При взятии Иерусалима, 11 июля 1099 г., крестоносцы встретили вынесенный к ним Животворящий Крест, сохраненный осажденными христианами, как Самого Распятого на Кресте. С того времени крестоносцы, во время своих битв с турками, всегда носили Животворящее Древо в рядах своих войск и одерживали блистательные победы благодаря воодушевлению силой крестной. Но в 1187 г., 2 июля, при битве тивериадской, Животворящий Крест опять был пленен турецким султаном Саладином и более 30 лет оставался в плену. В 1221 г., 8 сентября, при сдаче завоеванной крепости Дамогиты, христиане, по договору, опять возвратили от турок древо Креста. С того времени древо и доселе хранится в Иерусалимском храме Воскресения, в алтаре соборной церкви, в особом ковчеге, под охраной пастырей Иерусалимской Церкви; только в уменьшенном против прежнего виде (около полуаршина длины). Относительно части Животворящего Древа, взятой императрицей Еленой, известно еще меньше, чем о части Древа Иерусалимского. Предание говорит, что Елена взяла с частью Древа дощечку и четыре священных гвоздя, которыми было прибито тело Спасителя. Один из гвоздей она будто бы бросила в Адриатическое море, когда ужасная буря грозила ей кораблекрушением, другой гвоздь вделан был императором Константином в его шлем, третий подарен был Константином грузинскому царю Мириану (в 1686 г. Он принесен в Москву грузинским царем Аргилом и хранится в большом Успенском соборе); а четвертый будто бы вделан в узду коня императора Константина. Есть, однако же, предание, что один из святых гвоздей впоследствии вделан был в виде обруча в миланскую королевскую корону. Дощечка с надписями отослана была императором Константином в Рим, где и доселе хранится в церкви Св. Креста в богатом ковчеге. Дощечка эта из букового дерева, около полуаршина длины, сама она белая, а буквы на ней красные, и как греческие, так и латинские писаны, по обычаю евреев, от правой руки к левой. От Животворящего Древа, увезенного Еленой в Византию, по преданию, была отделена часть его в виде тонкой дощечки и оставлена на острове Кипре в селении Лейкаре, где она останавливалась во время плавания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Против того церковноначалие автохтонной Церкви Святой Земли, а именно православной Иерусалимской Патриархии, никак не могло возражать, равно как и представительства других Церквей, с которыми она не находилась в вероучительном и таинственном общении, а именно армянской, сиро-яковитской, коптской, эфиопской и иногда — несториан, которые веками занимались тем же самым самостоятельно. Однако с XV века францисканцы (как и армяне) во всевозрастающей степени стали высказывать притязания на обладание святыми местами и на их использование. Это привело к болезненным столкновениям, которые достигли своего безрадостного апогея в XVII веке в серии ожесточенных и бесконечных судебных процессов в турецком суде. Тем не менее еще к началу XIX века 90% христианского населения Палестины принадлежали к православной Церкви. Это положение изменилось лишь тогда, когда протестантские общины и римская церковь открыли для себя Палестину как поле миссионерской деятельности. С этой целью Рим в 1847 г. возродил к жизни свой “Латинский патриархат Иерусалима” времен крестовых походов. Для его первого главы Джузеппе Валерги всякая форма восточного христианства была, как он оповестил при подготовке первого Ватиканского собора[ 26 ], либо явной ересью, либо в лучшем случае малозначительным реликтом прошлого, подлежащим изживанию.Можно усомниться в том, что он далеко ушел с этой фундаментальной позицией от различных своих протестантских конкурентов по Палестине. В любом случае к концу XIX b. автохтонное христианство Святой Земли впервые в истории уже не было религиозно единой Церковью, объединяющей множество культур, но являло собой печальную копию мирового христианства, на протяжении столетий многократно претерпевавшего расколы. Лишь от силы треть населения сохранила верность поместной православной Церкви. И то, что не смогли совершить ни древние споры о вере, ни вооруженные рыцари Средневековья, удалось современным миссионерам, разрушившим единство Матери всех Церквей. авторской обработки доклада, прочитанного на семинаре по истории Восточной Европы в университете Гете (Франкфурт-на-Майне).

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-hristian...

С победой «франков» положение сирийских христиан отнюдь не улучшилось. Латиняне поставили своих восточных единоверцев в неполноправное положение; не могло быть и речи о допуске их в ряды правящего сословия. Земли крестоносных государств были поделены между европейскими баронами, духовно-рыцарскими орденами, иерархами латинской церкви; местное население скоро ощутило на себе тяжесть западных феодальных порядков, уровень эксплуатации стал выше, чем прежде. Помимо всего прочего, крестоносцы стремились подчинить ближневосточных христиан – «схизматиков» и «еретиков» – власти папского престола. Историки выделяют различные тенденции в религиозной политике крестоносцев. Сопровождавший Первый крестовый поход папский легат епископ Адемар Ле Пюи старался поддерживать доброжелательные отношения с восточными христианами, сотрудничал с иерусалимским патриархом Симеоном, находившемся тогда на Кипре. Однако Адемар умер во время эпидемии, последовавшей за взятием Антиохии, где остались гнить горы неубранных трупов. С его смертью нетерпимость «франков» прорвалась наружу. 144 Изгнание патриархов Сразу же по взятии Св. града лидеры крестоносцев организовали избрание латинского иерусалимского патриарха. За этим последовало вытеснение православной церковной иерархии из Св. земли и замена ее латинским клиром, которому должны были подчиняться восточные христиане. Места поклонения и лучшие церкви отошли католикам, они же присвоили самые ценные реликвии, в том числе частицы Честного Креста, которые были насильственно изъяты у православных. 145 Подобно прежним мусульманским властителям Св. земли, крестоносцы допускали внутреннюю автономию иноверческих общин – мусульман, иудеев, самаритян, христиан не халкидонских церквей. В то же время мелькитов «франки» еще не рассматривали как «инославных» и поэтому пытались интегрировать в католическую церковь . По утверждению позднейших западных хронистов, православный иерусалимский патриарх Симеон скончался летом 1099 г., практически одновременно со взятием Иерусалима крестоносцами. 146 Тем самым «франки» имели формальное право заместить пустующий патриарший престол. В православной историографии, однако, распространено мнение, что патриарх Симеон был жив еще в 1106 г. (в принадлежащем ему анти-латинском трактате об опресноках есть ссылка на документ 1105 г.) 147 Тем самым избрание в Иерусалиме латинского патриарха произошло при живом православном первосвятителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чудны пути Господни, приведшие к открытию и прославленно честного животворящего древа! В царствование Византийского императора Ираклия (в первой половине VII в.), царь персидский Хозрой II, овладевши Иерусалимом, ограбил храм Воскресения и взял крест Спасителя. Спустя 10 лет Ираклий победил персов и принудил их возвратить св. крест. Он торжественно возвратил его в храм Воскресения, – с благоговением, идя босыми ногами, он нес его на своих плечах по улицам иерусалимским до самой Голгофы. В 1099 г. крестоносцы латиняне взяли у мусульман Иерусалим и овладели частью древа св. креста; другая часть была сокрыта православным патриархом, удалившимся от притеснения латинян в город Карак, по ту сторону Иордана. С торжеством латиняне носили доставшуюся им часть честного животворящего креста в своих боях с мусульманами. Но время показало, что обладание великой святыней без святых дел было недостаточно для привлечения крестоносцам милости Божией: как некогда кивот завета за нечестие избранного народа впал в руки филистимлян, так и древо св. креста, за нечестие и беззакония его недостойных обладателей, скоро снова впало в руки неверных. В неудачной битве с турками близ Генисаретского озера 5 августа 1187 г. древо креста Господня перешло к туркам: один епископ (латинский), несший его, получил смертельную рану, а другой вместе с животворящим древом и иерусалимским королем Лузиньяном попал в плен. Через 32 года после сего древо, обнаженное от всех драгоценностей, досталось обратно крестоносцам. С тех пор оно разделилось на безчисленное множество частиц, которые разошлись по всему свету. Самые большие частицы находятся теперь в Иерусалиме, на Афоне, в Константинополе и Риме. Из Константинополя не мало частиц по разным случаям перешло в Грузию, Россию и Сербию. Иерусалимская часть распределена ныне в трех крестах. Больший из них, в оправе серебряной и вызолоченой, водружен в серебряной чаше, как бы на Голгофе, осыпан по местам крупным жемчугом и брильянтами. В нем с обеих сторон видно животворящее древо не цельное, а составленное из маленьких частиц 11 .В пещере обретения св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эту церковь почтил достоинством протопресвитерства Иерусалимский патриарх Ювеналий, присутствовавший на четвертом вселенском соборе в Халкидоне (451 г.). Она считалась протопресвитерской и в 1146 году. Тогда упомянул о ней сицилийский монах Нил Доксопатрий в списке всех восточных епархий, составленном для владетеля Сицилии Рожера, и в числе семи палестинских протопресвитерств поставил ее третьей после Вифлеема и Еммауса 421 . Таибский шех рассказывал мне, что в то время, когда крестоносцы взяли Иерусалим и составили Палестинское королевство (с 1099 по 1187 год), в Тайбе жил областной правитель эмир Фаррич, христианин. Однажды он узнал, что сарацинское войско из-за Иордана идет к Тайбе и, встретив его со своей дружиной, вступил в битву с ним. Во время сражения Св. Георгий Победоносец явно помогал ратникам его. Эмир одержал победу над врагами и в память её пристроил к Ильинскому храму на Офе церковь во имя сего великомученика и приложил ей участок земли, который поныне принадлежит ей и обрабатывается таибскими христианами. Дальнейшая судьба Ефрема или Тайбе неизвестна. Думаю, что протопресвитерская церковь тут разрушена была жестоким гонителем христиан, египетским султаном Бибарсом, в 1262 году. С той поры развалины её лежали на своем месте до прошлого года, в который она перестроена в виде простого дома. Православное селение Тайбе, в котором не было и нет магометан, подведомо не епископу, а самому патриарху. Зачисление его за мечетью Омара было причиной целости его и сохранения в нем христианства. Оно расположено на круглом холме, который, подобно острову, со всех сторон отделен долинами от смежных высот. В статистике церкви Палестинской, составленной святогробским монахом Анфимом и напечатанной в С.-Петербурге в 1840 году 422 ошибочно сказано, что недалеко от Тайбе находится Ефрон, в котором Господь пребывал со своими учениками, и что жители его магометане. Вся эта статистика наполнена ошибками. Сочинитель её, никогда не ездивший по Св. Земле, не имел ясного понятия о местоположении, расстоянии, народонаселении православных деревень, например: Риммон у него отстоит от Иерусалима на полчаса пути, а в окрестности Св. Града нет и помину о Риммоне, который находился в соседстве с Тайбе; Зифна (Джифна) у него помещена на север от Вефиля, тогда как она находится на западе. Если эти и другие места указаны ошибочно, то Ефрон – ложно; ибо в окрестностях Тайбе нет ни одной магометанской деревни, которая называлась бы Ефрон. Соседние селения суть: Бурка, Кудейра, Диван, Джерис, Сильвад, Эбруд, Мезраа, Риммон, Махмас, Одже, а соседние развалины суть: Ната, Чилия, Самра, телл- Ксер, телл-Асор.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1183 Имеется в виду знаменитый «греческий огонь» – горючая смесь, направляемая на врага из специальных трубок. (Zenghelis, La feu grégois..., р. 275 sq.). 1184 Боэмунд в это время осаждал Латтакию (осень 1099 г. См. прим. 1155). 1185 Б. Лейб (Leib, Alexiade, III, р. 45) считает, что имеется в виду район Константинополя, носивший такое название (Janin, Constantinople byzantine, pp. 425–426). Но скорее всего речь идет здесь о месте того же названия, находившемся на малоазийском побережье напротив Кипра (Ramsay, The historical geography..., р. 381). 1186 Каниклий – первоначально «хранитель императорской чернильницы» – начальник личного секретариата императора. (Brehier, Les institutions..., р. 133.) 1187 Подразумевается Селевкия в Киликии. Курик был расположен северо-восточнее Киликии. Под стадиями в данном случае Анна имеет в виду мили (см. Ramsay, The historical geography..., р. 384). 1188 Эти события, так же как и экспедицию Вутумита в Киликию, исследователи относят то к 1099 г., то к 1103 г. Судя по словам самой писательницы, укрепление Курика и Селевкии происходило непосредственно после похода пизанского флота или параллельно с ним, т. е. в 1099 или 1100 г. (см. выше, прим. 1179). 1189 Год спустя ( μετ δ παραδρομν νιαυτο), т. е. примерно осенью 1100 г. Как раз в это время, по сообщению генуэзского хрониста Кафаро (Cafaro, XXIV), генуэзский флот направился на помощь крестоносцам. Очень вероятно, что Анна имеет в виду именно этот поход генуэзцев. Генуэзский флот отправился к берегам Сирии 1 августа и прибыл к Латтакии 25 сентября. 1190 Имеется в виду побережье Пелопоннеса. 1191 Мыс Пелопоннеса. 1192 Анна имеет в виду осаду Латтакии 1104 г. Рассказывая о событиях 1099–1100 гг. и систематически путая их с событиями более поздними, писательница незаметно пропускает четыре года и переходит к 1104 г. (см. Любарский, Замечания..., стр. 54–55). Об этой осаде пишет также Радульф Каэнский (Rad. Cad., CLI); он, как и Анна, сообщает о том, что Кантакузин построил стену, чтобы отделить Латтакию от моря и не дать флоту противника прийти на помощь городу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

N. Y., 1990; Asali K.-J. Jerusalem under the Ottomans, 1516-1831 AD//Jerusalem in History/Ed. K. J. Asali. N. Y., 1990. P. 200-227; Duri A. A. Jerusalem in the Early Islamic Period: 7th-11th Cent. AD//Ibid. P. 105-129; Hiyari M. A. Crusader Jerusalem: 1099-1187 C. E.//Ibid. P. 130-176; Little D. P. Jerusalem under the Ayyubids and Mamluks. 1187-1516//Ibid. P. 177-199; Scholch A. Jerusalem in the 19th Cent.: 1831-1917//Ibid. P. 228-246; Busse H. Jerusalem in the Story of Muhammad " s Night Journey and Ascension//Jerusalem Stud. in Arabic and Islam. 1991. Vol. 14. P. 1-40; Большаков О. Г. История халифата. М., 1993. Т. 2; он же. Средневековый город Ближ. Востока. М., 2001; Jerusalem//NEAEHL. 1993. Vol. 2. P. 698-804; Reich R. The Ancient Burial Ground in the Mamilla Neighborhood, Jerusalem//Ancient Jerusalem Revealed/Ed. H. Geva. Jerusalem, 1994. P. 111-118; Folda J. The Art of the Crusaders in the Holy Land, 1098-1187. Camb., 1995; Schick R. The Christian Communities of Palestine from Byzantine to Islamic Rule: Hist. and Archaeol. Study. Princeton, 1995; City of the Great King: Jerusalem from David to the Present/Ed. N. Rosovsky. Camb. (Mass.), 1996; Hasson I. The Muslim View of Jerusalem//The History of Jerusalem: The Early Muslim Period/Ed. J. Prawer, H. Ben-Shammai. Jerusalem; N. Y., 1996. P. 349-385; Murphy-O " Konnor J. e. a. Jerusalem//DictA. 1996. Vol. 17. P. 487-507; Walker P. W. L. Jesus and the Holy City. Grand Rapids, 1996; Ze " evi D. An Ottoman Century: The District of Jerusalem in the 1600s. Albany (N. Y.), 1996; Thraede K. Jerusalem II (Sinnbild)//RAC. Bd. 17. Sp. 718-764; Kenaan-Kedar N. Armenian Architecture in 12th-Cent. Crusader Jerusalem//Assaph. Sect. B: Stud. in Art History. Tel-Aviv, 1998. Vol. 3. P. 77-92; она же ( Кенаан-Кедар Н.) Королева-покровительница//Анив. Минск; М., 2007. 1(10). С. 85-89; Limor O. Holy Land Travels, Christian Pilgrims in Late Antiquity. Jerusalem, 1998 (иврит); Parsons M. C. The Place of Jerusalem on the Lukan Landscape: An Exercise in Symbolic Cartography//Literary Studies in Luke-Acts: Essays in Honor of J.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Jerusalem, 1984. P. 102-108; Griffith S. H. The Monks of Palestine and the Growth of Christian Literature in Arabic//The Muslim World. Hartford (Conn.), 1988. Vol. 78. N 1. P. 1-28; idem. Arabic Christianity in the Monasteries of 9th-Cent. Palestine. Aldershot, 1992; Richards D. S. Arabic Documents from the Monastery of St. James in Jerusalem Including a Mamluk Report on the Ownership of Calvary//REArm. N. S. 1988/1989. T. 21. P. 455-469; Rose R. The Native Christians of Jerusalem, 1187-1260//The Horns of Hattin. Jerusalem; L., 1992. P. 239-249; Большаков О. Г. История халифата. М., 1993. Т. 2. С. 13-42, 52-59, 69-74; NEAEHL; MacAdam H. I. Settlements and Settlement Patterns in Northern and Central Transjordania, ca 550 - ca 750//The Byzantine and Early Islamic Near East/Ed. G. R. D. King, A. Cameron. Princeton, 1994. N 2. P. 49-94; Schick R. The Settlement Pattern of Southern Jordan: The Nature of the Evidence//Ibid. P. 133-154; Zeyadeh A. Settlement Patterns, an Archeological Perspective: Case Studies from Northern Palestine and Jordan//Ibid. P. 117-132; Piccirillo M. The Christians in Palestine during a Time of Transition: 7th-9th Cent.//The Christian Heritage in the Holy Land. L., 1995. P. 47-56; Pahlitzsch J. Athanasios II, a Greek Orthodox Patriarch of Jerusalem (c. 1231-1244)//Autour de la première croisade/Éd. M. Balard. P., 1996. P. 465-474; idem. Georgians and Greeks in Jerusalem (1099-1310)//East and West in the Crusader States: Context, Contacts, Confrontations/Ed. K. Ciggaar, H. Teule. Leuven, 2003. Vol. 3. P. 35-51. (Orientalia Lovaniensia Analecta; 125); Планк П., свящ. Правосл. христиане Св. Земли во времена крестовых походов (1099-1187)//АиО. 2000. 4(26). С. 180-191; Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001; Aristarchos (Peristeris), Archb. of Constantina. Literary and Scribal Activities at the Monastery of St. Sabas//The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the 5th Cent. to the Present. Leuven, 2001. P. 171-194; Frenkel Y.

http://pravenc.ru/text/293788.html

DHGE V (1931). P. 15–42, особенно Р. 20–26. Он же . Corinthe. DHGE XIII (1956). P. 876–880, особенно P. 878. Он же . Corcyre. Там же. Р. 829–831. Bohmer H. Kirche und Staat in England und in der Normandie im 11. und 12 Jahrhundert. Leipzig, 1899 (перепечатано Aalen 1968). Norwich J. J. Die Wikinger im Mittelmeer. Das Sudreich der Normannen 1016–1130. Wiesbaden, 1968. de Vries W. Rom und die Patriarchate des Ostens. Freiburg—Munchen, 1963. S. 220, 236. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-hristian...

L., 1992; Hospitaller Malta, 1530-1798: Studies on Early Modern Malta and the Order of St John of Jerusalem/Ed. V. Mallia-Milanes. Msida, 1993; Sire H. J. A. The Knights of Malta. New Haven; L., 1994; Vatin N. L " Ordre de Saint-Jean-de-Jérusalem, l " Empire ottoman et la Méditerranée orientale entre les deux sièges de Rhodes (1480-1522). Louvain; P., 1994; Edgington S. Medical Care in the Hospital of St. John in Jerusalem//The Military Orders. Aldershot, 1998. Vol. 2: Welfare and Warfare/Ed. H. J. Nicholson. P. 27-33; Kedar B. Z. A Twelfth-Century Description of the Jerusalem Hospital//Ibid. P. 3-26; Selwood D. Knights of the Cloister: Templars and Hospitallers in Central-southern Occitania, 1110-1300. Woodbridge, 1999; Nicholson H. The Knights Hospitaller. Woodbridge, 2001; Sarnowsky J. Macht und Herrschaft im Johanniterorden des 15. Jh.: Verfassung und Verwaltung der Johanniter auf Rhodos (1421-1522). Münster, 2001; idem. Die Johanniter: Ein geistlicher Ritterorden in Mittelalter und Neuzeit. Münch., 2011; Demurger A. Chevaliers du Christ: Les ordres religieux-militaires au Moyen-Âge (XIe-XVIe siècles). P., 2002; Mitchell P. D. Medicine in the Crusades: Warfare, Wounds, and the Medieval Surgeon. Camb.; N. Y., 2004; Bronstein J. The Hospitallers and the Holy Land: Financing the Latin East, 1187-1274. Woodbridge, 2005; Hospitaller Women in the Middle Ages/Ed. A. Luttrell, H. J. Nicholson. Aldershot, 2006; The Hospitallers, the Mediterranean and Europe: FS for A. Luttrell/Ed. K. Borchardt, N. Jaspert, H. J. Nicholson. Aldershot, 2007; Borchardt K. Der Johanniterorden//Burgen und Städte der Kreuzzugszeit/Hrsg. M. Piana. Petersberg, 2008. S. 60-69; Burgtorf J. The Central Convent of Hospitallers and Templars: History, Organization, and Personnel (1099/1120-1310). Leiden, 2008; Hasecker J. Die Johanniter und die Wallfahrt nach Jerusalem (1480-1522). Gött., 2008; Сокровища Мальтийского ордена: Девять веков служения вере и милосердию: [Кат. выст.]/Сост.: Л. Гаврилова. М., 2012; G ü ttner-Sporzynski D., von.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010