Однако здесь на помощь приходит понятийный инструментарий более поздней эпохи: речь якобы идет о чисто номинальных патриархах, о марионетках императора; при такой постановке вопроса полезно еще при случае подчеркнуть роль политических притязаний и пополнить ряды иерархов “карман­ного” Синода константинопольских имперских патриархов[ 5 ]. 3. Церковь в молчании Такие построения меня не удовлетворяли, тем более что источниковедческие доказательства их либо отсутствовали, либо были сомнительны. Все больше и больше выявлялось, что история местной православной Церкви Святой Земли и ее патриархов эпохи владычества крестоносцев была такой лакуной, что любознательный должен был сам предварительно написать те статьи и книги, которые он хотел бы о ней прочесть. К этой цели годами была направлена моя работа по церковной истории, поэтому пользуюсь случаем предложить вашему вниманию в общих чертах некоторые на мой взгляд важные результаты этого исследования, не перегружая вас множеством деталей и проблемами источниковедческого характера, подчас сложными. Первый интересный результат относится к изучению источников, которые лишь изредка привлекались историками, а именно к истории литургии. Из литургических текстов можно уяснить, что мелхитско-православные христиане в латинском Иерусалимском королевстве, а также в знаменитом Синайском монастыре, находящемся в ведении Патриарха, никогда и никоим образом не смирялись с владычеством франков и на всех богослужениях поминали поименно не латинских патриархов и епископов, а Иерусалимских якобы “титулярных” патриархов, которые жили в далеком Константинополе[ 6 ]. Из этого факта следует, что для исконных христиан Палестины легитимными предстоятелями их Церкви были лишь Иерусалимские патриархи, а вовсе не латинские духовные лица, которые скорее уж рассматривались как узурпаторы патриаршего престола. Даже в тех литургических рукописях, которые явно служили не для повседневного использования, а для архивных целей, писцы вносили в соответствующие места имена патриархов, живших в Константинополе[ 7 ], — как кажется, это был тихий протест против существовавшего положения дел.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-hristian...

Она редко упоминается в источниках, но очевидно, что город потерял роль центра виноторговли и его экономические связи были переориентированы от Средиземноморья на внутреннюю Сирию и Египет. Среди мусульман город почитался как место смерти и погребения прадеда пророка Мухаммада Хашима, часто приходившего в Г. с мекканскими караванами. В 767 г. в Г. родился Мухаммад Идрис аш-Шафии, крупнейший юрист, один из создателей мусульм. права. Разрозненные свидетельства указывают на сохранявшееся христ. присутствие в Г. и Маюме. Во 2-й трети VIII в. известен поэт-гимнограф еп. Косма Маюмский , сводный брат св. Иоанна Дамаскина . Из Маюмы происходил мученик кон. VIII в. Вакх Новый , выходцы из Г. упоминаются в житиях палестинских монахов эпохи халифата. В кон. VIII в. Г. с округой были опустошены в ходе междоусобной войны араб. племен Палестины. Однако Г. снова возродилась; путешественники X в. описывают ее как большой и богатый город с прекрасной соборной мечетью. Г. в VII-X вв. занимала территорию в 90 га и насчитывала предположительно 25-30 тыс. жителей. В эпоху крестовых походов борьба за район Г. началась сразу же после захвата Иерусалима крестоносцами в 1099 г. Под Г. и Рамлой неоднократно происходили сражения христ. и мусульм. армий. Крестоносцы овладели руинами Г. лишь в 1152 г. Они отстроили цитадель, разместили в ней гарнизон тамплиеров . Неукрепленная часть города была разорена в 1170 г. Салахом ад-Дином , цитадель сдалась ему в 1187 г., после падения Иерусалима. Отбитая англ. кор. Ричардом I , она снова отошла мусульманам по договору 1229 г. В 1239 и 1244 г. неподалеку от Г. крестоносцы потерпели поражения от мусульман. Во время вторжения в Палестину монголов (1260) Г. стала крайней точкой их продвижения. В том же году монголы были выбиты из города егип. мамлюками. В егип. султанате Г.- адм. центр одной из провинций; иногда входила в пров. Дамаск. Путешественники XIV-XV вв. пишут о ее процветании, об окрестных садах и о виноградниках, торговле, мечетях, больницах и караван-сараях.

http://pravenc.ru/text/161415.html

Отношения внутри этой ситуации в общем вырисовываются следующим образом: мелхитско-православные общины во время латинского владычества продолжали существовать точно так же, как и прежде, под владычеством у мусульман. Они обладали как церковным, так и светски-правовым статусом и пользовались известной автономией, допускавшей в определенной степени и внутреннее регулирование правовых вопросов. Во главе этих православных общин стояли видные миряне, имевшие право представлять свои общины и во внешнем мире, прежде всего перед латинскими властями. По-арабски те, кто исполнял эти обязанности, назывались раисами , по-латыни — raycius или regelus, по-гречески — krit»j. Их можно представить себе в деревнях с замкнутым арабо-мелхитским населением как своего рода бургомистров, в городах со смешанным населением либо разделенных на кварталы по национальному и вероисповедному признаку — как местных этнархов. Сходным образом были организованы мусульманские и иудейские меньшинства. Такой способ организации управления крестоносцы позаимствовали у своих исламских предшественников[ 8 ]. Богослужение в мелхитско-православных общинах по-преж­не­му доверялось клирикам из собственных кругов, которые в соответствии с происхождением обычно состояли в браке. Во времена крестовых походов в Палестине были и мелхитско-пра­во­­славные монастыри, о которых можно прочесть прежде всего в сообщениях православных паломников в Святую Землю того времени, как, например, в известном описании паломничества русского игумена Даниила (ок. 1106/07 гг.)[ 9 ] или в сообщении грека Иоанна Фоки 1177 г.[ 10 ]. Положение монастырей стало даже существенно лучше, нежели было при мусульманах. Некоторые из них, уже давно лежавшие в руинах (прежде всего Иерихонский монастырь в долине Иордана) смогли заново отстроиться с помощью византийских вкладов. В них снова появились насельники, которые могли жить невозбранно; среди них — ряд столпников, по большей части выходцев из Грузии, с надлежащим образом устроенными местами их подвижничества. 4. Епископы в полумраке

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-hristian...

Поражения арабов в войнах с Византией ожесточали мусульман. В 909 г. разъяренная толпа разрушила христианские храмы в городах Ремлине, Аскалоне и Кесарии. Трижды подвергался разгрому храм Воскресения в Иерусалиме. В 939 г. арабы совместно с иудеями сровняли с землей храм Богородицы в Аскалоне, а в 966 г. зверски замучили иерусалимского патриарха Иоанна VII (964–966). Отношение арабов к христианам напрямую зависело от правящего халифа и потому часто менялось. Наиболее масштабное и жестокое гонение было развернуто при «египетском Нероне» халифе аль-Хакиме Безумном (996–1021): в период с 1007 по 1020 г. было разрушено множество христианских церквей и конфискованы значительные земельные владения. В разгар гонений была разграблена ризница иерусалимского храма Воскресения и началась массовая насильственная исламизация. Во второй половине XI в. Палестина на короткое время была захвачена турками-сельджуками, но их владычество продлилось недолго: в 1098 г. войска халифа аль-Мустали (1094–1101) вернули себе Иерусалим. Закрепиться надолго в Палестине арабам не удалось. В 1099 г. Иерусалим захватили крестоносцы, основавшие там в декабре того же года Иерусалимское королевство и латинский Патриархат. Крестоносцы, считавшие православных еретиками и вероотступниками, отнеслись к ним крайне враждебно: они захватывали храмы и монастыри «схизматиков» и принудили иерусалимских патриархов к бегству из страны. Поражение крестоносцев от египетских султанов-мамлюков во главе с Салах-эд-Дином (1171–1193) вернуло Палестину в руки мусульманских правителей: Иерусалим был взят 2 октября 1187 г., католический клир во главе с латинским патриархом покинул Святой град. Салах-эд-Дин с уважением отнесся к договору халифа Омара с патриархом Софронием и вернул большую часть Святых мест православным (остальные отошли к монофизитам, коптам и абиссинцам). Особое покровительство мамлюки оказывали иудеям. С начала XVI в. отношение новых властей к православным резко ухудшилось. В ходе начавшихся гонений в 1431 г. едва не был превращен в мечеть храм Гроба Господня. Спасти главную христианскую святыню удалось лишь крупным подкупом. Халифы не запретили православным посещать Святые места, но паломничество предусматривало значительные финансовые выплаты мусульманским властям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бенедикт Х (Джованни, граф Тускулумский) (антипапа), (1058.IV.5–1059.I.24) Николай II (Жерар де Шеврон), 1059.I.24–1061.VII.27 Александр II (Ансельмо да Баджо), 1061.X.I-1073.IV.21 Гонорий II (Пьетро Кадало) (антипапа), (1061.Х.28–1072) Св. Григорий VII (Гильдебранд), 1073.IV.22–1085. V.25 Климент III (Виберто ди Парма) (антипапа), (1080.VI.25, 1084.III. Виктор III (Дезидерий Эпифани), 1086.V.24–1087.IX.16 Урбан II (Эд де Шатийон), 1088.III.12–1099.VII.29 Пасхалий II (Раньеро ди Бьеда), 1099.VIII.13–1118.I.21 Теодор (Джибер) (антипапа), (1100–1102) Альберт (антипапа), (1102) Сильвестр IV (Маджинульфо) (антипапа), (1105.XI.18–1111) Геласий II (Джованни Каэтани), 1118.I.24–1119.I.28 Григорий VIII (Морис Бурден де Брага) (антипапа), (1118.III.8–1121) Каликст II (Ги из Бургундии), 1119.II.2–1124.XII.13 Гонорий IV (Ламберто ди Фьяньяно), 1124.XII.15–1130.II.13 Целестин II (Тибальдо Буккапек) (ahmunana),(124.XIII) Иннокентий II (Грегорио Папарески), 1130.II.14–1143.IX.24 Анаклет II (Пьетро Петри Леонис) (антипапа), (1130.II.24–1138.I.25) Виктор IV (Григорий) (антипапа), (1138.III –1138.V.29) Целестин II (Гвидо из Читта ди Кастелло), 1143.IX.26 – 1144.III.8 Луций II (Джерардо Каччанемичи), 1144.III.12 – 1145.II.15 Евгений III (Бернардо Паганелли), 1145.II.15 – 1154.VII.8 Анастасий IV (Коррадо), 1153.VII.12 – 1154.XII.3 Адриан IV (Николай Брейкепир), 1154.XII.4 – 1159.IX.1 Александр III (Роландо Бандинелли), 1159.IX.7 – 1181.VIII.30 Виктор IV (Оттавиано де Монтичелло) (антипапа), (1159. IX.7 – 1164.IV.20) Пасхалий III (Гвидо да Крема) (антипапа), (1164. IV.22 – 1168.IX.20) Калликт III (Джованни де Струми) (антипапа), (1168.IX- 1178.VIII.29) Иннокентий III (Ландо) (антипапа), (1179.IX.29 – 1180) Луций III (Убальдо Алючиньоли), 1181.IX.1 – 1185.XI.25 Урбан III (Уберто Кривелли), 1185.XI.25 – 1187.Х.20 Григорий VIII (Альберто де Морра), 1187.Х.211187.XII.17 Климент III (Паоло Сколари), 1187.XII.19 – 1191.III Целестин IlI (Джачинто Бобоне), 1195.III.30 – 1198.I.8 Иннокентий III (Лотарио, граф Сеньи), 1198.I.8 – 1216.VII.16

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Л. была занята крестоносцами в 1099 г., названа «городом св. Георгия» (St. Jeorge de Lidde) и стала одним из важнейших центров крестоносного Иерусалимского королевства . Паломник Вениамин Тудельский ок. 1170 г. нашел в Л. лишь одну евр. семью. В 1187-1191 гг. город некоторое время находился под властью Салах-ад-Дина, но затем снова был отвоеван крестоносцами. В сент. 1192 г. территория Л. и Рамлы была поделена между крестоносцами и мусульманами. Несмотря на преобладание мусульман, в Л. продолжал действовать христ. епископат. В 1229 г. оба города перешли под власть франков, но в 1266 г. были завоеваны султаном Бейбарсом. Архидиакон и регент храма в Л. упоминаются в 1273 и 1274 гг. С 1517 по 1917 г. Л., как и вся Палестина, находилась под властью Османской империи. С сер. XIX в. началось научное исследование города. У. М. Томпсон посетил Л. и описал ее как процветающий город с 2-тысячным населением в окружении плодовых садов ( Thomson. 1861). В кон. XIX в. была заново отстроена ц. вмч. Георгия. В 1892 г. была основана 1-я в Палестине железнодорожная станция, что способствовало развитию города и притоку населения в Л. С кон. XIX в. Л. начала вновь заселяться евр. торговцами. В 1918 г., по окончании первой мировой войны, город перешел под власть брит. мандата. Во время араб. восстания евр. община Л. была вынуждена покинуть город (1921). До 1948 г. Л. была араб. городом с населением ок. 20 тыс. чел., среди к-рых насчитывалось 1500 христиан. В начале 1-й арабо-израильской войны 1948-1949 гг. за счет большого числа беженцев-арабов население Л. увеличилось. 11 июля 1948 г. город был атакован израильтянами, и после короткого боя араб. ополчение начало складывать оружие. Однако 12 июля, когда израильтяне начали передвигаться по городу, вновь был открыт огонь. Погибло не менее 10 солдат, и в ответ израильская армия разграбила город. Было убито не менее 426 арабов, нек-рые погибли в мечетях. По приказу командира израильской бригады И. Рабина большинство населения Л. (ок. 19 тыс.

http://pravenc.ru/text/2110481.html

Но прежде чем приступим к обозрению сводных текстов наших паломических описаний Иерусалима и Палестины от XIV до XVIII века, считаем необходимым сделать общее замечание о судьбе этой страны в течете тех веков, которые обнимают собою эти описания. Край, известный под именем Палестины, в пору Крестовых походов был временно завоеван Крестоносцами. Овладев Иерусалимом они основали в нем столицу, так называемого, Иерусалимского Королевства, которое обнимало почти всю Палестину, но продолжалось не более 88 лет (1099–1187), Саладин Султан Египта, в 1187 году овладел Иерусалимом и, по окончательном изгнании Крестоносцев из Палестины в 1291 году, эта страна оставалась во власти Египетских Султанов Мамелюков до 1517 года, в котором Турецкий Султан Селим положил конец господству Мамелюков в Египте и Сирии, a вместе с сею последнею и Палестина соделалась областью Оттоманской Империи, какою она считается и поныне. Остается заметить, что два из принадлежащих нашему рассмотрению описаний Палестины принадлежат к периоду Египетского, а три к периоду Турецкого в ней владычества. А. Леонид Константинополь. Февраль 1868 года. ИЕРУСАЛИМ, ПАЛЕСТИНА И СВ. АФОНСКАЯ ГОРА ПО РУССКИМ ПАЛОМНИКАМ XIV, XV, XVI И XVII ВекОВ I. Век XIV. Путешествие в Иерусалим Диакона Игнатия Диакон Игнатий, приехав в Царьград в числе сопровождавших Митрополита Пимена, в третье его путешествие туда, в 1389 году, оставался здесь до 1391 года, в котором, после присутствия на короновании Императора Мануила, отправился в Иерусалим. Описание Иерусалима в его записках составляет особую главу под заглавием: «Хождение в Иерусалим». Не упоминая ничего о самом пути, он прямо начинает ее описанием Св. Града и его святынь, как внутри, так и в окрестностях города, чем и ограничивается его записка. Описание сжатое, но верное. «Сице же ми случися видети недостойному и сущим со мною во святем граде Иерусалиме: есть убо тамо церковь Воскресение Христово; входя в церковь, есть на правой стороне доска, на ней же Христа Бога нашего положили, со креста снем; а оттуду на лево пошед и ту гроб Господень, а против гроба Господня Греческая служба, Грецы служат; а с правую сторону от гроба Господня Римская служба, Римляне служат; а на полатех с правую сторону Арменская служба, Армени служат 7 , а с правую сторону от гроба Господня на земле Фрязская служба, Фрязи служат; а оттуда паки Сирская служба, Сиряне служат; а с левую сторону гроба Господня, за гробом Господними, Яковицкая служба, Яковиты служат; 8 а с левую сторону гроба Господня Фрязская служба, Фрязи служат; а оттуда паки Немецкая служба, Немцы служат; а от тое службы паки Фрязская служба, Фрязи служат.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

15 июля 1099 года Иерусалим был завоеван крестоносцами под предводительством Готфрида Бульонского. Около 1130 года они приступили к строительству нового храма Воскресения Господня. Освящен он был 15 июля 1149 года, к 50-летию взятия Иерусалима. Дата эта считается временем создания храма Гроба Господня. Египетский султан Салах-ад-Дин, разбив 3 июля 1187 года на равнине между Тивериадским морем и Назаретом войска крестоносцев, вступил 3 октября в Иерусалим. Он закрыл храм Воскресения на три дня и приказал сбросить колокола. В 1808 году храм Воскресения сильно пострадал от опустошительного пожара: обрушился купол, потрескались колонны, выгорело внутреннее убранство. Храм был восстановлен в 1810 году. Большие пожертвования пришли из России. В 1870 году был поставлен новый купол. Храм Воскресения представляет собой обширный архитектурный комплекс, воздвигнутый в романском стиле XII века. Однако архитектурный образ этого величественного сооружения оказался скрытым из-за того, что здание с трех сторон закрыто постройками. Подойдя к храму, паломник оказывается в замкнутом дворике, вымощенном желтоватым камнем. Святые ворота находится с южной стороны. Западный вход закрыт входной лестницей, ведущей на Голгофу. В южной стене при строительстве храма были устроены два портала, каждый из которых имеет шесть симметрично расположенных колонн с капителями в коринфском стиле. На них опирается стрельчатые своды над входом. Один из двух порталов был замуровать по приказу султана Салах-ад-Дина. Первая святыня, к которой может приложится паломник, – средняя колонна слева. Она имеет широкую трещину с обугленными краями. По преданию, это место, откуда вышел Благодатный огонь в Великую субботу, когда православный патриарх не был допущен в храм. Скептики высказывают сомнения, но разумного объяснения происхождению этой почерневшей трещины дать не могут. Подробное описание внутреннего устройства главной христианской святыни содержится в книге выдающегося богослова профессора М.М. Скабаллановича.

http://pravoslavie.ru/7097.html

В 30-е гг. VII в. с Аравийского полуострова на север стало продвигаться мусульманское войско Арабского Халифата, захватывая территории Ромейской империи и распространяя учение пророка Мухаммада. В 638 году был взят Иерусалим войском халифа Омара ибн аль-Хаттаба. В поиске места, о котором Омару поведал перед смертью пророк Мухаммад, халифу активно помогали иудеи из Тиверии, которым он разрешил вновь селиться в Иерусалиме. Этим место оказалось место разрушенного Титом и Адрианом Второго храма Ирода, которое иудеи надеялись получить для воссоздания. Но вместо этого максимум, что они получили, это разрешение халифа Омара вновь селиться в Иерусалиме, а на месте иудейского Храма Ирода арабы-мусульмане соорудили мечеть, получившую название «аль-Акса». Туда, к пещере на Храмовой горе, по преданию, пророк Мухаммад летал на крылатой лошади Бурак из Мекки через Вифлеем в Иерусалим. Мечеть аль-Акса стала третьей исламской святыней после Мекки и Медины, куда был запрещен доступ христианам и иудеям по примеру Мекки и Медины (бывш. Ясриба). В 1099 году во время Первого крестового похода латиняне уничтожили всё мусульманское и иудейское население в Иерусалиме, сбросив стариков, женщин и детей со стен мечети Аль-Акса, а иудеев вырезав в синагоге. Иерусалимский православный патриарх был вынужден покинуть город и жить сначала на Кипре, а потом в Константинополе. В 1187 году Салах ад-Дин разбил под Хиттином рыцарей-крестоносцев и отобрал у них Честной Животворящий крест, затем захватил Иерусалим и обратил всех латинян-крестоносцев в рабов, разрешив выкупать из рабства их соплеменникам. Латинскому патриарху было разрешено спокойно выехать с подводами со всеми пожитками из города либо выкупить плененных крестоносцев. Патриарх в спешке покинул занятую им иерусалимскую резиденцию Православного патриарха на груженых подводах. Вскоре Православный первоиерарх вернулся на свою кафедру в Иерусалим. Затем Салах ад-Дин издал фирман (указ), запрещающий латинянам физически находиться в Святой Земле. Таким образом исламский правитель вторично вернул иудеев в Иерусалим, где им запрещали жить сначала римские языческие власти, затем рыцари-крестоносцы Иерусалимского (Латинского) королевства.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/16/za...

Дойдя до конечной цели своего похода, Иерусалима, франки штурмом взяли город, где находилось лишь мусульманское и иудейское население. Согласно дошедших до нас источников, написанных по воспоминаниям участников штурма, ворвавшиеся в город солдаты предали огню укрывшихся в синагоге иудеев, а оставшихся в живых мусульман, в основном женщин, стариков и детей, живьем сбрасывали со стен комплекса мечетей аль-Акса (аль-Харам аш-Шариф), третьей мусульманской святыни. Остался в живых лишь египетский эмир - комендант города, выкупивший за сокровища у крестоносцев для себя и своей охраны право безопасно покинуть Иерусалим. Не успели остыть тела убитых, а крестоносцы уже творили молитвы в главной христианской святыне - храме Гроба Господня. Вернувшихся в " освобожденный " Иерусалим " восточно-православных схизматиков " , или местных православных арабов, ждал первый неприятный сюрприз: их духовный глава - патриарх Иерусалимский и всея Палестины - был изгнан со своей патриаршей кафедры (основанной в 451 г.) и был вынужден скитаться в изгнании то на Кипре, то в Константинополе. Его канонические владения стали собственностью рыцарей-крестоносцев, которые поставили во главе Иерусалимской церкви своего монсеньора - Латинского патриарха Иерусалимского. Мечеть аль-Акса была переоборудована крестоносцами в католический Потребовалось 88 лет, чтобы египетский правитель, султан Салах ад-Дин, собрав в единый кулак мусульман под знаменем исламского джихада разбил крестоносцев и их " Латинское королевство " и восстановил статус-кво Иерусалима до 1099 года. Вместо законной мести за жесткое обращение с жителями аль-Кудса (Иерусалима) Салах ад-Дин предоставил плененным франкам право выкупить себя и своего ближнего из рабства. Султан запретил латинскому духовенству оставаться в Святой земле. В Иерусалим из Константинополя вернулся православный патриарх Иерусалимский и всея Палестины, а иудеям вновь было позволено проживать в Иерусалиме. Невероятно, но факт: во второй раз подряд - сначала в 638 г., а затем в 1187 г. - мусульманский правитель не только восстановил статус-кво Иерусалима, но и вернул в христиано-мусульманский Иерусалим иудеев.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010