Вспомните семейные праздники, вспомню и я. Вот ребенком я наблюдаю, как мама готовит всяческие вкусности. Аппетитные яства выстраиваются на кухне перед отправкой за накрытый столовыми приборами стол. Гости еще в дороге, умопомрачительные запахи щекочут мой нос: – Мам, дай попробовать… – Подожди, гости скоро приедут. Все сядем за стол. Попробуешь вволю, для того и готовлю. Хотя и маленький, я понимаю, что просить бесполезно, придется ждать, когда наступит «вкусный час». Все родные и близкие соберутся, будут поздравлять друг друга, солнечно улыбаться, вкусно кушать и хвалить удачные блюда, поднимать за хозяев здравицы. Вот вам типичная картинка из семейного быта, не из церковной жизни. Однако и в церковной жизни что-то похожее тоже просматривается. Вспомним о библейских праотцах. Когда Исаак хотел благословить сына, как он готовился к благословению? «Он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;  возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,  и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Быт. 27: 1–4). Что было дальше? Исаак ждал любимого блюда от любимого сына. Готов был долго терпеть, ведь охотничьи трофеи не по расписанию достаются. Святой Исаак дождался любимого кушанья, вкусил его в радость сердца и благословил угодившего ему сына, который оказался… «расторопнее» Исава и больше Исава дорожил благословением отца. Это уже не типичная картина из семейного быта, но часть священной истории, в которой праведный Бог спасает грешных людей. Мы постимся, чтобы угодить Богу и получить от Него праздничную радость и укрепляющее нас благословение. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/pochemu-vse-postyatsya...

Когда прихожане мне говорят: «Я нарушил пост…», то быстро переспрашиваю: – Пил, гулял, бросался на людей, украл, убил, засудил? У христианина при этом округляются глаза. – Нет, съел на корпоративе рыбу и выпил пива. – Танцевала. – Ходил в кино. Зачем Богу невыпитое пиво или несъеденная колбаса? Он что, экономит колбасу или бережет реки от выбросов пивзаводов? Это старая проблема. О ней написано еще в Псалтыри. Тайновидец приводит слова Бога: «Слушай, народ Мой, и скажу тебе, Израиль, – и засвидетельствую тебе. Я Бог, твой Бог;  не за жертвы твои обличу тебя: ибо всесожжения твои всегда предо Мною. Не приму из дома твоего тельцов, ни из стад твоих — козлов. Ибо Мои все звери в лесу, скот на горах и волы. Я знаю всех птиц небесных, и красота поля – со Мною. Если бы был Я голоден, не сказал бы тебе: ведь Моя вселенная, и что наполняет её. Разве буду Я есть мясо волов или пить кровь козлов? Принеси Богу жертву хвалы, и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь Меня». Грешнику же сказал Бог: «Для чего ты проповедуешь повеления Мои и принимаешь завет Мой устами твоими? Ты же возненавидел наставление и отбросил слова Мои назад!   Если видел вора, бежал вместе с ним, и с прелюбодеем долю свою разделял; уста твои умножили злобу, и язык твой сплетал коварство. Сидел и клеветал на брата твоего, и на сына матери твоей наводил соблазн. Ты это сделал, и Я промолчал; ты помыслил беззаконие, что Я буду тебе подобен. Обличу тебя и представлю пред лицо твоё грехи твои.   Жертва хвалы прославит Меня, и там путь, на котором явлю ему спасение Моё».   За свою тридцатипятилетнюю жизнь в церкви я почти никого не видел из тех, кто постится точно по Уставу. Разве что на Афоне. Написано «сухоядение» – едят то, что положено. Написано «одна красовуля вина или две» – пьют вино точно по расписанию. Улитки – едят улиток. Гад морской – едят гада морского. У них нет всяких приходских уверток типа «постного шоколада» и постных белых булочек. Все просто, ясно и налажено. Все знают сколько раз в день и в какой час по византийскому времени нужно есть, молиться, отдыхать.

http://pravmir.ru/o-poslablenii-posta-i-...

Моим молодым согражданам хотел бы напомнить библейские слова: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, и помни Создателя твоего в дни юности твоей» (Еккл. 11, 9; 12, 1). — Ваше Святейшество! В светской прессе публикуется крайне мало материалов о вашей личной жизни. Наши читатели очень хотели бы узнать о Вашем режиме дня, Ваших увлечениях. Часто ли в повседневной жизни Вы обращаетесь за помощью и заступничеством к Вашему небесному покровителю — святителю Алексию? Удается ли Вам следить за событиями культурной жизни? Какой вид искусства Вам наиболее близок? Каких животных Вы любите и содержите? — День для меня начинается в половине восьмого. Он всегда насыщен различными событиями. Преимущественно это богослужения, встречи с людьми, работа с документами. Рабочий график, как говорится, расписан по минутам. Нередко беру в Переделкино, где я живу, «домашнее задание» — бумаги, которые не удалось рассмотреть в течение дня. Отхожу ко сну не ранее часа ночи. Стараюсь постоянно совершать богослужения, в чем нахожу великую поддержку своим силам. Люблю служить в Богоявленском кафедральном соборе, в котором почивают мощи моего небесного покровителя — святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. В дни великих праздников Патриаршие богослужения обычно совершаются в соборном Храме Христа Спасителя. Но еще чаще приходится совершать богослужения в других храмах и обителях, особенно в соборах Кремля, Троице-Сергиевой Лавре, приходах Москвы. Удается ли мне следить за событиями культурной жизни? Из-за загруженности на это практически не остается времени. Сейчас восстанавливается множество храмов, так что определенные познания в области архитектуры, по сути, необходимы. Когда удается, перечитываю духовную литературу, из светских авторов предпочитаю Чехова, Тургенева, Лескова. Слушаю классическую музыку. Люблю в редкие часы досуга собирать грибы, общаться с «братьями меньшими». В резиденции есть подсобное хозяйство, где мы держим коров, коз. А дома живут собаки, кошки, птицы.

http://patriarchia.ru/db/text/31194.html

Случаи разные происходят. Например, был у меня когда-то друг, такой прекрасный, добрый, очень церковный человек. Но – с вирусом украинства. После Майдана наши пути разошлись, мы перестали общаться. Потом я узнал, что он поступил в «Правый Сектор». И вот однажды он захотел прийти к нам в храм на службу, но перепутал расписание и пришёл ко мне на библейское занятие. Делать нечего – раз пришёл, решил остаться и послушать. А мы изучали как раз Первое Послание апостола Петра, вторую главу, где говорится о терпении, о послушании власти, о том, что христианину надлежит не воевать за социальную справедливость, а делать добро и при этом страдать. «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа… Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (1Пет.2:13,17-20). Я понял, что если он именно на такую тему попал, это воля Божья. Решил раскрыть вопрос, что называется, широко. Перекрестился, и пропел полуторачасовую песнь. Сказал все, что думаю о майданах, революциях и переворотах, сказал даже то, что и не думал говорить. В общем, пояснение слов Петра получилось весьма и весьма расширенным… Он молчал и слушал. Ему нечем было крыть, а у меня были наготове святоотеческие цитаты, объяснения церковных толкователей. Я говорил, понимая, что, может быть, это последнее моё библейское занятие в жизни. «Правый сектор» – это ведь вам не милые пионеры и не добрые скауты. После лекции он подошёл, и криво улыбнувшись, сказал: «Не по-христиански было мочить меня два часа». И после ушёл. Он мог покинуть нас в любой момент лекции, однако сидел, слушал до конца. Как дальше у него все сложилось, я не знаю, но мою речь он принял. Когда я после его ухода объявил бабушкам, что у нас был боец «Правого сектора», они попадали в обморок.

http://radonezh.ru/analytics/iskrennyaya...

У любви нет выходных дней. И у чуда – нет расписаний. «Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?». Господь называет начальника синагоги лицемером. И этот душевный порок – лицемерие, наверное, является одним из самых страшных. Почему? Потому что под маской добропорядочности, благочестия, праведности, чистоты может скрываться глубочайшее духовное уродство, безобразие. Человеку, любому из нас, может казаться, что он ходит прямо, уверенно, ровно, совершает хорошие поступки, дает десятину, ставит свою традиционную ритуальную воскресную свечку, но душа его согнута, скручена, испачкана лукавством. В сердце – только холодная буква закона, только бездушный свод запрещающих правил. «Есть шесть дней, в которые должно делать, в те и приходите исцеляться, а не в день субботний». Действительно, книга Бытия повествует, что «благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». И для человека было установлено отдыхать от трудов, забот и дел в этот день. Но этот отдых был дан человеку не просто для того, чтобы полежать на диване и забыться от дел, которые приносили ему наживу. Не для того, чтобы просто расслабиться. В этот день человек должен был собрать новые силы для созидательной творческой духовной жизни. Чтобы еще и еще раз вспомнить о Боге, о Небе, о Суде и Вечной жизни. И Господь совершает исцеление скорченной женщины в этот день не для того, чтобы огорчить фарисеев, сделать что-то наперекор их правилам, их мировоззрению, а для того, чтобы подчеркнуть, показать, напомнить, что в седьмой день должна вернуться жизнь! Должна вернуться утерянная цельность. Должна прийти духовная жизненная сила в те сердца, в которых она стала потихоньку угасать. Еще на заре своего существования человечество пало в лице наших прародителей. Человек сам добровольно употребил во зло данную ему свободу. Сам избрал путь непослушания Богу. И тогда грех, порок, болезнь и, наконец, смерть исказили, скорчили, изуродовали человека: «пострадах и склякохся до конца». Сатана связал, сковал, искалечил человеческую душу. И не на 18, не на 100, не на 1000 лет, а на долгие годы, пока в мир, погрязший в грехе, не пришел Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос. «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели Его славу как Единородного от Отца».

http://pravoslavie.ru/88942.html

Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Именно Закон стал главным стержнем Завета. Уже в древние времена евреи излагали его суть предельно кратко: «люби Бога и своего ближнего, а всё остальное – только комментарий». Действительно, одна часть Закона подробно расписывала правила богослужения, а другая – излагала правила, по которым должны были жить люди избранного народа. Это и была детализация общих принципов, изложенных в десяти заповедях. Многие их положения были совершенно революционными: например, принцип равенства всех людей перед Законом или даже знаменитый принцип «око за око». На первый взгляд, он призывает калечить преступников, но на самом деле он ограничивает возмездие: ты не можешь причинить преступнику большее зло, чем он причинил тебе. За имущественные преступления (такие, как кража) Закон налагает только штраф и никогда не лишает за это жизни, как водилось в очень многих обществах, от вавилонского до советского… Но пока Моисей пребывал на горе, израильтяне попросили его брата Аарона сделать им золотого тельца. Бог был далеко, Моисей тоже их покинул… Им так хотелось иметь простой и ясный символ Божества, как у прочих народов! Казалось бы, что в этом плохого? Они же не отказывались от Бога. Но они стремились «одомашнить» Его, приспособить Его к своим нуждам и представлениям. Бог на такое согласиться не мог. Спустившись с горы, Моисей застал праздник поклонения золотому тельцу в самом разгаре. В гневе он разбил каменные скрижали: договор был нарушен прежде, чем заключен! Господь предложил Моисею: «да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя». Но Моисей умолил Бога не уничтожать народ – ведь он Сам обещал ввести его в обетованную землю! Разве в радость ему будет жизнь, если окажется, что он вывел свой народ в пустыню на погибель? Народ постигло суровое наказание, многие зачинщики были убиты, а Моисею предстояло новое восхождение на гору, за новыми скрижалями. Второе начало оказалось на сей раз возможным. А за ним последовало и третье, и четвертое… Не раз Моисею предстояло слышать жалобы народа на лишения в пути – как хорошо было в Египте, и зачем они только оттуда ушли! Израильтянам, которые могли бы войти обетованную землю уже тогда, предстояло странствовать по пустыне сорок еще лет, пока не умерли все, кто вырос в рабстве и не хотел учиться жить свободным.

http://foma.ru/narod-i-ego-zakon.html

– Я, говорит Господь, не таковой пост избрал или признал себе угодным: в таком посте нет смирения души, а это есть главное в посте; напротив, в нем очевидны самое грубое своеволие и всякое насилие. А смирение духа не в том только выражается, чтобы сгибать шею, как согнут серп, или подстилать под себя вретище и сидеть на пепле, что обыкновенно было внешним выражением скорби и сознания своего ничтожества: нет, истинное смирение, а следовательно и пост должно сопровождать непременно чувством искренней покорности Богу, делами милосердия к ближним, уступчивостью своего чужому и вообще глубокой кротостью (ст.6–7). Иначе пост нельзя называть приятным Богу, нельзя и ожидать в награду за него какой-либо милости от Бога. 6–7. Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. (Не такового (бо) поста Аз избрах, глаголет Господь: но разрешай всяк соуз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний, отпусти сокрушенныя, в свободу и всякое писание неправедное раздери: раздробляй алчушым хлеб твой и нищыя бескровные введи в дом твой: аще видиши нага, одей, и от свойственных племене твоего не презри). Высказав сугубое отрицание поста, который состоит только во внешних обрядах печали и отнюдь не выражает истинного смирения души, Господь положительно определяет, в чем должен состоять истинный, приятный Ему пост. – Разрешай всяк соуз неправды – снимай цепи – оковы – с невинного. Разрушай обдолжения насилных писаний – прощай долги, насильственно закрепленные в долговых расписках, которые, как ярмо, лежат на шее должников. Отпусти сокрушенныя в свободу – тем, кто угнетен горем, нуждой и трудом, находится у тебя в рабском услужении, тем всем дай право свободы. И всякое писание неправедное раздери – не только долговую расписку, но и всякое писание, которое тяготеет на ближнем твоем, как ярмо на рабочем животном, разорви, чтобы тем уже не привлекать на суд к ответственности человека невинного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Тем не менее, на что только люди не идут, лишь бы не принимать библейского свидетельства! По этой причине аргументы, представленные в предыдущих главах, импонируют мне. они оставляют неверующему путь к отступлению Если ему угодно, он всегда может сделать вид, что «Большой Взрыв» ничуть не противоречит вечности материи Или, скажем, отвергнуть причинность возникновения Вселенной и уверять, что она беспричинно возникла из ничего Но поступая таким образом, он расписывается в том, что заинтересован лишь в ниспровержении доказательства, а не в действительных поисках истины о Боге и о Вселенной. Ведь, как мы уже отметили, даже скептики вроде Юма считают абсурдным предположение о том, что нечто может возникнуть из ничего, без всякой причины Каким же образом человек приходит к личному знанию Бога? Во-первых, что самое важное, он должен искать Бога искренне, с открытым разумом и сердцем. Затем – ему необходимо некоторое понимание следующих библейских положений. 1. Бог любит человека и создал его таким образом, что человек может знать Бога. Иисус учил, что Бог любит созданный Им мир, и что Он призывает людей к личным отношениям с Собой. 67 Он учил также, что " Бог есть Дух». 68 Чтобы придать конечным материальным существам способность приобретать личное знание бесконечного духовного Существа, Бог создал человека по Своему личному образу и подобию, с духовным измерением, которое делает его способным знать Бога так, как это не под силу животным. 69 Из всех земных созданий один лишь человек был сотворён таким образом, что он может знать Бога, общаться с Ним и быть причастным Его любви. 2. Зло человека уничтожает в нём духовную способность знать Бога. Обладая свободой воли, человек восстаёт против Бога, допуская дурные мысли и поступки. Результат такого бунта бывает троякий: а) Человек духовно умирает и отторгается от Бога. Библия говорит: «Душа согрешающая, та умрёт» и «возмездие за грех – смерть». 70 Таким образом, человек духовно мертв «по преступлениям и грехам» своим. 71 В результате человек отделяется от Бога. Библия говорит» «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать» 72 и «все согрешили и лишены славы Божией». 73 Таким образом, все люди отсечены, отторгнуты от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sam...

Христианские распятия — православные, католические эпохи Возрождения — очень красивы, художники наслаждаются прекрасным образом Умершего на Кресте. И только один немецкий живописец XVI века Маттиас Грюнвальд не наслаждается, а ужасается: на расписанных им алтарях — позеленевшая мертвенная кожа, впившиеся шипы, кровоподтеки, сведенное в мучительной агонии тело Господа, вывернутые в предсмертных судорогах руки и пальцы. Эти изображения не дают спокойно дремать, будят нас, напоминают, что это было за страдание, что за крест мы на себе носим. Не просто так древнеримский историк Тацит называл распятие самой страшной казнью, которую придумало человечество. а уж на что римляне были жестоки... Например, по римским законам, показания раба не принимались без пытки, даже если он проходил по делу как свидетель, а не как обвиняемый. Почему Христос пошел на такую казнь, почему ему не отрубили голову? Он добровольно принял самую страшную муку, потому что отменить это было нельзя — каждое преступление неизбежно влечет за собой наказание. Я недавно прочел рассказ об одном грузинском князе (когда Грузия вошла в состав российской империи, все помещики, в том числе по российским меркам мелкопоместные, получили право на княжеский титул): случился голод, в селении объединили запасы еды, но кто-то их воровал, и князь отдал приказ, что, если вор будет найден, он должен получить 50 ударов плетью. И оказалось, что воровала его мать. Собралось все село, старую женщину положили на лавку, а сын лег сверху и принял на себя эти 50 ударов. Позволить хлестать мать плетью он не мог, но и отменить приказ нельзя, потому что это будет беззаконие. Христу надо разбудить нас к новой жизни. Как это сделать, как добраться до сердцевины человека? Надо сделать что-то такое, чтобы все поняли: любовь — это главное. У всего Евангелия задача не дать нам успокоиться. Закон, который был до Евангелия, можно выполнить и успокоиться, а Евангелие выполнить нельзя. Как исполнить слова будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк 6:36) или будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48)? Когда Христос молится: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин 17:21), это разве значит, что мы, люди, можем быть так же едины, как Лица Святой Троицы? Не можем. Нам даны в Евангелии невыполнимые заповеди. У Бога задача нас разбудить — чтобы мы не спали, беспокоились и думали о том, что угодно ему.

http://foma.ru/chto-takoe-pritcha.html

Свернуть 1  Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,  2  в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.  3  Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, 4  будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. 5  Ибо кому когда из Ангелов сказал  Бог: " Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя " ?  И еще: " Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном " ?  6  Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: " и да поклонятся Ему все Ангелы Божии " .  7  Об Ангелах сказано: " Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь " .  8  А о Сыне: " престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.  9  Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих " . 10  И: " в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих.  11  Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12  и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся " . Свернуть Комментирует священник Дмитрий Барицкий Традиции праздника Самой известной традицией Рождественского сочельника является строгий пост. Верующие отказываются от приема пищи как минимум до окончания продолжительного богослужения утром 6 января. Еда в этот день очень простая, к столу подают специальное постное блюдо — сочиво . Если соблюдать строгий пост сочельника по всем правилам, то принимать пищу 6 января можно только раз — после вечерни, когда на середину храма выносят зажженную свечу, которая символизирует Вифлеемскую звезду. Обычай не есть «до первой звезды» может быть связан именно с этой звездой-свечой. Раньше это богослужение совершалось днем накануне Рождества. Сейчас вечерня сочельника служится, как правило, утром 6 января вместе с литургией. В некоторых храмах существует традиция общей исповеди накануне больших праздников. В расписании богослужений указано, что последняя исповедь накануне Рождества Христова совершается вечером 5 января. Это делается с тем, чтобы все могли причаститься в сочельник и на Рождество. Конечно, если обстоятельства позволяют прийти на исповедь заранее. День памяти святых Преподобномученица Евгения и с нею мученики Прот, Иакинф и мученица Клавдия (около 262)

http://foma.ru/rozhdestvenskij-sochelnik...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010