Ныне Боголюбов Рождественский монастырь существует в обновленном виде . В расстоянии одной с четвертью версты от монастыря Боголюбова, на устье реки Нерли, Боголюбский создал другой монастырь с церковию во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Монастырь этот заложил князь по смерти сына своего Изяслава (1165), когда, предаваясь глубокой скорби о скончавшемся, тем с большею ревностию старался совершать богоугодные дела. На сооружение Покровской церкви употреблены были камни из каменоломен болгарских, которые после знаменитой победы Боголюбского над болгарами (1164) вывозимы были по его приказанию в землю Суздальскую в продолжение двух лет и послужили здесь для многих важных построек. Нет сомнения, что и Покровский монастырь испытал от врагов одинаковую участь с Боголюбовым, но древняя церковь Покровская сохранилась доныне и одиноко стоит на месте бывшей обители . Основываясь на несомненном свидетельстве, что Боголюбский создал в стране Суздальской «монастыри многи», из которых мы знаем только два, можем думать, что им же, может быть, основаны в этой стране и другие монастыри, случайно упоминаемые в летописи, происхождение которых неизвестно, именно: а) Косьмодамианский суздальский, коего игумен Арсений по убиении Боголюбского (1174) первый решился внести тело его в церковь и отпеть над ним панихиду ; б) Богородичный владимирский, коего игумен Феодул перенес с своими клирошанами тело убиенного князя Андрея из Боголюбова во Владимир и здесь похоронил в соборном храме ; в) Вознесенский владимирский, упоминаемый в 1187 г., когда здесь останавливался Черниговский епископ Порфирий; г) Петровский ростовский, где тринадцать лет был игуменом Пахомий, духовник ростовского князя Константина, избранный в 1214 г. во епископа Ростову; д) Дмитриевский суздальский, откуда по смерти епископа Пахомия изведен был (1216) на Ростовскую кафедру черноризец Кирилл и куда спустя тринадцать лет снова удалился он с епископии для высших подвигов, приняв схиму с именем Кириака; е) Спасский владимирский, игумен которого Феодосий упоминается в 1237 г. при разорении Владимира монголами .

http://sedmitza.ru/lib/text/435834/

Осер (Франция)), считался знатоком права. С кон. 50-х гг. XII в. у него на службе состоял ломбардский юрист Вакарий (ок. 1120 - ок. 1200), сыгравший важную роль в рецепции рим. права в Англии. Вместе с тем, по сообщениям ряда хронистов, известно о враждебном отношении архиеп. Роджера к монашеству. В июне 1170 г. он короновал принца Генриха, старшего сына кор. Генриха II (1154-1189), тем самым нарушив традиц. права Кентерберийского архиепископа; занимавший в это время Кентерберийскую кафедру Фома Бекет находился в изгнании из-за конфликта с королем. Фома Бекет отлучил от Церкви Роджера и др. епископов, участвовавших в коронации, что еще более обострило отношения Бекета с королем; по возвращении в Англию Бекет был убит (дек. 1170). Лишь в дек. 1171 г. Роджер сумел добиться оправдания папой Александром III и вернуться на кафедру. После смерти Роджера кафедра Й. несколько лет оставалась вакантной до избрания архиеп. Гальфрида Плантагенета (1189-1212), побочного сына кор. Генриха II. Гальфрид никогда не готовился к церковной карьере и неохотно воспринял свое назначение. Он почти постоянно конфликтовал с королями Ричардом I Львиное Сердце (1189-1199) и Иоанном Безземельным (1199-1216) и членами йоркского капитула. В 1191/92 г. папа Целестин III буллой «Cum universi» подчинил шотл. диоцезы (кроме Уитхорна) непосредственно Папскому престолу, что положило конец претензиям архиепископов Й. на управление ими. В XII в. Й. стал одним из крупнейших торгово-ремесленных центров в Англии, поддерживал торговые связи с континентальной Европой. В правление кор. Генриха I Й. получил грамоту о привилегиях, впосл. ее подтверждали Генрих II, Ричард I и Иоанн Безземельный, к-рый неоднократно посещал Й. из-за конфликтов с баронами в 1212-1216 гг. Город также являлся важным транзитным пунктом между Англией и Шотландией. В 1169 г. в Й. шотл. кор. Вильгельм Лев (1165-1214) принес оммаж кор. Генриху II. В 1190 г. в Й. произошел один из крупнейших в средневек. Англии евр. погромов. Однако вскоре евр.

http://pravenc.ru/text/1238027.html

После св. Владимира и до нашествия монголов, в связи с дроблением Руси на удеды, возникло еще 8 новых епархий. При Ярославе: – в Юрьеве и Переяславле. Позднее в Смоленске в 1137 г., в Галиче до 1165 г., в Рязани до 1207 г., во Владимире на Клязьме в 1214 г., в Перемышле около 1220 г. и в Угровске около того же времени. В Угровске, лежавшем на территории быв. Люблинской губ. (при впадении речки Угер в Зап. Буг, против местечка Опалина), епископская кафедра была открыта князем Даниилом Романовичем после того, как он покинул Галич и захотел основать свою новую столицу Галицкого княжества в Угровске. Но вскоре князь Даниил перенес свою резиденцию и эту епископию в соседний г. Холм. В виде второго викариатства при митр. Киевском была открыта Ярославом Юрьевская кафедра, потому что помещалась она в той же киевской области, верстах в 30-ти к юго-зап. от Киева (ныне город Белая Церковь , жел. дорож. станция на юг. зап. линии от Киева на Николаев, а может быть, городище Райгород (Юрайгород) несколько южнее Белой Церкви). Таким образом, за весь изучаемый период у нас образовалось всего только 15 епархий, исключая 16-ю Тмутараканскую, прекратившую свое существование к XII веку, вместе с политической потерей этого удела для Руси. Эта цифра приведена нами не только ради отвлеченной статистики, а как факт, чреватый весьма большими последствиями в жизни русской церкви, продолжающими существовать вплоть до наших дней. Малое количество епископов н необычайная обширность епархий, равных по протяжению иногда целым сотням епархий греческих, начавшись по указанным причинам во времена св. Владимира, навсегда стали отличительными особенностями русской церковной жизни, побуждавшими таких знатоков Востока, как еп. Порфирий Успенский и архим. Антонин (Капустин) , мечтать о перенесении в Россию порядков греческих, где церковь , благодаря обилию епископов, представлялась первому из них «многоочитою». Число единиц церковно-административного деления совсем не такое формальное явление, которое отразилось в истории русской церкви последствиями только формально-количественного порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Тенденции к формированию новых крупных феодальных княжеств, полузависимых и независимых политически от Киева, привели к возобладанию в XII в. полицентрической структуры Руси. В этих условиях каждая столица княжества претендовала на получение и собственной кафедры, и митрополия шла навстречу таким пожеланиям, понимая, что, чем больше подчиненное ей войско, тем оно сильнее. Таким образом, можно говорить о начале третьего этапа формирования епископий. В 1130—1150-х годах епископии были основаны в Смоленске и Галиче, на рубеже XII—XIII вв. — в Рязани, в начале XIII в. (1214 г.) — во Владимире Суздальском. Это были политические акты местных князей, поддержанные городами, которые фиксировали таким способом самостоятельность княжества, подчинение местной церковной организации своему князю, а не тому чужому политическому центру, где находилась до этого кафедра. Так, Смоленская епископия была основана в 1136 г. первым самостоятельным смоленским князем Ростиславом по соглашению «со своими боярами и людьми», ее епархия была сформирована путем выделения территории Смоленского княжества из огромной Переяславской епархии. В сохранившейся учредительной грамоте подробно перечислены источники обеспечения епископа и его клироса, которые являются, очевидно, типичными для этого времени. Получив кафедру, епископ Мануил со своей стороны подтвердил княжеский акт и пожалование, одобрив и запрет воссоединять епархию с Переяславлем . Относительно Галичской епископии таких сведений нет. Впервые она упоминается в летописи под 1156 годом в связи с постав-лением двух епископов: в Переяславль Василия и в Галич Козьмы . Затем Козьма назван также под 1165 годом . Поппэ рассматривает упоминание поставления Козьмы как свидетельство того, что митрополит Константин решил отделить Галичское княжество в церковном отношении от Владимирской епископии, поддерживавшей его соперника, митрополита Климента Смоля-тича, и считает Козьму «первым галичским епископом» . Однако такого указания на учреждение новой епископии Константином нет: в летописи перечисляются поставления на две кафедры, и вторая ничем не выделена по сравнению с первой, существовавшей с XI в. Вместе с тем в перечне галичских епископов в латинской рукописи начала XVIII в., который приведен Голубинским со ссылкой на А. Петрушевича, перед Козьмой первым назван Алексий . Если таковой действительно существовал, он мог быть поставлен вместе с учреждением кафедры после того, как Галич превратился в столицу вновь созданного Владимиркой Володаревичем княжества в 1141 г. Как и Ростислав Смоленский, Владимирке опирался на свое боярство, но городские слои ему не сразу удалось привести в повиновение, и он использовал для этого даже военную силу. С киевскими князьями он находился в переменных отношениях, поддерживая Всеволода Ольговича в его походах на Польшу (1135, 1142 гг.), но отказываясь признавать его верховенство в своих спорах с волынским князем Иваном Ростиславичем, пока Всеволод не принудил его к этому военным походом .

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

Во-вторых, затем, чтобы дать в нём митрополиту как бы викария и помощника. В неизвестном главном городе области Древлянской Владимир не учредил архиерейской кафедры, как необходимо думать, потому, что небольшая область эта была близка к другим епархиям и в частности, как можно предполагать, потому, что она назначена была в епархии епископу Белгородскому. [ Сюда ссылается со стр. 358 ]Учредив епархию в инородческом Ростове, Владимир не учредил её в инородческом Муроме, вероятно, потому, что в первом и его области была более или менее значительная колония настоящих Русских и что самые инородцы его уже показывали большую или меньшую наклонность к обрусению. А Муром, напротив, ещё представлял собой совсем глухую и совсем цельную инородческую украйну, в которой учреждение архиерейской кафедры было бы совершенно бесполезным и оказывалось совершенно неудобным. После Владимира до нашествия Монголов было открыто в России ещё ровно столько же епархий, сколько было открыто им, т. е. восемь, именно: Переяславская и Юрьевская при Ярославе, Смоленская в 1137 году, Галичская до 1165 года, Рязанская до 1207 года, Владимиро-Кляземская в 1214 году, Перемышльская в 1220 году или прежде этого года и Угровская незадолго до нашествия Монголов. Всех епархий к нашествию последних должно было бы таким образом быть 16. Но так как одна из них – Тмутараканская, вместе с самым своим княжеством, прекратила существование или в конце XI или в начале XII века, то их было 15. Само собой разумеется, что новые епархии после Владимира были открываемы в городах значительнейших, как это было при нём самом и как это долженствовало быть по самому существу дела. Значительнейшими городами в период до-монгольский были у нас стольные города удельных княжений, которые разделялись на два разряда, так сказать – на первичные и вторичные, именно: вся Россия разделилась на известное количество уделов, которые, представляя собой в свою очередь новые особые целые, разделялись на уделы частные и боковые или так сказать пол-уделы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Кроме этого, одной из характерных черт Ричарда являлось его ярко выраженное юдофобство. Как рассказывали, в день коронации, 3 сентября 1189 г., в Вестминстере, в королевский дворец прибыли представители иудейской общины, чтобы вручить дары монарху. Но по приказу Ричарда их выпороли и вышвырнули прочь. После этого волна погромов прошлась по городам Англии, не вызвав никакой отрицательной реакции короля 838 . Английский король искренне посчитал 3-й Крестовый поход своим детищем и был готов пожертвовать всем для его успеха. Говорят, за 10 тысяч марок Ричард освободил от вассальной присяги короля Шотландии Вильгельма Льва (1165–1214) и даже собирался продать сам Лондон, если бы нашелся достойный покупатель. Его активно поддерживал архиепископ Кентерберийский, проповедуя Крестовый поход в Уэльсе и Англии. Как и во Франции, в Англии был введен специальный «Саладинов налог» – каждый, кто не участвовал в Крестовом походе, обязан был заплатить десятину от своего имущества или доходов 839 . Все лица, виновные в уклонении от уплаты этого налога, предавались согласно королевским ордонансам анафеме, а клирики – отлучению 840 . Ричард собирал свое войско долго, зато весьма тщательно. Был сделан большой запас денежных средств, чтобы оплатить солдатам все время, проведенное ими в походе. Кроме того, заказаны тысячи стрел для луков и арбалетов, 60 тысяч подков и 14 тысяч туш свинины, большой запас сыров, бобов и вина. Как говорят, английская армия насчитывала более 17 тысяч рыцарей и хорошо вооруженных солдат. На его фоне приготовления Филиппа Августа выглядели гораздо скромнее – тому явно не хватало ни власти, ни опыта жизни, чтобы соперничать с Английским королем 841 . Пока шли приготовления, агенты султана довольно подробно живописали Саладину о том, какие силы собирают христианские короли против него. Однако действия правителя Египта и Мосула были двоякими. Да, великий курд не терял времени даром, однако нередко был просто бессилен перед тяжестью власти и масштабами своей империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал, заимствованный из разных источников, Джоселин обработал в соответствии с церковно-политическим положением еп-ства Глазго в кон. XII в. Агиограф пытался подчеркнуть исконную независимость еп-ства от притязаний архиепископа Йоркского как митрополита Сев. Британии и Шотландии, а также от королей Шотландии, стремившихся создать особую церковную провинцию во главе с кафедрой Сент-Андрус. Джоселин указывал на древность еп-ства Глазго, на близкие отношения К. с Папским престолом (Ibid. P. 175-176), на рукоположение святого 1 епископом-чужестранцем (Ibid. P. 182-184), на особую, «бриттскую», идентичность населения Кумбрии (Ibid. P. 176-180). В то же время агиограф выступал за независимость Церкви от светской власти. Согласно Житию, К. получил от правителя Редереха верховную власть над Кумбрией, подобно тому как папа Римский Сильвестр некогда получил власть над Зап. Римской империей от имп. Константина Великого. Поэтому бриттские короли Кумбрии всегда подчинялись епископу Глазго как верховному повелителю. В описании конфликта К. и нечестивого правителя Моркена заметны аллюзии на столкновение кор. Англии Генриха II и Фомы Бекета , архиеп. Кентерберийского, который отстаивал права католич. Церкви. В 1174 г. Генрих II нанес поражение шотландцам. Он потребовал, чтобы попавший в плен король Шотландии Вильгельм I Лев (1165-1214) подчинил шотландских епископов архиепископу Йоркскому. Поэтому в глазах Джоселина Генрих II был не только противником Церкви, но и тираном, угрожавшим независимости еп-ства Глазго (Ibid. P. 184-189). Попытки исследователей выделить сведения, заимствованные агиографами XII в. из более ранних источников, подверглись критике. Были высказаны сомнения в правомерности и методологической верности таких реконструкций (напр.: Driscoll. 2006). В раннесредневек. источниках отсутствуют сведения о почитании К. и о церкви Глазго, тогда как агиографы XII в. стремились не к точной передаче преданий о святом, а к обработке легенды в целях укрепления позиций епископской кафедры Глазго ( Davies.

http://pravenc.ru/text/1684197.html

Однако, за материальной скудостью и за разбросанностью населения, да и по другим причинам, это оказалось невозможным. Сколько было на первый раз учреждено Владимиром епархий, остается неизвестным. Летопись Никоновская кроме Новгорода называет прямо четыре города и потом прибавляет: «и по иным многим градом епископы (митрополит) постави». При Владимире открыто было семь епархий, да еще Тмутараканская – восьмая. Шесть епархий были открыты в удельных городах, а именно: Владимире Волынском, Турове, Полоцке, Новгороде, Ростове и Тмутаракане; в городе, не бывшем удельным, но самым старшим после Киева, Чернигове и городе, не имевшем никакого гражданского значения – Белгороде. В этом, не имевшем в гражданском отношении значения городе, Владимир учредил архиерейскую кафедру из-за того, , назначив престольным городом митрополита не Киев, а Переяславль, он хотел иметь в епископе Белгородском такого архиерея, который бы в потребные времена мог совершать в Киеве архиерейские служения и вообще был для него – великого князя – архиереем, так сказать, придворные episcopus curialis, каковые бывали у других государей, а потом желал дать в нем митрополиту как бы викария и помощника. После Владимира до нашествия монголов было открыто в России еще ровно столько же епархий, сколько было открыто им, т. е. восемь: Переяславльская и Юрьевская при Ярославе, Смоленская в 1137 г., Галичская 1165 г., Рязанская 1207 г., Владимир-Кляземская в 1214 г., Перемышльская 1220 г. и Угровская, незадолго до нашествия Монголов. Всех епархий к нашествию монголов, т. о., должно было быть 16, но так как одна из них – Тмутараканская, вместе со своим княжеством, прекратила существование в конце IX или начале XII в., то их было 15. Пятнадцать епархий на всю целую Русь. В сравнении с Грецией, это было до крайности мало. Владимир, открывший весьма малое количество весьма обширных епархий по необходимости, положил этим, так сказать, принцип немногочисленности и обширности епархий. Весьма вероятно, что и князья не имели особенной охоты учреждать епархии, ибо сии учреждения должны были сопровождаться для них весьма чувствительными расходами, – на построение приличных кафедральных соборов, на обеспечение кафедр – землею и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Далее начато: Положим, выше своего века 1148 долж 1149 значат одно, а др 1150 то, в чем его при 1151 о вас собственно самих 1152 Далее начато: Хотелось бы мне со дни этого поклоненья моего унести с собой повсюду 1153 самых дурных, соблазнительных 1154 была причина 1155 Далее начато: Это его успокоит 1156 теперь основалась 1157 не так богат 1158 морская болезнь, от которой доселе я страдал страшно 1159 В подлиннике: дорожний 1160 а потому баловство 1161 Далее начато: попались на столе 1162 ревностнее на своем 1163 лу 1164 хорошо ли оно действительно 1165 благодарю от всего сердца 1166 или же сторону 1167 Впрочем, в следующем году 1168 пр 1169 Далее начато: Раньше 1170 и побывать 1171 Далее было: и помолиться о благополучном возврате в Россию 1172 скажу еще раз, что 1173 и вооружил 1174 тем более, что видишь 1175 живу 1176 Далее начато: Если кто 1177 нежел 1178 и неименье 1179 Чем более 1180 всю величину 1181 Далее начато: Пиши всё 1182 тем я их скоро 1183 не выеду 1184 бывает иногда 1185 то же, должно 1186 силы на дело 1187 фев 1188 затруднений всяких в дороге 1189 всегда почти 1190 не мешает это знать 1191 можешь 1192 Вместе с 1193 тягость издержания 1194 придется дела 1195 не даст мне близкий друг мой 1196 а даже 1197 Далее начато: тогда уже не нужны б 1198 в нынешнем наступающем году 1199 просто в Неаполь 1200 Далее начато: Посылаю 1201 и без 1202 точно уверен 1203 хотел 1204 к чем 1205 Но заговорить 1206 Далее начато: Это просто 1207 хотя при всем том с языком 1208 в то же время Россию 1209 крестьяне помещ 1210 что производит такой-то уезд и что другой 1211 всю высмотреть 1212 хоть, положим, для меня 1213 Далее начато: Замечу тебе еще 1214 из счетов, например, о приходах и расходах, которым счеты присылает мне Лиза. 1215 уже неспокойны, куды бы пристроить 1216 не взять, например, в соображен 1217 ост 1218 и уж этих денег 1219 поле 1220 много 1221 Нужно еще 1222 Далее начато: [Я помню, что] Эта сумма 1223 показывать 1224 горизонт, больший того, который он ожидал 1225

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Владимирская (Суздальско-Владимирская) Основана 10.11.1213/1214 в г. Суздале (выделена из обширной Ростовской церковной области). Первые сведения о епископии помещены в Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 7. С. 119), под 1213 г., где епископ назван Владимирским и Ростовским, и в Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Т. 1 Стб. 438) под 1214 г., где сказано, что «князь Георгий... вывел блаженного игумена Симона... и послал его в Киев к митрополиту и поставил его епископом Суздалю и Владимиру». Под 1214 г. в Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 7. С. 119) сказано: «И оттол раздлися нача быти въ Ростове епископъ, а въ Володимери и Суздали другий». («И с этого времени началось разделение: в Ростове один епископ, а во Владимире и Суздале другой».) В Типографской лет. начало Владимирской епархии связано с поставлением Ростовского епископа Пахомия, который был хиротонисан (по Лаврентьевской лет.) 10.11.1214: «Того же лета Иванъ, епископъ Володимерьскый и Ростовскый, отписася своеа епископьи и пострижеся в скиму в Суздале, в монастыре оу Коузму и Дамиана, егоже самъ созда. И поставленъ бысть в него место Симонъ епископъ в Володимерю и Суздалю, отъ Рожества святыа Богородица изъ Володимеря. А Костянтинъ посла на Киевъ Пахомиа, отца своего духовнаго, игумена святаго Петра, к митрополиту Матфею, и постави его епископомъ Ростову ноября 10. И оттоле разделися: нача быти в Ростове епископъ, а въ Володимери и въ Суздале другой» (ПСРЛ. Т. 24. С. 86). После татарского нашествия 1238 г. епархия запустела. В 1274 г. она была возобновлена во Владимире; в 1299 г. упразднена как местная и вошла в состав митрополичьей области, в связи с утверждением во Владимире кафедры Киевского и всея России Митрополита. В 1330 (1347) г., в связи с перенесением первосвятительской кафедры из Владимира в Москву, кафедра была возобновлена в старом кафедральном городе – Суздале – и существовала до сер. XVIII в. Архиепископия в 1382–1406 гг. и с 26.01.1589. Митрополия с 25.03.1682 по 1719 г. (с 1719 г. обычно замещалась епископами). 16 .07.1744 вновь была возобновлена местная Владимирская епархия, именовавшаяся Владимирской и Яропольской (см.), с последующим присоединением к ней древнейшей Суздальской церковной области (1786 г.). В 1788 г. к Владимирской и Суздальской епархии также присоединяется Переславльская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010