996. Книга письменная, в начале слово обличительное на Еретики, в полдесть. 997. Книга на Еретики в четверть, в ирхе келейной. 998. Книга на Новгородских еретиков, в полдесть ветха, Васьяновская Строева. 999. Книга на еретики Новгородские же, письменная Владыки Афанасия, в полдесть. 1000. Тетрадь в коже; на Новгородских еретиков, в полдесть, ветха. 1001. Книга Иосифа Волоцкого на еретики, в полдесть, ветха, в затылке Селивестровская. 1002. Книга Мефодия Патрского, письменная в четверть, Исаинская. 1003–1005. Три книги Иосифа Евреянина письменная, в полдесть. 1006–1008. Три книги Григория Амиритского с Герваном, письменные в полдесть, в одной книге в начале поучение Кирилла Иерусалимского. 1009–1018. Десять книг Соборников письменных в десть; один в них в затылке, бумага малая. 1019–1070. 52 книги Соборников письменных в полдесть, в досках и в коже и с ветхими. 1071–1104. 34 книги Соборников, письменных, в четверть, в досках и в коже и с ветхими; один в них Греческое письмо. 1105–1109. Пять книг Криниц письменных в полдесть, ветхи. 1110. Книга Летописец Князей Киевских, письменный, в десть. 1111. Книга Летописец же письменный в десть, без начала. 1112. Книга Летописец же написан вновь в десть, в тридцать три строки, переплет новый же. 1113–1117. Пять книг Летописцев письменных, в полдесть. 1118–1120. Три книги Летописцы письменных, в коже, в четверть. 1121. Книга начало Римского царства, в ней же и переселение Иерусалимское, сначала Александрия, письменная в четверть, бумага большая. 1122. Книга Соборник толстый в десть, на весь год, с Сентября по Август, в начале житие Симеона Столпника. 1123. Книга Торжественник письменный, в десть. 1124. Книга Апостол, Греческое письмо, в полдесть, Селивестровский. 1125. Евангелие Пракос, письмо чудотворцева ученика, старца Христофора, на харатьи, оболочено бархатом вишневым, дска серебряная золочена сканная, на ней образ живоначальной Троицы, да образ Распятие Господне, да образ пречистой Богородицы, да четыре Евангелисты серебряны золочены, жуки и застежки серебряные же, а в Евангелии заставицы и главы писаны золотом твореным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Fg. dogmatica (Mai et atii), 1621 24. Fg. exegeticä In Genesim (Nicephorus), 1623–64; In Exodum (id.), 1663–6; In Psalmos (Corderius), 1665–8. In Ep. ad Romanos (M.), 1668–1728; In I Cor. (Cramer), 1727–30; In II Cor. (id.), 1729–30. In Ep. ad Galatas (O_Ecumenius), 1729–32; In Hebræos (Cramer), 1731–4. Notitia Lequien. el Nicephori (græca), 1611–4. GENNADIUS II (GEORGIUS SCHOLARIUS), CP. patr., 1453–8, 160. Confessio fidei prior (Gass), 319–32; posterior 333–52. Homilia 1–2 de sacramentali corpore Christi, 351–74, 375–80. Orationes 1–4 in Synodo Florentina, 385–521. Matthæi Caryophylli admonitio, 381–86. Precatio ad Christum (A. Manutius), 525–28. Responsio Georgii Scholarii ad Marcum morientem (Renaudot), 533–36. Epistola ad Maximum monachum, fg. 537–40. De Providentia et prædestinatione, lib. 1, græce (Thorlacius), 1105–26; 1. 2 (Morellus, gr. lat.), 539–66; 1. 3–5, editio princeps græce, 1125–56. De Deo in Trinitate uno (editio princeps), 567–96. De processione Spiritus S., epistola ad Plethonem, græce (Alexandre), 599–630; argumentum, 597–8. De libro Plethonis igni tradito, epistola ad Josephum Exarchum, græece (Alexandre), 633–48. Contra Acyndinistas, græce (Dorotheus), 649–64. De processione Spiritus S., gæce (id.) 665–714, præmissa epistola ad Joannem Сотпепит, imp. Trapezuntinum (Lambecius), 665–68. De additione ad symbolum (Filioque), (Dorotheas), 713–32. De hæresi simoniaca, seu infidelitate, græce, (id.), 731–38. Contra Latinos, de jejunio sabbatino, quadragesima, matrimonio sacerdotum et barla, græce (id.), 731–44. De Christi humanatione, græce (editio princeps), 1157–62. Epistola ad Marcum Ephesinum de libro in Aristo-telem, græce (editio princeps), 743–46. De Aristotelis defensione, fg. græce, 745–48. Epistolæ ad Lucam Notaram 1–13 (Gennadii sunt 3, 5, 10, 12, 13), 747–68, cum monito Boissonade. Expositio, inscriptionis sepulchri Constantini (M.), Instrumentum abdicationis, latine, 264–65 (in Dissertatione Renaudotii). Monodia de CP capta græce (ibid. n. 2), 263–4=Josephi Methonensis? Cf. 1214.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

А вскоре вновь стала актуальной никогда и не исчезавшая норманнская угроза. Только теперь во главе воинственных захватчиков стоял не герцог Апулии, а уже Сицилийский король Рожер I Отвиль (1130–1154), которого в 1130 г. антипапа Анаклет II (1130–1138) венчал королевской короной 402 . Это событие также не лишено интриги, поскольку рождение нового монарха Европы явилось следствием раздиравшей Рим схизмы. Законно избранного папу Иннокентия II (1130–1143) город не принял, и тот искал спасения и убежища у Французского короля Людовика VI Толстого. В сентябре 1130 г. в Этампе был срочно созван Собор галльских епископов, подтвердивших свою верность Иннокентию II. На этот раз солидарность с французами продемонстрировали и германцы, направившие к папе посольство с выражением преданности и верности 403 . В это время Западный император Лотарь II (1133–1137), избранный в 1125 г., после смерти Генриха V, королем Германии, вступил в жестокую борьбу с Фридрихом Гогенштауфеном (1105–1147), герцогом Швабии, захватившим часть родовых владений покойного императора, поскольку его мать Агнесса (1072–1143) приходилась тому родной сестрой. За антипапу хлопотали жители Вечного города, чрезвычайно полюбившие его, за Иннокентия II – германские епископы. В этой ситуации король выбрал сторону папы, надеясь на поддержку германского епископата. В 1132 г. король отправился в Рим, чтобы обеспечить права папы, но потерпел неудачу. Впрочем, видя рвение Лотаря II, Иннокентий II 4 июня 1133 г. венчал его главу императорской короной, после чего германец удалился к себе на родину, предварительно принеся папе клятву верности. В свою очередь, настроение германских архиереев также легко объяснимо: Иннокентию II симпатизировал главный лидер эпохи св. Бернар Клервоский (1091–1153). Высокий и худой, основатель знаменитого монастыря Клерво в Шампани, великий проповедник и аскет, он был духовным знаменем своего века. Как всегда, симпатии и антипатии определяли некоторые субъективные факторы. В первую очередь Бернар невзлюбил антипапу Анаклета за то, что тот был выходцем монастыря Клюни, который аскет откровенно и открыто презирал. По мнению Бернара, затеяв доброе дело реформ, клюнийцы со временем предались разврату «мира сего», полюбив власть и роскошь. А, во-вторых, Анаклет имел еврейские корни. Разгневанный Бернар даже написал королю германцев характерное письмо, в котором, между прочим, были следующие строки: «Мне не подобает призывать людей к битве, и все же я говорю Вам со всей ответственностью, что долг поборника Церкви – защитить ее от безумства схизматиков. Ибо является оскорблением для Христа, что отпрыск евреев занимает престол святого Петра».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1089 г. Георгий II отрекся от престола, уступив его 16-летнему сыну, св. царю Давиду IV Строителю (1089-1125). Страна была разорена, власть царя распространялась только на Зап. Грузию. Энергичные действия Давида IV положили конец беспрепятственному проникновению сельджуков на территорию Г. Началось возрождение сельского хозяйства; развивались ремесла и торговля. В 1099 г. св. царь Давид перестал платить дань тур. султану, а в 1104 г. присоединил к Г. Эрети и Кахети. Противники царя обратились за помощью к наместнику султана в Г., атабагу Гянджи. В сражении при Эрцухи (1104) Давид с малочисленным войском одержал победу над атабагом, что в значительной мере способствовало дальнейшим широкомасштабным преобразованиям. Г. превратилась в могущественное гос-во. Выезд царицы Тамары. Худож. Д. Габашвили. 50-е гг. ХХ в. (ГМИГ) Выезд царицы Тамары. Худож. Д. Габашвили. 50-е гг. ХХ в. (ГМИГ) Борясь с мятежными феодалами, царь в 1096 г. отправил в изгнание самого могущественного из них, Липарита Багваши (Багуаши), а в 1103 г., после смерти сына Липарита Рати, упразднил их родовое Клдекарское эриставство. Жестоко расправился он и с домом Абулетисдзе (1103), что стало уроком для др. своевольных феодальных кланов. Церковная политика царя способствовала централизации власти, духовному и культурному возрождению страны. В 1105 (или 1104) г. Руис-Урбнисский Собор , созванный царем, принял уложение, по к-рому на высшие церковные должности назначили «людей, заслуживавших высокий сан преданным служением Церкви и способных» вести дела и решать внутрицерковные проблемы. Стремясь достичь гармонии в отношениях между гос-вом и Церковью, Давид объединил должности мцигнобартухуцеси (канцлера) и епископа Чкондидского. Св. царь Давид присоединил к Г. города-крепости Самшвилде (1110), Рустави (1115), Гиши (1117), Лоре (1118) и Ташир-Дзоракерт (1118), бывшие под властью турок. Но Ширван, Ран, Армения, а также сопредельные Г. Кабала и Гянджа находились в руках турок-сельджуков, что не позволяло в полной мере обеспечить безопасность страны.

http://pravenc.ru/text/168205.html

В январе 1112 г. Византийский василевс отправил послание Жирару, в котором сожалел о пленении апостолика и предлагал вручить императорскую корону единой Священной Римской империи себе и своему сыну Иоанну Комнину (!). Надломленный германским пленом, Пасхалий II отозвался доброжелательно на инициативу Византийского царя и предложил тому лично прибыть в Италию для уяснения деталей. К сожалению, Алексей I заболел и не смог принять приглашение Римского епископа. Несмотря на все старания Византийского императора обеспечить хоть плохой, но мир, отношения с Западной Европой становились все прохладнее. Особенно ярко проявилось расхождение между двумя частями христианского мира в ходе переговоров с Римским папой Пасхалием. Комнин искренне полагал, что после анафематствования и смерти императора Генриха IV, коварства его сына Генриха V (1105–1125), заточившего понтифика в тюрьму, сам собой может разрешиться и стародавний вопрос о двух центрах политической власти. Если уж латиняне и византийцы смогли объединиться во имя одной цели – борьбы с неверными, и церковные расхождения между ними не носили существенного характера, то почему не попытаться вернуться к единой Священной Римской империи, признав сына Византийского царя Иоанна Комнина василевсом Восточной и Западной империи? Взамен Алексей Комнин выражал готовность подчиниться Апостольскому престолу, как первенствующему в Кафолической Церкви. В ответ папа направил в Константинополь посольство из 600 человек, которое торжественно вошло в византийскую столицу 371 . В конце 1112 г. Пасхалий II вновь отправил послание Византийскому императору, в котором, нисколько не отказываясь от былых предварительных договоренностей, предложил вначале прояснить отношения между обеими Церквами. И тут же, словно забыв о прежних уверениях дружбы, начал яростную атаку на Константинопольского епископа, обвинив того в присвоении административных и судебных полномочий. Византийский архиерей, откровенно писал папа императору, ранее состоял в подчинении Риму (?), а теперь отказывается принимать папских легатов. Просто поразительно, насколько Пасхалий II не понимал (или не желал понимать) состояние дел в Константинопольской церкви, если толкал василевса на прямую фронду с патриархом. Разумеется, папе быстро ответили в том духе, что власть царя над Церковью не настолько велика, чтобы он мог заставить патриарха повиноваться изначально незаконным приказам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Генриху удалось захватить отца в плен и добиться от него выдачи инсигний, на рейхстаге в Ингельхайме в 1105 г. император был вынужден отречься от престола. В янв. 1106 г. в Майнце Генрих V был провозглашен герм. королем. Однако Генрих IV еще сохранял сторонников в рейнских городах и в Лотарингии, в марте 1106 г. ему удалось одержать победу при Визе над войсками Генриха V. Мятежникам же не удалось взять верный Генриху IV г. Кёльн. Конец противостоянию положила неожиданная смерть Генриха IV 7 авг. 1106 г. в Льеже. Генрих V (1098-1125, самостоятельно с 1106, император с 1111) продолжил политику отца по укреплению центральной власти в Г., опираясь на города, министериалов и имперскую Церковь. К нач. XII в. церковными богословами (в их числе Иво , еп. Шартрский) и юристами были найдены пути решения вопроса об инвеституре через разделение понятий церковной должности и связанных с ней светских феодальных прав и обязанностей (лат. spiritualia и temporalia). При разделении на светскую и духовную проводимая королем светская инвеститура означала ввод церковного иерарха во владение имуществом и материальными правами (регалиями), поэтому при ее совершении следовало отказаться от использования символов церковной власти - кольца и посоха. Опираясь на этот тезис, папе удалось достичь соглашения по вопросам инвеституры с королями Франции и Англии (1106). Однако переговоры Пасхалия II с Генрихом V, к к-рым было приурочено написание богословом Сигибертом из Жамблу «Трактата об инвеституре епископов» (Tractatus de investitura episcoporum//MGH. Lib. Bd. 2. S. 495-504), потерпели неудачу. Папа Римский Пасхалий II предложил Генриху V отказаться от инвеституры в обмен на отказ католич. Церкви от всех владений и регалий, полученных от императоров, что вызвало резкое неприятие имперских прелатов. Арест, к-рому подверг Генрих V папу, заставил того в апр. 1111 г. заключить в Понте-Маммоло соглашение с герм. королем, признать его право на инвеституру кольцом и посохом и короновать императором. Договор не был признан деятелями григорианской реформы , и противостояние продолжилось.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Да и то сказать, в своем стремлении расширить власть Рима до бесконечности папы многократно перешли невидимую границу, за которой начиналась открытая война. Ну кому, например, мог понравиться тезис о том, что если против неверного папе короля нет никаких средств, кроме молитвы, то он перестает быть правителем и подданные вправе убить его? 405 Следует заметить, что доводы сторонников «папской теории» не страдали безупречностью, и многие клирики, составлявшие оппозицию Риму, без труда приводили многие аргументы в пользу Западного императора. К числу их нужно отнести знаменитого Вальтрама, епископа Наумбургского, творившего в те годы, когда Григорий VII Гильдебранд и Генрих IV сошлись в смертельной схватке. В своем произведении «О сохранении единства Церкви» («De unitate Ecclesiae conservanda») он традиционно признает Римскую церковь матерью всех Церквей. Но затем делает неожиданный и неприятный для Апостольского престола пассаж – когда Византийские императоры впали в ересь (?), писал Вальтрам, Рим отверг их от себя и избрал благородных галлов и германцев, короли которых стали императорами. Но перенесение верховной власти состоялось по решению германских и франкских князей, и папа лишь благословил их выбор. Присвоив себе право (!) отрешать императоров от власти и решать вопросы престолонаследия, понтифик вверг народы в смуту и междоусобицу, вследствие чего возникла реальная угроза единству Церкви. Возбуждая епископа на епископа, народ на народ, князей на императора, Гильдебранд и его сторонники сами стали отщепенцами от Церкви, отвергли себя от Христа. Это был более чем опасный вывод для Рима 406 . А когда папа Пасхалий II (1099–1118) направил окружное послание, призывая всех христиан поднять меч против императора Генриха V (1105–1125), духовенство Люттиха ответило ему развернутым письмом: «Римская церковь взывает к светскому мечу против своей дочери, желая ее уничтожить. Но кто дал ей власть меча? Иисус Христос не знает другого меча, кроме духовного. Следовательно, Пасхалий, проповедуя Крестовый поход против христиан, действует не как преемник апостолов. Да будет нам позволено сказать при всем уважении к Апостольскому чину: папа и его советники не знают, что делают? Что видим мы? Опустение церквей, угнетение бедных, дикие грабежи и запустение, убийства без разбора добрых и злых. Вот что готовят нам. Разве это Апостольские дела? Неслыханная вещь: папа обещает прощение грехов тем, кто совершит злодеяния! В чем упрекают нас? В том, что мы остались верны императору? Но папа забывает, что Христос и Апостолы предписывают уважать власти и повиноваться им. Никогда отлучение князя от Церкви не может разрешить подданных от клятвы верности, ни дать Церкви права воевать против царей. Будь император еретик, мы все же обязаны повиноваться ему, мы должны молиться за него, но мы не смеем поднять против него оружие» 407 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

живописи 1-й трети XII в. В эти десятилетия на периферии Византийской империи и за ее пределами было достаточно широко распространено искусство, ориентированное на традиции монументальной живописи 2-й четв. XI в., для к-рой характерны строгость и отрешенность образов, крупные монументальные формы, обобщенная трактовка малоподвижных фигур и лиц. Эти черты воспроизводятся в целом ряде ансамблей исторической обл. Македония (ц. в Велюсе, 1085-1093 или ок. 1080; Св. София в Фессалонике, мозаика нач. XII в. в апсиде), Кипра (мон-рь свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса, 1099-1103 или 1111-1118; Асину Панагии церковь , 1105/06; ц. Панагии Феотокос в Трикомо, нач. XII в., и др.), Вел. Новгорода (Св. София Новгородская, барабан, ок. 1109; Антониев мон-рь, ок. 1125, и др.), Сев. Италии (мозаики нач. XII в. в Торчелло, в Капелле-Дзен собора Сан-Марко в Венеции, в соборе Сан-Джусто в Триесте, в базилике Урсиана в Равенне), в ряде икон (мозаические изображения Божией Матери «Одигитрия» и св. Иоанна Предтечи в соборе вмч. Георгия Победоносца в квартале Фанар, К-поль, и др.). Это направление, однако, отличается от искусства 2-й четв. XI в. стремлением к драматизации с помощью более динамичных и резких форм. Но избыток драматизма и дисгармония образов придают росписи ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы специфический оттенок. Важно отметить, что в этих фресках отсутствуют приемы, разработанные для сходных целей в позднекомниновском искусстве, что дает дополнительный аргумент в пользу ранней датировки. Фрески юж. фасада, исполненные между 1259 и 1264 гг., существенно отличаются от росписи 1-го слоя и включают помимо фигур 2 императоров изображения св. воинов Димитрия Солунского и Георгия Победоносца, композицию «Древо Иессеево», образ Богоматери с Младенцем Христом в тимпане над входом. Частично сохранившиеся фигуры императоров идентифицируются по фрагментам надписей: «Автократор Ромеев Комнин» и «Комнин Дука Палеолог» (что соответствует полному имени Михаила VIII). Высказывалось мнение, что соединение изображения «Древа Иессеева» и имп.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Несколько раз еще после этого пытался Генрих IV вернуть себе власть над Италией и папством, но каждый раз терпел поражения. Урбан II удачно договорился с Ломбардией и Итальянским королем Конрадом (1093–1095), сыном Генриха IV, и нейтрализовал все попытки грозного германца. Правда, самому Конраду это стоило титула и королевства – не помогла даже его женитьба на Констанции Сицилийской, за которой стояли могучие норманны. Император просто лишил сына власти, а своим преемником назначил младшего отпрыска, будущего императора Генриха V (1105–1125) 170 . Но только следующий Римский епископ, Пасхалий II (1099– 1118), сумел одержать над королем окончательную победу. Умер многократно проклятый король Генрих IV 7 августа 1106 г. в полной нищете и забвении 171 . Для полноты изложения проследим, чем закончилась борьба за инвеституру при преемниках героев нашего повествования. Желая закрепить победу над исконным врагом папства, Пасхалий II созвал в 1107 г. Собор в Труа, на котором отрешил от должностей архиепископа Майнцкого Ротарда за непослушание Римскому престолу, а также рассмотрел несколько сложных судебных дел. В заключение понтифик издал декрет следующего содержания: «Тот, кто отныне получит епископскую инвеституру или иную духовную должность из рук мирянина, и если его рукоположат, то да будет низложен он сам и тот, кто его рукоположил. Что касается женатых священников и тех, кто живет с любовницей, то если они не разведутся, да будут отстранены от алтарей, а также отлучены от хора. Предписываем и повелеваем, что если и тогда они не разведутся, да будут удержаны вдали от порогов Церкви. То же самое мы постановляем и относительно диаконов» 172 . Генрих V, не лишенный сыновних чувств к родителю, хотя и интриговавший против отца при его жизни, попытался после смерти похоронить покойного короля в фамильной гробнице в Шпейере, чему яростно воспротивился местный епископ Гебхард. Тот велел эксгумировать тело (!) и запретил все богослужения в храме, где отпевали Генриха IV, пока храм не будет очищен от скверны. Но новый король был упорен, и в конце концов папа Пасхалий II отменил анафемы в адрес Генриха IV, т.к. сын убеждал понтифика, будто его отец искренне раскаялся в своих прегрешениях перед Апостольским престолом. При таком весомом свидетельстве папа, которого не отличали ни железное упорство Гильдебранда, ни тонкость понимания политической интриги, быстро сдался и удовлетворил просьбу Генриха V.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Политическое объединение Грузии сопровождалось многочисленными препятствиями со стороны Византии, к-рая манипулировала царской оппозицией внутри страны. Существенную поддержку груз. царской власти оказывал Мцхетский католикос-патриарх. Так, Мелхиседек I неоднократно осуществлял функции посла, в 1033 г. он сопровождал мать Баграта IV царицу Мариам, к-рая просила у имп. Романа III Аргира перемирия и «подобающего» титула для молодого царя (Матиане Картлиса. 1955. С. 282, 294). Но Мцхетский предстоятель не всегда мог преодолеть разрозненность общества, с помощью которой внешние и внутренние силы стремились разрушить политическое единство гос-ва. В ходе политических событий 2-й пол. XI в. в лагерь противников царской власти были вовлечены и нек-рые церковные иерархи, родственными узами связанные со знатными феодальными родами. Часто при назначении архиереев нарушался возрастной ценз, происходили случаи симонии и т. д., мн. архиереи ни по образованию, ни по духовным качествам не соответствовали званию пастыря (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 162). В 60-х гг. XI в. в результате череды неурожаев наступили голод и обнищание народа, страну опустошали турки-сельджуки, при султане Мелик-шахе (1072-1092) они подчинили Грузию, что имело разрушительные последствия для страны (Жизнь царя царей Давида. 1955. С. 319-320). В таких тяжелых условиях на груз. престол взошел царь св. Давид IV Строитель (1089-1125), к-рый начал последовательное преобразование всех сфер жизни, в т. ч. и церковной. В 1105 г. царь созвал Руис-Урбнисский Собор , прошедший под председательством католикоса-патриарха Иоанна VI . На Соборе были лишены сана недостойные иерархи, их заменили «богоугодными» и заслуженными архиереями (Жизнь царя царей Давида. 1955. С. 327; Уложение Руис-Урбнисского Собора. 1978). Решения Собора, посвященные устройству Церкви, были основаны на законах Великого Номоканона, перевод к-рого был завершен прп. Арсением Икалтойским незадолго до этого. Благодаря им были совершены значительные преобразования в церковной жизни, восстановлен авторитет Церкви, возрождена симфония Церкви и царской власти ( Абашидзе.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010