1146 «Весь почти Восток, достопочтеннейший отец, приводится в колебание великою бурею…» (Свт. Василий Великий . Письмо 70. К Афанасию, архиепископу Александрийскому//Свт. Василий Великий . Творения. Т. 2. С. 564); «Я желал бы написать главе (τ κορυφα) их [то есть западных епископов]…» (Он же. Письмо 239. К Евсевию, епископу Самосатскому//Там же. С. 830). 1148 «Посему и мы рассудили, что положим самое приличное начало делам, если прибегнем к твоему совершенству, как общей всех главе (σπερ επ κορυφν τν ολων), и употребим тебя советником и вождем (συμβουλ κα γεμονι) в делах» (Свт. Василий Великий . Письмо 69. К Афанасию, архиепископу Александрийскому//Свт. Василий Великий . Творения. Т. 2. С. 561). 1150 Это объясняется тем, что письма Василия на Запад также были отправлены через Афанасия. «Quare cum Athanasius Basilii epistolam Romam misisset, vicissim (в свою очередь). Damasus nunc epistolae responsa ad Athanasium misit, ut ea Basilio reddenda curaret…» (Vita s. Basilii) – [«Как и [прежде] Афанасий переправил послание Василия в Рим, [папа] Дамас в свою очередь теперь отправил ответные письма к Афанасию, чтобы тот постарался доставить их Василию...»] 1152 В греческом подлиннике – «τος κριβεστεροις» (лат. accuratioribus). «κριβς» значит «точный», «основательный»; затем в переносном значении – «останавливающийся на мелочах», «педант». Василий с горечью выражается о западных епископах, которые на горячие мольбы о помощи отвечают пустыми придирками к внешним выражениям письма. 1154 «Западные иерархи, – говорит Cave (Кейв) в своей «Lives of the Fathers» [«Житиях отцов»], – сидели спокойно и тепло дома и не хотели обжигать себе пальцев в таком опасном огне, особенно в таком отдалении… и поэтому предоставили им ведаться с этими предметами как только могли…» (Cave W. Lives of the most eminent Fathers of the Church Ed. H. Cary. Oxf., 1840. Vol. II. Р. 246). 1164 В письме святейшим братьям и епископам на Западе Василий говорит, что ими, то есть западными и восточными епископами, да изрекается благое провозвестие отцов, низлагающее злоименную ересь Ария (см.: Свт. Василий Великий . Письмо 91. К Валериану, епископу Иллирийскому//Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 590. Ср.: Он же. Письмо 125//Там же. С. 631; Письмо 113. К пресвитерам в Тарсе//Там же. С. 619; Письмо 141. К Евсевию, епископу Самосатскому//Там же. С. 653).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

1158. 1246. 1274) и еврейский оригинал у Ап. Павла (I: 224. II: 157–9. 473). Семьдесят языков якобы обязательны для членов синедриона II: 854. Сенека фил. (II: 403,1198. 774,1103. 775,1117; 1009. 1010. 1011. 1013. 1017. 1018. 1019. 1023. 1029. 1030. 1039. 1046. 1082. 1105. 1146. 1286) в отношениях к иудейству (II: 1068 сл.), христианству и Ап. Павлу (II: 1048 сл. 1052 сл. 1056 сл. 1064 сл. 1068 сл. 1239,2038), переписка с последним (II: 1048–52) и его пороки (II: 1074–5). Sepharim chizzonim I: 833 сл. 880,567. II: 431,2. 656,827. 832–3. 850. Сефироты I: 261. 263. II: 221. Сивиллы и Сивидлины оракулы г. 868,548. 877,558. II: 774. 111,1029. (II: 413 и III: 16). Симеоново колено, из членов коего якобы были минимы, мистики александрийские II: 412,1246. Симеон, сын Гамадиила 81 II: 834 82 . 854. 870–1. Симеон, сын Гиддедя 83 I: 153. Сим(е)он бен-Иохай рав. 84 I. 187. 291. 293,60 698,164. II: 12. Симеон бен-Зома см. на стр. 23,4. Симеон бен-Лакиш рав. 85 I: 564,267. 854. 863–4. II: 10. 12. 414,1248. 1099. Симлай рав. 86 II: 849,119. Сим(е)он бен-Аззай рав. 87 II: 920,665а. Симон маг II: 808,1256. 1050. Синагога и книжничество II: 762,1049. Синагога Александрийцев и Тарсийцев II: 1246,29. συγγενες (–ς) II: 903. 967,945. Синайский завет по Гaлam. II: 72 сл. Синайское законодательство: при нем участвовали Ангелы (I: 701. 705 сл. 778–9), а у Израиля изглажден (первородный) грех , который остался у язычников, отвергнувших тогда закон Божий (I. 342. 795,361). Синедрион в римскую эпоху I: 153–4. Синедрион небесный I: 770. Синкретизм религиозный II: 434,5. 1068. 1148. 1151. 1154. 1159. συνεδηοι II: 804,1246. 979,1069. 984 (см. еще «совесть» на стр. 68). Синкелл Георгий, визант. хроногр. IX в. I: 837. 846,509. συ(ν)οτχεοιν II: 80. Сира рав. I: 716 напечатано ошибочно вместо «Зера» (см. стр. 35). Сирахова сына Иисуса книга см. «Иисуса с. Сир. кн.» выше на стр. 38. Сирийский язык II: 834. 853. Сион I: 566,276. Скинотворчество Ап. Павла I: 180–1. Скрибизм в иуд. I: 822,424. 832,456. σχλοψ I: 758,271. Смерть по иуд. воззрениям (I: 292 сл. 416–7 сл. 468) и у Ап. Павла (I: 469–470. 590,358)·

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

12. По томъ же всенощнъ 1145 етера вселюдска заутра, въ тыже церкви собравшиеся, изиде по всему граду, въ нейже бъ видъти всякого человъка и всякъ обраэъ върныхъ веселящься, и слезящь, и играющъ духовно, душею же и тъломъ, и неизглаголанною радующеся. He бъ бо разлучити, ли разсмотрити старости заутрьствомъ радованнымъ образомъ богатыя и нищая, благородныя и простородныя, но вси и вся вкупъ съ дерзновеными, забывши всяку напасть, съ святыми мощьми славнаго Климента, весь градъ обшедше, в церковь внидоша 1146 . И егда въ первыя двери 1147 хотяше вниити Святый Климентъ, славный причетъ с 1148 , яко единъми усты благодушно, се пъти начать: «прими просвъщника, церкы, тебе просвъщающа Климента святаго и славнаго днесь: яви бо ся богатьство и пресвятая держава, яко съ Петромъ и Павломъ сподобися слово Тъм же и прерища 1149 конца земли, скончася (и) въ Херсонъ. Господа възлюблъ кръпко 1150 и спасаеть тя. Достойно сего почти, яко подающа върнымъ велыю милость» 1151 . Туже святому бывшу и святыми мощьми воду свящыие 1152 и тою равно 1153 , и якоже и върою не мнъ послужыие, в своя домы с похвалою възвратишася, и благословяще Бога о семъ даръ велицъм и благодати небеснъй 1154 . 13. Сице убо о нескудное се богатство блаженыхъ славнаго Климента явлено бывше, достойно хвалу, яко отъ словесна естества съдътелеви его, Словеси словомъ весь миръ праздьственъ день свътлыя памяти его достойно сътворяща, и грядуща въ слъдъ въры от Бога яко настояща узримъ. Мы 6о есмь симъ вина и имъже ся есмь лишили его, но некли возникнемъ. Блаженъ бо градъ нашъ, сице намъ сущемъ и противныя отгонящемъ, явится 1155 . О блаженый съборе, пришедый въ тъ день къ рацъ преславнаго Климента, яко отъ земля другое солнце преславно узръвъ! О блаженыхъ мужъ несуменно не изнемогшее начати и на свътъ принести, таковыи славный даръ превзимающи! О рукы, пророческимъ клещамъ уподобльшася и страшныя угли мощий Климентовъ О блаженный соборъ всякаго възраста 1156 радъ совокуплься, и вселюдску и святый день мощий святаго Климента сътворъ! О пресловяй и преславне предо всъит и надо всъми Клименте, давыи намъ святый сьй день твоихъ мощей, не посрамль и давно вжагающаго нашего но себе вдавь неключимъ нами и непотребными руками нашими изысканъ и явленъ быти и желаннаго сокровища богатно насытитися. Буди же и нам чтущим тя днесьмысленныхъ даровъ датель незавидливъ, блистающимся и истекающимъ мыслено от красныа твоеа ракы, да душевныхъ и телесныхъ страстей и всъхъ противныхъ избавляеми изглаголаныа пророчьскы о твоихъ мощехъ, да сподобимся насладитися и еще яко отъ сада растуща и цвътуща все земно мысленаго села да тъми великими дарми напаяеми и храними, всяко силу противнаго поправше и потребльше преславную твою память ликовствуемъ радующеся украшаеми и всякоя доброты исполняеми и небесному неуклонно да утвержени будемъ явльшагося днесъ, свътло творящая присно честное твое святое мощей твоихъ Христа истиннаго Бога нашего со Отцемъ и со святымъ Духомъ и въ безконечныа въкы въкомъ. Аминь 1157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 . Вологоцкой епискуп Алексей. да рязанскои владыка Касьян. да крутицкой владыка Матфей. лежат, в паперти Успения Богородицы на правой стороне у передних дверей 1142 . 3 . Князь Василей Дмитриевич Палецкой лежит в паперти на правой стороне под лавкою, камен на нем подписан 1143 . 4 . Подле ево лежит отец ево князь Дмитрей Федорович Палецкой во инацех Деонисей камени на нем нет 1144 . 5 . Подле князя Дмитрия лежит князь Михаило Кубенской камень на нем подписан 1145 . 6 . Князь Борис Дмитриевич Палецкой. во иноцех Боголеп 1146 . 7 . Да подле ево князь Иван Петрович Шуйской во иноцех Иев лежат на правой же стороне дверей в паперти Успения Богородицы 1147 . 8 . Князь Феодор Прозоровской во иноцех Феодосеи, лежит в паперти Успения Богородицы по левую сторону дверей, камень на нем подписан 1148 . 9 . Князь Семен Сицкой во иноцех Серапион. лежит на левой же стороне. камень на нем подписан 1149 . 10 . Василей Михайлович Тучков лежит на левой же стороне подле Шереметевых 1150 . Шереметевы 11 . Иван Василевич Болшей во иноцех Иона да сын ево Еремей Иванович. да дочь ево княгиня Кайбалова инокиня Агафья Иван Василевич Меншей Шереметев да сын ево Федор Иванович Шереметев да сын Федоров Алексей Федорович Шереметев. Да Григорей Василевич Шереметев. Да Федора Ивановича Шереметева семья инока Ефросиния над нею камен подписан. все Шереметивы лежат в паперте по левую сторону дверей. Никита Васильевич Шереметев лежит за олтарем, у болшие церкви 1151 . 12 . Дьяк Никифор Шниулин да сын ево Исакии лежат в паперти на другой стороне камень над ними подписан 1152 . Воротынские Князь Владимер Иванович да князь Александр Иванович , во иноцех Арсенеи. Да князь Михайло Иванович да дети ево князь Логин Иванович во иноцех Иона. Да князь Иванов сын князь Алексей Иванович Воротынские. все лежат в церкви князя Владимира Киевского 1153 . Приложение пятое «Синодик братский» «Список» иноков, скончавшихся в Кириллове монастыре 1154 до второй четверти XVII го века, извлечен из «подстенного» синодика (Рукоп. Кир. библ. 759–1016) и сверен с рукописью Кир. библ. 754–1011 (об этих рукописях см. ниже в главе VI-oй). Так как при помощи хронологических сопоставлений этот список приобретает значение для статистики и разрешения вопросов о времени кончины тех или других членов кирилловского братства, то в примечаниях вами помещены указания на время смерти тех лиц, которых, по нашим соображениям, он имеет в виду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

409. Борис Юрьевич (Георгиевич), князь белгородско-туровский, один (по Миллеру, четвертый) из одиннадцати сыновей Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого, князя суздале-ростовского 191), вероятнее, от первого брака с дочерью Аепы, хана половецкого, внукой Осеневой, неизвестной по имени, – О времени и месте его рождения точных сведений нет; приезжал в Колтеск (бывший город в земле рязанской), за телом умершего тут своего брата Ивана Юрьевича (Георгиевича 887), которое и повез в Суздаль, к отцу, в феврале 1146 г,; получив от отца Белогород, находился при осаде Луцка, в 1149 г.; пьянствуя «ла сеннице» с дружиной и полами белгородскими, подвергся нечаянному нападению Изяслава II Мстиславича, изгнанного великого князя киевского 106), и бежал в Киев, к отцу, в 1150 г.; участвовал в войне отца с Изяславом II, в 1151 г.; получил от отца Туров (теперь местечко мозырьскато уезда минской губернии), в 1154 г.; по смерти отца, должен был оставить Туров и возвратился в Суздаль, в 1157 г.; ум. тут же, 2 мая 1159 г. – Тело его погребено в Борисоглебской церкви села Кидекши, на р. Нерли, в 4 верстак от Суздаля, – бывшей соборной мужеского Кидекшского или Кидекоцкого-Борисоглебского монастыря, основанного в 1152 г. князем Юрием Долгоруким, и неизвестно когда упразднённого. – Князь Борис Юрьевич был женат на Марье, известной только но имени ), и имел от неё дочь Евфросииию 735). 410. Борис Федорович 410. Борис Федорович, старший из двух сыновей Федора Юрьевича (Георгиевича), князя смоленского ). от брака с неизвестной. – Родословные указывают, что он жил в XIV в., князем не писался и оставил сына Александра, прозванием Иоля , саном боярина, родоначальника угасших дворян Полевых, фамилия которых, присоединенная впоследствии к другой, выезжих Немцев Балк , образовала фамилию Балк-Полевых . 411. Борис Федорович 411. Борис Федорович, прозванием Вепрь , третий из четырех сыновей Федора Константиновича Красного, князя фоминско-березуйского ), от брака с Евпраксией Федоровной, княжной дорогобужской 81), разведевой второй женой Симеона Ивановича Гордого, великого князя московского 176). – Из родословных видно, что он жил в XIV в., князем не писался и оставил сына Василия , умершего бездетным. 412. Брячислав

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

55 При такой обстановке нравов, конечно, не мог не выигрывать деятельный, искренно набожный и действительно воздержный Мономах, самый распорядок обыкновенной жизни которого, очёркнутый в его Поучении, был безупречен в глазах современников: «да не застанет вас, завещал Мономах детям, солнце на постели, тако бо отец мой деяшеть блаженый и вси добрии мужи свершении: заутреннюю отдавши Богови хвалу... и седше думати с дружиною, или люди оправливати, или лечи спати: спанье есть от Бога присужено полудне, от чина бо почивает и зверь и птицы и человеци» 56 . По описанию Татищева Мономах «лицем был красен, очи велики, волосы рыжеваты и кудрявы, чело высоко, борода широкая, ростом не вельмы велик, крепкий телом и силен вельми велик, крепкий телом и силен вельми, в воинстве вельми храбр и хитр на устроение войск» 57 . Девизом Мономаха была любимая поговорка его: «кто велий, яко Бог нашъ» 58 . От трёх жён своих, из которых имена двух последних неизвестны, Мономах имел сыновей: Мстислава, впоследствии вел. кн. Киевского (ум. 1132 г.); Изяслава, кн. Муромского (уб. в 1096 г.); Святослава, кн. Смоленского, (ум. 1114 г.); Ярополка, впоследствии вел. кн. Киевского (ум. 1139 г.) Вячеслава, кн. Туровского (ум. 1154 г.) Романа, кн. Владимиро-Волынского (ум. 1119 г.) Юрия Долгорукого, вел. кн. Суздальского (ум. 1157 г.), Андрея Доброго, кн. Владимирского (ум. 1141 г.) – и дочерей: Евфимию (ум. 1138 г.) за Белою Коломаном, королем Венгерским; Марию, (ум. 1146 г.), за греческим царевичем Леоном. Агафию (ум.1116г.) за Всеволодом Давидовичем, кн. Городенским, сыном Святославича Черниговского. Кончив жить, Мономах долго ещё не переставал упоминаться в речах и грамотах отдалённого потомства. Так в 1552 г., митрополит Макарий, укрепляя Ивана Грозного на брань с казанскими татарами, писал ему: «Сам, царю веси храбрость прародителей твоих, Богом венчанного царя Владимера Мономаха, и храброго великого князя Александра Невского, и прочих сродников твоих, каковы победы над погаными сотвориша и прославлены от Бога быша» 59 ; а длинная грамота 1613 г. о избрании на престол Михаила Фёдоровича Романова, между прочим, гласит: «По Всеволоде приим скифетр во обдержание Российскаго Государства сын его, князь великий Владимер Всеволодович, и своим храбрским подвигом Фракию Царяграда поплени, и превысочайшую честь, царский венец и диадиму от Греческого царя Констянтина Монамаха восприим, сего ради и Монамах наречеся» 60 , – чего, заметим быть никак не могло, потому что дед Мономахов, император Константин, умер в 1054 г., когда внуку его, сыну простого удельного князя, не имевшему никакой надобности в царском венце, был всего год от роду. Но подобная, хотя и умышленная неверность, всё-таки служит доказательством того безусловного почтения, которым пользовалась и пользуется до сих пор на Руси память Владимира Мономаха .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

6) Проедр. Этот чин, по словам Зонары, 1114 явился при Никифоре Фоке и первый был возведен в него Фокой паракимомен Василий. В наш период упоминаются следующие проедры: евнухи Николай, Никифор и Симеон при Константине VIII, 1115 евнух Феодор при Феодоре, 1116 Роман Склир при Мономахе и Стратиотике, 1117 Феодосий Мономах, 1118 Константин Лихуд и Феодор Алопос, послы Стратиотика к Комнину, 1119 Михаил Пселл , тоже посол, чин, вероятно, получивший при Комнине, 1120 Константин Дука перед возведением на престол, 1121 претор Ксир, 1122 Павел Катепан, 1123 Феодор Али-ат, приверженец Романа Диогена, 1124 Алексей Комнин при Парапинаке, 1125 Константин Хиросфакт и Михаил Атталиот при Вотаниате. 1126 Диоген возвел в чин проедра турка Хризоскула, победителя Мануила Комнина. 1127 7) Магистр. Это слово, некогда обозначавшее должность, гражданскую или военную, 1128 в XI в. имело титулярное значение. Чин магистра имел при Константине VIII Прусиан Болгарин. 1129 В этот чин возведены были при Михаиле Пафлагоне: Алусиан за услугу, оказанную грекам в борьбе с болгарами, 1130 » и племянник царя Константин; 1131 при Калафате Георгий Маниак; 1132 при Мономахе: Роман Склир, 1133 итал Аргир по прибытии в Византию, 1134 Михаил Ясит. 1135 Упоминаются магистры при Мо-номахе: Василий Феодорокан, 1136 Константин Аррианит, 1137 Иоанн, заведовавший прошениями, 1138 Константин Алан; 1139 при Стратиотике: Никифор Вотаниат, 1140 Михаил, сын Анастасия, Исаак Комнин и Катакалон Кекавмен. 1141 Последние два просили Стратиотика повысить их в следующий чин проедра, но просьба не была уважена. Евдокия возвела в магистры Романа Диогена, 1142 Диоген – Петра Ливеллия, укрепившего Иераполь. 1143 При Романе Диогене в чине магистра состояли: Никифор Вриенний, 1144 Василакий, 1145 Евстратий Хиросфакт. 1146 Носили еще этот чин: Константин Керулларий, 1147 Епифаний Филарет (современник Пселла), 1148 Михаил Атталиот до возведения в проедры. " 1149 Чин давался также иностранным князьям. При Романе III он дан был Димитрию, сыну Георгия-абасга и Алды-аланки, 1150 при Михаиле Пафлагоне эмиру Сицилии Абулафару Мохамеду, заключившему мир с Византией, 1151 при Константине Мономахе Какигу после уступки им Ания, 1152 при Константине Дуке венецианскому дожу Доминику Контарено. 1153 Просил Стратиотика дать ему чин магистра и норманн Эрве, но получил отказ. 1154

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

7. Если в аскетических воззрениях Симеона усмат­ривается влияние Иоанна Лествичника , то мистицизм Симеона составляет наиболее оригинальную часть его духовного наследия и носит лишь редкие следы влияния предшествующих Отцов. Можно, тем не менее, гово­рить о некоторой степени близости мистицизма Симео­на к мистицизму Григория Богослова , Макария Египет­ского, Исаака Сирина и Максима Исповедника . Что же касается Григория Нисского и Дионисия Ареопагита , то их мистическое богословие с характерной для него те­мой Божественного мрака, напротив, как будто не ока­зало глубокого влияния на Симеона. 8. В отличие от большинства церковных писателей, Симеон не колеблясь говорит открыто о собственном, личном мистическом опыте, опыте исключительном да­же в сравнении с великими Отцами прошлого. Яркая индивидуальность и неповторимость Симеона особенно проявляется в тех случаях, когда он говорит о видении Божественного света, об экстазе, о бесстрастии и обожении человека. Но даже описывая свой собственный мистический путь, Симеон всегда помещает его в кон­текст православного Предания. Пережитый им опыт богообщения он считает неотъемлемой частью церков­ного опыта, неизменно подчеркивая свою верность Пра­вославной Церкви. 1146 Что касается связи аскетических взглядов Симеона и вос­точно-христианского Предания в целом, то труд В.Фелькера в значительной мере покрывает эту область. Немецкий ученый выявил множество параллелей между Симеоном и более ран­ними аскетическими писателями, в частности, Иоанном Лествичником и Исааком Сириным ; см.: Völker. Praxis 1147 Анализ святоотеческого учения о слезах и покаянии см. в: ; Hausherr. Penthos. Ср. Gillet. Tears; Lot-Borodine. Lärmes. Не­которые аспекты учения Симеона о слезах бегло затронуты в: Sylvia Mary. Tears 1154 «А что это истинно, свидетельствует вместе со мною и златословесный Иоанн, великий столп и учитель Церкви, в сло­вах на пятидесятый псалом Давида», – пишет Симеон (Cat. 5, 125–127). Это один из редких случаев, когда Симеон дает точное  указание  на  источник.  Впрочем, идентифицировать цитату среди дошедших до нас творений Златоуста ученым не удалось: см. Krivocheine. SC 96, 387

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Arianismus, Real-Evcykl. II, s. 43. Montaut (Op. cit. p. 151), отмечая отсутствие юридических прав для председательства Мелетия, предполагает, что Мелетий был сделан председателем потому, что он раньше переговорил или лучше вступил в союз с Григорием Б. и его сторонниками: Григорием Нисским , Петром Севастийским и Воспорием Колонийским. Насколько то справедливо – вопрос открытый, но партийность выбора Мелетия в председатели ясна сама по себе. 796 Van Espen высказывает особый взгляд. По его мнению, Мелетий председательствовал на предсоборных заседаниях епископов; всеобщий Собор состоялся под председательством Тимофея Ал., а Нектарий председательствовал в 382 г., см. Hefele Op. cit. B. II, s. 6, anmerk. I. Данных для этого воззрения нет никаких. 802 Вообще нужно заметить, что председательство на Вселенском Соборе было только почетным председательством. “Духовный председатель на вселенском соборе не имел никаких твердо установленных прав”, см. Гидулянов, Op. cit. стр. 78. 804 Творения, ч. VI, стр. 56. De se ipso. Migne s. gr. XXXVII, p. 1156. Вся горечь Григория Б. вылилась в вопросе о заместителе Мелетия. Неудачное выступление раздражило Григория Б. и он назвал Отцов Собора стадом галок, осами, гусями и т. п. См. ч. VI, стр. 53, 56, 66 и т. д. De se ipso. Migne s. gr. t. XXXVII, p. 1146–1147, p. 1155, p. 1268. 807 Творения, ч. VI, стр. 55. Migne s. gr. t. XXXVII, p. 1154. В другом месте Григорий Б. говорит еще сильнее: “я не буду, – замечает он, – заседать на собраниях гусей или журавлей, которые дерутся между собою без всякой причины, где раздор, где смятение” (ч. VI стр. 66). Migne s. gr. t. XXXVII, De se ipso, p. 1268. Cavallera. Op. cit. p. 220–221. Проф. Лебедев (Op. cit. стр. 128, прим. 51) и Иванцов-Платонов (Op. cit. стр. 216) проводят ту мысль, что не следует серьезным историкам составлять представление о характере совещаний Второго Вселенского Собора по тем резким отзывам о нем, какие встречаются в известном стихотворении Григория Б. о своей жизни. Некоторые историки, наоборот, защищают ценность показаний Григория Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Vondobonae, 1862. T. II. P. 108–109); Антоний IV [янв. 1389–1390, авг. 1391 -май 1397] – иеромонах (Miklosich et Miiller. Acta. Т. II. P. 112; Γεδεν. Σ. 448); Каллист II (1397) – до патриаршества монах, потом иеромонах (Miklosich et Miiller. Acta... Т. П. Р. 292, 294); Матфей I (1397–1410) – иеромонах, ученик подвижника Марка и сподвижник патриарха Нила (Miklosich et Muller. Т. II. Р. 108–109); Евфимий II [окт. 1410-март 1416г.] – до патриаршества был монахом (Cuperus. Historia chronologica patriarcharum. Ср.: р. 184 (Acta Sanctorum. Изд. Болландистов. August. Τ. Ι). Antverpiae, 1733. Ср.: Γεδεν. Σ. 463: γιτατος και σοφτατος νρ; Banduri. Τ. II. Ρ. 989; Le Quien. Τ. I. P. 305–306); Афанасий//(1450) – иеромонах и игумен константинопольского монастыря Перивлепта ( Γεδεν. Σ. 407–408). 171 К этой группе относятся: Стефан I (886–17 мая 893) – клирик и синкелл патриарха Фотия (Continuatus. P. 353, 354, 264; Cedrenus. Т. II. Р. 206; Zonaras. Т. IV. Р. 38; Georgius Hamartolus. P. 766; Symeon Magister. P. 700); феофилакт [февр. 933–27 февр. 956] – сын императора Романа Лакапина и евнух, клирик-иподиакон и синкелл патриарха Николая Мистика (Continuatus. Р. 409–410, 422; Cedrenus. Т. И. Р.. 306, 311, 315; Zonaras. Т. IV. Р. 60, 63; Ephraemius. P. 402; Symeon Magister. P. 739, 745; Georgius Monachus. P. 902, 913; Michael Glicas. P. 559; Joel. Cronographia. Bonnae, 1836. P. 58); Еестафий [июль 1019-ноябрь 1025] – протопресвитер Большого царского дворца (Cedrenus. Т. II. Р. 476; Zonaras. Т. IV. Р. 124; Callistus. Col. 461 В; Ephraemius. P. 404); Иоанн IX Агапитос (1111–1134) – диакон ( λευτης) Великой Церкви, исполнял обязанности иеромнимона (Callistus. Col. 461 С; Ephraemius. P. 405–406); Лев Стиппис (1134–1143) – диакон и эконом Великой Церкви (Ephraemius. P. 406); Косъма II Аттик [апр. 1146–26 февр. 1147] – диакон в Константинополе (Choniata. P. 105–106); Константин IV Хлиаринос (1154-авг. 1156)-диакон и сакелларий Великой Церкви (Callistus. Col. 464 А; Ephraemius. P. 407); Михаил III Анхиальский (1169–1177) – диакон и сакелларий Великой Церкви, ипат философов (Callistus.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010