Ибо всякое страдание из послушания Христу Богу есть признак великой благости Божией, уготовляющей страдальцу великую награду на небесах. Надобно знать и помнить, что вечная награда уготована нам на небесах за все благодеяния наши, которые бывают ради Евангелия и послушания Иисусу Христу, и если что-либо подается от Бога и здесь, то разве только для подкрепления веры словам Господним. Потому мы будем несомненно верить всему, что говорит Господь наш и Бог; и если мы принимаем свидетельство человеческое, тем более должны признавать за истину свидетельство Божие. Но вот, как у нас мало веры, то мы распискам человеческим доверяем более, чем Божию Писанию: по распискам и векселям доверяем людям тысячи и даже десятки, сотни тысяч, а случись дать нищему, через которого Бог берет взаймы, мы и рубля не дадим, и пяти копеек нам жалко будет, хотя и обещает Бог отдать сторицею в сей жизни, ныне же, – во время притеснения и лишения благ земных за веру словам Его. О, человек! если любишь ты приобретать земные блага и Господь вверил их тебе во множестве, не будь подобен тому домоправителю, которого подвергнет Он участи вместе с неверными. Подумай – что будет тому человеку, которому доверено чужое имение и он потратит его на свои прихоти? Неужели он будет прав, и Господь не взыщет с него? Господь есть Судия праведный и желает Он не погубить, а всех спасти нас; и потому всякого из нас учит, как получить от Него оправдание себе. Так Он говорит нам, оправданий Его не разумеющим: если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное ( Лк.16:11 )? Если в чужом справедливости не оказали, кто даст вам ваше? Под словом чужое и неправедное, то есть не истинное имение или богатство, что означать должно, как не это, данное нам на время жизни земной достояние наше? Ибо Господь предназначил нам нечто лучшее всех благ земных, а именно: это Царство Небесное, уготованное нам, как сказано, от сотворения мира. Посему не так ли точно должны мы жить на земле, как управители и приставники к чужому имению? Если грех есть и притом грех тяжкий присваивать себе имение другого, и особенно отнимать последнее у других, то и тот, кто удерживает у себя Богом данное для другов Его, поступает не лучше обидчика и грабителя – грешит, тяжко грешит он! Знаешь ли, брат мой, – ты, который насобирал себе добра достаточно на многие годы, ведь излишество благ земных вверено тебе не для тебя одного? Как старшие в семье хранят имение не для себя, а заботятся и о младших, так и ты не присваивай себе, что поручено тебе для немощных и бедных.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Лyk. XVI, 1–18 Среди слушателей Христа было много мытарей, которые обладали богатством, может быть, во многих случаях неправильно нажитым. Господь несколько раз и прежде объяснял, как члены царства Его должны смотреть на земные блага. Теперь Он дал новый урок людям богатым, показав, что земные богатства не принадлежат им, что они должны смотреть на себя только как на временных управителей земным достоянием и пользоваться им лишь для приобретения себе друзей в здешней жизни, которые могут оказать им помощь в будущем мире. Некоторый человек, – говорил Господь, – был богат и имел управителя, на которого было донесено господину, что он расточает имение его. Тогда, призвав своего управителя, господин сказал ему; что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал про себя: что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление домом. А копать я не могу, просить стыжусь. Потом, несколько подумав, управитель сказал: знаю, что сделать, чтобы люди приняли меня в дома свои, когда я отставлен буду от управления домом. Затем, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. Управитель сказал ему: возьми свою расписку, садись скорее и напиши: пятьдесят. Потом другому должнику сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. Управитель сказал ему: возьми свою расписку и напиши: восемьдесят. Этим управитель приобрел расположение должников господина своего. Да и сам господин похвалил своего управителя неверного за то, что догадливо поступил. Ибо сыны века сего (мирские люди) бывают иногда догадливее сынов света (членов Царства Небесного) в своем роде. Смысл этой притчи таков. Под господином, имевшим управителя, нужно разуметь Бога, под управителем – человека, обладающего каким-либо имением, которое на самом деле принадлежит Богу. Под расточительностью управителя – помощь, оказываемую людям бедным, под требованием отчета – смерть. Когда донесено было об управителе господину, что он расточает его имение, то управитель не только не хотел отступить от прежнего своего образа деятельности, но еще увеличил благотворения, надеясь со временем расположить к себе этим бедных должников своего господина. Такая расточительность была в сущности хорошим делом, потому что деньги и имущество расточались на дела благотворения, и потому вызвала одобрение со стороны господина (хотя обман сам по себе и был предосудителен). Делая нравоучение из этой притчи, Господь сказал: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным (мирским), чтобы они, когда обнищаете (умрете), приняли вас в вечные обители».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Убедительное и доступное для понимания объяснение неведения приставника возможно лишь в одном случае: приставник не знал величину долга арендаторов, так как только что приступил к исполнению своих обязанностей. …Он же рече: сто мер масла. И рече ему: приими писание твое, и сед скоро напиши пятьдесят. Потом же рече другому: ты же колицем должен еси? Он же рече: сто мер пшеницы. И глагола ему: приими писание твое, и напиши осмьдесят... …Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят… Приставник уменьшает долг арендаторов Господину. Попытаемся найти объяснение действий приставника только что приступившего к исполнению своих обязанностей.  Приставник задумался о будущем и у него есть два пути, чтобы обеспечить его себе: Первый: повысить налог Господина, присвоить себе разницу, и таким образом скопить состояние. Такой вариант нам предлагается при классическом толковании притчи. Приставник, как мы уже выяснили, имел определенную свободу действий в управлении имением. В глазах арендаторов, в интересах своего Господина, он вполне законно мог повысить арендную плату. Но приставник не мыслит о воровстве, что естественно для человека проверенного и преданного своему Господину (приставника Божиего), цель его действий иная: …егда отставлен буду от строения дому, приимут мя в домы своя. Иными словами приставник заботится о сохранении доброго имени и совести перед теми к кому он мог обратиться, оказавшись в нужде. Поэтому приставник избирает второй путь: пользуясь властью управляющего, он уменьшает арендную плату назначенную Господином. «Ибо нищим во Христе назначены в удел вечные обители, в которые они могут принять явивших им любовь здесь чрез раздачу богатства», - пишет бл. Феофилакт. О том Писание свидетельствует следующими словами: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк.12,33-34)

http://bogoslov.ru/article/2783808

Пути Твои, Господи, скажи мне. Пространный путь Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Господь открывает, что в пути, ведущем в погибель, идут многие; а врата и путь, ведущие в жизнь, немногие находят ( Мф. 7:14 ). Отчего же это? – Оттого, что немногие верят словам Господним. Господи! кто верова слуху нашему? – взывал пророк Исаия ( Ис.53:1 ). И Господь говорил даже ученикам Своим: О, роде неверный ( Мф. 17:17 )! О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки ( Лк. 24:25 )! Но отчего мы стали неверны? Посмотрим на прародителей наших: Господь заповедовал им не есть с одного дерева плодов и сказал: в он же день снесте от него, смертию умрете. Но пристал к ним искуситель и сказал напротив: не умрете; когда вкусите, то сделаетесь, как боги, – знать будете добро и зло. И поверили люди не столько Богу, сколько дьяволу . И как от смрадного источника течет вонючая вода, так и от зараженных неверием первых людей происходят все их потомки неверными. Но как противно Богу это неверие? – Это видно из слов Господних: о, роде неверный! – так говорил Он Своим ученикам, когда они не могли, по неверию своему, изгнать из отрока духа глухонемого, – доколе буду с вами? доколе терплю вас ( Мф. 17:17 )? Такие слова не иное что показывают, как гнев Господень на неверных; и мы сами можем понимать, – как это противно Богу, когда тварь Его, одаренная от Него смыслом, не имеет веры словам Его; и притом еще тогда, как мы верим всякому небесчестному человеку, верим даже распискам, особенно засвидетельствованным от начальства. Ни видим ли, как и самый последний из нас любит, когда словам его верят? Потому знатные обижаются и малейшим знакам неверия словам их. И при всем этом мы мало верим словам Господним, невнимание гласу Евангелия, запечатленному Его кровью; и оттого некоторые смеют еще говорить: мало ли чего не написано! – О, роде неверный! И не стараемся мы уподобиться апостолам, которые просили: «Господи! умножь в нас веру», или отцу отрока, молящемуся со слезами: «Господи! помоги моему неверию».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Вопрос «на засыпку», или о смысле жизни 03.06.2014 09:08:19 Священник Олег Булычев  «Всякое происшествие имеет две причины – одну наружную, частную, очевидную, так сказать, физическую, другую – внутреннюю, общую, потаенную, духовную. Сии две причины соединяются между собой таинственно, или лучше сказать, одна другой  служит  выражением, как слово мысли».  М.П. Погодин ( русский историк и публицист, друг А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя). Живем мы в необычное время, время катаклизмов и катастроф, которые случаются будто по расписанию. Возникает  ощущение, что человечество расплачивается за те «вавилонские башни», которые оно понастроило за последние сто лет. Каждый Новый год за праздничным столом люди желают друг другу счастья в наступившем году, надеются, что он не будет похож на прошедший год, принесший им и всей стране немало бед и потерь. Они считают, что Новый год просто обязан быть лучше  старого, чуть ли не открыть им некое светлое будущее. Но как показывает жизнь,  каждый год происходит все вопреки этим чаяниям человечества. Получается, что таковые надежды людей рождаются  из некоего самообольщения, люди не знают чего-то такого важного, без знания чего они похожи на слепых котят. Ведь в проповедях некоторых православных пастырей приходится слышать, что при образе жизни современных людей техногенные катастрофы,  стихийные бедствия и разного рода злоключения с каждым годом  будут только умножаться. И как бы нам не хотелось, но именно  слова этих проповедников слова Божия сбываются. Чего только не происходило за последние годы: землетрясения и цунами, тайфуны и торнадо, лесные пожары ( уничтожавшие поселки и деревни ) и наводнения; горели ночные клубы, падали самолеты, тонули корабли, не прекращаются  локальные войны и теракты. При всем  этом гибнут люди, очень много людей. Отсюда понятна реакция неравнодушных, их недоуменные и отчаянные вопрошающие вопли – «За что?», «Почему?», «Где был Бог?». Только захотят ли услышать они правдивый ответ на свой вопрошающий ропот? Что в наше время, что две тысячи лет назад – человек все тот же человек. И ко Господу Иисусу Христу подходили люди с подобными вопросами. В отличие от нас они имели удивительную возможность задать волнующие во все времена каждого человека  вопросы  напрямую  Самому Богу.  «…пришли некоторые и рассказали Ему о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех , живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк., 13,1-5).

http://radonezh.ru/analytics/vopros-na-z...

Рубрики Коллекции Феофан Грек: художник эпохи Преображения 10 мин., 19.08.2017 Поделиться По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1, 2). Таинственное событие Преображения Господня осмыслялось и обсуждалось в течении многих веков христианской истории. Но одно из самых глубоких размышлений на эту тему принадлежит не богослову и даже не святому, а знаменитому иконописцу Феофану Греку. О том, как в палитре художника будто бы «материализовался» Фаворский свет, «Фоме» рассказала культуролог, искусствовед Ирина Языкова.   Средневековый иконописец эпохи Возрождения Имя Феофана Грека стоит в первом ряду древнерусских иконописцев, его выдающийся талант признавали уже современники, именуя «философом зело хитрым», то есть весьма искусным. Он производил огромное впечатление не только своими работами, но и как яркая личность. К сожалению, даты жизни художника неизвестны. Предположительно они приходятся на 1340–1410 гг. Из Византийской империи Феофан прибыл на Русь уже сложившимся мастером. Об этом мы узнаем из письма Епифания Премудрого, древнерусского писателя и ученика преподобного Сергия Радонежского , к Кириллу, архимандриту Тверского Спасо-Афанасьевского монастыря. Епифаний сообщает, что Феофан расписал сорок церквей в Константинополе, Галате (пригород Константинополя), Кафе (город в Крыму, современная Феодосия) и других городах. На Руси, как пишет Епифаний, Грек работал в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском , Коломне и Москве. Удивительна не только манера Феофана Грека (о которой речь пойдет ниже), но и сама его личность. Фрески и иконы дают представление о нем как выдающемся художнике и представителе исихазма. Но, как отмечает Епифаний Премудрый, византийский мастер был незаурядной личностью, он свободно рисовал, невзирая на образцы, проповедовал с лесов, остроумно отвечал на вопросы людей, толпами приходивших в собор, где он писал фрески. Епифаний описывает Грека, как мы бы описывали мастеров Возрождения. Но, видимо, таким и был Феофан, византийский мастер, оставивший свой яркий след в древнерусском искусстве.

http://foma.ru/feofan-grek-hudozhnik-epo...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Можно ли назвать блудом отношения мужчины и женщины, если они встретились уже после 50-ти и стали жить вместе, не расписываясь? Объясните, пожалуйста, можно ли назвать блудом отношения мужчины и женщины, если они встретились уже после 50-ти и стали жить вместе, не расписываясь? Если они уже вышли из детородного возраста и интимные отношения бывают у них довольно редко. А не расписываются исключительно потому, что боятся повторения ошибок, совершенных в прошлом. Правильно ли в такой ситуации не допускать их до причастия? Елена. Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко: Здравствуйте, Елена! Близость без брака — блуд, независимо возраста. Заповедь однозначно запрещает подобные отношения и не делает никаких исключений ни по возрасту, ни по каким-то другим основаниям. Если человек не кается в своем грехе, не признает даже грех грехом и не хочет ничего менять, то решение священника не допускать к Причастию совершенно справедливо. Ведь иначе человек причастится не в оставление грехов и жизнь вечную, а в суд и осуждение. Напомню Вам слова из послания апостола Павла: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/mozhno-li...

Всякое происшествие имеет две причины – одну наружную, частную, очевидную, так сказать, физическую, другую – внутреннюю, общую, потаенную, духовную. Сии две причины соединяются между собой таинственно, или лучше сказать: одна другой служит выражением, как слово – мысли. М.П. Погодин (русский историк и публицист, друг А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя) Последствия цунами в Японии      Живем мы в необычное время, время катаклизмов и катастроф , которые случаются будто по расписанию. Возникает ощущение, что человечество расплачивается за те «вавилонские башни», которые оно понастроило за последние 100 лет. Каждый Новый год за праздничным столом люди желают друг другу счастья в наступившем году, надеются, что он не будет похож на прошедший, принесший им и всей стране немало бед и потерь. Они считают, что Новый год просто обязан быть лучше старого, чуть ли не открыть им некое светлое будущее. Но как показывает жизнь, каждый год происходит всё вопреки этим чаяниям человечества. Получается, что таковые надежды людей рождаются из некоего самообольщения, люди не знают чего-то такого важного, без знания чего они похожи на слепых котят. В проповедях некоторых православных пастырей приходится слышать, что при образе жизни современных людей техногенные катастрофы, стихийные бедствия и разного рода злоключения с каждым годом будут только умножаться. И как бы нам ни хотелось иного, но именно слова этих проповедников слова Божия сбываются. Чего только не происходило за последние годы: землетрясения и цунами, тайфуны и торнадо, лесные пожары (уничтожавшие поселки и деревни) и наводнения; горели ночные клубы, падали самолеты, тонули корабли, не прекращаются локальные войны и теракты. И всюду гибнут люди, очень много людей. Отсюда понятна реакция неравнодушных, их недоуменные и отчаянные вопрошающие вопли: «За что?», «Почему?», «Где был Бог?» Только захотят ли услышать они правдивый ответ на свой вопрошающий ропот? Что в наше время, что 2000 лет назад, человек всё тот же человек. И к Господу Иисусу Христу подходили люди с подобными вопросами. В отличие от нас они имели удивительную возможность задать волнующие во все времена каждого человека вопросы напрямую Самому Богу. «…пришли некоторые и рассказали Ему о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13: 1–5).

http://pravoslavie.ru/70877.html

Скачать epub pdf Крещенский сочельник     Святой апостол Павел в Послании к Тимофею, которое мы сегодня читали, говорит: «а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный». Он Духом Божиим был извещен, что скоро ему предстоит отойти ко Господу, и этим же Духом провидел, что ему готовится венец правды, который он добрым подвигом приобрел – венцом, как мы знаем, украшали победителей. И дальше апостол говорит, что венец уготован не только ему, «но и всем, возлюбившим явление Его» – то есть Божие. Для каждого человека это явление Божие в мир существует, но не каждый человек его усвояет. И для того, чтобы явление Его в мир было людьми усвоено, принято, Господь послал перед Собой Иоанна Предтечу (Предтеча – потому что он течет перед Христом), который, как мы слышали сегодня у евангелиста Марка, говорил: «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым». «Крестить» в переводе на русский язык значит «погружать» – то есть грядет Некто, Который будет вас погружать в Дух Святый, в благодать Божию. Мы Бога познаем только через благодать, по благодати. Поэтому когда человек говорит: я не верую в Бога, я ничего не знаю, я не понимаю, – это означает только одно, что он человек безблагодатный. Для того чтобы познать Бога, не обязательно читать умные книги, не нужно как науку изучать Священное Писание, для этого не нужно вообще никаких особых интеллектуальных усилий делать. Бог познается совершенно другим органом – сердцем, самой сердцевиной человеческого существа, его душой и духом. Поэтому когда человек этого не чувствует, не понимает, далек от этого, то он просто расписывается в собственной беспомощности, немощи, в собственной болезни, в неспособности воспринимать благодать Божию, и утверждение человека: я не верую – тождественно утверждению: я настолько великий грешник, что ослеп и оглох. Неверие в явление в мир Спасителя зависит не оттого, что нас папа с мамой не научили или нам бабушка не рассказала, – не от этого. Оно связано именно с грехом: чем больше грех, тем больше неверие. Любого самого верующего человека возьми и устрой ему, как дьявол обычно устрояет, всякие ловушки, всякие ухищрения, чтобы заставить его грешить, – и он веру сразу потеряет. Многие мамы удивляются: почему ребенок до пятнадцати лет в церковь ходил, и радовался, и молился, а потом вдруг – раз, и резко все оборвалось, и его уже не затащишь. С чем это связано? Именно с тем, что «от юности моея мнози борют меня страсти», то есть с грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Пожалуйста, объясните притчу о неверном управителе. Как неправедным богатством можно приобрести друзей? Добрый день! Пожалуйста, объясните. Притча о господине и расточительном управителе. Как неправедным богатством можно приобрести друзей? И зачем это делать именно неправедным? И потом они, друзья, примут в вечные обители того кто имеет неправедное богатство? Как? Почему Господь благодарил расточителя, что тот подделал расписки? Ангела Хранителя! Светлана Отвечает священник Филипп Парфенов: Здравствуйте, Светлана! Господь не благодарил того неверного управителя-расточителя. В притче сказано, что владелец имения оценил его поступок, и «похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил». И далее следуют ключевые слова этой притчи: «ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде». Или, по другому варианту перевода, «ибо люди этого мира куда сообразительнее в делах с себе подобными, чем сыны света». То есть, верным сынам света ставится в пример сообразительность людей неверующих, мирских. Но тогда в каком смысле? Не в том, чтобы мы, призванные к свету, брали в этом с них буквальный пример, но чтобы стремились теми же усилиями, как и они, приобретать себе в жизни разных друзей. Даже если наше исходное богатство может быть и неправедным! И далее развитие этой мысли и пояснение: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто даст вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лк. 16, 10-12). А поясняет эту рекомендацию пример мытаря Закхея (см. Лк. 19, 1-10). Он имел неправедное богатство, но в присутствии Христа раскаялся в своем прошлом и решил возместить вчетверо тем, кого неправедно обобрал. И половину своего состояния раздать нищим. Иисус в ответ на его намерение сказал: «Ныне пришло спасение дому сему». С уважением, священник Филипп Парфенов. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/pozhalujs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010