Публикуется текст из толкования Аввакумом псалма 44-го с обращением к царю Алексею Михайловичу по изданию: Демкова Н. С., Сесейкина И. В. Старейший (печорский) список «Книги толкований и нравоучений» Аввакума, найденный В. И. Малышевым И Древлехранилище Пушкинского Дома. Материалы и исследования. Л., 1990. С.73146 (издано по рукописи конца 16701680-х гг.: БАН, собр. Текущие поступления 105 (8779), л. 116215 об.). 1145 ...перерезал бы, что Илия-пророк... у трапезы Иезавелины! – О жестокой расправе Ильи-пророка с жрецами языческого бога Ваала, которым покровительствовала царица Иезавель (см.: Чис.31:16 ), Аввакум вспоминает неоднократно, размышляя о допустимости и необходимости для христианина расправы с еретиками. 1146 ...учение Валаамово, иже учаше Валака... в Ферапонтове... новой Валаам-блудодей, Царя... развратил... – Аввакум использует текст Апокалипсиса ( Апок.2:14 ), позволяющий ему соотнести фигуры патриарха Никона и царя Алексея с библейскими персонажами (в Книге Чисел, на которую ссылается Аввакум, рассказывается иначе: прорицатель Валаам, напротив, не подчинился требованиям царя Валака и отказался проклясть враждебный Валаку народ Израиля); Ферапонтов монастырь на Белом озере – место ссылки Никона с 1667 по июнь 1676 г. 1147 ...яко древле Артаксерксе Амана... – История казни вавилонским царём Артаксерксом вознёсшегося сановника Амана, клеветника и обманщика (сюжет библейской «Книги Есфирь»), была хорошо известна москвичам XVII в.: пересказы её встречаются в рукописях с текстом Хронографа (Книга «Есфирь» легла в основу первой пьесы, поставленной в придворном театре царя Алексея Михайловича в 1672 г., «Артаксерксово действо»). 1150 Антидор – часть просфоры, остающаяся после того, как из просфоры вынут «агнец» для причастия. 1154 ...якоже змеи ныне летают к женам... – Народные легенды и былички о бесе и антихристе в образе змея-блудника, отразившиеся в эпосе, заговорах и в русской сказке, а в трансформированном виде и в русских житиях (ср., например, Житие Петра и Февронии Муромских), Аввакум рассматривает как вполне правдоподобные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Распространение визант. искусства комниновского времени как бы раздвинуло границы империи вопреки территориальным потерям. Эту своеобразную ситуацию демонстрирует искусство норманнской Сицилии сер. XII в. Король Сицилии Рожер II пригласил в 1148 г. к-польских художников для украшения собора в Чефалу. Визант. мастера уже работали при дворе этого правителя. В 1143 г. ими была расписана Палатинская капелла в Палермо (построенная в 1132-1140). Она была посвящена ап. Петру, изображение к-рого первоначально украшало конху центральной апсиды. В 60-х гг. XII в. при кор. Вильгельме I капелла была перестроена, заменена мозаика конхи апсиды и выполнена роспись нефов. К 1-му этапу относятся мозаики алтаря и купола трансепта с изображением Христа Пантократора в медальоне, окруженного архангелами, пророками в барабане и евангелистами в тромпах. В 1146-1151 гг. греч. мастера украсили мозаиками ц. Марторана (Санта-Мария дель Аммиральо), построенную адмиралом Антиохии Георгием, где в подражание визант. василевсам кор. Рожер II изображен коронуемым Христом. Программа росписи ц. Марторана, так же как и купольной части Палатинской капеллы, является вариантом визант. декорации купольного здания. В соборе в Чефалу визант. мастерами была разработана новая живописная система. Сочетание базиликальной формы здания с визант. программой росписи крестово-купольного храма придало своеобразие сицилийским мозаикам. Созданный в Чефалу тип декорации с изображением Христа Пантократора в конхе апсиды затем повторился в Палатинской капелле в Палермо (1154-1166) и в соборе в Монреале (80-е гг. XII в.). Текст на страницах раскрытого Евангелия написан на греч. и лат. языках. В верхний ярус апсиды переместилось изображение Богоматери, по сторонам Которой архангелы и апостолы (Чефалу), а также святители (Палатинская капелла, собор в Монреале). Евангельские сюжеты сосредоточены в трансепте, на стенах центрального нефа - сцены ветхозаветного цикла. Помимо греч. и западноевроп. мотивов в убранстве интерьера сицилийских храмов большую роль играют араб. декоративные элементы: стены покрыты орнаментами, использованы раскрашенная деревянная резьба, инкрустация по мрамору и позолоченные детали. Благодаря многолетним работам над огромными мозаичными ансамблями в Сицилии сформировалась собственная школа, ее произведения сохранились также в Италии (напр., мозаики мон-ря Гроттаферрата, кон. XII в.). Др. итал. центром византинизирующей живописи была Венеция . Тесные контакты с К-полем и большая греч. диаспора способствовали развитию на визант. базе местной школы. Об этом свидетельствуют мозаики XII в. соборов в Торчелло , Мурано и Сан-Марко в Венеции. Связи с Византией поддерживали мн. мон-ри Италии, в к-рых сохранились росписи, выполненные греч. художниками и сопровождающиеся греч. надписями, напр. фрески кон. XII в. в атриуме ц. Сант-Анджело ин Формис в Капуе (основной объем храма расписан в 70-80-х гг. XI в.).

http://pravenc.ru/text/387113.html

Ростово-Суздальская земля была закреплена за ним еще при жизни отца. Β 1146 году умер Всеволод Ольгович, владевший Киевом. Киевский стол занял его брат Игорь Ольгович, который вскоре был смещен Изяславом Мстиславичем, внуком Владимира Мономаха . За Киев началась междоусобная распря, в результате которой в 1149 году киевский стол захватил Юрий Владимирович, но в 1151 году Изяслав Мстиславич вернул себе Киевское княжение. Β 1154 году Юрий Долгорукий снова захватил Киев и был киевским князем до 1157 года. 782 Вда же намь и мощи святыхь мученикь... рекши нам: «Сиа положите во основании». – По решению V Карфагенского собора, в основании каждого храма должны лежать мощи мучеников за христианскую веру. Среди мощей святых, положенных в основание Успенского собора Киево-Печерского монастыря, мощи святого Полиевкта – патриарха Константинопольского, за красноречие прозванного вторым Златоустом, который, по преданию, крестил княгиню Ольгу (память 5 февраля); Арефы Эфиопского – одного из мучеников, скончавшихся в Аравии в 523 году (память 24 октября); святого Артемия, который перенес в Рим мощи апостолов Андрея и Луки и за распространение хритианства в Египте принял в 363 году мученическую смерть (память 20 октября). 783 Та намстнаа... будет. – Местными («наместными») называются иконы, имеющие постоянное место в нижнем ярусе иконостаса, находящиеся по обеим сторонам царских врат в церкви. 784 Β дни благоврного князя Святослава, сына Ярославля... – Святослав Ярославич был великим киевским князем с 1073 по 1077 год (см. подробнее коммент. κ словам «изыдоша сие трие Ярославичи» (сноска 8)). 785 Въ Житии бо святого Антониа... – Житие Антония Печерского, по предположению С. П. Розанова, было создано не позднее 90-х годов XI века в Чернигове или Тмутаракани, ибо история возникновения Киево-Печерского монастыря в нем изложена иначе, чем в памятниках киевской литературной традиции (см. Розанов С. Π. Κ вопросу ο Житии преподобного Антония Печерского. – ИОРЯС за 1914 г., т. 19, кн. 1, 1915, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель Нифонт правил паствой 25 лет 8 месяцев. При неусыпных его заботах о сохранении мира в Русском государстве, при постоянных трудах и попечении для благоденствия паствы, он весьма много заботился об умножении славы Божией и вечном спасении вверенного ему стада. Памятником его высокого благочестия и его неусыпного попечения о спасении душ служит построение и украшение многих церквей в Новгороде, из коих некоторые существуют доныне. В 1135 г, заложил святитель Нифонт на Торговищи, на Козьей Бородке каменную церковь Успения Божией Матери, которая окончена была строением в 1144 г. и которая существует доныне. Здесь есть икона святителя, на которой он представлен в молении со святителем Никитой, тоже сперва бывшим пострижеником и подвижником Печерским, потом архипастырем Новгорода, который после своей кончины оставил сокровище мощей своих. В том же 1144 г. Нифонт украсил иконным писанием соборный храм Святой Софии весь, даже до притворов, и покрыл его оловом. А в 1151 г. он снова украсил внутри и снаружи храм Святой Софии: «Поби, – говорится в летописи, – Святую Софию свинцом, всю прямь (и всю извъну, по некоторым, изнову и извону) известию маза всю около». В этом же 1151 г. он соорудил другие две церкви святого Василия и равноапостольных Константина и Елены. В 1151 г. на Торговой стороне Новгорода, на Иворовой улице, заложил каменную церковь святого Климента, которая существует доныне. В 1154 г. при епископе Нифонте и его же старанием на Софийской стороне на Савиной улице устроена каменная церковь Саввы Освященного. Немало он обновил и других церквей на Торговой стороне, обгоревших во время страшного пожара в 1152 г. Пример архипастыря благотворно действовал и на других благочестивых людей. В 1135 г. заложена каменная церковь Николая Чудотворца в Неревском конце на Яковлевой улице. В 1146 г. построены четыре церкви деревянных: святых благоверных Бориса и Глеба в околотке, в каменном городе – Козьмы и Дамиана на Холопьи улицы; святого пророка Илии и святых апостолов Петра и Павла на холме.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

См. выше § 10; Знаменский. Ук. соч. С. 426–430. 1140 ПСЗ. 7. 4571, 4579. 1141 ПСЗ. 8. 5944 (1732 г.). На Украине значительная часть приходского духовенства происходила из шляхты. Об ограничении их прав при Анне: ПСЗ. 9. 6614, 6724; ср.: Титлинов. Правительство Анны Иоанновны. С. 185, 187–200. Наказы 1767 г.: Сборник. 43. Приложение; см. также: Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 1. С. 431 и след. и выше § 8. 1142 См. § 6, 11. Мнение патриарха Никона об Уложении, в: Зап. Отделении русс. и слав. археологии. 1861. 2; ПСЗ. 1. 412 (Собор 1667 г.); АИ. 4. 253 (Собор 1675 г.); ААЭ. 4. 204 (Собор 1675 г.). 1143 «Статьи» патриарха Адриана, в: Чтения. 1847. 4; ПСЗ. 4. 1876, 1829, 2310; Горчаков. Монастырский приказ. С. 123, 198. 1144 Горчаков. Ук. соч. С. 123–128. 1145 ПСЗ. 6. 4113; 7. 4190. Ст. 8, 16; 8. 5818; Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 1. С. 439, 441. 1146 Знаменский. Ук. соч. С. 441 и след.; ср. Владимирский-Буданов. Обзор (1888). С. 241. 1147 ПСЗ. 6. 4012; ср. 4113. 1148 Прибавление о священниках. Ст. 11–12. Ср.: Свод законов. 16. 2 (изд. 1892 г.). Ст. 555–556; 16. 1. Ст. 704, а также 15. 2. Ст. 598–599. Ср. трактовку тайны исповеди у Нечаева (1890). С. 189 и след. 1149 Об истории Преображенского приказа см.: Веретенников В. И. Очерки по истории Тайной канцелярии петровской эпохи, в: ЖМНП. 1907. 9; Знаменский. Ук. соч. С. 79–91, 445–449; Титлинов. Правительство Анны Иоанновны. С. 185–200; Голубев А. Сыскной приказ (1730–1763), в: ОАМЮ. 4 (1884), особенно с. 85–89; ср. § 8. 1150 См. лит. в прим. 62. 1151 Знаменский. Ук. соч. С. 460–463; Титлинов. С. 185–200. 1152 Латкин. Учебник (2-е изд. 1909). С. 54 и след.; он же. Проект нового уложения, составленный законодательной комиссией 1754–1766 годов. СПб., 1893. 1153 ПСЗ. 11. 8546, 8844; ПСПиР. Е. П. 1. 72; ПСЗ. 12. 9314. 1154 ПСЗ. 12. 8904, 8981, 8914; 12. 9113, 9198, 9483, 9548; 12. 9781. Указ в защиту приходского духовенства от произвола помещиков от 29 ноября 1744 г.: ПСЗ. 12. 9079; ср. 14. 10750. Дополнительный фактический материал: Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 117–125; см. также «пункты» Белгородского епископа Порфирия Крайского (1767 г.) о грубом обращении помещиков с сельским духовенством, в: Сборник. 43. С. 430–433. 1155

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

См. выше § 10; Знаменский. Ук. соч. С. 426–430. 1140 ПСЗ. 7. 4571, 4579. 1141 ПСЗ. 8. 5944 (1732 г.). На Украине значительная часть приходского духовенства происходила из шляхты. Об ограничении их прав при Анне: ПСЗ. 9. 6614, 6724; ср.: Титлинов. Правительство Анны Иоанновны. С. 185, 187–200. Наказы 1767 г.: Сборник. 43. Приложение; см. также: Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 1. С. 431 и след. и выше § 8. 1142 См. § 6, 11. Мнение патриарха Никона об Уложении, в: Зап. Отделении русс. и слав. археологии. 1861. 2; ПСЗ. 1. 412 (Собор 1667 г.); АИ. 4. 253 (Собор 1675 г.); ААЭ. 4. 204 (Собор 1675 г.). 1143 «Статьи» патриарха Адриана, в: Чтения. 1847. 4; ПСЗ. 4. 1876, 1829, 2310; Горчаков. Монастырский приказ. С. 123, 198. 1144 Горчаков. Ук. соч. С. 123–128. 1145 ПСЗ. 6. 4113; 7. 4190. Ст. 8, 16; 8. 5818; Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 1. С. 439, 441. 1146 Знаменский. Ук. соч. С. 441 и след.; ср. Владимирский–Буданов. Обзор (1888). С. 241. 1147 ПСЗ. 6. 4012; 4113. 1148 Прибавление о священниках. Ст. 11–12. Ср.: Свод законов. 16. 2 (изд. 1892 г.). Ст. 555–556; 16. 1. Ст. 704, а также 15. 2. Ст. 598–599. Ср. трактовку тайны исповеди у Нечаева (1890). С. 189 и след. 1149 Об истории Преображенского приказа см.: Веретенников В. И. Очерки по истории Тайной канцелярии петровской эпохи, в: ЖМНП. 1907. 9; Знаменский. Ук. соч. С. 79–91, 445–449; Титлинов. Правительство Анны Иоанновны. С. 185–200; Голубев А. Сыскной приказ (1730–1763), в: ОАМЮ. 4 (1884), особенно с. 85–89; ср. § 8. 1150 См. лит. в прим. 62. 1151 Знаменский. Ук. соч. С. 460–463; Титлинов. С. 185–200. 1152 Латкин. Учебник (2–е изд. 1909). С. 54 и след.; он же. Проект нового уложения, составленный законодательной комиссией 1754–1766 годов. СПб., 1893. 1153 ПСЗ. 11. 8546, 8844; ПСПиР. Е. П. 1. 72; ПСЗ. 12. 9314. 1154 ПСЗ. 12. 8904, 8981, 8914; 12. 9113, 9198, 9483, 9548; 12. 9781. Указ в защиту приходского духовенства от произвола помещиков от 29 ноября 1744 г.: ПСЗ. 12. 9079; ср. 14. 10750. Дополнительный фактический материал: Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 117–125; см. также «пункты» Белгородского епископа Порфирия Крайского (1767 г.) о грубом обращении помещиков с сельским духовенством, в: Сборник. 43. С. 430–433. 1155

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Согласно этому преданию, вызванный в Орду ханом Менгу-Тимуром, Роман порицал перед ним ислам , не желая отказаться от христианской веры, за что и был подвергнут мучительной казни – постепенному отрубанию всех членов. Однако достоверность этих сведений сомнительна, ибо в то время татары еще не принадлежали к какой-то определенной религии, да и религиозную принадлежность Менгу-Тимура невозможно установить с точностью. Так или иначе, местное почитание Романа, если таковое имело место, было не слишком распространено до XVI в., поскольку на Московском соборе 1549 г., занимавшемся упорядочением канонизации, имя Романа не фигурировало. Вдова Романа Анастасия пребывала в Рязани в качестве правительницы при своих малолетних сыновьях и вместе с рязанским епископом Иосифом принимала участие в изготовлении списка русской редакции Номоканона, полученной от митрополита Кирилла II (1284 г.). Ростислав (Михаил) Всеволодович, сын Всеволода Ярославича и брат Владимира Мономаха , родился в 1070 г., погиб 26 мая 1093 г. Приблизительно с 1085 г. Ростислав был князем в Переяславле-Русском и утонул во время одного из походов против половцев. Ростислав (Михаил) Мстиславич, внук Владимира Мономаха , родился, вероятно, после 1100 г., умер 14 марта 1167 г. Около 1125 г. стал князем смоленским, а в 1159–1167 гг. – киевским. В результате многолетних усилий Ростиславу удалось основать в Смоленске в 1134/1136 г. самостоятельную епископию. Развитие каменного церковного строительства в Смоленске также тесно связано с ктиторством Ростислава. В 1146–1154 гг. он поддерживал своего брата Изяслава Мстиславича в борьбе за Киев против Юрия Владимировича Долгорукого. Политическое влияние Ростислава было шире границ Смоленского княжества, что позволило ему после ряда неудач также занять киевский стол 12 апреля 1159 г. Гибкость его церковно-политической линии (см. справки о митрополитах Климе, Константине I, Феодоре, Иоанне IV) помогла Ростиславу восстановить авторитет киевских сениоров, и его правление стало последним блестящим периодом в истории Киевской Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стефан II 925 г., из митрополитов амасийских , евнух (Ibid. § 683). Св. Трифон 928 г., монах (Ibid § 686). Феофилакт 933 г., сын имп . Романа, синкелл . Св. Полиевкт 946 г. монах (Ibid. § 700). Василий И-й 970 г., из монахов олимпийского монастыря (§ 703). Антоний III-й Студит 974 г., из монахов студийских (Ibid § 707). Николай ИИ-й Хризоверг 982 г. О прежнем его сане ничего неизвестно. Сисинний ИИ-й 995 г. у Кедрина р. 702 называется μαγςρος, т. e. magister officiorum – начальник придворных чинов. Сергий II-й 999 г. игумен (Кедрин р. 702). Евстафий 1019 г., главный священник над придворным духовенством (Chronolog. Patr. Historia § 725). Алексий 1025 г., игумен студийский (§ 726. 732). Михаил Керулларий 1043 г., монах (§ 738). Константин ИИИ-й Лихуд 1059 г. протовестиарий, мирянин и евнух ( Γεωργ. Αμαρτωλ. р. 883 not). Иоанн VIII Ксифилин 1064 г, с молодых лет монах (Histor. Patriarch. Chronolog. § 754). Козьма I 1075, монах святоградский (§ 762). Евстратий Гарида 1081 г., монах (§ 765). Николай ИИИ-й Грамматик 1084 г., из монастыря предтеченского в Константинополе (Lequ. Oriens Chr. Т. 1. р. 265). Иоанн IX , 1111 г. иеромнемон, из клира великой церкви, диакон (Hist. Patr. § 779). Лев Стипиот 1134 г., диакон и эконом великой церкви (Ephrae m . Angelo Maii р. 239). Михаил II оксийский 1143 г., настоятель оксийского монастыря (Ibid. § 790. 791). Козьма II аттик 1146 г., из диаконов (§801). Николай IV Музалон 1148 г., из архиепископов кипрских, а прежде состоял в различных должностях церковных (§ 811). Феодот ИИ-й 1151 г. игумен монастыря воскресенского (§ 814). Константин IV Хлиарен , 1154 г., диакон великой церкви и сакелларий патриарший (§ 829). Лука Хризоверг 1156 г., монах (ib. § 834). Михаил III Анхиали 1169 г., диакон и сакелларий великой церкви (§ 835. 844. 845). Харитон 1178 г., игумен манганский (§ 846). Фиодосий Воррадиот 1178 г. монах из горы св. Авксентия (§ 854). Василий II Каматер 1183 г., диакон и хартофилакс великой церкви (§ 854). Никита II Мунтан 1186 г. сакелларий великой церкви (Ibid. § 856. 858).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Юрьевца, он должен был удалиться из прихода и двинулся в Москву. «На Кострому прибежал, – говорил Аввакум, – ано и тут протопопа же Даниила изгнали» 1146 . Нельзя не отметить поразительного совпадения в приемах деятельности членов кружка Стефана Вонифатьева: все они вели упорную борьбу с народными увеселениями и скоморохами. Аввакум передает о себе, что он особенно ратовал против скоморохов, а другой его сподвижник, Иван Неронов ходил даже в полночь сражаться с ними 1147 . Такое строгое отношение к невинным, на народный взгляд, развлечениям, разумеется, особенно озлобляло прихожан, и ревнители, поневоле покинув свои паствы, в последние минуты патр1аршества Иосифа собрались в Москве около своего руководителя Стефана Вонифатьева 1148 . Но вот патриаршую кафедру занял (с 25 июля 1652 г.) Никон. Когда он издал свою известную «Память о поклонах и троеперстии», весь кружок ревнителей пришел в —852— движение. «Мы с Даниилом, – говорит Аввакум, – написав из книг выписки о сложении перст и поклонах, и подали государю» 1149 . Равным образом, Даниил участвовал и в составлении другой челобитной за Неронова 1150 . Но новый энергичный патриарх принял ряд строгих мер против членов кружка. «После того, – рассказывает Аввакум, – вскоре схватил Никон Даиила, в монастырь за Тверскими вороты, при царе остриг голову и, содрав однорядку, ругая, отвел в Чудов монастырь в хлебню 1151 , и, муча много, сослали в Астрахань. Венец тернов на главу ему там возложили, в земляной тюрьме и уморили» 1152 . В другом месте Аввакум называет Даниила —853— священномучеником, пострадавшим за правоверие от Никона 1153 , а в журнале «Виноград Российский» Даниил именуется «предивным», наряду с Павлом, еписк. Коломенским и Аввакумом 1154 . Вот эти отзывы показывают, что Костромской протоп. Даниил был одним из видных деятелей в кружке первых расколоучителей, хотя подробности о его Московской жизни до нас не дошли 1155 , равно, как и нет возможности определить степень его участия в составлении упомянутых выше челобитных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всеволод Ольгович 5 марта 1139 – 30 июля 1146 21. Игорь Ольгович 30 июля 1146 – 13 августа 1146 22. Изяслав Мстиславич 13 августа 1146 – 27 августа 1149 23. Юрий Владимирович Долгорукий 28 августа 1149 – лето 1150 24. Изяслав Мстиславич (во второй раз) совместно с Вячеславом Владимировичем лето 1150 – август 1150 25. Юрий Владимирович(во второй раз) начало сентября 1150 – март 1151 26. Изяслав Мстисловичсовместно с ВячесловомВладимировичем(оба в третий раз) после 20 марта 1151 – 19 ноября 1154 27. Вячеслав Владимирович(в четвертый раз) совместно сРостиславом Мстиславичем ноябрь 1154 – декабрь 1154 28. Изяслав Давыдович, внукСвятослава Ярославича январь 1155 – март 1155 29. Юрий Владимирович(в третий раз) 20 марта 1155 – 15 мая 1157 30. Изяслав Давыдович(во второй раз) 19 мая 1157 – декабрь 1158 31. Мстислав Изяславич, внукМстислава Владимировича 22 декабря 1158 – 11 апреля 1159 32. Ростислав Мстиславич(во второй раз) 12 апреля 1159 – после 8 февраля 1161 33. Изяслав Давыдович(в третий раз) 12 февраля 1161 – 6 марта 1161 34. Ростислав Мстиславич(в третий раз) 6 марта 1161 – 14 марта 1167 35. Владимир Мстиславич, внукВладимира Мономаха после 14 марта 1161 – ранее 15 мая 1167 36. Мстислав Изяславич(во второй раз) 15 мая 1167 – 12 марта 1169 37. Глеб Юрьевич,сын Юрия Долгорукого после 12 марта 1169 – конец февраля 1170 38. Мстислав Изяславич(в третий раз) конец февраля 1170 – 13 апреля 1170 39. Глеб Юрьевич (во второй раз) апрель 1170 – 20 января 1171 40. Владимир Мстиславич(во второй раз) 15 февраля 1171 – 10 мая 1171 41. Роман Ростиславич июль 1171 – февраль 1173 42. Михалко и ВсеволодЮрьевичи, сыновьяЮрия Долгорукого 18 февраля 1173 – 24 марта 1173 43. Рюрик Ростиславич 24 марта 1173 – ок. 1 сентября 1173 44. Ярослав Изяславич,внук МстиславаВладимировича после 10 ноября 1173 – декабрь 1173 45. Святослав Всеволодович,сын Всеволода Ольговича 12 дней в декабре 1173 или в январе 1174 46. Ярослав Изяславич(во второй раз) – июнь/июль 1174 47. Роман Ростиславич(во второй раз) июнь/июль 1174 – 22 июля 1176 48.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010