Первоначальная редакция (по Порфирьевому евхологию ) Вторая редакция (по рукописи Московской Синодальной библиотеки 279) Третья редакция (по рукописи Московской Синодальной библиотеки 280) Господи Вседержителю, Святый Царю, Боже, наказывающий и не умерщвляющий, утверждающий ниспадающих, поднимающий низверженных, исправляющий телесные скорби, души наши, ущедри Твое со здание, дело рук Твоих. Аминь. Боже, наказывающий и не умерщвляющий, утверждающий ниспадающих, возводящий низверженных, исправляющий телесные скорби, не предай раба Твоего, благочестивейшего царя нашего Иоанна, но коснись тела его, и всякую болезнь отгони от него, буди врач рабу Твоему, ибо Ты исцеляющий болезни наши, и даруй его святой Твоей церкви всегда служить, благоугождать Тебе и творить волю Твою все дни жизни его. Ибо Твое есть миловать... Владыко, Господи Вседержителю, Святый Царю славы, наказывающий и не умерщвляющий, утверждающий ниспадающих, возводящий низверженных, исправляющий телесные скорби, души наши, ущедри Твое создание, не презри дело рук Твоих, врачебную Твою силу с небес ниспославший, коснись тела его, угаси огневицу, укроти страсть, отгони всякую скрытую немощь, будь врач рабу Твоему (имя р е к ), исцели всякую болезнь и всякую язву его. Ибо Ты исцеляющий сокрушения наши, воздвигни его от ложа печали, целого и совершенного, даруй его святой Твоей церкви, благоугождающего Тебе и творящего волю Твою. Ибо Твое есть миловать... Что же касается второй из объединенных молитв «Молимся Тебе, Боже наш», то она и в отдельном виде встречается в том же Барбериновом евхологии. В отдельном виде она имеет ту же редакцию, что и в объединенном. Подвергалась ли она переработке, как первая молитва, трудно судить, так как сведения о ней исчерпываются для нас ранними евхологиями. Так, в рукописи Синайской библиотеки 973, 1153 г. она имеет ту же редакцию, что и в Барбериновом евхологии. Относительно составившейся из указанных молитв нынешней третьей молитвы в редакционном отношении заметим следующее. Уже в Барбериновом евхологии она имеет почти современный вид. Ее отличия исчерпываются сравнительно небольшими разночтениями такого характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

1162), Моисей († 1187) и Власий (поставл. 1187) 1758 , б) о монастыре Бело-Николаевском – здесь в 1165 г. архиепископ Иоанн повелел игумену Антонию учредить общежитие 1759 ; в) о монастыре Пантелеимоновом – здесь в 1207 г. некто Феодор Пинещенич соорудил новую церковь во имя святого Пантелеймона 1760 ; г) о монастыре Варварином – в нем были игуменьями Анна († 1167), Маримьяна (поставл. 1167), Христина († 1195), Варвара (поставл. 1195) и построена (1218 – 1219) новая каменная церковь во имя святой Варвары 1761 ; д) о монастыре Зверином Покровском – упоминается в 1192 г. игуменья его Евфросиния 1762 ; е) о монастыре Воскресенском – здесь были игуменьи Мария († 1192) и Евдокия (поставл. 1192) и сооружены две церкви – во имя святого Иоанна Милостивого на монастырских воротах (1193) и главная, каменная, во имя Воскресения Христова (1195) 1763 . Два также монастыря устроены Новгородскими владыками. В 1170 г. архиепископ Иоанн с братом своим Гавриилом основал в трех верстах от Новгорода при озере Мячине монастырь Благовещенский, в котором потом соорудил каменную церковь во имя Благовещения (1179) и другую каменную на воротах во имя Богоявления (1180) 1765 . В 1197 г. архиепископ Мартирий построил монастырь Николаевский Островский с каменною церковию во имя Николая в семи верстах от Новгорода к востоку, на острове между реками Вишерою и Вельею 1766 . Два монастыря устроены игуменами: Аркажский и Хутынь. Первый находился в трех верстах от Новгорода к югу и назывался так по имени своего игумена Аркадия, впоследствии епископа Новгородского, который в 1153 г. соорудил на означенном месте деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и собрал братию. Некто Симеон Дыбачевич создал в этом монастыре (1188) каменную церковь во имя Успения, а сын посадника новгородского Михалки Твердислав создал в этом монастыре (1206) другую – во имя святого Симеона столпника на монастырских воротах. Из настоятелей монастыря Аркажского известны Герасим и Панкратий (упом. 1194) 1767 . Начало Хутыню монастырю положил Варлаам, бывший в нем первым игуменом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1147 г. в к-польском Влахернском дворце в присутствии М. К. состоялся судебный процесс над патриархом. Косма был обвинен в связях с прежде осужденным Нифонтом и низложен (RegImp, N 1351; Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 5. Σ. 307-311). Его сменил Николай IV Музалон , настоятель к-польского мон-ря Космидион, к-рый прежде был поставлен архиепископом Кипра, но отрекся от этого престола из-за конфликтов с кипрскими чиновниками. Эти факты, особенно его отречение от епископского сана, через нек-рое время стали причиной и его низложения. Вероятно, М. К. благоволил к Николаю, но на этот раз вынужден был считаться с законными претензиями к-польских канонистов к его возведению на Патриаршество. Николай Музалон пытался защищаться от обвинений и вступал в прямую полемику с М. К., к-рый регулярно присутствовал на заседаниях Синода. Николай высказывал мнение о том, что епископ, однажды рукоположенный, сохраняет свой сан до смерти независимо от к.-л. обстоятельств, однако это не убедило императора и Синод ( Darrouz è s. Documents inedits. 1966. P. 66-74, 310-331). Изменившееся отношение М. К. к патриарху предопределило исход этих диспутов. В февр. 1151 г. Николай IV был принужден к отречению и его сменил Феодот II . Фактически инциденты 1147 и 1151 гг. показали, что К-польская Церковь того времени не имела к.-л. действенных механизмов смены патриарха в случае необходимости, а также если патриарх не желал добровольно уйти на покой. В основном Церковь полагалась лишь на политическую волю гос. власти, и с этой т. зр., вмешательство М. К. было единственно возможной и приемлемой для всех формой взаимоотношений Церкви и гос-ва. Со смертью Феодота в 1153 г. Патриарший престол некоторое время оставался вакантным. Осенью 1154 г. патриархом был избран Неофит I , но он отрекся от престола еще до интронизации. Следующим патриархом стал Константин IV Хлиарин (1154-1157), умерший спустя краткое время. Важнейшим событием этих лет стала дискуссия партии диаконов собора Св. Софии Сотириха Пантевгена , Никифора Василаки и еп.

http://pravenc.ru/text/2561894.html

К Каролингской эпохе относятся и первые попытки реформы монашеской жизни. На Аахенском соборе 817 года был утвержден так называемый «Монастырский капитулярий» (Capitulare monasticum), основной целью которого было единообразное и строгое выполнение всеми монастырями Устава преподобного Венедикта. Многие положения Устава (в частности об одежде, дисциплине, пище) на соборе были смягчены с тем, чтобы добиться успешного проведения реформы; зато другие, касающиеся трудовых послушаний, были дополнены и усилены. Попытка унификации монашеской жизни не получила большого распространения, ограничившись лишь югом Франции, но именно здесь обновленный Устав преподобного Венедикта был принят и в скором времени послужил основой для клюнийской реформы. Стремление осуществить аскетический идеал в наиболее полной форме неизбежно вело к попыткам создать новый тип монастырской жизни. «Для Запада характерно, что монахи, которые с бесповоротной решимостью возвращались к греческому аскетизму, не могли надолго на нем успокоиться и спустя более или менее продолжительное время добровольно обращались к мысли о реформе ордена» 67 . Это стремление к духовному совершенствованию берет свое начало в X веке, когда из французского монастыря Клюни (Бургундия), основанного герцогом Гильомом Аквитанским в 910 году, раздался призыв к реформе. Этот монастырь стал центром особой конгрегации бенедиктинских монастырей, истолковывавших Устав преподобного Венедикта с аскетических позиций. «Исход X века, т. е. первого тысячелетия, вызвал у современников мысль о предстоящем конце мира и чрезвычайно усилил религиозное чувство в смысле аскетизма. Число монастырей и монахов так быстро возросло, что очевидец этого движения – монах Радульф Глабер – изображает это движение словами: «Казалось, как будто весь мир облек себя в белый покров Церкви» 68 . Период, предшествовавший началу крестовых походов (1096 г.), отмечен созданием новых монашеских орденов, также ведущих свое начало от братства преподобного Венедикта. В 1084 году был учрежден орден картезианцев (Charteux), а 14 лет спустя часть бенедиктинцев основала конгрегацию с еще более строгими правилами – цистерцианскую, центром которой стал монастырь Сито (Citeax, Бургундия) и главой которой был Бернар Клервоский (1091–1153).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

На север от Никольского собора – церковь Параскевы – Пятницы, построенная в 1156 году. В ней находится чудотворная икона св. великомученицы Параскевы. Рядом, на север, стоит церковь Успения Божией Матери в Торгу на Козьей Бородке, построенная в 1135 году в память убиенных на Ждане Горе. Перейдя дорогу, стоит храм великомученика и Победоносца Георгия «в Торгу, в Кожевенном ряду», построенный в 1131 году. В 1392 году за алтарем в особой часовне похоронен блаженный Феодор, Христа ради юродивый. Святые мощи его находятся под спудом, над коим поставлена рака с рельефным изображением святого. Тут же стоит величественный храм св. Иоанна Предтечи «на Опоках», основан князем Всеволодом Гавриилом в 1127 году. На его восточной стене древнее чудотворное изображение Иоанна Крестителя, по бокам его новгородские святители Никита и Иоанн. Невдалеке стоит церковь священномученика Климента на Иворове улице. Церковь построена в 1153 году, в ней находится св. икона священномученика Ипатия из близ стоящей, но ныне разобранной церкви св. муч. Ипатия. Далее по той же улице, церковь св. великомученика Димитрия Солунского, поставленная в память Куликовской битвы в 1381 году. Эта церковь очень часто страдала от пожаров. На Федоровском ручье стоит церковь великомученика Феодора Стратилата, сооруженная в 1360 году посадником Семеном Андреевичем и матерью его Натальей. Невдалеке от нее стоит церковь великомученика Никиты, выстроенная в 1406 г. и расширена в 1555 г. при Иване Грозном, временный дворец которого находился рядом с нею. Далее возле вала стоит храм муч. Бориса и Глеба. В церкви две чудотворные иконы Бориса и Глеба, на одной они изображены на конях, а другая в «чудесех». Также в храме находится св. и чудотворная икона Божией Матери, именуемой Скоропослушница, присланная с Святой Горы Афон. Над входом в храм великолепое изображение равноапостольного князя Владимира и сыновей его Бориса и Глеба, а на алтарной стене – Божией Матери Знамение и предстоящие Ей преподобные Антоний Римлянин и Варлаам иже на Хутыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Живой Колос. С. 53 1149. Ради смерти Богочеловека стоит мир и века Ради Искупительной смерти Богочеловека за мир, стоит весь мир, и нерушимо стоят все века, за этот час смерти неповинной, искупительной: долготерпит Господь всем беззаконникам, богохульникам, изменникам веры и Церкви, за этот час. Живой Колос. С. 59 1150. Величие литургии – она совершается за наши грехи О, божественная, святейшая, пренебесная, всеобъемлющая, небо и землю сосредоточивающая литургия православная! Сколь ты чудна, вожделенна, полна бесконечной благости, премудрости, правды, святости Божией, величия непостижимого... О, невыразимое чудо чудес литургия! Пади пред ней, человечество, и лей слезы покаяния: ведь, за твои грехи она совершается! Живой Колос. С. 63, 65 1151. Частое причащение дает здоровье, мир, обновление Причащение Святых Таин в каждую литургию нас делает здоровыми, мирными, обновленными. Сколько сокрыто величайших дарований в литургии! Благодарим Господа, оживляющего нас Своими чудными Тайнами! Христиане православные! боготворите литургию, боготворящую нас, по милости Божией! Священники и миряне, обновляйтесь ею всякий день. Живой Колос. С. 66 1152. Излишний сон разслабляет душу и тело Кто долго спит, для того интересы духовные делаются чуждыми, молитва – трудной, наружной и несердечной, а интересы плоти становятся на первом плане – пища и питие, прибыль, игры, разные увеселения. Излишний сон вреден, расслабляет душу и тело. Живой Колос. С. 82 1153. Серчание на вещи ведет к гневу на людей без причины Не сердись на бездушные вещи и не ругай их, когда они не так, как нужно складываются и бывают тебе помехой в деле. Привыкнешь сердиться на вещи, будешь сердиться и на людей даже без причины, и от любви отпадешь, а любовь – сущность всего закона Божия. Люби ближнего, как самого себя ( Мк. 12:33 ). Живой Колос. С. 109 1154. Человек крайне изменчив и, с высоты духовной, вмиг может пасть в бездну греха Человек ужасно непостоянен и изменчив вследствие первоначального повреждения в раю: с высоты горнего созерцания и помыслов Божественных, он во мгновение может упасть в мерзость скверных, лукавых, блудных и хульных, злых и завистливых помыслов и чувств, так, что после высокой духовной радости приходится тайно плакать о своем окаянстве. Блажен, кто благодатью Божией утвердился непоколебимо в Боге и избегнул козней велиара – богохульника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

И уже потом, на третьей песне канона читается молитва “Владыко, Боже, святый и человеколюбивый”. После шестой песни канона читалась молитва “Благих сокровище...” и после девятой – молитва “Боже, Боже наш, умная и словесныя поставивый силы...”. Молитв “Благодарим Тя, Господи Боже, спасений наших...” и “Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа...” (Там же, стр.163) в этом памятнике нет вовсе. Зато памятник имеет особую молитву отпуста, которая не встречается в других евхологионах. Вот она: “Творче всех, Господи, восставивый от упокоения ночного и к славословию утвердивый и укрепивый, приклони ухо Твое и услыши нас, не помяни немощей наших предстательством Пресвятыя Богородицы и всех святых Твоих, умири жизнь нашу, благоприятну сотвори молитву нашу, и Царствия Твоего всех нас сподоби, сый благословен во веки веков. Аминь” (Дмитриевский. Евхологиа, стр.164) . Другие памятники отсутствующие в упомянутом выше Патмосском евхологионе молитвы (“Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа...” и “Господи Боже наш, сонное уныние...”) указывают читать после 7 и 8 песен канона, т.е. после каждой песни по молитве (Кекелидзе. Лит. груз. пам., стр.146 и 166) . Установить в настоящее время полный состав утренних молитв и точное место из в чине древне-песненной утрени невозможно, во-первых, потому что разные памятники указывают разное их количество. Выше я отметил, что Патмосский евхологион No.105 не имеет двух молитв из состава тех, которые даны в Синайском евхологионе 1153 г., зато имеет особую молитву отпуста, неизвестную другим памятникам. Пропуск молитв в Патмосском евхологионе не составляет исключения. Илитарий Синайской же библиотеки X века No.956 содержит всего 6 молитв, соответствующих 1, 2, 6, 10, 11 и 12 утренним молитвам современного служебника. При этом любопытно, что третья по порядку молитва этого сокращенного состава их “Благодарим Тя, Господи Боже, спасений наших” тут же в памятнике надписана как “молитва утренняя шестая” (Дмитриевский. Евхологиа, стр.18) . Из-за отсутствия в некоторых евхологионах отдельных молитв получается путаница в их нумерации; в некоторых евхологионах, например, нынешняя девятая молитва не нумерована.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

En realidad, ellos proponían tres grados: el primero – el la purificación, ó sea, la liberación del espíritu por medio de ascetismo de los lazos de la naturaleza sensorial. El segundo – es iluminación, ó sea, la vida interior puramente espiritual, cuando el espíritu vive y actúa, perfectamente libre de la influencia del mundo sensorial. El tercer – es el cumplimiento, ó sea, la realización en Dios, Quien llena a todo el ser del hombre. El hombre, pleno de la presencia de la Divinidad, se encuentra en el estado de iluminación y éxtasis, que se manifiesta aquí, en la tierra, por acciones de carácter divino (milagros, profecías, etc.). La dirección escolástica en la teología occidental la afirmó Anselmo, obispo de Canterbery (murió en 1109); y la mística – el conocido Bernard de Clerveau (murió en 1153), en el siglo 13, en la persona de monje dominicano Tomas de Aquino (mur. 1274), llegó a su máximo desarrollo. En el siglo 15, las facetas oscuras de escolástica, un formalismo vacío y la casuística recibieron su importancia dominante. Prácticamente, la escolástica, con sus demostraciones en pro y en contra, resultó moralmente nociva. Aparecieron los intentos de justificar a los crímenes con ayuda de casuística. De esta manera la escolástica agotó a si misma, y al principio del s. 16, desapareció completamente, pero sus vestigios en la teología quedaron por largo tiempo. La mística, en el s. 15, tomó una dirección mas practica, que se expresaba por la predica de la vida verdaderamente justa. La enseñanza sobre los méritos, que sobrepasan las deudas, de los santos, salió del punto de vista pelagiano, sobre el estado del hombre antes y después de su caída en el pecado, y de estas mismas opiniones sobre la absolución y la salvación del mismo. Según su concepto, la justicia original (justitia originalis), consistía exclusivamente de dones extraordinarios de Gracia (dona supranaturalia). La caída en el pecado, solo llevó a la privación de estos dones; las fuerzas morales del hombre quedaron tal como estaban antes de la caída, con las mismas perfecciones y fallas, que fueron otorgados a su naturaleza por el Creador.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/el-cis...

Надобно творить милостыню не откладывая. Вот что говорит св. Василий Великий о долге неотложности помощи нуждающемуся: «Голодный чахнет, нагий цепенеет, должник притеснен: а ты откладываешь милостыню до завтра! Послушай Соломона: не рци отшед возвратися, и заутра дам: не веси бо, что породит находящий день ( Притч. 3:28 ) 1153 . Не следует оставлять бедного в положении нужды даже на самое короткое время. «Не медли,– убеждает и св. Григорий Богослов , – сделаться щедрым, но будь им теперь». 1154 В ряду других свойств христианского милосердия мы можем назвать и ту его черту, по которой должно благотворить из имущества, приобретенного честным трудом, а не путем хищения, обмана и неправды. «Дадите, – сказал (Господь), – милостыню, и се вся чиста вам будет» ( Лк. 11:41 ), – пишет св. Иоанн Златоуст ; милостыню, но не то, что приобретено любостяжанием, потому что уделяемое от приобретенного любостяжанием не имеет значения, хотя бы ты подавал и нуждающимся. Так, истинная милостыня... все делает чистым» 1155 . Лучше ничего не давать другим, чем чужое. Скажи мне: если бы ты увидел каких-нибудь двух людей, одного нагого, а другого имеющего одежду, и затем, раздевши имеющего одежду, одел нагого, не поступил ли бы ты несправедливо? 1156 Но если мы должны давать не из чужого имущества, а только из своего, и притом честно и праведно приобретенного, то для этого нам надобно ограничивать себя даже в необходимом удовлетворении собственных нужд и потребностей, вплоть до воздержания в пище ради благотворения неимущим. «Я научу тебя, – говорится в «Пастыре» ап. Ермы, – какой пост совершенный и угодный Богу. Поступай так: в тот день, когда постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды; и исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу по примеру прочих дней, остающееся от этого дня, отложи и отдай вдове, сироте и бедному; таким образом ты смиришь свою душу, и получивший от тебя насытит свою душу и будет за тебя молиться Господу». 1157 Указание на пост ради милостыни бедным, позднее вошедший в обычай древнемонашеской жизни, мы находим и у бл. Диодоха: «Воздержание в яствах, – говорит он, – так должно было бы соблюдать... чтобы... избыток наш был достаточным сбережением для нищенствующих, что именно служит признаком искренней любви» 1158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Замечания подобного рода встречаются в последовании крещения по Евхологиям Барберинову VIII–IX в., Крипто-Ферратскому IX–X в., преосвященного Порфирия и рукописям: Синайской библ. 1153 г. XII–XIII в. XIV в. 971, Ватопедской Афонской библ. XIV в. Афоно-Кутлумушского монастыря 491, лавры Афанасия Афонского XIV в. 7, Московской Синодальной библ. XIV в. 279, Синайской библ. XV в. и 984, лавры Афанасия Афонского XV в. Чаушской библ. в Солуни XV в. 29, патриаршей Александровой библ. XVI в. 224–1070 11 . Буквальное повторение предписания перечисленных памятников находим и в служебнике русской церкви по рукописи XIV в. Софийской библ. 526. «И по сем, т. е. миропомазании, читаем в нем, входит иерей с новопросвещенными на выход, и поя с певцы: «блажени, им же отпущена суть». И тако по ряду совершается божественная служба». И так как великий вход называется в славяно-русских богослужебных памятниках «переносом» 12 , то очевидно, что под «выходом», на который вводятся новопросвещенные, может разуметься только малый вход. Возможный под. условием соединения крещения с литургией обряд введения новокрещенных в церковь на малом входе естественно должен был исчезнуть с обособлением таинства, его отделением от евхаристии. Независимо от этого, его устранение из церковной практики было подготовлено и другими обстоятельствами. Самым главным из них являлась требуемая им наличность особого штата священно и церковно-служителей для отправления литургии и особого для – приуроченного к ее началу крещения и вытекающая отсюда невозможность его совершения в приходских церквах. Сообразно с этим, рассматриваемого акта не наблюдается как в тех случаях, когда крещение совершается отдельно от литургии 13 , так и в тех, когда предваряет ее 14 . В воспроизводящих практику последнего рода списках крещения изложение его состава заканчивается обычно замечанием: «и совершается божественная литургия». Исключив из чина крещения акт введения новокрещенных на малом входе, церковь не могла однако всецело забыть древней практики.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010