В октябре 1098 г. крестоносцы захватили мусульманский город аль-Бару около Апамеи. Иоанн посвятил туда латинского епископа. Хотя в городе до того не было православной иерархии, этот акт стал первым шагом к созданию на Ближнем Востоке параллельных латинских церковных структур. 153 После долгих споров вождей Крестового похода о дальнейшей судьбе Антиохии, город удержал за собой принц Боэмунд Тарентский. Многие историки считают его главной фигурой, столкнувшей Византию и крестоносцев, человеком, способствовавшим необратимому углублению раскола между Римом и Константинополем. 154 Из всех крестоносцев он был наиболее враждебно настроен к Византии и к православному антиохийскому патриарху, которого считал агентом влияния Византийской империи. Антиохийский князь поддерживал тесные связи с новым папским легатом Даимбертом, ставшим в конце 1099 г. латинским патриархом Иерусалима. Теперь Боэмунд мог полностью игнорировать Иоанна. В нарушение его прав Даимберт самолично поставил латинских епископов в антиохийские епархии Тарс, Арту, Мамистру и Эдессу. Крестоносцы подозревали Иоанна в подготовке заговора с целью сдачи Антиохии императору. В результате давления с их стороны, патриарх был вынужден покинуть город (это произошло до августа 1100 г.). На его место Боэмунд поставил епископа Арты Бернарда Валенсийского, от которого берет начало ветвь латинских антиохийских патриархов, подчинявшихся папе. 155 Иоанн Оксит с православными епископами удалился в Византию. Там престарелый Иоанн сложил с себя патриарший сан, а его архиереи избрали нового патриарха. Таким образом, параллельно с латинскими патриархами Антиохии, продолжалось преемство православных первосвятителей в изгнании. Почти все они происходили из греческого клира, иногда играли заметную роль в церковной жизни Византии, как, например, Афанасий I (1157–1171 гг.), участник богословских споров времен Мануила Комнина, или Феодор Вальсамон (1185–1203 гг.), крупнейший ученый-канонист православного мира рубежа XII–XIII вв. Иерусалимское королевство

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Виноградов В. Н. Великобритания и Балканы: от Венского конгресса до Крымской войны. М.: Наука, 1985. С 278. Накануне Крымской войны в Лондоне, Париже и Вене уже имелось важнейшее для того времени новшество - телеграф, позволявший получать срочную информацию в день ее отправки. Английские и французские депеши отправлялись обычной фельдъегерской почтой до Вены за 5-7 дней, а оттуда могли быть отправлены шифртелеграммой. В Константинополе и Петербурге телеграф стал широко применяться только после войны. Русские фельдъегеря доставляли срочные депеши из Константинополя на Дворцовую площадь за 10-14 дней. В результате 4-го крестового похода (1202-1204), " благословленного папой Иннокентием III (1198-1216) вместо движения в Палестину и отбития Животворящего креста у " сарацин " крестоносцы устремились на захват и разграбление Нового Рима - Константинополя, столицы Византийской империи. От этого набега империя так и не сумела полностью оправиться и в 1453 г. пала под натиском османского нашествия. Не лишним будет напомнить, что чуть позже в 1242 г. новгородские дружины князя Александра Невского разбили на Чудском озере крестоносцев тевтонского ордена, учрежденного в Палестине. Изгнанные " сарацинами " со Святой земли, " тевтонские псы " решили " попытать счастья " на русских землях. Очерк истории министерства иностранных дел 1802-1902. С. 134. Там же. Аль-Харам аш-Шариф (араб. " Благородная Святыня " - М. я.) - третья по значимости (после Мекки и Медины) мусульманская святыня, куда после изгнания крестоносцев, как и в двух других мусульманских святынях, вход для " неверных " был воспрещен. Иудеи также почитают это место святым для себя. Там, согласно их верованию, располагался " Второй Храм " или " Храм Соломона " , разрушенный в 70 г. н.э. войсками будущего римского императора Тита. Примечательно, что иудейские иерархи считают святотатством любые попытки единоверцев ступить на " Храмовую гору " без предварительного ритуала " очищения " , а также до прихода мессии, который, по иудейскому преданию, и должен вернуть " сынам Израилевым " их святыню. До захвата византийского Иерусалима войсками халифа Омара ибн аль-Хаттаба (638 г.) и включения города в состав арабского халифата гора Мориа использовалась жителями города в качестве городской свалки. После захвата Иерусалима крестоносцами (1099 г.), истребившими практически все мусульманское и иудейское население города, латиняне провозгласили " Латинское королевство " , перестроив мечети " Благородной Святыни " в католические соборы. В 1187 г. освободивший Иерусалим от крестоносцев Салах ад-Дин восстановил " долатинский " статус-кво города: всему католическому духовенству было запрещено проживать в Иерусалиме, куда из Константинополя после 88-летней ссылки вернулся Православный патриарх. Салах ад-Дин разрешил также иудеям вновь селиться в городе.

http://pravoslavie.ru/5227.html

Во второй половине XI в. в Палестине заметно возрастает значение турков сельджуков, сумевших в 1070 г. захватить Ремлин и Иерусалим. К 1096 г. в их власти находилась практически вся Палестина. Но в 1098 г. халифат отвоевал Иерусалим. В 1099 г. Иерусалим захватили крестоносцы, основав там Иерусалимское королевство и латинский Патриархат. Преемство Иерусалимских православных Патриархов на долгое время прервалось. Все латинские патриархи враждовали с политической властью Иерусалима, с клиром, Братством святого Гроба Господня и с Антиохийским Патриархатом. Латиняне вскоре создали свое братство и изгнали православных монахов, захватив храмы и монастыри. Иерусалимские православные Патриархи по большей части проживали в Константинополе и оттуда управляли Церковью. В 1187 г. крестоносцы потерпели поражение от правителя Египта Салах-эд-Дина, захватившего Иерусалим. Латинский патриарх покинул город, в храмы и обители вновь вернулся православный клир. Крестоносцы еще не раз пытались завладеть Святыми Местами. Так, в 1229 г. германский король Фридрих II захватил Иерусалим, но в 1239 г. Насир Дауд отвоевал город, разрушив его стены. 4.1.3. Иерусалимская Церковь в XIII–XX в.в Покинувшие Палестину крестоносцы оставили после себя страшные разрушения. На эти руины пришли новые завоеватели – египетские султаны мамлюки, которые ненавидели христиан. К Святым Местам стали проникать монахи разных конфессий – не только католики, но и яковиты, копты, абиссинцы, армяне. Ради поддержания хороших отношений с Византией в 1303 г. египетский султан Мансур Лазин издал указ об опекунской власти Византии над Иерусалимской Православной Церковью. С этого времени избрание каждого нового Иерусалимского Патриарха санкционировалось византийским императором. Христиане в течение XIV–XV в.в. не раз претерпевали жестокие гонения от мамлюков, хотя в 1410 г. Иерусалимскому Патриарху Дорофею была вручена хартия, закреплявшая за православными Святые Места. В 1443 г. в Иерусалиме был созван Поместный собор, на котором Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский Патриархи осудили Ферраро-Флорентийскую унию с Римом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Запись в Синайской рукописи (Cod. Sin. graec. 1096, 12 в.) от 15 мая: “В этот день в той же святой Лавре (монастырь святого Саввы) исмаелитами были также убиты 15 отцов, как раз когда франки приближались ко Святому Граду”. Описание и публикацию рукописи см. Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. III. Петроград, 1917. С. 20–65. От арабского слова malak ‘царь, император’ (подразумевается не только “имперская” направленность политики, но и царский путь данной Церкви — Пер .). Как это ни странно, ныне это название применяется прежде всего к ближневосточным христианам византийского обряда, с XVIII в. принявшим унию с Римом. При такой попытке не обойтись без книги Papadopulos Ch. A . Athen. 1970 (2-е изд.); для начального ознакомления — Heyer F. Kirchengeschichte des Heiligen Landes. Stuttgart, 1984. Mayer H. E. Bibliographie zur Geschichte der Kreuzzuge. Hannover, 1960; Mayer H. E. Select Bibliography of the Crusades// Setton K. M. (ed). A History of the Crusades VI. Madison, 1989. P. 511. На самом деле Иерусалимские патриархи в изгнании, будучи членами Синода в Константинополе, отчасти играли в XII веке роль, которую нельзя недооценивать: Plank P. Patriarch Nikephoros II von Jerusalem (vor 1166–1173/76) und die konstantinopolitanischen Synoden seiner Zeit//Orthodoxes Forum 9 (1995). S. 19–31. См. Taft R. F. A History of the Liturgy of St. John Chrysostom. Bd. IV: The Diptychs (OCA 238). Rom, 1991. P. 61–64; 142–144. Papadopulos-Kerameus A. Bd. II. St. Petersburg, 1894 (ND Brussel, 1963). S. 1–254, особенно S. 26. Riley-Smith J. Some lesser Officials in Latin Syria//The English Historical Review. 87 (1972). P. 1–26; Plank P. Patriarch Nikolaos und Ra’is Georgios. Das sog. Jerusalemer Typikon von 1122 als kirchengeschichtliches Dokument//Stimme der Orthodoxie 3/1997 (=Festschrift Fairy von Lilienfeld). S. 80–82. Перепечатка издания “Хождения” игумена Даниила Палестинским обществом (под ред. М. А. Веневитинова, СПб., 1885) была осуществлена в Мюнхене в 1970 г.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-hristian...

Иерей – см.: священник. Иерихон – один из древнейших городов Палестины к северу от Мертвого моря; в ранневизантийское время – резиденция епископа в провинции Первая Палестина. Иерокл – византийский географ конца V – первой половины VI в. Его географическое сочинение «Путеводитель» – Синекдим было составлено до 535 г. Содержит указание о более чем 1200 городах Византии. См.: география. Иерия – 1) императорский дворец на мысу на малоазийском берегу пролива Босфор (совр. турец. Кади-Кей); 2) порт на малоазийском берегу Босфора (совр. турец. Фенер-бахчи). Выполнял таможенные функции для судов, направлявшихся в Черное море (Понт) и обратно, как и Авидос на юге, а также служил местом панигира. См.: Дафнусий. Иеродиакон – монах с саном диакона. Ср.: церковная иерархия. Иеромонах – монах, который получил сан священника. Ср.: церковная иерархия. Иерусалим – самый большой город паломничества в Византийской империи, центр патриархии (см.: Патриарх) с главной святыней христиан – Гробом Господним. В 614 г. захвачен персами, в 638 г. – арабами. В 975 г. отвоеван василевсом Иоанном Цимисхием. После Первого Крестового похода, с 1099 г. стал центром Иерусалимского королевства крестоносцев. Был вновь захвачен мусульманами в 1187 г., что послужило причиной Третьего Крестового похода. Измаилиты – название арабов по имени библейского сына Агари (см.: агаряне), Измаила, который считался родоначальником арабских племен. В XV-XVI вв. И. называли также турок-османов. Изокодик – налоговая книга в Византии. Иисуса Навина книга – ветхозаветная историческая книга Священного Писания (Библии), содержащая повествование о завоевании евреями земли Ханаан – земли Обетованной, о разделении ее между коленами – племенами Израилевыми и о последних деяниях и смерти предводителя евреев – Иисуса Навина, служителя Пророка Моисея. Иканаты – особый корпус императорской гвардии, созданный в 809 г. лично для Ставракия, сына василевса Никифора I Геника (802–811 гг.), из детей самых знатных семейств (по другим данным – для Никиты, сына будущего василевса Михаила II Рангави). И. обычно базировались в Константинополе. В походе командующий тагмой И. в случае необходимости мог осуществлять обязанности друнгария виглы. Младшими офицерами (архонтами) в тагме И. были вандофоры, симиофоры и дукиниаторы. Ср.: тагмы схол, экскувитов, арифм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из Антиохийских патриархов сколько-нибудь замечательных дочти нет. Конечно, нельзя не упомянуть патриарха Антиохийского XII века Феодора Вальсамона, но он, кажется, совсем не жил в Антиохии, а пребывал в течение своего патриаршествования в Константинополе. 902 Из позднейших патриархов можно упомянуть Игнатия, XIV века: он жил в Константинополе во времена патриарха Иоанна Калеки, участвовал в соборе, собранном при этом патриархе против паламитов, за что потом подвергся как лишению сана, так и заключению в тюрьму. По его смерти тело его лишено было погребения. 903 Нужно думать, что Игнатий был одной из жертв зависимости антиохийских патриархов от духовного и светского правительства в Византии. Иерусалимский патриархат. Главнейшим событием в истории Патриархата Иерусалимского было завоевание Св. Города крестоносцами. Иерусалим сделался добычей крестоносцев в 1099 году. Вслед за тем здесь открыт был латинский патриархат. Действительные патриархи Латинской церкви преемственно управляли до 1187 года, когда магометане снова отняли у латинян Св. Город. После этого папы стали назначать номинальных латинских патриархов в Иерусалим. Всех латинских патриархов, действительных И номинальных, насчитывают для Иерусалима 37. 904 Нравственное состояние христиан, подчиненных ведению латинского патриарха, было самое жалкое. 905 Что касается положения православной Церкви в патриархате, то об этом мы знаем очень мало. Патриархи Иерусалимские большей частью были избираемы в Византии и находились под сильным влиянием константинопольских властей. Расскажем историю двух патриархов Иерусалимских (XII и XIV вв.); Из этой истории с одной стороны открывается, что Византия имела большое значение для иерусалимского патриархата, а с другой, Что иерусалимская патриархия по временам находилась в ведении очень достойных и почтенных иерархов. Во второй половине XII века на иерусалимскую кафедру возведен был человек достопочтенный, некто Леонтий. Но недолго пришлось ему править Церковью. Латинский патриарх в Иерусалиме начал делать ему всякие неприятности, дело дошло до того, что к греческому патриарху подослан был вооруженный воин с приказанием убить Леонтия, но этот злой умысел не удался.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Из остальных монашеских орденов Римской церкви 11–15 веков следует упомянуть разве об августинском ордене , появившемся в середиине 13 века и получившем привилегии нищенского ордена. К этому ордену принадлежал впоследствии Лютер. Духовно-рыцарские ордена Кроме монашеских орденов, в строгом значении этого слова, в западной церкви в средние века появились еще ордена полумонашеские-полумирские. Это так называемые духовно-рыцарские ордена. Это было выражением общего направления западной средневековой жизни, когда церковь привлекала к служению себе все классы общества, в том числе и рыцарства. Непосредственным поводом к появлению этих орденов были крестовые походы. Первыми духовно-рыцарскими орденами были иоанниты и тамплиеры. Еще задолго до первого крестового похода граждане Амальфы основали (1048 г.) в Иерусалиме странноприимницу Св. Иоанна Крестителя, для призрения бедных и больных пилигримов. При ней было устроено и братство. В 1099 г., когда в Иерусалиме крестоносцы основали христианское королевство, члены этого братства приняли монашеский устав и стали называться братьями странноприимницы св. Иоанна Крестителя, или просто иоаннитами . Их главную обязанность составляли гостеприимство и уход за больными. В 1118 г. к ним присоединилась обязанность защищать оружием пилигримов. Эта обязанность вскоре сделалась главной, и иоанниты исключительно посвятили себя борьбе с неверными. Образовался, таким образом, духовно-рыцарский орден. Папа Иннокентий III утвердил его. Иоанниты разделялись на три класса: рыцарей, священников и служебных братьев; во главе же ордена стоял гроссмейстер. Учреждение ордена со специальной целью вести борьбу с неверными было встречено в Европе с сочувствием и в пользу иоаннитов стали делать большие пожертвования, так что они вскоре сделались богатыми собственниками почти во всех христианских странах. Но вместе с тем они ушли от прежней строгости нравов. После завоевания Иерусалима Саладином (1187 г.) иоанниты переселились в Птолемаиду, а отсюда на остров Кипр, затем на остров Родос (1309 г.), почему стали и называться родосскими рыцарями. В 1522 г. турки отняли у них Родос, и с тех пор родосцы скитались по Европе, пока Карл V не отдал им в лен остров Мальту (1530 г.). Отсюда они стали называться мальтийцами .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Из остальных монашеских орденов Римской Церкви XI-XV веков следует упомянуть разве об ордене августинском, появившемся в половине XIII века и получившем привилегии нищенского ордена. К этому ордену принадлежал впоследствии Лютер. б) Духовно-рыцарские ордена. Кроме орденов монашеских в тесном значении слова, в Западной Церкви в средние века появились еще ордена наполовину монашеские, наполовину мирские. Это так называемые духовно-рыцарские ордена. В появлении их выразилось общее направление западной средневековой жизни, когда Церковь привлекала на служение себе все классы общества, в том числе и рыцарство. Ближайшим поводом к появлению духовно-рыцарских орденов послужили крестовые походы. Первыми духовно-рыцарскими орденами были иоанниты и тамплиеры. Еще задолго до первого крестового похода граждане Амальфи основали (1048 г.) в Иерусалиме странноприимницу святого Иоанна Крестителя для призрения бедных и больных пилигримов; при странноприимнице устроено было и братство. В 1099 году, когда в Иерусалиме крестоносцами основано было христианское королевство, члены этого братства приняли монашеский устав и стали называться братьями странноприимницы святого Иоанна Крестителя или просто иоаннитами. Главную обязанность их составляли гостеприимство и уход за больными. В 1118 году к этим обязанностям присоединилась еще обязанность защищать оружием пилигримов. Последняя обязанность вскоре сделалась главною, и иоанниты исключительно посвятили себя на борьбу с неверными. Образовался, таким образом, духовно-рыцарский орден. Папа Иннокентий II (1130–1143 гг.) утвердил его. Иоанниты разделялись на три класса: рыцарей, священников и служебных братьев; во главе же ордена стоял гроссмейстер. Учреждение ордена со специальной целью вести борьбу с неверными встречено было в Европе с сочувствием, вследствие чего в пользу иоаннитов стали делать большие пожертвования, так что они вскоре сделались богатыми собственниками почти во всех христианских странах. Но вместе с тем иоанниты отстали от прежней строгости нра­вов. По завоевании Иерусалима Саладином (1187 г.) иоанниты переселились в Птолемаиду, а отсюда на остров Кипр, затем на остров Родос (1309 г.), почему стали называться родосскими рыцарями. В 1522 году турки отняли у них Родос, и с тех пор родоссцы скитались по Европе, пока Карл V не отдал им в лен остров Мальту (1530 г.). Отсюда они стали называться мальтийцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История гробницы И. С., обстоятельства перенесения мощей в Рим и их последующая судьба были впервые прослежены болландистами (ActaSS. Sept. T. 8. P. 635-651). И. С. был похоронен в своей обители в Вифлееме, рядом с пещерой Рождества Христова. В 70-х гг. VI в. анонимный паломник из г. Плаценция (ныне Пьяченца, Италия) упоминал о гробнице И. С. при входе в пещеру Рождества. Во 2-й пол. VII в. галльский еп. Аркульф видел гробницу И. С. в Вифлееме, «в церкви, которая построена в долине близ этого городка» ( Adamn á n " s De Locis Sanctis/Ed. D. Meehan. Dublin, 1958. P. 76). По мнению И. В. Помяловского, паломник из Плаценции и Аркульф видели разные гробницы (см.: Путник Антонина. 1895. С. 40), однако свидетельство последнего, записанное с его слов аббатом Адамнаном, может быть ошибочным. Вифлеем был завоеван крестоносцами в 1099 г., после чего при базилике поселилось католич. духовенство, рядом с ней был воздвигнут августинский монастырь. В нач. XII в. базилику Рождества Христова посетил игум. Даниил , к-рый кратко отметил, что под храмом «выдолблены ниши, где лежат мощи святых». Зап. паломники указывали, что гробницы И. С., Павлы и Евстохии находились в искусственных гротах под сев. трансептом базилики. В 1187 г. лат. духовенство было изгнано из Вифлеема, базилика передана сиро-яковитским клирикам, однако в 1229-1244 гг. город вновь находился под властью крестоносцев. Вероятно, в это время мощи И. С. были извлечены из гробницы и вывезены на Запад. Сохранилось описание перенесения мощей (BHL, N 3878), составленное в Риме, однако достоверность изложенных в нем сведений сомнительна. Согласно этому произведению, И. С. явился некоему благочестивому монаху, жившему «в заморских странах», и повелел перенести мощи в Рим, в базилику Санта-Мария Маджоре. Монах вместе с 2 товарищами тайно вскрыл гробницу, вывез мощи в Рим и так же тайно передал их каноникам базилики, к-рые поместили святыню под спудом. Из места захоронения мощей исходили свет и благоухание (PL. 22. Col. 237-240). Во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

их в издании Сахарова) «была выносима всякий вторник» (куда – не говорят паломники, но дают знать, что в дома желающих). О Константинопольской Божией Матери Одигитрия см. выше до сноски 817. 1079 Император Мануил предпринимал несколько походов против Венгров и решить – в поход какого именно года встретилась с ним Евфросиния, не представляется возможным. 1080 «Обита у святыя Богородицы в русском монастыре». По словам жития, Евфросиния, прибыв в Иерусалим, «посла слугу своего Михаила (который ходил и в Константинополь за иконой Богородицы) тогда сущему патриарху глаголюще: владыко святый, сотвори милость ко мне, повели, да отворятмися врата Христова; он же повеле прошению ея быти», так что преподобная вошла в Иерусалим сими вратами. Тут, конечно, разумеются так называемые Златые врата, находящиеся в восточной стене города, к стороне Елеона, в которые по позднейшему преданию вошёл Спаситель в своём торжественном входе в Иерусалим после воскрешения Лазаря (говорим, по позднейшему преданию, так как читатель, надеемся, припомнит, что после Спасителя Иерусалим был совершенно разрушен Титом). Если бы дело было во времена владычества мусульман, то рассказ был бы, несомненно, ложен, потому что врата ведут на площадь мечети Омаровой, составляющей величайшую святыню мусульман, на которую христианам до последнего времени не дозволено было и смотреть. Но Евфросиния бала в Иерусалиме между 1099 и 1187 годами, когда им владели крестоносцы. Поэтому, может быть допущено, что для Евфросинии были отворены ворота, хотя с дозволения и не православного патриарха, а католического государя. 1081 В житии означено число, но нет года, который находим в Прологе. Можно думать, что в ныне известных списках жития пропуск и что в Прологе год взят из него. Во всяком случае, 1173г. должно считать если не совершенно, то приблизительно верным. 1082 В настоящее время мощи преподобной Евфросинии находятся в Печерском (т. е. Киевском) монастыре, в Дальних или Феодосиевых пещерах. Но составляет вопрос то, когда и как они перенесены и также составляет странность то, что не говорит о них Кальнофойский в своей Тератургиме 1638г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010