Слово о службе (литургии) св. Нифонта, л. 999. об. О епископстве (видение св. Нифонта), л. 1031. Марта в 3-й и 28-й день мучение св. священномученика Феодорита пресвитера Антиохийского, вкратце, л. 1058. Нач. «Иулиан стрый злочестивого Иулиана и безбожного законопреступника, иже восточных чинов князь.» О блаженней супружнице Князя Андрея Константиновича Нижегородского, о Княгине Василисе, во инокинях Феодоре, л. 1062–1063 об. Нач. «Сия блаженная и памяти достойная княгиня Василиса, нареченная во иноческом чину Феодора.» В 29-й день. Мучение святых Ионы и Варахисия и дружины их, л. 1064–1081 об. Нач. «В лето осьмое-надесяте Князя и Царя Персидского Савория, гонение сотвори на церквы Христовы.» В 30-й день. Житие вкратце блаженного Иоанна игумена св. горы Синайския наречённого Схоластика во святых по истине, послежде же от списаны именующаяся Лествичника, написавшегося духовныя сия скрижали, сиречь святую лестницу; списажеся житие сие от Даниила инока смиренного Раифского суща, л. 1082–1095 об. Нач. «Иже убо кто приживый добляго сего и божественного, и воспитавый прежде постнаго страдального его жития.» Послание Преп. Иоанна игумена Раифы ко Иоанну досточудному игумену горы Синайской л. 1096 – 1098 об. Нач. «Вышеестественному и равноангельному отцу отцем и учителю преизящному грешный Иоанн Раифский игумен.» Воздание посланю сему. Послание св. Иоанна Лествичника , скрижали духовныя Иоанн Иоаннови радоватися, л. 1097 об. 1100 Нач. «Восприях яко подобающее честному твоему и бесстрастному житию.» Предисловие слова, ему же именование скрижали духовныя л. 1100. Нач. «Добродетелей приходы и восходы, якоже восходящии на лествицу первый степень прешед к горним поспешают.» Об Иоанне Лествичнике краткое сказание, л. 1100 – 1103. Нач. «Многажды Иоанна хвалима и блажима слышим.» От патерика Синайского об авве Мартирие и Иоанне Лествичнике , л. 1103–1105. Нач. «Авва Мартирие Иоанна Лествичника постриже шестинадесяти лет.» Повесть от патерика алфавитного о отце Георгие Арселанте брата Иоанна Лествичника , л. 1105 – 1109 об. Нач. «Поведаны нам о отце Георгии, нареченном Арселанте, иже бысть пустынное воспитание.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Духовенство выражало недовольство междоусобными конфликтами светских сеньоров; протесты против насилия и бесчинств знати получили отражение в «Книге о чудесах св. Веры», составленной в нач. XI в. Бернардом из Анже. Ок. 1013 г. еп. Стефан III был убит неким Теотардом, отлученным от Церкви за присвоение владений мон-ря Клюни. При поддержке церковных иерархов возникло движение за «Божий мир» , призванное положить конец междоусобным конфликтам и насилию. Среди инициаторов движения был еп. Стефан II (942/3-982/4); в 951 г. папа Римский Агапит II поручил ему наказать виновных в ограблении владений мон-ря Сосийанж. Папа Бенедикт VIII рекомендовал франц. прелатам, среди к-рых назван еп. К. Стефан IV, отлучить от Церкви сеньоров, отнимавших земли у мон-ря Клюни (1016). Преемник Стефана II еп. Бегон (ок. 990-1010) в сопровождении вооруженных вассалов принял участие в собрании знати, созванном в Ле-Пюи еп. Ги Анжуйским. Прелаты заставили участников собрания дать клятву сохранять мир, воздерживаться от грабежей, не причинять вред духовенству, а также крестьянам и торговцам. Нередко епископ призывал сеньоров к порядку, опираясь на вооруженную силу. Так, в 1105 г. аббат мон-ря Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе посетил принадлежавший этой обители мон-рь Мориак, однако по наущению монахов был захвачен в плен сеньором замка Мирмон. Находившийся поблизости еп. Пьер Ру (1105-1111) заставил сеньора освободить аббата. Проведение григорианской реформы в Оверни было поддержано духовенством, стремившимся к независимости от светских сеньоров. Реформа осуществлялась при поддержке монахов, гл. обр. принадлежавших к Клюнийской конгрегации . От светских сеньоров требовали уступить Церкви контроль над содержанием храмов и назначением должностных лиц, вернуть захваченное церковное имущество, передать церковным иерархам право собирать десятину. В 1022 г. гр. Роберт I вернул соборному капитулу церковь в Эда; ок. 1077 г. Бертран из Турноэля передал каноникам церковь в Себаза. Мн. сеньоры уступали права на приходские церкви крупным мон-рям.

http://pravenc.ru/text/1841313.html

Ираклия и патриарха Сергия, в к-ром содержалось учение о единой воле во Христе. Имп. Констант II (641-668) послал на Кипр большой отряд воинов, чтобы схватить архиеп. Аркадия I, который был сторонником вдовствующей имп. Мартины, но тот скончался ранее, чем воины прибыли на остров (Chronique de Jean, évêque de Nikiou/Ed. H. Zotenberg. P., 1883. P. 188, 582). Свт. Иоанн Милостивый. Роспись ц. Панагии Асину. 1105/06 г. Свт. Иоанн Милостивый. Роспись ц. Панагии Асину. 1105/06 г. Ко времени архиеп-ства Аркадия I относятся 2 эпизода, характеризующие церковную жизнь Кипра 1-й пол. VII в. Один из них вошел в христ. лит-ру как история о «милостивом блуднике». Богач из Констанции Филентол, сын Олимпия, известный порочным поведением, был щедрым благотворителем и тратил много денег на неимущих и сирот (в т. ч. построил больницу). После его кончины среди духовенства разгорелся спор, получил ли спасение Филентол благодаря щедрым пожертвованиям или попал в ад как развратник. Архиеп. Аркадий велел прибегнуть к посту и бдениям, а также разослал столпникам и затворникам просьбу обратиться к Богу с молитвой, чтобы Тот открыл посмертную участь Филентола. Один из затворников, подвизавшихся близ Констанции, по имени Каюма, к-рый до этого много лет провел в мон-ре прп. Антония Великого около Клисмы, был удостоен видения, что Филентол оказался между раем и адом. Из-за щедрой милостыни он был избавлен от адских мук, но из-за блуда не мог попасть в рай ( Halkin F. La Vision de Kaïoumos et le sort éternel de Philentolos Olympiou//AnBoll. 1945. T. 63. P. 56-64). Если в этом рассказе содержатся уникальные сведения о значительном числе затворников и столпников, подвизавшихся в окрестностях Констанции и их богоугодной жизни, то из др. рассказа, написанного мон. Анастасием (возможно, является одним лицом с прп. Анастасием Синаитом), известно о пороках в среде духовенства. Один осужденный впосл. пресвитер из с. Триахидес стал заниматься чародейством, и с того момента во время литургии в алтаре появлялся ангел, к-рый привязывал иерея к колонне, совершал таинство Евхаристии и причащал верующих, а затем развязывал недостойного священника ( Nau F.

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

Но точно также преемник Антония, описывавший жизнь его по поручению епископа Нифонта, не имел нужды прибавлять к имени последнего заметку: «бе бо в то время ему святительский престол держащу». Далее, житие говорит в начале, что Антоний прибыл в Новгород в 1105, а в конце читаем: «поживе с пришествия своего до игуменства лет 14»; ученик Антония не мог не знать, что последний поставлен игуменом в 1131 году 457 . Поверяя житие современной Андрею летописью, находим в нем другие несообразности, невозможные со стороны современника описываемых событий. Разбирая житие, замечают, что известие его о построении Антонием каменной церкви в монастыре при епископе Никите есть анахронизм, внесенный позднейшим редактором. Но в житии почти все события из жизни Антония на Руси отнесены ко времени Никиты; только постановление в игумены и кончина Антония обозначены временем епископа Нифонта; житие как будто и не подозревает, что между этими епископами был Иоанн (1108–1130), ко времени которого относится все, что рассказывает житие с основания обители Антонием до его игуменства 458 . Между указанными противоречиями жития есть одно, дающее ключ к объяснению элементов, из которых сложилось житие. Зная, что Антоний посвящен в игумены при Нифонте (по летописи, в начале 1131 г.) и пришел в Новгород в 1105 г., биограф, однако ж уверяет, что Антоний прожил 14 лет от «пришествия» до игуменства и заложил церковь в монастыре «во второе лето по пришествии». В этом двойном противоречии есть не подозреваемая самим биографом правда: церковь основана по летописи в 1117 г.; следовательно, «пришествие» относится к 1116, ровно за 14 лет до игуменства. У биографа несомненно были верные письменные источники. Одним из них, вероятно, служило краткое древнее житие Антония, подобное первой редакции жития Варлаама Хутынского. В рассказе об основании монастыря биограф упоминает о духовной грамоте Антония 459 . Подлинник ее исчез, но в монастыре сохранились позднейшие списки двух грамот Антония. Одна из них имеет вид купчей и подана была игуменом в 1573 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Из этого трактата мы узнаем не только о внешнем облике Феодора–подростка и его речевом недостатке (заикании), но и о том, что «происхождения был отнюдь не низкого», образование получил «у лучших учителей» того времени, «усердно изучив… грамматику, риторику, философию, науку о линиях и числах», т. е. геометрию и арифметику. Из свидетельства Феодора о том, что он не оставил без внимания философию Аристотеля, сочинения Платона, которые он называет «верхом красноречия», а также труды, написанные последователями Аристотеля и Платона, явствует, что классическое образование было составной частью курса обучения в высшей школе Константинополя. Из имен известных, нам учителей Феодора следует назвать Михаила Италика и Феодора Смирнского. По окончании школы Феодор Продром занялся педагогической деятельностью; сначала у него не было знатных учеников, но через некоторое время он стал учителем принцессы Анны Комниной и, таким образом, ему открылся доступ во дворец. Но, по всей вероятности, Феодор Продром не долго оставался учителем Анны, так как в 1105 г., как явствует из одного его стихотворения, озаглавленного «Прощальные стихи к византийцам», он собирался покинуть Константинополь вместе со своим другом Стефаном Скилици, назначенным митрополитом в Трапезунд. Причина такого решения Феодора не ясна, но можно полагать (опять же на основании одного сочинения самого Феодора), что ею было неосторожное высказывание Феодора по некоторым богословским вопросам. Это ясно из стихотворения, написанного незадолго до 1105 г., которое называлось: «Против Вариса, оскорбившего меня именем еретика» (ямбические триметры). И хотя, как явствует из этого стихотворения, Продрому удалось отклонить от себя обвинение некоего Вариса, по всей вероятности, человека очень близкого к императору, и удалось также доказать свое полное благочестие, все же положение его при дворе изменилось к худшему, вероятно даже, он был лишен возможности преподавать в школах Константинополя. Это привело к затруднениям в его материальном положении и побудило принять решение покинуть Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несостоятельной является также попытка С. Пападимитриу («Феодор Продром», стр. 101 и сл.) связать рассказ Анны о мятеже Григория Таронита с бунтом некоего дуки Трапезунда, упоминаемым в монодии Продрома на смерть Стефана Скилицы. Как уже отмечалось, Пападимитриу определяет дату рождения Продрома слишком ранним временем, и поэтому большинство его датировок вообще не заслуживает доверия. Кроме того, лексические параллели между текстами Анны и Продрома, приведенные ученым (там же, стр. 102), неубедительны. 1272 Представители рода Контостефанов играли большую роль в византийской истории XII в. (см. Grégoire, Notes epigraphiques..., р. 152 sq.). 1273 Ф. Дэльгер (Dölger, Regesten..., 1225) датирует: «около сентября 1105 г.». Такая дата представляется нам невозможной по следующим соображениям: а) Алексей был назначен дукой Диррахия только после сентября 1105 г. (см. Ал., XII, 4, стр. 327); б) Анна рассказывает об этих письмах и одновременно сообщает о назначении Исаака Контостефана, которое произошло, по словам писательницы, непосредственно перед вторжением Боэмунда (октябрь 1107 г., см. прим. 1284). 1274 Усердно стеречь пролив между Лонгивардией – τν ’ αναμεταξ Λογγιβαρδας πιμελς τηρεν πορθμν. А. Райффершайд (Reifferscheid, Annae Comnenae..., р. XXI) считает Λογγιβαρδας вставкой переписчика. 1275 См. прим. 1084. 1276 Пасхалий II (1099–1118). О встрече Боэмунда с Пасхалием сообщает также Бартольф из Нанжи (RHG occ., III, р. 105), согласно которому эта встреча произошла еще до путешествия Боэмунда во Францию (см. прим. 1211). 1277 Контостефан – великий дука флота; под «остальными дуками» подразумеваются другие флотские командиры. 1278 Подразумеваются, по-видимому, уже упомянутый Исаак и его брат Стефан, о котором Анна говорит в дальнейшем (XIII, 7, стр. 355). 1279 Мытье в бане доставляло огромное удовольствие византийцам (о банях в Византии см. Koukoulès, Vie et civilisation..., IV, р. 419 sq.). Кроме того, мытье в бане расценивалось и как лечебное средство. Его рекомендуют больным монахам некоторые монастырские типики (ibid., р. 425). Рассуждение о целебных свойствах бани содержится также в одном из писем Михаила Хониата ( Μιχαλου κομιντου τ σωζμενα, 11, σελ. 235).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подвигом труда и безмолвия он угодил Господу. Мощи его почивают в Ближней Антониевой пещере. Святитель Мина, епископ Полоцкий (+ 1116) Память его празднуется 20 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых, во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Святитель Мина долгое время подвизался в Киево-Печерском монастыре. 13 декабря 1105 г. он был хиротонисан во епископа Полоцкого. Имя святителя Мины вошло в службу киево-печерским святым отцам. Упоминание о нем есть в Киево-Печерском Патерике, Известен святитель как один из первых русских архипастырей, продолжавших благодатное распространение веры Христовой после крещения земли Русской. Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский (+ 1122) Память его празднуется 10 окт. вместе с Собором Волынских святых, 28 авг. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Святитель Амфилохий был иноком Киево-Печерского монастыря. В 1105 г. он был поставлен  епископом Владимиро-Волынским. Паства его была уже просвещена святым Крещением, но вера еще не укоренилась в сердцах новых христиан, и труды святителя были просветительные. Ему много пришлось бороться с суеверием и обычаями языческими. В 1122 г., после семнадцати лет управления владимиро-волынской паствой, святитель Амфилохий удалился на покой в Киево-Печерский монастырь и в том же году скончался. •  Епархия во Владимире на Волыни была учреждена еще при равноапостольном князе Владимире (ныне город в Волынской обл. на Украине). Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские (+ между 1114 и 1123) Память их празднуется 21 авг. в день мученической кончины прп. Кукши и преставления прп. Пимена, 28 сент вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Священномученик Кукша полагал начало иноческого жития в Печерском монастыре.  Он был просветителем славянского  племени вятичей, обитавшего по реке Оке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В монументальных циклах средневизант. времени образ М. в основном встречается среди изображений пророков в простенках барабанов: мозаики ц. Успения Пресв. Богородицы монастыря Дафни (ок. 1100), ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия (ок. 1146-1151), и Палатинской капеллы в Палермо, Сицилия (1154 - 1166); фрески ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (1164) и ц. Спаса на Нередице (1199), в последней М. представлен в пророческой шапочке. В мозаиках ц. Сан-Марко в Венеции истории М. отведен весь сев. рукав нартекса (ок. 1215-1280), причем расположением в конхе, в качестве доминанты повествования, выделены сцены чудес об изведении источника, о манне и перепелах. Прор. Моисей перед Неопалимой Купиной. Роспись ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр. 1105/06 г. Прор. Моисей перед Неопалимой Купиной. Роспись ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр. 1105/06 г. В монументальном искусстве поздневизант. и поствизант. времени образ М. также включается в программы купольных мозаик и росписей, представляющих пророков: мозаики ц. Богоматери Паммакаристы (Фетхие-джами) в К-поле (ок. 1315) и нартекса (в сев. куполе) кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316 - 1321), роспись Преображенского собора мон-ря Метеоры (1483). Но более значимы для этого времени прообразовательные композиции: «Неопалимая Купина» в нартексе ц. Св. Софии в Трапезунде (1260-1270); «Неопалимая Купина» и «Скиния Моисеева» в ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295; мастера Михаил Астрапа и Евтихий); «Неопалимая Купина», «Получение скрижалей» и «Положение ковчега завета» в галерее ц. св. Апостолов в Фессалонике (1312-1315); «Неопалимая Купина» во фресках кафоликона мон-ря Хора (1316 - 1321) и т. д. Изображение М., как правило, входит в композицию «Древо Иессеево», напр. в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320; примечательно, что в качестве атрибута М. здесь выступает стамна), ц. Христа Пантократора (Вознесения Господня) мон-ря Дечаны (1348-1350) и др.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

В Италии Ансельм участвовал в нескольких важных церковных соборах; в октябре 1098 г. он присутствовал на соборе в Бари, где рассматривался вопрос о догматических расхождениях между Западной и Восточной Церковью по поводу исхождения Святого Духа, а в апреле 1099 г. был на Латеранском соборе, где узнал о папских декреталиях против права инвеституры (акт принесения подданными, в том числе членами церковного клира, присяги королю). В августе 1100 г. умер английский король Вильгельм II. Вернувшись в Англию, Ансельм отказался принести присягу новому королю Генриху I и признать епископов, которым тот выдал инвеституры. Ансельм потребовал от короля неукоснительного соблюдения папских декреталий; так начался еще один его конфликт со светской властью. В 1103 г. Ансельм опять отправился в Рим, чтобы попытаться добиться у папы ослабления строгости папских декреталий в интересах короля Генриха I. Когда эта попытка окончилась неудачей, он смирился со своим положением изгнанника и вернулся в Англию только после того, как в 1106 г. папа и Генрих I пришли к компромиссу. Последние два года жизни (1108–1109) Ансельм посвятил церковным делам. Он созвал собор по вопросу о целибате духовенства и вступил в борьбу за первенство с епископом Йоркским. Ансельм умер 21 апреля 1109 г. Возможно, он был канонизирован в 1163 г. папой Александром IV. Долгое время Ансельм был местночтимым святым, но окончательно был канонизирован только в 1720 г. папой Климентом XI. Ученое прозвище Ансельма в Средние века было doctor magnificus (“чудесный доктор”). II. Сочинения Весьма условно можно выделить три периода литературной деятельности Ансельма: а) философско-богословский (1070–1090), б) чисто богословский (1090–1105), в) чисто философский (1105–1109). Его литературное наследие значительно — около 30 сочинений по различным богословским, философским и логическим вопросам. Их можно разбить на три большие группы: 1) догматические сочинения, включая чисто философские, 2) аскетические сочинения и 3) письма (см. PL 158–159).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Иоанн V 707–745. Георгий II сомнительный, (по Паламе действительный, 4 года). Илия III (II) во вреня никейского 2 собора в 787 г. † ок. 797. Феодор антипатриарх его. Георгий (у Паланы нет). Фома I в 807 I после 820. Василий в 836 г. († ок. 842 г., по Палане в 847 году). Иоанн (VI) сомнительный (по Паламе действительный 847–851). Сергий I 843–859 (851–867). Соломон 859–864 (по Паламе 871–881). Илия IV (III) 879– 907 (881–910). Сергий II 907–911 (910–915). Леонтий или Лев 911–928 (915–930). Афанасий или Анастаеий 931. Николай I (932–947 по Паламе). Христофор, Христодор или Христодул I 936 (947–967). Агафон (у Паламы после Иоанна VI 969–983). Иоанн VI (VII) (967–969). Иристофор или Христодул II (983–986). Фона II (986–995). Иосиф II (995–1000). Александр (Феофил 11000–1008 и затем вдовство до 1019 года у Паламы). Агапий (Никифор I 1019–1024). Иеремия или Орест ок. 980 (1024–1045). Феофил (выше у Дорофея и Паламы). Арсений в нач. XI века. Иордан (обоих нет у Паламы). Никифор 1048 (выше у Паламы). Мина 1044 (1045). Софроний II 1059 (1046–1079). Mapk II 1065 (1079–1093). Евфимий (у Паламы после Симфона, 1105–1112). Симфон II1 1099 (1093–1105). Агапий I (1112–1117). Савва I в конце XI и нач. XII в. (1117–1130). Евхерий (1130–1136). Макарий III (у Паламы нет). Uakob II (1136–1150). Арсений II 1146 (у Паламы I 1151–1154). Иоанн VII (VIII или Николай) 1156 (1155–1178). Никифор II 1166 (1178–1187 по Паламе). Афанасий II 1187. Леонтий с 1188. Досафей I (с 1100 года патриарх константинопольский). Феофан в начале XIII в. (По Паламе после Никифора II Досифей 1187–1190, затем Афанасий II до 1228 г. и Леонтий 1228–1281, а Феофана нет). Григорий I 1261–1288 г., при Михаиле Палеологе. Афанасий III при нем же (у Паламы нет). Фаддей 1298 (у Паламы нет). Софроний III (1288–1334 по Паламе). Афанасий IV в нач. в. Гавриил Брула. Афанасий IV вторично (у Паламы всех троих нет). Лазарь ок. 1330 (с 1334). Герасим антинатриарх. Лазарь вторично 1367 (по Паламе † 1347). Софроний IV (III). У Паламы нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010