Рункевич С. Г. Русская церковь в XIX в.: Исторические наброски С. Г. Рункевича . – СПб., 1901. – С. 20–57. Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. – Новгород. 1897. – С. 128–140. Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов Православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. – М., 1836, ч. 1. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. – СПб., 1827. Сушков Н. В.//Чтения в Московском обществе истории и древностей российских. – 1867, ч. 1. – С. 156. П. М. Из прошлого//Русский вестник. – 1868, 4. Греч Н. И. Опыт краткой истории русской литературы. – М., 1822. – С. 297. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1407, 1411. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 143. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 638–639, 401–403. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 11. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 491–493. Рассказы митрополита Филарета, записанные А. В. Горским//Русский архив. – 1888. Письма митрополита Киевского Евгения (Болховитинова) к В. Г. Анастасевичу//Русский архив. – 1889. Дневник М. С. Ребелинского//Русский архив. – 1897, кн. 1. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 239, 261. Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. – М., 1843. – С. 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Наконец, «совершенное Им святительское служение, – по словам св. Афанасия В., – всякий хорошо может видеть из истории Аарона, (который) входя во Святая (святых), приносит Богу жертву за народ и служит в сем как бы посредником между Божиим видением и человеческими жертвами» 1105 ( Лев.16 ). 3.2. Иисус Христос – Ходатай «Исполняя служение Посредника, Иисус Христос является Ходатаем и умилостивлением за нас пред Отцом» Своим Небесным. Как «Ходатая Бога и человеков» ( 1Тим.2:5 ), Христа предызображал, согласно обетованнию Божию о том ( Втор.18:18 ) 1106 , пророк Моисей, по мнению св. Василия В., – вообще «в законном служении» 1107 , а по мнению св. Кирилла Ал. «Моисей ходатайствует во образ Христа», во-1-х, когда «предстательствовал пред Богом от лица Израиля при горе Синае и был посредником между Богом и людьми» ( Исх.20:19 ) 1108 ; во-2-х, тогда, когда, «при поднятии с места кивота, говорил: «востани, Господи...» ( Числ. 10:34 ), (ибо эта) мо­литва Моисея была прообразом ходатайства Христа, Который в образе человеческом молился и испрашивал нам у Бога и Отца все наилучшее» ( Ин.17:9–26 ; 1Ин.2:1–2 ) 1109 ; в-3-х, когда «умолял Бога и просил Его пресечь гнев Свой» на народ Израильский, в его отсутствие впавший в идолопоклон­ство ( Исх.32:11–13, 31, 32 ), и «своими молитвами отклонил ярость гнева Божия, подражая (таким образом) истинному Ходатаю – Христу, Который избавил нас от гнева свыше, бывшего на нас за великие грехи, как Сын даруя согре­шившим оправдание в вере» 1110 . Еще Христа как Ходатая, по словам того же св. Отца, можно «созерцать в образе Давида», ибо как Сын Божий «поскольку видел, что смерть истребляет сущих на земле, то и соделался Ходатаем за нас пред Отцом, Себя Самого принес за нас и добровольно подверг смерти, (при чем) по Писанию, Сам «грехи наша берет на Себя и о нас болезнует» ( Ис.53:4 ) и «со беззакон­ными вменися» ( Ис.53:12 ), и хотя Сам не знал греха ( 2Кор.5:21 ), но был по нас клятва ( Гал. 3:13 ) и, как «пастырь добрый, душу свою положил за овцы» ( Ин.10:11 )», – так и Давид, когда увидел ангела, погубляющего народ, молился Богу: «се, аз есмь согрешивый, аз есмь пастырь зло сотворивый, а сии овцы что сотвориша; да будет ныне рука Твоя на мне и на дому отца моего» ( 2Цар. 24:17 ) 1111 . В обрядовом слу­жении, как Ходатай, Христос, по его мнению, предызображен в левитах, которые «посредничают (ибо не приемлется жертва без их посредства), подражая Ему» 1112 , а также – и в священниках, которые, принося жертвы за людей, тоже явля­лись посредниками 1113 . А то, «что чрез одного только Христа доступен Отец, ибо Он есть истинно-непорочный и великий Архиерей наш», – это, по мнению св. Отца, – прообразовательно означается чрез то, что (по Закону) гнусно совершать жертво­приношения Богу рукою чуждою» (ЧПс.16:40; 18:4) 1114 . 3.3. События последних дней жизни Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Как уже было сказано, о. Александр Шмеман считал несовместимыми символические толкования со словами самой литургии, особо отмечая, что в молитвах литургии нет никаких ссылок на символы и символические понятия. Например, пишет он, молитва входа не отсылает к символизму вступления Христа на общественное служение, но делает акцент на единство Церкви с ангельскими силами 1104 . В своей статье «Символы и символизм в византийской Литургии: Литургические символы и их богословское объяснение» 1105 он основывается на анализе вопроса о происхождении и развитии изобразительного символизма в византийских мистагогических комментариях 1106 , проведенном Р. Борнертом, который полагал, что символизм возобладал и укоренился не только в форме, но и в духе византийской Литургии и стал в действительности единственным ключом для понимания ее. Отец Александр Шмеман согласен с тем, что Литургия, как в целом, так и в каждой отдельной части, символична. Она – символ, однако же, не того или иного конкретного события и лица, но именно всего Таинства. Следовательно, символизм этот является вовсе не изобразительным, но таким, который «представляет» знание и интуицию Царствия Божия. Цель его, иными словами, состоит в том, чтобы акцентировать символизм эсхатологический, «закодированный» в плоти и структуре богослужения. Хотя о. Александром и не отвергается символическая природа Божественной Литургии, несомненно, что его отношение к символизму византийских комментаторов негативное. Такая точка зрения исполнена несправедливости по отношению к византийским мистагогическим толкованиям и показывает, что он знакомился с ними или достаточно поверхностно, или же не хотел принять во внимание воздействие эпохи, когда они были составлены. Только тогда, когда эти символизмы были отчуждены от своего исконного богословского контекста, они приобрели характер поверхностного историзма по отношению к богослужению. Благодаря развитию своих взглядов на литургическое богословие у о. Александра Шмемана оказалась благоприятная возможность указать на несовершенства современной литургической жизни, нуждавшейся в определенных переменах для того, чтобы возвратиться к поклонению «в духе и истине». Следует, во-первых, отметить то, что он систематически избегал употребления самого слова «преобразование» по отношению к церковной службе, выказывая, помимо того, неприятие литургических реформ Католической Церкви на II Ватиканском Соборе, чем вызвал недовольство у ряда богословов 1107 . Никогда, однако, он не отождествлял себя с теми церковными кругами, которые ставили превыше всего литургическую неизменность и консерватизм в связи с определенными проблематичными частями богослужения 1108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1099 Что под святителем вероятнее должно разуметь архиепископа не Антония, а Григория, об этом было замечено прежде. 1102 Во время литургии, по прежнему обычаю, на большом выход за св. дарами был переносим покров пр. Варлаама. 1104 Взято из рукоп. архиерейского чиновника или устава в новг. Софийском соборе: – Триодь цветная, – пяток первой недели Петрова поста. 1105 Ист. Росс. Иерарх. ч. III стр. 105 и 106. Истор. Словарь о святых в Росс. Церкви 1836 г. стр. 32 и 33. Предание народное прибавляет, что пр. Антоний, купивши земли на воловью кожу, разрезал ее на мелкие ремни и обвел ими место, занимаемое доселе монастырем. 1108 Новг. II лет. стр. 123, где о совершении церкви повторены слова I летописи с присовокуплением: монастырь. Новг. IV. лет. стр. 2. 1111 В описи за 1696 год на л. 2 показано, что внутри церкви Рождества Богородицы письмо стенное. Но теперь, как известно, письмо не XVII века, а недавнее. 1115 О землях и угодьях монастырских известно из двух грамот преп. Антония, купчей и ободной, напечатанных в Ист. Росс. Иерарх. ч. III, стр. 123–129, где сказано и об утвари пр. Антония. 1121 Памяти. Моск. Древн. Снегирева стр. 35 и 36. Рисунки сосудов приложены там же и в Древн. Росс. Госуд. отд. I. 1122 Это видно из, вкладов и грамот, помещенных в Ист. Росс. Иерарх. ч. III стр. 123–126. 236–247. Из древних великих князей Александр Ярославич Невский, потом Дмитрий Иоаннович Донской дали монастырю перевоз Бронницкий чрез Мсту, как видно из последующих грамот, стр. 177. В Синодике Клопского монастыря, 1660 года, записаны строители Антониева монастыря: «преп. Антония чудотворца, игумена Андрея, Кириака, Исаии, Ефрема, Алексия, Пимена, Геласия». С 1589 года выдавалось в Антониев монастырь от царя игумену, дьякону и пономарю понахидных и кормовых денег в год по 9 руб. 18 алт. с деньгою; а церквам Богородице- Рождественской и Сретенской около того же времени из Софийского Дома выдавалось за воск годовой руги 14 алтын, как видно из росписи новг. ружных церквей XVI века в новг. Соф. библиотек. Времени. Моск. Ист. Общ. кн. 24. Отд. 111. стр. 33.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

После обедни, в покоях Владыки я встретил совершенно неожиданно Игуменью Московского Алексеевского монастыря Антонию 1103 . Тут же познакомился с двумя дворянками сестрами Раковича, товарища покойного Леонида по Горному корпусу 1104 и с почтенным старцем, Действ. Ст. Сов. Фаддеем Семеновичем Виноградовым 1105 , бывшим Председателем Киевской Уголовной Палаты, уроженцем Тверской епархии, по происхождению из духовного звания. Он приглашен был вместе со мною к митрополичьему обеду. Лишь только сели мы втроем за стол и едва лишь подано было первое или второе блюдо, как с старцем Фаддеем Семеновичем сделалось дурно, и он должен был выйти из-за стола. Мы остались со Владыкою вдвоем и вели самую откровенную беседу. После обеда вышли на балкон, откуда открывается прекрасный и обширный вид на Заднепровье. Здесь подали нам кофе, и мы продолжали свою беседу до 7-го часа пополудни. О чем была наша беседа, я изложу это далее особо. Я пожелал остаться на ночь в Лавре, чтоб на другой день утром посетить пещеры и поклониться почивающим в них мощам угодников Божиих. Мне указаны были для ночлега кельи, находящиеся под митрополичьими покоями. После приятной вечерней прогулки в митрополичьем саду, я напился в своей новой квартире чаю и вскоре лег в постель. После дневного утомления сон мой был глубокий и спокойный. 4-го ч. в 6 ч. утра отправился я в Лаврском экипаже в ближние пещеры и слушал раннюю литургию в церкви преподобного Антония. Здесь ещё раз испытал я тоже благоговейное чувство, каким был проникнут при первом посещении этого храма в 1870 г. После литургии, обошедши ближние пещеры и поклонившись почивающей в них святыне, я отправился в дальние Феодосиевы пещеры, и, там после поклонения прочим мощам, я выслушал молебен пред мощами Преподобной Евфросинии Полоцкой, почивающими в пещерной Благовещенской церкви. В дальних пещерах виделся я с иеромонахом Меркурием. Моему Викарию, преосв. еп. Вениамину вышеупоминаемая 1106 девица Ек. Мих. Смирницкая сообщала, что это 90-летний старец, ведущий необыкновенно строгую жизнь, что он её духовник и ведет с нею постоянную переписку, что он вместе с тем духовник и Митрополита, которому её рекомендовал, что на него так же, как на неё, бывают частые нападения злых духов, и нередко в одно и тоже время и проч. При моем свидании с о. Меркурием оказалось, что ему немного более 60-ти лет, человек совершенно здоровый и не отличающийся, как уверял меня сам Митрополит, никакими особенными подвигами, что он духовником Митрополита никогда не был, и Смирницкую исповедовал только один раз и однажды только писал ей письмо, а телеграмм никогда не посылал, что нападений злых духов никогда на него не было, а только один раз после утрени, когда он, для отдохновения, сел у себя в келье на диван, ему представилось 7 фигур, между коими был сам сатана, который назвал себя князем.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1102, март – пленение Сен-Жилля Танкредом 1102, март-апрель – взятие Тортосы Сен-Жиллем 1102, 17 мая – сражение под Рамлой 1102–1105, февраль – осада Сен-Жиллем Триполи 1102–1103, начало – осада Танкредом Латтакии 1103, осень – поход в Сирию пизанско-генуэзского флота 1103, сентябрь – – назначение Григория Таронита дукой Трапезунда 1104, август 1104, первая половина – осада Латтакии Кантакузиным 1104, осень – отплытие Боэмунда из Сирии в Италию 1104, до ноября – смерть Исаака Комнина 1104, ноябрь – смерть Никифора Мелиссина 1104 – выкуп пленных крестоносцев Алексеем 1104, конец – послания Алексея жителям Пизы, Генуи, Венеции 1105, январь-август (?) – раскрытие заговора Анемадов 1105, сентябрь – начало путешествия Боэмунда по Европе 1105, сентябрь – прибытие Алексея в Фессалонику 1105, сентябрь – – мятеж Григория Таронита 1106, август 1106, февраль-март – появление кометы 1106, март – приезд Боэмунда во Францию 1106, апрель-май – женитьба Боэмунда на Констанции 1106, август – возвращение Боэмунда в Италию 1106, конец – отъезд Цецилии в Антиохию 1106–1107, зима – прибытие Алексея в Фессалонику 1107, 9–10 октября – переправа Боэмунда 1107, 13 октября – прибытие войска Боэмунда к Диррахию 1107, 1 ноября – выступление Алексея из Константинополя 1107, ноябрь-декабрь – раскрытие заговора Аарониев 1107–1108, зима – пребывание Алексея в Фессалонике 1107–1108, зима-лето – осада и штурм Диррахия Боэмундом 1107–1108 (?) – борьба Танкреда с Аспиетом 1108, весна – возвращение Ирины в Константинополь 1108, весна – провокационные письма Алексея норманнам 1108, 5 апреля (?) – поражение отряда Алиата 1108, весна – прибытие Алексея в Девол 1108, лето – прибытие Бертрана Тулузского в Сирию 1108, лето – голод в лагере Боэмунда 1108, сентябрь – Девольский договор Алексея с Боэмундом 1108, октябрь – возвращение Боэмунда в Италию 1109–1111 – борьба Евмафия Филокала с сельджуками 1109–1111 (?) – расправа с богомилом Василием 1111, март – смерть Боэмунда 1111, апрель-декабрь – посольство Алексея к Танкреду

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О браках, заключенных Боэмундом и Танкредом, см. Runciman, Α history..., II, р. 49, n. 1. С. Рэнсимен приводит параллельные свидетельства западных источников. 1209 Алексей – дука Корфу, куда высадился Боэмунд (см. Ал., XI, 12, стр. 319). 1210 См. Dölger, Regesten..., 1219 (1104 г.). 1211 Наиболее подробное описание путешествия Боэмунда по Европе см. у Ордерика Виталия (Ord. Vit., XI). Боэмунд, покинув Апулию в сентябре 1105 г., прибыл в Рим, где был весьма благожелательно принят папой Пасхалием II (Анна датирует эту встречу более поздним временем; см. стр. 336 и прим. 1276). Папа вручил Боэмунду знамя св. Петра и отправил его во Францию, дав ему в спутники своего легата. В марте 1106 г. Боэмунд уже был во Франции, где его пропаганда нового крестового похода (по одним свидетельствам, Боэмунд агитировал за крестовый поход в Палестину, по другим – призывал отомстить Алексею) имела почти повсеместный успех. В конце марта происходит встреча Боэмунда с английским королем Генрихом I. Сумев привлечь на свою сторону большое число будущих крестоносцев и вступив в брак с Констанцией, Боэмунд в конце мая является на заседание синода в Пуатье, где папский легат от имени папы обращается с призывом организовать новый крестовый поход. В августе 1106 г. Боэмунд возвращается в Апулию, где начинает усиленную подготовку к походу на Византию (см.: Безобразов, Боэмунд Тарентский, стр. 95–100; Jenal, Der Kampf um Durazzo..., S. 292 sq.). 1212 Аль-Афдал (см. прим. 1140). 1213 Dölger, Regesten..., 1220 (ок. 1104 г.). 1214 По-видимому, Анна вторично повествует о выкупе плененных крестоносцев (ср. Ал., XI, 7, стр. 308 и прим. 1142). Причина «доброты» Аль-Афдала, столь поразившей Анну, кроется, видимо, в политических расчетах: Аль-Афдал не хотел ссориться с Византией и крестоносцами – своими потенциальными союзниками против сельджуков (см. прим. 1140). 1215 Анна ошибается: Тарс расположен не в Келесирии, а в Киликии. 1216 Об Аспиете см. прим. 465. 1217 Е. Рей (Rey, Histoire des princes..., p. 336) относит этот поход Танкреда к началу 1105 г., однако большинство современных исследователей (Nicholson, Tancred, р. 165, n. 1; Runciman, Α history..., II, рр. 53–55) датируют его 1107 или 1108 г. На первый взгляд действительно может показаться странным, что в середине рассказа о событиях 1105 г. Анна вдруг забегает вперед на два-три года. Но дело в том, что рассказ об Аспиете носит характер отступления; упомянув об Аспиете, Анна считает своим долгом сообщить, почему молва о больших достоинствах этого человека не имеет оснований. Такого рода отступления нередко встречаются в «Алексиаде».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот что рассказывает генерал Ф.И. Голиков. «Гремячее - важный опорный пункт в системе обороны неприятеля на р. Проня. Владея им, противник прикрывал основные пути в сторону городов Новомосковска и Епифани. Гитлеровцы его основательно укрепили. Село расположено на высоком и очень крутом каменистом берегу Прони, а подступы к ней открытые. Вдоль берега гитлеровцы построили пулеметные гнезда и фланкировали долину реки. Гремячее противник удерживал главными силами моторизованного полка 25-й моторизованной дивизии, усиленного дивизионами двух тяжелых артполков, значительным числом танков и бронемашинами с десантами автоматчиков. Как вспоминают участники боев за Гремячее, передовой отряд, высланный от 328-й стрелковой дивизии для перехвата путей отхода противника из Гремячее на запад, не смог выполнить задачи. Он был малоподвижен и не имел танков. Командир отряда все же сделал энергичную попытку овладеть опорным пунктом с ходу, но это не удалось. На Гремячее командир дивизии направил два стрелковых полка, придав каждому по дивизиону артполка. 1105-й стрелковый полк обходил село справа, чтобы овладеть северной его половиной. 1103-й полк должен был частью сил сковать противника наступлением на восточную окраину села, а главными охватить его с юга. Однако наступление этого полка развивалось неорганизованно и направлялось в лоб. Полк сразу же понес большие потери от сильного флангового и фронтального пулеметного и артиллерийского огня, а после нескольких вражеских контратак приостановил наступление на западных скатах безымянных высот, находящихся непосредственно восточнее и юго-восточнее села. Командиру дивизии пришлось ввести из своего второго эшелона 1107-й стрелковый полк. Введен он был правильно - в обход Гремячее с юга. Атаке полка предшествовал короткий удар артиллерии и минометов по обнаруженным огневым точкам. В это же время перешли в атаку и другие два полка дивизии. Совместными усилиями сопротивление противника было сломлено. Завязавшийся уличный бой продолжался недолго. Для исхода боя большую роль сыграл батальон 1105-го полка. В разгар событий этот батальон, обойдя противника с севера, перерезал ему большую дорогу, ведущую из Гремячее на Новомосковск. Обнаружив нависшую опасность окружения, гитлеровцы стали отступать. К 14 часам село было очищено от врага. Взято два танка, пять бронемашин, 30 мотоциклов, четыре орудия 105 мм, автомашины, оружие, боеприпасы. 5-километровый участок дороги между Гремячее и Ятское был забит брошенным военным имуществом, машинами, повозками и мотоциклами противника.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Вскоре после кончины аббата Домналла (авг. 1105) К. «по выбору (по воле) мужей Ирландии» был назначен настоятелем Ард-Махи - «наследником Патрикия» (do oirdnedh ina inadh i comarbus Patraic a togha fer n-Erenn - The Annals of Ulster. 1983. P. 544; The Annals of Loch Cé. 1871. P. 94; Annála Ríoghachta Éireann. 1856. P. 980). Возможно, назначение 25-летнего неженатого К. было уступкой требованиям сторонников церковной реформы, выступавших против женатых настоятелей, и постановлениям Собора в Кассиле ( Ó Fiaich. 1969. P. 94). В некрологе К. подчеркивается, что он соблюдал целибат (mac óghe - The Annals of Ulster. 1983. P. 576; The Annals of Tigernach. 1897. P. 52). Вскоре после избрания К. стал пресвитером ( Gwynn. 1992. P. 112). Возведение в сан состоялось 23 сент., в праздник св. Адомнана (do-chuaidh fo gradhaibh i l-lou fheili Adomnain), к-рый в 1105 г. отмечали в субботу сентябрьских «Quatuor tempora» - дней, в литургической традиции рим. обряда отведенных для рукоположения. Вероятно, выбор даты должен был подчеркнуть каноничность избрания К. ( Holland. 2005). Став настоятелем, К. принял меры для укрепления влияния общины Ард-Махи, к-рая претендовала на церковное главенство в Ирландии. В 1106 г. настоятель совершил визитацию (cuairt) части Сев. Ирландии, к-рая подчинялась правителям из династии Кенел н-Эоган. На правах «наследника Патрикия» К. собрал церковную дань (1 корова с 6 чел., телка с 3 чел. или 3,5 унции (серебра?) с 4 чел.), а также добровольные приношения. В том же году К. посетил обл. Муман (Мунстер, Юж. Ирландия), где также собрал дань (7 коров, 7 овец и 1/2 унции серебра с 1 кантреда (trícha cét)). Скорее всего там К. встретился с приверженцами церковной реформы. В 1107 г. в Мумане «по велению мужей Ирландии» он был рукоположен во епископа (ar-roet immorro Ceallach gradha uasal-espoic a forcongra fer n-Erenn - The Annals of Ulster. 1983. P. 546; The Annals of Loch Cé. 1871. P. 94-96; Annála Ríoghachta Éireann. 1856. P. 984). Возможно, епископское рукоположение К. совершил папский легат Маэл Муре О Дунан († 1117), к-рому т. о. удалось привлечь настоятеля крупнейшей церковной общины в Сев. Ирландии к движению за реформу Церкви ( Gwynn. 1992. P. 112, 120).

http://pravenc.ru/text/1684149.html

1272 Siric. Ep. 4: «...совершенно непозволительно без твоего согласия поставлять в Иллирике епископов» (nulla licentia esset sine consensu tuo in Illyrico episcopos ordinare). 1274 Grumel V. Les origines. P. 454; Pietri Ch. Roma Christiana. Vol. II. P. 1074–1075; Greenslade L. S. Op. cit. P. 26; 29. Л. С. Гринслейд полагает, что меры, предпринятые Сирицием по укреплению своей власти в Иллирике, могли быть вызваны ростом влияния в регионе как епископов Константинополя, так и епископов Медиолана. Ж. Цейллер, напротив, отсчитывает время существования викариата именно с периода понтификата папы Сириция (см. Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces. P. 369). 1282 Grumel V. Les origines. P. 460. Ш. Пьетри полагает, что установление викариата Иннокентием носило ситуативный характер и было связано с невозможностью из-за сложной политической обстановки в начале его понтификата осуществлять непосредственное руководство иллирийскими церквами. Когда же такая возможность появилась, то викариат был временно предан забвению (см. Pietri Ch. Roma Christiana. Vol. II. P. 1089–1095). Восстановлен же и окончательно утвержден он был уже папой Бонифацием I. (см. Ibid. P. 1105, 1117 –1119 ). 1283 Bonif. I. Ep. 13. 1. См. также Bonif. I. Ep. 14–15. Общение с Римским престолом фактически приравнивается папой к общению с ап. Петром (beati Petri communione) (см. Bonif. I. Ep. 15. 6). 1285 CTh. 16. 2. 45. Закон предписывает иллирийскому епископату (per omnes Illyrici provincias) решать спорные вопросы (dubietatis) на епископских собраниях (conventui sacerdotali sanctoque iudicio), поставив о них в известность «почтеннейшего мужа святейшего закона, первосвященника града Константинополя, который радуется прерогативам ветхого Рима» (viri reverentissimi sacrosanctae legis antistitis urbis Constantinopolitanae, quae Romae veteris praerogativa laetatur). 1288 Pietri Ch. Roma Chrismiana. Vol. II. P. 1069, 1090, 1105. Кроме того, исследователь считает возможным утверждать, что установление викариата было единственной возможностью сохранить свободу балканских церквей. Однако власть Фессалоники и Рима над местными епископами и митрополитами вряд ли была менее обременительной, чем власть Константинополя, если бы она установилась в регионе (см. Ibid. P. 1133–1134).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010