Скачать epub pdf Историко-археологическое изложение притчи Притча о неверном управителе считается настолько трудной для толкования, что многие интерпретаторы Нового Завета совсем отказывались от ее толкования, подозревая искажение текста. Но оказывается, смысл этой замечательной притчи почти очевиден, и он становится особенно понятен и актуален в наше время безудержной погони за деньгами – это притча о неправедном доходе, который дает частная собственность. Мы приводим удивительное толкование этой притчи, автором которого является архиепископ Лоллий (Юрьевский) (1875–1935). Сведения об авторе Лоллий (Леонтий) (Юрьевский Александр Иванович ), выпускник казанской духовной академии (1901), с 1921 г. епископ Могилевский, викарий Подольской епархии, составитель известного 12 томного жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков (по месяцам), глубокий знаток Древнего Востока периода ранней Церкви. Недавно издана книга его статей (Лоллий, архиепископ (Юрьевский). Александрия и Египет. Серия: Александрийская библиотека. Египет. СПб. Нева, Летний сад 2001г. 496 с.). Публикация выполнена по изданию: Православный Церковный календарь на 1995 г. С-Пб.: Сатис. 1995. – с. 145–152. I. Лк. 16, 1–9 : «Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам себе: что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал 100 мер масла. И сказал ему: возьми расписку твою и садись, скорее напиши: 50. Потом сказал другому: а ты сколько должен? Он отвечает: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми расписку твою и напиши: 80. И похвалил господин управителя своего, что догадливо поступил: ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде».

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Есть в днях Великого поста особенности, которые повторяются из года в год, сколько бы ни совершенствовались мы в вере. Естественно, что человеку, духовно опытному и уже не впервые приступающему к святой Четыредесятнице, они знакомы и преодолеваются проще и спокойнее. Иногда даже ожидаешь, когда же и в этот пост придет знаменитый упрек самому себе: – Опять ничего не получается … Каким был – таким и остался!      Если действительно подходишь к времени весеннего покаяния серьезно и целенаправленно – как к делу серьезному и сложному, то претензии к себе любимому обязательно будут. Отчего так происходит? Почему повторяется? Причины, как понимаю, две. Так уж устроены люди, что сколь бы правильно мы ни понимали знаменитое: «Хочешь рассмешить Бога – расскажи Ему о своих планах!», но планировкой своих завтрашних и послезавтрашних действий мы все равно занимаемся. Да иначе и быть не должно – думать о грядущем дне надобно, но только с одним условием: с предварительной искренней уверенностью, что успешно будет лишь то начинание, то дело, которое Бог благословит . В годы своего «молодого» священства я удивлялся словам многоопытного и убеленного сединами настоятеля кафедрального собора, который после отпуста, объявляя расписание ближайших служб, предварял свои слова вступлением: «Если Бог благословит, то службы будут совершаться…». Эти слова казались странными, тем более что в притворе было вывешено расписание богослужений на месяц вперед. Все наши попечения и заботы должны быть проникнуты духом надежды на Отца Небесного Нужно время, чтобы понять, что если наши заботы и дела не проникнуты прежде всего надеждой и упованием на Бога, то даже добрые задумки и нужные решения могут не исполниться. Надежда лишь на свои силы, особенно в делах духовных, где камни преткновения возникают в самых неожиданных местах, – дело крайне опасное и по тропинке к гордыне ведущее. Или, если кратко, все наши попечения и заботы должны быть проникнуты духом надежды на Отца Небесного. Как только мы забываем эту непреложную аксиому, сразу же начинаем противоречить Христу, сказавшему: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы» (Матф. 6: 31–33).

http://pravoslavie.ru/77627.html

Практика создания и поддержания приходского сайта 17 мая 2011 г. 14:55 Статья сотрудника Епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации Московской епархии , клирика Успенского храма г. Красногорска священника Павла Островского опубликована в новом номере журнала «Приход» 3, 2011). Зачем нужен приходской сайт? Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона как чуждый закона, не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его. (1 Кор. 9:19-23) Мир серьезно изменился за последние несколько десятилетий. За это время был совершен невероятный скачок в области информационных технологий и средств коммуникаций. О чем это говорит? О том, что люди все меньше и меньше общаются друг с другом лично, предпочитая реальному общению виртуальное: в первую очередь Интернет. Сегодня не нужно звонить на какую-нибудь фирму, чтобы узнать часы работы и когда у них перерыв на обед. Достаточно зайти на сайт этой организации и узнать там всю информацию. Если произошло какое-то событие, то многие люди не ждут выпусков новостей по телевизору, а сразу заходят на новостные сайты и получают полную информацию о всевозможных новостях. Осознавая все это, сегодня стало понятно, что наличие приходского сайта это не некая прихоть того или иного члена прихода, а именно необходимое для просвещения и информирования прихожан действо. Конечно, в идеале было бы хорошо, чтобы человек, когда захотел бы пойти в храм, то зашел бы в него, узнал расписание, а потом пришел бы на службу. Но сегодня вероятнее всего будет другой вариант: человек захочет пойти в храм, зайдет в Интернет, и не найдя сайта храма, соответственно, не узнав расписание служб, просто никуда не пойдет.

http://patriarchia.ru/db/text/1482390.ht...

Толкование Евангелия на каждый день года. Четверг 27-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 80 зач., 16, 1—9 Сказал Господь такую притчу: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Не для того мы приступаем к чтению слова Божия, чтобы поражаться его красотами и глубинами или утешаться сладостными переживаниями. Нет, Божественное Откровение хочет вдохновить нас на истинную жизнь, на исполнение нами нашего христианского долга. Мы, как говорит апостол, — «домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Мудрость заключается в том, чтобы употребить, все, что мы имеем в мире, на обретение вечных богатств — делами благочестия, любви. Именно об этой доброй купле говорит преподобный Серафим Саровский в своей знаменитой беседе с Н. А. Мотовиловым «О цели христианской жизни». Сегодняшняя притча представляет сынов человеческих как управителей земных владений в этом мире. Чем бы мы ни обладали — это собственность Божия, мы только пользуемся ею. Нам показана нечестность управителя. Он расточил имение своего господина, и был обвинен за это. А разве мы не склонны к такой же растрате? Разве мы употребили доверенное нам Богом должным образом? Чтобы не оказаться нам осужденными Богом, мы должны осудить себя. «Что это я слышу о тебе?» — спрашивает с тревогой господин. Он опечален, что ему приходится разочароваться в своем управителе. Но управитель не может отрицать этого, и потому должен дать отчет и в скором времени оставить место.

http://pravoslavie.ru/3801.html

(Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;) Отъемлет строение дому от Мене (отнимает у меня управление домом) и пр. Из этих слов управителя видно, что он сознавал себя виновным и потому не надеялся и не думал оправдаться в глазах господина отчетом в своем управлении или чем-либо другим, но только размышлял: что же ему теперь делать и как быть? Копати не могу, т. е. вообще не могу работать, как простой работник, чтобы добыть себе средства к жизни, потому что или совсем не привык к этому или, состоя управителем, отвык, или был уже стар. Просити (милостыню) стыжуся, потому что, верно был известен в своем месте. Под этими двумя способами пропитания вероятно разумеются и все другие, но указываются только эти два. Вообще здесь указывается на то затруднение, в которое был поставлен человек, недобросовестно располагающий вверенными ему делами. Лк.16:4 . разумех, чтó сотворю, да егдá отстáвлен бýду от строéния дóму, приимут мя в дóмы своя. (знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.) Разумех, что сотворю (знаю, что сделать), т. е. догадался, как выйти из затруднительного положения. Приимут мя в домы свои, т. е. дадут мне кров и пристанище. Управитель, как увидим далее, хочет расположить должников своего господина, задобрить их к себе облегчением, сбавкою с их долга, чтобы впоследствии, из чувства благодарности, они оказали ему свое покровительство. Он надеется, что для должников своего господина сделает благодеяние, и они за это окажут ему гостеприимство. Лк.16:5 . И призвáв единаго когóждо от должник господина своегó, глагóлаше пéрвому: колицем дóлжен еси господину моемý? Лк.16:6 . Он же речé: стó мер мáсла. И речé емý: приими писáние твоé, и сед скóро напиши пятьдесят. Лк.16:7 . Потóм же речé другóму: ты же колицем дóлжен еси? Он же речé: стó мер пшеницы. И глагóла емý: приими писáние твоé, и напиши óсмьдесят. (И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

6. Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. 7. Потом же рече другому: ты же колицм должен еси? Он же рече: сто мр пшеницы. И глагола ему: npiuмu nucahie твое, и напиши осмьдесят. 7. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. 8. И похвали господь дому строителя неправеднаго, яко мудр сотвори: яко сынове вка сего мудрйши паче сынов свта в род своем суть. 8. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. Ст. 1. Глаголаше же (и) ко учеником своим (λεγε δ κα πρς τος μαθητς ατο) Это – слова Евангелиста; ими св. Лука определяет личный предмет, или слушателей притчи. Мы уже видели и знаем, кого и в каком порядке Спаситель Христос имел в виду, предлагая притчу, и следственно, кого, именно, и как должно разуметь здесь под его учениками. Видели также и то, что составляет, так называемое предыдущее притчи, – предыдущее и по внешнему порядку предметов повествуемых, и по внутренней связи содержания притчи с учением ей однородным. Сопоставляя одно с другим, – слушателей с контекстом, – в приведенных, словах Евангелиста будет иметь смысл следующий: когда же (δ) окончены были три притчи, предложенные негодовавшим книжникам и фарисеям, Иисус Христос, обратившись к прерванному учению о самоотвержении, сказал притчу и (κα) ко всей массе слушателей, в числе коих прежде всего находились ближайшие Его ученики, или Апостолы, потом, мытари и грешники, а затем и все прочие последователи, не исключая и фарисеев с книжниками: сказал же и к учеником своим. За словами Евангелиста следуют слова Христовы, или начало самой притчи. Человек некий бе богат. Здесь не бесполезно заметить, что внешняя сторона притчи, или повествовательный рассказ ее, включительно до 7-го стиха, почти ничего не содержит в себе трудного к уразумению. Имея это в виду, и следуя блаженному Феофилакту, коего эксегетическим трудам, во многом, отдают справедливость толковники, даже инославные, мы не будем останавливаться над разъяснением буквального содержания притчи, а тем паче, не будем вдаваться в утонченные исследования таких слов и выражений, которые, с одной стороны, не настолько темны, чтобы в них нельзя было видеть настоящего смысла притчи, а с другой, – будут ли они понимаемы так или иначе, ничего особенного не вносят в содержание притчи, что могло бы изменить ее внутреннее знаменование.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Тогда барин тот сказал жене: – Женщина, почему ты так говоришь? Вот обещайте мне, ты и муж твой, что после смерти будете служить мне, и я дам вам кошели, полные денег, золотых червонцев; здесь, в сумке, у меня их два. Когда он вынул из сумки столько золотых сияющих монет, несчастные бедняки изумились. – Вот обещайте, – продолжал тот, – что после смерти будете служить мне, и я дам вам два кошеля сегодня и еще пять завтра. Бедная женщина – она всегда слабее, как это было и в раю, – сказала: – Ты слышишь, муж?! Тогда муж сказал: – Барин, скажи мне только, чтобы и мне знать, а где твои палаты? Тот сказал: – Это дело мое, когда вы умрете, я приду и заберу вас. Женщина опять поспешила и сказала: – Мы будем служить тебе, но ты нам дай, сколько сказал, чтобы мы построили дом и для детишек, купили землю, купили овец, коров; чтобы справили им красивую одёжку и отдали их в школу. И рука ее уже потянулась, чтобы взять кошели у того барина. Но тут муж перехватил ее руку, говоря: – Нет, жена! Отойди, ибо бедным меня создал Бог, бедным и честным я хочу прожить до смерти! Не нужны мне твои деньги. Тогда барин набросился на него с криком: – Ты что, дурак? Теперь ты счастлив? Я дам вам не только семь кошелей золота, но все четырнадцать, только обязуйтесь, что будете служить мне после вашей смерти! Тогда муж понял, с кем он ведет разговор, и сказал: – Нет! Если бы ты отдал мне все горы и сделал бы, чтобы они были из золота, и тогда мы не хотим служить тебе! И в этот миг осенил себя знамением Святого Креста. Тот тут же стал невидим. Только теперь ясно поняв, что это было, оба встали, как вкопанные. Затем побежали они к камышам, искать. Но что искать? Откуда приходит сатана? Услышав, что они жалуются на бедность, враг сказал себе: «Может, мне удастся дать им денег и убедить их дать мне расписку, и так я куплю их души!» Он мог принести им не только четырнадцать кошелей, но несчетное множество золота в призраках, ибо знал сатана, что в них есть дорогого, ибо они не бедны. Если б они дали ему расписку в том, что отдадут ему свои души после смерти, он мог бы обогатить их в этом мире страшно, но горе горькое было бы им, потому что они отправились бы в геенну, чтобы мучиться вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Если бы он просто вынул из своего кармана деньги и дал должникам, они могли бы не взять, это был бы вид унизительной для них милостыни. Управитель поступает более тонко и верно; он решается честно возместить хозяину из своих средств то, что будет потрачено им на друзей, но дает друзьям от имени хозяина, пользуясь своей юридической (еще не отнятой) властью, – пока он формально состоит управителем, он имеет полное право распоряжаться и комбинировать разные хозяйственные операции в делах своего господина... Конечно, он показывает этим свою любезность, свою доброту. «Сколько ты должен господину моему?» Должник сказал: «Сто мер масла». И сказал ему: «Возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят». Значит, он пятьдесят мер масла докладывает своих, так что хозяину потом совершенно нельзя будет его обвинить и упрекнуть, а этим он приобретает друга себе... Потом другому сказал: «А ты сколько должен?» Он отвечал: «Сто мер пшеницы». И сказал ему: «Возьми твою расписку и напиши: восемьдесят». Значит, двадцать мер пшеницы он докладывает от себя, снова дает милостыню под таким сокровенным видом. Ему как управителю богатого хозяина ничего не стоило сделать эту операцию, и несомненно, что он также был человеком со средствами. Теперь делается понятным, почему хозяин «похвалил управителя», который был назван даже «неверным» («управитель неверный» в притче – нарицательное имя). Мы видели, что Евангелие совершенно оставляет в стороне вопрос о его неверности, и нет никакого намека, что управитель действительно был неверен; напротив, есть, как видим, данные, что он был верен. И хозяин не мог не похвалить своего управляющего, что «догадливо поступил»; ибо, действительно, он поступил догадливо, тонко: не нарушив честности своей, приобрел себе друзей очень тонким ходом реального, хотя и замаскированного добра. Но предположим худшее: что управитель ничего не заплатил своему хозяину в возмещение сделанной им скидки двум должникам. И в этом случае он является, с точки зрения закона, правым, так как управление имением от него не отнято еще и он волен производить разные операции на правах своего управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Прежде всего его острие направлено против абсолютизации частной собственности. Ведь именно она и является той «заботой», о пленении которой и предупреждает фрагмент. Действительно, для чего мы собираем собственность? Для того, чтобы приобрести устойчивость, чтобы обеспечить себя в будущем, чтобы не зависеть ни от кого, в том числе – от Бога. И все это отрицает данный фрагмент: « не заботьтесь о завтрашнем дне ». Отметим, что притча о безумном богаче также развенчивает один из резонов накопления собственности: приобретение устойчивости и независимости: « у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет » ( Лк.12–21 ). Богач собрал добра « на многие годы » и собирался жить по принципу « покойся, ешь, пей, веселись ». Но его жизнь уже кончилась… Еще один очень важный текст – притча о неверном управителе: « один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?   И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» ( Лк.161–12).

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

Если хотят истолковывать учение Иисуса вполне здраво, то не берут одну какую-нибудь частную черту из него, не преувеличивают ее и не выводят из нее общих заключений, как это постоянно делает Ренан. Нужно рассматривать учение во всем его общем. Рассуждая таким образом легко убедиться, что учение Иисуса никогда не заключало в себе ни социальных, ни коммунистических, ни социалистических теорий, а было основано на милосердии. Он никогда не говорил беднякам: Возьмите у другого то, чем он владеет, ибо вы имеете на это право. Он обращался прямо к богачам, говоря: Дайте вашим неимущим братьям часть богатств, дарованных вам провидением для того, чтобы вы делали из них благое употребление. Наш писатель не заметил этой существенной и основной разницы между учением Иисуса и антиевангельскими идеями коммунизма. Вина ли это прозорливости? Мы этого не знаем. Но чтобы ни было этому виной, прозорливость или добросовестность, он во всяком случае неправ, исказив совершенно учение Иисуса в данном вопросе, как и во всем остальном. Мы уже говорили, что наш антагонист, воздавая хвалу притчам Иисуса, в то же время осмеливается утверждать, что многие из них смешны и странны. В X главе он отмечает притчу об Управителе, как не заслуживающую таких определений. Разберем ее и посмотрим, так ли это на самом деле, или, быть может, не окажется ли, что просто-напросто Ренан не понял ее. «Один человек был богат и имел управителя, на Которого донесено было ему, что расточает имение его. И, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку, и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечныя обители» ( Лк.16:1–9 ). Ясно, что Иисус отнюдь не выставлял этого управителя за образец; Он его называет то неверным, то неправедным управителем; под богатством неправедным Он разумеет краденое добро у Своего господина. Он определяет место этого управителя среди сынов века, стоящих в прямой противоположности к сынам света которые и суть люди добра. Он констатирует только, что люди нечестивые слишком заинтересованы в получении известных выгод: этим Он приглашает людей добра также быть заинтересованными своим делом, как нечестивцы заинтересованы своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010