был не православный митрополит, а латинский архиепископ[ 21 ]; сходная ситуация была в те же годы в Коринфе[ 22 ]. На острове Керкира с 1236 по 1799 г. вместо православного епископа правил латинский. Православный клир острова получал рукоположение у митрополита Яннины[ 23 ]. Сугубая сдержанность многих греков в отношении римо-като­лической церкви до сих пор не в последнюю очередь объясняется этим подчас многовековым опытом своего рода церковной оккупации. Однако палестинская “модель” православной Церкви с латинским епископатом имеет и свою предысторию. Нечто сходное можно было наблюдать уже в XI веке в ходе постепенного завоевания византийской южной Италии норманнами. И здесь уже греческие епископы безоговорочно заменялись латинскими. Римопапизм, общецерковные притязания которого принимали в рамках григорианской реформы совершенно новые очертания, не прошел мимо этого опыта норманнов. А в Первом крестовом походе встретились норманны из Нормандии и из южной Италии. Представляется, что для них крестовый поход изначально был ничем иным, как продолжением их завоеваний, уже подчинивших им к тому времени половину Европы. Мгновенный захват ведущих позиций в том числе и в духовной области либо ими, либо их доверенными людьми относится к числу их обыкновений на Ближнем Востоке, как и незадолго до этого в Англии[ 24 ] и в южной Италии[ 25 ]. 7. Неожиданные дальние последствия В конце концов, для самой Святой Земли латинский патриархат остался всего лишь эпизодом. После сокрушительного поражения, нанесенного крестоносцам войском Саладина на озере Геннисаретском в 1187 г., Иерусалимское королевство крестоносцев сократилось до узкой полоски побережья с центром в Акко. Последний из находившихся там патриархов Николай утонул, когда в 1291 г. и этот остаток западных завоевателей вынужден был в панике бежать. Но надолго остался орден францисканцев, резиденцию которого в Иерусалиме основал лично Франциск Ассизский в 1220 г. с разрешения египетского султана Малика эль-Камила. Устроенный как охранная служба Святой Земли со своими особыми привилегиями, он хотя и не мог в соответствии с волей своего основателя и отца благовествовать мусульманам, но надолго взял на себя задачу опекать паломников с Запада.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-hristian...

В сер. XII в. вступивший в полосу анархии Е. пытались захватить крестоносцы (см. Крестовые походы ). После захвата Иерусалима (1099) крестоносцы превратились в источник постоянной угрозы для Е. У Фатимидов не хватало сил для эффективного противостояния им в Палестине. Крестоносцы разграбили егип. города Тиннис, Александрию, а в 1168 г. осадили Каир. От угрозы завоевания крестоносцами Е. был спасен войсками сир. атабеков Зенгидов, к-рые трижды отправляли туда военные экспедиции. В 1171 г. один из зенгидских военачальников курдского происхождения - Салах-ад-Дин низложил фатимидского халифа аль-Адида, находившегося при смерти, и провозгласил себя правителем Е. Салах-ад-Дин стал основателем династии Айюбидов (1171-1250). Все дальнейшие попытки крестоносцев овладеть Е. окончились неудачей. В 1187 г., разгромив армию христиан, Салах-ад-Дин захватил Иерусалим и вскоре существенно сократил территорию крестоносных гос-в в Палестине и Сирии, поставив значительную часть этих стран под свой контроль. При Айюбидах офиц. религией Е. стал суннизм, к-рого придерживалось большинство мусульм. населения страны. В Е. открывались суннитские училища-медресе, многочисленные суфийские обители. В отношении немусульман айюбидские власти, как и их предшественники, проводили политику веротерпимости. Копты продолжали служить в гос. учреждениях, активно развивалась торговля с итал. городами. В Е. и Сирии Салах-ад-Дин создал новое войско, ядро к-рого состояло из курдов, а также сир., месопотамских, тюрк. и бедуинских воинов; был воссоздан егип. флот. Укрепляя материальную базу войска, Салах-ад-Дин начал широкую раздачу икта - условных земельных владений феодального типа, обеспечивавших военную службу. Представители правящей династии и крупные эмиры получали в качестве икта целые области, а рядовые воины - мелкие владения. Наряду с икта воинам выдавались денежное жалованье из казны и продуктовый рацион. Статус икта был различен: в нек-рых областях они переходили по наследству, а иногда (в случае поражения в войне) султан отбирал икта даже у эмиров.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Исаак, прозванный за свое покровительство самарянам „спасителем» 657 . При преемнике Азиса, Хакеме (996–1020), по свидетельству хроники, также правил Палестиной самарянин Аб-Хаздия 658 . В 1099 г. зависимость самарян от магометан на время прекратилась, так-как в этом году крестоносцы заняли Иерусалим, и самаряне просили их принять общину под свою власть 659 . Но период господства крестоносцев в Палестине не был счастливым для самарян 660 . Наблус за это время неоднократно был разграблен, – в 1113 г. сарацинами, в 1137 Базавашем, правителем Дамаска, в 1184 и 1187 г. Саладином, в 1242 г. крестоносцами, в 1244 г. египетскими войсками, а в 1259 г. был сожжен монголами. При завоевании Наблуса Саладином город, как говорит один историк крестовых походов, постигла мерзость запустения. О самарянах, в частности, в хронике рассказывается, что тогда было уведено в Дамаск, в качестве пленников, 500 человек – мужчин, женщин и детей. Но, добавляет хроника, Бог их освободил и спас. Народным героем в это тяжелое и бедственное для самарян время явился самарянин Аб-Гелюга. Он снабжал нуждавшихся пищей, одеждой и деньгами; он воздвиг из развалин синагогу и восстановил богослужение. Тяжелое положение самарян отразилось, между прочим, в одной молитве, сохранившейся до нашего времени и изданной Гайденгаймом 661 . Кроме сказанного, Палестина в рассматриваемое время страдала и от других бедствий, – в особенности от повторявшихся в продолжение нескольких лет землетрясений и нашествия саранчи 662 . Да и сами крестоносцы, как видно, были не особенно благосклонны к самарянам 663 . Самарянское предание сообщает, что, покидая Палестину, франки взяли на своих кораблях много самарян из Кесарии, Аскалона и Газы 664 . С 1244 г. Палестина перешла к мамелюкским султанам, во власти которых она оставалась до начала XVI в. Утверждение господства мамелюков в св. земле в конце XIII в. сопровождалось разнообразными проявлениями магометанского фанатизма, разрушением городов, массовыми убийствами и полной анархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

— Пер. PG 133, 927–962. Ср. статью автора: Die geschichtliche Entwicklung der orthodoxen Kirchen im Sudosten und Osten Europas// W . Nyssen u. a. (Hg). Handbuch der Ostkirchen­kunde. BdI. Dusseldorf, 1984. S. 133–208, особ. 163–165 (с библиографией). Baumann F. L. (Hg). Die altesten Urkunden von Allerheiligen in Schaffhausen, Rheingau und Muri (=Quellen zur schweizerischen Geschichte III). Basel, 1883. S. 146–150. Delaville le Roulx J. Trois chartres du XIIe si–cle concernant l’Ordre de S. Jean de de l’Orient Latin I. Paris, 1883. P. 409–415, особ. Р. 413–415. Plank P . Sabas von Kaisareia. Ein Beitrag zur Geschichte der melkitischen orthodoxen Patriarchate von Jerusalem und von Alexandrien zur Komnenen-Zeit//Ostkirchliche Studien 43 (1994). S. 23–40. Приводимые и интерпретируемые в статье документы — еще один вклад в список Патриархов Александрийских, составленный александрийским архидиаконом Дионисием в 1845 г. по неизвестным источникам для русского востоковеда архимандрита Порфирия (Ус­пен­ского): “73.: Савва в год Спасителя 1100. Правил как патриарх 22 года”. — Александрийская Патриархия. Сборник материалов, исследований и записок, относящихся до истории Александрийской Патриархии. Т. I/Составлен архим. Порфирием (Успенским). Издание Императорской Академии Наук под ред. Хр. М. Лопарева . СПб., 1898. С. 7. Tsougarakis D . The Life of Leontios, Patriarch of Jerusalem. Text, Translation, Commentary. Leiden u.a. 1993. P. 44–52; ср. Там же. Р. 168 и сл. Plank P. Ioannes IX. von Jerusalem (1156/57–vor 1166), Patriarch im Exil// Kohlbacher M.—Lesinski M. (Hg). Horizonte der Christenheit (=Festschrift F. Heyer). Erlangen, 1994. S. 176–191. См. примечание 2 на с. 186. Plank P. Patriarch Simeon II. von Jerusalem und der erste Kreuzzug. Eine quellenkritische Untersuchung//Ostkirchliche Studien 43 (1994). S. 275–327. Janin R . Chypre. Dictionnaire d’histoire et de (=DHGE) XII (1953). P. 791–820, особенно Р. 797–801. Он же . Cr–te. DHGE XIII (1956). P. 1033–1037. Он же . Ath–nes.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-hristian...

перед Иерусалимом, со стороны Масличной горы, появилась армия из 40 – 50 тысяч крестоносцев, достигшая цели и уцелевшая от колоссального состава своего в 600 тысяч человек, бывших под Никеей. Из рассказов о крестовых походах видно, что уже тогда все окрестности Иерусалима, вплоть до Иерихона, представляли лишь одну сплошную пустыню, перемежавшуюся только в немногих пунктах. Любопытная, слегка романическая, история отшельника Масличной горы, указавшего крестоносцам место для главной атаки и устроившего крестный ход всей армии, вокруг стен Иерусалима, характерна для этого времени бесповоротного падения христианского Востока. 15 июля 1099 г. В 3 часа пополудни войска крестоносцев ворвались в город и произвели поголовное избиение мусульман. Однако этот заключительный успех дела был в то же время и последним. Через месяц армия вся вернулась домой, и у Готфрида осталось всего на всего 300 рыцарей для защиты его новых владений. Только раздоры религиозные и политические, царствовавание среди мусульман, помешали им изгнать, из Палестины тот небольшой отряд. Еще хуже шли дела внутренние, приходилось населять Иерусалим, и латинство думало только об изобретении новых весьма многочисленных, частью мертворожденных, в большинстве же недолговременных, религиозных братств, учреждений, монастырей, приютов и госпиталей. Это хозяйничанье латинского духовенства и различных орденов и братств, наполовину духовных, наполовину светских, вместе с новою для страны феодальною системой, поставило в ней все вверх дном. Можно сказать без преувеличения, что христианское завоевание Палестины более повредило ей, чем все преследования ислама , со времени его вторжения. Это время на православном Востоке образует насильственный перерыв, производит видимый хаос в людях, делах и самых вещах. Вплоть до последнего короля история иерусалимского королевства есть повесть бесполезных походов, нелепых предприятий, всякого рода рыцарских авантюр, закончившихся новым движением ислама. Блестящая победа Саладина над войсками крестоносцев положила конец христианскому владычеству, – и Иерусалим после одного месяца осады, открыл свои ворота Саладину 2 октября 1187 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

пролилась кровь Богочеловека, страшную судьбу, и едва прошло 40 лет, как Его пророчество осуществилось с буквальною точностью после разрушения Иерусалима сыном Веспасиана, Титом, в 70 году; от него не осталось камня на камне; на месте великолепного когда-то города возвышались лишь груды мусора. Но Провидению было неугодно, чтобы город, ознаменованный великими для христиан священными событиями, погиб совершенно, и он действительно начинает мало-помалу возрождаться из пепла. Однако возрождение его продолжается недолго; шестьдесят лет спустя после разрушения города Веспасианом, над ним разражается новая гроза. Виновник ее, Император Адриан, желая уничтожить самое имя ненавистного ему города, основывает на развалинах Иерусалима языческую Элию Капитолину. Вместе с торжеством христианства при Константине Великом окончила свое существование Элия Капитолина, и священный для христиан город был восстановлен. Но Иерусалиму – этой колыбели христианства – не суждено было оставаться долго христианским. Овладевший им в 614-ом году, персидский царь Хозрой II разрушил его снова и поработил; а в 637-м году он попал в руки магометан, навсегда засевших в нем и образовавших из него свой священный город. – Но и с завоеванием Иерусалима магометанами его бедствия не прекратились. В XI-oм веке Иерусалим был опустошаем не один раз. – В 1009-м году его разорил султан Хакем; а в 1058-м г. опустошили турки сельджуки. Завоевание этими варварами св. города, угнетение ими христиан вызвало крестовый поход. Это было нашествие на святую землю латинян, подвергших Иерусалим в 1099-м году такому опустошению, какому он не подвергался даже от варваров. Теперь Иерусалим был в руках христиан, но бедствия его не кончились. После латинян, которые владели им недолго, в 1187-м году он снова сделался достояниям турок, под властью которых не раз подвергался разграблению и опустошению. В 1244-м году Иерусалим разрушили дикие полчища монгол-хварезлайцев: а в 1517-м г. опустошили турки, владеющие им до сих пор. Такова многострадальная судьба священного города, бравшегося осадою и приступом до 25-ти раз и тем не

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Яффу взял штурмом сын Саладина аль-Адиль, вслед за тем подняли белый флаг Хайфа, Цезарея, Арсуф, Самария и Галилея. 5 сентября был сдан Аскалон. Иерусалим остался беззащитным. Посольство горожан Иерусалима, прибывшее в Аскалону, где остановился Саладин, не пожелало сдать город без боя, как того требовал султан – эти люди имели гордость и знали, что такое честь. Командовать обороной Иерусалима взялся рыцарь Балиан д’Ибелин (1142–1193), прибывший из Тира. Он происходил из знатного рода и в 1177 г. вступил в брак с дочерью императора Мануила I Марией, вдовой Иерусалимского короля Амори. Как и другие крестоносцы, Балиан участвовал в трагичной Хиттинской битве, но смог прорвать ряды турок и уйти от преследования. Теперь он очень пригодился беспомощному городу. Поскольку солдат в городе почти не осталось, д ’ Ибелин посвятил в рыцари всех мальчиков-дворян от 16 лет и старше, а также 30 горожан. Затем укрепил стены и раздал оружие всем боеспособным мужчинам. 20 сентября армия Саладина подошла к Святому городу и осадила его. Конечно же, город был обречен. Это стало ясно всем, когда турки-минеры обвалили честь крепостной стены. Балиан отправился в ставку султана, чтобы оговорить условия мирного оставления города, но натолкнулся на грозные слова Саладина, что тот поклялся предать огню и мечу всех защитников Иерусалима вместе с их семьями. На это д ’ Ибелин заявил, что крестоносцы готовы принять последний бой, но для начала они убьют своих жен и детей, дабы те не попали в рабство, а потом 5 тысяч мусульман, находящихся в плену у крестоносцев. Сраженный его мужеством, султан согласился пощадить христиан, но весьма своеобразно: в течение 40 дней им разрешалось внести за себя выкуп (хотя и не очень большой), после чего латиняне могли считать себя свободными и могли уйти из Иерусалима. Хотя денег собрать не удалось, но благородный Саладин большинству из латинян простил долг. 2 октября 1187 г. Иерусалим пал к ногам Саладина. Для восточных христиан, наслышанных о событиях 1099 г., поведение царственного курда было ярким контрастом с тем, как вели себя в похожей ситуации вожди крестоносцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бенедикт IX (в третий раз) (1047–1048) Дамасий II (1048) Лев IX (1049–1054) Виктор II (1055–1057) Стефан IX (X) (1057–1058) Бенедикт Х, антипапа (1058) Николай II (1058–1061) Александр II (1061–1073) Гонорий II, антипапа (1061–1072) Григорий VII (1073–1085) Климент III, антипапа (1080, 1084–1100) Виктор III (1086–1087) Урбан II (1088–1099) Пасхалий II (1099–1118) Теодор, антипапа (1100–1102) Альберт, антипапа (1102) Сильвестр IV, антипапа (1105–1111) Геласий II (1118–1119) Григорий VIII, антипапа (1118–1121) Каликст II (1119–1124) Гонорий II (1124–1130) Целестин II, антипапа (1124) Иннокентий II (1130–1143) Анаклет II, антипапа (1130–1138) Виктор IV (Григорий), антипапа (1138) Целестин II (1143–1144) Луций II (1144–1145) Евгений III (1145–1154) Анастасий IV (1154) Адриан IV (1154–1159) Александр III (1159–1181) Виктор IV, антипапа (1159–1164) Пасхалий III, антипапа (1164–1168) Калликст III, антипапа (1168–1178) Иннокентий III, антипапа (1179–1180) Луций III (1181–1185) Урбан III (1185–1187) Григорий VIII (1187) Климент III (1187–1191) Целестин III (1191–1198) Иннокентий III (1198–1216) Гонорий III (1216–1227) Григорий IX (1227–1241) Целестин IV (1241) Иннокентий IV (1243–1254) Александр IV (1254–1261) Урбан IV (1261–1264) Климент IV (1265–1268) Григорий Х (1271–1276) Иннокентий V (1276) Адриан V (1276) Иоанн XXI (1276–1277) Николай III (1277–1280) Мартин IV (1281–1285) Гонорий IV (1285–1287) Николай IV (1288–1292) Целестин V (1294) Бонифаций VIII (1294–1303) Бенедикт XI (1303–1304) Климент V (1305–1314) Иоанн XXII (1316–1334) Николай V, антипапа (1328–1330) Бенедикт XII (1334–1342) Климент VI (1342–1352) Иннокентий VI (1352–1362) Урбан V (1362–1370) Григорий XI (1370–1378) Урбан VI (1378–1389) Климент VII, антипапа (1378–1394) Бонифаций IX (1389–1404) Бенедикт XIII, антипапа (1394–1417) Климент VIII, антипапа (1423–1426) Бенедикт XIV, антипапа (1425–1430) Иннокентий VII (1404–1406) Григорий XII (1406–1415) Александр V, антипапа (1409–1410) Иоанн XXIII, антипапа (1410–1415)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1071 г. в Сирию вторглись тюрки-сельджуки и установили там свою власть. В течение 30 лет Палестина была ареной борьбы Сельджукидов и Фатимидов и неоднократно переходила из рук в руки. Ситуацию усугубляли междоусобные раздоры сельджукских эмиров ( Медников. 1903. Т. 1. С. 862-867; Runciman. 1968. Vol. 1. P. 76-78). В ходе войн 70-х гг. XI в. был частично разрушен груз. Крестовый мон-рь ( Pahlitzsch. 1996. P. 36). Из-за смут и потрясений, охвативших Палестину, Иерусалимский патриарх Симеон, по словам лат. хронистов, в 90-х гг. XI в. покинул Св. град и нашел убежище на Кипре ( Runciman. 1968. Vol. 1. P. 78). Эпоха крестовых походов (1099-1260) Иерусалимское королевство крестоносцев (1099-1187) Вступление войска крестоносцев в Палестину весной 1099 г. вызвало обострение межконфессиональных отношений. Мусульмане Рамлы, покидая город перед приближением «франков», разрушили храм св. Георгия в соседней Лидде (Ibid. P. 277). 15 мая мусульманами были убиты 15 монахов лавры св. Саввы ( Планк. 2000. С. 180). Правитель Иерусалима, за год до того снова захваченного Фатимидами, выдворил из города всех христиан для экономии припасов на случай осады. 7 июня крестоносцы подступили к городу, а 15 июля взяли его штурмом, в ходе к-рого перебили все оставшееся в Иерусалиме население. Храм Гроба Господня. Вид с юга Храм Гроба Господня. Вид с юга В Палестине было создано Иерусалимское королевство, главное из всех гос-в крестоносцев на Ближ. Востоке. К сер. XII в., после неск. десятилетий экспансии, иерусалимским королям удалось распространить свою власть на палестинское побережье и земли Заиорданья. Т. о., почти вся территория ИПЦ, за исключением Синая, оказалась под властью крестоносцев. Земли Палестины были разделены между европ. феодальной знатью, духовно-рыцарскими орденами, иерархами лат. Церкви. Местное население, включая христиан, оказалось в неполноправном положении. Приниженный статус правосл. христиан отразился и в церковной сфере. Сразу же по взятии Иерусалима лидеры крестоносцев организовали избрание лат. Иерусалимского патриарха. За этим последовали вытеснение правосл. церковной иерархии из Св. земли и замена ее лат. клиром, которому должны были подчиняться вост. христиане. В собственность Римско-католической Церкви перешли храм Гроба Господня и наиболее чтимые реликвии, в т. ч. частицы Животворящего Древа, изъятые у православных ( Рансимен. 1998. С. 69).

http://pravenc.ru/text/293788.html

К эдикуле на Елеоне близки небольшие сооружения на Храмовой горе. Ротондальная постройка, ныне называемая Куполом вознесения (Куббат-эль-Мирадж), была возведена латинянами в 40-50-х гг. XII в. Первоначально постройка, функция к-рой точно не установлена, была открытой, в виде кольцевой 8-пролетной аркады. Пары колонн поддерживали нижние арки проемов, а одиночные, находясь у ребер октагона, несли верхние или внешние арки. Капители представляют образцы изысканной резьбы, исполнены в виде сочетания плетений с растительными мотивами или имитируют коринфские. При мусульманах был пристроен михраб и закрыты проемы граней. Купол Соломона (Куббат-Сулейман) был построен предположительно как место остановки одной из богослужебных процессий. Это также была открытая структура с арками на 8 опорах, украшенных с каждой стороны 3 легкими колоннами; форма первоначального перекрытия неизвестна. Вероятно, уже при Айюбидах был добавлен михраб и заложены арочные проемы. А. Ю. Казарян Позднеисламский И. Правление Айюбидов В 70-х гг. XII в. все мусульм. территории Ближ. Востока были объединены под властью султана Салах ад-Дина , основателя династии Айюбидов . В сознании мусульман доминировали лозунги джихада и возвращения И. 4 июля 1187 г. в битве при Хаттине Салах ад-Дин уничтожил армию крестоносцев, после чего овладел почти всей Палестиной. 20 сент. мусульм. армия осадила И., где укрылись десятки тысяч христ. беженцев из округи. Памятуя о резне 1099 г., Салах ад-Дин хотел взять город штурмом и уничтожить его население, но упорная оборона И. вынудила султана пойти на переговоры с его защитниками. «Франкские» жители И. получили возможность за выкуп покинуть город. В окт. 38 тыс. латинян и 1,5 тыс. армян были выпущены из И., 15 тыс. «франков» не смогли уплатить выкуп и были обращены в рабство. Правосл. араб. население (численность неизв.) осталось в И. в статусе зиммиев ( Hiyari. 1990. P. 166, 175-176; Ришар. 2002. С. 173-175). Школа «Св. земля». 1924-1927 гг. Фотография. 2008 г. Школа «Св. земля». 1924-1927 гг. Фотография. 2008 г.

http://pravenc.ru/text/293782.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010