16 А ученикам Своим Он сказал: «Был некий богач, который имел управляющего; и ему донесли, что тот проматывает его имение. 2И он его вызвал и сказал: «Что это я слышу про тебя? Дай отчет в управлении, потому что оставаться управляющим ты больше не можешь». 3А управитель сказал себе: «Что мне делать? Мой хозяин отнимает у меня место. Работать лопатой не могу, просить подаяние стыжусь. 4Знаю, что сделать, чтобы когда лишусь места, меня бы приютили». 5И вызвав для разговора наедине одного за другим должников хозяина своего, говорит он первому: «Сколько ты должен моему хозяину?» 6Тот сказал: «Сто бочек масла». И он сказал тому: «Бери твою расписку, садись и скорее пиши – пятьдесят!» 7Потом он сказал другому: «А ты сколько должен?» Тот сказал: «Сто мешков жита». Он говорит тому: «Бери твою расписку и пиши – восемьдесят!» 8И похвалил хозяин нечестного управителя за то, что тот умно поступил; ибо сыны века сего в делах с подобными себе умнее, чем сыны света. 9И вот, Я говорю вам: спешите приобретать себе друзей на счет лукавой маммоны, чтобы после, когда она от вас уйдет, они бы приняли вас в жилища вечные. 10Кто достоин доверия в самом малом – достоин веры и во многом, а кто лукав в самом малом – лукав и во многом. 11Итак, если вы в делах лукавой маммоны 1 не показали себя достойными доверия, кто доверит вам благо истинное? 12И если вы не показали верности в обращении с чужим, кто даст вам ваше собственное? 13Никакой слуга не может служить двум господам: или первого возненавидит, а другого возлюбит, или первого предпочтет, а другим пренебрежет. Вы не можете служить Богу и маммоне». 14Услышали все это фарисеи, которые были привержены к деньгам, и стали Его высмеивать; и 15Он сказал им: «Вы хотите выставить себя праведными перед людьми, но Бог знает ваши сердца; а то, что превозносится у людей, перед Богом мерзость. 16Закон и Пророки – до Иоанна; с тех пор возвещается Царство Божие, и всякий прилагает усилие войти в него. 17Однако легче прейти небу и земле, чем потерять силу хоть одной черте Закона. Каждый, кто разводится с женой своей, совершает прелюбодеяние, и каждый, кто женится на разведенной, совершает прелюбодеяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

В это же самое время в мидийском городе Экбатанах подобное мучение терпела одна женщина, по имени Сарра. Дочь израильтянина Рагуила, который приходился близким родственником Товиту. Сарра семь раз была выдаваема замуж, но в первую же ночь после брака злой дух Асмодей умерщвлял ее мужей. Как-то служанки отца ее, поссорившись с ней, стали укорять ее этим, говоря с насмешкою, что она задушила семерых мужей своих. Укоризны так огорчили ее, что она, подобно Товиту, также стала просить себе смерти. Скорбный вопль обоих этих несчастных людей был услышан Господом Богом, который вскоре послал им облегчение в их горькой участи. После скорбной своей молитвы Товит, понемногу успокоившись, вспомнил о том, что в городе Раги Индийские у него есть должник, некто Гаваиль, которому он в дни своего богатства дал взаймы под расписку десять талантов серебра, – вспомнил и решил послать за деньгами сына своего Товию. Позвав Товию к себе, он преподал ему наставление на случай смерти своей, дал ему расписку Гаваила и велел поискать благонадежного человека, который сходил бы с ним в Раги Мидийские. Товия, выйдя искать себе спутника, встретил одного человека, который согласился сходить с ним к Гаваилу. Человек этот назвал себя Азарией, но на самом деле это был Ангел Рафаил, принявший на себя человеческий образ. (Конечно, ни сын, ни отец не могли догадаться, что это был Ангел.) Товит согласился отпустить сына своего с мнимым Азарией. Вечером в тот же день путники пришли к реке Тигру. Товия вошел в воду, чтобы помыться. Вдруг на него бросилась большая рыба, которая хотела поглотить его. Ангел велел Товии схватить рыбу, разрезать и взять из нее сердце, печень и желчь. Товия так и сделал. Отсюда они отправились дальше. Когда они дошли до города Экбатан, Ангел сказал Товии: «Брат, ныне мы переночуем у Рагуила, твоего родственника, у которого есть дочь Сарра. Я поговорю о ней, чтобы ее отдали за тебя». Товия сказал: «Брат Азария! Я слышал, что девицу отдавали семи мужьям, но все они погибали от демона в брачной комнате». Ангел ответил: «О демоне не беспокойся. Когда войдешь в брачную комнату, возьми курильницу, положи в нее часть сердца и печени рыбьей, покури и помолись вместе с Саррой Богу, и Он спасет вас».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

— Сынок, у нас осталось только десять литр золота. Ответь, что ты хочешь получить в наследство — деньги или образ Пресвятой Богородицы? Юноша выбрал икону, а золото было роздано бедным. Он очень нуждался, но не впадал в отчаяние, а день и ночь молился Божией Матери. Узнав об этом, преподобный Иоанн всей душой полюбил юношу и стал размышлять, как ему помочь. Надумав, он призвал эконома и сказал: — Возьми старую хартию и напиши предсмертное завещание от имени некоего Феопемпта, так, как будто я и этот бедный юноша находимся в родстве. Потом пойди к нему и скажи: «Знаешь, что ты близкий родственник патриарха? Тебе неприлично так бедствовать! Пойди к Иоанну и напомни ему о себе; а если ты стыдишься, я сам скажу ему об этом». Эконом исполнил повеление, и, когда он привел юношу к Иоанну, тот обнял его и сказал: — Знаю, что у моего дяди был сын, но никогда не видел его и очень рад наконец познакомиться с тобой! Он богато одарил юношу, купил ему дом и женил на девушке из хорошей семьи. Иоанн не только сам был милостив — по его молитвам становились милостивыми скупцы. Однажды святой взял с собой в больницу — а он два-три раза в неделю навещал больных — епископа по имени Троил. Зная, что у него есть при себе деньги, патриарх сказал: — Отче, вот тебе случай утешить нуждающуюся братию. Подай им милостыню. Епископу было жалко денег, но вместе с тем он боялся показаться скупым. Раздав около тридцати литр, он так расстроился, что, придя домой, слег в постель. Иоанн прислал слугу звать его на обед, но епископ сказался больным. Зная о причине его болезни, святой Иоанн отправился к Троилу. — Вот,- сказал он,- я принес деньги, которые одолжил у тебя в больнице. Возьми их и напиши расписку, что награду от Господа, которая предназначалась тебе за милостыню, ты передаешь мне. Увидев золото, Троил обрадовался, сразу выздоровел, написал расписку, и они отправились к патриарху обедать. Угощая Троила, Иоанн молился, чтобы Господь избавил его от сребролюбия. Ночью епископ увидел во сне богатый и очень красивый дом, а над дверями — золотую надпись: «Обитель и вечный покой епископа Троила». Он направился было к дому, но тут появился величественный и грозный человек и сказал: «Господь повелел стереть эту надпись и написать: это обитель и вечный покой патриарха Иоанна, который купил их за тридцать литр золота».

http://azbyka.ru/fiction/zhitiya-svyatyx...

Какие же меры предпринимает он для этой памяти, о себе, для этого приема своего в чужие домы? А вот что: «призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: «Сколько ты должен господину моему?». Он сказал: «Сто мер масла». И сказал ему: «Возьми твою расписку и садись, скорее напиши пятьдесят». Потом другому сказал: «А ты сколько должен?». Он отвечал: «Сто мер пшеницы». И сказал ему: «Возьми твою расписку и напиши: восемьдесят»» ( Лк.16:6–7 ). Другими словами, домоправитель неправедный счеркивает с должников господина своего часть того, что они должны господину его, убавляет часть их долга пред господином своим, т. е. в своем сознании сокращает их грехи пред Богом. Моралистически, юридически, законнически этот поступок есть новый проступок пред господином. Этот поступок «неправеден», так как «праведность» есть применение закона тождества и «по-праведному» должно говорить о должнике, – тем более чужом, – как о должнике, но нельзя – как о не-должнике, и – о каждом долге, – тем более другому, – так, каков есть он – а не так, каков он не есть. Законнически – вообще нельзя прощать грех; но, во всяком случае, никак нельзя прощать грех не против себя, а против Бога. Но, в духовной жизни, эта-то «неправедность» и требуется: сознавая себя виновным пред Богом, должным Богу, грешным пред Богом и нуждаясь в прощении Божием, достоит и другим отпускать их грехи, уменьшать меру их виновности. Да, мы не имеем «права» покрывать то, что составляет обиду не нам, а Богу, – что затрагивает не нас, а Бога. Кажется даже весьма естественным, по ревности к славе Божией, усугублять вины других людей, подчеркивать, что мы «не сочувствуем» их грехам, что должников Божиих мы готовы считать чуть ни своими собственными должниками. И однако, «похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» ( Лк.16:8 ). Неправедно прощая чужие грехи мы более оправдываем себя, неправедных «сынов века сего», нежели праведно осуждая чужие грехи могли бы оправдать себя, праведных «сынов света».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Он сказал: – «Был один богатый человек, который держал у себя управителя. На этого управителя донесено было ему, что он расточает его имение. Призывает он управителя, и говорит ему: – что это я слышу о тебе? ты должен дать отчет по управлению домом; и уже не останешься управителем. – Тогда управитель задумался. – Что буду делать? – говорил он про себя: – господин мой отставляет меня от управления домом. Копать землю – сил нет; милостыню просить – стыдно. Теперь догадался, что сделать, дабы, после отставления меня от управления домом, кто-нибудь принял меня в свой дом. – Тут начал он сзывать, одного за другим, должников господина своего, Говорит одному:–сколько ты должен господину моему? – Тот отвечал: – сто батов 20 масла. – Этому он сказал: – возьми свою расписку, садись скорее, напиши: пятьдесят. – Спрашивает у другого: – а ты сколько должен? – Этот отвечал: – сто коров 21 пшеницы. – И этому сказал: – возьми свою расписку, и напиши: восемьдесят. – (Узнавши об этом), господин не мог не отозваться с похвалою о находчивости неверного управителя, что он так предусмотрительно поступил. В самом деле, люди светские, во взаимных сношениях, по своим делам, бывают (иногда) догадливее людей, исключительно посвятивших себя благочестию. И Я вам говорю: тем богатством, которое вы имели несчастие скопить неправдой, поспешите приобрести себе друзей (в лице благодетельствованных нищих), чтобы, по смерти вашей, они приняли вас в вечные обители. Кто считает делом совести быть верным и в вещах маловажных, тот бывает верен и в важных; а кто не наблюдает верности в чем-нибудь незначительном, тот (конечно) будет неверен и в деле важном. Итак, если вы в обманчивом (и, может быть, неправедном) богатстве не окажетесь верными (распорядителями) – кто вверит вам истинное, (небесное)? И, если в чужом (которое состоит во благах внешних, и вверено вам от Бога на время), не окажетесь верными: кто вам даст ваше (предназначенное вам на небесах)? Нельзя, чтобы слуга мог служить двум господам, (которые предъявляют противоположные требования); а (непременно), или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Об этом и четвёртая притча – притча о неверном управителе из 1б-й главы Евангелия от Луки и два комментария к ней. В притче рассказывается об управителе, с которого хозяин неожиданно потребовал отчёт. «Тогда управитель сказал сам в себе: «что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь»». И вдруг он восклицает: «»Знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом». И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: «сколько ты должен господину моему?» Он сказал: «сто мер масла». И сказал ему: «возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят». Потом другому сказал: «а ты сколько должен?» Он отвечал: «сто мер пшеницы». И сказал ему: «возьми твою расписку и напиши: восемьдесят». И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своём роде» (16:3-8). Рассказав эту притчу, Спаситель говорит: «И Я говорю вам, приобретайте себе друзей богатством неправедным» (16:9). Очень часто из этого чтения – особенно в том виде, в каком оно даётся в церковном календаре, обрываясь именно на этом стихе – делается вывод о том, что Христос призывает людей к обману в жизни земной, чтобы обеспечить себе жизнь небесную. На самом же деле в Евангелии от Луки есть два примечания к этой притче, одно из которых гласит: «Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (16:10-11). Из этого замечания совершенно ясно, что Христос не за ту методу, которой пользовался нечестный управитель. Он прямо говорит, что так делать нельзя, поскольку обман в малом свидетельствует о том, что и в большом ты тоже можешь обмануть. И тем не менее Он рассказывает эту притчу и говорит: и вы приобретайте друзей «богатством неправедным» (по-гречески – «мамоной неправедной»), то есть богатством, которое стало вашим идолом, которое вы обожествили, которому вы служили как Богу.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Господь, по Своей премудрости, допускает людям жить в разных материальных условиях: одним – в большом достатке, иным – в нужде и даже голоде. Нередко свое материальное благосостояние человек приобретает тяжелым трудом, настойчивостью, умением. Однако, нельзя отрицать и то, что нередко материальное и социальное положение человека в большой мере определяется и внешними, независящими от человека, благоприятными условиями. Напротив, в неблагоприятных условиях, даже самый способный и трудолюбивый человек может быть обречен жить в бедности в то время, как другой бездарный лентяй будет наслаждаться всеми благами жизни потому, что ему улыбнулась судьба. Такое положение вещей может показаться несправедливостью, но только если рассматривать нашу жизнь в плане исключительно земного существования. Мы приходим к совсем другому выводу, если посмотрим на это в перспективе будущей жизни. В двух притчах – о неверном домоправителе и о богатом и Лазаре – Господь Иисус Христос приоткрывает тайну допущения Богом материальной “несправедливости.” Из этих двух притч мы видим, как премудро Бог обращает эту кажущуюся жизненную несправедливость в средство спасения людей: богатых – через дела милосердия, а бедных и страждущих – через терпение. В свете этих двух замечательных притч мы можем также понять, какими фактически ничтожными являются и земные страдания и земные богатства, когда мы сравниваем их с вечным блаженством или вечными муками. В первой притче О Неверном Управителе Дается пример последовательной и продуманной благотворительности . При первом прочтении этой притчи у нас возникает впечатление, будто господин похвалил управителя за нечестный поступок. Однако, Господь рассказал эту притчу с целью заставить нас задуматься над ее глубоким смыслом. Находясь в совершенно отчаянном и безвыходном положении, управитель проявил гениальную изобретательность в том, что сумел приобрести покровителей и тем обеспечил себе будущее. “Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его. И, призвав его, сказал ему: Что я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал в себе: что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь. Знаю, что сделать, чтобы приняли меня, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми свою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми свою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил, ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители” ( Лк.16:1–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Лк 15:11–32 . Неделя 34, о блудном сыне. Евангелие от Луки, зачало 80 Сказал Господь притчу сию: был богатый человек, у которого был домоправитель, и на него донесли ему, что он расточает его имущество. И призвав его, он сказал ему: «что это я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь больше управлять». И сказал себе самому домоправитель: «что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление. Работать лопатой не могу, просить милостыню стыжусь. Знаю, что сделаю, чтобы приняли меня в дома свои, когда буду отставлен от управления». И призвав отдельно каждого из должников господина своего, говорит первому: «сколько ты должен господину моему?» Он сказал: «сто мер масла». И он сказал ему: «возьми твою расписку и садись, скорее напиши: пятьдесят». Потом другому сказал: «а ты сколько должен?» Тот сказал: «сто мер пшеницы». Говорит ему: «возьми твою расписку и напиши: восемьдесят». И похвалил господин домоправителя неправедного за то, что умно поступил, потому что в обращении с людьми рода своего сыны века сего умнее сынов света. И Я говорю вам: сотворите себе друзей богатством неправедным, чтобы, когда его не станет, они приняли вас в вечные обители. Лк 16:1–9 . Четверг 26 седмицы. Евангелие от Луки, зачало 81 Сказал Господь: верный в малом – и во многом верен, и неправедный в малом – неправеден и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не оказались верны, кто вверит вам то, что истинно? И если вы в чужом не оказались верны, кто вам даст ваше? Никакой раб не может служить двум господам: или одного возненавидит, а другого возлюбит; или к одному привяжется, а другим пренебрежет. Не можете Богу служить и богатству. И слышали это все фарисеи, которые были сребролюбивы, и высмеивали Его. И Он сказал им: вы выставляете себя праведными пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо высокое у людей – мерзость пред Богом. Лк 16:10–15 . Суббота 31 седмицы. Евангелие от Луки, зачало 82 Сказал Господь пришедшим к Нему Иудеям: вы выставляете себя праведными пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо высокое у людей – мерзость пред Богом. Закон и Пророки – до Иоанна: с того времени Царство Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но легче пройти небу и земле, чем одной черте пропасть в Законе. Всякий, отпускающий жену свою и женящийся на другой, прелюбодействует, и женящийся на отпущенной мужем прелюбодействует. И Он сказал ученикам Своим: невозможно, чтобы не пришли соблазны, но горе тому, чрез кого они приходят. Лучше было бы ему, если бы мельничный камень облегал его шею, и был он ввержен в море, чем чтобы соблазнил он одного из малых сих. Наблюдайте же за собой. Если согрешит брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день возвратится к тебе и скажет: «каюсь», – прости ему.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

От него, конечно, будет опять большой ущерб господину, да приставник-то чрез него надеется выпутаться из беды. Призвав единого когождо от должник господина своего, глаголание первому: колицем должен ecu господину моему; он же рече: сто мер масла. И рече ему, приими писание твое и седъ скоро напиши пятьдесят. Потом же рече другому: ты же колицем должен ecu; он же рече: сто мер пшеницы. И глагола ему: приими писание твое и напиши осмьдесят (—5—7), «И. призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись, скорее напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят». Вероятно, не этим только двоим должникам господина приставник переменил расписки. Он многим сделал греховную любезность. Можно судить, какими качествами души отличались эти должники? Приставник решился на бесчестный поступок. И они с радостью вышли навстречу его плану, согласились обмануть господина, который сделал им благодеяние. Вот сборище законопреступных людей. Они очень хорошо понимают друг друга, ибо единомысленны. Они крепкими связками прицепились к земле. Кроме земных выгод, удобств жизни, богатства, хотя бы приобретаемого нечестными путями, они и знать ничего не хотят. Приставник делает им одолжение. Он уменьшает долг их: одному на половину, другому на одну пятую часть. Что за благодетель явился для них? Но ведь он не даром каждого призывал порознь. Можно предположить, о чем он говорил. И должники, согласившиеся на подлог, очевидно, обещались быть благодарными приставнику. Они ведь хорошо понимали смысл благодеяния его насчет домовладыки. Расписки были пере писаны, оформлены. Никак нельзя было доказать, что они подложны. Значит, и приставника невозможно было предать суду. Но господин-то узнал ли о нечестном поступке приставника? Узнал и не мало удивился его хитрости, изобретательности, греховной смышлености и ловкости, с какими он совершил подлог.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

  Надо заметить , что так же мешает партнёрскому бизнесу и излишняя доверчивость . Можно было бы написать целые тома о том , как портятся отношения между соратниками или даже хорошими друзьями , когда между ними встают деньги . Рассматривая историю предпринимательства в нашей стране , мы говорили о том , что был период , когда честному купеческому слову верили и без бумажных расписок , но не стоит забывать , что это было во время хорошо развитых отношений в купеческом сословии . Отношения между совладельцами дела регулировались тогда по особым правилам . Сегодня эти правила не работают . И известно множество примеров , когда данные взаймы , на дружеском доверии , деньги невозможно получить назад . В этих случаях предпринимателю приходится делать для себя нелёгкий нравственный выбор — простить долг или же вернуть деньги какими - то насильственными методами . Чтобы не оказаться в такой ситуации , гораздо лучше вообще не вводить в соблазн и искушение своего товарища . Ещё в древнем Израиле существовало множество форм расписок , разводных писем и прочих бумаг для того , чтобы регулировать механизмы денежных отношений между людьми на юридической основе . С тех пор в этом отношении мы шагнули далеко вперёд , и в данном случае не стоит пренебрегать « благами цивилизации ». В желании же искать правых и виноватых в таких ситуациях лучше вспомнить слова из Евангелия от Матфея : « Горе миру от соблазнов , ибо надобно придти соблазнам ; но горе тому человеку , через которого соблазн приходит » ( Мф . 18, 7) . Христиане , и особенно святые , всегда знали эту удобосклоняемость ко греху человеческой природы . Человек , который ведёт себя совершенно достойно и праведно в отсутствии соблазна , вдруг может сделать нечто та кое , что и сам от себя не ожидает . Не случайно в молитве « Отче наш », которую заповедовал нам Сам Спаситель , есть прошение « и не введи нас во искушение …». Разумеется , понимается оно не в том смысле , что Господь способен специально вводить людей во искушение , но в том , что Он может помочь не впасть в искушение , если видит нашу немощь . А в обычных совместных проектах оградить от искушения может простой договор , имеющий юридическую силу , оговаривающий права и обязанности каждой стороны .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010