С. П. Заиграйкина Посвященные М. памятники древнерус. искусства следуют основным вариантам, разработанным в искусстве средневизант. периода. М., как правило, средовек с темными короткими волосами, недлинной бородкой. Фигура пишущего апостола составляла часть декорации Евангелия (на уголках металлических обкладок и полных окладов кодекса, на миниатюрах), ее размещали на парусах в расписанных фресками храмах. Наряду с образами др. апостолов образ М. входит в состав композиций, иллюстрирующих события НЗ - «Страшный Суд», «Евхаристия». На миниатюрах образ М. сопровождает его символ, и уже в ранних памятниках изображение может быть представлено как своеобразное собеседование. Напр., на миниатюре из Остромирова Евангелия (РНБ. F.n.1.5, 1056/57 г.) седалищем для евангелиста, поднявшего голову, служит угол образующего внутреннюю раму крестообразного орнамента; из верхнего рукава того же орнамента символ М. протягивает ему кодекс. На подобной по композиции миниатюре из Мстиславова Евангелия (ГИМ. Син. 1203, 1117 г.) евангелист сидит на скамье, очертания к-рой вписаны в крестообразный нижний сегмент. В последующих рукописях антураж композиции повторяет византийские образцы, архитектурные кулисы могут заполнить фон и т. о. соединить все возможные формы декора: кивории, колонны, велумы (миниатюра Галицко-Волынского Евангелия - ГТГ. МК-1. Л. 129 об., 1-я треть XIII в.). В одеждах М. сочетаются голубой и розово-красный цвета, на новгородских и московских миниатюрах преобладает насыщенный небесно-голубой или изысканно синий цвет гиматия, окутывающего фигуру пишущего М. целиком (миниатюра из Морозовского Евангелия - ГММК. Кн. 34, XV в.). Редкий пример отхода от традиц. извода пишущего евангелиста представляют миниатюры из Спасского Евангелия из ярославского Спасо-Преображенского мон-ря (ЯХМ. 15690. Л. 102 об., ок. 1224 г.); на них представлены сидящие друг напротив друга апостолы Лука и М.; в их облике отразилась античная традиция изображения философов, на что указывают не только одежды и особенности архитектуры, но и предметный мир, связанный с письменной культурой: плетеное кресло у М., подножие, ящики и шкафчики под столом с письменными принадлежностями.

http://pravenc.ru/text/2562164.html

Получившийся таким образом участок я принес от имени наследников о. Антонина в дар Его Императорскому Высочеству великому князю Сергею Александровичу и получил надлежащий документ в октябре месяце за 22843/3. Подлинный документ оставлен в архиве генерального консульства, а перевод и список с него при сем прилагается. Вслед за этим участок был обнесен каменною стенкою сухой кладки, в некоторых частях которой вставлены каменные столбы на извести. В архивах генерального Консульства и Духовной Миссии имеются два плана, снятые г. Пальмером в апреле сего года по окончании всех работ. Всех расходов было произведено на сумму в 1191 франк 71 сантим. Из них: 1) Представляется при этом расписок самих получателей на 1072 франка 06 сантимов (за каменную стенку сухой кладки – 876 франков 63 сантима, казенные пошлины – 52 франка 35 сантимов, прочие расходы – 143 франка 08 сантимов). 2) Представляется общая расписка г. первого драгомана генерального консульства в уплате казенных пошлин, отмеченных на самих документах, и раздаче разным лицам для ускорения дела – 119 франков 65 сантимов. При сем я имею честь приложить краткую опись упомянутой недвижимости, в которой между прочим объяснено, что ежегодный поземельный налог=2 франкам 46 сантимам, и что все недоимки по этому налогу за 17 лет (с 1 марта 1884 по 29 февраля 1901) мною уплачены 948 . 28 октября сего года делегат генерального консульства передал недвижимость назначенному делегатом г-ну драгоману Духовной Миссии, которая была об этом мной уведомлена отношением от 31 минувшего октября, за 1117, с приложением вышеозначенной краткой описи и списка с временного владенного акта, выданного на имя Его Императорского Высочества. АВПРИ, ф. Посольство в Константинополе, оп. 517/2, д. 3611, л. 83–84. 518. План Русского участка на горе Рас-Она, в дер. Бейт-Джала, и участков Православной Патриархии с указанием частей, которыми сделан обмен Иерусалим 3 ноября 1901 г. Копия Взаимно уступлено: От русского участка: От участка Православной Патриархии:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Получившийся таким образом участок я принёс от имени наследников о. Антонина в дар Его Императорскому Высочеству Великому Князю Сергею Александровичу и получил надлежащий документ в октябре месяце за 22843/3. Подлинный документ оставлен в архиве Генерального Консульства, а перевод и список с него при сем прилагается. Вслед за этим участок был обнесён каменной стенкой сухой кладки, в некоторых частях которой вставлены каменные столбы на извести. В архивах Генерального Консульства и Духовной Миссии имеются два плана, снятые г. Пальмером в апреле сего года по окончании всех работ. Всех расходов было произведено на сумму в 1191 франк 71 сантим. Из них: 1) Представляется при этом расписок самих получателей на 1072 франка 06 сантимов (за каменную стенку сухой кладки – 876 франков 63 сантима, казённой пошлины – 52 франка 35 сантимов, прочие расходы – 143 франка 08 сантимов). 2) Представляется общая расписка г. Первого Драгомана Генерального Консульства в уплате казённых пошлин, отмеченных на самих документах, и раздаче разным лицам для ускорения дела – 119 франков 65 сантимов. При сем я имею честь приложить краткую опись упомянутой недвижимости, в которой между прочим объяснено, что ежегодный поземельный налог=2 франкам 46 сантимам и что все недоимки по этому налогу за 17 лет (с 1 марта 1884 по 29 февраля 1901) мною уплачены. 28 октября сего года делегат Генерального Консульства передал недвижимость назначенному делегатом г-ну Драгоману Духовной Миссии, которая была об этом мной уведомлена отношением от 31 минувшего октября, за 1117, с приложением вышеозначенной краткой описи и списка с временного владенного акта, выданного на имя Его Императорского Высочества. АВП РИ, ф. Посольство в Константинополе, оп. 517/2, д. 3611, л. 83–84. 87. План русского участка на горе Рас-Она, в дер. Бейт-Джала, и участков Православной Патриархии с указанием частей, которыми сделан обмен Иерусалим, 3 ноября 1901 г. Копия 113 . Взаимно уступлено: От русского участка: От участка Православной Патриархии:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Первые православные храмы на территории России были возведены в эпоху Киевской Руси, самые древние из них сохранились в Новгороде, с фрагментами древнерусской монументальной живописи XII в. В первую очередь это Святая София, построенная в 1050 г. и ставшая на многие столетия религиозным и общественным центром Новгорода. Николо-Дворищенский собор, заложенный в 1113 г. на месте княжьего двора Ярослава Мудрого. Рождественский собор, построенный в 1117 г. преподобным Антонием Римлянином на свои средства. Уникальный Георгиевский собор, построенный в 1119 г. В 1198 г. был сооружен знаменитый храм Спаса на Нередице, расписанный изумительными фресками. В Великую Отечественную войну он был разрушен и лишь недавно восстановлен. Также был недавно восстановлен уникальный памятник древнего зодчества – церковь Успения на Волотовом поле (1352), разрушенная в годы войны. Эти церкви, по своим художественным достоинствам, были уникальными памятниками мировой средневековой живописи. На территории Владимиро-Суздальской Руси также сохранился ряд памятников древнерусского зодчества. Это белокаменная церковь Бориса и Глеба (1152) в резиденции Юрия Долгорукого в Кидекше и Преображенский собор, заложенный в 1152 г. в Переславле-Залесском, где крестили Александра Невского. Уникальным храмом, ставшим поэтическим символом древнерусской архитектуры, явилась церковь Покрова (1165), величаво возвышающаяся на берегу реки Нерли. Сохранились также храмы XII в. в Ярославле и Смоленске. Мы не сможем даже бегло упомянуть обо всех уникальных памятниках древнего православного зодчества, которые хранит наша богатейшая земля. Это тема отдельного очерка. Многие были уничтожены беспощадным временем, но многие и сохранились. Но мы в первую очередь уделим внимание христианским святыням, которыми издревле была полна Православная Русь. Это монастыри, украшенные духовным подвижничеством угодников Божиих, сыгравших исключительную роль в русской истории; знаменитые храмы, ставшие национальными святынями; святые мощи праведников и чудотворные иконы, отмеченные благодатью Божией. Наша страна удостоилась целого списка чудотворных икон, исцелявших и спасавших наших предков от разных бед и вражеских нашествий. До сей поры считаются Небесным Покровом России чудотворные образы Богоматери, хранящие ее пределы: Тихвинская икона охраняет северные земли, Иверская и Донская иконы оберегают пределы южные, Смоленская ограждает с запада, Казанская хранит земли с востока, а в центре России, в граде Москве, благословляя во все стороны землю Русскую, стоит Владимирская икона Богоматери.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

К. Всеволода опустошали черниговскую область. В. Князь послал инока Святослава в стан сих хищников усовестить, чтобы прекратили кровопролитие. Св. инок успел в добром деле. Это была последняя земная служба его Церкви и родине. В том же 1142 г. он мирно почил 14 октября 445 . § 49. Пр. Антоний в Новгороде На севере России был знаменитым подвижником общежития пр. Антоний Римлянин, основавший Обитель на берегу Волхова в 2 вёрстах от Новгорода. Историю свою он частью сам описывает в своей духовной. «Я Антоний, – говорит он, – худший между монахами, вышел на сие место, не получив имения ни от Князя, ни от Епископа, а принял только благословение от Епископа Никиты (1096–1108), и паша на чужой земле, не давал себе покоя пред другими, наносил скорбь и братии и сиротам христианам здешним. Пусть разберёт Матерь Божия, сколько будь перенёс я за сие место!» 446 По Летописям видно, что преподобный прибыл в Новгород в 1108 г. 40 лет трудился, чтобы молитвою собрать и успокоить детей духовных 447 . В 1117 г. заложил он в своей Обители каменный храм Богоматери, достроенный через два года и расписанный спустя шесть лет. В 1127 г. заложил каменную трапезу, и над ней храм Сретения Господня, а в 1131 г. поставлен в игумены 448 . Обитель пр. Антония († 1147 г.) едва ли не первая по времени из новгородских монастырей, и века не сгладили её с земли 449 . А Кирик, диакон и доместик Антониева монастыря, при жизни Антония (в 1136 г.) написавший любопытную статью о хронологии и потом известный вопросами новгор. Пастырям 450 , служит живым свидетелем тому что пр. учитель его воспитывал в детях своих благочестие разумное. § 50. Жизнь столпническая, и её подвижники, св. Кирилл и Никита Никита Хониат пишет, что обыкновение спасаться на столпе, по примеру св. Симеонов Столпников, продолжалось в Греции до 12 века. Сей образ подвижничества, как необыкновенно тяжкий, не многих находил себе представителей на Востоке. Не много видно столпников и в древней Русской Церкви, известны только двое: св. Кирилл, бывший потом Епископом и великим учителем Туровским (§ 14), и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1921 г. на братию обрушились новые гонения: монастырь был закрыт, а многие насельники расстреляны. По сей день в окрестностях монастыря находят человеческие косточки: казненных едва присыпали землей. С 1944 года на десятки лет в сохранившихся строениях монастыря, как и во многих других обителях, разместился психоневрологический диспансер… Экскурсию по Свято-Успенскому Бахчисарайскому монастырю для нас провел молодой послушник. Рассказал об истории, святынях, главном храме обители — Успенском, пещерном. «На западной стене, справа, по традиции, у нас написан Страшный Суд. Слева от нас, по правую руку Спасителя — место, где обычно изображается рай. Но поскольку, как сказал Апостол, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9), это место у нас не расписано, — говорил наш гид. А потом очень тихо, искренне и проникновенно добавил, почти попросил: — «Всем нам предстоит прийти на этот Суд. Почаще вспоминайте об этом…». Продолжение следует... «Повесть временных лет» — наиболее ранний из сохранившихся древнерусских летописных сводов. Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 года и завершается 1117 годом. Святитель Иннокентий (Борисов; 1800 - 1857; память 25 мая/7 июня 2011), архиепископ Херсонский и Таврический. Родился в г. Ельце в семье священника. Окончив Орловскую духовную семинарию, в 1819 году был принят в Киевскую Духовную академию. В 1823 году, окончив академический курс со степенью магистра богословия, был направлен в Санкт-Петербург, где назначен сначала ректором Александро-Невского духовного училища, а затем — Санкт-Петербургской Духовной Академии. В 1830 – 1840 гг. — ректор Киевской Духовной академии. В 1836 г. рукоположен во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. В 1840 г. назначается на самостоятельную Вологодскую кафедру, а с 1841 г. возглавляет Харьковскую. В феврале 1848 года назначен на кафедру Херсонскую и Таврическую. В Крыму, включенному в состав Российской империи в 1783 г., наблюдался явный упадок христианской жизни. Архиепископ Иннокентий приступил к изучению и восстановление крымских церковно-исторических памятников, созданию иноческих обителей. Святитель обладал обширными познаниями в разных сферах научных знаний и исключительным даром слова. Он автор множества богословско-исторических трудов и произведений церковной гимнографии.

http://pravoslavie.ru/55294.html

Согласно преданию, в римскую провинцию Дакию, которая находилась на территории современной Румынии, христианство было принесено ап. Андреем и учениками св. ап. Павла . Во II-III вв. приезжавшие сюда по делам торговцы продолжали свидетельствовать о Христе. О крещеных даках упоминает пресвитер Карфагенской церкви Тертуллиан (II-III вв.) в своем трактате " О иудеях " , перечисляя известные ему христианизированные народы. Мученики были среди даков уже в первые века христианства - в 1971 г. румынские археологи на дороге, ведущей к холмам Никулицеле (уезд Тулча), обнаружили древнюю базилику, под алтарем которой были захоронены Зотик, Аттал, Камасис и Филипп, мученическая кончина которых произошла при имп. Траяне (98-1117). Церковь вмч. Димитрия Субботний вечер в Сучаве бродили по православным храмам - вмч. Димитрия, вмч. Георгия, св. Иоанна Богослова (это семинарская церковь), св. Иоанна Нового. Поскольку время было уже позднее и вечерняя служба окончилась, совершали таинство венчания. Венчание в Румынии служится, как и в Греции, вечером по субботам и воскресеньям. Когда хор поет " Исайя ликуй " , диакон распускает орарь, и все вместе - священник, венчающиеся, их свидетели и замыкающий процессию диакон, держась за края ораря, обходят вокруг аналоя. В это время гости в движущуюся процессию кидают рис и конфеты - традиция, распространенная на Балканах, а нищие бросаются под ноги и подбирают. Из других литургических отличий: во время чтения Евангелия пара стоит на коленях, также молитву на снятие венцов священник произносит над коленопреклоненным женихом, а потом невестой. Вино, разбавленное водой, пьет из одной чаши вначале свидетель жениха, потом сам жених; затем свидетельница невесты и сама невеста из другой. После этого откусывают сухой хлебец в такой же очередности. Пение в церквах многоголосное, близкое русскому обиходному, хотя в некоторых храмах (св. Иоанна Богослова в Сучаве, буковинский монастырь Путна) поют древние распевы с исоном, как в Греции. Четырехголосие стали вводить в Румынской Церкви сравнительно недавно - в конце XIX века. Служат по новому стилю, богослужение совершается на румынском языке. Церкви, внутри уютные с ткаными дорожками на полу и рушниками и цветами у икон, снаружи имеют довольно причудливый вид, чем-то похожи на пагоды и бывают двух типов: белокаменные и расписанные с внешней стороны красочными фресками.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

3 . Церковь , впоследствии соборная (собор) 653 , св. Николая Дворищенская, построенная тем же Мстиславом Владимировичем, на Ярославовом дворище. Т. е. при княжеском, по Ярославу называвшемся Ярославовым, дворце, который, как мы сказали, находился на Торговой стороне, рядом с гостиным двором. Заложена в 1113г., когда окончена неизвестно. С пристройками и значительно переделанная существует до настоящего времени. 4 . Церковь Феодора Тирона, построенная Воигостом в 1115г. В настоящее время не существует; находилась близь нынешней церкви Феодора Стратилата, что на Софийской стороне, между улицами Розважской и Щирковой (преосвященного Макария I, 193 и 226 начало). Позднейшая Новгородская летопись, находящаяся в библиотеке Николо-Дворищенского собора, относит построение сейчас помянутой церкви Феодора Стратилата к 1118г. и усвояет князю Всеволоду Мстиславичу (преосвященного Макария I, 192). Но летопись эта заслуживает весьма мало веры, и церковь , о которой молчат все другие летописи, должна быть считаема после-монгольской. 5 . Церковь Рождества Богородицы в монастыре, одновременно с нею основанном, преподобного Антония Римлянина, построенная в продолжение 1117–1119г., расписанная в 1127 году. Несколько переделанная существует до настоящего времени. 6 . Церковь святого Георгия в Юрьевом монастыре, построенная князем Всеволодом Мстиславичем,– заложенная в 1119г. и освящённая (по Новгородской 3 летописи) в 1130г. Существует до настоящего времени (в реставрации архимандрита Фотия и с чрезвычайно богатым украшением графини Орловой). В 1166г. была заложена, а в 1173г. освящена в Юрьевом монастыре другая каменная церковь – Спаса на воротах. Этой последней давно нет. 7 . Церковь Иоанна Предтечи на Петрятином дворе или (по-позднейшему Новгородская 3 летопись под 1453г.) на Опоках, находящаяся на Торговой стороне и с краю самого Торга, построенная князем Всеволодом Мстиславичем, во имя ангела своего сына, в продолжение 1127–1130г. Существовала до 1453г., а в этом году построена новая, остающаяся до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Землевладелец, призвав к себе домоправителя, с некоторым раздражением говорит ему: «Что это такое там ты делаешь? До меня дошли о тебе недобрые слухи. Я не хочу тебя больше иметь своим домоправителем и передам свое имение в заведывание другого. Ты должен представить мне отчет в имении» (т.е. всякие арендные договоры, долговые документы и т.п.). Таков смысл обращения хозяина имения к домоправителю. Последний так и понял хозяина. Он начинает размышлять о том, как ему теперь жить, потому что он сознает себя действительно виноватым перед хозяином и не надеется на помилование, средств же к жизни он не накопил и работать в садах и в огородах он не умеет или не в силах. Можно бы еще жить милостыней, но для него, привыкшего жить широко, расточительно, это представляется крайне постыдным делом. Лк.16:4 .  знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. Лк.16:5 .  И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Лк.16:6 .  Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Лк.16:7 .  Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. Наконец, у домоправителя блеснула мысль о спасении. Он нашел средство, при помощи которого перед ним откроются двери домов, после того как он останется без места (он здесь имеет в виду «домы» должников своего хозяина). Он призывает должников, каждого порознь, и вступает с ними в переговоры. Кто были эти должники – арендаторы ли, или торговцы, которые брали из имения для продажи разные естественные продукты, – сказать трудно, да это и не представляет важности. Он спрашивает одного вслед за другим: сколько они должны его хозяину? Первый отвечает: «сто мер» или, точнее, «батов» (бат – более 4 ведер) «масла», конечно, оливкового, которое ценилось в то время очень дорого, так что 419 ведер масла стоили в то время на наши деньги 15 922 руб. (прот. Буткевич, с. 283 19 ). Домоправитель велит ему поскорее – дурные дела обыкновенно торопятся делать, чтобы не помешали, – написать новую расписку, в которой долг этого должника уменьшен наполовину. С другим должником, который был должен «сто мер» или, точнее, «коров» (кор – около 20 четвериков) пшеницы, которая также ценилась дорого (две тысячи четвертей пшеницы стоили в то время на наши деньги около 20 000 рублей 20 , – там же, с. 324), он поступил почти так же. Таким образом он оказал огромную услугу этим двум должникам, а затем, может быть, и другим, и те, конечно, чувствовали перед ним себя навек обязанными. Приют и пропитание для себя в домах этих людей домоправитель обеспечил вполне.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Знаю, что сделать, – рассуждал домоправитель сам в себе, – чтобы приняли меня в домы свои, когда буду отставлен от управления. И призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку, и садись скорей напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят 315 . Из общего хода приточной речи несомненно, что те два лица, с которыми домоправитель вступил в хозяйственную сделку, были из общего числа должников домохозяина; на это указывает упоминание расписки, а также и материал, служащий предметом ссуды. Не малое количество масла и пшеницы, домоправитель ссудил кредиторам домохозяина из больших запасов его; для удостоверения в этом он взял с них законные расписки. Теперь, при перемене своих отношений к домохозяину, домоправитель приглашает к себе двух, наиболее, быть может, ему известных и близких лиц из должников, на доверие которых несомненно полагается, и предлагает им переписать расписки с недочетом у одного на ½ вверенной ссуды, а у другого на Вопрос, почему одному должнику уступлено было 50 из 100, а другому 20 из того же самого количества, легко разрешается при предположении соображения домоправителя о степени нужды каждого из двух должников. При открытости преднамеренного сношения с должниками своего хозяина домоправитель действует как находчивый, догадливый добряк в отношении к лицам, на которых в минуты жизни трудной может с теплой уверенностью положиться. По крайней, мере из дальнейших слов притчи мы видим, что домохозяин без всякой уже мысли и напоминания о незначительном имуществе, какое его домоправитель оставил за должниками, выражает полнейшее чувство удивления пред находчивой сделкой своего управителя, что в свою очередь, как мы заметили выше, влияет на перемену к лучшему характера его отношений к домоправителю. Не смотря на проявлявшуюся неоднократно неверность управителя хозяин хвалит его за то, что он догадливо поступил 316 ; он хвалит его, как замечает блаж. Августин (IV в), обращая внимание не на вред, который он причинил ему, а на его ум (ingeuium). Как высоко ценится изобретательность ума и современной нам мыслью, для уяснения этого стоит припомнить, что мы нередко выражаем чувство удивления и невольно хвалим изобретательность и находчивость ума, проявившуюся в каком-либо ловком деле или обороте, хотя и несовсем доброкачественном, глубоко сожалея в тоже время, что замеченная нами изобретательность не направилась на другое более лучшее дело. Сам наш Божественный Учитель, говоря последователям своего учения: «будите мудри, яко змия» 317 представлял в пример подражания не злобу и ядовитость змеи, но указывал на ту мудрость, догадливость и изобретательность, какую змеи, «мудрейшие из всех зверей земных», 318 обнаруживают в своих действиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010