Эта версия происходившего, предложенная Альбертом, который сам никогда в Святой Земле не был, дается доныне почти во всех научных историографиях, касающихся крестовых походов. Думаю, что я обнаружил доказательства того, что это не соответствует истине. Напротив, Симеон находился в городе при захвате Иерусалима. При приближении крестоносцев он вместе со своим викарным епископом, арабом Самуилом, укрыл высокочтимые реликвии — обломки Честного Креста, которые тогда все еще находились на месте обретения,дабы они не попали в руки крестоносцев. Однако те вынудили его отдать реликвии. Возможно, что при этом применялись пытки. Несомненно, что вскоре после этого Cuмeoh II был изгнан и в последующие годы жил в Константинополе. Там он написал трактат против употребления пресного хлеба в латинской мессе, в котором упоминает письмо антипапы Cuльbecmpa IV Магинульфа, который был избран только в ноябре 1105 г.; следовательно, Патриарх Cuмeoh II жил еще как минимум до 1106 г. Ложные сведения о нем у латинского летописца (а не, например, в наивном сообщении монахини-паломницы Хедевики из Шаффхаузена!) явно были призваны служить маскировкой тех процессов, которые в реальности происходили при создании латинского Иерусалимского патриархата в 1099 г. 6. Роковая модель Таким образом, мелхитско-православная Церковь Святой Земли во времена крестовых походов — это Церковь, у которой латиняне отняли Предстоятеля и почти весь епископат, полагая, что тем самым осуществили фактическую церковную унию. Собственно, фатально в этой ситуации то, что она явственным образом послужила “моделью” для позднейшей церковной истории восточного Средиземноморья. Там, где господствовали латиняне, появлялась в будущем и эта (постоянно отвергаемая народом) искусственная конструкция православной церкви с латинским пришлым епископатом во главе: на Кипре со времени его захвата в 1191 г. (при Лузиньянах и венецианцах) до 1571 г.[ 19 ], на Крите в 1204–1645 гг. при венецианцах[ 20 ], в материковой Греции, где в Афинах в 1205–1387 гг.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-hristian...

Эта версия происходившего, предложенная Альбертом, который сам никогда в Святой Земле не был, дается доныне почти во всех научных историографиях, касающихся крестовых походов. Думаю, что я обнаружил доказательства того, что это не соответствует истине. Напротив, Симеон находился в городе при захвате Иерусалима. При приближении крестоносцев он вместе со своим викарным епископом, арабом Самуилом, укрыл высокочтимые реликвии – обломки Честного Креста, которые тогда все еще находились на месте обретения,дабы они не попали в руки крестоносцев. Однако те вынудили его отдать реликвии. Возможно, что при этом применялись пытки. Несомненно, что вскоре после этого Симеон II был изгнан и в последующие годы жил в Константинополе. Там он написал трактат против употребления пресного хлеба в латинской мессе, в котором упоминает письмо антипапы Сильвестра IV Магинульфа, который был избран только в ноябре 1105 г.; следовательно, Патриарх Симеон II жил еще как минимум до 1106 г. Ложные сведения о нем у латинского летописца (а не, например, в наивном сообщении монахини-паломницы Хедевики из Шаффхаузена!) явно были призваны служить маскировкой тех процессов, которые в реальности происходили при создании латинского Иерусалимского патриархата в 1099 г. 6. Роковая модель Таким образом, мелхитско-православная Церковь Святой Земли во времена крестовых походов – это Церковь , у которой латиняне отняли Предстоятеля и почти весь епископат, полагая, что тем самым осуществили фактическую церковную унию. Собственно, фатально в этой ситуации то, что она явственным образом послужила “моделью” для позднейшей церковной истории восточного Средиземноморья. Там, где господствовали латиняне, появлялась в будущем и эта (постоянно отвергаемая народом) искусственная конструкция православной церкви с латинским пришлым епископатом во главе: на Кипре со времени его захвата в 1191 г. (при Лузиньянах и венецианцах) до 1571 г. 19 , на Крите в 1204–1645 гг. при венецианцах 20 , в материковой Греции, где в Афинах в 1205–1387 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Египетские войска султана Салах ад-Дина (европейцы называли его Саладином) овладели Иерусалимом в 1187 году. 163 В 1099 году участники Первого крестового похода под предводительством Готфрида Бульонского захватили Иерусалим, и город стал столицей Иерусалимского королевства. Первым королем Иерусалимским стал Болдуин I. Королевство просуществовало до 1187 года, когда его захватил египетский султан Салах ад-Дин; последняя крепость крестоносцев – Акра – пала в 1291 году. 165 В 1517 году территория Палестины была завоевана турками-османами под предводительством султана Селима I и на четыреста лет (до 1917 года) вошла в состав Османской империи. 166 Кал и ка перехожий (устар.) – странник (от калика, калигва – вид обуви, которую носили странники). 168 Православное Палестинское общество было создано в 1882 году; почетное название Императорского получило в 1889 году. 172 Преосвященный Иеремия (Соловьев ; 1799–1884), епископ Нижегородский и Арзамасский, 15 февраля 1864 года был назначен настоятелем Нового монастыря на Алтае и начальником Алтайской Духовной миссии, но к месту назначения по старости не поехал. 175 Сипягин Дмитрий Сергеевич (1853–1902) – министр внутренних дел с 1900 года. Проводил жесткую карательную политику в ответ на усиление рабочего, крестьянского и студенческого движения. 2 апреля 1902 года убит эсером Степаном Балмашевым. 176 Имеется в виду Боголепов Николай Павлович (1847–1901) – министр народного просвещения, член Государственного совета в 1898–1901 годах. За проводимую им политику соблюдения жестких правил в учебных заведениях был смертельно ранен студентом Карповым в 1901 году. 177 Стефан Иосифович Макаров (27 декабря 1848–31 марта 1904) – флотоводец, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель. После начала русско-японской войны назначен командующим Тихоокеанской эскадрой. Руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, но вскоре погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине. 181 Капитуляция Порт-Артура была подписана генералом Стесселем 23 декабря 1904 года после пяти месяцев осады.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

27 . Шмидт П. Ю. Страна утреннего спокойствия. – СПб., 1903. 28 . Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода… за 1900 г. – СПб., 1901. 29 . Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода… за 1908–1909 годы. – СПб., 1911. – С. 235. Глава 15. Русское православие в Палестине Святая Земля уже двадцать веков влечет к себе сердца христиан, и сегодня десятки тысяч паломников всех конфессий стремятся посетить святыни – Гроб Господень, Голгофу, пещеру близ Вифлеема, где совершилось Рождество Христово, реку Иордан, где в момент Крещения Господня произошло явление Лиц Св. Троицы – глас Божий, свидетельствовавший о Христе как Сыне Божием, и нисхождение Св. Духа в виде голубя. История Святой Земли редко была мирной. После восстаний иудеев в 66 и 132–135 гг. против римского владычества Иерусалим был разрушен до основания, а жители убиты либо проданы в рабство. В 323–330 гг. равноапостольная царица Елена, поставив себе целью найти святыни Иерусалима и сделать их доступными для почитания христианами, совместно с Патриархом Иерусалимским Макарием организовала раскопки, результатом которых стало обретение Животворящего Креста Господня. Затем были построены храмы – над Гробом Господним, в Вифлееме, на Елеонской горе и на Фаворе. Однако святыни Св. Земли вновь неоднократно подвергались разрушению и поруганию: в 614 г. в связи с нашествием персов, а в 639 г. Палестину захватили мусульмане, провозгласив Иерусалим своим третьим священным городом (после Мекки и Медины). В 691 г. на горе Мориа, где прежде находился священный для иудеев храм, построенный царем Соломоном, ими была воздвигнута мечеть аль-Акса (Купол Скалы), которая до сих пор воспринимается иудейским населением как символ национального унижения. В 1009 г. фатимидский халиф аль-Хаким разрушил храм Гроба Господня и некоторые другие церкви. Для европейских христиан это событие стало знаковым – терпеть то обстоятельство, что главные святыни находятся в руках иноверцев, готовых уничтожить их в любой момент, было больше невозможно. Начались крестовые походы, цели и мотивы которых постепенно менялись от возвышенных к низменным – от защиты святынь к алчному стремлению ограбить местное население, даже не разбирая его конфессиональной принадлежности. Крестовые походы совершались с переменным успехом. В 1099 г. Иерусалим был взят крестоносцами и в Палестине основано Латинское королевство. Но уже менее чем через столетие, в 1187 г., султан Саладин (Салах-эд-Дин) отвоевал Палестину. В 1193 г. крестоносцы предприняли очередной поход и до 1291 г. снова обосновались в Палестине, при этом разграбив Константинополь и другие византийские города, вывезя не только имущество граждан, но и многочисленные православные святыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

516 Гус (Hus) Ян (1371–1415) – национальный герой чешского народа, идеолог чешской Реформации. В 1402–1403, 1409–1410 гг. ректор Пражского (Карлова) университета. Вдохновитель народного движения в Чехии против немецкого засилья и католической Церкви (порицал торговлю индульгенциями, требовал возвращения к принципам раннего христианства, уравнения в правах мирян с духовенством). Осужден церковным Собором в Констанце и сожжен. 517 В этом смысле мне приходилось уже высказываться по русскопольскому вопросу во французской анкете, производившейся несколько лет назад по инициативе Г. Сенкевича21. Впрочем, мне не пришлось видеть ее в печатном издании. 518 Ультрамонтанство (от лат. ultra montes – за горами, т. е. в Риме) – направление (с XV в.) в католицизме, отстаивающее идею неограниченной верховной власти Римского Папы, его право вмешиваться в светские дела любого государства. С XVI в. активные поборники ультрамонтанства – иезуиты. 520 Впервые: Русская мысль. 1913. Кн. VII. С. 104–109. Печатается по первому изданию. Соколов Василий Павлович (1854–?) – писатель, преподаватель латинского языка в Саратовском духовном училище; обучался в Казанской духовной академии, где получил степень магистра. Печатал статьи в «Церковно-общественном вестнике», «Церковном вестнике», «Страннике», «Неделе» и других изданиях. С тех пор, как было написано письмо г. Соколова, события на Балканах весьма осложнились и крайне запутались. Вряд ли в этом осложнении можно видеть подтверждение того отвлеченного взгляда на Балкано-турецкую войну, который развил С. Н. Булгаков и перед которым с изумлением останавливается его оппонент. – Ред. 527 Крестовые походы – походы (1096–1270) на Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Сев. Африку), организованные западноевропейскими феодалами и католической Церковью под знаменем борьбы против «неверных» (мусульман), освобождения гроба Господня и святой земли (Палестины). 1-й Крестовый поход (1096–1099) завершился захватом крестоносцами у сельджуков Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства. 2-й (1147–1149 гг., повод – взятие в 1144 г. сельджуками Эдессы) и 3-й (1189–1192 гг., вызван завоеванием в 1187 г. Иерусалима Салах-ад-дином) были безрезультатны. 4-й Крестовый поход (1202–1204), организованный по инициативе Папы Иннокентия III, был направлен (главным образом усилиями венецианского купечества) против Византии, на части территории которой после захвата крестоносцами Константинополя была создана Латинская империя (1204–1261). Последние походы —5—й (1217–1221), 6-й (1228–1229), 7-й (1248–1254), 8-й (1270) – существенной роли не играли. С переходом к мусульманам Акры (1291) крестоносцы полностью утратили свои владения на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Haddad R. On Melkite passage to the Unia. – Haddad R. On Melkite Passage to the Unia: the Case of Patriarch Cyril al-Za‘im (1672–1720)/Christians and Jews in the Otto-man Empire. N.Y.-L. 1982. Vol. 2. P. 67–90. Haddad R. Syrian Christians. – Haddad R. Syrian Christians in Muslim Society. An In-terpretation. Princeton. 1970. Heyberger B. – Heyberger B. Les Chretiens du Proche-Orient au temps de la reforme catholique. P. 1994. Hitti P. – Hitti P. History of Syria. N.Y. 1951. Hiyari M. – Hiyari M. Crusader Jerusalem 1099–1187 AD/Jerusalem in History. N.Y. 1990. P. 130–176. Hopwood D. – Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine. 1843–1914. Church and Politics in the Near East. Ox. 1969. Humphreys S. – Humphreys S. From Saladin to the Mongols. The Ayyubids of Damascus. 1193–1260. N.Y. 1977. Icones Arabes. – Mere Agnes-Mariam de la Croix. Icones Arabes mysteres d’Orient. S.l. 2006. Immerzeel M. Divine Cavalry. – Immerzeel M. Divine Cavalry: Mounted Saints in Middle Eastern Christian Art/East and West in the Crusader States. III//OLA. 125. Leiden. 2003. P. 265–286. Inalcik H. Ottoman Methods of Conquest. – Inalcik H. Ottoman Methods of Conquest/Inalcik H. The Ottoman Empire: Conquest, Organization and Economy. L. 1978. P. 103–129. Inalcik H. The Status of the Greek Orthodox Patriarch. – Inalcik H. The Status of the Greek Orthodox Patriarch under the Ottomans/Inalcik H. Essays in Ottoman His-tory. Istanbul. 1998. P. 195–218. Iorga N. Byzantium after Byzantium. Iasi – Ox. – Portland. 2004. Irwin R. – Irwin R. The Middle East in the Middle Ages. The Early Mamluk Sultanate 1250–1382. L.1986. Jotischky A. – Jotischky A. Greek Orthodox and Latin Monasticism around Mar Saba under Crusader Rule/The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present. Leuven. 2001. P. 85–96. Karalevskij C. Antioche. – Karalevskij C. Antioche/DHGE. T. III. Col. 585–703. Karalevsky C. Bostra. – Karalevsky C. Bostra/DHGE. T. IX. Col. 1399–1405. Kilpatrick H. – Kilpatrick H. Macarius Ibn al-Za‘im and Bulis Ibn al-Za‘im (Paul of Aleppo)/Essays in Arabic Literary Biography 1350–1850. Wiesbaden. 2009. P. 262–273.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 32. Западная Церковь распространялась почти одною силою оружия, и преимущественно крестоносцев. В первый крестовый поход (которого душею был пустынник Петр Амиенский и папа Урбан II), Готфрид Буильонский овладел Никеею, Антиохиею, Едессом и самым Иерусалимом (1099 г.), в котором сделан Королем. Но в другой поход (1141 г., по воззванию папы Евгения III-ro и Бернарда Клервосского) крестоносцы, поражаемые Саладином, потеряли многие места и наконец (1187 г.) Иерусалим. Походы императора Фридерика Барбароссы (1189 г. по возбуждению Климента III), Ричарда, короля Английского, и Филиппа Французского были бесполезны. Но 1204 г. оружие крестоносное открыло новое пространство как для светского, так и духовного властолюбия западного: царство Французское и Латинская Церковь явились в самом Константинополе и господствовали 57 лет (1204–1261). За взятием Цареграда следовало (1228) возвращение Иерусалима, который еще увидел западного короля своего (императора Фридерика II), хотя на краткое время. Турки опять овладели Иерусалимом и Палестиною, и с концем 13-го века кончились предприятия Запада покорить Восток, а вместе ослабела надежда Восточную Церковь подчинить Западной 135 . В самой Европе Западная Церковь распространялась большей частью с помощью оружия. В Померинии (в 12-м в.) содействовало к тому оружие Болеслава, короля Польского; в Финляндии – оружие королей Шведских (в Естляндии сверх того Орден меча); на острове Руген язычники покорены Волдемаром, королем Датским. В 13-м веке прусаки покорены Евангелию Тевтоническими рыцарями; но в Литве (в 14-м в.) было более мироное введение латинской веры, по случаю брака князя Литовского Ягайла с дочерью короля Польского. В 15-м в. Владислав, король Польский, покорил и просветил верою самогитов (соседей литовцам и прусакам). 1495 г. началось принужденное обращение мавров в Испании. По открытии Америки (1492 г.), оружие испанское и португальское, благословенное папой Александром IV, заставило и новый свет принимать христианство. 136 Реформация на Западе

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Аминь. Издатель рукописи сообщает: «Примечание на полях рукописи, которое могло быть сделано рукою самого Неофита, заканчивает рассказ достаточно интересным образом: По истечении 18 лет, некий монах, пришедший из пределов Антиохийских, сообщил нам об оном монахе, что он был освобожден от искушения и (в настоящее время) подвизается в святом молчании в пределах Антиохии, и — слава Богу. Аминь. Итак, выздоровление его было полным, и монах Гавриил возобновил свою жизнь в подвиге святого молчания в окрестностях Антиохии. Это примечание — снабжено датой: 1205 год; 18 лет спустя после занятия Иерусалима»  . Перевод с греческого архимандрита Амвросия (Погодина). Перевод сделан по изданию: Narratio de Monacho Palaestinensi. Analecta Bollandiana. т. 26 (1907) , р. 162–175. Примечания и комментарии архимандрита Амвросия.   notes Примечания 1 Ориг.: το υπουργουν εργαστριον, т. е. — «мастерская», лат. «officina». 2 Фраза вставлена нами. 3 Слово «беззаконий» вставлено нами. 4 Т.е. — «свели на нет», «истощили». 5 Текст в скобках вставлен нами для большей ясности смысла сказанного. 6 Фразу в скобках мы считали уместным поместить здесь от себя в дополнение к тексту. 7 Диоптр или диоптра — древний инструмент, применяющий зеркало для измерения высот и солнечных теней. Лат. перевод: «Зеркало, отнюдь не могущее быть разбитым». 8 Т.е. равным числу дев в притче Господней о мудрых девах (Мф. 25, 1–12). В данной проповеди св. Неофит помещает 10 восхвалений Божией Матери, начинающихся словом: «Радуйся». 9 Согласно примечанию монсеньера Жюжи: «Возможно, здесь имеется в виду Архангел Михаил или Великомученик Димитрий». Patrologia Orientalis, т. 16, р. 538, nota 3. 10 «Новым Сионом» был назван монастырь, основанный преп. Неофитом. 11 В конце XII века Иерусалим попал в руки мусульман. Предводитель турок Саладин (Салах–ад–дин, т. е. «Благо веры») нанес поражение крестоносцам, в 1187 г. занял Иерусалим, и тем положил конец латинскому королевству Иерусалимскому, которое было создано крестоносцами в 1099 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

Богородицы). Вскоре потом, при патриархе Софронии, арабский халиф Омар овладел Иерусалимом (636 г.), однако он оставил христианам свободу исповедания и, по расположено к патриарху Софронию, не коснулся христианских святынь на месте гроба Господня. Сооруженные св. Модестом храмы просуществовали почти 400 лет – до 1009 г., когда владевший всею Палестиною египетский халиф Гакем приказал в конец разорить все христианские храмы и в том числе храм Воскресения. В следующем году этот халиф погиб без вести, а православные императоры греческие испросили у его наследников разрешение соорудить вновь храм на св. местах. Сооружения эти начаты императором Романом III, окончены в 1048 г. императором Константином Мономахом и в главных чертах своих были восстановлением того, что было сооружено св. Модестом, и состояли из тех же четырех храмов. Крестоносцы в 1099 г., овладевши городом Иерусалимом, изгнали православного патриарха и все храмы православные передали в руки латинского духовенства. Они перестроили храм Воскресения, соединили находившиеся дотоле отдельно четыре храма и подвели их под одну крышу. До сих пор в общих чертах он остается в том виде, в каком тогда был сооружен крестоносцами. Однако крестоносцы не долго владели св. городом и первой святыней христианского мира – храмом Воскресения. Султан Саладин в 1187 г. изгнал их из Иерусалима. По примеру Омара, он также пощадил храм гроба Господня и передал его в руки законных владельцев – православных греков и арабов. Однако вместе с тем началось деление разных его частей между разными вероисповеданиями. Так, тогдашние египетские халифы начали уступать некоторые части храма: грузинам, воинской храбростью которых они пользовались, коптам, как своим подданными абиссинцам, единоверным с коптами, и армянам, в виду значительных их денежных средств; наконец и латиняне, пользуясь отчасти слабостью, отчасти денежной нуждою египетских халифов, добились дозволения сперва совершать только одно богослужение в храме Воскресения, впоследствии же захватили некоторые из святых мест, которыми владели грузины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В канун Вавилонского пленения этот Храм (Первый храм) был разрушен. По возвращении из вавилонского пленения (515 г. до н. э.) иудеи вновь отстраивают Храм (Второй храм). В Новом Завете мы читаем именно об этом храме. Здесь Дева Мария и Иосиф находят потерявшегося 12-летнего отрока-Иисуса, этому Храму Иисус Христос предрекает разрушение, которое произошло в 70 г. н. э. Во времена раннего ислама (7 в.н. э.) на Храмовой горе построены две мечети - Аль-Акса и мечеть Омара, Купол скалы. Ныне в центре мечети Омара, под куполом действительно возвышается кусок скалы, откуда, как веруют мусульмане, вознесся пророк Мухаммед. В 1099, после завоевания Иерусалима крестоносцами, эти мечети были превращены в христианские церкви, а в 1187 г., с приходом Салах ад-Дина, вновь стали мечетями. С тех пор Храмовой горой владеют мусульмане. До 1967 г. часть Иерусалима была во владении Иордании (мусульман). После т.н. «шестидневной войны» 1967 г. Израиль завоевал весь Иерусалим, кроме Храмовой Горы. Эта территория по сей день принадлежит Иордании и контролируется ею. Согласно еврейской традиции (пророчествам, предсказаниям) Третий Иерусалимский храм будет воздвигнут на прежнем месте, на Храмовой горе, то есть там, где ныне стоят мусульманские мечети. В него-то и войдет ожидаемый ими «мессия». В христианской трактовке - антихрист. Простая логика ведет к предположению, что сначала эти мечети должны быть уничтожены... Отсюда - непреходящее напряжение, особое напряжение, особый контроль всего и вся, приближающегося к Храмовой горе со стороны ее иорданских стражей - мусульман. Нам, православным, не понятно, конечно, почему мы также включены в категорию потенциально опасных для существования мусульманских святынь. Тем не менее, нынешняя усиленная охрана Храмовой горы в том числе от христиан - некоторый статус кво, с которым надо считаться. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 5. Re: «Не дам портить паству!»

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/27/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010