римский (1119–1124) 285, 285 Калоиоанн, см. Иоанн II Комнин Кальман (Коломан), кор. венгерский (1095–1114/6) V, IXb, 177, 202, 202, 210, 210, 236, 240, 240, 255, 307, 310, 348, 360–361, 361, 363–366, 363, 365, 368, 370 Кальман (Коломан), с. венгерского кор. Эндре II, кор. галицкий (1214–1219, ум. в 1241 г.) V, 372 Кальман (Коломан), с. претендента на венгерский престол Бориса (Кальмана) V, 364 Капетинги, династия французских кор. (987–1792) II, 138, 238, 374 Карвазиньска Я., см. Karwasiska J. Карл I Великий, кор. франкский (768–814, имп. с 800 г.) I, 22–23, 46, 56, 141, 221, 238, 243, 268, 373 Карл II Лысый, кор. западнофранкский (840–877, имп. франкский с 875 г.) I, 17, 21, 21 Карл III, кор. восточнофранкский (876–888, имп. франкский с 885 г.) I Карл, кор. бургундский и провансальский (ум. в 863 г.) I, 54 Карломан, кор. восточнофранкский (876–880) I, 32, 32, 34 Каролинги, династия франкских кор. и имп. (сер. VIII–X вв.) I, 31, 162, 374 Каспар Э., см. Caspar Е. Кассиодор, полигистор (ум. ок. 580 г.) 215 «Кведлинбургские анналы» (нач. XI в.) 63–64, 70, 78, 84–85, 117, 228, 235, 278–279 Кёпке Р, см. Кöрке R. «Киевская летопись» (XII в.) 311, 321, 324

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Мир, мир, смятенный дух!» – «Гамлет», акт I, сцена 4. Пер. М. Лозинского. 34 Беллок Джозеф Хилэри (1870—1953) – английский поэт, писатель, историк. Ближайший друг Честертона, католик, Беллок оказал значительное влияние на становление взглядов писателя. 35 Беренгария Наваррская (1165—1230) – жена Ричарда Львиное Сердце. 36 Святой Людовик. – Людobuk IX (1214—1270), король Франции с 1226 г. 37 Хеймаркет – лондонская улица в районе Пикадилли. 38 …разоблачит козни Иоанна. – Имеется в виду Иоанн Безземельный (1167—1216) – английский король с 1199 г. Спорил с папой Иннокентием III из-за того, кому стать архиепископом Кентерберийским; подписал «Великую хартию вольностей» (1215). 39 Рюдель и принцесса Триполитанская – персонажи романа английского писателя Майкла Баррингтона «Принцесса Триполитанская» (1910); Рюдель – знаменитый трубадур, воспетый Петраркой, Браунингом и Суинберном. 40 Альбигойские учения – еретическая доктрина дуалистического характера, считающая мир и плоть порождением злого начала; пользовалась особой популярностью в XI – XIII вв. 41 …о походе Монфора и Доминика. – Речь идет о походе Симона де Монфора (II-я пол. XII в. – 1218 г.) против альбигойцев. Доминик – Доменико Гусман (1170—1221), испанский проповедник, обличавший альбигойскую ересь; основатель ордена доминиканцев. 42 …как Стенли искал Ливингстона. – Стенли Генри Мортон (1841—1904) – английский путешественник, отправившийся в 1871 г. в Африку на поиски английского путешественника Дэвида Ливингстона (1813—1873). 43 Поттер Джордж Уильям (1867—1941) – английский писатель и поэт. 44 Макиавелли Николо де Бернардо (1464—1527) – итальянский политический мыслитель и историк. 45 Чимабуэ , настоящее имя – Ченни ди Пено (1240 – ок. 1302) – итальянский живописец; Честертон видел его фрески в Ассизи, на родине св. Франциска. 46 Джотто ди Бондоне (1266—1337) – итальянский живописец, расписывал флорентийские церкви на темы, из жития св. Франциска. 47 Ботичелли , настоящее имя Алессандро ди Мариано Филипелли (1445—1510) – итальянский художник, представитель раннего Возрождения. О Джотто и Ботичелли см. эссе Честертона «Споры о Диккенсе» (сб. «Вкус к жизни»). 48

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Не менее князей и новгородское вече вмешивалось в дела Церкви. В 1211 году вече низвело архиепископа Митрофана по неизвестной теперь причине, а через 8 лет опять решило его поставить на кафедру, заявив занимавшему кафедру архиепископу Антонию: «Иди, куда тебе угодно». Преемник владыки Митрофана Арсений подвергся той же участи, потому что пришел изгнанный прежде владыка Антоний, которому новгородцы «были рады»: Арсению пришлось уйти. После удалениия Антония по болезни в монастырь, в 1228 году, снова новгородцы отдают св. Софию низведенному владыке Арсению, но через очень короткое время случилась страшная засуха. Чернь возмутилась («по научению дьявола», объясняет летописец), собрала вече и на нем решила, что виновник засухи Арсений. Толпа отправилась на владычный двор, и мятеж представил единственное в древней Руси зрелище: владыку, рассказывает летопись, «акы злодея пихающе в шею. выгнаша, мале ублюде Бог от смерти,” потому что владыка успел затвориться в Софийской церкви и оттуда ушел в Хутынский монастырь. Затем Мятежная толпа привела из того же Хутынского монастыря больного владыку Антония; он был немой, но его снова возвели на кафедру, а для управления ею посадили двух мужей: Никифора щитника (т.е. мастера, делающего щиты) и Якуна Моисеевича. Конечно, рассказанные случаи вмешательства светских людей в дела Церкви были единичны, так что ни княжеская власть ни народное вече не препятствовали правильному ходу церковных дел. Познакомившись с высшим управлением Церкви и её отношениями к государственной власти, мы теперь можем перейти к знакомству с другими сторонами церковной жизни, прежде всего к жизни епископии. III Число епархий в древней Руси было не велико сравнительно с её пространством. Ко времени монгольского нашествия было всего 15 епархий, из которых 8 были открыты Владимиром Святым; это были, епархии: черниговская, ростовская, владимироволынская, новгородская, туровская, полоцкая, тмутараканская 1 белгородская (последняя в Киевской земле). В последующее время было открыто еще 8 епархий: переяславская и юрьевская (с городом Каневом) при Ярославе, смоленская в 1137 году, галичская до 1165 года, рязанская до 1207 года, владимиро-клязьменская в 1214 году, перемышльская в 1220 году и угровская (на Западном Буге) перед самым татарским нашествием; обособление отдельных епархий объясняется ростом областной самостоятельности: каждому княжению хотелось свою политическую самостоятельность заключить и церковной автономиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010