Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ ОХРИДСКИЙ (ок. 1100, Охрид, Македония - ок. 1169 или 1174), архиеп. Фессалоникийский (1145-1169), богослов, ритор и церковный деятель. Был протонотарием Патриарха Михаила II (1143-1146). Как один из наиболее образованных церковных иерархов своего времени дважды принимал участие в диспутах в К-поле с лат. прелатами, с епископами Хафельбергским Ансельмом (2 или 3 окт. 1154) и Генрихом Беневентским (1166). В 1155 г. папа Адриан IV обратился к В. О. с просьбой о посредничестве в переговорах с визант. имп. Мануилом I для заключения унии Церквей (PG. 119. Col. 928-929). В ответе В. О. отклонил претензии Рима на примат и требовал уступок в вопросах Filioque и опресноков . Участник Константинопольского Собора 1157 г., на к-ром были осуждены за ересь Сотирих Пантевген и Никифор Василаки . в 1160 г. написал эпитафию на смерть имп. Ирины-Берты Зульцбахской, первой жены имп. Мануила. Для еп. Сирмия составил каноническое заключение о степенях родства, препятствующих вступлению в брак. Переписывался с поэтом Иоанном Цецем . Соч.: PG. 119. Col. 929-936, 1119-1120; Васильевский В. Неизд. надгробная речь Василия Охридского, архиеп./митр. Фессалоники//ВВ. 1894. Т. 1. С. 105-132; Regel W. Fontes rerum byzantinarum. СПб., 1917. Т. 1, 2. С. 311-330; Schmidt J. Des Basilius von Achrida, Erzbischofs von Thessalonich bisher unedierte Dialoge. Münch., 1901. Лит.: Dr ü seke J. Bischof Anselm von Havelberg und seine Gesandschaftsreisen nach Byzanz//ZKG. 1900. Bd. 21. S. 160-185; idem. Zu Basileios von Achrida//ZWTh. 1905. Bd. 48. S. 112-120; Janin R.//DHGE. T. 4. Col. 1160-1161; Mercati S. Βασλειος Αχριδηνς e non Βασιλες Αχριδηνν, Βασλειος e non Κλος//BZ. 1934. Bd. 34. S. 348-351; Schreiber G. Anselm von Havelberg und die Ostkirche//ZKG. 1942. Bd. 60. S. 354-411; Darrouz è s J. Un faux Théodore de Cyzique//REB. 1967. T. 25. P. 291-292; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 626. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ СЕВИР ок. 1540/41 - 1616, титулярный митр. Филадельфии Лидийской, предстоятель греч. общины в Венеции, правосл. богослов-полемист ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста)

http://pravenc.ru/text/149761.html

Скачать epub pdf 144. Мстислав II Изяславич, великий князь киевский сын Изяслава II Мстиславича, великого князя киевского, от первого брака с неизвестною. О годе и месте его рождения сведений нет; посланный отцом с дружиной переяславской и берендеями, грабил область Северскую в 1146 г.; из Курска, жители которого не хотели биться за него, уехал к отцу в Киев и отстоял от князя Юрия суздальского, своего двоюродного деда, Переяславль в 1147 г.; посаженный тут отцом в 1148 г., тщетно старался взять этот город после бегства Юрьева в 1150 г.; ведя к отцу союзных венгров, подвергся нежданному нападению князя Владимирка галицкого и едва спасся в Луцк в 1151 г.; участвовал в походе отца на Галич и бился там при р. Сане в 1152 г.; Успешно воевал землю половецкую в 1153 г.; по вокняжении Ростислава, своего дяди, отразил половцев от Переяслава в 1154 г.; возмущенный трусостью дяди, удалился с поля битвы на р. Белоусе, осажден в Луцке сторонниками вокняжившегося Юрия и, вверив защиту города брату, отправился за союзниками в Польшу в 1115 г.; отсиделся во Владимире-Волынском от великого князя Юрия в 1156 г.; вступив в союз с Изяславом Давидовичем, князем черниговским, против Юрия, в 1157 г., выбил первого, уже великого князя, из Киева 22 августа 1158 г.; ссорился с дядей, великим князем, в 1161 г.; умирился с ним в 1163 г.; по смерти его занял стол киевский в 1167 г.; совершил блистательный поход на половцев за р. Орел в 1168 г.; потеряв Киев, взятый приступом войсками князя Андрея Боголюбского, 8 марта бежал на Волынь в 1169 г.; после нового бесплодного покушения овладеть столом киевским умер в г. Владимире-Волынском 19 августа 1170 г. Тело его, по некоторым известиям, погребено там же, в Богородицкой церкви, им самим выстроенной. Великий князь Мстислав II был женат на дочери Болеслава III Кривоустого, короля польского, неизвестной по имени (см. 175), и имел от нее трех (по другим известиям, четырех) сыновей, в том числе знаменитого Романа, князя галицкого (см. 165). Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Скачать epub pdf 167. Ростислав Мстиславич, в св. крещении Михаил, великий князь киевский сын Мстислава Владимировича Великого, великого князя киевского от первого брака с Христиной Инговной, королевной шведской. Родился в Новгороде около 1110 г.; получил Смоленск около 1125 г.; отсюда ходил на князей полоцких в 1127 г. и на Чудь (эстов) с братом Всеволодом, князем новгородским (см. 56), в 1130 г.; вошел в неприязнь к новгородцам за Всеволода с 1137 г.; действовал против князей черниговских и завладел их городами по р. Сожу в 1142 г.; был в походе на Галич в 1144 г.; окончив другой поход туда же, приезжал, по смерти великого князя Всеволода II и приказанию нового великого князя Изяслава II Мстиславича, брата своего, вывести князя Вячеслава, дядю обоих, из Турова в Пересопницу (ныне местечко Луцкого уезда Волынской губернии), а наместников Вячеславовых взять в Киев закованными, в 1146 г.; помогая брату, великому князю, воевал землю суздальскую и сжег Любечь в 1147 г; советовал брату прекратить усобицу в 1148 г.; разбитый с братом 23 августа у Переяслава, возвратился в Смоленск в 1149 г.; вместе с братом разбил князя Юрия суздальского под Киевом в 1151 г.; присланный братом в Чернигов, осажден тут же князем Юрием, но выдержал осаду в 1152 г.; в угодность новгородцам поехал к ним на княжение в 1153 г.; по смерти брата, великого князя Изяслава II, сел на киевском столе в 1154 г.; разбитый на р. Белоусе Изяславом Давидовичем, князем черниговским (см. 105), потерял Киев и бежал в Смоленск в 1155 г.; призван новгородцами в 1157 г.; занял вторично стол киевский в 1159 г.; разошелся с новгородцами, потянувшимися к Андрею Юрьевичу Боголюбскому, князю суздальскому (см. 20), в 1160 г.; после битвы 8 февраля под Киевом бежал в Белгород, откуда, по смерти Изяслава Давидовича, убитого под Белгородом, в третий раз занял стол киевский 6 марта 1161 г. Умер на пути из Смоленска в Киев в Рогнедином селе Зарубине 17 марта 1167 г. Тело его погребено в киевской Федоровской церкви бывшего Вотчего (Отчего) монастыря. Великий князь Ростислав был женат на неизвестной (быть может, на дочери великого князя Всеволода II Ольговича), от которой имел пять сыновей (в том числе Мстислава Храброго) и дочь Агафью, за князем Олегом Святославичем черниговским. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Скачать epub pdf 191. Юрий I Долгорукий Владимирович, князь суздальский и ростовский, потом, троекратно, великий князь киевский сын Владимира II Всеволодовича Мономаха, великого князя киевского, от второго брака с неизвестною (см. 188). Родился в Чернигове или Переяславе около 1091 г.; нося звание князя суздальского, ходил Волгою на болгар камских в 1120 г.; утвержден (по мнению Татищева) князем ростовским в 1125 г.; выгнал из Переяслава племянника своего, князя Всеволода Мстиславича (см. 56), но, по убеждению великого князя Ярополка II Владимировича, брата своего, удалился, прокняжив тут 8 дней, в 1132 г.; опять выпросил у брата Переяслав в 1134 г.; разбил новгородцев на Ждановой горе 26 января 1135 г.; уехал из Переяслава в Ростов в 1137 г.; отнял г. Торжок у новгородцев, изгнавших от себя сына Юриева, Ростислава, в 1139 г.; и дал им вторично того же сына в 1141 г.; видел разорение суздальских владений от князей черниговских в 1142 г.; поссорился с племянником своим, Изяславом Мстиславичем (см. 106), приезжавшим в Суздаль помирить дядю с великим князем Всеволодом II Ольговичем, в 1143 г.; смотрел с досадою на вокняжение этого самого Изяслава в Киеве и решил идти на него войной в 1146 г.; застроил Москву, упоминаемую впервые под 28 марта 1147 г.; увидел одного из сыновей своих, Глеба, другом великого князя киевского в 1148 г.; выступил против великого князя, разбил его 23 августа у Переяслава и занял Киев в 1149 г.; мирным договором под стенами г. Луцка утвержден на великокняжении, которое покидал и занимал вторично в одном и том же 1150 г.; еще раз, благодаря своей беспечности, потерял Киев, хотел возвратить его, разбит на р. Руте (ныне Роток), осажден в Городце (ныне г. Остер Черниговской губернии) и вынужден уйти в свою суздальскую область в 1151 г.; застроив там г. Переславль-Залесский, снова пришел в южную Русь и 12 дней безуспешно осаждал Чернигов, окрестности которого по приказанию Юрия опустошены половцами, в 1152 г.; снова двигал рать к Киеву в 1154 г., но, по случаю смерти великого князя Изяслава II, приглашён самими киевлянами на стол киевский, который и занял в третий раз 20 марта 1155 г.; безуспешно осаждал г. Владимир-Волынский, защищаемый Мстиславом, сыном Изяслава II, и заключил союз с половцами в 1156 г. Умер в Киеве 15 мая 1157 г. Тело его Погребено там же, в церкви Преображения, бывшей Спасского монастыря, что на Берестове. Великий князь Юрий Владимирович Долгорукий был женат дважды: 1) на дочери Аэпы, сына Осенева, хана половецкого, неизвестной по имени, с января 1108 г.; 2) на гречанке, также неизвестной по имени (см. 155). От обеих жен родилось у него одиннадцать сыновей, в том числе великие князья: св. Андрей Боголюбский, Михалко (Михаил), Всеволод III, прозванием Большое Гнездо, и две дочери. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Патриархи Константинопольские за период 381–1453 гг. Нектарий – 381–397 Иоанн I Хрисостом – 398–404 Арасий – 404–405 Аттик – 406–425 Сисинний I – 426–427 Несторий – 428–431 Максимиан – 431–434 Прокл – 434–446 Флавиан – 446–449 Анатолий – 449–458 Геннадий I – 458–471 Акакий – 472–489 Фравита – 489–490 Евфимий – 490–496 Македонии I – 496–511 Тимофей I – 511–518 Иоанн II Каппадокийский – 518–520 Епифаний – 520–535 Анфим I – 535–536 Мена – 536–552 Евтихий – 552–565 Иоанн III Схоластик – 565–577 Евтихий (вторично) – 577–582 Иоанн IV – 582–595 Кириак – 595–606 Фома I – 607–610 Сергий I – 610–638 Пирр – 638–641 Павел II – 641–653 Пирр (вторично) – 654 Петр – 654–666 Фома II – 667–669 Иоанн V – 669–675 Константин I – 675–677 Феодор I – 677–679 Георгий I – 679–686 Феодор I (вторично) – 686–687 Павел III – 688–694 Каллиник I – 694–706 Кир – 706–712 Иоанн VI – 712–715 Герман I – 715–730 Анастасий – 730–754 Константин II – 754–766 Никита I – 766–780 Павел IV – 780–784 Тарасий – 784–806 Никифор I – 806–815 Феодор Мелиссии Касситера – 815–821 Антоний I Кассимат – 821–837 Иоанн VII Грамматик – 837–841 Мефодий I – 843–847 Игнатий – 847–858 Фотий – 858–867 Игнатий (вторично) – 867–877 Фотий (вторично) – 877–886 Стефан I – 886–893 Антоний II Кавлеа – 893–901 Николай I Мистик – 901–907 Евфимий I – 907–912 Николай I Мистик (вторично) – 912–925 Стефан II – 925–927 Трифон – 927–931 Феофилакт – 933–956 Полиевкт – 956–970 Василий I Скамандрин – 970–974 Антоний III Студит – 974–979 Николай III Хрисоверт – 979–991 991–996 – патриархов не было Сисинний II – 996–998 Сергий II – 1001–1019 Евстафий – 1019–1025 Алексей Студит – 1025–1043 Михаил I Кируларий – 1043–1058 Константин III Лихуд – 1059–1063 Иоанн VIII Ксифилин – 1064–1975 Косма Г- 1075–1081 Евстратий Гарида – 1081–1084 Николай III Кирдиниат Грамматик – 1084–1111 Иоанн IX Агапет – 1111–1134 Лев Стип – 1134–1143 Михаил II Куркуас – 1143–1146 Косма II Аттик – 1146–1147 Николай IV Музалон – 1147–1151 Феодот II – 1151–1154 (Неофит I – 1153–1154)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Св. Трифон 928–931. Феофилакт 933–956. Полиевкт 956–970. Василий I Скамандрин 970–974. Антоний III Студит 974–979. Николай II Хрисоверг 983–996. Сисиний II 996–999. Сергий II Мануилит 999–1019. Евстафий 1019–1025. Алексий 1025–1043. Михаил Керулларий 1043–1058. Константин III Лихуд 1059–1063. Иоанн VIII Ксифилин 1064–1075. Косма I 1075–1081. Евстратий 1081–1084. Николай III Грамматик 1084–1111. Иоанн IX 1111–1134. Лев Стипиот 1134–1143. Михаил II Куркуас 1143–1146. Косма II Аттик 1146–1147. Николай IV Музалон 1147–1151. Феодот 1151–1153. Неофит I несколько месяцев. Константин IV Лихуд 1154–1156. Лука Хрисоверг 1156–1169. Михаил III 1169–1177. Харитон 1177–1178. Феодосий I 1178–1183. Василий II Баматирх 1183–1186. Никита II Мунтан 1186–1189. Досифей 9 дней. Леонтий 1190 (месяцев 7). Досифей (вторично) 1190–1191. Георгий II Ксифилин 1191–1198. Иоанн X Каматир 1198–1206. Михаил IV Ставрион 1206–1112. Феодор II Ириник 1213–1215. Максим I 1215–1216 (6 мес.). Мануил I 1217–1222. Герман II 1222–1240. Мефодий II 1240 (3 мес.). Мануил II 1243–1255. Арсений 1255–1260. Никифор II 1260–1261. Арсений (вторично) 1261–1266. Герман III 1266–1267. Иосиф I 1267–1274. Иоанн XI Векк 1275–1282. Иосиф I (втор.) 1282–1283. Григорий II Кипрский 1283–1289. Афанасий I 1289–1293. Иоанн XII 1294–1303. Афанасий (вторично) 1303–1311. Нифонт I 1313–1315. Иоанн XIII Гликис 1816–1319. Герасим I 1320–1321. Исаия 1323–1333. Иоанн XIV 1833–1347. Исидор I 1347–1349. Каллист I Святогорец 1350–1354. Филофей 1354–1355. Каллист I опять 1355–1362. Филофей опять 1362–1876. Макарий 1376–1378. Нил 1378–1388. Антоний IV 1388–1395. Каллист II 1396. Матфей I 1397–1410. Евфимий II 1410–1416. Иосиф II 1416–1439. Митрофан II 1440–1443. Григорий III Мелиссин 1445–1450. Афанасий II 1450–1453. Геннадий II Схоларий 1453–1460. Исидорх II 1460–1465. Софроний I 1465–1466. Иоасаф I 1466–1469. Mapk II 1469–1470. Симеон 1 1470–1473. Дионисий I 1473–1478. Симеон (втор.) 1478–1481. Рафаил I один год. Максим II 1482–1488. Нифонт II 1488–1490.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Свт. Кирилл II 6.04.1230 – 21.05.1262 Рязанские епископы Арсений упом. в 1207–1212 гг. [Сщмч. Евфросин] упом. в 1220–1230- е гг. Смоленские епископы Мануил поставлен в 1136 г., упом. вплоть до 1168 г. Константин упом. в 1180 г. Симеон упом. в 1197 г. Свт. Игнатий упом. 19.03.1205. Лазарь ( до 1225/1226 г. Афанасий [Свт. Меркурий] ( 1239. Туровские епископы [Фома] поставлен в 1005/1006 г. Кирилл поставлен 6.11.1114. Симеон Игнатий Иоаким рукоположен в 1144 г., упом. в 1146 г. Георгий Свт. Кирилл (II?) до 1169 г. — до 1182 г. Свт. Лаврентий упом. после 24.06.1183. Угровские епископы Иоасаф (прежде епископ во Владимире-Волынском) поставлен между 1229 и 1237/1238 г. После преосв. Иоасафа (его смерти или смещения) кафедра переведена в Холм. Черниговские епископы и митрополиты Неофит (титулярный митрополит) упом. 2.05.1072. до 1087 г. – 23.11.1111. Свт. Феоктист рукоположен 12.01.1113, настолование 19.01.1113 — 6.08.1123. Свт. Пантелеймон Онуфрий рукоположен в 1143 г., упом. в 1146–1147 гг. Антоний упом. в 1159 и 1163 гг., изгнан кн. Святославом Всеволодовичем ок. 1168 г. Порфирий упом. в 1177 и 1187 гг. Порфирий II упом. в 1230 и 1239 гг. Юрьевские (Поросские) епископы В середине XII в. кафедра была временно перенесена в Канев. Михаил упом. в 1072–1073 гг. Антоний упом. в 1089 и 1091 гг. Свт. Марин упом. в 1091 и 1095 гг. Даниил 6.01.1114 — 9.09.1122. Свт. Дамиан упом. в 1147 и 1154 гг. Адриан (занимавший одновременно и Белгородскую кафедру) упом. в 1197 1198 гг. Алексий до 1125/1126 г. Примечания По мнению Е. Е. Голубинского, первым Киевским митрополитом был высокопреосвященный Леон. А. В. Поппэ считает, что первым Киевский святительский престол занимал митрополит Феофилакт. В зависимости от того, принимаем мы сообщение Киевской летописи об участии Николая уже в сане еп. Полоцкого в рукоположении печерского архимандрита Василия летом 1183 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 626–628) или отвергаем это сообщение как анахронизм (Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. С. 339. Прим. 156).

http://sedmitza.ru/lib/text/443844/

На обратном пути княгиня, возможно, собиралась забрать святыню с собой, но сделать это не смогла. Судя по всему, она погибла в Палестине. На Русь она уже не вернулась, поэтому приблизительно в 1099 году Владимир Мономах снова женился. Таким образом, есть все основания предполагать, что именно княгиня Гида, в крещении Анна, первая русская паломница по святым местам, стала инициатором переименования обители россов на Афоне в Пантелеимонов монастырь. Благодаря ее щедрым вкладам русские монахи смогли переехать из тесной обители у края скалы в просторный и безопасный монастырь Фессалоникийца и, возможно, через нее получили некоторые святые реликвии, оказавшиеся в руках крестоносцев. Паломничества XII столетия В домонгольский период, когда русский монастырь на Афоне активно развивался, Гида вряд ли была его единственной вкладчицей. Щедрые дары сюда могли приносить многие русские люди, посещавшие Византию. Например, в 1089 году в Константинополь на поиски кандидатуры нового киевского митрополита взамен скончавшегося архипастыря Иоанна ездила сестра Владимира Мономаха княжна-монахиня Анна-Янка. Целый год она провела в Византии в поисках знающего славянский язык высокообразованного богослова. У нее, несомненно, было время, чтобы связаться с русскими монахами на Афоне, попросить их совета и оказать им посильную помощь. Возможно, по инициативе княжны-монахини и на ее средства около Афонского монастыря был построен Андреевский скит, ведь сама она была монахиней киевского Андреевского монастыря, основанного отцом — великим князем киевским Всеволодом Ярославичем, во святом крещении Андреем (†1093). Самым же последовательным покровителем Афонского монастыря, видимо, был великий князь киевский Изяслав Мстиславич, во святом крещении Пантелеимон. Он правил в Киеве несколько раз, начиная с 1146 года и до кончины в 1154 году. Можно также предположить, что вклады в Афонский монастырь делали все русские паломники по святым местам. Это и путешествовавший в 1106–1108 годах игумен Даниил, и святая Евфросиния Полоцкая (1176–1178), и архиепископ Новгородский Антоний, в миру Добрыня Ядрейкович (1200–1204), и многие другие паломники.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

J. E. The Legacy of the Early Middle Ages//Individuation in Scholasticism. 1994. P. 26). Этой теории, имевшей ярко выраженный метафизический характер, придерживались такие теологи раннего средневековья, как Иоанн Скот Эриугена ( 877), Одо , еп. Камбре (XI-XII вв.), Ансельм Кентерберийский ( 1109), Аделард Батский ( после 1146), Вильгельм из Шампо ( 1121/22), Тьерри Шартрский (XII в.), Иоанн Солсберийский ( 1180) и др. Все эти авторы интерпретировали индивидуальность преимущественно через идею различия и считали принципом И. либо акциденции (одну особую или определенный набор), либо совокупность всех свойств и характеристик вещи, включая неакцидентальные, т. е. субстанциальные (Ibidem). Вопрос об И. у этого круга авторов часто сливался с вопросом о различимости индивидов и об их отличии друг от друга, тем самым теряя процессуальное измерение. Серьезным изменениям «стандартная теория» была подвергнута в сочинениях Гильберта Порретанского ( 1154), к-рый, однако, не во всем отошел от ее метафизических принципов. Отказавшись от представлений о том, что И. зависит от набора акциденций, Гильберт разработал оригинальное учение, согласно которому каждая вещь обладает уникальным набором свойств, образующих ее единичное «полное качество», или «полную форму». Именно единичность совокупности свойств вещи и задает ее индивидуальность. Начало новому этапу споров об И. на лат. Западе, приведших к переосмыслению почти всех положений «стандартной теории» и отказу от многих из них, было положено появившимися переводами «Физики» и «Метафизики» Аристотеля, а также сочинений его араб. последователей - Ибн Рушда (Аверроэса) и Ибн Сины (Авиценны). В сочинениях последнего встречается оригинальное решение проблемы И., привлекшее внимание мн. лат. мыслителей XIII в. У Ибн Сины вопрос об И. тесно связан с вопросом о самоидентичности индивида. Набор акцидентальных характеристик может задавать определенного индивида (именно этого и никакого другого) в определенный момент времени, однако с помощью такого понимания индивидуальности невозможно объяснить самотождественность индивидуального субъекта при смене акциденций.

http://pravenc.ru/text/389565.html

Целый год она провела в Византии в поисках знающего славянский язык высокообразованного богослова. У нее, несомненно, было время, чтобы связаться с русскими монахами на Афоне, попросить их совета и оказать им посильную помощь. Возможно, по инициативе княжны-монахини и на ее средства около Афонского монастыря был построен Андреевский скит, ведь сама она была монахиней киевского Андреевского монастыря, основанного отцом — великим князем киевским Всеволодом Ярославичем, во святом крещении Андреем (†1093). Самым же последовательным покровителем Афонского монастыря, видимо, был великий князь киевский Изяслав Мстиславич, во святом крещении Пантелеимон. Он правил в Киеве несколько раз, начиная с 1146 года и до кончины в 1154 году. Можно также предположить, что вклады в Афонский монастырь делали все русские паломники по святым местам. Это и путешествовавший в 1106–1108 годах игумен Даниил, и святая Евфросиния Полоцкая (1176–1178), и архиепископ Новгородский Антоний, в миру Добрыня Ядрейкович (1200–1204), и многие другие паломники. Несомненно, посещали Афонский монастырь высланные Мстиславом Великим в Византию в 1130 году почти все полоцкие князья. На родину из них вернулись очень немногие. Были в этом монастыре и изгнанные в Византию сыновья Юрия Долгорукого: Мстислав, Василий и Всеволод, будущий великий князь Всеволод Большое Гнездо, с матерью Еленой, византийской принцессой. Всё это говорит о том, что Афонский монастырь был хорошо известен русским князьям и княгиням с первых лет своего существования. Братия получала от них материальную помощь для церковного строительства и обустройства монашеского быта. Всё это косвенно подтверждается и упадком Пантелеимонова монастыря после монгольского нашествия. Новый же расцвет обители начался только после того, как возродилось Русское государство. Примечания 1 Древняя Русь в свете зарубежных источников//Под ред. Е.А. Мельниковой. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2013. С. 252. 2 Там же. С. 375–378. 3 Там же. С. 376–377. СПРАВКА ОБ АВТОРЕ

http://e-vestnik.ru/history/nachalo_russ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010